Роль информационных проектов в информационной политике вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карпова Е. Н. Роль информационных проектов в информационной политике вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S25. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14798.htm.
Аннотация. В статье рассматривается информационная политика вуза на примере Уральского государственного педагогического университета. В качестве средства повышения конкурентоспособности вуза рассматривается метод информационных проектов. Представлен анализ информационного проекта «100 лет высшему профессиональному образованию на Урале» в педагогическом вузе, разработанного и реализованного в УрГПУ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Карпова Екатерина Николаевна,начальник отдела информационных проектов ФГБОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет, магистрант Института социального образованияФГБОУВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбургkatrinkar@yandex.ru

Роль информационных проектов в информационной политике вуза

Аннотация.В статье рассматривается информационная политика вуза на примере Уральского государственного педагогического университета. В качестве средства повышения конкурентоспособности вуза рассматривается метод информационных проектов. Представлен анализ информационного проекта «100лет высшему профессиональному образованию на Урале» в педагогическом вузе, разработанного и реализованного в УрГПУ. Ключевые слова: информационная политика вуза, проект, информационный проект, управление информационной политикой.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием эффективности деятельности учреждения (в том числе образовательного) и востребованности выпускаемой им продукции является конкурентоспособность [1]. Появление конкурентной среды в сфере образования, стремление образовательных учреждений привлечь в него талантливых абитуриентов, обеспечить доступ к разного рода ресурсам и тем самым добиться устойчивого и продолжительного успеха, регулируется принципами государственной политики в сфере образования: принципом «автономии образовательных организаций, информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций, принципом недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования» [2]. Конкурентоспособность высшего образовательного учреждения определяется, прежде всего, качественным образованием, которое, в свою очередь, может быть предоставлено при условии системного подхода к управлению образовательным процессом: целостности содержания, технологий реализации образовательного процесса, методов контроля и оценки результатов, соответствие личностного развития жизненному самоопределению и требованиям общества в новых социальноэкономических условиях [3]. Особую значимость для повышения конкурентоспособности в образовательной системе вуза с приобретает проведение эффективной информационной политики, формирования положительного имиджа высшего учебного заведения. Информационная политика ‬это целый комплекс действий, мероприятий и регламентов, позволяющий управлять не только процессом распространения корпоративной информации, но и процессом восприятия образа компании в целевых аудиториях. С повышением значимости неценовых факторов конкуренции учебные заведения все больше внимания уделяют разработке эффективной информационной политики, используя различные виды формы и средства; реализуя уникальные проекты как комплекс мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа вуза, корпоративной культуры, создание и поддержание доброжелательных взаимоотношений с целевыми аудиториями. Вопросы информационной политики вуза освещены в работах С.Н. Павлова [4], информационная политика вуза‬как комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций рассматривается О.Ю. Лейвенбер [5]. Другие ученые и практики рассматривают не информационную политику, а в первую очередь, PR(связи с общественностью) в образовании как попытку удовлетворить интерес к образовательному учреждению и его образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы, в основном на бесплатной основе [6].Цель информационной политики Уральского государственного педагогического университета ‬продвижение бренда УрГПУ как базового государственного вуза Уральского региона в области непрерывной подготовки, научнопрофессионального сопровождения деятельности специалистов социальнопедагогического профиля среди широких кругов общественности, а также государственных, политических, общественных и коммерческих организаций, оказывающих влияние на развитии региональной системы образования всех уровней и ее инфраструктуры.Информационной политикой в УрГПУ занимается отдельное структурное подразделение ‬управление информационной политики, в структуру которого входят Прессслужба, отдел информационных проектов, отдел документационного обеспечения управления и отдел множительной техники. Остановимся на таком направлении информационной политики вуза, как разработка иреализация информационных проектов.В литературе достаточно много определений термина «проект». Так, в самом общем смысле под проектом понимают деятельность, направленную на достижение определенных целей при заданных ограничениях по времени, денежным средствам (ресурсам) и качеству конечных результатов [7]. Другое определение рассматриваемого понятия подчеркивает уникальность проектной деятельности. Проект ‬«это планируемая в долгосрочной перспективе неповторяющаяся и уникальная деятельность, создающая ценность для потребителя в соответствии с его требованиями, характеризующаяся отношениями «заказчик‬исполнитель» [8]. Проект также можно понимать как метод преобразования действительности (социальной среды) «Проект‬индивидуальное или групповое тщательно спланированное предприятие, предназначенное для достижения определенной цели, реализуемое в определенном социальном, пространственном и временном контексте; это метод, позволяющий двигаться от идеи к действию, структурируя этапы всего процесса, изменяя социальную среду, получая образование через деятельность, привлекая партнеров» [9]. В данной статье понятие «проект» будет рассматриваться именно в этом значении.В контексте информационной политики педагогического вуза наиболее значимыми являются информационные проекты. Информационные проекты вуза ‬это независимые некоммерческие краткосрочные проекты в сфере образования, осуществляемые вузом, связанные с проведением маркетинговых мероприятий, формированием и улучшением корпоративной культуры, цель которых достижение положительного социального эффекта. Информационные проекты в деятельности по продвижению вуза, благодаря комплексному характеру, играют роль коммуникативного центра, связующего звена, которое позволяет систематизировать и выстроить работу по информированию общества, созданию фирменного стиля, сувенирной и презентационной продукции, а также систему мероприятий как внешних, так и внутренних в едином русле.Информационные проекты УрГПУ разнообразны, направлены на реализацию миссии УрГПУ, которая заключается в воспитании и развитии социально и профессионально компетентной личности, подготовке творчески мыслящих специалистов, готовых к инновационной деятельности, способных пополнить и повысить интеллектуальный потенциал России на основе оптимального сочетания фундаментального университетского образования с практикоориентированной профильной подготовкой с учетом требований времени, и на реализацию статьи 47 Закона об образовании РФ, в которой зафиксирован особый статус педагогических работников в обществе игарантируется «повышение социальной значимости, престижа педагогического труда» [10].Характерными чертами информационных проектов УрГПУ является:1.Направленностьна достижение конкретных целей.2.Координированное выполнение взаимосвязанных действий.3.Ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.4.В определенной степени неповторимость и уникальность.5.Включенность в информационную политику университета. Выбор содержания информационных проектов УрГПУ определяется различными методологическими подходами, в частности:аксиологическим, который органически присущ гуманистически ориентированным педагогическим системам, так как в них человек рассматривается как высшая ценность и самоцель социального развития;культурологическим, который позволяет рассматривать проблемы образования в общекультурном и социальном контексте;компетентностным, направленным на формирование и развитие компетентности как интегрального результата профессионального образования [11]. В период 2010‬2013 гг. в Уральском государственном педагогическом университете были последовательно реализованы и представлены широкой общественной аудитории крупные информационные проекты, направленные на повышение престижа профессии учителя, популяризацию знаний, по истории педагогического образования на Урале и истории развития вуза: «Педагогические династии», «140 лет педагогического образования», «100 лет высшему профессиональному образованию на Урале», «20 лет партнерских связей с Академиями повышения квалификации учителей земли БаденВюртемберг», «70 лет аспирантуры УрГПУ», «20 лет в статусе университета», «УрГПУ на пути к ЭКСПО». Реализуя корпоративные информационные проекты как комплекс мероприятий, направленных на формирование корпоративной культуры, создание и поддержание доброжелательных взаимоотношений и положительного имиджа вуза, университет может повысить конкурентоспособность, занять свою нишу на рынке образовательных услуг. Для педагогического университета важен престиж и достоинство педагогической профессии, ее историческая и социокультурная значимость ‬это зачастую определяет тематику проектов.Для управления информационными проектами используется процессный подход. В общем виде жизненный цикл проекта может делиться на 5 фаз, в том числе:концептуальная фаза, включающая формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (техникоэкономическое обоснование) и планирование проекта;фаза разработки проекта, включающая определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектносметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками;фаза выполнения проекта, включающая работы по его реализации (строительство, маркетинг, обучение персонала);фаза завершения проекта, включающая в общем случае приемочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию;эксплуатационная фаза, включающая: приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию [12].Процесс реализации представлен ниже в таблице на примере информационного проекта «100 лет высшему педагогическому образованию на Урале».

