Система формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности»
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Морилова
Л.
В. Система формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S6. – С.
56–60. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14567.htm.
Аннотация. В статье описаны опыт и результаты обучения бакалавров в условиях профессиональной среды.
Ключевые слова:
профессиональные компетенции, подготовка инженеров-бакалавров, профессиональная среда
Текст статьи
Морилова Лена Валерьевна,кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировlenamorilova@mail.ru
Система формирования профессиональных компетенций у студентовбакалавров направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности»
Аннотация. В статье описаныопыт и результаты обучения бакалавров в условиях профессиональной среды. Ключевые слова:подготовка инженеровбакалавров, профессиональные компетенции, профессиональная среда.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.стратегической целью государственной политики в области образования названо повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Достижение поставленной цели связано с решением таких приоритетных задач, как формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан; обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационнойструктуры; становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ [1].Введенный Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» предполагает компетентностный подход в обучении. Это связано с современными требованиями к бакалавруинженеру, которые включают полифункциональность будущей деятельности, активную жизненную позицию и готовность к адаптации в различных предлагаемых условиях производства. Компетентностный подход связан с системными изменениями образовательного процесса, элементом содержания которого является профессиональная задача. Критерием качества подготовки считаетсявладение выпускников профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности.В соответствии с современными требованиями к выпускнику особое значение в образовательном процессе имеетразвивающая составляющая, которая связана как с активными методами обучения, моделирующими профессиональную деятельность, так и с образовательной средой, которую создает вуз, потенциальные работодатели и сообщество индустрии моды.К преобладающим видам профессиональной деятельности конструктора по ФГОС ВПО относятся производственноконструкторская, проектнодизайнерская, научноисследовательская и организационноуправленческая. Основное содержание каждого вида деятельности отражают конкретные профессиональные задачи, которые должен решать выпускник.Производственноконструкторская деятельность (ПК6, 7, 8) включает:подготовку, планирование и эффективное управление процессами конструирования одежды, обуви, кожи, меха и кожгалантерейных изделий различного назначения;производственный контроль параметров качества поэтапного изготовления деталей, полуфабрикатов и готовых изделий;анализ, оценку, планированиезатрат и эффективное использование основных и вспомогательных материалов;осуществление дизайнпроектов на изделия легкой промышленности с учетом качественного преобразования «сырье –полуфабрикат –готовое изделие»;экспертизуи реализациюпринципов авторского контроля;оценкуинновационного потенциала новых изделий;подготовкудокументации по менеджменту и маркетингу одежды, обуви, кожи, меха и кожгалантерейных изделий различного назначения;контроль за соблюдением экологической безопасности при изготовлении изделий легкой промышленности.Организационноуправленческая деятельность (ПК9,10,11, 12) предполагает:организациюи управление работой малых коллективов исполнителей, разработкуи управление реализацией оперативных планов работы первичных производственных подразделений;осуществление авторского надзора за разработкой и изготовлением изделий легкой промышленности;применение нормативноправовой базы на практике;нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при планировании и выборе оптимального решения по реализации дизайнпроектов на изделия легкой промышленности.Научноисследовательская деятельность (ПК13,14, 15,16) включает:изучение научнотехнической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;проведение вычислительных экспериментов с использованием стандартных программных средств, позволяющих прогнозировать свойства изделий из различных материалов;участие в проведении исследований свойств различных материалов и изделий легкой промышленности по заданной методике;анализ, синтез и оптимизациюпроцессов обеспечения качества выпускаемой продукции и сертификации с применением информационных технологий и технических средств.