Самообразование и профессионализм как основа успешности современного человека

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванов В. М., Аванесян А. А., Горяйнов М. С. Самообразование и профессионализм как основа успешности современного человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S18. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14726.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам продолжения образования молодых людей после окончания высших учебных заведений. Автор утверждает, что знания, полученные самостоятельно, лучше откладываются в памяти, эффективно преобразуют саму личность и легче переносятся из области теории в область практики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванов Виктор Михайлович,доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры теориии методикибезопасности жизнедеятельности Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. СтавропольJones.anbu@yabdex.ru

Аванесян Арташес Аркадьевич,студент Института образования и социальных наукФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет»,г. Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Горяйнов Михаил Сергеевич,студент Института образования и социальных наукФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Самообразование и профессионализм как основа успешности современного человека

Аннотация. Статья посвящена вопросам продолжения образования молодых людейпосле окончания высших учебных заведений. Автор утверждает, что знания, полученные самостоятельно,лучше откладываются в памяти, эффективно преобразуют саму личность и легче переносятся из области теории в область практики.Ключевые слова: самообразование, мотивация, профессионализм, самовоспитание, целеустремлённость.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Д.И. Писарев указывал, что надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходеиз школы, и это второе учение по своим результатам, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого.Сегодня, говоря о необходимости постоянного приобретения знаний, повышение культурного уровня, в первую очередь необходимо приниматьво внимание быстрые темпы научнотехнического прогресса. Новые промышленные технологии в мире появляются каждые десять лет, также регулярно разрабатываются новые формы экономической и социальной деятельности человека. Всё это заставляет индивида учиться всю свою сознательную жизнь. На идее, что человек должен учиться всегда, построены нравственные законы в Библии, Коране и других аналогичных догматах, которые, кстати, определяют всю историю человеческой цивилизации.Повышение образовательного уровня работников производства обеспечивает в США, Германии, Японии до 40–60% прироста национального дохода. В большинстве европейских стран заработная плата напрямую зависит от образовательного уровня человека. И в этом плане постоянное приобретение знаний для человека имеет большое значение[1].Современное образование –это в большей степени самообразование человека. В условиях изменений в системе высшего образования, возрастает роль и значение самостоятельной работы, ибо глубокие и прочные знания, устойчивые умения приобретаются студентами и учащимися также и в результате написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, подготовкой к различным видам занятий, зачётам и экзаменам.Признаком человека думающего и понимающего окружающий мир является постоянное стремление к новым знаниям, опыту, расширению кругозора. Если сравнивать образование традиционное, то есть при наличии учебного заведения и преподавателя, с самообразованием, второе всегда будет более эффективным, нежели первое. Почему? Потому что знания, полученные самостоятельно, опыт, которые зиждется на собственных исследованиях,ошибкахи открытиях –бесценны, они становятся частью личности на пути самосовершенствования. Все, чего человек достигает самостоятельно, не только лучше откладывается в памяти, оно преобразует саму личность и легче переносится из области теории в область практики. Самое главное отличие самообразования –это свобода обучаемого в выборе предмета, методов и источников. Самообразовываясь, вы самостоятельно выбираете область, в которой хотите расти и накапливать новые знания, затем составляете конкретный план и следуете ему по собственному желанию.Мотивациейздесь является не какоето внешнее воздействие или причина, а внутренняя направленность, благодаря которой самообразование так эффективно. Главная ценность получаемых таким образом знаний заключается в том, что вы быстро пропускаете их через себя и включаете в жизненный процесс. Предметом самообразования может быть что угодно –иностранные языки или игра на инструменте, интернет или кулинария и другое[2].Психологически эффективность самообразования объясняется очень просто –полученные самостоятельно знания и навыки человек ценит куда больше, чем те, которые преподнесли ему на «блюдечке», и именно их он в первую очередьприменяет и реализует в своейжизни. Вместе с тем, самообразование –средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств.Самостоятельная учебнопознавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительный компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, ученик приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительный компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.Поэтому современное образование –это непрерывное образование человека в течение всей жизни, оно обогащает и развивает творческий потенциал, является составной частью образа жизни. Сегодняшний специалист должен быть с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в науке и технике, соответствующий требованиям новых технологий, в том числе и педагогических. Ему нужны базовые знания, проблемное аналитическое мышление, социально –психологическая компетентность и культура [3].Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Постоянное самообразование –вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться. Именно современному человеку должен быть близок громко звучащий сегодня девиз «Образование для жизни. Образование через всю жизнь!», который трактуется как активный процесс овладения новыми знаниями на протяжении всей профессиональной деятельности.Человек, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства. Для этого надо осознавать и решить три основных задачи:учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социальноэкономических реформ;постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску;искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какойлибо области науки, техники,культуры, политической жизни ит.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем, самообразование –средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма самообразования –изучение научной, научнопопулярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности –опыты, эксперименты, моделирование и т.п.Самообразование –форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира. Постоянное самообразование –вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.Человек, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства. Для этого надо осознавать и решить три основных задачи:учитывать изменения впрофессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социальноэкономических реформ;постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску;искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.Самообразование –форма образования, при которой человек обучает и воспитываетсебя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде[4].На основании этого существует 4 вида самообразования:Бытовое–овладение социальным опытом, необходимым в быту (в т.ч. досуг и отдых).Познавательное–познание окружающего мира.Самореализации –изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).Профессиональное –служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.Цель самообразования может быть различной:Какаято деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии. Это самоцельное самообразование.Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает чтото новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.Целенаправленное самообразование связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам.Среди мотивов для формирования мотивации профессионального совершенствования можно выделить следующие:мотивы успеха;мотивы преодоления профессиональных затруднений;мотивы, направленные на улучшение материального благополучия;мотивы профессионального признания;карьерные мотивыдругие мотивы.Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня. Самообразование невозможнобез умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал. Человек, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научнопрактической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ссылки на источники1.Железовская Г.И. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна. –М.: Наука, 2007. –214с.2.Игнатов В.Г. Профессиональная культура и профессионализм: история и современность: учеб.пособие. –Ростов н/Д.: «Март», 2000. –185с.3.Каган М.С. Философия культуры. –СПб., 2004. –415с.4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: СанктПетербург, 2000. –720с.

Viktor Ivanov,Doctor of Agricultural Sciences, Department at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", StavropolJones.anbu@yabdex.ruAvanesyan Artashes,student FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruGoryaynov Michael,student FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruSelfeducation and professionalism as the foundation of success of modern manAbstract. The article deals with the continuation of the education of young peopleand after graduating from high school.The author argues that the knowledge gained by yourself better deposited in memoryeffectively transforming the very identity and better tolerated from theory to practice.Keywords:selfmotivation, professionalism, selfdisciplineand commitment.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г. Н.,доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»