Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мелехина С. И., Филимонов А. Г., Варгасова О. Н. Потребности рынка труда г. Кирово-Чепецка как фактор профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14566.htm.
Аннотация. Фундаментом профориентационной работы со школьниками является единство внутренних и внешних факторов выбора профессии. Авторами раскрывается механизм работы по развитию внутренних факторов профессионального само-определения учащихся на основе интеграции школьного и дополнительного образования и сетевого взаимодействия МКОУ МУК г. Кирово-Чепецка с общеобразовательными учреждениями города. Определяются векторы развития внешних факторов профессионального выбора выпускников школ через социальное партнерство МКОУ МУК с промышленными предприятиями и сетевое взаимодействие с учреждениями профессионального образования на основе учета потребностей рынка труда г. Кирово-Чепецка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мелехина Светлана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационнотехнологического и физикоматематического образования КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области», г. КировMelekhinasi@mail.ru

Филимонов Аркадий Геннадьевич, заслуженный учитель РФ, директор МКОУ МУК г. КировоЧепецка, г. КировоЧепецкmukkirovochepeck@yandex.ru

Варгасова Ольга Николаевна, заместитель директора по УВР МКОУ МУК г. КировоЧепецка,г. КировоЧепецкmukkirovochepeck@yandex.ru

Потребности рынка труда г.КировоЧепецкакак фактор профессионального самоопределения школьниковв условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия

Аннотация.Фундаментомпрофориентационной работысо школьниками является единство внутренних и внешних факторов выбора профессии.Авторамираскрывается механизм работы по развитию внутренних факторов профессионального самоопределения учащихся на основе интеграции школьного и дополнительного образования и сетевого взаимодействия МКОУ МУК г. КировоЧепецка собщеобразовательными учреждениями города. Определяются векторы развития внешних факторов профессионального выбора выпускников школ через социальное партнерство МКОУ МУК с промышленными предприятиями и сетевое взаимодействие с учреждениями профессионального образования на основеучета потребностей рынка труда г. КировоЧепецка.Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, интегративный подход, сетевое взаимодействие, социальное партнерство, внутренние и внешние факторы профессионального выбора, потребности рынка труда.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Главной целью развития системы российского образования на период до 2020г. является построение современной модели образования, позволяющей каждой подрастающей личности получить качественное и доступное основное, общее и дополнительное образование, которое даст возможность самоопределиться и достойно реализовать себя. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны. А будущее страны, как известно, зависит от того, какими подготовленными и квалифицированными специалистами станут сегодняшние школьники и насколько будет соотноситься их профессиональный выбор с экономическими интересами региона и страны. Межшкольный учебный комбинат г. КировоЧепецка имеет большой опыт работы со школьниками по профориентации, постоянно ищет новые пути и средства для повышения эффективности этой работы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Модель сетевого взаимодействия учебного комбината с образовательными организациями разработана и апробирована в рамках творческой лаборатории учителей г.КировоЧепецка под руководством Светланы ИвановныМелехиной, доцента кафедры информационнотехнологического и физикоматематического образования ИРО Кировской области. Лаборатория работала с 2010по 2013 г.по проблеме«Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся» [1; 2; 3]. В основу работы былиположеныинтеграция школьного и дополнительного образования и сетевое взаимодействие МКОУ МУК с общеобразовательными учреждениями г. КировоЧепецка [4]. Целью работылаборатории была консолидациявозможностей обучения и воспитания подростков, важнейшей из которых является предпрофильная подготовка, направленная на социальное становление и профессиональное самоопределение обучающихсяСуществуют внутренние и внешние факторы выбора профессии, которые представляют фундамент профориентационной работы со школьниками [5]. Участники лаборатории провели огромную работу, которая обеспечиваетв первую очередь эффективность внутренних факторов выбора профессии (это выявление возможностей, способностей и интересов личности школьника). Внутренние факторы касаются самой личности –того, что она может и хочет. Итоговый выбор –это выбор выпускника, который оказывает решающее влияние на всю его последующую жизнь. Модель предпрофильной подготовки ипрофориентационной работы на старшей ступени образования включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов, в которых могут быть представлены инвариантная и вариативная части с учётом индивидуальных особенностей и потребностей различных категорий обучающихся, многоплановости целевых установок педагогов и обучающихся в образовательном процессе [6;7]. На этой основе могут быть реализованы такие варианты: 1)для подростков 9гокласса, мотивированных на дальнейшее профессиональное образование; 2)для подростков 9гокласса, находящихся в сложной жизненной ситуации и не мотивированных на дальнейшее образование в пузах и сузах или общеобразовательных учреждениях; 3)для учащихся 10–11х классов, не мотивированных на дальнейшее профессиональное образование;4)для старшеклассников 10–11хпрофильных классов, мотивированных на дальнейшее профессиональное образование в сузах и вузах.Концептуальноцелевой компонент модели. Цельюорганизации работы по развитию готовности учащихся к самоопределению в МУК является созданиеусловий для формирования у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализацииперспектив своего развития [8; 9]. Для реализации данной цели мы определили следующие задачи:

