Современные образовательные технологии в формировании иноязычной коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сысоева Н. А. Современные образовательные технологии в формировании иноязычной коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S21. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14760.htm.
Аннотация. Актуализируются современные образовательные технологии в формировании иноязычной коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза. Рассматривается применение информационных и коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в вузе. Предлагаются современные образовательные технологии для формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза, исходя из практического опыта работы в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на занятиях дисциплины «Иностранный язык».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сысоева Наталия Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г.Волгоград sysoeva76@mail.ru

Современные образовательные технологии в формировании иноязычной коммуникативной компетентностистудентов педагогического вуза

Аннотация.Актуализируются современные образовательные технологии в формировании иноязычной коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза. Рассматривается применение информационных и коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в вузе. Предлагаются современные образовательные технологии для формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза, исходя из практического опыта работы в Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете на занятиях дисциплины «Иностранный язык».Ключевые слова:метод, образовательная технология, информационные и коммуникативные технологии, игровые технологии, иноязычная коммуникативная компетентность.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современном мире усиление интеграции отмечается как в образовании, так и во всех сферах жизни общества. Наиболее ярким примером может служить Болонский процесс. Его основная цель заключается в создании единого европейского пространства высшего образования.

Стремление России войти в европейское образовательное пространство требует повышения качества подготовки студентов неязыковых факультетов вузов в области иностранных языков. По отношению к подготовке студентов педагогического вуза это направление модернизации является наиболее актуальным, так как будущие учителя и будут обеспечивать реализацию этого нового образовательного проекта. Повышение роли иностранного языка для подготовки специалистов педагогического вуза, а также стремительные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. «Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом» [1].В условиях модернизации системы высшего образования вобучении иностранному языку часто используются информационнокоммуникационные технологии, позволяющие повысить эффективность образовательного процесса. Так, применение ИКТ создает благоприятные условия для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков у студентов. Кроме этого, ИКТ позволяют максимально учитывать особенности личности студентов и реализовать концепцию личностноориентированного образования. Анализ научных исследований показывает, что потенциал информационных технологий реализуется в процессе обучения иностранному языку студентов вуза еще недостаточно изза отсутствия методических разработок по их применению в высшей школе. Способность использовать иностранный язык в профессиональной деятельности является необходимым условием компетентности специалиста. Кроме того, владение иностранным языком повышает статус специалиста, обеспечивая его конкурентоспособность за счет повышения уровня информационной и коммуникативной культуры. Практическое применение ИКТ в преподавании иностранного языка зависит от уровня овладения преподавателем ИКТ и его креативности. Приведем примеры применения ИКТ для обучения студентов неязыковых специальностей педагогического вуза.Так, подготовка компьютерных презентаций вызывает большой интерес у студентов, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию творческих способностей. Наличие спеллера у компьютера служит не облегчающим фактором, а вспомогательным средством обучения правильности написания, так как усиливает процессы запоминания визуального образа лексических единиц. Поэтому данный вид работы также используется для обучения письму. Как правило, в презентацию добавляют фотографии, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием, в значительной степени, опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала, его запоминанию и более эффективной подготовке к последующему показу презентации на занятиях. Данный вид работы оказывает значительную помощь в подготовке к традиционному монологическому высказыванию студента по таким темам, как «Я и моя семья», «Университет», «Родной город», «Великобритания», «США», «Россия», «Система образования в Великобритании и США», «Система образования в России», «Профессия учителя», «Моя специализация». При подготовке презентаций студенты могут пользоваться ресурсами сети Интернет.На практических занятиях дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете активно и успешно применяется метод проектов (индивидуальные и групповые проекты) –создание краткосрочных проектов и оформление результатов с использованием программы Power Point (мультимедийная презентация) и их защита. Например,по темам: «Почему Волгоград называют «перекрестком цивилизаций»?»,«Подготовка к путешествию»,«В отеле» (индивидуальный рекламный туристический проспект), «Какую столицу страны изучаемого языка ты бы хотел посетить в первую очередь?». Лучшие работы и фотографии студентов, сделанные во время защиты проекта, предлагается разместить на сайте www.vspu.ru на страничке кафедры иностранных языков. Защита проектов и представление презентацийпроходит на иностранном языке.В рамках индивидуального проекта «Мой профайл», студентысамостоятельно разрабатывают и оформляют необходимый материал (краткая и развернутая биография, семейное древо (родословная), визитная карточка, подробный план рабочего дня и др.). Проведенное исследование оформляется в виде мультимедийной презентации «Мой профайл» в приложении Power Point и представляется на аудиторном занятии. Освоение разделов «Будущая профессия» и «Устройство на работу» также основывается на методепроектов, заключающемся в подготовке презентации«Известные люди моей профессии», созданнойс помощью технологии Power Point, на основе информации о выдающихся ученых и специалистах той области знаний, изучением которой занимается студент (дифференциация по факультетам или специальностям).