Социально-педагогические технологии профилактики употребления психоактивных веществ в среде студенческой молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шаталова Е. А., Свиридов А. Н. Социально-педагогические технологии профилактики употребления психоактивных веществ в среде студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14783.htm.
Аннотация. В статье актуализируются проблемы употребления психоактивных веществ и их профилактики в подростковой среде. Предложена социально-педагогическая программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде студенческой молодежи, которая реализована социальными педагогами и кураторами студенческих групп.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шаталова Елена Александровна,кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры педагогикиФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаулshatel84@inbox.ru

Свиридов Александр Николаевич,кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогикиФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»,г. Барнаулsviridan@list.ru

Социальнопедагогические технологии профилактики употребления психоактивных веществвсреде студенческой молодежи

Аннотация.В статье актуализируются проблемы употребления психоактивных веществ и их профилактики в подростковой среде. Предложена социальнопедагогическая программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде студенческой молодежи, которая реализована социальными педагогами икураторами студенческих групп.Ключевые слова: социальнопедагогическая деятельность, технология, профилактика, психоактивные вещества, девиантное поведение,«группа риска».Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде Минобрнауки РФ (2011г.)отмечается, что в настоящее время возникла необходимость дальнейшего развития методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде. Она обусловлена как существенными изменениями социальных, социокультурных характеристик ситуации, связанной с распространенностью ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи, так и изменениями реалий жизни современного общества в целом, возросшей актуальностью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также изменениями государственной политики в сфере борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением. С одной стороны, профилактическая деятельность ориентируется на дальнейшее усиление и ужесточение контроля за распространением ПАВ, с другой–определяет приоритет задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностей–созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека.Массовая наркомания–явление для России новое. Этим объясняется неготовность педагогов, психологов, родителей противостоять данному социальному злу, отсутствие эффективной координации усилий органов здравоохранения, образования, социальной защиты, правопорядка, общественных организаций вборьбе с наркоманией и наркобизнесом.В связи с этим актуализируется потребность в достоверной информации о вреде наркотиков, наркотизме как социальной болезни, в вооружении педагогов, психологов, родителей не только знаниями, но и методами профилактикинаркозависимости среди детей, подростков и молодежи.Назрела необходимость в создании социальнопедагогической модели профилактики наркомании, построенной на основе интеграции и координации усилий педагогов, психологов, родителей, специалистов социальной защиты и правозащитных органов, ресурсов самой формирующейся личности молодого человека.Жертвами наркомании могут стать практически все, но в большей степени–люди молодого возраста: юноши, подростки и даже младшие школьники. Пристрастие к наркотикамоборачивается трагедией для самих наркоманов, горем для их родителей и массой серьезных проблем для учителей, воспитателей. Проблемы эти при всей их трагичности очень деликатны и требуют осторожного, взвешенного подхода. Для этого необходимы соответствующие знания и умения. Без них обычные для взрослых эмоциональные реакции, возникающие при обнаружении у ребенка признаков наркомании и токсикомании (гнев, стыд, отчаяние, страх, паника, беспомощность), могут стать плохими помощниками в поисках выхода из создавшейся ситуации.Для успешного функционирования и развития современного, быстро развивающегося общества необходимы социальноздоровые и полноценные личности, которыесознательно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, способные к добросовестному, высокопроизводительному труду на благо общества, к созданию прочной дружной семьи, где есть необходимые условия для рождения и воспитания детей, соблюдающей нормы социального государства. Употребление психоактивных веществ ведет человека к потере его социальноценных качеств, делает неполноценным членом общества. Проблема употребления психоактивных веществ на сегодняшний день является актуальной, так как в первую очередь группу риска составляют несовершеннолетние и молодежь 1. На основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» (ст. 2, 3, 5, 34, п.2, ст. 42) образовательная организация создает условия для достижения воспитательного идеала, социальной поддержки и стимулирования обучающихся. В ст.42 раскрыто содержание оказанияпсихологопедагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.