Разработка информационных ресурсов для преподавателей иностранных языков как средства овладения проектной методикой в обучении школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Покусаева
Т.
Н.,
Роговская
Н.
И. Разработка информационных ресурсов для преподавателей иностранных языков как средства овладения проектной методикой в обучении школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S21. – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14759.htm.
Аннотация. В статье обоснована актуальность и необходимость разработки информационных ресурсов, в рамках которых для преподавателей иностранного языка были созданы дистанционные курсы повышения квалификации в области овладения проектной методикой в процессе обучения школьников навыкам иноязычного коммуникативного взаимодействия. Описывается опыт проведения научно-творческого конкурса проектов на иностранном языке, представленных по окончании курсов.
Ключевые слова:
школьники, информационные ресурсы, дистанционные курсы, проектная методика, иноязычное коммуникативное взаимодействие, преподаватели иностранных языков, научно-творческий конкурс проектов
Текст статьи
Покусаева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук,доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г.Волгоградtatyanaonline@rambler.ru
Роговская Наталия Ивановна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г.Волгоградnatasha050@bk.ru
Разработка информационных ресурсов для преподавателей иностранных языков как средства овладения проектной методикой в обучении школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию
Аннотация. В статье обоснована актуальность и необходимость разработки информационных ресурсов, в рамках которых для преподавателей иностранного языка были созданы дистанционные курсы повышения квалификации в области овладения проектной методикой в процессе обучения школьников навыкам иноязычного коммуникативного взаимодействия. Описывается опыт проведения научнотворческого конкурса проектов на иностранном языке, представленных по окончании курсов.Ключевые слова: информационные ресурсы, дистанционные курсы, проектная методика, иноязычное коммуникативное взаимодействие, преподаватели иностранных языков, школьники, научнотворческий конкурс проектов. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Открытое дистанционное образование привлекает в настоящее время пристальное внимание педагогической науки. В теории и практике открытого дистанционного образования имеется значительный задел в вопросах информатизации образования –это работы Е.С. Полат, В.П. Тихомирова, В.И. Солдаткина, С.Л. Каплан, С.Л. Лобачева, Ю.В. Исаева (междисциплинарные аспекты, концептуальные основы, содержание деятельности виртуальных представительств, комплексы открытого образования); С.И. Маслова, Е.А. Ахромушкина, А.В.Белякова, В.Ф. Очкова (опыт создания и применения электронных образовательных ресурсов и средств поддержки управления учебным заведением); В.И. Солдаткина, А.А. Андреева, А.А. Полякова, С.А. Щенникова (условия и предпосылки возникновения Интернетобучения, педагогические рекомендации для электронного обучения); А.В. Соловова (проблематика электронного обучения, интегрирующая роль дистанционного образования); С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Чернявской, А.А. Вербицкого (деятельность тьютора в системе дистанционного образования); Д.Ш. Матроса (использование компьютерных телекоммуникаций в сфере образования); М.Т. Громковой, С.Г.Вершловского, С.И. Змеева, А.А. Бодалева, А.М. Новикова (проблемы теории и практики образования взрослых) и др. Существенный вклад в теорию открытого дистанционного образования внесли публикации В.А. Сластенина, А.Г. Шабанова, В.Г. Кинелева, А.А. Скамницкого, А.Г. Красновой, Д.В. Чернилевского и др.
На современном этапе развития методики преподавания отечественными и зарубежными исследователями также показаны возможности, потенциал и преимущества проектной деятельности как эффективного средства обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в частности в процессе овладения навыками иноязычного коммуникативного взаимодействия, (М.Ю. Бухаркина, О.И.Барменкова, Н. Вайдал, В.Килпатрик, В.В. Копылова, Н.Ф. Коряковцева, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Р. Рибе, Т.Е. Сахарова, Д. ФрайдБут, С. Хайнц, Т. Хатчинсон, В.Б. Царькова и др.).
