Дикорастущие растения как объект изучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маренчук Ю. А., Маловичко А. Г., Бирюк А. А. Дикорастущие растения как объект изучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S18. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14731.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению дикорастущих пищевых растений на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Авторы предлагают разработку элективного курса «Дикорастущие пищевые растения в экстремальной ситуации» для учащихся 8-х классов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Маренчук Юлия Александровна,кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности факультета физической культурыИнститута образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольantropophit@mail.ru

Маловичко Анжелика Геннадьевна,студентка Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольanzhelika.malovichko@mail.ru

Бирюк Александра Анатольевна,студентка Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольbiryuk.alya@mail.ru

Дикорастущие растения как объект изучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Аннотация.Статья посвящена изучению дикорастущих пищевых растений на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Авторы предлагают разработку элективного курса «Дикорастущие пищевые растения в экстремальной ситуации» для учащихся 8х классов.Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, дикорастущие растения, пищевые растения.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Быстрые темпы прироста научной информации, перемены в общественной и культурной жизни общества, моральное старение одних знаний и повышение значимости других выдвигают необходимость обеспечения гибкости и динамичности обновления содержания образования. Это, прежде всего, ориентация на соответствие содержания современному уровню науки, то есть отражение в нем новых идей, объяснение классических знаний в их свете, отражение тенденций развития науки. Одной из важнейших современных проблем методики преподавания безопасности жизнедеятельности стало использование в процессе обучения регионального материала. Данная проблема интересовала умы многих выдающихся педагогов, методистов прошлого (Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, В.Ф. Зуев, Л.Н. Толстой и многие другие) 1. Дикорастущие растения дают нам строительный материал, топливо, бумагу, ценные лекарства и всевозможные пищевые продукты, корм для скота. Они выделяют в атмосферу огромное количество кислорода, поглощают часть вредных веществ, выделяют фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Зеленый цвет листьев благотворно действует на человека: меньше всего утомляет глаза, снижает артериальное давление, способствует лучшему кровообращению, успокаивает нервную систему. Таким образом, растения являются для нас источником материальных благ, здоровья, вдохновения, эстетического наслаждения.Дикие съедобные растения широко применяются населением Ставропольского края. Но вместе с темособенности их использования в пределах Ставропольской возвышенности очень слабо освещены в литературе. Не развернуты научноисследовательские работы, далеко еще не выявлены и мало известны эти ресурсы нашей дикой флоры. Использование этого материала в школе становится особенно актуальным в связи с введением Государственного стандарта образования (базисный учебный план предоставляет учителю резерв времени для реализации регионального компонента). В учебниках «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений уделяется очень мало внимания дикорастущим пищевым растениям –«помощникам» в экстремальных условиях, а если и идет речь, то это в основном информация о ядовитых и лекарственных растениях. Из этого следует, что учащиеся, изучив материал школьного учебника, получают только самое общее представление о разнообразии растительного мира. На сегодняшний день уровень знанийо полезных свойствах дикой флоры среди большинства взрослого населения также недостаточен. Не каждый сможет точно определить 10–20 растений, ежедневно встречающихся на пути, не говоря уже об употреблении их в быту. Потерпевший аварию человек, заблудившийся путник, может испытывать голод, буквально стоя на вкусной и питательной пище, терпеть жажду, не зная, что вода находится в нескольких сантиметрах под его ногами, страдать от болезней, не подозревая, что лекарства, изготовленные природой, находятся рядом.В экстремальных условиях существует угроза жизни и здоровью человека, так как чаще всего при этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. Поэтому, и в экстремальных, и в обычных ситуациях важно уметь различать пищевые, лекарственные, витаминоносные растения, травыиндикаторы, уметь пользоваться этими дарами природы.Чувство голода в той или иной степени сопровождает любую аварийную ситуацию. Избежать его или хотя бы приглушить можно, либо обеспечившись питанием на месте, либо правильнораспорядившись имеющимся продовольствием. Дикорастущая флора края представлена широким спектром растений, обладающих, как правило, многими качествами, проявляющимися в той или иной ситуации то с положительной, то с отрицательной стороны. Авторами разработан элективный курс для учеников 8х классов «Дикорастущие пищевые растения в экстремальной ситуации», который направлен на ознакомление и углубление знаний учащихся о многообразии региональных съедобных растений, их химическом составе, особенностях использования в питании, в лечебных целях и в прочих полезных и ядовитых признаках. Курс помогает учащимся овладеть методами распознавания видов растений по гербарным образцам и в природе, использования растений как поставщиков нашему организму витаминов и микроэлементов, органических кислот и других весьма ценных веществ, а также обеспечить себя продуктами питания в аварийной ситуации.Содержание занятий курса ориентирует на развитие интереса к биологии, в частности, к флоре данного региона, с учетом многообразия хозяйственных свойств произрастающих там растений, направляет учащихся на применение знаний в условиях вынужденной автономии в природных условиях.В теоретической части курса даются классификации растений в зависимости от характера их использования. Раскрываются представления о питательной, лекарственной и иной полезной ценности дикорастущих видов, основные направления касающиеся изучения растительных пищевых ресурсов. Приводятся основные правила их сбора, сушки и хранения, характеристика важнейших в жизни человека растений, данные о видах по которым можно ориентироваться в природе и определять погоду. Практическая часть включает непосредственное знакомство с дикорастущими пищевыми растениями Ставропольского края по способу их применения на базе экскурсийв природу, теплицу или оранжерею, ботанический сад. Курс обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, практических работ, демонстрации.Курс разработан с целью значительного насыщения краеведческими сведениями о растениях содержание школьной программы. Программа курса рассчитана на 18 часов аудиторных занятий (теоретических и практических). В таблицепредставлен тематический план дисциплины.

