Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ»
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чибаков
А.
С. Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S6. – С.
96–100. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14575.htm.
Аннотация. Растущее внимание населения к современным тенденциям в дизайне, стремление к созданию достойных комфортных условий на рабочем месте и дома, интерес к новым отделочным материалам и технологиям должны находить своевременное отражение в подготовке обучающихся по профессии «Мастер отделочных работ». В частности, формирование дизайнерских представлений на занятиях дисциплины «Основы дизайна в отделке», включенной в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы, а также использование исследовательских методов научно-технического творчества, среди – которых функционально-стоимостной анализ, призваны повысить общую и профессиональную компетентность и мобильность выпускников.
Ключевые слова:
дизайн, эстетика, проект, дизайнерские представления, художественно-декоративная отделка, методы научно-технического творчества, функционально-стоимостной анализ, мастер отделочных строительных работ.
Текст статьи
Чибаков Анатолий Сергеевич,кандидат педагогических наук, преподаватель КОГОАУ СПО «Яранский государственный технологический техникум», г. Яранскchas375@yandex.ru
Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихсяпо профессии «Мастер отделочных строительных работ»
Аннотация.Растущее внимание населения к современным тенденциям в дизайне, стремление к созданию достойных комфортных условий на рабочем месте и дома,интерес к новым отделочным материалам и технологиям должны находить своевременное отражение в подготовке обучающихся по профессии «Мастер отделочных работ». В частности, формирование дизайнерских представлений на занятиях дисциплины «Основы дизайна в отделке», включенной в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы, а также использование исследовательских методов научнотехнического творчества, среди –которых функциональностоимостной анализ, призваны повысить общую и профессиональную компетентность и мобильность выпускников.Ключевые слова:дизайн, дизайнерские представления, проект, эстетика, художественнодекоративная отделка, методы научнотехническоготворчества, функциональностоимостной анализ, мастер отделочных строительных работ.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Последнее время наблюдается повышенный интерес населения к качеству и комфорту интерьера, офисной и домашней обстановки благодаря появлению и новых отделочных материалов и развитию индустрии и сервиса строительных и отделочных технологий. Подтверждением тому являются результаты социологическогоисследования фонда «Общественное мнение», согласно которому только 2% опрошенных граждан заявили, что считают идеальным жильем свой нынешний дом или квартиру [1]. По этой причине пользуются повышенной популярностью передачи «Идеальный ремонт», «Фазенда», «Квартирный вопрос», «Дачный ответ» ведущих российских телевизионных каналов «Первый» и «Россия1». Проявляется устойчивый интерес к периодическим изданиям «Красивые дома», «Лучшие интерьеры», «Современный дом», «Интерьер+Дизайн» и др.В связи с этим считаем, что качество технологической и профессиональной подготовки обучающихся по профессии начального профессионального образования 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ» можно повысить, если целенаправленно формировать дизайнерские представления.На таком основании в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта по указаннойпрофессии нами включена дисциплина «Основы дизайна в отделке» объемом 36 часов, из которых 24 аудиторных, в т.ч. 4 практических, и 12для самостоятельной работы. Изучение дисциплины предусматривает формирование умений:анализировать дизайнерские и технологические решения в отделке интерьеров;определять функциональность и рациональность форм и цветовых решений в отделке;работать с проектной и технологической документацией;и знаний:об основных направлениях и стилях в дизайне интерьеров;о стадиях разработки дизайнпроектов в отделке.Структура и содержание дисциплины включают три раздела:I.Основы дизайна (6 часов).Возникновение и развитие дизайна.Становление российского дизайна. Баухауз. Проектнохудожественная деятельность дизайнера. Виды современной дизайнерской деятельности.II.Основы современного дизайна в интерьере и отделке (14 часов).Основы современного дизайна в интерьере и отделке. Основные направления и стили дизайна в интерьереи отделке. Дизайн и современные материалы и технологии. Комплексная организация предметной среды. Эргономика как основа проектирования в дизайне.Функциональныйанализ и маркетинг в дизайне.Мода и художественный стиль в дизайне.III.Проектный язык дизайна в отделке (16 часов). Формообразование. Функциональность и рациональность форм. Цвет в дизайнерском формообразовании. Функциональная роль цвета. Нормирование цветового решения. Объемнографические средства моделирования. Компьютерное моделирование. Дизайнпроект и его стадии. Задание на проектирование и предпроектные исследования. Форэскиз, дизайнконцепция и эскизирование. Художественноконструкторский и рабочий проект.На практических занятиях обучающиеся анализируют дизайнерские и технологические решения, определяют функциональность и рациональность форм и примененных цветов и оттенков в интерьере и отделке. Во время самостоятельной работы предлагается изучение учебной и специальной литературы[2; 3; 4; 5;6; 7;8; 9и др.], оформление практических работ, поиск информации в сети Internet и составление тематических списков адресов webресурсов,подготовка сообщений, разработка презентаций,написание рефератов.При изучении дисциплины реализуются межпредметные связи с дисциплинами общепрофессионального цикла:ОП. 01. «Основы материаловедения»,ОП.03. «Основы строительного черчения»,ОП.04. «Основы технологии отделочных строительных работ»,а также профессиональными модулями основной профессиональной образовательной программы:ПМ. 01. «Выполнение штукатурных работ»,ПМ. 03. «Выполнение малярных работ»,ПМ. 04. «Выполнение облицовочных работ плитками и плитами».