Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S19. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75275.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме наркозависимости и ее профилактики в подростковой среде. Предложен социально-педагогический проект профилактики наркозависимости несовершеннолетних, который реализован студентами – будущими социальными педагогами в процессе социально-педагогической практики, выявлена его эффективность.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетнихв школе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75275. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75275.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75275УДК37.013.42:351.761.3

Шаталова Елена Александровна,

кандидат педагогических наук, доценткафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулshatel84@inbox.ru

Шершнёва Татьяна Александровна, студентка IVкурса Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулtatyanashershneva@mail.ru

Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетнихв школе

Аннотация. Статья посвящена проблеме наркозависимости и ее профилактики в подростковой среде. Предложен социальнопедагогический проект профилактики наркозависимости несовершеннолетних, который реализован студентами –будущими социальными педагогами в процессе социальнопедагогической практики, выявлена его эффективность.Ключевые слова: социальнопедагогическая профилактика, психоактивные вещества, девиантное поведение, группа риска.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современном российском обществе продолжает оставаться актуальной проблема употребления психоактивных веществ(ПАВ) несовершеннолетними. Разработка программ профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними, является одним из приоритетных направлений в области образования, так как самым действенным средством являются превентивные мероприятия, ориентирующие человека на здоровый образ жизни, на умение поддерживать тонус организма и устойчивое душевное состояние.Под психоактивным веществом понимается любое химическое вещество, способное при однократном приеме изменять настроение, физическое состояние, самоощущение, восприятие, поведение окружающего, либо другие, желательные с точки зрения потребителя, психофизические эффекты, а при систематическом приеме–психическую и физическую зависимость.В России по официальным сведениям общее число лиц, потребляющих наркотические средстваи психотропныевещества оценивается в 8,5 млнчеловек. В России из 110 тыс. осуждённых за наркопреступления всего лишь 25 тыс. проходят курс реабилитации. Отсутствие действенной системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей приводит к тому, что после лечения на реабилитацию направляется не более 5% больных (Постановление от 12 сентября 2013 года № 801). По официальным данным 16% учащихся хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, около 2% употребляют их регулярно. Решить проблему употребления психоактивных веществ детьми и подростками только с помощью медицинских,юридических и запретительных ограничений невозможно. Основное сосредоточение усилий должно быть связано с воспитанием личностной устойчивости к соблазну употребленияПАВ [1]. Это обуславливает необходимость применения социальнопедагогических подходов в профилактике употребШаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетнихв школе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75275. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75275.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

ления психоактивных веществ, которая во многом зависитот форм и методов её проведения. На первый план выдвигается проблема профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних образовательных учреждений. Профилактика употребления психоактивных веществ является одним из основных направлений деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить несовершеннолетних отказываться от пагубных соблазнов и пристрастий.Современные профилактические программы дают возможность обучаться новым формам поведения, повышать стрессоустойчивость, развивать способность самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь. Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а применением целой системы средств, используемых на протяжении длительного периода. Профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетних будет мало эффективной, если учащегося рассматривать лишь как объект, а не субъект воспитания, если он не будет сам стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ в организованную, активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха превентивных мероприятий [3].На основе уже существующих проектов профилактики употребления психоактивных веществ,в процессе социальнопедагогической практики, намибыл разработан и апробирован социальнопедагогический проект по профилактике наркозависимости несовершеннолетних «Мы выбираем ЖИЗНЬ». При разработке данного социальнопедагогического проекта мы учитывали возрастные психофизиологические особенности несовершеннолетних, а также попытались учесть и то, что он должен отвечать определенным требованиям, а именно, его реализация должна осуществляться не только в виде проведения отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций и опросов, а также в форме постановки и решения конкретных, последовательных образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач [2].

Социальнопедагогический проектрассчитан на подростков в возрасте 13–14лет. Сроки реализации проекта: в течение учебного года.Цель: формирование подростковой культуры, препятствующей употреблению психоактивных веществ и снижение количества несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества.Задачи:–Создать условия для проявленияи развития индивидуальных и творческих способностей несовершеннолетних.–Сформировать отрицательное отношение к психоактивным веществам.–Привить любовь к здоровому образу жизни.–Обеспечить вовлечение всех учащихся в подготовку и проведениепревентивных мероприятийОсновныепринципы профилактической работы:1.Организация первичной профилактики со всеми детьми, а не только с детьми «группы риска». 2.Учётвсехфакторов риска (биологические, психологические, социальные).3.Организация опережающей профилактики (на 1–1,5 года раньше возраста активных проб и начала экспериментирования с ПАВ).Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетнихв школе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75275. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75275.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