Тематический план

№ п/пТемы курсаКоличество часовВсего часовТеоретическиеПрактические1Цели и задача курса «Дикорастущие пищевые растения в экстремальной ситуации»22

2Ресурсы дикорастущих пищевых растений.22

3Химический состав и заготовка полезных растений22

4Орехоплодные, фруктовые и ягодныерастения2–25Овощные, масличные, крахмалоносные, зерновые и сахароносные растения2–26Пряные и напиточные растения2–27Съедобные грибы, лишайники и водоросли22

8Ядовитые и вредные растения для человека22

9Итоговое занятие2–2Итого:18108

Содержание дисциплины:Тема 1. Цели и задачи курса «Дикорастущие пищевые растения в экстремальной ситуации». Предмет и задачи спецкурса «Дикорастущие пищевые растения в экстремальной ситуации». Общие сведения о дикорастущих пищевых растениях. Роль и значение дикорастущих полезных растений в жизни человека. Природа Ставропольского края. Географическое положение. Рельеф и геология. Вода и почвы края. Животный и растительный мир. Тема 2. Ресурсы дикорастущих пищевых растений. История развития сырьевого промысла. Основные направления касающиеся изучения ресурсов полезных растений. Растения, как сырье для лекарственной и пищевой промышленности. Классификации пищевых растений. Растения –поставщики витаминов. Диетическое и лечебное питание. Питание в экстремальных условиях. Главные требования к пище.Тема3. Химический состав и заготовка полезных растений. Химический состав и питательная ценность полезных растений. Сахара, крахмал, клетчатка, пектиновые вещества, витамины, минеральные соединения, масла. Общие правила заготовки лекарственного и пищевого сырья. Сбор растений. Сушка и хранение сырья. Способы приготовления лекарственных препаратов в домашних условиях.Тема 4. Орехоплодные, фруктовые и ягодные растения. Общая характеристика орехоплодных, фруктовых, ягодных пищевых дикорастущих растений. Представители групп растений. Описание растений. Химический состав. Пищевое использование. Сроки и способы заготовки. Съедобные части деревьев.Тема 5. Овощные, масличные, крахмалоносные, зерновые и сахароносные растения. Общая характеристика овощных пищевых дикорастущих растений. Корнеплодные овощные растения. Листовые и стеблевые овощные растения. Общая характеристика масличных, крахмалоносных, зерновых и сахароносных съедобных дикорастущих растений. Представители групп растений. Описание. Химический состав. Пищевое использование. Сроки и способы заготовки.Тема 6. Пряные и напиточные растения. Пряные дикорастущие пищевые растения. Общая характеристика. Напиточные растения. Общая характеристика и способы приготовления напитков прохладительного, кофейногои чайного типов. Растения, дающие алкоголь и уксус, пену, лимонную кислоту.Представители групп растений. Описание. Химический состав. Пищевое использование. Сроки и способы заготовки.Тема 7. Съедобные грибы, лишайники и водоросли. Представители грибов, лишайников и водорослей использующих в пищу. Строение и описание. Химическийсостав. Пищевое использование. Сроки и способы заготовки.Тема 8. Ядовитые и вредные растения для человека. Ядовитые растения –пищевые аналоги. Растительные галлюциногены. Представители ядовитых растений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлениирастениями.

