Проектирование и реализация технологии развития критического мышления в компетентностно-ориентированном профессиональном образовании
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ковалева
А.
С. Проектирование и реализация технологии развития критического мышления в компетентностно-ориентированном профессиональном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S23. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14781.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам проектирования и реализации технологии развития критического мышления в компетентностно-ориентированном профессиональном образовании. Предлагаются возможные технологические приемы развития навыков критического мышления у студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям.
Ключевые слова:
компетенции, критическое мышление, технологические приемы развития критического мышления
Текст статьи
Ковалева Анна Сергеевна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул annaserg1605@mail.ru
Проектирование и реализация технологии развития критического мышления вкомпетентностноориентированном профессиональном образовании
Аннотация.Статья посвящена вопросам проектирования и реализации технологии развития критического мышления в компетентностноориентированном профессиональном образовании.Предлагаются возможные технологические приемы развития навыков критического мышления у студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям.Ключевые слова:компетенции, критическое мышление, технологические приемы развития критического мышления.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современный этап развития общества и системы образования диктует ряд требований к качеству воспитания и образования подрастающего поколения, а также задает конкретные ориентиры данной деятельности. Воспитание толерантной личности является актуальным приоритетом как системы образования, так и общества в целом. Толерантность выступает не просто как интегральная характеристика личности, сегодня это норма цивилизационного компромисса, призванная способствовать преодолению ряда деструктивных тенденций на мировом уровне.Толерантность это разделенность и общность, сопряженные в пространстве и времени, диалогичность бытия. Человек рождается как личность не тогда, когда познал нечто, а когда он действует познанным на другого человека. Вся его исключительность выявляется лишь в диалоге, во взаимодействиидругими и через других. Диалог, как смысл и способ бытия, как содержание и метод образования, немыслим без готовности всех субъектов образовательного процесса вступить в него, основываясь на принципах эмпатии, рефлексии и критического мышления.Безусловно, толерантность не есть безоговорочное принятие всех. Толерантность это сознательно принимаемый личностью отказ от поиска врага в окружающих. Толерантностькак вектор индивидуального и общественного сознания выступает фундаментальным условием гармонизации социальных отношений. В системе образования, имеющей дело с мировоззренческими установками общества, толерантность определяется как социальнообразовательный императив, основываясь на противоречивой и многогранной истории становления в прошлом и необычайной актуальности в настоящем.Воспитание толерантной личности является стратегической задачей образовательных организаций и приобретает проблемный характер вконтексте педагогической реальности. Особенно острую актуальность данная проблематика обнаруживает при рассмотрении ее решения на уровне высшего профессионального педагогического образования.
Следует заметить, что воспитание толерантности в контексте компетентностноориентированного профессионального образования рассматривается в двух основных плоскостях: как формирование данной личностной характеристики в структуре компетенций будущего специалиста и как становление готовности будущего специалиста к реализации деятельности по созданию толерантной образовательной среды в процессе своей профессиональнопедагогической деятельности. Основу данной деятельности составляет рассмотрение технологии развития критического мышления в контексте образовательной среды высшего учебного заведения.Ориентация высшего профессионального образования на компетентностный подход обусловлена не только изменениями внутри самой системы образования, но и рядом тенденций, намечающихся в социуме в целом. Компетенции выражают происходящие в обществе и образовании процессы: переход от понятия «квалификация» к понятиям «результат обучения» и «компетентность», в силу чего ценится уже не просто квалификация специалиста, а его компетентность, т.е.обладание определенными способностями.К числу анализируемых изменений относится и возрастание роли гибких краткосрочных проектов и коллективов (временный состав вместо кадрового); естественное сокращение рабочих мест, на которых необходимо находиться в течение всей жизни; разрушается профессиональная замкнутость, нарастает динамика профессий, их глобализация, а также происходит усиление в современных видах профессиональной деятельности доли и значения информационного и творческого подходов, однотипность работников уступает место персонализации задач. Кроме того, отмечается изменение профессиональных качеств, востребованных на рынке труда, а профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию.В контексте обозначенных особенностей компетенции трактуются как образовательный результат, выражающийся в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладании такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели. Компетентностьесть способность и готовность индивидуума применять на практике приобретенные знания и умения. Компетентность специалистав свою очередь демонстрирует способность и готовность осуществлять деятельность в определенных профессиональных условиях, это интегрированная характеристика личности, одной из составляющих которой является профессиональная квалификацияКомпетенции в образовательном пространстве вузавыражают ожидаемые и измеряемые результаты обученияконкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы. Компетенциивыступают как интегральная характеристика обучающегося, т.е.динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей иличностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетенцииделятся на две группы: общие (универсальные) и предметноспециализированные (профессиональные). К универсальным компетенциям относятся инструментальные, межличностные и системные [1].Инструментальные компетенциивключают умения управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы; навыки работы с компьютером и управления информацией (способность извлекать и использовать информацию из различных источников),лингвистические и коммуникативные навыки. Межличностные компетенцииподразумевают умения осознанно выражать и мотивировать свое отношение к чемулибо, способность к критическому мышлению и самокритике, а также включают социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества: умение работать в группе, принимать на себя социальные и этические обязательства. Системные компетенциипредставляют собой сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее осознавать, как различные факторы соотносятся друг с другом, оценивать роль отдельных компонентов в системе, планировать изменения в системе и конструировать новые системы.
Формирование компетенций наиболее эффективно осуществляется на основедеятельностных иличностноориентированных технологий, что придает процессу обучения в контексте компетентностного подхода ряд характеристик:преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях; возможность создания обучающимися собственного индивидуального образовательного продукта (свой способ решения, своё видение проблемы и т.д.); целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии обучающихся; использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, т. е. субъектную, оценку деятельности обучающихся; организация презентаций и защиты своих познавательных результатов, достижений.Проектирование и реализация технологии развития критического мышления вкомпетентностноориентированном профессиональном образовании начинается с определения сущности базового понятия. Критическое мышление определяется как рефлексивное мышление, которое позволяет объективно рассуждать, логично поступать в соответствии со здравым смыслом, дает возможность посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблем [2].Характерными чертами критического мышления является способность личности формулировать взвешенные оценивающие суждения, способность к допущениям и отказу от догм и стереотипов. Кроме того, личность с развитым критическим мышлением формулирует суждения на основе четких критериев и предлагает мнения аргументированные, с логическим формулированием выводов. Также понимание базовых принципов и построение гипотез наиболее эффективно осуществляется с помощью приемов критического мышления. В свою очередь, отсутствие у личности развитого критического мышления, наделяет ее кардинально противоположными качествами и обедняет интеллектуальный репертуар сознания.В числе задач, возникающих в ходе реализации технологии развития критического мышления, приоритетными являются формирование следующих умений:выделять причинноследственные связи;отвергать ненужную или неверную информацию;понимать, как различные части информации связаны между собой;выделять ошибки в рассуждениях;уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;отделять главное от существенного и уметь акцентировать на первом.В свою очередь, применение технологий развития критического мышления в образовательном процессе вуза способствует становлению у выпускников ряд позитивных характеристик:способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;умение самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности, искать пути их рационального решения, используя современные технологии;навык грамотно работать с информацией (собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы).Проектирование и реализация технологии развития критического мышления в компетентностноориентированном профессиональном образовании осуществляется в несколько этапов, каждый из которых имеет свою специфику, функции и оптимальные техники [3].Первый этап «вызов», ориентирован на пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации. Функциями данного этапа являются: мотивационная, информационная и коммуникационная.Возможные технологические приемы настадии «вызов»:систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы (например: «знаем», «хотим узнать», «узнали новое»), понятийное колесо;верные и неверные утверждения;перепутанные логические цепочки и т.д.Второй этап «осмысление», раскрывается в процессе получения новой информации. Функциями этапа осмысления выступают: информационная, систематизационная и мотивационная.Возможные технологические приемы настадии«осмысление»:графические организаторы (кластери т.п.);
