Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дарвиш О. Б. Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14779.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа. Предложена программа повышения их психологической устойчивости на основе создания образовательной среды.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дарвиш Олеся Борисовна,кандидат психологических наук,доктор психологии,доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г.Барнаулdarvish2772@mail.ru

Образовательная среда какфактор формирования психологической устойчивости юношей идевушек в условиях колледжа

Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа. Предложена программа повышения их психологической устойчивости на основе создания образовательной среды.Ключевые слова: психологическая устойчивость, юношеский возраст, теория психологических систем.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология;социальные проблемы медицины и экологии человека.

Проблема формирования личности в раннем юношеском возрасте обусловлена необходимостью решения задач социального и личностного самоопределения в этот период. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции. Она заключается в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов и планов старшеклассников.В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.Юношеский возраст –это время выбора жизненного пути, учеба в колледже или учеба в вузе, этап формирования самосознания исобственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы и любви, могут быть первостепенными.Перед юношами и девушками стоит несколько задач: построение новых отношений с окружающими, выбор области профессиональных интересов, автономизация от семьи. Потребность определить свое место в мире взрослых и ощутить себясамостоятельной и отдельной от Других личностью зачастую становится предпосылкой проблем в юношеском возрасте. И для того, чтобы преодолеть определенные проблемы и стрессы, связанные с выбором профессии, поступлением в учебное учреждение, юноше необходимообладать определенными качествами, стрессоустойчивостью, например,психологическаяустойчивость личности поможет юношам и девушкам справиться с данным жизненным этапом и стойко идти по дальнейшему жизненному пути.Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни в целом. Целью воспитания должно быть формирование у юношей и девушек психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Однако при постановке перед юношами и девушками задач следует обращатьвнимание на то, чтобы они соответствовали их возможностям, находились в зоне ихближайшего развития. Юноша постоянно преодолевает какиелибо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не каждаяличностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к стрессу. Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности.Проблема психологической устойчивости личности имеет огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимаюткак потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое исоматическое здоровье.Психологическая устойчивость–это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.Психологическая устойчивость не является качеством, которое прямо связано с возрастными изменениями. Юноши и девушки, обучающиеся в колледже, существенно различаются между собой по уровню и объему психологической устойчивости. Среди них, как и среди взрослых, встречаются личности, обладающие разной степенью устойчивости в тех или иных ситуациях. Отмечаются также индивидуальные различия в устойчивости к различным типам трудных ситуаций и возникающему под их воздействием стрессу. Менее устойчивые юноши и девушки не используют полностью своих возможностей в обучении, хуже адаптированы к требованиям колледжа, в связи с чем они становятся более склонными к невротизации и различным нарушениям поведения. Этому процессу могут противодействовать целенаправленные воспитательные воздействия педагогов.Процесс формирования психологической устойчивости у юношей и девушек в настоящее времяявляется одним из объектов внимания родителей, педагогов, психологов. Своевременная и качественная диагностика и коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, атакже появлению различных форм отклоняющегося поведения.К одному из наиболее ярких проявлений психологического неблагополучия относится психологическая неустойчивость.Таким образом, психологическая устойчивость –это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развитияпознавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. Показателем психологической устойчивости является не стабильность как таковая, а вариативность, которая рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче. В результате исследований установлена зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня психологической устойчивости ипрофессионального мастерства.Наше исследование проводилось с обучающимися профессионального колледжа (16–17 лет). Мы опираемся на понимание устойчивости В.Е.Клочко, рассматриваемой в качестве открытой психологической системы как интегрирующего фактора, с которым связан выбор соответствующих решений и формирование наиболее адекватных стратегий поведения [1].