Дизайнерское проектирование предшествует основной облицовочной и ремонтной работе и реализуется на ее подготовительном этапе.Эстетические, эргономические и эксплуатационные свойства требуют гармоничного единства в оформлении и интерьере помещения. Важно правильное сочетание цвета, оттенков и рисунков потолка, стен, полов и других конструктивных элементов с учетом назначения помещения (жилая комната, вестибюль, зрительный зал и т. д.). Имеет значение и ориентация по сторонам света, объемнопространственные свойства цветов в зависимости от площади, конфигурации помещения, освещения, а также высоты потолков, масштабности рисунка или оформляемого элемента, фактуры отделки, характера и уровня освещенности, технической и эксплуатационной характеристик отделочных материалов, затрат средств и времени на реализацию, последующий уход и ремонт. На основе данных факторовосуществляется анализ готового проекта, сравнение вариантов архитектурностроительныхи отделочноремонтных решенийили разработка нового дизайна.На занятиях используются фотои видеоматериалы о современных подходах к дизайну фасадов зданий и интерьеров помещений разного назначения, традиционных и новых направлениях и стилях, возможности их воплощения с использованием разных отделочных материалов и способов отделки с комментариями специалистов.Обязательно сравниваются и анализируются различные возможные, реализованные и альтернативные решения. Отмечаются достоинства и недостатки, а также варианты улучшения художественных и пользовательских свойств.Отмечаем, что формирование дизайнерских представлений происходит эффективнее, если обучающиеся включаются в активный диалог, способствующий развитию умений и качеств делового общения, рассуждения и аргументирования. С этой целью доступным и эффективным способом является обогащение речевых приемов учащихся:а) «индикаторами посылок» (потому что; так как; поскольку; если; при условии, что; как показывает; на что указывает; по причине; как можно заключить из; вопервых; вовторых; ввиду тогочто; предполагая, что; это следует из; в то времякак; вместе с тем; тогдакаки др.);б) «индикаторами заключений» (поэтому; значит; так что; итак; таким образом; следовательно; тогда; указывает на то, что; можно видеть, что; соответственно; отсюда следует, что; можно заключить, что; подводя итог; обобщая сказанное; в результате; по этим причинам ясно, чтои т.д.).Правильностьлогики и содержания сужденийобучающихся свидетельствует о качестве усвоения учебного материала,пониманиипричинноследственных связей.Целенаправленное формирование дизайнерских представленийреализуется не только на занятиях по дисциплине «Основы дизайна в отделке», что было бы недостаточно, но и в процессе овладения отмеченными выше профессиональными модулями, а также во время выполнениявыпускной письменной экзаменационной работы, причемпедагогическую основу формирующего воздействия составляют методыи приемы исследовательской деятельности. В их числе –сравнение и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез,приведение примера и контрпримера, обобщение, установление причин и следствий, предложение альтернатив[10]. В качестве интегрирующегосредства повышения уровняпрофессиональной подготовки учащихсярассматриваем метод функциональностоимостного анализа (ФСА),которым широко пользуются в технических и экономическихисследованиях.Область применения ФСА –конструкции, технология, организация производства, комплектующие элементы, материалы [11] –совпадает с предметностью и технологичностью профессионального обучения.Поэтому алгоритм метода ФСА [12] с некоторыми уточнениями можно применить для решения учебнопроизводственных задач. В разных источниках [13; 14; 15] называется от 4 до 6этапов ФСА. Считаем, что в учебных целях можно ограничиться последовательностью из 4 этапов, которыеполно и компактно реализуют процесс ФСА.1.Подготовительный этап. Определяются цели, задачи и объект учебнопроизводственной деятельности. Стимулируется деятельность обучающихся.2.Информационноаналитический этап. Актуализируются теоретические сведения, устанавливается недостающая информация, анализируются основа и условия для дизайна и технологической деятельности, определяются затраты на проведение работ и последующий текущий ремонт на период до капитального ремонта, сопоставляются достоинства и недостатки.Уточняются эстетические и эксплуатационные требования к зданию или помещению, основные показатели и критерии качества работ. Классифицируются элементы конструкции помещения: стены, потолок, пол, ниши, лузги, усенки, оконные и дверные проемы, угол рассветаи т.д. Анализируются функциональность элементов и возможность применения различных видов художественнодекоративной отделки. Определяется стоимость работ на отдельных участках (зонах),и сравнением выявляются наиболее и наименее затратные из них. На основе проведенного анализа формулируется задача поиска оптимальныхдизайнерских и технологических решений.3.Поисковоисследовательский этап. Отличается наибольшими затратами времени (до 50% на осуществление проекта) и благоприятной возможностью для творческой реализации учащихся. На этом этапе детально исследуются каждое поступившее предложение, вариант, решение на предмет их необходимости и полезности, эффекта и затрат, сочетания и исключения, уникальности и стандартности и т.д. Инструментарий поисковоисследовательской деятельности составляют приемы разрешения эстетических, технических и технологических противоречий, эвристические методы, приемы поиска новых подходов и решений. Результатом этапа является оформленный какимлибо образом эскиз проекта.4.Этап разработки и внедрения результатов. Окончательно отбираются наилучшие варианты решений, возможно,с привлечением опытных специалистов; обосновываются технологичность, экономичность и эстетичность выбранных художественнодекоративных и технологических работ, как в отдельности, так и в совокупности; формулируются рекомендации по внедрению.