Самостоятельная работа как ведущая форма организации учебной деятельности бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности»
Выпуск:
ART 14735
УДК
378.147
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филанковский
В.
В.,
Лесняк
Т.
В.,
Треглазов
В.
В. Самостоятельная работа как ведущая форма организации учебной деятельности бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S18. – С.
61–65. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14735.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу самостоятельной работы как ведущей формы организации учебно-познавательной и учебно-практической деятельности бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» в высшем учебном заведении.
Ключевые слова:
безопасность жизнедеятельности, самостоятельная работа студентов, технологические подходы индивидуализации профессиональной подготовки
Текст статьи
Филанковский Виталий Владимирович,доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности факультета физической культурыИнститута образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольfilankovskiy@mail.ru
Лесняк Татьяна Викторовна,старший преподаватель кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности факультета физической культурыИнститута образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru
Треглазов Валерий Васильевич,студент Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольzhiznbezop@yandex.ru
Самостоятельная работа как ведущая форма организации учебной деятельности бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности»
Аннотация. Статья посвящена вопросу самостоятельной работы как ведущей формы организации учебнопознавательной и учебнопрактической деятельности бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» в высшем учебном заведении.Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, самостоятельная работа студентов, технологические подходы индивидуализации профессиональной подготовки.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей. Данность, требующая немедленного вмешательства.Усилия государства и общества должны быть направлены на формирование массовой культуры безопасности. В немалой степени способность человека выжить в экстремальных условиях зависит от его умения правильно оценить возникшую ситуацию, своевременно принять единственно верное решение и реализовать его на практике. Лишь хорошо обученный и тренированный специалист способен сделать это на высоком профессиональном уровне. Решение этой проблемы возможно только через образование. Особое внимание при подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях должно быть уделено работе с учащейся молодежьюнастоящим и будущим нашей страны, на сегодняшний день в России это более 30 миллионов человек. Обеспечить воспитание психологической устойчивости и умения грамотно действовать в экстремальных ситуациях, понимания необходимости постоянного предвидения опасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственнойбезопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни [1].Становится очевидным, что приоритетная роль в обеспечении национальной безопасности любого государства, жизнедеятельности личности отводится образованию. Исследования в области безопасности жизнедеятельности ведутся во всем мире. Ежегодно Госдепартамент США выделяет около 3 млрд долларов на формирование отделов при университетах, в том числе: Принстонском, Колумбийском и Гарвардском автономном университетском секторе, занимающихся созданием, внедрением, переработкой программ для инструкторов безопасности жизнедеятельности. Особенно ярко это наблюдается после роковых событий во Всемирных торговых центрах. Газеты «НьюИорк Таймс», «ЧикагоТрибьюн», тогда писали заголовками о числе жертв возможно больших, если бы не национальная программа подготовки населения инструкторами безопасности жизнедеятельности, при колледжах, университетах, предприятиях. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, атема Риск, наука, обучение, на школьном уровне Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. К сожалению, в нашей стране федеральных бюджетных дотаций на подобные мероприятия выделяется крайне мало.Существует парадокс системы образованиянаряду с потребностью общества в опережении образованием изменений условий жизни, система образования позже всего реагирует на эти изменения. Такая инерционность была терпима, пока скорость изменений не превышала длительность человеческой жизни. Сегодня при стремительных и кардинальных изменениях развития цивилизации, происходящих за все болеекороткие промежутки времени (510 лет), инерционность образования предоставляет собой определенную преграду, тормозящую механизм адаптации человека к новым опасностямМеждисциплинарная специфика курса (ОБЖ) предъявляет особые требования к профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности: он должен обладать не набором поверхностных знаний и умений, а глубоко разбираться в содержании всех разделов, входящих в программу курса (ОБЖ). Характеризуя педагогическую деятельность учителя и конкретизируя ее в современных условиях для учителя безопасности жизнедеятельности, характерны следующие функции: 1)воспитательные, 2)обучающие, 3)организаторские.Воспитательные функции учителя безопасности жизнедеятельности выражаются в следующем:формирование мировоззрения у школьника, по мере его перехода из класса в класс, подготовка учащегося к участию в общественнополитической деятельности;осознание единства природы, общества и человека;утверждение во взаимоотношениях учащихся общечеловеческих ценностей;формирование законопослушного гражданина;влияние на формирование эстетических идеалов, взглядов современного школьника, но не навязывания ему своих;осознание необходимости физического совершенствования и др.Обучающая (практическиприкладная) функция учителя безопасности жизнедеятельностисводится к определенным моментам, а именно:передача технологий оптимального взаимодействия с природой, техникой, людьми;развитие навыков защиты от угрозприроде, обществу, самому себе;передача знаний, взаимозависимости физического психического и социального здоровья личности;формирование навыков поведения и действий во всех областях безопасности: правовой, информационной, психологической, физической и коммуникативной;обучение приемам психической саморегуляции при пребывании в сложных социальных условиях, нестандартных жизненных ситуациях;подготовка школьников к действию в ситуациях,называемых экстремальными: служба в армии, правоохранительных органах и т.д.
