Обобщение опыта внедрения инновационных направлений на уроках технологии

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левкович А. А., Клюева И. В. Обобщение опыта внедрения инновационных направлений на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14565.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен опыт применения инновационных технологий с использованием ресурса Дневник.ру в преподавании технологии для девочек.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Левкович Алла Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей №9», г. Новосибирскlevalla@yandex.ru

Клюева Инна Викторовна,кандидат технических наук, доцент кафедры конструирования изделий из кожи Новосибирскоготехнологическогоинститута(филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологии и дизайна», г. НовосибирскKlueva.iv@yandex.ru

Обобщение опыта внедрения инновационных направлений на уроках технологии

Аннотация.Встатье рассмотрен опыт применения инновационных технологий с использованием ресурса Дневник.ру в преподавании технологии для девочек.Ключевые слова:инновации, методическая работа, учебные материалы, урок технологии.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Школа №9 –одна из первых школ города Новосибирска, построена в 1912 г. С 2001г.школа аккредитована в статусе «лицей».С2009 г.влицее существуют губернаторские физикоматематические классы [1].Несмотря на точто обязательным будет обучениепо Федеральномугосударственномуобразовательномустандарту на ступени основногообщегообразованияс 2015/2016 учебного года,в нашейобразовательной организациис 2012 г.в5мфизикоматематическом классе введено обучениепо стандартам второго поколения.

Однойиз важнейших задач обучения в школе второй ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научитьсясамостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать опыт практической деятельности, полученный в школе в реальной жизни, за рамками учебного процесса. ФГОС в основной школе обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Для более эффективного достижения вышеперечисленных результатовв лицееведётсянаучнометодическая работа,иинновационная деятельность учителейявляется её неотъемлемой частью. С сентября 2012 г.лицей подключился к ресурсу Дневник.ру.Дневник.ру–единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Разработка проекта началась в 2007г.,и уже в 2009 г. проект был запущен под эгидой приоритетного национального проекта «Образование». Дневник.ру поддерживается Полномочным представительством Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования. Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайнтренинг тестирования ЕГЭ [2]. Лицей №9 занимает 10еместо среди всех образовательных учреждений Российской Федерациипо активности пользования этим ресурсом (см. рис.1). Рис.1.Результаты мониторинга активности образовательных учреждений РФ в Дневник.ру на май 2014г.

На рис.2 представлен внешний вид страницы Дневник.ру. Учитель может выкладывать в общий доступ методические материалы по предмету, общаться напрямую с родителями и учениками.

Рис. 2. Главная страницасайта Дневник.ру

В преподавании дисциплины «Технология для девочек» авторы нашли широкое применение возможностямданного ресурса.Целью инновационных разработок автора является повышение качества обученности технологии учащихся 5–8хклассов через развитие коммуникативных компетенций. Сущность инновации заключается в формировании и размещении на сайте Дневник.ру банка методических материалов дляпомощив освоенииучебной программы по технологии.Прогнозируемый результат –повышение качества обученности по предмету,а также положительная динамика удовлетворенности учащихся и родителей качеством преподавания предмета.Перед началом работы был разработан план реализации инновации,в которомбыли определенычетыре основных этапа, представленныхв табл.1.

Таблица 1 План реализации инновации в 2013–2014гг.

ЭтапыСодержание работы

Примерные сроки выполненияПодготовительный1. Сбор информации оформировании и размещении на сайтахучебнометодических материаловв помощь в освоенииучебной программы по технологии.

2. Сбор информации о наличииучебнометодических материаловв помощь в освоенииучебной программы по технологии,размещённых на сайтахсреди учителей Центрального округа г. Новосибирска.3. Вводное анкетирование обучаемых 5–8хклассов

Сентябрь –первая половина октября 2013г.

Октябрь2013 г.

Технологический 1.

Освоение стадии опытного внедренияучебнодидактических материалов: создание разработок с помощью стандартного программного обеспечения по основным темам для учащихся 5–8хклассови размещение ихна сайте электронного дневника.

2.Промежуточноеанкетирование обучаемых6хклассов.3.Итоговое анкетирование обучаемых 5–8хклассов.4.Выборочный опрос родителей обучаемых. Анализ общественного мнения.5.Результатыобучаемых: подготовкасравнительныхрезультатовобученностив количественном и качественном показателях в рамках инновационной деятельности.6.Систематизацияучебнометодическогоматериала.7.Оформление пакета ЦОРдля обучаемых 5–6хклассов

Октябрь 2013 –март 2014г.



Январь 2014г.Апрель 2014г.