1.Вопросы для контроля знаний:2.В чем заключаются особенности и удобства географического положения Ставрополья?3.Как растительный покров отражает разнообразие природных условий?4.Назовите основные правила сбора растительного сырья?5.Когда и как нужно сушить собранные растения?6.В каком виде и какие части растений употребляются в пищу?7.Как и в чем хранят заготовленное пищевое сырье?8.Какие важные вещества содержатся в растениях? В чем особая ценность диких витаминных растений?9.Какие правила нужно соблюдать при приготовлении блюд из дикорастущих растений?10.Перечислите главные требования к пище.11.Охарактеризуйте представителей орехоплодных растений встречающихся на Ставрополье.12.Дайте характеристику фруктовым и ягодным растениям встречающихся в Ставропольском крае.13.Охарактеризуйте представителей овощных растений (листовые, стеблевые, корнеплодные) встречающихся на Ставрополье.14.Представители масличных растений: описание, пищевое использование, заготовка.15.Представители крахмалоносных растений: описание, пищевое использование, заготовка.16.Представители зерновых растений: описание, пищевое использование, заготовка.17.Представители сахароносных растений: описание, пищевое использование, заготовка.18.Пряные дикорастущие растения: описание, пищевое использование, заготовка.19.Из каких растений и частей можно сделать напитки прохладительного, кофейного и чайного типов?20.За счет чего пищевые травы препятствуют весенней усталости?21.Опишите растения, дающие алкоголь, уксус, пену и лимонную кислоту.Какие съедобные грибы вы знаете? Как отличить съедобный гриб от ядовитого?23.Опишите представителей лишайников и водорослей,употребляемых в пищу.24.Какие ядовитые растения встречаются в Ставропольском крае? Их характеристика.25.Каковы признаки отравлений и первая медицинская помощь приотравлении растениями?26.Приведите примеры растений, являющихся спутниками человека. Литература: Основная:1.Замятина Н.Г.Кухня Робинзона. Рецепты блюд из дикорастущих растений и цветов.–М.: Издво Центрполиграф, 2013.–635 с.2.Кислова Н. Полезные свойства сорняков. –М.: Издво АСТПресс Книга, 2010. –288 с.3.НадежкинС., КузнецовИ. Полезные, вредные и ядовитые растения. –М.: Издво КноРус, 2013. –284 с.4.Новиков В.И. Популярный атласопределитель: Дикорастущие растения. –М.: Издво «Дрофа», 2008. –415 с.5.Чудаева И.И., Дубин В.И.Наши дачные лекари–живые витамины. Овощные и дикорастущие растения. –СПб.: Издво Диля, 2013. –352 с.Дополнительная:1.Астахова В. Г. Загадки ядовитых растений. –М.: Лесная промышленность, 1977. –176 с. 2.Гаммерман А. Ф.,Гром И. И. Дикорастущие лекарственные растения СССР.–М.:Медицина, 1976. –96 с. 3.Гром И. И.,Шупинская М. Д. Дары природы. –М.:Медицина, 1968. –79 с. 4.Гроссгейм А. А. Растительные богатства Кавказа. –М.:Изд. МОИП, 1952. –632 с. 5.Губанов И. А. Дикорастущие полезные растения. –М.:МГУ, 1987. –160 с. 6.Дударь Ю. А.,Маренчук Ю. А. Антропофитология (Растения –спутники человека):Экологический словарь. –Ставрополь: КЭБЦ, 2002. –64 с. 7.Иванов А. Л. Конспект флоры Ставрополья. –2е изд.,испр. и доп. –Ставрополь: Издво СГУ, 2001. –200 с. 8.Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания: Изд. 2е. –М.:Издво ЭКСМОПресс, 2002. –496 с. 9.Кощеев А. К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. –М.:Пищевая промышленность, 1981. –324 с. 10.Ладынина Е. А.,Морозова Р. С. Лекарственные растения в медицине и в быту. –Ставрополь: Кн. издво, 1989. –352 с. 11.Лисова И. М.,Леликова Е. А.,Маренчук Ю. А. Голод как экстремальный фактор // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности: Сборник науч. Статей. –Ставрополь: Издво СГУ, 2004. –С. 28–31. 12.Маренчук Ю. А. Человек в экстремальных условиях природной среды // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности: Сборник науч. Статей. –Ставрополь: Издво СГУ, 2004. –С. 37. 13.Маренчук Ю. А.,Дударь Ю. А. Флористическое богатство и ресурсы пищевых растений природных и вторичных фитоценозов Ставрополья // Природные ресурсы и экологическое образование на Северном Кавказе: Матер. межрег. научнопракт. конф. –Ставрополь: СГУ, 1998. –С. 59–60. Мацюцкий С. П. Туристу о растениях. –М.:Профиздат, 1988. –168 с. 15.Молчанов Г. И.,Молчанова Л. П. и др. Съедобные целебные растения. Справочник. –РостовнаДону: Изд. Ростовского университета, 1994. –448 с. 16.Никитин А. А.,Панкова И. А. Анатомический атлас полезных и некоторых ядовитых растений. –Л.:Наука, 1982. –768 с. 17.Новиков В. С.,Губанов И. А. Популярный атласопределитель. Дикорастущие растения. –М.:Дрофа, 2002. –416 с. 18.Растения, применяемые в быту / Под ред. Ф. И. Карева. –М.:Издво Московского университета, 1966. –280 с. 19.Растительные ресурсы СССР. –Т. IVII. –СПб.:Наука, 198193. 20.Рекомендации по сбору, приготовлению лекарственных трав и растений, произрастающих в Ставропольском крае / Сост. Н. И.Ермоленко,С. А. Амилаханова.–Ставрополь: Ставропольская правда, 1989. –134 с. 21.Рыбицкий Н. А.,Гаврилов И. С. Дикорастущие плоды иягоды. –Л.:Лениздат, 1969. –246 с. 22.Середин С. Г.,Соколов С. Д. Лекарственные растения и их применение. –Ставрополь: Кн. изд.,1978. –278 с. 23.Федоров Ф. В. Дикорастущие пищевые растения. –Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993. –215 с. 24.Формазюк В. Энциклопедия пищевых лекарственных растений. –М.: Издво АСК, 2003. –792 с.