Несмотря на огромное количество теоретических и методических исследований по применению информационных технологий и проектной деятельности в образовании, практика преподавания иностранного языка в школе выявила противоречие между потребностью в широком применении проектной деятельности в учебновоспитательном процессе и недостаточным уровнем владения методами её применения на практике. В частности, обнаружилось, что недостаточно изучена специфика разработки информационных ресурсов для преподавателей иностранного языка как средства обучения школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию на основе проектной деятельности. В этой связи проблема создания информационной системы с целью использования проектной методики в обучении иностранному языку в школенесомненно заключает в себе научную новизну.
Таким образом, нам представляется необходимым разработка дистанционных курсов в системе информационных ресурсов, как средства овладения методикой проектной деятельности с целью обучения школьников иноязычномукоммуникативному взаимодействию. Задачами нашей работы в этом свете являются: теоретическое и практическое обоснование целесообразности создания информационных ресурсов с целью обучения преподавателей иностранного языка проектной методике как технологии формирования умений иноязычного коммуникативного взаимодействия у обучающихся;теоретическая и практическая разработка дистанционных курсов для учителей иностранного языка с целью обучения их методике проектной деятельности в учебновоспитательном процессе;определение роли, места и методических возможностей проектной деятельности как адекватного и эффективного средства обучения школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию.
Отметим, что в настоящее время важную роль играет непрерывное общее и профессиональное развитие преподавателя нового типа. Согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», преподаватель иностранного языка должен владеть методическими, психологическими, языковыми и информационными знаниями и успешно их применять в учебновоспитательном процессе. В данном документе подчёркивается также, что к общепедагогическим функциям учителя средней школыотносятся:а)трудовые действия:
формирование навыков, связанных с информационнокоммуникационными технологиями;
формирование мотивации к обучению;б)
необходимые умения:владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п.;
владеть ИКТкомпетентностями: общепользовательская ИКТкомпетентность; общепедагогическая ИКТкомпетентность; предметнопедагогическая ИКТкомпетентность (отражающая профессиональную ИКТкомпетентность соответствующей области человеческой деятельности);
организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовательскую, художественнопродуктивную, культурнодосуговую с учётом возможностей образовательной организации, места жительства и историкокультурного своеобразия региона;в)
необходимые знания:
основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приёмы современных педагогических технологий [1].
Решение поставленных новыми требованиями к современному педагогу задач в процессе обучения иностранному языку в образовательных учреждениях становится сегодня действительным приоритетом также благодаря Федеральному государственному стандарту нового поколения (Федеральный законоб образовании в Российской Федерации. Принят Государственной думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года), в котором одним из основных результатов обучения иностранному языку является коммуникативное развитие обучающихся, прежде всего включающее их способность и готовность к коммуникативному взаимодействию, самообразованию и толерантности. Не последнее место в новом стандарте занимает развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих, а именно:
речевая компетенция –развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности на иностранном языке (говорении, аудировании, чтении, письме);
социокультурная (межкультурная) компетенция –приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения и т. д. [2]
Также в Федеральном государственном стандарте нового поколения отмечается важность развития личности обучающегося посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Это:
формирование у обучающихся потребности изучения иностранного языка и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
формирование стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры и т. д. [2]
Однако актуальной на сегодняшний день проблемой современного образования является нехватка специалистов, умеющих осмысленно и эффективно использовать новые педагогические и информационные технологии. Реализация данного требования, понашему мнению, обеспечивается в условиях обучения современного преподавателя проектной деятельности, как наиболее адекватного средства формирования у обучающихся умений иноязычного коммуникативного взаимодействия. В связи с этим возникает потребность в наличии компетентного педагога, способного обеспечить готовность обучающихся к осуществлению иноязычного коммуникативного взаимодействия в современных реалиях. Известно, что Волгоградский государственный социальнопедагогический университет является одним из крупнейших научноисследовательских центров в сфере непрерывного педагогического образования, в связи с чем, представляется возможным и необходимым организовывать взаимодействие между ВГСПУ, как носителем передового опыта, и школами, как потенциальным потребителем. А это, в свою очередь, диктует необходимость ставить вопрос о разработке информационных ресурсов и дистанционных курсов для преподавателей иностранных языков «Обучение иноязычному коммуникативному взаимодействию школьников на основе проектной деятельности», которые позволят внедрить наш опыт в область теории и методики обучения иностранным языкам в практику работы школ. Благодаря дистанционной форме этих курсов преподаватели имеют возможность обучаться без отрыва от места работы, использовать непосредственно в собственной профессиональной деятельности полученные знания, а также овладевать способами практической проектной деятельности и применять их в реальной ситуации. Особенно актуальны такие информационные ресурсы для преподавателей иностранного языка школ Волгоградской области, отдалённых от города Волгограда, в условиях которых, с одной стороны, реализовать коммуникативный компонент обучения в полной мере весьма затруднительно, с другой стороны, сказывается отсутствие опыта у преподавателей по использованию проектной методики в обучении.