Проектнодизайнерская деятельность (ПК17,18, 19) связана с решением рядазадач:формулирование текущих и конечных целей проекта, нахождение оптимальных технических и дизайнерских способов их достижения и решения;сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования изделий легкой промышленности;проведение техникоэкономического обоснования проектов;расчет и проектирование деталей, изделий и технологических процессов легкой промышленности в соответствии с техническим заданием;разработка дизайнпроектов изделий легкой промышленности с учетом утилитарнотехнических, художественноэстетических, экономических параметров;разработка проектной, рабочей технической документации и оформление законченных проектноконструкторских работ;контроль соответствия разрабатываемых проектови технической документациитехническим условиям и другим нормативным документам [2].Кафедрой технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного гуманитарного университета образовательный процесс организован в тесной связи с профессиональнопроизводственной средой. Студенты знакомятсяс производством,начиная с экскурсий на швейные, меховые предприятия и прохождения производственной практики. Это позволяет им глубже узнать специфику отраслей и особенности различных предприятий, осознанно и ответственно подойти к разработке курсовых и дипломных проектов. Специалисты предприятий,в свою очередь,принимают активное участие в семинарах, конференциях и круглых столах, организуемых преподавателями кафедры. Традиционно на открытых защитах выпускных квалификационных работ и в качестве членов жюри творческих конкурсов присутствуют руководители предприятий [3]. Решение профессиональных задач моделируется студентамибакалаврами при активном взаимодействии с работодателями, начиная от небольших проектов в области перспективного формообразования одежды, композиционных, технологических решений, конфекционирования, изучения свойств швейных материалов, заканчивая разработками производственных коллекций и проектами по модернизации предприятий. Разработки по заказам предприятий выполняются в рамках дипломных и курсовых работ, во время учебной и производственной практик.Направления экспериментальных разработок по отрасли легкой промышленности различны и охватывают следующие группы и ассортимент:швейная промышленность–изделия различного назначения из тканей, трикотажных полотен, искусственной и натуральной кожи (одежда для взрослых и детей, предметы интерьера, текстильные игрушки и одежда для кукол);меховая промышленность –меховые и шубные изделия для взрослых, женские головные уборы;кожевенная промышленность–одежда для взрослых, галантерейные изделия, шорноседельные изделия;проектирование и техническое перевооружение предприятий легкой промышленности.Прикладные исследованиявыполнены при оценке безопасности детской одежды, при изучении механических свойств льняных плательных тканей, механических и экологических свойств мебельных тканей.Постоянными партнерами являются кировские предприятия:ООО «Эйс», ОАО «Весна», ООО «АртЛен», ООО «Мехико», ТПК «Калинка–Морозов», «Буонопроизводство», ООО «Наивный мир», «OLLKO» (ИП О.В. Метелева) и др. [4] География научнопрактического взаимодействия с профильными швейными предприятиями включает Нижегородскую, Костромскую, Вологодскую области, Удмуртскую Республику (г. Сарапул) и Республику Коми.Ряд выпускников работает вМоскве, СанктПетербурге, Казани. Результаты научной деятельности студентов докладываются на конференциях международного и всероссийского уровней, в том числе проводимых кафедрой: «Новые материалы и технологии современного швейного производства» (2011г.,при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований), «Экология и качество современных изделий легкой промышленности» (2012г.), «Научнопрактическое сотрудничество системы профессионального образования с предприятиями легкой промышленности региона» (2013г.,при поддержке РФФИ).В 2012/2013 учебном году кафедра технологии и методики преподавания впервые коммерциализировала разработки, выполняя хоздоговорные научноисследовательскиеи опытноконструкторские работы. Примеры хоздоговоров приведены в табл.1. Таблица 1Исследование и разработки кафедры технологии и методики преподавания технологии
ПредприятиезаказчикРеквизиты
договораПредмет договораИП О.В. Метелева№ 855/12юот 16.10.2012(без НДС)Создание технологии оценкиэкологичности и качества изделий легкой промышленности
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук» (КОГОАУ ЛЕН)№ 90/13юот 09.04.2013(без НДС)Создание научной продукции «Оригинальные образцы детских театральных костюмов»ООО «Альфацентр»№ 173/13юот 25.07.13(без НДС)Создание научной продукции «Оригинальная коллекция моделей женской одежды изо льна»