4.Организация регулярной систематической работы в течение нескольких лет (занятия должны проходить не реже 2раз в месяц).5.Многосторонность. Профилактика всех видов асоциального поведения несовершеннолетних.6.Комплексность. Предоставление несовершеннолетниминформации и обучение навыкам.7.Вовлечение в профилактическую работу родителей.8.Позитивная направленность, акцент на интересной, активной, продуктивной жизни. Замена названия мероприятий «Скажи «Нет!» наркотикам» на «Скажи жизни «Да!».9.Сотрудничество с различными ведомствами. Медицинские, юридические, педагогические и воспитательные аспекты в комплексе.10.Поиск и предоставление альтернатив. Развитие интересов и умений жить насыщенной, социальноадаптивной жизнью. Испытывать при этом положительные эмоции и переживания, заниматься самыми различными видами деятельности: спортом, искусством, наукой, техникой, туризмом и т. д.11.Учет возрастных особенностей. 12.Сочетание групповой и индивидуальной работы.Методики: «Методика диагностики уровня школьной тревожности (методика Филлипса)»; Опросник «Что такое ПАВ?»; тестопросник «Отношение молодежи к употреблению наркотиков».Целевая группа:Несовершеннолетние, социальный педагог, педагогпсихолог, классные руководители, руководители дополнительного образования, родители.Этапы реализации проекта:Первый этап –Iчетверть учебного года.Второй этап (реализационный) II–IIIчетверть учебного года.Третий этап (экспертнооценочный) IVчетверть учебного года.На первом этапе проводилась первичная диагностика несовершеннолетних, с которыми предстояло работать. Первичный срез знанийподростков с помощью опросника «Что такое ПАВ?» (опрошено 24 чел.)показал: низкий уровень информированности преобладает у большинства детейи подростков что составляет 79%, средний у 16,3 %, высокий уровень показал только–4,7%.По результатам опроса у данной группы детей и подростковвыявлено эпизодическое употребление табака и алкоголя иониимеют уже хорошую переносимость. Для них характерно недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослыми. Большинство детей и подростков слабо информированы о том, что такое психоактивное вещество, не знают о их вредном воздействии на организм и хотели бы получить больше информации по данному вопросу. По результатам проведения методики «Отношение молодежи к употреблению наркотиков», мы выявили, что все дети и подростки плохо относятся к наркотикам и ни разу их не пробовали. На вопрос: «Почему люди употребляют наркотики», испытуемые ответили: «Это личные проблемы и скучно жить». На вопрос «Какая нужна помощь людям употребляющие наркотики?» опрашиваемые ответили: «Убедить, что наркотики это яд»; «Обратиться к врачу, но и самому захотеть бросить»; «Нужно улучшить обстановку в стране»; «Заинтересовать чемто другим»; «Отправить к психологу»; «Сменить вид деятельности» и т.д.По мнению учащихся,помощь наркоману нужна –медицинская, психологическая и социальная.Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетнихв школе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75275. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75275.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

В результате проведения методики было выявлено, что 100% опрошенных несовершеннолетних общеобразовательного учреждения считают наркоманию современной молодёжной проблемой.Большинство опрошенных воспринимают наркоманию как зависимость и лишь 29% считают, что наркомания –это заболевание. Можно предположить, что восприятие наркомании у несовершеннолетних несколько поверхностное, и они не осознают всю сложность проблемы. 44% ребят связывают наркотики с разрушением здоровья, 27%–с зависимостью, то есть они выделяют негативную сторону влияния наркотиков на организм. Только 4% связывают наркотики с удовольствием.Несовершеннолетние чётко осознают последствия влияния наркотиков на жизнь человека, что говорит об их информированности в этой области. Основным источником информации о наркомании и наркотиках для подростков являются СМИ, а уж потом родители и учителя. Большинство опрошенных(58%) согласно с тем, что для предотвращения распространения наркомании необходимо вести профилактическую работу в данной области. 32% подростков хотели бы принять участие в профилактических мероприятиях; 38%–не знают, соответственно при определённых условиях их можно замотивировать на профилактическую деятельность; 28%–не хотят лично принимать участие в профилактическом мероприятии. Подобное разделение мнений, скорее всего, связано с отсутствием опыта участия в профилактических мероприятиях. Основными причинами, по которым ребята хотели бы войти в группу, занимающуюся профилактикой наркомании, стали: «предотвращение наркомании хотя бы в своей школе», «хочу помочь», «жалко тех, кто страдает», «меня интересует моё здоровье». По результатам проведения методики «Диагностика уровня школьной тревожности» (методика Филлипса), было выявлено, что в основном баллы по шкалам у детей и подростков низкие, что означает низкий уровень тревожности у испытуемых. Средний балл был выявлен по следующим факторам: «переживание социального стресса» и «фрустрация потребности в достижении успеха». Также было выявлено, что большую негативную роль в формировании наркозависимости у детей и подростков играют психологические факторы риска –неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.Второй этап–содержательнореализационный–заключался реализации профилактических мероприятий для детей и подростков общеобразовательной школы.