Мы обратились к проектной деятельности в процессе обучения иностранному языку в школе, как к наиболее эффективному, по нашему мнению, средству формирования и развития навыков иноязычного коммуникативного взаимодействия. Нами были разработаны следующие информационные ресурсы для реализации поставленных целей и задач:1.Была создана информационная система (www.miroznai.ru/konkurs5), где учителя дистанционно могут овладеть методикой проектной деятельности в обучении иностранному языку (английскому или немецкому).
2.По окончании курсов преподаватель должен представить научнотворческий проект на иностранном языке (английском или немецком), созданный учеником (учениками) под его руководством. Данный проект может быть созданв области изобразительного искусства, литературы авторовносителей изучаемого языка, фотографии, исполнения музыкальных произведений, хореографии и т. п. с комментариями на иностранном (английском или немецком) языке. Он также должен содержать эссе или доклад на выбранную тему на иностранном языке (английском или немецком). 3.Свой проект на английском или немецком языке школьник представляет на специально разработанный в рамках уже созданной информационной системы (www.miroznai.ru/konkurs5) научнотворческий конкурс на иностранном языке «Самообразование –мой путь к профессиональному мастерству» по теме на выбор: 1) «Самообразование –мой путь к профессиональному мастерству», где участник на английском или немецком языке рассказывает о своей будущей профессии, и как самостоятельно вне рамок школьного образования он стремится к профессиональному совершенствованию; или 2) «Мои увлечения, моё творчество –мой путь к самосовершенствованию», где школьник рассказывает о своих увлечениях (хобби, музыка, спорт, рисование и др.) и дополнительном образовании (музыкальная, художественная, спортивная и др. школы), о своих достижениях, и как его увлечение помогает ему самосовершенствоваться.
У нас имеется опыт в создании подобного рода условий, поскольку с 1 по 18 апреля 2014 года на базе ФГОУВПО «Волгоградского государственного социальнопедагогического университета» проходил открытый Городской научнотворческий конкурс на иностранном языке (английском и немецком) «Самообразование –мой путь к профессиональному мастерству», который продемонстрировал высокий научнотворческий потенциал авторов и руководителей проектов. В конкурсе принимали участие не только школьники г. Волгограда, но и Волгоградской области, а также не только обучающиеся гимназий и лицеев с углублённым изучением иностранных языков, но и образовательные учреждения с базовым уровнем изучения иностранного языка. Для преподавателей иностранного языка это мероприятие дало ещё одну возможность показать важность своего предмета на современном этапе, активизировать познавательный интерес к иностранному языку у обучающихся, стимулировать их мотивацию и потребность в самообразовании в области овладения способами иноязычного коммуникативного взаимодействия. Открытый Городской научнотворческий конкурс на иностранном языке «Самообразование –мой путь к профессиональному мастерству» позволил расширить и обновить роль преподавателя иностранного языка, который должен постоянно совершенствоваться в преподаваемой им дисциплине, повышать свою творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями современного общества.
Особого внимания заслуживает формат проведения Конкурса –дистанционное участие в первом туре, которое даёт преимущество выходить в Интернет в любое удобное время, в любом удобном месте и режиме. Проекты размещались на страничке Конкурса на сайте «Мирознай» (www.miroznai.ru/konkurs5).Оценивание работ осуществлялось экспертной комиссией, в состав которой входили, в том числе, преподаватели иностранных (английского и немецкого) языков ВГСПУ. Кроме того,параллельно проходило онлайнголосование в номинации «Приз зрительских симпатий», и обеспечивалась обратная связь за счёт комментариев, которые могли оставить все желающие. Таким образом, результаты первого заочного тура былидостаточно прозрачными, так как участники могли осуществлять мониторинг его проведения, оценивания и представления результатов. Второй тур конкурса проходил очно на базе ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», кудаприглашались победители первого дистанционного отборочного тура. Участники устно презентовали свои проекты на английском или немецком языке. Среди них определялись абсолютные победители и призёры открытого Городского научнотворческого конкурса на иностранном языке «Самообразование –мой путь к профессиональному мастерству».