В рамках темы «Университет» студентам предлагается зайтина сайт www.vspu.ru и поделиться с однокурсниками, какие мероприятия планируются в педагогическом университете в ближайшее время. Обучающимся предлагается подобрать материал для медиапроекта, посвящённому ВГСПУ: сделать цифровые фотографии объектов ВГСПУ(библиотека, лекционные аудитории, спортивный зал, столовая и др.), составить к ним аннотации на иностранном языке, прокомментировать слайдшоу, посвящённое университету. Работу по теме рекомендуется завершить презентацией в Power Point. Также на практических занятиях по иностранному языку используютсямедиа технологии. Например, в рамках изучения устной темы «Волгоград» предполагается проведение виртуальной экскурсии по Волгограду, которая представляет собой электронный продукт, созданный на базе программы Power Point, основу которого составляют слайды, графические и аудиовизуальные средства в композиционном единстве. Количество фотографий определяется в зависимости от уровня подготовки обучающихся. При демонстрации слайдов чередуются синхронное и асинхронное предъявление изображения и соответствующего текста. Для контроля понимания содержания студентам комментируется текст к определенному слайду, а затем показывается ряд фотографий и предлагается определить соответствующую тексту фотографию, а к оставшимся фотографиям подобрать нужные тексты. Виртуальную экскурсию по городугерою рекомендуется завершить устными сообщениями по теме «Волгоград» на иностранном языке. Общеизвестен тот факт, что Интернет создаёт уникальную возможность всем изучающим иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е.он создаёт естественную языковую среду. «Современные средства связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранными языками» [2]. Обучение иностранному языку, безусловно, имеет коммуникативную направленность. Перечислим направления, в которых Интернет может вывести обучение студентов общению, передаче и восприятию информации на иностранном языке на более высокий уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, самая разнообразная информация из различных сфер человеческой жизнедеятельности заключена во всемирной паутине (World Wide Web), публикация может осуществляться путем создания собственной страницы в Интернете.Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является фундаментом функционирования сети Интернет. Интернет –это многонациональное сообщество людей из различных стран мира, чья деятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, включившись в которое, можно создать модель реального общения. На занятиях по иностранному языку не всегда появляется возможность выйти в Интернет, поэтому самостоятельная работа студентов в этом направлении применения ИКТ выходит на первый план. В процессе самостоятельной работы студента по подготовке к практическим занятиям по иностранному языку часто используетсяэлектроннаяпочтадля переписки студентов и преподавателя на иностранном языке, для сдачи студентами самостоятельных работ и т.д. Работа по теме «Я –студент» также предполагает переписку по электронной почте со студентами из страны изучаемого языка, в процессе которой они обсуждают проблемы современной учащейся молодёжи (обмен информацией о системе образования страны оппонента, жизненные установки, учёба и её финансирование, досуг).В процессе изучения разделов «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка» применяются аутентичныевидеоматериалыпо страноведению на иностранном языке во время аудиторных занятий по темам «Страна изучаемого языка», «Достопримечательности городов страны изучаемого языка» (видеоматериалы можно найти наИнтернетсайте www.YouTube.com и др. источниках).Таким образом, применение ИКТ на практических занятия дисциплины «Иностранный язык» в вузе позволяет улучшить качество образовательного процесса за счет их визуального и аудиального воздействия на обучаемого, а также повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка, появляющегося у студента по причине наличия креативного (творческого) аспекта в подготовке и проведении занятий.Процесс освоения дисциплины «Иностранный язык» основывается на традиционных и инновационных технологиях обучения иностранным языкам, направленных:на развитие творческой активности;формирование познавательного интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей вуза; овладение навыками ведения дискуссии на иностранном языке, чёткого изложения и отстаивания собственной позиции в устной и письменной форме на иностранном языке; развитие умения владеть методами анализа иноязычного текста; развитие умения выявлять проблемные ситуации и находить оптимальные варианты их решения; приобретение опыта работы в команде; стимулирование к самостоятельной деятельности студента по дисциплине «Иностранный язык»;развитие способности к самоанализу, самоконтролю и адекватной самооценке.Анализ работ педагогов и психологов приводит к выводу, что общение в учебном процессе должно быть организовано на основе игровой, продуктивной, познавательной деятельности обучающихся, их совместной предметноориентированной активности. Исследовав современную российскую и зарубежную методическую литературу, можно отметить, что в последние годы интерактивные методы обучения стали чаще использоваться в процессе обучения иностранным языкам. Главная цель коммуникативной функции активных методов обучения –способствовать формированию у обучаемых коммуникативной компетентности. В Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете с целью формирования у студентов неязыковых факультетов иноязычной коммуникативной компетентности применяются следующие методыи образовательные технологии: метод проектной деятельности с последующей презентацией и защитой проекта, метод мозгового штурма, метод творческих заданий, кейсметод, игровые технологии и др.