Важное значение имеетстуденческая конкурсная деятельность в формировании профессиональных компетенций, развитии творческого потенциала и продвижении в профессиональную среду индустрии моды.Студенты активно принимают участие в конкурсах и выставках международного и всероссийского уровней: «Губернский стиль» (г. Воронеж), «Адмиралтейская игла» (г. СанктПетербург), Международный фестиваль льна (г. Вологда), Международная российскокорейская конференция и выставка «Гранд Фэшн» (г. Москва), Регулярно студенты и выпускники становятся призерами Международного фестиваля молодых дизайнеров «Губернский стиль» (г. Воронеж), регионального этапа Международного конкурса «Русский силуэт»на Вятке. Наиболее значительных результатов достигли студенты К.А.Черепанова и Н.А.Казакова. В 2011 г.К.А.Черепанова заняла II место на Международном фестивале молодых дизайнеров «Губернский стиль» в Воронеже. По результатам конкурса приглашена к участию в Международном конкурсе молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла» (г.СанктПетербург). Жюри фестиваля «Губернский стиль» (г. Воронеж) дважды отметило Н.А.Казакову, присудив III место в 2012г. и 2014г. III место заняла Надежда и на региональном этапе Международного конкурса «Русский силуэт»на Вятке в 2013г. и заслужила одобрение Т.Е.Михалковой.Качественный состав подготовленных выпускных квалификационных проектов как результат системной работы в образовательной профессиональной среде представлен в табл.2.
Таблица 2Результаты научнопрактической и конкурсной деятельности кафедры в рамках выпускных квалификационных проектов
Год
Всего ВКР
По заявкам организаций и предприятий, количествоРекомендованы к внедрениюПредставленына конкурсах2008777–20092067102010329942011459146201244201992013351311520142511116
Значительная роль в формировании, развитии профессиональных и нравственных качеств, творческого потенциала и социальной активности будущих конструкторов отведена студенческой творческой среде вуза и факультета. Занятия студентов в творческом коллективе позволяют осваивать практическое применение теоретических знаний, что способствует развитию профессиональнозначимых качеств личности, росту мотивации к учебе, улучшению качества усвоения знанийи самореализации личности. Одной из форм профессионального творческого коллектива является театр моды «Туфлай», созданный на факультете технологии и дизайна ВятГГУ около 10 лет назад. Студентыконструкторыпринимают участие в работе театра моды, который регулярно привлекается на мероприятия различного уровня и содержания –от профориентационных встреч в школах и лицеях, внутривузовских семинаров до всероссийских студенческих конкурсов. Созданный коллектив демонстрирует студенческие коллекции моделей одежды. В течение года в театре занимается более 20 человек. Всего за историю создания в театре моды «Туфлай» участвовали около 50 студентов, представлено 30 студенческих коллекций. Большинство выпускниц впоследствии связывают свою профессиональную деятельность с индустрией моды. Так, одна из активных участниц театра моды Ю.Афанасенко после окончания вуза открыла творческую мастерскую Нижегородской школы модельеров, а Э.Кислухина занимается организацией молодежных фэшнконкурсов в НижнемНовгороде.Таким образом, на кафедре технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного гуманитарного университета накоплен серьезный опыт подготовки конструкторов в условиях взаимодействия различных участников образовательной среды. Как показывает сложившийся опыт, востребованность выпускников высокая –90% работают на крупных швейных предприятиях, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса, индустрии моды.
Ссылки на источники1.Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв.распоряжениемПравительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662р).2.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 18.05.2011 №1657, от 31.05.2011 №1975).3.Крысова В.А., МориловаЛ.В. Механизмы взаимодействия вуза и работодателей в процессе подготовки специалистов по направлениям «Конструирование и технология изделий легкой промышленности» на основе активных образовательных технологий // Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов на основе ФГОС ВПО: материалы Всерос.метод.конф. –Киров: Издво ООО «РадугаПРЕСС», 2012. –1 электрон. оптич.диск (CDROM).4.Морилова Л.В. Опыт внедрения научнопрактических работ в области технологии и конструирования изделий легкой промышленности // Взаимодействие высшей школы с предприятиями легкой промышленности: наука и практика: материалы Междунар.науч.практ.конф., посвящ.20летию кафедры технологии и материаловедения швейного производства, 18 декабря 2013г./Костромской государственный технологический университет. –Кострома: КГТУ, 2013. –С.183–185.