Формированиепсихологической устойчивости вюношеском возрасте, на наш взгляд,поможет выявитьфакторы стрессоустойчивости, факторы ее развития,условия стабильности и нестабильности,найти методы работы с юношами и девушками в этом направлении.Образовательная среда является культурнообразовательным пространством с приоритетом нравственных ценностей и обладает такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и открытость. Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психологопедагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.Многие исследователи при изучении социокультурной образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. Способность сохранять сопротивляемость в среде с определенными параметрами, в том числе и с травмирующими воздействиями, рассматривается учеными как психологическая безопасность на разных уровнях: обществе, локальнойсреды обитания (семья, ближайшее окружение), а также личности. Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующий удовлетворению потребностей в личностнодоверительном общении, создающие референтную значимость среды и обеспечивающее психологическую устойчивость включенных в них участников [2]. Обзор научнопсихологической, педагогической литературы и других информационных источников, посвященных проблеме психологической устойчивости, показывает, что психологическая устойчивость –это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия в трудных ситуациях. Психологическая устойчивость не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности. Показателем психологической устойчивости является быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.Нашеисследование проводилось на базе «Барнаульского торговоэкономического колледжа». Всего в эмпирическом исследовании участвовало 55студентов Iкурса. 27 человек представляли группутехнологов. 28 человек представляли группупарикмахеров. Студенты, обладающие высоким уровнем психологической устойчивости личности, демонстрируют сформированный личностный план, что позволяет юношам и девушкам противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.Студенты с низким уровнем психологической устойчивости личностиимеют несформированный личностный план, что не позволяет юношам и девушкам противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Все это влияет как на представление о профессии, так и на другие стороны жизни.Для диагностики уровня психологической устойчивости были использованы методики: «Определение эмоциональной устойчивостинеустойчивости»(Д. Тейлор); тест «Подверженность стрессу»;опросник «САН»; тест «Исследование тревожности» (Спилберга –Ханина)»;тест «Жизнестойкость» (С. Мадди).Исследование юношей и девушек младших курсов обусловлено тем, что в период начального профессионального обучения они активно адаптируются к требованиям студенческой жизни, у них начинают формироваться основы мышления как специалиста, система предпочтений и представлений, связанных с осознанным выбором. Также исследование юношей и девушек младших курсов обусловлено тем, что первокурсники только что начали свою профессиональную реализацию, свое становление. А соответственно,параллельно формируется уровень психологической устойчивости.По тесту «Определение эмоциональной устойчивостинеустойчивости»–получены следующие данные: в группе технологов 93% обучающихся обладают низким уровнем тревожности, в группе же парикмахеров низким уровнем тревожности обладают всего 56% студентов. Высоким уровнем тревожности в группе технологов обладают всего лишь 7% студентов,у парикмахеров это цифра 44%,чтосоответственно показываетнаименьший уровеньпсихологической устойчивости в группе парикмахеров. Можно предположить, что на эту разницу влияют половозрастные особенности, ведь в группе парикмахеров обучаются только девушки. По данным теста «Подверженность стрессу» получены следующие результаты:в группе технологов 4% студентов обладаютнизким уровнемподверженности к стрессу. В группе же парикмахеров эта цифра приближенна к 0. Технологи –63% умеренной подверженности стрессу, парикмахеры–21%.Высокой подверженности стрессу в группе технологов обладает 33% студентов, в группе парикмахеров–72% студентов. Испытываемый стресс, угрожающий здоровью, в группе технологов приближен к 0, в группе же парикмахеров эта цифра –7%.Эти группы по данным двум тестам имеют некую противоположность.

По данным опросника «САН»мы имеем следующий результат: у студентов, у которых снижено настроение и самочувствие, активность повышена. У тех студентов, у которых преобладает настроение и самочувствие, активность снижена. Эта некая закономерность былавыявлена в обеих группах. В целом группа технологов лидирует в высоких оценках, нежели группа парикмахеров. Например, самочувствие у технологов в группе 74%,а у парикмахеров–64,3%,активность у технологов–48,2%, у парикмахеров–42,9%,настроение у технологов–85,%,у парикмахеров–71,4%.Иначе говоря, имеется небольшая разница между группами. Группа технологовпоказывает более стабильные и высокие результаты, нежели группа парикмахеров.По тесту тревожности была выявлена закономерность–в группе технологов результаты по шкале «ситуативная тревожность»и шкале «личностная тревожность»полностью совпадают. Это говорит о том, что студенты обладают достаточным самоконтролем и умеют контролировать свою тревожность. В группе парикмахеров эти показатели полностью расходятся. В целом по баллам в группе технологи выдали умеренную тревожность, у парикмахеров больше балловвысокой тревожности. Технологи набрали в умеренной тревожности 59,3%,парикмахеры имеют два значения в шкале «ситуативная тревожность»–57,2% в шкале «личностная тревожность»–35, 72%.Высокая тревожность опять преобладает у парикмахеров, так как в их группе эти цифры в шкале «ситуативная тревожность»–28,5%, «личностная тревожность»–57,14%.В группе технологов показатели совпадают, всего 14,8%.В ходе работы со студентами было выявлено, что психологическая устойчивость, что приводит к неадекватной самооценке,низкой стрессоустойчивости. С целью повышения уровня психологической устойчивости быларазработана и предложена программапо формированию общечеловеческих ценностейи личностных ценностей студентов (см. таблицу).