ведение различных записей типа «бортовых журналов».В рамках приема «Бортовой журнал» вся информация делится на известную и новую. Работа может быть организована так: один из партнеров работает со списком в графе «Предположения», ставит знаки « + » и «» в зависимости от правильности предположений; другой записывает только новую информацию. При этом студенты работают индивидуально. Затем идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в студенческой аудитории;
прием «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любом из трех этапов: на стадии вызоваэто вопросы до изучения темы, на стадии осмысления способ активной фиксации вопросов по ходуслушания, при размышлении демонстрация понимания пройденного. Примеры «тонких» вопросов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Может…?», «Будет…?», «Было ли…?»,«Согласны ли вы…?»,«Верно ли…?».Примеры «толстых» вопросов: «Дайте три объяснения, почему..?»,«Почему вы думаете…?»,«Почему вы считаете…?»,«В чем различие…?», « Что, если…?»;прием «фишбоун» (рыбная кость) данный прием заключается в выделении проблемы с последующей конкретизацией причин и объективных фактов, возникновения каждого из компонентов проблемы и итоговое формулирование выводов на основе детального анализа.Третий этап «рефлексия», характеризуется рождением нового знания. Функции этапа рефлексии многоаспектны: информационная, мотивационная, коммуникационная и оценочная.Возможные технологические приемы на стадии «рефлексии»:синквейнхудожественная форма обнаружения смыслов, когда группе студентов на финальном этапе деятельности предлагается сочинить малое поэтическое произведение по следующему алгоритму:1ястрока тема, 1 слово имя существительное (что?);2ястрока описание темы, 2 слова, имена прилагательные (какой?);3ястрока описание действия, 3 слова глаголы (что делает?);4ястрока фраза из 4 слов, выражение отношения к теме;5ястрока 1 слово, образ, метафора, философское обобщение темы;графические организаторы: «Кластеры», формируемые пошагово:Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации).Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.Разбивка на кластеры может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии;метод шести шляп. Данный технологический прием заключается в делении группы на микроколлективы (или индивидуально)и осуществлении анализа заданной информации согласно логике художественной метафоры, сущность которой заключается в следующем: белую шляпу, как правило, надевает наблюдатель эксперт. Нейтральная позиция. основной акцент на доступной информации и объективных фактах. Красная шляпаэто чувственная шляпа, акцент делается на эмоциях, на чувствах, на интуиции, на суждении, предчувствии и так далее. Она представляет свои взгляды без объяснений и доказательств. Предназначение чёрной шляпыбыть безжалостным судьёй. Акцент делается на критику и сомнения. Как правило, человек, сидящий в чёрной шляпе, должен выдвигать и обосновывать свой логично негативный взгляд на вещи.Жёлтой шляпенужно высказывать логично позитивный, оптимистичный взгляд на вещи. Она должна найти преимущества, выгоды. Зелёная шляпадолжна сделать акцент на креативном мышлении. Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Синяя шляпа, ей предписано хладнокровие и отстранённая позиция. Человек, который сидит в синей шляпе, должен уметь делать обобщение всего того, что было высказано. В его обязанности входит контроль за процессом. Таким образом, детальное рассмотрение проблемы проектирования и реализации технологии развития критического мышления вкомпетентностноориентированном профессиональном образовании, определение сущности базовых понятий и конкретизация возможных технологических приемов разрешения проблемы позволяют активно применять данный опыт в педагогической практике с получением положительных результатов деятельности.
Ссылки на источники1.Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов /под науч. ред. В.И. Байденко. М., 2010. 352 с. URL:http://window.edu.ru/resource/873/ 70873/(дата обращения 09.07.2014).2.КоржуевА.В.Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования //Педагогика. 2002.№ 1. С.1822 .3.ОльховаяТ.А.,Елисеев В. Н. Критическое мышление как основаразвития информационнопознавательной самостоятельности студентов //Высшее образование сегодня. 2013.№ 9. С. 4651.