создать воспитательную среду, способствующую самоопределению школьников, становлению их социальной компетентности;сформировать готовность выпускников школы к функциональной адаптации в различных сферах профессиональной деятельности;развить у учеников навыки самостоятельного проектирования и реализации своих образовательных и профессиональных планов.По целевым группам обучающихся поставлены специфические задачи: 1я группа (9й кл.)–определить дальнейший профессиональнообразовательный маршрут; скорректировать планы профессионального самоопределения.

я группа (9й кл.)–пробудить интерес к миру профессий и образованию; компенсировать пробелы предметной подготовки, организовать дополнительную предметную подготовку, необходимость в которой можетвозникнуть в процессе практикоориентированного обучения.

3я группа (10–11е кл.) –расширить знания о мире современных профессий, определить дальнейший профессиональный маршрут; скорректировать планы профессионального самоопределения; развить мотивацию к получению профессионального образования на уровне подготовки в условиях предприятия, межшкольного учебного комбината, центра занятости населения и др.4я группа (10–11е кл.) –организовать дополнительную предметную и предпрофессиональную подготовку в виде межшкольных курсов «Выбор профессии через предмет», практикумы и исследования на кафедрах вузов по выбранному профилю), развитие готовности к профессиональному самоопределению [10].Содержательный компонент.В соответствии с целью и задачами предпрофильной подготовки обучающихся и работой по выбору профессии в старших классах целесообразно было определить и обосновать содержание маршрутов для обучающихся различных целевых групп, поэтому вариативное содержание работы представлено пятью блоками, которые соответствуют целевым группам и маршрутам обучающихся. В качестве примера обозначим следующие этапымаршрутадля подростков, мотивированных на образование (1я группа):1.Постановка и обоснование профориентационных задач обучающимся в соответствии с их индивидуальными особенностями. 2.Психологопедагогическая поддержка обучающихся, которая включает в себя профинформацию и профдиагностику. Блок профинформации содержит вводноознакомительные курсы и экскурсии на предприятия и профессиональные образовательные учреждения города, предназначенные для расширения представлений подростков о мире профессий. Результаты профдиагностики и профориентации стимулируют компенсацию пробелов предметной подготовки обучающихся, ориентированных на определённую профессиюлибо имеющих опыт неквалифицированной трудовой деятельности и желающих получить профессиональное образование. 3.Предоставление возможности пройти профессиональные и социальные пробы в предпочтительной области практической деятельности [11]. Важное место отводится практикоориентированному обучению в форме проектов [12]. Сопутствующим видом деятельности на данном этапе является профконсультирование, суть которого сводится не только к собеседованию консультанта с учеником, но и к обсуждению конкретных профситуаций с представителями выбранных обучающимися профессий. В связи с этим среда воспитания расширяется путём обеспечения социального партнёрства в профориентационной сфере [13].

Мобильность данного маршрута заключается в возможности сменить область практической деятельности, скорректировать свои первоначальные профессиональные планы. На практике каждый вариант маршрута образовательной деятельности предусматривает разнообразие траекторий обучающихся.4.Организационный компонентвключает условия, формы и методы реализации предпрофильной подготовки, а также управление данным процессом. Построение ППП с учётом вышеизложенных положений возможно при соблюдении следующих основных условий:

комплексное решение задач общего образования и предпрофильной подготовки; учётинтересов и возможностей обучающихся, заказа родителей при определении элективных курсов и разработке маршрутов обучающихся;разработка проектов в соответствии с интересами и возможностями обучающихся, ресурсов школ, МУК и социума; функционирование психологопедагогической службы, обеспечивающей выявление, поддержку и развитие индивидуальных особенностей и способностей обучающихся; согласованность действий педагогов МУК и профессиональных образовательных учреждений, школьников и родителей с целью создания ситуаций успеха для обучающихся, поддержки их личных и профессиональных намерений.