Итак, реализация исследовательских методов научнотехнического творчества в профессиональном обучении требует продуктивной работы с информацией на основе методов аналитикосинтетической, исследовательской и творческой деятельности. В процессе эстетического, декоративнохудожественного,стоимостного и временного анализа,изучения трудоемкости, исходя из жизненного цикла продукта, создаются благоприятные условия для формирования уобучающихся дизайнерских представлений.Успешному формированию дизайнерских представлений способствуют вопросноответные процедуры, представляющие процессуальную основу творческих методов и приемов. Направляющая и стимулирующая роль вопросов подтверждается историкосмысловым анализом, в частности теорией и практикой применения универсальных опросников Л.Осборна, Т.Эйлоарта, Д.Пирсона, Д.Пойа, Г.Я.Буша и др.В педагогических исследованиях изучались различные аспекты вопросноответных процедур: техника задавания вопросов (В.В.Гузеев); значение вопросов и их качественные особенности на различных этапах урока (Н.В.Софронова, Н.К.Рузин); искусство постановки вопросов и вопрошающей деятельности учителя (А.А.Окунев, Н.В.Тучнин); системная организация вопросов к отдельным единицам учебного материала и содержанию темы в целом (Н.А.Тарасенкова, Е.Е.Семенов); возможности вопросноответного метода для совершенствования методики работы учителя математики (Я.И.Груденов) и средство формирования универсальных учебных действий учащихся при обучении математике (В.А.Далингер); интеллектуальное и творческое развитие учащихся гуманитарных классов вопросноответными процедурами (М.С.Рябова) и др.Коммуникативные возможности вопросноответных процедур связаны с содержащейся в вопросе некоторой неопределенностью(противоречием) знания и потребностьюв ее разрешениив процессе реальных или виртуальных коммуникативных действий. Данные процедуры явно или неявно присутствуют на любом этапе аргументации, причемв любом случае ответ всегда порождается вопросом и зависит от целевых, коммуникативных и предметных установок.В профессиональном обучении, как и в любом другом, находят живое применение наводящие и фактические вопросы (вопросы назнание), контрольныеи вопросыоценки (вопросы на сравнение). Для любого вопроса важно, чтобы он был логически корректным, т.е. на него существовал хотя бы один правильный ответ.Вместе с темпредставляют интерес формы проявления всеобщей универсальной активности природы, общества и мышления –дивергенция и конвергенция. Дивергенция (от лат. divergere –расходиться) позволяет выделить два и более решения на основе одних и тех же данных, а конвергенция (от лат. cоnvergere –сходиться) фокусирует внимание на главном решении. Поэтому дивергентное мышление отличают беглость, оригинальность, чувствительность, образность. В свою очередь,конвергентное мышление характеризуется уровнямискорости восприятия, концентрации внимания, словарного запаса, сенсорных различий; комбинаторными умениямисоотносить имеющиеся знания с поставленной задачей, выявлять взаимосвязи и закономерности; процессами и операциями преобразованиясведений и интеллектуальной деятельности в целом.Исследованием особенностей дивергентного и конвергентного мышления ифакторами их развития занимались многие российские и зарубежные психологи и педагоги. Среди них И.В.Блауберг, Дж.Гилфорд, С.Медник, Д.Пиагет, А.М.Матюшкин, С. Татищев и др. При этом проблема дивергентной и конвергентной направленности вопросноответных процедур в обучении изучена недостаточно. В имеющихся работах и практических разработках рассматриваются общие вопросы развития дивергентного и конвергентного мышления (А.Г.Григорьева, К.В.Дрязгунов, А.Н.Иванов, Д.Ф.Ильясов, А.А.Ленкова, Н.В.Новикова и др.). Однакоособенные и единичные вопросы процесса такого развития,связанные, в частности, с конструкцией вопросноответных процедур в профессиональном обучении, остаются нераскрытыми. Отличительной особенностью конвергентных вопросноответных конструкций является отсутствие в условии задачи, тексте, производственной ситуации прямой подсказки. Примерами таких диалогов являются последовательности вопросов и ответов, выстраиваемых концентрически, что сужает поле поиска возможных вариантов. Учебная деятельность с использованием дивергентных вопросноответных процедур позволяет направить активность отдельных студентов и учебных групп на поиск альтернативных, нестандартных, нетривиальных и нешаблонных решений.При всем этом констатируем:умение задавать вопросы, а значит, разрабатывать и применять в обучении вопросноответные процедуры, к сожалению, в значительной мере остается искусством. Однако, вопреки интуитивной природе дидактики данных процедур, некоторой спонтанности их применения, структура вопросноответной конструкции должна быть логичной, гибкой и исходить из общей цели учебного диалога.Проверкапедагогической эффективности основ формирования дизайнерских представлений учащихся с использованием научных методов технического творчества натеоретических и практических занятиях, включая дисциплину «Основы дизайна в отделке»,происходила в КОГОАУ СПО «Яранский государственный технологический техникум»на протяжении 2,5 лет,с сентября 2011 по январь 2014 г. В качестве индикаторов и критериев оценкиэксперимента был определен ряд критериев: уровень усвоения; ступень абстракции; степень осознанности усвоения (по В.П.Беспалько [16]);уровень развития художественных, образных и пространственных представлений; вид познавательной активности и отношение к деятельности.Полученные данные указывают на положительные результаты по достижению поставленных целей. В этом отношении показательны итоги защиты выпускных письменных экзаменационных работ ивыполнения квалификационных практических отделочных работучащимися, где дизайнууделялось значительное внимание: по теоретическим работамсредний балл составил 4,06 при качестве75%, а по практическим работам, соответственно, 4,25 и 87,5%.В дальнейшемопытноэкспериментальная работа продолжится. Будут уточненыи сформулированыновыеисследовательские задачи. В их числе –разработкаи апробация электронного учебного пособия по основам дизайна в отделочных строительных работах.