Lena Morilova,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professorat the chair of theory and methodsof teaching technology, Vyatka State University of Humanities,KirovSystem of professional competencies formation ofbachelorstudents with major “Designingoflight industryproducts”Abstract.The author describes the experience and results of bachelors trainingin terms of professional environment.Keywords:bachelors of engineeringtraining, professional competence,professional environment. References1.Koncepcija dolgosrochnogo social'nojekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda(utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 17 nojabrja 2008 g. № 1662r)(in Russian).2.Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 262200 Konstruirovanie izdelijlegkoj promyshlennosti (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») (v red. Prikazov Minobrnauki RF ot 18.05.2011 №1657, ot 31.05.2011 № 1975) (in Russian).3.Krysova,V.A., Morilova,L.V. (2012) “Mehanizmy vzaimodejstvija vuza i rabotodatelej v processe podgotovki specialistov po napravlenijam “Konstruirovanie i tehnologija izdelij legkoj promyshlennosti”na osnove aktivnyh obrazovatel'nyh tehnologij”, in Problemy i perspektivy realizacii kompetentnostnogo podhoda pri podgotovke specialistov na osnove FGOS VPO: materialy Vseros. metod. konf., Izdvo OOO “RadugaPRESS”, Kirov,1 jelektron. optich.disk (CDROM) (in Russian).4.Morilova, L.V. (2013) “Opyt vnedrenija nauchnoprakticheskih rabot v oblasti tehnologii i konstruirovanija izdelij legkoj promyshlennosti”, inVzaimodejstvie vysshej shkoly s predprijatijami legkoj promyshlennosti: nauka i praktika: materialy Mezhdunar. nauch.prakt. konf., posvjashh. 20letiju kafedry tehnologii i materialovedenija shvejnogo proizvodstva, 18 dekabrja 2013 g.,Kostromskoj gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet, KGTU, Kostroma, pp. 183–185 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Система формирования профессиональных компетенций у студентовбакалавров направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности»
Аннотация. В статье описаныопыт и результаты обучения бакалавров в условиях профессиональной среды. Ключевые слова:подготовка инженеровбакалавров, профессиональные компетенции, профессиональная среда.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.стратегической целью государственной политики в области образования названо повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Достижение поставленной цели связано с решением таких приоритетных задач, как формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан; обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационнойструктуры; становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ [1].Введенный Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» предполагает компетентностный подход в обучении. Это связано с современными требованиями к бакалавруинженеру, которые включают полифункциональность будущей деятельности, активную жизненную позицию и готовность к адаптации в различных предлагаемых условиях производства. Компетентностный подход связан с системными изменениями образовательного процесса, элементом содержания которого является профессиональная задача. Критерием качества подготовки считаетсявладение выпускников профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности.В соответствии с современными требованиями к выпускнику особое значение в образовательном процессе имеетразвивающая составляющая, которая связана как с активными методами обучения, моделирующими профессиональную деятельность, так и с образовательной средой, которую создает вуз, потенциальные работодатели и сообщество индустрии моды.К преобладающим видам профессиональной деятельности конструктора по ФГОС ВПО относятся производственноконструкторская, проектнодизайнерская, научноисследовательская и организационноуправленческая. Основное содержание каждого вида деятельности отражают конкретные профессиональные задачи, которые должен решать выпускник.