Основными требованиями к педагогическим средствам ППП и работы по развитию готовности к профессиональному самоопределению считаем диагностичность, диалог и сотрудничество, активизирующий и деятельностный характер и продуктивность. Формы реализации работы могут быть индивидуальные, групповые, фронтальные и коллективные. В их числе − консультации, экскурсии, презентации, творческие встречи, проекты «Один день со специалистом», курсы, консилиумы и т. д. [14]Наиболее эффективным средством организации практикоориентированного обучения и развития у выпускников 9–11хклассов готовности к самоопределению является проектная деятельность по преобразованию среды и социума. Участие в проекте даёт подросткам опыт самоорганизации и деловитости, закладывает основы будущего профессионализма. Каждый проект создаёт для школьников систему многообразных образовательных проблемных ситуаций, в решении которых они заинтересованы, поскольку выбрали их сами. У учеников развивается самостоятельность, инициативность, гибкость мышления, что особенно важно для формирования их готовности принимать решения в различных жизненных и профессиональных ситуациях [15].5.Результативный компонент–это комплекс критериев, показателей и методик,их замеряющих. Результаты подготовки представлены в различных аспектах:

развитие обучающихся: удовлетворённость уровнем развития готовности к самоопределению и уровнем решения стартовых задач; степень социальной зрелости, готовности к реализации личной профессиональной перспективы; личностный рост: умение выстраивать конструктивное взаимодействие свзрослыми и сверстниками, адекватность самооценки, позитивный взгляд на жизнь, положительное отношение к дальнейшей образовательной деятельности и т.д. [16];развитие предпрофильной подготовки–интерес и активность обучающихся в процессе ППП; разнообразие педагогических средств ППП; реальные проектные продукты; положительная динамика учебных и/иливоспитательных результатов за счёт ППП; появление инновационных идейдля совершенствования ППП; расширение круга участников предпофильной подготовки и т.д. [17; 18].Представленная модель вариативной практикоориентированной профориентационной работы на основе интегративного подхода прошла успешную апробацию в течение трёх лет на базе МКОУ МУК г. КировоЧепецка и показала эффективное влияние на развитие ППП и готовности старшеклассников к оптимальному самоопределению [19]. Результатами работы лаборатории являются следующие учебнометодические пособия, конференции и семинары, ориентированные на развитие внутренних факторов профессионального выбора учащихся:Мелехина С.И.,Варгасова О. Н., Воробьева О. О. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.метод. пособие. 1йвып. МОЙ ВЫБОР / Под ред С.И. Мелехиной.–Киров:ООО «Старая Вятка», 2012. –80с.;Ахшабаева Л.И.,Мелехина С. И., Карелина Л. М. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.метод. пособие. 2йвып. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / Под ред С.И.Мелехиной.–Киров: ООО «Старая Вятка»,2012. –76с.;Мелехина С.И.,Варгасова О. Н., Карелина Л. М. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.метод. пособие. 3йвып. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «Школа–вуз» / Под ред С.И. Мелехиной.–Киров:ООО «Старая Вятка», 2014. –86с.;межрегиональный семинар «Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся», г. КировоЧепецк, 8–9 февраля 2011г.;результаты работы лаборатории были представлены на международной конференции «Актуальные проблемы инновационнотехнологического образования», МПГУ, г. Москва, 3–4 февраля 2012г.;межрегиональная научнопрактическая конференция «Актуальные проблемы инноваций в технологическом образовании». Секция «Технология и профориентация в школе», г.Киров, 28–29 февраля 2013г.С 2014 г.учителя, педагоги и психологи учебного комбината, представители ведущих предприятий города включились в разработку модели эффективного взаимодействия открытой образовательной среды и бизнессреды на принципах социального партнерства и маркетинга. Цель этого взаимодействия–ориентация школьников на профессии и специальности, востребованные предприятиями города.Проблема дефицита квалифицированных кадров является чрезвычайно острой для современной российской промышленности. Нехватка квалифицированного персонала инизкоэффективная организация труда –основныефакторы, сдерживающиеразвитие экономики нашей страны впоследние годы.В отраслях российской промышленности, определяющих научнотехнический прогресс: приборостроение, машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника и других наукоемких отраслях,за годы реформ потеряно свыше 70% производственного персонала [20; 21].Число занятых в экономике КировоЧепецка уменьшается ежегодно на 0,7%. По данным городского ЦЗН, 86% выпускников школ собираются поступать в иногородние профессиональные образовательные учреждения, большинство из них не планируют возвращаться в родной город с целью трудоустройства. 13% после получения аттестата намерены работать, но из них 76% предполагают найти работу в других городах и регионах [22]. В связи со сложившейся ситуацией межшкольному учебному комбинату необходимо усилить профессиональную ориентациию школьников на специальности, востребованные рынком труда. Рынок труда рассматривается как взаимодействие спроса и предложения рабочей силы на государственном уровне. В сложившейся ситуации оттока молодежи с рынка труда г. КировоЧепецка назрела необходимость обновлениясистемыпрофориентационной работы с учащимися школ, которая бы учитывала не только интересы личности выпускника, нои потребности конкретных предприятий г.КировоЧепецка. Необходимым условием функционирования новой системы становятся социальное партнерство с предприятиями и сетевое взаимодействие учебного комбината с организациями общего и профессионального образования. Особый упор нужно сделать и на внешние факторы выбора профессии.Внешние факторывыбора профессии –это престиж профессии, её востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию. Формирование новой системы ставит новые задачи и перед предприятиями города, которые заключаются в совершенствовании информирования выпускников школ о востребованных, престижных профессиях на производстве, созданиипрограмм материальной и социальной поддержки молодых рабочих и специалистов и предоставлениивозможностей для их карьерного роста на предприятиях. Межшкольный учебный комбинат сегодня располагает многолетним опытом работы психологической службы по диагностике психофизиологических особенностей, способностей и интересов личности. Формирование новой профориентационной системы ставит новые задачи перед психологической службой –выявить школьников 9х классов, которые по своим психофизиологическим особенностям соответствуют профессиям, востребованным на городском рынке труда,ихотят обучаться по двухгодичным программам в группах профессиональной и предпрофессиональной подготовки по профессиям и специальностям, перечень которых согласован с работодателями предприятий г. КировоЧепецка. Цель обучения в таких группах –преобразование выявленных способностей и интересов в четкий план профессиональных намерений связать свою будущую карьеру с предприятиями г.КировоЧепецка. Иными словами,это объединение внутренних и внешних факторов выбора профессии, которые будут способствовать стабильному экономическому развитию г. КировоЧепецка.Результатом совместной работы учебного комбината с образовательными учреждениями и предприятиями города должно стать увеличение количества выпускников школ:1)получивших квалификационные свидетельства по рабочим профессиямвместе с аттестатом о среднем образовании;2)заключивших договоры на целевое обучение в организациях ВПО от предприятий КировоЧепецка; 3)имеющих четкий план профессиональных намерений связать свою профессиональную карьеру с предприятиями г. КировоЧепецка.