Апрель 2014г.

Май 2014г. Июнь 2014г.Контрольный

1.Промежуточный отчёт инновационной деятельности на заседании методического объединения искусств.2.Доработка промежуточного отчёта инновационной деятельностис учётом замечаний, полученных наМОискусств.3.Промежуточный отчёт инновационной деятельности на заседании НМС лицея.4.Анализ инновационной деятельности.5.Подготовкапрезентации инновационной деятельностиЯнварь 2014г.

Январь 2014г.

Январь 2014г.

Май 2014г.Май 2014г.Заключительный Презентацияинновационнойдеятельности:выступление на заседанииМО искусств и на НМС лицеяИюнь 2014г.

Разработанные методические материалы размещаются на личной странице педагога (см. рис. 3) и доступны для скачивания как ученикам, там и родителям, зарегистрированным в системе (см. рис.4). Рис.3. Размещение методических материалов на странице педагога

Рис. 4.Скачивание материала (на примере страницы родителя)

Разработанный методический материал в полной мере соответствует требованиям ФГОС, изложен наглядно, в доступной форме, что облегчает ребенку самостоятельную работу над материалом. Это особенно важно при отсутствии на уроке по причине болезни. На рис.5 представлен фрагмент по теме «Обработка пояса».

Рис. 5. Методический материал по теме «Обработка пояса»

Впредставленных ниже табл. 2, 3 представлены материалывводного и промежуточногоопросов обучаемых, которыепоказали, что необходимость вразмещении учебнометодического материаладостаточно высока. Таблица 2Актуальность материала по дисциплине «Технология»

КлассыКолво опрошенныхНужен ливам материал по технологии

для самостоятельных домашних заданий?«Да»«Нет»«Ещё не определилась»5

58

60% (35 чел.)21%

(12 чел.)19%

(11чел.)6

74

81%

(60 чел.)12%

(9 чел.)7%

(5чел.)

Таблица 3Анализ предпочтений поприменению ресурса Дневник.ру

ВопросыКоличество%Опрошено учащихся186701.

Пользуетесь ли выучебным материалом по технологии, размещаемым в Дневнике. ру?

постоянно5228часто6837редко4222не пользуюсь2413

2.Понятенли вампредлагаемыйматериал?

да10565нет––не всегда5735

3. Какой материал вы хотели бы получать через Дневник ру?

материал прошедшего занятия12366материал следующего занятия11763теоретическийматериал 5530иллюстративный материал14377

4.Обращаются ли ваши родители к материалам по технологии?

да4323нет8345не знаю6032

В результате инновационной деятельности к концу учебного года был создан банк учебнометодических материалов для обучаемых 5–6хклассовпо разделам программы «Создание изделий из текстильных материалов».Так,например, для учащихся 5хклассов,выполняющих учебный проект «Фартук»,были подготовлены учебнометодические материалы: «Виды машинных швов»,«Построение чертежа фартука», ««Раскрой фартука», «Обработка нижней части фартука», «Обработка кармана», «Присоединение кармана к фартуку» и т.д.Материалы размещались на сайте Дневник.рурегулярно после проведениятекущего занятия, что позволяло обучаемым, которые по ряду причин не успевали науроках выполнять предлагаемые операции и действия,закончитьработу. Кроме того, материалами пользовались обучаемые, которые пропустили занятия по болезни или по иным уважительным причинам. Таким образом,результаты инновации показали высокую востребованность учебнометодическихматериалов. В дальнейшем планируется расширение работы по данному направлению.

Ссылки на источники1.МАОУ Лицей №9.–URL:http://l9nsk.ru/(дата обращения 10.05.2014).2.Коротко о проекте Дневник.ру.–URL:http://company.dnevnik.ru/about/(дата обращения 10.05.2014).

Alla Levkovich,

Teacherof the highest qualification category, Lyceum №9, Novosibirsk levalla@yandex.ruInna Klyueva,

Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of leather products design, Novosibirsk Institute of technology (branch) of the Moscow State University of Design and Technology, NovosibirskKlueva.iv@yandex.ruSummarizing the experience of usage the innovative directions attechnology lessons Abstract.The authors describethe experience of implementing innovative technologies with use of resource Dnevnik.ru inteaching technology for girls.Key words:innovation, methodological work, teaching materials, lesson technology.References1.MAOU Licej № 9.Available at: http://l9nsk.ru/ (data obrashhenija 10.05.2014).2.Korotko o proekte Dnevnik.ru.Available at: http://company.dnevnik.ru/about/ (data obrashhenija 10.05.2014).

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»