Производственноконструкторская деятельность (ПК6, 7, 8) включает:подготовку, планирование и эффективное управление процессами конструирования одежды, обуви, кожи, меха и кожгалантерейных изделий различного назначения;производственный контроль параметров качества поэтапного изготовления деталей, полуфабрикатов и готовых изделий;анализ, оценку, планированиезатрат и эффективное использование основных и вспомогательных материалов;осуществление дизайнпроектов на изделия легкой промышленности с учетом качественного преобразования «сырье –полуфабрикат –готовое изделие»;экспертизуи реализациюпринципов авторского контроля;оценкуинновационного потенциала новых изделий;подготовкудокументации по менеджменту и маркетингу одежды, обуви, кожи, меха и кожгалантерейных изделий различного назначения;контроль за соблюдением экологической безопасности при изготовлении изделий легкой промышленности.Организационноуправленческая деятельность (ПК9,10,11, 12) предполагает:организациюи управление работой малых коллективов исполнителей, разработкуи управление реализацией оперативных планов работы первичных производственных подразделений;осуществление авторского надзора за разработкой и изготовлением изделий легкой промышленности;применение нормативноправовой базы на практике;нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при планировании и выборе оптимального решения по реализации дизайнпроектов на изделия легкой промышленности.Научноисследовательская деятельность (ПК13,14, 15,16) включает:изучение научнотехнической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;проведение вычислительных экспериментов с использованием стандартных программных средств, позволяющих прогнозировать свойства изделий из различных материалов;участие в проведении исследований свойств различных материалов и изделий легкой промышленности по заданной методике;анализ, синтез и оптимизациюпроцессов обеспечения качества выпускаемой продукции и сертификации с применением информационных технологий и технических средств.Проектнодизайнерская деятельность (ПК17,18, 19) связана с решением рядазадач:формулирование текущих и конечных целей проекта, нахождение оптимальных технических и дизайнерских способов их достижения и решения;сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования изделий легкой промышленности;проведение техникоэкономического обоснования проектов;расчет и проектирование деталей, изделий и технологических процессов легкой промышленности в соответствии с техническим заданием;разработка дизайнпроектов изделий легкой промышленности с учетом утилитарнотехнических, художественноэстетических, экономических параметров;разработка проектной, рабочей технической документации и оформление законченных проектноконструкторских работ;контроль соответствия разрабатываемых проектови технической документациитехническим условиям и другим нормативным документам [2].Кафедрой технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного гуманитарного университета образовательный процесс организован в тесной связи с профессиональнопроизводственной средой. Студенты знакомятсяс производством,начиная с экскурсий на швейные, меховые предприятия и прохождения производственной практики. Это позволяет им глубже узнать специфику отраслей и особенности различных предприятий, осознанно и ответственно подойти к разработке курсовых и дипломных проектов. Специалисты предприятий,в свою очередь,принимают активное участие в семинарах, конференциях и круглых столах, организуемых преподавателями кафедры. Традиционно на открытых защитах выпускных квалификационных работ и в качестве членов жюри творческих конкурсов присутствуют руководители предприятий [3]. Решение профессиональных задач моделируется студентамибакалаврами при активном взаимодействии с работодателями, начиная от небольших проектов в области перспективного формообразования одежды, композиционных, технологических решений, конфекционирования, изучения свойств швейных материалов, заканчивая разработками производственных коллекций и проектами по модернизации предприятий. Разработки по заказам предприятий выполняются в рамках дипломных и курсовых работ, во время учебной и производственной практик.