Ссылка на источники1.Ахшабаева Л.И.,Мелехина С. И., Карелина Л. М. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.метод. пособие. 2йвып. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ. –Киров:ООО «Старая Вятка», 2012. –С.17, 26, 43, 56.2.Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.метод. пособие. 1й вып. МОЙ ВЫБОР / под ред С. И. Мелехиной. –Киров:ООО «Старая Вятка», 2012. –С. 10,11,14, 16, 42.3.Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Карелина Л. М. Интегративный подход в условиях сетевого взаимодействия как фактор оптимального самоопределения учащихся: учеб.метод. пособие. 3й вып. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ШколаВУЗ» / под ред С. И. Мелехиной. –Киров:ООО «Старая Вятка», 2014. –С. 3, 6.4.Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Указ. соч.Селевко Г. К.,

Соловьева О. Ю. Найди свой / под ред. Г.К.Селевко.–М., 2007. –С.8, 9, 79.6.Серебренников Л.Н.Модель вариативной предпрофильной подготовки как фактор развития воспитательной системы школы

// СеребренниковЛ. Н., ЯгодкинаО. К.Актуальные проблемы инноваций в технологическом образовании/ под ред. С.И. Мелехиной. –Киров:«Старая Вятка», 2013.–С.19,20.7.Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Указ. соч.8.Серебренников Л.Н.Указ. соч.9.Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Указ. соч.10.Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Карелина Л. М. Указ. соч.11.Ахшабаева Л. И., Мелехина С. И., Карелина Л. М. Указ. соч.12.Мелехина С.И., Серебренников Л. Н. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников: учеб.метод. пособие / под ред. С.И. Мелехиной. –Киров: КИПК и ПРО, 2006.–С.4, 12.13.АхшабаеваЛ. И., Мелехина С. И., Карелина Л. М.Указ. соч.14.Там же.15.Мелехина С. И., Серебренников Л. Н.Указ. соч.16.Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Указ. соч.17.Серебренников Л.Н.Указ. соч.18.Мелехина С. И., Серебренников Л. Н. Указ. соч.19.Мелехина С. И., Варгасова О. Н., Панферова Е. В. Указ. соч.20.Жилин Д. М. Теория систем.–М.:УРСС, 2004.–С. 183. 21.Сулемов В. А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии: монография. –2е изд., дораб. и доп. –М.: РАГС, 2006.–С.89–91.22.Информационноаналитическая газета «Кировец». –2013. –13 ноября.