Ссылки на источники1.Представления россиян об идеальном жилье. –URL: http://vnedv.ru/analytics/poleznoe/analitika/predstavleniyarossiyanobidealnomzhile–10.05.2014.2.Дворкин Л. О., ДворкинО.Л. Современные отделочные иоблицовочные материалы. –М.: ООО группа компаний «РИПОЛ классик», 2010. –443 с.3.ЕфимовА.В. и др. Дизайн архитектурной среды: учеб.для вузов.–М.: АрхитектураС, 2004.–504с.4.ЗаеваБурдонская Е.А., КурасовС.В. Формообразование в дизайне среды. Метод стилизации: учеб.пособие. –М.: МГХПУ имени С.Г. Строганова, 2008. –236 с.5.Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб.пособие.–М.: Гардарики, 2007. –303 с.6.МинервинГ., ШимкоВ. идр. Дизайн: иллюстрированный словарьсправочник.–М.: АрхитектураС, 2004.7.Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна: учеб.для вузов / под ред. С.М. Михайлова. –Казань: Дизайнквартал, 2008.–288с.8.Рунге В.Ф., Манусевич В.П. Эргономика в дизайне среды: учеб.пособие. –М: «Архитектура–С», 2005. –328 с.9.ШимкоВ.Т. Архитектурнодизайнерское проектирование. Основы теории: учеб.пособиедля вузов.–М.: ООО "СПЦпринт", 2003.–297 с.10.Чибаков А.С., Чибакова И.Г. Приемы, методы формирования и оценка умений аргументации в процессе профессионального обучения в учреждениях НПО и СПО // Педагогическая газета. –URL: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=14846–20.01.2013.11.Шарипов Р.Х. Функциональностоимостный анализ (ФСА) // Краткая информация для руководителей производственных предприятий. –URL: http://www.metodolog.ru/00940/00940.html –27.03.2013.12.Функциональностоимостной анализ: по материалам зарубежных сайтов. –URL: http://www.iso.ru/rus/document5954.phtml–27.03.2013.13.МихелькевичВ.Н., Радомский В.М. Основы научнотехнического творчества. –Ростовн/Д.: Феникс, 2004. –320 с.–Серия «Высшее профессиональное образование».14.Шарипов Р.Х.Указ. соч.15.Этапы функциональностоимостного анализа // Техническая и научнометодическая документация. –URL: http://www.pppa.ru/additional/03quality/06/qua_finz_06.php–27.03.2013.16.Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. –М.: Педагогика, 1989. –192 с.
Anatoly Chibakov,
Сandidate of Pedagogic Sciences, teacher, YaranskState Technological College, Yaranskchas375@yandex.ruBases of formation of design concepts traineesbyprofession "Master of finishing building works"Abstract.Growing attention to modern design trends,pursuit of a decent comfortable conditions atworkplace and at home, interest in new finishing materials and technologies must be timely reflected in the preparation of trainees by profession "Master of finishing building work”. In particular, the formation of design concepts at the discipline "Bases of design in decoration", included in the variable part of the primary professional education programs, as well as the use of research methods of scientific and technical creativity, among whichis costbenefitanalysis. All mentioned above is aimed to improve general and professional competence and mobility of graduates.Keywords:design, designer view, project, aesthetics, artistic decorative finishing, methods of scientific and technical creativity, functionalcost analysis, master of finishing buildingworks.
References1.Predstavlenija rossijan ob ideal'nom zhil'e. Available at:http://vnedv.ru/analytics/poleznoe/analitika/predstavleniyarossiyanobidealnomzhile–10.05.2014 (in Russian).2.Dvorkin, L.O., Dvorkin, O.L. (2010) Sovremennye otdelochnye i oblicovochnye materialy, OOO gruppa kompanij “RIPOL klassik”, Moscow, 443 p.(inRussian).3.Efimov, A.V. etc. (2004) Dizajn arhitekturnoj sredy: Ucheb.dlja vuzov, ArhitekturaS, Moscow, 504 p.(in Russian).4.ZaevaBurdonskaja, E.A., Kurasov, S.V. (2008) Formoobrazovanie v dizajne sredy. Metod stilizacii. Uchebnoe posobie, MGHPU imeni S.G. Stroganova, Moscow, 236 p.(in Russian).5.Lavrent'ev, A.N. (2007) Istorija dizajna: ucheb.posobie, Gardariki, Moscow, 303 p.(in Russian).6.Minervin, G., Shimko, V. etal. (2004) Dizajn. Illjustrirovannyj slovar'spravochnik, ArhitekturaS, Moscow(in Russian).7.Mihajlov, S. (ed.), Mihajlova, A. (2008) Osnovy dizajna: Ucheb.dlja vuzov, Dizajnkvartal, Kazan', 288 p.(in Russian).8.Runge, V.F., Manusevich, V.P. (2005) Jergonomika v dizajne sredy. Uchebnoe posobie, “ArhitekturaS”,Moscow, 328 p.(in Russian).9.Shimko, V.T. (2003) Arhitekturnodizajnerskoe proektirovanie. Osnovy teorii. Ucheb.posob. dlja vuzov, OOO "SPCprint", Moscow, 297 p.(in Russian).10.Chibakov, A.S., Chibakova, I.G. (2013) “Priemy, metody formirovanija i ocenka umenij argumentacii v processe professional'nogo obuchenija v uchrezhdenijah NPO i SPO”, SMI Pedagogicheskaja gazeta. Available at:http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=14846 (in Russian).11.Sharipov, R.H. (2013) “Funkcional'nostoimostnyj analiz (FSA)”, Kratkaja informacijadlja rukovoditelej proizvodstvennyh predprijatij. Available at:http://www.metodolog.ru/00940/00940.html(in Russian).12.Funkcional'nostoimostnoj analiz:рo materialam zarubezhnyh sajtov. Available at:http://www.iso.ru/rus/document5954.phtml(in Russian).13.Mihel'kevich, V.N., Radomskij, V.M. (2004) Osnovy nauchnotehnicheskogo tvorchestva / Serija “Vysshee professional'noe obrazovanie”,Feniks, Rostov n/Donu, 320 p.(in Russian).14.Sharipov, R.H.(2013) Op. cit.15.Jetapy funkcional'nostoimostnogo analiza: Tehnicheskaja i nauchnometodicheskaja dokumentacija. Available at:http://www.pppa.ru/additional/03quality/06/qua_finz_06.php (in Russian).16.Bespal'ko, V.P. (1989) Slagaemye pedagogicheskie tehnologii,Pedagogika,Moscow, 192 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихсяпо профессии «Мастер отделочных строительных работ»