Anna Kovaleva,Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Pedagogy, Federal state budgetary educational institution of higher professional education Altai State Pedagogical Academy , Barnaulannaserg1605@mail.ruDesign and implementation of the techniques for developingcritical thinking in the sphere of competence oriented professional educationAbstract. The paper is dedicated to the issues of design and implementation of the techniquesfor developing critical thinking in the sphere of competence oriented professional education. The author also suggests possible technological methods for developing the skills, which are connected with critical thinking, among high school students majoring in pedagogy.Key words: competence, critical thinking, technological methods for developing critical thinking.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Проектирование и реализация технологии развития критического мышления вкомпетентностноориентированном профессиональном образовании
Аннотация.Статья посвящена вопросам проектирования и реализации технологии развития критического мышления в компетентностноориентированном профессиональном образовании.Предлагаются возможные технологические приемы развития навыков критического мышления у студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям.Ключевые слова:компетенции, критическое мышление, технологические приемы развития критического мышления.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современный этап развития общества и системы образования диктует ряд требований к качеству воспитания и образования подрастающего поколения, а также задает конкретные ориентиры данной деятельности. Воспитание толерантной личности является актуальным приоритетом как системы образования, так и общества в целом. Толерантность выступает не просто как интегральная характеристика личности, сегодня это норма цивилизационного компромисса, призванная способствовать преодолению ряда деструктивных тенденций на мировом уровне.Толерантность это разделенность и общность, сопряженные в пространстве и времени, диалогичность бытия. Человек рождается как личность не тогда, когда познал нечто, а когда он действует познанным на другого человека. Вся его исключительность выявляется лишь в диалоге, во взаимодействиидругими и через других. Диалог, как смысл и способ бытия, как содержание и метод образования, немыслим без готовности всех субъектов образовательного процесса вступить в него, основываясь на принципах эмпатии, рефлексии и критического мышления.Безусловно, толерантность не есть безоговорочное принятие всех. Толерантность это сознательно принимаемый личностью отказ от поиска врага в окружающих. Толерантностькак вектор индивидуального и общественного сознания выступает фундаментальным условием гармонизации социальных отношений. В системе образования, имеющей дело с мировоззренческими установками общества, толерантность определяется как социальнообразовательный императив, основываясь на противоречивой и многогранной истории становления в прошлом и необычайной актуальности в настоящем.Воспитание толерантной личности является стратегической задачей образовательных организаций и приобретает проблемный характер вконтексте педагогической реальности. Особенно острую актуальность данная проблематика обнаруживает при рассмотрении ее решения на уровне высшего профессионального педагогического образования.
Следует заметить, что воспитание толерантности в контексте компетентностноориентированного профессионального образования рассматривается в двух основных плоскостях: как формирование данной личностной характеристики в структуре компетенций будущего специалиста и как становление готовности будущего специалиста к реализации деятельности по созданию толерантной образовательной среды в процессе своей профессиональнопедагогической деятельности. Основу данной деятельности составляет рассмотрение технологии развития критического мышления в контексте образовательной среды высшего учебного заведения.Ориентация высшего профессионального образования на компетентностный подход обусловлена не только изменениями внутри самой системы образования, но и рядом тенденций, намечающихся в социуме в целом. Компетенции выражают происходящие в обществе и образовании процессы: переход от понятия «квалификация» к понятиям «результат обучения» и «компетентность», в силу чего ценится уже не просто квалификация специалиста, а его компетентность, т.е.обладание определенными способностями.К числу анализируемых изменений относится и возрастание роли гибких краткосрочных проектов и коллективов (временный состав вместо кадрового); естественное сокращение рабочих мест, на которых необходимо находиться в течение всей жизни; разрушается профессиональная замкнутость, нарастает динамика профессий, их глобализация, а также происходит усиление в современных видах профессиональной деятельности доли и значения информационного и творческого подходов, однотипность работников уступает место персонализации задач. Кроме того, отмечается изменение профессиональных качеств, востребованных на рынке труда, а профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию.В контексте обозначенных особенностей компетенции трактуются как образовательный результат, выражающийся в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладании такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели. Компетентностьесть способность и готовность индивидуума применять на практике приобретенные знания и умения. Компетентность специалистав свою очередь демонстрирует способность и готовность осуществлять деятельность в определенных профессиональных условиях, это интегрированная характеристика личности, одной из составляющих которой является профессиональная квалификацияКомпетенции в образовательном пространстве вузавыражают ожидаемые и измеряемые результаты обученияконкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы. Компетенциивыступают как интегральная характеристика обучающегося, т.е.динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей иличностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетенцииделятся на две группы: общие (универсальные) и предметноспециализированные (профессиональные). К универсальным компетенциям относятся инструментальные, межличностные и системные [1].Инструментальные компетенциивключают умения управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы; навыки работы с компьютером и управления информацией (способность извлекать и использовать информацию из различных источников),лингвистические и коммуникативные навыки. Межличностные компетенцииподразумевают умения осознанно выражать и мотивировать свое отношение к чемулибо, способность к критическому мышлению и самокритике, а также включают социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества: умение работать в группе, принимать на себя социальные и этические обязательства. Системные компетенциипредставляют собой сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее осознавать, как различные факторы соотносятся друг с другом, оценивать роль отдельных компонентов в системе, планировать изменения в системе и конструировать новые системы.
