Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Свиридов А. Н. Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14782.htm.
Аннотация. В статье описаны результаты экспериментального исследования факторов успешности родителей замещающих семей. Базой исследования явились родители – участники летних выездных школ замещающих семей краевых центров психолого-медико-социального сопровождения. Выявлены достоверные различия успешных и неуспешных родителей замещающих семей. Так, для успешных родителей их родительство – способ самореализации, для неуспешных родителей их самореализация лежит вне функции «родительство».
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Свиридов Александр Николаевич,кандидат педагогических наук, профессор педагогикиФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»,г. Барнаулsviridan@list.ru

Социальнопедагогические факторы успешности замещающего родительства

Аннотация.В статье описаны результатыэкспериментального исследования факторов успешности родителей замещающих семей. Базой исследования явились родители ‬участники летних выездных школ замещающих семей краевых центров психологомедикосоциального сопровождения. Выявлены достоверные различияуспешных и неуспешных родителей замещающих семей. Так, для успешных родителей их родительство ‬способ самореализации, для неуспешных родителей их самореализация лежит вне функции«родительство».Ключевые слова:социальнопедагогическая деятельность, технология, профилактика, психоактивные вещества, девиантное поведение,«группа риска».Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Исследование социальнопедагогических факторов успешности замещающего родительства проводилось на базе летних выездных школ замещающих семей, организованных КГБОУ «Крутихинский центр психологомедикосоциального сопровождения», КГБОУ «Рубцовский центр психологомедикосоциального сопровождения» совместно с Детским Фондом «Виктория» (Москва).

В эксперименте приняло участие 67 замещающих семей, из них 73 родителя и 98 детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Обследование проводилась на принципе добровольности. Диагностика детей осуществлялась в присутствии родителей и с их согласия.Гипотеза эмпирического исследования базировалась на предположениях, что:имеются различия между успешными и неуспешными замещающими родителями, что выражается в том, что люди, имеющие опыт воспитания кровных детей и вырастившие их, эффективнее воспитывают проблемных приемных детей с признаками девиантного поведения;успешные замещающие родители отличаются от неуспешных личностными характеристиками, способствующими эффективности воспитания в замещающей семье как малой группе и главном факторе социализации детей, а именно: толерантностью, демократичностью, адекватной требовательностью, гибкостью установок, потребностью в принадлежности к семье, самоконтролем, критичным отношением кнеудачам, позитивным опытом воспитания кровных детей, лидерскими качествами и осознанным отношением к родительству как механизму своей личностной самореализации;успешные и неуспешные замещающие родители используют разные стратегии и тактики влияния на детей, в том числе разные системы наказания и поощрения, которые проистекают от моделей социального опыта и поведения родителей.Теоретикометодологическую основу исследования составили положения субъектсубъектного подхода, продекларированного вновых ФГОС общего образования (2009‬2010), гуманистического и субъектнодеятельностного подходов (С. Л. Рубинштейн, А. Л. Журавлев, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий).Концептуальными основаниями данного исследования явились: культурноисторическая концепция Л.С. Выготского, согласно которой развитие ребенка предопределяется социальной ситуацией;теория Дж. Боулби, описывающая условия формирования привязанности между ребенком и взрослым;теоретические представления о роли семьи в социализации ребенка (Ч.Х.Кули; А.А. Люблинская, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, В.С.Мухина, Д.Б. Эльконин);теория отношений и малых групп (Б.Д. Парыгин, А.А. Бодалев, А.Л. Журавлев).В соответствии с гипотезойбыл использован следующий комплекс методик эмпирического исследования:

1.Проективная методика Handтест Э. Вагнер, адаптированная Т.Н. Курбатовой.

2.Шкала самооценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера‬Ю.Л. Ханина.

3.Тест незаконченных предложений для родителей и детей (авторский вариант).

4.Опросник дляописания системы наказания и поощрения Е.И. Николаевой (детский и взрослый варианты).