Содержание мероприятий

Тема и форма мероприятияОтветственный исполнитель1.Анкета «Семь вопросов о твоем отношении к наркотикам». 2. Анкета «Что я знаю о вреде наркотиков»3.Тест на зависимость от наркотиков4.Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ5.Заседание круглого стола «Наркозависимость –социальная болезнь».6.«Мифы и реальность о наркомании»7.Мозговой штурм «Неагрессивное отстаивание своего мнения»8.Ролевая игра «Учусь настаивать на своем»9.Групповая дискуссия «Сделай свой выбор»Классный руководительКлассный руководитель

Психолог

ПсихологСоциальный педагог

Социальный педагог, воспитатели

Психолог

Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетнихв школе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75275. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75275.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

10.Кинолекторий «Без наркотиков»11.Оформление стенда «XXI век–век без наркотиков»12.Оформление фотостенда «Спорт и здоровье»13.Совместная выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки»14.Выполнение презентации «Здоровье нации –в наших руках!»15.Командная играсоревнование «Сильные, ловкие, смелые»16.Эстафета «Бегом от наркотиков»17.Футбольный турнир «Движение есть жизнь»18.Лекция с элементами беседы «Наркозависимость–социальная болезнь».19.Лекция «Наркотики –белая смерть»Консультации для родителей20.Профилактическая беседа «Ответственность за уголовные и административные правонарушения»21. Олимпиада под названием «Мы дружная семья»22. Видео лекция по собриологии23. Занятие с элементами тренинга на Формирование коммуникативных навыков 24. Видеоматериал «Мифы о наркомании», «Торговцы смертью»Психолог

Социальный педагогЗам.директора по ВРСоциальный педагог

Классный руководитель

Учитель физкультурыСоциальный педагог,Классный руководительУчитель физкультуры

Учитель физкультуры

Социальный педагог

ВрачнаркологИнспектор ОДНСоциальный педагог,Классный руководитель

ПсихологСоциальный педагог

Социальный педагог

Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том,что необходима активная работа с несовершеннолетними общеобразовательного учреждения для повышения уровня информированности по проблеме наркозависимости, предоставление объективнойинформации о психоактивных веществах, для повышения уровня своих знаний о психоактивных веществах. В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с несовершеннолетними, индивидуальноличностный подход, объективный подход к несовершеннолетнему и его социальной ситуации развития, опора на положительные стороны личности и их развитие.Таким образом, реализовав социальнопедагогический проект попрофилактике употребления психоактивных веществ, среди несовершеннолетних, мы способствуем профилактической работе в образовательном учреждении.На наш взгляд, эффективность превентивной деятельности повысится, если реализация социальнопедагогического проекта будет осуществляться с учетом особенностей семейной и социальной ситуации, если будет предоставляться точная и достоверная информация о ПАВ иих влияние на психическое, физическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека, если информация будет уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

Ссылки на источники1.ГоголеваА.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. –М., 2003. –240 с.2.СвиридовА. Н. Педагогическая профилактика наркомании: учеб.пособие / Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, Алтайский краевой Институт повышения квалификации работников образования.–Барнаул: АКИПКРО, 2008.–193 с.3.ШаталоваЕ.А. Подготовка субъектов профилактики наркомании к развеиванию мифов в подростковой среде:сб.материалов науч.практ.семинара «Теория и практика социальной работы в Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетнихв школе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75275. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75275.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

условиях трансформации модели социальной политики в России». –Барнаул:ООО «АЗБУКА»,2011.–С. 169–171.

Elena Shatalova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Asssistant ProfessorDepartment of Pedagogy, Altai State Pedagogical University, Barnaulshatel84@inbox.ruTatiana Shershneva, Student, Altai State Pedagogical University, Barnaultatyanashershneva@mail.ruProjective approach to drug prevention minorsin schoolsAbstract.Article deals with the problem of drug abuse and its prevention among adolescents. Proposed sociopedagogical project drug prevention Juvenile, which is implemented by studentsfuture social teachers in the process of sociopedagogical practice, revealed its efficacy.Keywords:social and pedagogical prevention, substance use, deviant behavior, risk group.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А.,2015www.ekoncept.ru