Формирование компетенций наиболее эффективно осуществляется на основедеятельностных иличностноориентированных технологий, что придает процессу обучения в контексте компетентностного подхода ряд характеристик:преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях; возможность создания обучающимися собственного индивидуального образовательного продукта (свой способ решения, своё видение проблемы и т.д.); целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии обучающихся; использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, т. е. субъектную, оценку деятельности обучающихся; организация презентаций и защиты своих познавательных результатов, достижений.Проектирование и реализация технологии развития критического мышления вкомпетентностноориентированном профессиональном образовании начинается с определения сущности базового понятия. Критическое мышление определяется как рефлексивное мышление, которое позволяет объективно рассуждать, логично поступать в соответствии со здравым смыслом, дает возможность посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблем [2].Характерными чертами критического мышления является способность личности формулировать взвешенные оценивающие суждения, способность к допущениям и отказу от догм и стереотипов. Кроме того, личность с развитым критическим мышлением формулирует суждения на основе четких критериев и предлагает мнения аргументированные, с логическим формулированием выводов. Также понимание базовых принципов и построение гипотез наиболее эффективно осуществляется с помощью приемов критического мышления. В свою очередь, отсутствие у личности развитого критического мышления, наделяет ее кардинально противоположными качествами и обедняет интеллектуальный репертуар сознания.В числе задач, возникающих в ходе реализации технологии развития критического мышления, приоритетными являются формирование следующих умений:выделять причинноследственные связи;отвергать ненужную или неверную информацию;понимать, как различные части информации связаны между собой;выделять ошибки в рассуждениях;уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;отделять главное от существенного и уметь акцентировать на первом.В свою очередь, применение технологий развития критического мышления в образовательном процессе вуза способствует становлению у выпускников ряд позитивных характеристик:способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;умение самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности, искать пути их рационального решения, используя современные технологии;навык грамотно работать с информацией (собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы).Проектирование и реализация технологии развития критического мышления в компетентностноориентированном профессиональном образовании осуществляется в несколько этапов, каждый из которых имеет свою специфику, функции и оптимальные техники [3].Первый этап «вызов», ориентирован на пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации. Функциями данного этапа являются: мотивационная, информационная и коммуникационная.Возможные технологические приемы настадии «вызов»:систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы (например: «знаем», «хотим узнать», «узнали новое»), понятийное колесо;верные и неверные утверждения;перепутанные логические цепочки и т.д.Второй этап «осмысление», раскрывается в процессе получения новой информации. Функциями этапа осмысления выступают: информационная, систематизационная и мотивационная.Возможные технологические приемы настадии«осмысление»:графические организаторы (кластери т.п.);
ведение различных записей типа «бортовых журналов».В рамках приема «Бортовой журнал» вся информация делится на известную и новую. Работа может быть организована так: один из партнеров работает со списком в графе «Предположения», ставит знаки « + » и «» в зависимости от правильности предположений; другой записывает только новую информацию. При этом студенты работают индивидуально. Затем идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в студенческой аудитории;