Аннотация.Растущее внимание населения к современным тенденциям в дизайне, стремление к созданию достойных комфортных условий на рабочем месте и дома,интерес к новым отделочным материалам и технологиям должны находить своевременное отражение в подготовке обучающихся по профессии «Мастер отделочных работ». В частности, формирование дизайнерских представлений на занятиях дисциплины «Основы дизайна в отделке», включенной в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы, а также использование исследовательских методов научнотехнического творчества, среди –которых функциональностоимостной анализ, призваны повысить общую и профессиональную компетентность и мобильность выпускников.Ключевые слова:дизайн, дизайнерские представления, проект, эстетика, художественнодекоративная отделка, методы научнотехническоготворчества, функциональностоимостной анализ, мастер отделочных строительных работ.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Последнее время наблюдается повышенный интерес населения к качеству и комфорту интерьера, офисной и домашней обстановки благодаря появлению и новых отделочных материалов и развитию индустрии и сервиса строительных и отделочных технологий. Подтверждением тому являются результаты социологическогоисследования фонда «Общественное мнение», согласно которому только 2% опрошенных граждан заявили, что считают идеальным жильем свой нынешний дом или квартиру [1]. По этой причине пользуются повышенной популярностью передачи «Идеальный ремонт», «Фазенда», «Квартирный вопрос», «Дачный ответ» ведущих российских телевизионных каналов «Первый» и «Россия1». Проявляется устойчивый интерес к периодическим изданиям «Красивые дома», «Лучшие интерьеры», «Современный дом», «Интерьер+Дизайн» и др.В связи с этим считаем, что качество технологической и профессиональной подготовки обучающихся по профессии начального профессионального образования 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ» можно повысить, если целенаправленно формировать дизайнерские представления.На таком основании в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта по указаннойпрофессии нами включена дисциплина «Основы дизайна в отделке» объемом 36 часов, из которых 24 аудиторных, в т.ч. 4 практических, и 12для самостоятельной работы. Изучение дисциплины предусматривает формирование умений:анализировать дизайнерские и технологические решения в отделке интерьеров;определять функциональность и рациональность форм и цветовых решений в отделке;работать с проектной и технологической документацией;и знаний:об основных направлениях и стилях в дизайне интерьеров;о стадиях разработки дизайнпроектов в отделке.Структура и содержание дисциплины включают три раздела:I.Основы дизайна (6 часов).Возникновение и развитие дизайна.Становление российского дизайна. Баухауз. Проектнохудожественная деятельность дизайнера. Виды современной дизайнерской деятельности.II.Основы современного дизайна в интерьере и отделке (14 часов).Основы современного дизайна в интерьере и отделке. Основные направления и стили дизайна в интерьереи отделке. Дизайн и современные материалы и технологии. Комплексная организация предметной среды. Эргономика как основа проектирования в дизайне.Функциональныйанализ и маркетинг в дизайне.Мода и художественный стиль в дизайне.III.Проектный язык дизайна в отделке (16 часов). Формообразование. Функциональность и рациональность форм. Цвет в дизайнерском формообразовании. Функциональная роль цвета. Нормирование цветового решения. Объемнографические средства моделирования. Компьютерное моделирование. Дизайнпроект и его стадии. Задание на проектирование и предпроектные исследования. Форэскиз, дизайнконцепция и эскизирование. Художественноконструкторский и рабочий проект.На практических занятиях обучающиеся анализируют дизайнерские и технологические решения, определяют функциональность и рациональность форм и примененных цветов и оттенков в интерьере и отделке. Во время самостоятельной работы предлагается изучение учебной и специальной литературы[2; 3; 4; 5;6; 7;8; 9и др.], оформление практических работ, поиск информации в сети Internet и составление тематических списков адресов webресурсов,подготовка сообщений, разработка презентаций,написание рефератов.При изучении дисциплины реализуются межпредметные связи с дисциплинами общепрофессионального цикла:ОП. 01. «Основы материаловедения»,ОП.03. «Основы строительного черчения»,ОП.04. «Основы технологии отделочных строительных работ»,а также профессиональными модулями основной профессиональной образовательной программы:ПМ. 01. «Выполнение штукатурных работ»,ПМ. 03. «Выполнение малярных работ»,ПМ. 04. «Выполнение облицовочных работ плитками и плитами».Дизайнерское проектирование предшествует основной облицовочной и ремонтной работе и реализуется на ее подготовительном этапе.Эстетические, эргономические и эксплуатационные свойства требуют гармоничного единства в оформлении и интерьере помещения. Важно правильное сочетание цвета, оттенков и рисунков потолка, стен, полов и других конструктивных элементов с учетом назначения помещения (жилая комната, вестибюль, зрительный зал и т. д.). Имеет значение и ориентация по сторонам света, объемнопространственные свойства цветов в зависимости от площади, конфигурации помещения, освещения, а также высоты потолков, масштабности рисунка или оформляемого элемента, фактуры отделки, характера и уровня освещенности, технической и эксплуатационной характеристик отделочных материалов, затрат средств и времени на реализацию, последующий уход и ремонт. На основе данных факторовосуществляется анализ готового проекта, сравнение вариантов архитектурностроительныхи отделочноремонтных решенийили разработка нового дизайна.