Тематика содержания программы

Блок I«Общечеловеческие ценности»Блок II«Личностные ценности человека»1. Я и Мы1.Поступок и ответственность2. Личность2.Устойчивость организма к стрессу3. Здоровье3.Личная ответственность4. Потребности4. Внутрисемейные отношения5. Традиции, обычаи5. Депрессия –это заболевание6. Свобода выбора6. Толерантность7. Жизньи болезнь7. Устойчивость подростка в обществе

Предполагалось, что работа по каждой теме и обсуждение ее в группах будет способствоватьповышению стрессоустойчивости и повышению адекватной самооценки о себе и о мире. На занятиях студенты заполняли таблицы, выписывали понятия из словарей, предлагалиминисочинения и др.Программа включала 2 блока:«Общечеловеческие ценности»и «Личностные ценности».Первый блок «Общечеловеческие ценности»Тема 1. «Я и мы»–поднимается вопрос о том, как видит себя юноша или девушкав обществе, с кемдружит, как понимает людей. Очень важно разделять эти понятия, так как молодые люди должны отождествлять себя с кемто, должны чувствовать свою причастность к определенной компании.Тема 2. «Личность». Какой Я? Что такоеличность? Какой Я в семье, с друзьями? Все мы стремимся стать личностью, все мы хотим быть индивидуальностями, но также важен вопрос, как воспитать в себе эту личность, как ею стать,что для этого нужно сделать.Тема 3. «Здоровье»–юноши и девушки не всегда задумываются в своем возрасте о здоровье. Предлагается тест «о здоровье», заполнив который студенты могут узнать о состоянии своего здоровья. Также обсуждаются вопросы долголетия.Тема 4. «Потребности» –студенты обсуждают,без чего и кого человек не может прожить.Тема 5. «Традиции и обычаи». Обсуждение традиций и обычаев. Молодой человек должен осознавать всю широту понятия «традиций», чтобы приобщить себя к культуре и нравственности.Тема 6. «Свобода выбора»–зависимый человек не может распоряжаться своими желаниями, действиями. Независимому человеку в этом плане намного легче, что же такое свобода? Тема7. «Жизнь и болезнь»–направлена на глубокое осмысление жизни и страдания человека,а также как выйти из сложных жизненных ситуаций.Второй блок «Личностные ценности»Тема 1 «Поступок и ответственность» –брать ответственность за свою жизнь и за свои действия чрезвычайно важно, ведь только взрослый человек способен это сделать. Студентам предлагается обсудить, что же такое «ответственность»и «поступок»?Тема 2. «Устойчивость организма к стрессу»–студентам предлагаются правила профилактики стресса.Тема 3. «Личная ответственность»–дела, за которые человек может и способен нести ответственность,дела, за которые человек не может нести ответственность, за что человек в целом несет ответственность в жизни?Тема 4 «Внутрисемейные отношения»–предлагается нарисовать свою семью, что является дополнительной информацией,обсуждаются отношения в каждой семье.Тема 5. «Депрессия»–очень важно знать, что депрессия это болезнь, как выйти из этого состояния и как недопустить его.Тема 6. «Толерантность»–отношение к образу жизни, отношение к поведению других, отношение к чужим чувствам, мнениям.Тема 7. «Устойчивость молодого человека в обществе» –предлагается написать сочинение о том, какой он психологически устойчивый юноша(девушка) в жизни.Данная программа рассчитана на повышение психологической устойчивости личности юношей и девушек в условиях профессионального колледжа. Проведенныезанятия направлены на формирование и становление стрессоустойчивости, а также адекватной самооценки о себе и о мире. Студенты, прошедшие курс «психологическая устойчивость личности»,более стабильны,реализуют себя в профессиональном и личном плане,повышается ихуровень жизнестойкости в любых трудных ситуациях.