В новой нормативноправовой базе образовательных учреждений определены общие задачи воспитания и социализации обучающихся вобласти формирования личностной культуры:укрепление нравственности, основанной на свободе воли и отечественных духовных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;формирование основ морали как сознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у воспитанников позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;формирование основ нравственного самосознания личности (совести) –способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.Целью нашего исследования явилось выявление причин употребления ПАВ студенческой молодежью и разработка комплекса средств и методов по их профилактике в социальнопедагогической деятельности.Базой исследованияявилась Алтайская государственная педагогическая академия (АлтГПА), в которой осуществляется подготовка социальных педагогов к профессиональной деятельности.В рамках программы АлтГПА «Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического и физического здоровья молодежи», утвержденной Ученым Советом АлтГПА,ведется работа по трем основным направлениям:1.Работа кафедры социальной педагогики и педагогических технологий (с 2013г.в составе кафедрыпедагогики) по профилактике социальнонегативных явлений в студенческой среде.2.Работа лаборатории социальнопедагогических технологий по проблеме адаптации студентов к обучению в вузе.3.Социальное партнерство с институтами социального воспитания Алтайскогокрая и г. Барнаула в вопросах профилактики наркомании среди студентов.В работе со студентами –социальнымипедагогами основной задачей кафедры является выявление студентов группы риска (с депрессивными переживаниями, нервнопсихическим перенапряжением, излишней эмоциональной возбудимостью) и оказание им психологопедагогической помощи. Проводятся системные мероприятия:по пропаганде деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;консультативной и коррекционной работе с молодежью и подростками по индивидуальным и групповым программам.Кафедра реализует все эти задачи через образовательный процесс и в рамках работы кураторов студенческих групп.Кафедра осуществляет межвузовское сотрудничество, а также работу с государственными организациями, ответственными за молодежную политику в регионе, общественными организациями, задействованными в профилактической работе по аддиктивному поведению в молодежной среде: КОГУ «Центр профилактики наркомании», центр «АнтиСпид», Алтайское краевоеотделение Российского Красного Креста и др. На кафедре разрабатывается грантовская «Программа по профилактике наркомании и других социальнонегативных явлений, пропаганде здорового образа жизни студентов АлтГПА». На базе кафедры были проведены занятия попрограммам «Профилактика наркомании и токсикомании в молодёжной среде». В ходе занятий были рассмотрены вопросы «Все о наркомании», «Наркотик и наркотическая зависимость», «Наркотик и смерть», «Внешние проявления наркотической зависимости», «К вопросу о юридической ответственности», «Мифы о наркомании». На практических занятиях студенты учились самодиагностике, было проведено тестирование: «Мотивация успеха и боязнь неудач», «Тест на определение стрессоустойчивости», «Тест на социальную установку», «Шкаласозависимости» и др. В результате самодиагностики студенты узнали психологические особенности характера, психическихсостояний и поведения. Во время занятий по профилактике наркомании была проведена диагностика клинической зависимости, которая выявила способность/не способность принимать решения без советов других людей; готовность позволять другим принимать важное для него решение; выявлена плохая переносимость одиночества–готовность прилагать значительные усилия, чтобы его избежать; на сколько часто студент испытывает ощущении опустошения или беспомощности когда обрывается близкая связь; степень охваченности страхом при возможности быть отвергнутым 2.В рамках педагогической практики студентов даны консультации для проведения ими занятий в школах по темам: «Профилактика табакокурения в молодёжной среде», «Все о табакокурении», «Табачная зависимость: формирование и проявления», «Последствия табакокурения», «История распространения табака», «Общество против табакокурения». На практических занятиях студенты учились самодиагностике, были использованы анкеты «Как бросить курить», «Как я бросил курить». На одном из практических занятий студенты писали письмо курящему сверстнику 3.На кафедре со студентами социальными педагогами проводятся–индивидуальная психодиагностика, индивидуальные консультации и групповые семинарытренинги, а также психокорреционная работа со студентами группы риска (см. таблицу).