На занятиях используются фотои видеоматериалы о современных подходах к дизайну фасадов зданий и интерьеров помещений разного назначения, традиционных и новых направлениях и стилях, возможности их воплощения с использованием разных отделочных материалов и способов отделки с комментариями специалистов.Обязательно сравниваются и анализируются различные возможные, реализованные и альтернативные решения. Отмечаются достоинства и недостатки, а также варианты улучшения художественных и пользовательских свойств.Отмечаем, что формирование дизайнерских представлений происходит эффективнее, если обучающиеся включаются в активный диалог, способствующий развитию умений и качеств делового общения, рассуждения и аргументирования. С этой целью доступным и эффективным способом является обогащение речевых приемов учащихся:а) «индикаторами посылок» (потому что; так как; поскольку; если; при условии, что; как показывает; на что указывает; по причине; как можно заключить из; вопервых; вовторых; ввиду тогочто; предполагая, что; это следует из; в то времякак; вместе с тем; тогдакаки др.);б) «индикаторами заключений» (поэтому; значит; так что; итак; таким образом; следовательно; тогда; указывает на то, что; можно видеть, что; соответственно; отсюда следует, что; можно заключить, что; подводя итог; обобщая сказанное; в результате; по этим причинам ясно, чтои т.д.).Правильностьлогики и содержания сужденийобучающихся свидетельствует о качестве усвоения учебного материала,пониманиипричинноследственных связей.Целенаправленное формирование дизайнерских представленийреализуется не только на занятиях по дисциплине «Основы дизайна в отделке», что было бы недостаточно, но и в процессе овладения отмеченными выше профессиональными модулями, а также во время выполнениявыпускной письменной экзаменационной работы, причемпедагогическую основу формирующего воздействия составляют методыи приемы исследовательской деятельности. В их числе –сравнение и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез,приведение примера и контрпримера, обобщение, установление причин и следствий, предложение альтернатив[10]. В качестве интегрирующегосредства повышения уровняпрофессиональной подготовки учащихсярассматриваем метод функциональностоимостного анализа (ФСА),которым широко пользуются в технических и экономическихисследованиях.Область применения ФСА –конструкции, технология, организация производства, комплектующие элементы, материалы [11] –совпадает с предметностью и технологичностью профессионального обучения.Поэтому алгоритм метода ФСА [12] с некоторыми уточнениями можно применить для решения учебнопроизводственных задач. В разных источниках [13; 14; 15] называется от 4 до 6этапов ФСА. Считаем, что в учебных целях можно ограничиться последовательностью из 4 этапов, которыеполно и компактно реализуют процесс ФСА.1.Подготовительный этап. Определяются цели, задачи и объект учебнопроизводственной деятельности. Стимулируется деятельность обучающихся.2.Информационноаналитический этап. Актуализируются теоретические сведения, устанавливается недостающая информация, анализируются основа и условия для дизайна и технологической деятельности, определяются затраты на проведение работ и последующий текущий ремонт на период до капитального ремонта, сопоставляются достоинства и недостатки.Уточняются эстетические и эксплуатационные требования к зданию или помещению, основные показатели и критерии качества работ. Классифицируются элементы конструкции помещения: стены, потолок, пол, ниши, лузги, усенки, оконные и дверные проемы, угол рассветаи т.д. Анализируются функциональность элементов и возможность применения различных видов художественнодекоративной отделки. Определяется стоимость работ на отдельных участках (зонах),и сравнением выявляются наиболее и наименее затратные из них. На основе проведенного анализа формулируется задача поиска оптимальныхдизайнерских и технологических решений.3.Поисковоисследовательский этап. Отличается наибольшими затратами времени (до 50% на осуществление проекта) и благоприятной возможностью для творческой реализации учащихся. На этом этапе детально исследуются каждое поступившее предложение, вариант, решение на предмет их необходимости и полезности, эффекта и затрат, сочетания и исключения, уникальности и стандартности и т.д. Инструментарий поисковоисследовательской деятельности составляют приемы разрешения эстетических, технических и технологических противоречий, эвристические методы, приемы поиска новых подходов и решений. Результатом этапа является оформленный какимлибо образом эскиз проекта.4.Этап разработки и внедрения результатов. Окончательно отбираются наилучшие варианты решений, возможно,с привлечением опытных специалистов; обосновываются технологичность, экономичность и эстетичность выбранных художественнодекоративных и технологических работ, как в отдельности, так и в совокупности; формулируются рекомендации по внедрению.Итак, реализация исследовательских методов научнотехнического творчества в профессиональном обучении требует продуктивной работы с информацией на основе методов аналитикосинтетической, исследовательской и творческой деятельности. В процессе эстетического, декоративнохудожественного,стоимостного и временного анализа,изучения трудоемкости, исходя из жизненного цикла продукта, создаются благоприятные условия для формирования уобучающихся дизайнерских представлений.