В программу включалсятакже социальный проект «Нет–стрессу! Да–улыбке!», направленный на повышение стрессоустойчивости и формирование психологической устойчивости юношей и девушек. Социальная значимость проекта состоит в том, что он позволяет в условиях профессионального колледжа создать педагогические условия для реализации формирования психологической устойчивости юношей и девушек. Одним из условий является включение в деятельность работы юношеского клуба «Я и устойчивость». Направления деятельности данного клуба определяются в соответствии с интересами юношей и девушекна этапе планирования работы клуба, в процессе проведения психологопедагогической диагностики. Например, это могут быть:клубное самоуправление (самоорганизация деятельности клуба, обеспечивающее формирование у юношей и девушек ответственности);клубные встречи (еженедельные заседания, предоставляющие юношам и девушкам быть субъектами планирования совместной деятельности);отделения клуба (по разным видам деятельности);социальное проектирование (разработка и реализация учащимися социально и личностно значимых проектов на уровне клуба).Анализ полученных данных исследования, направленного на выявление психологической устойчивости юношей и девушек колледжа, показал следующие результаты: студенты, обладающие низким уровнем тревожности, более стабильны и обладают достаточным уровнем психологической устойчивости. Студенты, обладающие высоким уровнем тревожности, менее стабильны, уровень психологической устойчивости у них снижен; студенты,менее подверженные стрессу, имеют достаточный уровень психологической устойчивости. Студенты, более подверженные стрессу, имеют низкий уровень психологической устойчивости; студенты с высокими оценками(опросник САН) имеют более высокий уровень настроения, самочувствия. Студентыс низкими оценками в этом тесте показали низкий результат; студенты, обладающие высоким уровнем психологической устойчивоститест (Спилберга –Ханина), показали одинаковый результат в шкале «ситуативная тревожность»и «личная тревожность», у студентов с низким уровнем психологической устойчивости этот результат разный; студенты с достаточным или высоким уровнем психологической устойчивости не выходят за нормы теста «жизнестойкость», студенты с низким уровнем психологической устойчивости выходят далеко за пределы этой нормы.Таким образом, полученные данные говорят о том, что в результате реализации программы происходят существенные изменения: повышение уровня психологической устойчивости личности; повышение стрессоустойчивости; формирование адекватной самооценки; личные профессиональныепланы сталиболее реальными и осознанными. Полученные в ходеисследования результаты подтвердили наше предположение о том, что созданная образовательная средавлияет на эффективность психологической устойчивости личности.Создание образовательной среды позволяет сформировать психологическую устойчивость юношей и девушек в колледже. Они становятся благополучными, стрессоустойчивыми и эмоционально стабильными. Перспективное направление последующих исследований связано с необходимостью поиска и внедрения в психологическую практику эффективных личностно развивающих технологий, способствующих психологической устойчивостиличности юношей и девушек на базе профессионального колледжа.

Ссылки на источники1.КлочкоВ.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). –Томск: ТГУ, 2005. –174с.2.БаеваИ.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников.–СПб.: Питер. 2008. –236с.

Olesya Darvish,

Candidate of Psychological Sciences, Professor, Doctor of PsychologyFederal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnauldarvish2772@mail.ruEducational environment as a factor of formation of psychological stability boys and girls in terms of CollegeAbstract.The article presents the results of a study of the psychological stability of boys and girls in terms of College. The proposed program of improving their psychological stability through the creation of educational environment.Key words: psychological resilience, youth age, the theory of psychological systems.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»