Так, врамках освоения раздела «Самопрезентация» применяется метод творческих заданий, который заключается в творческойработе«Разрешите представиться»ипредполагает самостоятельную разработку студентами идеи творческой самопрезентации, составление и оформление текстового и иллюстративного материала, а такжепубличное выступление.По разделу «Университет» используются такие образовательные технологии, какзнаковоконтекстный метод, которыйкак форма активного обучения в процессе обучения иностранному языку реализуется посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. В рамках освоения раздела «Университет» данный метод предполагает сферу повседневного общения –межкультурную коммуникацию в ситуациях повседневного общения (представление, презентация университета и своего факультета).В рамках освоения разделов «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка» данный метод предполагает сферу повседневного и общеделового общения –межкультурная коммуникация в ситуациях повседневного общения (знакомство, подготовка и организация путешествия, размещение в гостинице, поездка за границу, телефонные разговоры, запрос информации и т.д.).На практических занятиях применяется также кейсметод, которыйпредполагает подготовленный в письменном виде пример кейса «Мой факультет», «Университет», далее самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами, затем совместное обсуждение кейса в аудитории на иностранном языке под руководством преподавателя. Использование материалов в рамках этого метода обеспечивает языковую практику по всем аспектам речевой деятельности. Основная структура кейсметода основывается на том, что студенты сталкиваются со случаем из практики или же из собственного окружения. Они обсуждают этот случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают это решение, а потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике. В процессе изучения темы «Волгоград» преподаватели активно применяют нетрадиционные формы занятий: «урокипутешествия», экскурсии по достопримечательностям Волгограда и др. Рекомендуется размещение фотоотчётов об экскурсиях на сайте www.vspu.ru на страничке кафедры иностранных языков с комментариями на иностранном языке, выполненных студентами.На практических занятиях по иностранному языку в вузе преподаватели успешно применяют игровые технологии: ролевые и деловые игры, «круглый стол». Обучающие возможности ролевых и деловых игр заключаются в моделировании естественной ситуации общения. Также в процессе ролевой игры развиваются логическое мышление, коммуникативные и творческие способности студентов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации [3]. Поэтому участие студентов в образовательной деятельности с применением игровых технологий повышает мотивацию к изучению иностранного языка, так как данные технологии снимают психологический барьер при использовании продуктивной иноязычной речевой деятельности у большинствастудентов.Так, в рамках изучения темы «Волгоград» на практических занятиях по иностранному языку обычно проводится ролевая игра«Помогите иностранцу!», во время которой студенты поочерёдно берут на себя роли «волгоградца» и «иностранного туриста». В задачу «иностранца» входит расспросить «волгоградца» о достопримечательностях и узнать, каким образом можно до них добраться. «Волгоградцу» следует уметь рассказывать о достопримечательностях города (кратко и подробно), а также уметь объяснять направление движения (маршрут). Раздел «Системы среднего и высшего образования в России и за рубежом» предполагаетпроведение круглогостолав рамках тематики «Особенности высшего образования за рубежом и в России», на котором студентам предлагаются следующие вопросы для обсуждения: особенности высшего образования страны изучаемого языка; особенности высшего образования в России; Болонский процесс, и произошедшие в результате него изменения в системах образования стран, которые его подписали; реформа системы высшего образования в России в связи с Болонским процессом.«Круглый стол»представляет собой обмен мнениями по какомулибо вопросу, проблеме,интересующей участников. Обсуждение ведется на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу и предполагается системное, проблемное, междисциплинарное обсуждение вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.При изучении разделов «Будущая профессия» и «Устройство на работу» проводится деловая игра«Интервью при устройстве на работу», в которой студенты должны подготовиться к собеседованию при приёме на работу, пройти его и устроиться на работу. Работодателем может бытьпреподаватель.Таким образом, современные образовательные технологии в обучении иностранному языку в вузе включают в себя информационные и коммуникативные технологии, а также интерактивные методы и формы обучения. Применение данных технологий на неязыковых факультетах педагогического вуза позволяет повысить эффективность обучения иностранному языку и способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов за счет повышения мотивации к изучению иностранного языка, а также развития познавательных, творческих и коммуникативных способностей у студентов.

Ссылки на источники1.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед.–М., 2003.2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др.; под ред.Е.С. Полат.–М., 2003.3.ШмаковС. А. Игры учащихся. –М.: Просвещение, 1994.–С. 96–113.

Natalya Sysoeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Department of Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradsysoeva76@mail.ruModern Educational Technologies in Generating of Foreign Language Communicative Competence of Pedagogical High School StudentsAbstract. Themodern educational technologies in generating of foreign language communicative competence of pedagogical high school students are proved in the article. Applying of information and communication technologies in teaching of foreign language in high school is seen. The modern educational technologies for generating of foreign language communicative competence of pedagogical high school students on the basis of practical experience in Volgograd State Social Pedagogical University during Foreign Language lessons are described.Key words: method, educational technology, information and communication technology, game technologies, foreign language communicative competence.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»