Было бы несправедливо сводить обучающую функцию только к учебному процессу, так как учитель безопасности жизнедеятельности своим поведением вне учебного времени также призван формировать безопасное восприятие окружающей среды.Организаторские функции учителя безопасности жизнедеятельности включают в себя:планирование и составление индивидуальных программ формирования личности безопасного типа;участие в составлении комплексного плана формирования личности безопасного типа в конкретном образовательном учреждении;интегрирование курса (ОБЖ) в другие предметы школьной программы;использование принципов безопасной жизнедеятельности в организации внутри коллективных связей и отношений в школе;организация сотрудничества и обмен опытом работы с другими государственными и общественными структурами по безопасности жизнедеятельности и др. Формирование творческой личности учителя безопасности жизнедеятельности в процессе профессиональной подготовки обеспечивается комплексным использованием различных педагогических технологий вовлечения в педагогический процесс всей личности будущего специалиста.Ведущую роль среди них играет самостоятельная работа. Она является формой организации учебнопознавательной и учебнопрактической деятельности студентов, средством активизации формирования правовой компетентности. Только на основе самостоятельной работы каждого студента обеспечивается глубокое усвоение компонентов правовой компетентности, формирование потребности в постоянном их пополнении и обновлении, овладение рациональными приемами и методами самообразования, развитие индивидуального стиля правового мышления, деятельности, творческого самовыражения. Самостоятельная работа становится средством подготовки к непрерывному образованию [2].
На основе использования комплекса методов (анализа рефератов, курсовых, практических заданий студентов, конспектов, анкетирования, беседы со студентами и преподавателями, наблюдения за деятельностью студентов и преподавателей, анализа результатов экзаменов и зачетов, хронометража затрат времени на самостоятельную работу) нами изучался уровень сформированности навыков самостоятельной работы у студентов в процессе формирования правовой компетентности.Сравнительный анализ результатов диагностики деятельности студентов IVкурсов показал, что часть студентовна 1 курсе слабо владеет умениями целеполагания и планирования своей самостоятельной работы, выделения главного, существенногов материале, рецензирования источников, поиска библиографических источников (в среднем 28%).Основными причинами, затрудняющими качественное выполнение самостоятельной работы, являются как внутренние факторы, зависящие от студентов (недостаточно высокий уровень сформированности умений и навыков самостоятельной работы в школе, недостаточный уровень знаний, необходимых для качественного выполнения задания, неорганизованность), так и внешние, зависящие от условий обучения в вузе (недостатки в планировании объема учебной нагрузки, неравномерность планирования самостоятельной работы, слабый контроль за качеством ее выполнения).Задача преодоления этих недостатков, повышения качества самостоятельной работы обусловливает необходимость специальной системы обучения студентов методике самостоятельной работы. Она включает овладение студентами теоретической (усвоение знаний), практической (овладение рациональными действиями и операциями при выполнении самостоятельной работы), мотивационной (развитие интереса к самостоятельной работе, осознание профессиональной значимости ее, профессионального долга) сторонами этой работы в их единстве.Составными элементами этой системы обучения являются: использование комплекса многообразных видов самостоятельной работы, взаимодействие индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности студентов; взаимосвязь контроля со стороны преподавателя, общественного контроля и самоконтроля студентов.На основе достижений дидактики и обобщения опыта вузов систему самостоятельнойработы студентов можно рассматривать как единство и взаимосвязь различных видов этих работ по следующим признакам:характеру деятельности (репродуктивные, репродуктивнотворческие, творческорепродуктивные, творческие);формам организации (коллективные, групповые и индивидуальные);целевой направленности(теоретические и практические); месту в учебном процессе (для восприятия и осмысления, для закрепления, систематизации и обобщения);степени активности студентов, их отношению к самостоятельной работе (обязательные и альтернативные, общие и вариативные, учебные задания в рамках учебного процесса и задания по интересам).