На уроках безопасности жизнедеятельности при изучении дикорастущих пищевых растений нами рассматриваются такие вопросы, как: сведения о наличии и величине запасов растений Ставрополья, о химическом составе, о способах заготовки и переработке растений, об особенностях использования в питании различных групп растений, ориентирование и определение погоды по растениям. Рекомендуется изучать и пополнять знания учеников по этой проблеме с 5го по 11й класс, создавая условия для моделирования ситуаций научного поиска, развития эмоционального отношения к живым системам, постижения жизни одновременно разумом и сердцем. Этому способствуют методы конкретных ситуаций, «мозговая атака», учебные игры, «погружение», экскурсии в природу и другие методы активного обучения 2.Таким образом, мы считаем, что использование местного материала на занятиях безопасности жизнедеятельности должно содействовать общему образованию школьников, развитию учебных возможностей за счет качественного прироста умений и навыков, достижению цели современного образования –подготовке всесторонне развитой и грамотной личности, личности безопасного типа. Эти знания способствуют привитию учащимся навыков в деле защиты живой природы, бережного отношения к ее ресурсам, как к источнику здоровья и жизничеловека.

Ссылки на источники1.Рожков С.Ю., Маренчук Ю.А., Шумакова Н.Ю. Опыт инновационных педагогических технологий России ХХ века.–Saarbrücken: Издво LAPLAMBERT, 2012. –184 с.2.Маренчук Ю.А. Человек в экстремальных условиях природной среды //Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности: сб. науч. ст. –Ставрополь: Издво СГУ‚ 2004 . –С.54.



Yuliya Marenchuk,Candidate of Biological Sciences, Associate professor at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropol antropophit@mail.ruAngelica Malovichko,student FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropol anzhelika.malovichko@mail.ruAlexandra Biryuk,student FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropol biryuk.alya@mail.ruWild plants as an object of study in the classroom basics of life safety Abstract.Article examines the wild food plants in the classroom basics safety. The authors suggest the development of an elective course "Wild edible plants in an emergency situation" for pupils of 8th grade. Keywords:life safety, wild plants, food plants.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»