Svetlana Melekhina,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair ofthe informationtechnological andphysicmathematical education, Institute of Education Development in the Kirov region,KirovMelekhinasi@mail.ruArkadiy Filimonov,Honoredteacher of the Russian Federation, director, Interschool Educational Institution,KirovoChepetskmukkirovochepeck@yandex.ruOlga Vargasova,

Deputy director on the educational and upbringing affaires, Interschool Educational Institution,KirovoChepetsk mukkirovochepeck@yandex.ruNeeds of KirovoChepetsk labor market as a factor of school children professional selfdetermination in the frame of social partnership and networking collaborationAbstract.Combination of internal and external carrier choice factors form the foundation of the career guidanceis the base ofwork with school children. The authors reveal the mechanism aimed at the development of professional selfdetermination internal factors. This mechanism is based on the integration of school education, extracurriculum activities and IEA* networking collaboration with city’s general education institutions. Authors define as well the development vectors of professional selfdetermination external factors through IEA’s social partnership with local business and network collaboration with local professional education institutions based on KirovoChepetsk labor market needs.Key words:career guidance, professional selfdetermination, integrative approach, network collaboration, social partnership, internal and external factors of career choice, labor market needs.References1.Ahshabaeva, L.I., Melehina, S.I., Karelina, L.M. (2012) Integrativnyj podhod v uslovijah setevogo vzaimodejstvija kak faktor optimal'nogo samoopredelenija uchashhihsja: ucheb.metod. Posobie,2j vyp. SOCIAL''NYE PRAKTIKI, OOO “Staraja Vjatka”,Kirov,pp. 17, 26, 43, 56(in Russian).2.Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V.(2012)Integrativnyj podhod v uslovijah setevogo vzaimodejstvija kak faktor optimal'nogo samoopredelenija uchashhihsja: ucheb.metod. Posobie, 1j vyp. MOJ VYBOR,OOO “Staraja Vjatka”, Kirov,pp.10,11,14, 16, 42(in Russian).Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Karelina, L.M. (2014) Integrativnyj podhod v uslovijah setevogo vzaimodejstvija kak faktor optimal'nogo samoopredelenija uchashhihsja: ucheb.metod. Posobie,3j vyp. SETEVOE VZAIMODEJSTVIE “ShkolaVUZ”,OOO “Staraja Vjatka”, Kirov,pp.3, 6(in Russian).4.Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V. (2012)Op. cit.5.Selevko, G.K., Solov'eva, O.Ju. (2007) Najdi svoj,Moscow, pp.8, 9, 79(in Russian).6.Serebrennikov, L.N. (2013) “Model' variativnoj predprofil'noj podgotovki kak faktor razvitija vospitatel'noj sistemy shkoly”, inSerebrennikov, L.N., Jagodkina, O.K.,Melehina, S.I. (ed.) Aktual'nye problemy innovacij v tehnologicheskom obrazovanii,OOO “Staraja Vjatka”, Kirov, pp.19, 20(in Russian).7.Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V. (2012) Op. cit.8.Serebrennikov,L.N. (2013) Op. cit.9.Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V. (2012) Op. cit.10.Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Karelina, L.M. (2014) Op. cit.11.Ahshabaeva, L.I., Melehina, S.I., Karelina, L.M. (2012) Op. cit.12.Melehina, S.I., Serebrennikov, L.N. (2006) Jelektivnye kursy i proekty v predprofil'noj podgotovke shkol'nikov: ucheb.metod. posobie,KIPK i PRO, Kirov,pp.4, 12(in Russian).13.Ahshabaeva, L.I., Melehina, S.I., Karelina, L.M. (2012) Op. cit.14.Ibid.15.Melehina, S.I., Serebrennikov, L.N. (2006)Op. cit.16.Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V. (2012)Op. cit.17.Serebrennikov, L.N. (2013) Op. cit.18.Melehina, S.I., Serebrennikov, L.N. (2006)Op. cit.19.Melehina, S.I., Vargasova, O.N., Panferova, E.V. (2012)Op. cit.20.Zhilin, D.M. (2004) Teorija sistem,URSS, Moscow,p.183 (in Russian).21.Sulemov, V.A. (2006) Gosudarstvennaja kadrovaja politika v sovremennoj Rossii: teorija, istorija, novye realii: monografija,2e izd., dorab. i dop,RAGS, Moscow,pp.89–91 (in Russian).22.(2013) Informacionnoanaliticheskaja gazeta “Kirovec”,13 nojabrja (in Russian).

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»