Направления экспериментальных разработок по отрасли легкой промышленности различны и охватывают следующие группы и ассортимент:швейная промышленность–изделия различного назначения из тканей, трикотажных полотен, искусственной и натуральной кожи (одежда для взрослых и детей, предметы интерьера, текстильные игрушки и одежда для кукол);меховая промышленность –меховые и шубные изделия для взрослых, женские головные уборы;кожевенная промышленность–одежда для взрослых, галантерейные изделия, шорноседельные изделия;проектирование и техническое перевооружение предприятий легкой промышленности.Прикладные исследованиявыполнены при оценке безопасности детской одежды, при изучении механических свойств льняных плательных тканей, механических и экологических свойств мебельных тканей.Постоянными партнерами являются кировские предприятия:ООО «Эйс», ОАО «Весна», ООО «АртЛен», ООО «Мехико», ТПК «Калинка–Морозов», «Буонопроизводство», ООО «Наивный мир», «OLLKO» (ИП О.В. Метелева) и др. [4] География научнопрактического взаимодействия с профильными швейными предприятиями включает Нижегородскую, Костромскую, Вологодскую области, Удмуртскую Республику (г. Сарапул) и Республику Коми.Ряд выпускников работает вМоскве, СанктПетербурге, Казани. Результаты научной деятельности студентов докладываются на конференциях международного и всероссийского уровней, в том числе проводимых кафедрой: «Новые материалы и технологии современного швейного производства» (2011г.,при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований), «Экология и качество современных изделий легкой промышленности» (2012г.), «Научнопрактическое сотрудничество системы профессионального образования с предприятиями легкой промышленности региона» (2013г.,при поддержке РФФИ).В 2012/2013 учебном году кафедра технологии и методики преподавания впервые коммерциализировала разработки, выполняя хоздоговорные научноисследовательскиеи опытноконструкторские работы. Примеры хоздоговоров приведены в табл.1. Таблица 1Исследование и разработки кафедры технологии и методики преподавания технологии
ПредприятиезаказчикРеквизиты
договораПредмет договораИП О.В. Метелева№ 855/12юот 16.10.2012(без НДС)Создание технологии оценкиэкологичности и качества изделий легкой промышленности
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук» (КОГОАУ ЛЕН)№ 90/13юот 09.04.2013(без НДС)Создание научной продукции «Оригинальные образцы детских театральных костюмов»ООО «Альфацентр»№ 173/13юот 25.07.13(без НДС)Создание научной продукции «Оригинальная коллекция моделей женской одежды изо льна»
Важное значение имеетстуденческая конкурсная деятельность в формировании профессиональных компетенций, развитии творческого потенциала и продвижении в профессиональную среду индустрии моды.Студенты активно принимают участие в конкурсах и выставках международного и всероссийского уровней: «Губернский стиль» (г. Воронеж), «Адмиралтейская игла» (г. СанктПетербург), Международный фестиваль льна (г. Вологда), Международная российскокорейская конференция и выставка «Гранд Фэшн» (г. Москва), Регулярно студенты и выпускники становятся призерами Международного фестиваля молодых дизайнеров «Губернский стиль» (г. Воронеж), регионального этапа Международного конкурса «Русский силуэт»на Вятке. Наиболее значительных результатов достигли студенты К.А.Черепанова и Н.А.Казакова. В 2011 г.К.А.Черепанова заняла II место на Международном фестивале молодых дизайнеров «Губернский стиль» в Воронеже. По результатам конкурса приглашена к участию в Международном конкурсе молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла» (г.СанктПетербург). Жюри фестиваля «Губернский стиль» (г. Воронеж) дважды отметило Н.А.Казакову, присудив III место в 2012г. и 2014г. III место заняла Надежда и на региональном этапе Международного конкурса «Русский силуэт»на Вятке в 2013г. и заслужила одобрение Т.Е.Михалковой.Качественный состав подготовленных выпускных квалификационных проектов как результат системной работы в образовательной профессиональной среде представлен в табл.2.