Профилактика социальнонегативных явлений среди студентов

МероприятияГоды2010201120122013Индивидуальные консультации25725742Тренинговая (групповая работа)64269227125Коррекционная работа516128Всего:94357296175

Из сводной таблицы видно, что кафедрой в 2010–2013 гг.охвачено профилактической работой 922 студента. На кафедре работа по профилактике негативных социальных явлений осуществляется через учебновоспитательный процесс и имеет личностную и профессиональнопедагогическую направленность.Работа по профилактике социальных негативных явлений проходят на лекциях, семинарских занятиях, тренингах, направленных на формирование жизненноважных навыков, являющихся важной составной частью воспитания психосоциальной компетентности, способствующей сохранению адекватного поведения в общении с людьми, окружающим миром, культуре поведения. На занятиях происходит знакомство и обсуждение правил поведения в группах зависимых, а также особенностей заполнения входных анкет. Также были рассмотрены теоретические проблемы: виды зависимостей, формирование потребностномотивационной сферы личности. Занятия проходили в форме лекциибеседыи семинаратренинга, где каждый слушатель мог высказать свое мнение. Студенты на занятиях работают с интересом, энтузиазмом, предлагаемые темы вызывают много вопросов, на которые, в результате общего обсуждения, находятся приемлемые ответы. Один день занятий был посвящен тренингу личностного роста, на котором студенты учились уверенности в себе и умению отстаивать своё мнение. Была заполнена выходная анкета и сформированы волонтерские группы. В связи с изменением организационной структуры и активизации деятельности всех кафедр по пропаганде ЗОЖ и профилактики социальнонегативных явлений как раздела воспитательной работы, значительно увеличилась охваченность студентов профилактическим мероприятиями.В рамках программы проводится мониторинговое исследованиеанкетирование студентов первого курса, где выявляются основные проблемыпервокурсников, влияющие на учебную деятельность или затрудняющие ее. В течение учебного года проводятся различные круглые столы, например, «Воспитание культуры здоровья как аспект здоровьесберегающего обучения», где студенты представляют доклады о самостоятельно изученных аспектах социальной или личностной дезадаптации, дискутируют по этой теме, обсуждают способы преодоления дезадаптации, которая может привести в дальнейшем к девиантному и делинквентному поведению 3.Студенты «группы риска» проходили программу профилактики употребленияпсихоактивных веществ. Целью программы профилактики явилась коррекция социальноличностных качеств,восстановление их физического и психического состояния. Виды профилактики определялись от степени проявления зависимости. Программа строилась на принципах: 1)выработки у студентов твердого убеждения, что употребление ПАВ вредно, оно наносит непоправимый вред здоровью; 2)административных мер с целью запрещения употребления ПАВ; 3)сокращения числа студентов, употребляющих ПАВ за счет осознания ими вредных последствийи включает три вида профилактики:первичную, вторичную и третичную.Основные направления работы –это психологопедагогическое сопровождение, медикосоциальная реабилитация и работа с ближайшим окружением.Профилактическую работу проводили педагоги, психологи, социальные педагоги. Немаловажная роль отводилась социальнопедагогической работе студентов, которую они организовывали в процессепедагогической практики. Студентыизучали особенности социальной ситуации развития подростков, их социальное окружение, выявляли положительный потенциал, проблемное поле воспитанников в процессе социализации, их социальный статус в классном коллективе, семье, среде неформального общения, референтных лиц с позитивным и негативным влиянием.Изучали личностные особенности воспитанника (состояние здоровья,особенности физического развития и др.), индивидуальнопсихологические особенности воспитанников (тип темперамента, потребности, мотивы, особенности характера, самооценка, направленность личности, доминирующие каналы восприятия информации (визуал, аудиал, кинестетик). Организовывали и проводили социальнопедагогическую диагностику подростков, профилактическую и коррекционнореабилитационную работу. Оказывали индивидуальную помощь в устранении причин, негативно влияющих на их социализацию. Принимали участиев работе методических семинаров, заседаниях Совета по профилактике, где обсуждались способы решения социальнопедагогических задач с учетоминдивидуальных особенностей подростков. Проводили профилактическую работу по борьбе с употреблением ПАВ и пропаганду знаний о вреде ПАВ, используя для этого такие методы и средства, как: лекции, беседы, плакаты, тренинги и др., чтобы выработать у подростков отрицательное отношение к курению. Социальнопедагогическая деятельность студентов организовывалась совместно спедагогамипсихологами, валеологами и медицинскими работниками, привлечениемродителей и общественных организаций. Подготовленные старшеклассники составляли единую команду, придерживающуюся единой концепции, и становились реальной силой, противодействующей употреблению психоактивных веществ. Таким образом, мы попытались выявить склонность к употреблению психоактивных веществв среде студенческой молодежи и реализовать программу по профилактике употребления ПАВ в социальнопедагогической деятельности будущих социальных педагогов. Мониторинг показал, что предложенная программаспособствовала успешности профилактики употребления ПАВ среди студентов.Ссылки на источники1.СвиридовА. Н. Педагогическая профилактика наркомании: учеб.пособие.–Барнаул: АлтГПА, 2012.–С. 5–6.2.КоробкинаЗ. В., ПоповВ. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб.пособие для студ. вузов.–М.: Академия, 2012.–189 с.3.ЛозовойВ. В., Кремлева О. В., ЛозоваяТ. В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики: монография для медицинских и клинических психологов.–М.: Альянс Принт, 2011.–448 с.

Elena Shatalova,

Candidate of Pedagogical Sciences,Associate Professor, Department of Pedagogy, Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaulshatel84@inbox.ruAleksandr Sviridov, Candidate of Pedagogical Sciences,Professor Department of Pedagogy, Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaulsviridan@list.ruSociopedagogic technology prevention of substance use among studentsAbstract.Article updated problem substance use and their prevention in the teenage environment. A sociopedagogical programme for the prevention of substance use among students, which implemented social pedagogues and supervisors of student groups.Key words:sociopedagogical activity, technology, prevention, drugs, deviant behavior, "risk group".

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»