По окончании данного мероприятия преподавателям иностранного языка, которые являлись руководителями научнотворческих проектов участников, была предложена анкета на выявление их отношения к проведению Конкурса, а также возможной интеграции дистанционных курсов, направленных на обучение учителейпредметников проектной деятельности в области иностранных языков. Результаты анкеты, которые также можно найти на сайте www.miroznai.ru/konkurs5, стали свидетельством недостаточной осведомлённости преподавателей в этой сфере, а также их заинтересованности и желании получить подобный опыт. Что окончательно убедило нас в необходимости дальнейшей разработки информационных ресурсов для преподавателей иностранного языка с целью повышения их квалификации в области проектной деятельности в процессе обучения школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию.
Таким образом, повышение уровня квалификации преподавателей иностранного языка, в том числе информационной составляющей в её структуре, способно оказать решающее влияние как на профессионализм самих преподавателей, так и на качество подготовки обучающихся.
Ссылки на источники1.Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный от «18» октября 2013г. –URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagogdok.html(дата обращения: 01.06.2014).2.Федеральный государственный образовательный стандарт: примерные программы по учебным предметам: иностранный язык. –URL: http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2628 (дата обращения: 13.07.2014).
Tatyana Pokousayeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate ProfessorofForeign Languages Departmentof Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradtatyanaonline@rambler.ruNatalia Rogovskaya,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate ProfessorofForeign Languages Departmentof Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradnatasha050@bk.ruWorking out InformationResources forTeachers of the Foreign Languagesas a Meansof Mastering Methods of the Project Activity in Teaching SchoolchildrenForeign Communicative Interaction
Abstract.In the articleare substantiated the topicalityandthe necessity of working outinformation resources within the framework of those distance courses of increasing qualification were created forthe foreign language teachersin an area of mastering methods of the project activity during the process of teaching schoolchildren skillsof foreign communicative interaction. It is described the experience of conducting the scientificcreative contest of projects in the foreign language which are presented at the end of the courses. Key words:information resources, distance courses, project activity, foreign communicative interaction,foreign language teachers, schoolchildren, scientificcreative contest of projects.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Роговская Наталия Ивановна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г.Волгоградnatasha050@bk.ru
Разработка информационных ресурсов для преподавателей иностранных языков как средства овладения проектной методикой в обучении школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию
Аннотация. В статье обоснована актуальность и необходимость разработки информационных ресурсов, в рамках которых для преподавателей иностранного языка были созданы дистанционные курсы повышения квалификации в области овладения проектной методикой в процессе обучения школьников навыкам иноязычного коммуникативного взаимодействия. Описывается опыт проведения научнотворческого конкурса проектов на иностранном языке, представленных по окончании курсов.Ключевые слова: информационные ресурсы, дистанционные курсы, проектная методика, иноязычное коммуникативное взаимодействие, преподаватели иностранных языков, школьники, научнотворческий конкурс проектов. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Открытое дистанционное образование привлекает в настоящее время пристальное внимание педагогической науки. В теории и практике открытого дистанционного образования имеется значительный задел в вопросах информатизации образования –это работы Е.С. Полат, В.П. Тихомирова, В.И. Солдаткина, С.Л. Каплан, С.Л. Лобачева, Ю.В. Исаева (междисциплинарные аспекты, концептуальные основы, содержание деятельности виртуальных представительств, комплексы открытого образования); С.И. Маслова, Е.А. Ахромушкина, А.В.Белякова, В.Ф. Очкова (опыт создания и применения электронных образовательных ресурсов и средств поддержки управления учебным заведением); В.И. Солдаткина, А.А. Андреева, А.А. Полякова, С.А. Щенникова (условия и предпосылки возникновения Интернетобучения, педагогические рекомендации для электронного обучения); А.В. Соловова (проблематика электронного обучения, интегрирующая роль дистанционного образования); С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Чернявской, А.А. Вербицкого (деятельность тьютора в системе дистанционного образования); Д.Ш. Матроса (использование компьютерных телекоммуникаций в сфере образования); М.Т. Громковой, С.Г.Вершловского, С.И. Змеева, А.А. Бодалева, А.М. Новикова (проблемы теории и практики образования взрослых) и др. Существенный вклад в теорию открытого дистанционного образования внесли публикации В.А. Сластенина, А.Г. Шабанова, В.Г. Кинелева, А.А. Скамницкого, А.Г. Красновой, Д.В. Чернилевского и др.