5.Рисунок реальной и идеальной (желаемой) семьи (Методика Э.Г. Эйдемиллера для детей).

6.Проективные методики ДДЧ и «Несуществующее животное».Диагностические процедуры дали необходимый и достаточный материал для сравнительного анализа результатов обследованиядетей успешных и неуспешных замещающих родителей. Анализ полученных в результате диагностики данных позволяет выявить следующие социальнопедагогические факторы успешности:Качественный анализ показал отсутствие коррелятивной связи успешности замещающих родителей от возраста родителей.Не выявлено различие замещающих родителей по параметру «место работы». Примерно треть замещающих родителей единственным местом работысчитают свою семью, так как именно воспитание приемных детей полагают местом работы, заключая договор с отделом образования или детским домом (опекой).Неуспешные замещающие родители берут на воспитаниедетей в возрасте 7‬16 лет, при этом имеют и большее число собственных детей этого возраста, то есть, имея собственных детей до 16 лет, берут не малышей, а подростков.Успешные приемные родители собственных детей уже вырастили и предпочитают брать детей в возрасте до 6‬7лет.Выявлены следующиепсихологические особенности замещающих родителей, предопределяющие «успешное родительство»:а)успешные замещающие родители значимо отличаются от неуспешных по параметрам: доброта ‬открытость,терпимость, подозрительность ‬доверчивость;б)эмоциональное состояние успешных родителей выявило отсутствие отклонений по показателям: агрессивность, личностная дезадаптация, уход от реальности, наличие психопатологии. Обнаружены достоверные различия по параметру «эмоциональная отзывчивость» у успешных замещающих родителей по сравнению с другими группами. Данные шкалы самооценки Ч.Д. Спилбергера‬Ю.Л. Ханина «Диагностика психических состояний и свойств личности» свидетельствуют о том, что наиболее тревожными (реактивная тревожность) в момент обследования оказались неуспешные замещающие родители по сравнению с другими группами родителей. Достоверные различия выявлены по результатам «Анкеты описания социального и экономического статуса семьи». Практически у 30% успешных замещающих родителей отсутствуют трудности (то есть они считают, что возникающие проблемы между ними и их приемными детьми решаемы и не требуют вмешательства со стороны). В то же время100% неуспешных родителей имеют проблемы и считают, что возникающие проблемы нельзя решить только в рамках семьи. Более половины проблем у неуспешных родителей связаны с поведением приемных детей, причем именно приемным детям приписывались причины неразрешимости конфликтных ситуаций.Показательны высказывания неуспешных родителей относительно проблем, с которыми они сталкиваются привоспитании детей:с одной стороны, это реальные проблемы, типичные для детей, оказавшихся без опеки родителей («воровство», «ложь, «сексуальная озабоченность», «нельзя оставить без присмотра», «побеги из дома»);с другой стороны, это претензии родителей кдетям («приемный ребенок не ладит с другими детьми», «постоянно испытывает чувство голода», «не хочет трудиться, учиться»).Анализ данных, полученных с помощью «Методики незаконченных предложений», выявил значимые различия в группах успешных и неуспешных замещающих родителей при продолжении фразы«По сравнению с большинством других семей...». Менее половины (48,7%) неуспешных замещающих родителей считают свою семью дружной, счастливой, с достатком, тогда как 81% успешных замещающих родителей довольны своими семьями. Это свидетельствует о проявлении позитивной групповой идентификации в группе успешных замещающихродителей и ее отсутствии у неуспешных.Также значимые различия получены в распределении ответов на утверждение: «Если ребенок провинился, то родитель…». Подавляющая же часть успешных замещающих родителей считает, что сначала необходимо выяснять причины, а уж потом, если необходимо, наказывать.