Характер сочетания тех или иных видов самостоятельной работы зависит от задач изучения темы (усвоение ведущих идей, понятий или анализ фактов), содержания учебного материала (фундаментального, теоретикопрактического или прикладного), этапа обучения студентов (постепенное усложнение содержания и методов самостоятельной работы).Эффективность самостоятельной работы повышается, если она организуется с учетом индивидуальных особенностей студентов, их интересов, склонностей, уровня общего развития, степени профессиональной направленности и активности [3].У одних студентов интерес к теории безопасности жизнедеятельности и практической деятельности проявляется уже на Iкурсе, у другихформируется постепенно. У одних профессиональная направленность выражена достаточно ярко, у другихслабее. Одни проявляют большую активность в овладении профессиональными знаниями и умениями, другиепассивны. Одни более самостоятельны, другие требуют постоянного контроля и помощи.На каждом этапе профессиональной подготовки в отношении каждой группы студентов ставится ведущая целевая задача (развитие творческой активностиу одних, формированиеинтереса к теории права в области безопасности жизнедеятельностиу других, воспитание ответственностиу третьих), которая, в свою очередь, постепенно усложняется и развивается. Особого внимания заслуживают студенты, имеющие большой интерес к профессиональнопедагогической деятельности, но не обладающие достаточным уровнем умений и навыков самостоятельной работы.Основными технологическими подходами индивидуализации профессиональной подготовки студентов могут быть:вариативность заданий, предлагаемых навыбор с учетом уровня профессиональной направленности и подготовки, индивидуальных особенностей, интересов и возможностей студентов (вариативность заданий по степени сложности и по степени самостоятельности);развитие самостоятельной работы на основе сочетания коллективных (студенческой группой), групповых и индивидуальных форм работы;стимулирование взаимопроверки, самоконтроля и самоанализа студентами качества своей работы и уровня своей профессиональной готовности;широкое вовлечение будущих учителей в научноисследовательскую работу по проблемам воспитания личности безопасного типа; перевод части студентов на индивидуальный план работы; индивидуальная самообразовательная работа, определение проблем для углубленного изучения;использование различных форм материального и морального поощрения творческой работы студентов.Студентам предоставляется возможность свободного выбора дифференцированных заданий для самостоятельной работы, наиболее соответствующих их индивидуальным особенностям. Именно такая ситуация выбора создает состояние удовлетворенности, стимулирует развитие креативности, как готовности к творчеству.Основными условиями эффективности самостоятельной работы по дисциплинам предметной подготовки являются следующие: постановка учебных целей перед студентами, стимулирование положительного отношения и интереса к самостоятельной работе; сочетание глубокого усвоения теоретических знаний (как научных по теме самостоятельной работы, так и специальных о способах и приемах се организации) и практического овладения способами и приемами самостоятельной работы; взаимосвязь содержания и методов организации самостоятельной работы в процессе учебных занятий, педагогической практики и внеаудиторной работы; систематичность и последовательное усложнение содержания, видов и методов организации самостоятельной работы; учет уровня подготовки и индивидуальных особенностей студентов, дифференциация заданий.Самостоятельную работу студентов в воспитании правовой культуры личности школьника в области безопасности жизнедеятельности можно рассматривать как этап подготовки и перехода к целенаправленной научноисследовательской работе.Участие студентов в научных исследованиях по проблемам воспитания личности безопасного типа, развития индивидуального стиля правового мышления, интереса к воспитанию правовой культуры личности школьника в области безопасности жизнедеятельности является одним из показателей правовой компетентности будущего учителя ОБЖ.
Ссылки на источники1.Смирнов А.Т. ОБЖ как школьная дисциплина: современные проблемы и пути их разрешения // Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ: Материалы Всероссийского совещаниясеминара и методические рекомендации для преподавателей.М.: АПКиПРО, 2001.С.913.2.ЗиятдиноваФ.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения.М., 1992.3.Курлянд З.Н. Формирование и развитие профессиональной устойчивости: автореф. … дра пед. наук.М.,1993.