На современном этапе развития методики преподавания отечественными и зарубежными исследователями также показаны возможности, потенциал и преимущества проектной деятельности как эффективного средства обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в частности в процессе овладения навыками иноязычного коммуникативного взаимодействия, (М.Ю. Бухаркина, О.И.Барменкова, Н. Вайдал, В.Килпатрик, В.В. Копылова, Н.Ф. Коряковцева, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Р. Рибе, Т.Е. Сахарова, Д. ФрайдБут, С. Хайнц, Т. Хатчинсон, В.Б. Царькова и др.).
Несмотря на огромное количество теоретических и методических исследований по применению информационных технологий и проектной деятельности в образовании, практика преподавания иностранного языка в школе выявила противоречие между потребностью в широком применении проектной деятельности в учебновоспитательном процессе и недостаточным уровнем владения методами её применения на практике. В частности, обнаружилось, что недостаточно изучена специфика разработки информационных ресурсов для преподавателей иностранного языка как средства обучения школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию на основе проектной деятельности. В этой связи проблема создания информационной системы с целью использования проектной методики в обучении иностранному языку в школенесомненно заключает в себе научную новизну.
Таким образом, нам представляется необходимым разработка дистанционных курсов в системе информационных ресурсов, как средства овладения методикой проектной деятельности с целью обучения школьников иноязычномукоммуникативному взаимодействию. Задачами нашей работы в этом свете являются: теоретическое и практическое обоснование целесообразности создания информационных ресурсов с целью обучения преподавателей иностранного языка проектной методике как технологии формирования умений иноязычного коммуникативного взаимодействия у обучающихся;теоретическая и практическая разработка дистанционных курсов для учителей иностранного языка с целью обучения их методике проектной деятельности в учебновоспитательном процессе;определение роли, места и методических возможностей проектной деятельности как адекватного и эффективного средства обучения школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию.
Отметим, что в настоящее время важную роль играет непрерывное общее и профессиональное развитие преподавателя нового типа. Согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», преподаватель иностранного языка должен владеть методическими, психологическими, языковыми и информационными знаниями и успешно их применять в учебновоспитательном процессе. В данном документе подчёркивается также, что к общепедагогическим функциям учителя средней школыотносятся:а)трудовые действия:
формирование навыков, связанных с информационнокоммуникационными технологиями;
формирование мотивации к обучению;б)
необходимые умения:владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п.;
владеть ИКТкомпетентностями: общепользовательская ИКТкомпетентность; общепедагогическая ИКТкомпетентность; предметнопедагогическая ИКТкомпетентность (отражающая профессиональную ИКТкомпетентность соответствующей области человеческой деятельности);
организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовательскую, художественнопродуктивную, культурнодосуговую с учётом возможностей образовательной организации, места жительства и историкокультурного своеобразия региона;в)
необходимые знания:
основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приёмы современных педагогических технологий [1].