Успешному формированию дизайнерских представлений способствуют вопросноответные процедуры, представляющие процессуальную основу творческих методов и приемов. Направляющая и стимулирующая роль вопросов подтверждается историкосмысловым анализом, в частности теорией и практикой применения универсальных опросников Л.Осборна, Т.Эйлоарта, Д.Пирсона, Д.Пойа, Г.Я.Буша и др.В педагогических исследованиях изучались различные аспекты вопросноответных процедур: техника задавания вопросов (В.В.Гузеев); значение вопросов и их качественные особенности на различных этапах урока (Н.В.Софронова, Н.К.Рузин); искусство постановки вопросов и вопрошающей деятельности учителя (А.А.Окунев, Н.В.Тучнин); системная организация вопросов к отдельным единицам учебного материала и содержанию темы в целом (Н.А.Тарасенкова, Е.Е.Семенов); возможности вопросноответного метода для совершенствования методики работы учителя математики (Я.И.Груденов) и средство формирования универсальных учебных действий учащихся при обучении математике (В.А.Далингер); интеллектуальное и творческое развитие учащихся гуманитарных классов вопросноответными процедурами (М.С.Рябова) и др.Коммуникативные возможности вопросноответных процедур связаны с содержащейся в вопросе некоторой неопределенностью(противоречием) знания и потребностьюв ее разрешениив процессе реальных или виртуальных коммуникативных действий. Данные процедуры явно или неявно присутствуют на любом этапе аргументации, причемв любом случае ответ всегда порождается вопросом и зависит от целевых, коммуникативных и предметных установок.В профессиональном обучении, как и в любом другом, находят живое применение наводящие и фактические вопросы (вопросы назнание), контрольныеи вопросыоценки (вопросы на сравнение). Для любого вопроса важно, чтобы он был логически корректным, т.е. на него существовал хотя бы один правильный ответ.Вместе с темпредставляют интерес формы проявления всеобщей универсальной активности природы, общества и мышления –дивергенция и конвергенция. Дивергенция (от лат. divergere –расходиться) позволяет выделить два и более решения на основе одних и тех же данных, а конвергенция (от лат. cоnvergere –сходиться) фокусирует внимание на главном решении. Поэтому дивергентное мышление отличают беглость, оригинальность, чувствительность, образность. В свою очередь,конвергентное мышление характеризуется уровнямискорости восприятия, концентрации внимания, словарного запаса, сенсорных различий; комбинаторными умениямисоотносить имеющиеся знания с поставленной задачей, выявлять взаимосвязи и закономерности; процессами и операциями преобразованиясведений и интеллектуальной деятельности в целом.Исследованием особенностей дивергентного и конвергентного мышления ифакторами их развития занимались многие российские и зарубежные психологи и педагоги. Среди них И.В.Блауберг, Дж.Гилфорд, С.Медник, Д.Пиагет, А.М.Матюшкин, С. Татищев и др. При этом проблема дивергентной и конвергентной направленности вопросноответных процедур в обучении изучена недостаточно. В имеющихся работах и практических разработках рассматриваются общие вопросы развития дивергентного и конвергентного мышления (А.Г.Григорьева, К.В.Дрязгунов, А.Н.Иванов, Д.Ф.Ильясов, А.А.Ленкова, Н.В.Новикова и др.). Однакоособенные и единичные вопросы процесса такого развития,связанные, в частности, с конструкцией вопросноответных процедур в профессиональном обучении, остаются нераскрытыми. Отличительной особенностью конвергентных вопросноответных конструкций является отсутствие в условии задачи, тексте, производственной ситуации прямой подсказки. Примерами таких диалогов являются последовательности вопросов и ответов, выстраиваемых концентрически, что сужает поле поиска возможных вариантов. Учебная деятельность с использованием дивергентных вопросноответных процедур позволяет направить активность отдельных студентов и учебных групп на поиск альтернативных, нестандартных, нетривиальных и нешаблонных решений.При всем этом констатируем:умение задавать вопросы, а значит, разрабатывать и применять в обучении вопросноответные процедуры, к сожалению, в значительной мере остается искусством. Однако, вопреки интуитивной природе дидактики данных процедур, некоторой спонтанности их применения, структура вопросноответной конструкции должна быть логичной, гибкой и исходить из общей цели учебного диалога.Проверкапедагогической эффективности основ формирования дизайнерских представлений учащихся с использованием научных методов технического творчества натеоретических и практических занятиях, включая дисциплину «Основы дизайна в отделке»,происходила в КОГОАУ СПО «Яранский государственный технологический техникум»на протяжении 2,5 лет,с сентября 2011 по январь 2014 г. В качестве индикаторов и критериев оценкиэксперимента был определен ряд критериев: уровень усвоения; ступень абстракции; степень осознанности усвоения (по В.П.Беспалько [16]);уровень развития художественных, образных и пространственных представлений; вид познавательной активности и отношение к деятельности.Полученные данные указывают на положительные результаты по достижению поставленных целей. В этом отношении показательны итоги защиты выпускных письменных экзаменационных работ ивыполнения квалификационных практических отделочных работучащимися, где дизайнууделялось значительное внимание: по теоретическим работамсредний балл составил 4,06 при качестве75%, а по практическим работам, соответственно, 4,25 и 87,5%.В дальнейшемопытноэкспериментальная работа продолжится. Будут уточненыи сформулированыновыеисследовательские задачи. В их числе –разработкаи апробация электронного учебного пособия по основам дизайна в отделочных строительных работах.