Статистически значимые различия обнаружились при продолжении утверждения: «Я нервничаю, когда...».Основнаяпричина переживаний неуспешных замещающих родителей заключается в невыполнении требований и нарушении правил детьми. В данном случае дети становятся фактором неуспешности семьи, по мнениюродителей.В целоманализ «Методики незаконченных предложений», в котором оценивалось отношение замещающих родителей к себе как к родителям и семье, показал, что для успешных родителей их родительство ‬способ самореализации. Для неуспешных родителей их самореализация лежитвне функции‬«родительство».Важнейшим аспектом воспитания детей в семье является поощрение и наказание. Неуспешные замещающие родители в большем числе настаивают на том, что наказание делается для того, чтобы вызывать у ребенка обиду, разочарование или чувство вины. Опрос детей подтвердил тот факт, что неуспешные родители предпочитали наказывать каждую ошибку ребенка, тогда как успешные родители гибко использовали систему наказания и поощрения. Успешные родители используютпоощрение и наказание для управления конфликтной ситуацией, а также коррекции деструктивного поведения ребенка и поддержания конструктивного. Неожиданным в рамках гипотезы стал фактор,который условно можно назвать «число человек в приемной семье». На нашей выборке успешность родительства связана с меньшим числом членов замещающей семьи.Таким образом, социальнопедагогический анализ свидетельствует о том, что успешность замещающей семьи определяется:личностным вкладом родителей в воспитание ребенка и общение с ним;их эмоциональной устойчивостью;ограниченным числом членов семьи (поскольку приемный ребенокподросток требует много внимания);отсутствием психоневрологической патологии у детей;низкой агрессивностью замещающего родителя;независимостью результата социализации и воспитаниядетей от дохода в семье.Необходимо отметить, что выводы нашего исследования совпадают срезультатами исследования проблемы в трудах Л. А. Беловой [1] и Е.И. Николаевой, О.Г.Япаровой [2].На материале нашего исследования можно выявить четыре группы ведущих факторов, влияющих на успешность замещающего родительства:Фактор 1. Социальные характеристики: число членов семьи, числособственных, кровных выращенных до совершеннолетия детей, число дошкольников, число подростков.Фактор 2. Взаимодействие в семье: детскородительские отношения, позитивный опыт воспитания кровных детей, адекватность применения методов поощрения и наказания, отношение к своему родительству как механизму самореализации.Фактор 3. Взаимодействие с социумом.ПМС Центры сопровождения,учреждения социальной защиты, учреждения образования и др.Фактор 4. Личностные характеристики родителей: самоконтроль, сниженная агрессивность, потребность в принадлежности к группе (семье), эмоциональная устойчивость, спокойное отношение к ошибкам, социальная толерантность.Социальнопедагогические факторы успешного замещающего родительства графически представлены на рисунке. Социальнопедагогические факторы успешного замещающего родительства

Проведенное исследование дает основание для научной интерпретации с учетомпозиций гипотезы: Феномен социальнопедагогической общности замещающей семьи как малой социальной группы и первейшего фактора социализации ребенка проявляется:в постоянном проживании ребенка в замещающей семье не менее двух лет;при сохранении у родителей потребности считать приемного ребенка членом своей семьи; взгляд успешных родителей на проблемы взаимной адаптации как разрешаемые;идентификация ребенка с замещающей семьей. Успешное замещающее родительствоЧисло людей в семьеЧисло выросших детейЧисло дошкольниковЧисло подростковФактор 1. Социальные характеристикиСамоконтрольТерпимостьОтношение к родительству как к самореализацииОткрытость, доступностьЭмоциональная устойчивостьГибкость установокПотребность в принадлежности к группе (семье)Фактор 4. Личностные характеристики родителей Сниженная агрессивностьСпокойное отношение к ошибкамдетейДетскородительские отношенияОпыт воспитания родных детей Адекватные методы поощрения и наказанияФактор 2. Взаимодействие в семьеФактор 3. Взаимодействие с социумом ПМС Центры сопровожденияи др.Выявленные факторы можно считать обоснованными критериями успешного замещающегородительства.Такие социальные факторы как тип семьи и тип брачных отношений (полная, неполная, одинокий человек; есть официальная регистрация или нет, наличие развода), а также доход семьи не являются значимыми при оценке успешности социализации приемного ребенка. В обобщенномвиде сравнительный анализ успешных и неуспешных замещающих родителей представлен в таблице.