прием «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любом из трех этапов: на стадии вызоваэто вопросы до изучения темы, на стадии осмысления способ активной фиксации вопросов по ходуслушания, при размышлении демонстрация понимания пройденного. Примеры «тонких» вопросов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Может…?», «Будет…?», «Было ли…?»,«Согласны ли вы…?»,«Верно ли…?».Примеры «толстых» вопросов: «Дайте три объяснения, почему..?»,«Почему вы думаете…?»,«Почему вы считаете…?»,«В чем различие…?», « Что, если…?»;прием «фишбоун» (рыбная кость) данный прием заключается в выделении проблемы с последующей конкретизацией причин и объективных фактов, возникновения каждого из компонентов проблемы и итоговое формулирование выводов на основе детального анализа.Третий этап «рефлексия», характеризуется рождением нового знания. Функции этапа рефлексии многоаспектны: информационная, мотивационная, коммуникационная и оценочная.Возможные технологические приемы на стадии «рефлексии»:синквейнхудожественная форма обнаружения смыслов, когда группе студентов на финальном этапе деятельности предлагается сочинить малое поэтическое произведение по следующему алгоритму:1ястрока тема, 1 слово имя существительное (что?);2ястрока описание темы, 2 слова, имена прилагательные (какой?);3ястрока описание действия, 3 слова глаголы (что делает?);4ястрока фраза из 4 слов, выражение отношения к теме;5ястрока 1 слово, образ, метафора, философское обобщение темы;графические организаторы: «Кластеры», формируемые пошагово:Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации).Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.Разбивка на кластеры может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии;метод шести шляп. Данный технологический прием заключается в делении группы на микроколлективы (или индивидуально)и осуществлении анализа заданной информации согласно логике художественной метафоры, сущность которой заключается в следующем: белую шляпу, как правило, надевает наблюдатель эксперт. Нейтральная позиция. основной акцент на доступной информации и объективных фактах. Красная шляпаэто чувственная шляпа, акцент делается на эмоциях, на чувствах, на интуиции, на суждении, предчувствии и так далее. Она представляет свои взгляды без объяснений и доказательств. Предназначение чёрной шляпыбыть безжалостным судьёй. Акцент делается на критику и сомнения. Как правило, человек, сидящий в чёрной шляпе, должен выдвигать и обосновывать свой логично негативный взгляд на вещи.Жёлтой шляпенужно высказывать логично позитивный, оптимистичный взгляд на вещи. Она должна найти преимущества, выгоды. Зелёная шляпадолжна сделать акцент на креативном мышлении. Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Синяя шляпа, ей предписано хладнокровие и отстранённая позиция. Человек, который сидит в синей шляпе, должен уметь делать обобщение всего того, что было высказано. В его обязанности входит контроль за процессом. Таким образом, детальное рассмотрение проблемы проектирования и реализации технологии развития критического мышления вкомпетентностноориентированном профессиональном образовании, определение сущности базовых понятий и конкретизация возможных технологических приемов разрешения проблемы позволяют активно применять данный опыт в педагогической практике с получением положительных результатов деятельности.
Ссылки на источники1.Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов /под науч. ред. В.И. Байденко. М., 2010. 352 с. URL:http://window.edu.ru/resource/873/ 70873/(дата обращения 09.07.2014).2.КоржуевА.В.Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования //Педагогика. 2002.№ 1. С.1822 .3.ОльховаяТ.А.,Елисеев В. Н. Критическое мышление как основаразвития информационнопознавательной самостоятельности студентов //Высшее образование сегодня. 2013.№ 9. С. 4651.
Anna Kovaleva,Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Pedagogy, Federal state budgetary educational institution of higher professional education Altai State Pedagogical Academy , Barnaulannaserg1605@mail.ruDesign and implementation of the techniques for developingcritical thinking in the sphere of competence oriented professional educationAbstract. The paper is dedicated to the issues of design and implementation of the techniquesfor developing critical thinking in the sphere of competence oriented professional education. The author also suggests possible technological methods for developing the skills, which are connected with critical thinking, among high school students majoring in pedagogy.Key words: competence, critical thinking, technological methods for developing critical thinking.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»