Vitali Filankovsky,Doctor оf Pedagogical Sciences, Рrofessor at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolfilankovskiy@mail.ruTatiana Lesnyak,Senior lecturer at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruValery Treglazov,student FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruIndependent work as a leading form of educational activity bachelors Profile "Safety"Abstract.The article focuses on independent work as a leading form of training and learning and teaching practices bachelors Profile "Safety" at the high school.Keywords:life safety, students' independent work, technological approaches individualization of training.
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г. Н.,доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Лесняк Татьяна Викторовна,старший преподаватель кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности факультета физической культурыИнститута образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru
Треглазов Валерий Васильевич,студент Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольzhiznbezop@yandex.ru
Самостоятельная работа как ведущая форма организации учебной деятельности бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности»
Аннотация. Статья посвящена вопросу самостоятельной работы как ведущей формы организации учебнопознавательной и учебнопрактической деятельности бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» в высшем учебном заведении.Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, самостоятельная работа студентов, технологические подходы индивидуализации профессиональной подготовки.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей. Данность, требующая немедленного вмешательства.Усилия государства и общества должны быть направлены на формирование массовой культуры безопасности. В немалой степени способность человека выжить в экстремальных условиях зависит от его умения правильно оценить возникшую ситуацию, своевременно принять единственно верное решение и реализовать его на практике. Лишь хорошо обученный и тренированный специалист способен сделать это на высоком профессиональном уровне. Решение этой проблемы возможно только через образование. Особое внимание при подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях должно быть уделено работе с учащейся молодежьюнастоящим и будущим нашей страны, на сегодняшний день в России это более 30 миллионов человек. Обеспечить воспитание психологической устойчивости и умения грамотно действовать в экстремальных ситуациях, понимания необходимости постоянного предвидения опасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственнойбезопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни [1].Становится очевидным, что приоритетная роль в обеспечении национальной безопасности любого государства, жизнедеятельности личности отводится образованию. Исследования в области безопасности жизнедеятельности ведутся во всем мире. Ежегодно Госдепартамент США выделяет около 3 млрд долларов на формирование отделов при университетах, в том числе: Принстонском, Колумбийском и Гарвардском автономном университетском секторе, занимающихся созданием, внедрением, переработкой программ для инструкторов безопасности жизнедеятельности. Особенно ярко это наблюдается после роковых событий во Всемирных торговых центрах. Газеты «НьюИорк Таймс», «ЧикагоТрибьюн», тогда писали заголовками о числе жертв возможно больших, если бы не национальная программа подготовки населения инструкторами безопасности жизнедеятельности, при колледжах, университетах, предприятиях. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, атема Риск, наука, обучение, на школьном уровне Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. К сожалению, в нашей стране федеральных бюджетных дотаций на подобные мероприятия выделяется крайне мало.Существует парадокс системы образованиянаряду с потребностью общества в опережении образованием изменений условий жизни, система образования позже всего реагирует на эти изменения. Такая инерционность была терпима, пока скорость изменений не превышала длительность человеческой жизни. Сегодня при стремительных и кардинальных изменениях развития цивилизации, происходящих за все болеекороткие промежутки времени (510 лет), инерционность образования предоставляет собой определенную преграду, тормозящую механизм адаптации человека к новым опасностямМеждисциплинарная специфика курса (ОБЖ) предъявляет особые требования к профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности: он должен обладать не набором поверхностных знаний и умений, а глубоко разбираться в содержании всех разделов, входящих в программу курса (ОБЖ). Характеризуя педагогическую деятельность учителя и конкретизируя ее в современных условиях для учителя безопасности жизнедеятельности, характерны следующие функции: 1)воспитательные, 2)обучающие, 3)организаторские.Воспитательные функции учителя безопасности жизнедеятельности выражаются в следующем:формирование мировоззрения у школьника, по мере его перехода из класса в класс, подготовка учащегося к участию в общественнополитической деятельности;осознание единства природы, общества и человека;утверждение во взаимоотношениях учащихся общечеловеческих ценностей;формирование законопослушного гражданина;влияние на формирование эстетических идеалов, взглядов современного школьника, но не навязывания ему своих;осознание необходимости физического совершенствования и др.Обучающая (практическиприкладная) функция учителя безопасности жизнедеятельностисводится к определенным моментам, а именно:передача технологий оптимального взаимодействия с природой, техникой, людьми;развитие навыков защиты от угрозприроде, обществу, самому себе;передача знаний, взаимозависимости физического психического и социального здоровья личности;формирование навыков поведения и действий во всех областях безопасности: правовой, информационной, психологической, физической и коммуникативной;обучение приемам психической саморегуляции при пребывании в сложных социальных условиях, нестандартных жизненных ситуациях;подготовка школьников к действию в ситуациях,называемых экстремальными: служба в армии, правоохранительных органах и т.д.