Ссылки на источники1.Представления россиян об идеальном жилье. –URL: http://vnedv.ru/analytics/poleznoe/analitika/predstavleniyarossiyanobidealnomzhile–10.05.2014.2.Дворкин Л. О., ДворкинО.Л. Современные отделочные иоблицовочные материалы. –М.: ООО группа компаний «РИПОЛ классик», 2010. –443 с.3.ЕфимовА.В. и др. Дизайн архитектурной среды: учеб.для вузов.–М.: АрхитектураС, 2004.–504с.4.ЗаеваБурдонская Е.А., КурасовС.В. Формообразование в дизайне среды. Метод стилизации: учеб.пособие. –М.: МГХПУ имени С.Г. Строганова, 2008. –236 с.5.Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб.пособие.–М.: Гардарики, 2007. –303 с.6.МинервинГ., ШимкоВ. идр. Дизайн: иллюстрированный словарьсправочник.–М.: АрхитектураС, 2004.7.Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна: учеб.для вузов / под ред. С.М. Михайлова. –Казань: Дизайнквартал, 2008.–288с.8.Рунге В.Ф., Манусевич В.П. Эргономика в дизайне среды: учеб.пособие. –М: «Архитектура–С», 2005. –328 с.9.ШимкоВ.Т. Архитектурнодизайнерское проектирование. Основы теории: учеб.пособиедля вузов.–М.: ООО "СПЦпринт", 2003.–297 с.10.Чибаков А.С., Чибакова И.Г. Приемы, методы формирования и оценка умений аргументации в процессе профессионального обучения в учреждениях НПО и СПО // Педагогическая газета. –URL: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=14846–20.01.2013.11.Шарипов Р.Х. Функциональностоимостный анализ (ФСА) // Краткая информация для руководителей производственных предприятий. –URL: http://www.metodolog.ru/00940/00940.html –27.03.2013.12.Функциональностоимостной анализ: по материалам зарубежных сайтов. –URL: http://www.iso.ru/rus/document5954.phtml–27.03.2013.13.МихелькевичВ.Н., Радомский В.М. Основы научнотехнического творчества. –Ростовн/Д.: Феникс, 2004. –320 с.–Серия «Высшее профессиональное образование».14.Шарипов Р.Х.Указ. соч.15.Этапы функциональностоимостного анализа // Техническая и научнометодическая документация. –URL: http://www.pppa.ru/additional/03quality/06/qua_finz_06.php–27.03.2013.16.Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. –М.: Педагогика, 1989. –192 с.
Anatoly Chibakov,
Сandidate of Pedagogic Sciences, teacher, YaranskState Technological College, Yaranskchas375@yandex.ruBases of formation of design concepts traineesbyprofession "Master of finishing building works"Abstract.Growing attention to modern design trends,pursuit of a decent comfortable conditions atworkplace and at home, interest in new finishing materials and technologies must be timely reflected in the preparation of trainees by profession "Master of finishing building work”. In particular, the formation of design concepts at the discipline "Bases of design in decoration", included in the variable part of the primary professional education programs, as well as the use of research methods of scientific and technical creativity, among whichis costbenefitanalysis. All mentioned above is aimed to improve general and professional competence and mobility of graduates.Keywords:design, designer view, project, aesthetics, artistic decorative finishing, methods of scientific and technical creativity, functionalcost analysis, master of finishing buildingworks.
References1.Predstavlenija rossijan ob ideal'nom zhil'e. Available at:http://vnedv.ru/analytics/poleznoe/analitika/predstavleniyarossiyanobidealnomzhile–10.05.2014 (in Russian).2.Dvorkin, L.O., Dvorkin, O.L. (2010) Sovremennye otdelochnye i oblicovochnye materialy, OOO gruppa kompanij “RIPOL klassik”, Moscow, 443 p.(inRussian).3.Efimov, A.V. etc. (2004) Dizajn arhitekturnoj sredy: Ucheb.dlja vuzov, ArhitekturaS, Moscow, 504 p.(in Russian).4.ZaevaBurdonskaja, E.A., Kurasov, S.V. (2008) Formoobrazovanie v dizajne sredy. Metod stilizacii. Uchebnoe posobie, MGHPU imeni S.G. Stroganova, Moscow, 236 p.(in Russian).5.Lavrent'ev, A.N. (2007) Istorija dizajna: ucheb.posobie, Gardariki, Moscow, 303 p.(in Russian).6.Minervin, G., Shimko, V. etal. (2004) Dizajn. Illjustrirovannyj slovar'spravochnik, ArhitekturaS, Moscow(in Russian).7.Mihajlov, S. (ed.), Mihajlova, A. (2008) Osnovy dizajna: Ucheb.dlja vuzov, Dizajnkvartal, Kazan', 288 p.(in Russian).8.Runge, V.F., Manusevich, V.P. (2005) Jergonomika v dizajne sredy. Uchebnoe posobie, “ArhitekturaS”,Moscow, 328 p.(in Russian).9.Shimko, V.T. (2003) Arhitekturnodizajnerskoe proektirovanie. Osnovy teorii. Ucheb.posob. dlja vuzov, OOO "SPCprint", Moscow, 297 p.(in Russian).10.Chibakov, A.S., Chibakova, I.G. (2013) “Priemy, metody formirovanija i ocenka umenij argumentacii v processe professional'nogo obuchenija v uchrezhdenijah NPO i SPO”, SMI Pedagogicheskaja gazeta. Available at:http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=14846 (in Russian).11.Sharipov, R.H. (2013) “Funkcional'nostoimostnyj analiz (FSA)”, Kratkaja informacijadlja rukovoditelej proizvodstvennyh predprijatij. Available at:http://www.metodolog.ru/00940/00940.html(in Russian).12.Funkcional'nostoimostnoj analiz:рo materialam zarubezhnyh sajtov. Available at:http://www.iso.ru/rus/document5954.phtml(in Russian).13.Mihel'kevich, V.N., Radomskij, V.M. (2004) Osnovy nauchnotehnicheskogo tvorchestva / Serija “Vysshee professional'noe obrazovanie”,Feniks, Rostov n/Donu, 320 p.(in Russian).14.Sharipov, R.H.(2013) Op. cit.15.Jetapy funkcional'nostoimostnogo analiza: Tehnicheskaja i nauchnometodicheskaja dokumentacija. Available at:http://www.pppa.ru/additional/03quality/06/qua_finz_06.php (in Russian).16.Bespal'ko, V.P. (1989) Slagaemye pedagogicheskie tehnologii,Pedagogika,Moscow, 192 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»