Решение поставленных новыми требованиями к современному педагогу задач в процессе обучения иностранному языку в образовательных учреждениях становится сегодня действительным приоритетом также благодаря Федеральному государственному стандарту нового поколения (Федеральный законоб образовании в Российской Федерации. Принят Государственной думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года), в котором одним из основных результатов обучения иностранному языку является коммуникативное развитие обучающихся, прежде всего включающее их способность и готовность к коммуникативному взаимодействию, самообразованию и толерантности. Не последнее место в новом стандарте занимает развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих, а именно:
речевая компетенция –развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности на иностранном языке (говорении, аудировании, чтении, письме);
социокультурная (межкультурная) компетенция –приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения и т. д. [2]
Также в Федеральном государственном стандарте нового поколения отмечается важность развития личности обучающегося посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Это:
формирование у обучающихся потребности изучения иностранного языка и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
формирование стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры и т. д. [2]
Однако актуальной на сегодняшний день проблемой современного образования является нехватка специалистов, умеющих осмысленно и эффективно использовать новые педагогические и информационные технологии. Реализация данного требования, понашему мнению, обеспечивается в условиях обучения современного преподавателя проектной деятельности, как наиболее адекватного средства формирования у обучающихся умений иноязычного коммуникативного взаимодействия. В связи с этим возникает потребность в наличии компетентного педагога, способного обеспечить готовность обучающихся к осуществлению иноязычного коммуникативного взаимодействия в современных реалиях. Известно, что Волгоградский государственный социальнопедагогический университет является одним из крупнейших научноисследовательских центров в сфере непрерывного педагогического образования, в связи с чем, представляется возможным и необходимым организовывать взаимодействие между ВГСПУ, как носителем передового опыта, и школами, как потенциальным потребителем. А это, в свою очередь, диктует необходимость ставить вопрос о разработке информационных ресурсов и дистанционных курсов для преподавателей иностранных языков «Обучение иноязычному коммуникативному взаимодействию школьников на основе проектной деятельности», которые позволят внедрить наш опыт в область теории и методики обучения иностранным языкам в практику работы школ. Благодаря дистанционной форме этих курсов преподаватели имеют возможность обучаться без отрыва от места работы, использовать непосредственно в собственной профессиональной деятельности полученные знания, а также овладевать способами практической проектной деятельности и применять их в реальной ситуации. Особенно актуальны такие информационные ресурсы для преподавателей иностранного языка школ Волгоградской области, отдалённых от города Волгограда, в условиях которых, с одной стороны, реализовать коммуникативный компонент обучения в полной мере весьма затруднительно, с другой стороны, сказывается отсутствие опыта у преподавателей по использованию проектной методики в обучении.
Мы обратились к проектной деятельности в процессе обучения иностранному языку в школе, как к наиболее эффективному, по нашему мнению, средству формирования и развития навыков иноязычного коммуникативного взаимодействия. Нами были разработаны следующие информационные ресурсы для реализации поставленных целей и задач:1.Была создана информационная система (www.miroznai.ru/konkurs5), где учителя дистанционно могут овладеть методикой проектной деятельности в обучении иностранному языку (английскому или немецкому).
2.По окончании курсов преподаватель должен представить научнотворческий проект на иностранном языке (английском или немецком), созданный учеником (учениками) под его руководством. Данный проект может быть созданв области изобразительного искусства, литературы авторовносителей изучаемого языка, фотографии, исполнения музыкальных произведений, хореографии и т. п. с комментариями на иностранном (английском или немецком) языке. Он также должен содержать эссе или доклад на выбранную тему на иностранном языке (английском или немецком). 3.Свой проект на английском или немецком языке школьник представляет на специально разработанный в рамках уже созданной информационной системы (www.miroznai.ru/konkurs5) научнотворческий конкурс на иностранном языке «Самообразование –мой путь к профессиональному мастерству» по теме на выбор: 1) «Самообразование –мой путь к профессиональному мастерству», где участник на английском или немецком языке рассказывает о своей будущей профессии, и как самостоятельно вне рамок школьного образования он стремится к профессиональному совершенствованию; или 2) «Мои увлечения, моё творчество –мой путь к самосовершенствованию», где школьник рассказывает о своих увлечениях (хобби, музыка, спорт, рисование и др.) и дополнительном образовании (музыкальная, художественная, спортивная и др. школы), о своих достижениях, и как его увлечение помогает ему самосовершенствоваться.