Было бы несправедливо сводить обучающую функцию только к учебному процессу, так как учитель безопасности жизнедеятельности своим поведением вне учебного времени также призван формировать безопасное восприятие окружающей среды.Организаторские функции учителя безопасности жизнедеятельности включают в себя:планирование и составление индивидуальных программ формирования личности безопасного типа;участие в составлении комплексного плана формирования личности безопасного типа в конкретном образовательном учреждении;интегрирование курса (ОБЖ) в другие предметы школьной программы;использование принципов безопасной жизнедеятельности в организации внутри коллективных связей и отношений в школе;организация сотрудничества и обмен опытом работы с другими государственными и общественными структурами по безопасности жизнедеятельности и др. Формирование творческой личности учителя безопасности жизнедеятельности в процессе профессиональной подготовки обеспечивается комплексным использованием различных педагогических технологий вовлечения в педагогический процесс всей личности будущего специалиста.Ведущую роль среди них играет самостоятельная работа. Она является формой организации учебнопознавательной и учебнопрактической деятельности студентов, средством активизации формирования правовой компетентности. Только на основе самостоятельной работы каждого студента обеспечивается глубокое усвоение компонентов правовой компетентности, формирование потребности в постоянном их пополнении и обновлении, овладение рациональными приемами и методами самообразования, развитие индивидуального стиля правового мышления, деятельности, творческого самовыражения. Самостоятельная работа становится средством подготовки к непрерывному образованию [2].
На основе использования комплекса методов (анализа рефератов, курсовых, практических заданий студентов, конспектов, анкетирования, беседы со студентами и преподавателями, наблюдения за деятельностью студентов и преподавателей, анализа результатов экзаменов и зачетов, хронометража затрат времени на самостоятельную работу) нами изучался уровень сформированности навыков самостоятельной работы у студентов в процессе формирования правовой компетентности.Сравнительный анализ результатов диагностики деятельности студентов IVкурсов показал, что часть студентовна 1 курсе слабо владеет умениями целеполагания и планирования своей самостоятельной работы, выделения главного, существенногов материале, рецензирования источников, поиска библиографических источников (в среднем 28%).Основными причинами, затрудняющими качественное выполнение самостоятельной работы, являются как внутренние факторы, зависящие от студентов (недостаточно высокий уровень сформированности умений и навыков самостоятельной работы в школе, недостаточный уровень знаний, необходимых для качественного выполнения задания, неорганизованность), так и внешние, зависящие от условий обучения в вузе (недостатки в планировании объема учебной нагрузки, неравномерность планирования самостоятельной работы, слабый контроль за качеством ее выполнения).Задача преодоления этих недостатков, повышения качества самостоятельной работы обусловливает необходимость специальной системы обучения студентов методике самостоятельной работы. Она включает овладение студентами теоретической (усвоение знаний), практической (овладение рациональными действиями и операциями при выполнении самостоятельной работы), мотивационной (развитие интереса к самостоятельной работе, осознание профессиональной значимости ее, профессионального долга) сторонами этой работы в их единстве.Составными элементами этой системы обучения являются: использование комплекса многообразных видов самостоятельной работы, взаимодействие индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности студентов; взаимосвязь контроля со стороны преподавателя, общественного контроля и самоконтроля студентов.На основе достижений дидактики и обобщения опыта вузов систему самостоятельнойработы студентов можно рассматривать как единство и взаимосвязь различных видов этих работ по следующим признакам:характеру деятельности (репродуктивные, репродуктивнотворческие, творческорепродуктивные, творческие);формам организации (коллективные, групповые и индивидуальные);целевой направленности(теоретические и практические); месту в учебном процессе (для восприятия и осмысления, для закрепления, систематизации и обобщения);степени активности студентов, их отношению к самостоятельной работе (обязательные и альтернативные, общие и вариативные, учебные задания в рамках учебного процесса и задания по интересам).Характер сочетания тех или иных видов самостоятельной работы зависит от задач изучения темы (усвоение ведущих идей, понятий или анализ фактов), содержания учебного материала (фундаментального, теоретикопрактического или прикладного), этапа обучения студентов (постепенное усложнение содержания и методов самостоятельной работы).