Таблица 2Результаты научнопрактической и конкурсной деятельности кафедры в рамках выпускных квалификационных проектов
Год
Всего ВКР
По заявкам организаций и предприятий, количествоРекомендованы к внедрениюПредставленына конкурсах2008777–20092067102010329942011459146201244201992013351311520142511116
Значительная роль в формировании, развитии профессиональных и нравственных качеств, творческого потенциала и социальной активности будущих конструкторов отведена студенческой творческой среде вуза и факультета. Занятия студентов в творческом коллективе позволяют осваивать практическое применение теоретических знаний, что способствует развитию профессиональнозначимых качеств личности, росту мотивации к учебе, улучшению качества усвоения знанийи самореализации личности. Одной из форм профессионального творческого коллектива является театр моды «Туфлай», созданный на факультете технологии и дизайна ВятГГУ около 10 лет назад. Студентыконструкторыпринимают участие в работе театра моды, который регулярно привлекается на мероприятия различного уровня и содержания –от профориентационных встреч в школах и лицеях, внутривузовских семинаров до всероссийских студенческих конкурсов. Созданный коллектив демонстрирует студенческие коллекции моделей одежды. В течение года в театре занимается более 20 человек. Всего за историю создания в театре моды «Туфлай» участвовали около 50 студентов, представлено 30 студенческих коллекций. Большинство выпускниц впоследствии связывают свою профессиональную деятельность с индустрией моды. Так, одна из активных участниц театра моды Ю.Афанасенко после окончания вуза открыла творческую мастерскую Нижегородской школы модельеров, а Э.Кислухина занимается организацией молодежных фэшнконкурсов в НижнемНовгороде.Таким образом, на кафедре технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного гуманитарного университета накоплен серьезный опыт подготовки конструкторов в условиях взаимодействия различных участников образовательной среды. Как показывает сложившийся опыт, востребованность выпускников высокая –90% работают на крупных швейных предприятиях, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса, индустрии моды.
Ссылки на источники1.Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв.распоряжениемПравительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662р).2.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 18.05.2011 №1657, от 31.05.2011 №1975).3.Крысова В.А., МориловаЛ.В. Механизмы взаимодействия вуза и работодателей в процессе подготовки специалистов по направлениям «Конструирование и технология изделий легкой промышленности» на основе активных образовательных технологий // Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов на основе ФГОС ВПО: материалы Всерос.метод.конф. –Киров: Издво ООО «РадугаПРЕСС», 2012. –1 электрон. оптич.диск (CDROM).4.Морилова Л.В. Опыт внедрения научнопрактических работ в области технологии и конструирования изделий легкой промышленности // Взаимодействие высшей школы с предприятиями легкой промышленности: наука и практика: материалы Междунар.науч.практ.конф., посвящ.20летию кафедры технологии и материаловедения швейного производства, 18 декабря 2013г./Костромской государственный технологический университет. –Кострома: КГТУ, 2013. –С.183–185.
Lena Morilova,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professorat the chair of theory and methodsof teaching technology, Vyatka State University of Humanities,KirovSystem of professional competencies formation ofbachelorstudents with major “Designingoflight industryproducts”Abstract.The author describes the experience and results of bachelors trainingin terms of professional environment.Keywords:bachelors of engineeringtraining, professional competence,professional environment. References1.Koncepcija dolgosrochnogo social'nojekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda(utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 17 nojabrja 2008 g. № 1662r)(in Russian).2.Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 262200 Konstruirovanie izdelijlegkoj promyshlennosti (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») (v red. Prikazov Minobrnauki RF ot 18.05.2011 №1657, ot 31.05.2011 № 1975) (in Russian).3.Krysova,V.A., Morilova,L.V. (2012) “Mehanizmy vzaimodejstvija vuza i rabotodatelej v processe podgotovki specialistov po napravlenijam “Konstruirovanie i tehnologija izdelij legkoj promyshlennosti”na osnove aktivnyh obrazovatel'nyh tehnologij”, in Problemy i perspektivy realizacii kompetentnostnogo podhoda pri podgotovke specialistov na osnove FGOS VPO: materialy Vseros. metod. konf., Izdvo OOO “RadugaPRESS”, Kirov,1 jelektron. optich.disk (CDROM) (in Russian).4.Morilova, L.V. (2013) “Opyt vnedrenija nauchnoprakticheskih rabot v oblasti tehnologii i konstruirovanija izdelij legkoj promyshlennosti”, inVzaimodejstvie vysshej shkoly s predprijatijami legkoj promyshlennosti: nauka i praktika: materialy Mezhdunar. nauch.prakt. konf., posvjashh. 20letiju kafedry tehnologii i materialovedenija shvejnogo proizvodstva, 18 dekabrja 2013 g.,Kostromskoj gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet, KGTU, Kostroma, pp. 183–185 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»