Сравнительный анализ успешных и неуспешных замещающих родителей



Критерии сравнительного анализаУспешные родителиНеуспешные родители1Наличие кровных взрослых детей68%45%2Возрастные предпочтения при выборе приемных детейДошкольники (0‬7 лет)86%Дети и подростки (7‬16 лет) 95%3Личностные характеристикизамещающихродителейОткрытость, эмоциональная устойчивость, ответственность, гибкость, самоконтроль, потребность в принадлежности к группе (семье)Доминирование, потребность контролировать и критиковать, чрезмернаяответственность(порождающей тревожность), подозрительность, склонностьтяжело переживать неудачи, ригидность, зависимостьот внешних факторов4Отношение к ошибкам детейЭмоционально устойчивы, неагрессивны и настроены на сотрудничество и партнерские отношения с детьмиТрудно переживают нарушение детьми правил, воспринимаютпроступки детей как личное оскорбление, мстительны, подозрительны, ожидание от ребенка плохого поведения5Опыт собственного детстваПоложительный опыт в детстве относительно применения к ним их родителями наказания и поощренияНегативный опыт в детстве относительно применения к ним их родителями наказания и поощрения6Предпочтение в методах воспитания детейЧаще используют поощрения, реже ‬наказания;из методов воздействияпредпочитают: договариваться с детьми, создавать ситуации успеха, быть личным примеромПредпочитают контроль и наказание как способ воспитаниядетей7Самодостаточность замещающей семьи30%семей сами разрешают возникающие проблемы между ними и их приемными детьми и не требуют вмешательства со стороны100% родителей имеют проблемы и считают, что возникающие проблемы нельзя решить только врамках семьи8Удовлетворенность родителей положением в замещающей семье81%48,7%

Неуспешным замещающим родителям свойственна общая характеристика: неустойчивость стиля воспитания. Под таким воспитанием понимается резкая смена стиля, приемов от очень строгого к либеральному илиот значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его замещающими родителями.Неустойчивость стиля родительского воспитания содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность к конфликтности или проявлению у детей и подростков девиаций (отклонений) характера.Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.Возможнодостаточное количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера подростков имеют следующие устойчивые сочетания:Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.Доминирующая гиперпротекция. Ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же времялишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных (возбудимых, реактивных) подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные (эмоциональные) реакции. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожномнительной (психастенической) акцентуации личности.Результаты настоящего исследования могут быть использованы при проектировании и разработке содержания занятий «Школ замещающих родителей» [3], групп «Семейной академии» для кандидатов в замещающие родители, а также в работе по повышению имиджа и престижности замещающих семей.

Ссылки на источники1.БеловаЛ. А. Восприятие приемными детьми отношений в замещающей семье// Высшее образование сегодня. ‬2010.‬№ 3.‬С. 88‬90.2.ЯпароваО.Г.,Николаева Е. И. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях// Вопросы психологии. ‬2007. ‬№ 6.‬С. 37‬43.3.СвиридовА.Н. Преемственность при переходе на новые образовательные стандарты: критериальный подход // Alma mater (Вестник высшей школы). ‬2012.‬№ 4. ‬С. 65‬74.

Aleksandr Sviridov,Candidate of Pedagogical Sciences, Professor,Federal state budgetary educational institution of higher professional education ‮Altai State Pedagogical Academy , Barnaulsviridan@list.ruFactors of success alternative parentingAbstract. Description of the results of the pilot study of the factors of success of parents of surrogate families. Database of research were the parents of the summer visiting schools substitute families the provincial centres for psychological, medical and social support. Revealed significant differences of successful and unsuccessful parents substitute families. So, for a successful parent parenthood is a way to selfrealization, to parents of their unsuccessful selfrealizationis out of function"parenthood".Key words:sociopedagogical activity, technology, prevention, drugs, deviant behavior, "risk group".

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»