Эффективность самостоятельной работы повышается, если она организуется с учетом индивидуальных особенностей студентов, их интересов, склонностей, уровня общего развития, степени профессиональной направленности и активности [3].У одних студентов интерес к теории безопасности жизнедеятельности и практической деятельности проявляется уже на Iкурсе, у другихформируется постепенно. У одних профессиональная направленность выражена достаточно ярко, у другихслабее. Одни проявляют большую активность в овладении профессиональными знаниями и умениями, другиепассивны. Одни более самостоятельны, другие требуют постоянного контроля и помощи.На каждом этапе профессиональной подготовки в отношении каждой группы студентов ставится ведущая целевая задача (развитие творческой активностиу одних, формированиеинтереса к теории права в области безопасности жизнедеятельностиу других, воспитание ответственностиу третьих), которая, в свою очередь, постепенно усложняется и развивается. Особого внимания заслуживают студенты, имеющие большой интерес к профессиональнопедагогической деятельности, но не обладающие достаточным уровнем умений и навыков самостоятельной работы.Основными технологическими подходами индивидуализации профессиональной подготовки студентов могут быть:вариативность заданий, предлагаемых навыбор с учетом уровня профессиональной направленности и подготовки, индивидуальных особенностей, интересов и возможностей студентов (вариативность заданий по степени сложности и по степени самостоятельности);развитие самостоятельной работы на основе сочетания коллективных (студенческой группой), групповых и индивидуальных форм работы;стимулирование взаимопроверки, самоконтроля и самоанализа студентами качества своей работы и уровня своей профессиональной готовности;широкое вовлечение будущих учителей в научноисследовательскую работу по проблемам воспитания личности безопасного типа; перевод части студентов на индивидуальный план работы; индивидуальная самообразовательная работа, определение проблем для углубленного изучения;использование различных форм материального и морального поощрения творческой работы студентов.Студентам предоставляется возможность свободного выбора дифференцированных заданий для самостоятельной работы, наиболее соответствующих их индивидуальным особенностям. Именно такая ситуация выбора создает состояние удовлетворенности, стимулирует развитие креативности, как готовности к творчеству.Основными условиями эффективности самостоятельной работы по дисциплинам предметной подготовки являются следующие: постановка учебных целей перед студентами, стимулирование положительного отношения и интереса к самостоятельной работе; сочетание глубокого усвоения теоретических знаний (как научных по теме самостоятельной работы, так и специальных о способах и приемах се организации) и практического овладения способами и приемами самостоятельной работы; взаимосвязь содержания и методов организации самостоятельной работы в процессе учебных занятий, педагогической практики и внеаудиторной работы; систематичность и последовательное усложнение содержания, видов и методов организации самостоятельной работы; учет уровня подготовки и индивидуальных особенностей студентов, дифференциация заданий.Самостоятельную работу студентов в воспитании правовой культуры личности школьника в области безопасности жизнедеятельности можно рассматривать как этап подготовки и перехода к целенаправленной научноисследовательской работе.Участие студентов в научных исследованиях по проблемам воспитания личности безопасного типа, развития индивидуального стиля правового мышления, интереса к воспитанию правовой культуры личности школьника в области безопасности жизнедеятельности является одним из показателей правовой компетентности будущего учителя ОБЖ.
Ссылки на источники1.Смирнов А.Т. ОБЖ как школьная дисциплина: современные проблемы и пути их разрешения // Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ: Материалы Всероссийского совещаниясеминара и методические рекомендации для преподавателей.М.: АПКиПРО, 2001.С.913.2.ЗиятдиноваФ.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения.М., 1992.3.Курлянд З.Н. Формирование и развитие профессиональной устойчивости: автореф. … дра пед. наук.М.,1993.
Vitali Filankovsky,Doctor оf Pedagogical Sciences, Рrofessor at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolfilankovskiy@mail.ruTatiana Lesnyak,Senior lecturer at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruValery Treglazov,student FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruIndependent work as a leading form of educational activity bachelors Profile "Safety"Abstract.The article focuses on independent work as a leading form of training and learning and teaching practices bachelors Profile "Safety" at the high school.Keywords:life safety, students' independent work, technological approaches individualization of training.
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г. Н.,доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»