У нас имеется опыт в создании подобного рода условий, поскольку с 1 по 18 апреля 2014 года на базе ФГОУВПО «Волгоградского государственного социальнопедагогического университета» проходил открытый Городской научнотворческий конкурс на иностранном языке (английском и немецком) «Самообразование –мой путь к профессиональному мастерству», который продемонстрировал высокий научнотворческий потенциал авторов и руководителей проектов. В конкурсе принимали участие не только школьники г. Волгограда, но и Волгоградской области, а также не только обучающиеся гимназий и лицеев с углублённым изучением иностранных языков, но и образовательные учреждения с базовым уровнем изучения иностранного языка. Для преподавателей иностранного языка это мероприятие дало ещё одну возможность показать важность своего предмета на современном этапе, активизировать познавательный интерес к иностранному языку у обучающихся, стимулировать их мотивацию и потребность в самообразовании в области овладения способами иноязычного коммуникативного взаимодействия. Открытый Городской научнотворческий конкурс на иностранном языке «Самообразование –мой путь к профессиональному мастерству» позволил расширить и обновить роль преподавателя иностранного языка, который должен постоянно совершенствоваться в преподаваемой им дисциплине, повышать свою творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями современного общества.
Особого внимания заслуживает формат проведения Конкурса –дистанционное участие в первом туре, которое даёт преимущество выходить в Интернет в любое удобное время, в любом удобном месте и режиме. Проекты размещались на страничке Конкурса на сайте «Мирознай» (www.miroznai.ru/konkurs5).Оценивание работ осуществлялось экспертной комиссией, в состав которой входили, в том числе, преподаватели иностранных (английского и немецкого) языков ВГСПУ. Кроме того,параллельно проходило онлайнголосование в номинации «Приз зрительских симпатий», и обеспечивалась обратная связь за счёт комментариев, которые могли оставить все желающие. Таким образом, результаты первого заочного тура былидостаточно прозрачными, так как участники могли осуществлять мониторинг его проведения, оценивания и представления результатов. Второй тур конкурса проходил очно на базе ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», кудаприглашались победители первого дистанционного отборочного тура. Участники устно презентовали свои проекты на английском или немецком языке. Среди них определялись абсолютные победители и призёры открытого Городского научнотворческого конкурса на иностранном языке «Самообразование –мой путь к профессиональному мастерству».
По окончании данного мероприятия преподавателям иностранного языка, которые являлись руководителями научнотворческих проектов участников, была предложена анкета на выявление их отношения к проведению Конкурса, а также возможной интеграции дистанционных курсов, направленных на обучение учителейпредметников проектной деятельности в области иностранных языков. Результаты анкеты, которые также можно найти на сайте www.miroznai.ru/konkurs5, стали свидетельством недостаточной осведомлённости преподавателей в этой сфере, а также их заинтересованности и желании получить подобный опыт. Что окончательно убедило нас в необходимости дальнейшей разработки информационных ресурсов для преподавателей иностранного языка с целью повышения их квалификации в области проектной деятельности в процессе обучения школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию.
Таким образом, повышение уровня квалификации преподавателей иностранного языка, в том числе информационной составляющей в её структуре, способно оказать решающее влияние как на профессионализм самих преподавателей, так и на качество подготовки обучающихся.
Ссылки на источники1.Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный от «18» октября 2013г. –URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagogdok.html(дата обращения: 01.06.2014).2.Федеральный государственный образовательный стандарт: примерные программы по учебным предметам: иностранный язык. –URL: http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2628 (дата обращения: 13.07.2014).
Tatyana Pokousayeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate ProfessorofForeign Languages Departmentof Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradtatyanaonline@rambler.ruNatalia Rogovskaya,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate ProfessorofForeign Languages Departmentof Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradnatasha050@bk.ruWorking out InformationResources forTeachers of the Foreign Languagesas a Meansof Mastering Methods of the Project Activity in Teaching SchoolchildrenForeign Communicative Interaction
Abstract.In the articleare substantiated the topicalityandthe necessity of working outinformation resources within the framework of those distance courses of increasing qualification were created forthe foreign language teachersin an area of mastering methods of the project activity during the process of teaching schoolchildren skillsof foreign communicative interaction. It is described the experience of conducting the scientificcreative contest of projects in the foreign language which are presented at the end of the courses. Key words:information resources, distance courses, project activity, foreign communicative interaction,foreign language teachers, schoolchildren, scientificcreative contest of projects.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»