Жизненный цикл проекта «100 лет высшему педагогическому образованию на Урале»

ФазыМероприятия и действияРезультатКонцептуальная фаза Выбор информационного повода(критерии уникальность, связь с УрГПУ, общественная значимость)Высшее педагогическое образование на Урале ведет свою историю от Екатеринбургского учительского института, который был открыт5 октября 1912 г., в здании по адресуПочтовый переулок, 7. Одно из первых профессиональнопедагогических учебных заведений в Уральском крае, по характеру своей деятельности является предтечей Уральского государственного педагогического университета, основанного в 1930 г.

Сбор информацииИзучение архивных документов, фотографий, источников

Фаза разработки проектаРазработка плана реализации проекта на год (мероприятия по направлениям деятельности, включение информационного проекта научную, образовательную и воспитательнуюдеятельность университета). Утверждение и согласование, составление сметы

Фаза выполнения проектаПрезентация проекта на общественнозначимых мероприятияхНа торжественной церемонии награждения победителей конкурса на соискание премии губернатора Свердловской области педагогическим работникам из числа профессорскопреподавательского состава, где Н.Г. Тагильцева, заведующая кафедрой музыкального образования, получившая звание «Профессор года» презентовала фотоколлаж с исторической реконструкцией здания первого Екатеринбургского учительского институтаБолее 50 участников (профессорскопреподавательский состав вузов Свердловской области)Разработка уникального фирменного стиля проекта, логотипа, слогана, заказ и распространение сувенирной имиджевой продукцииЗаказана продукция на общую сумму 400000, в течение года 80 видов продукции, более 11000 шт., которые получали гостей вуза (партнеры, участники конференций), студенты и преподаватели в качестве подарочной презентационной продукции.Широкая аудитория

Выставочная деятельность Проект был представлен:‬на Международном форуме и выставке промышленности и инноваций «ИННОПРОМ2012» Губернатору Свердловской области Е.В. Куйвашеву и посетителям выставки (в форме буклетов);‬V Межрегиональной специализированной выставке «Образование. Работа. Карьера». Экспозиция УрГПУ была представлена в виде тематической ретроспективы «100 лет высшему педагогическому образованию на Урале ‬УрГПУ ‬территория инноваций ‬УрГПУ на пути к EXPO ‬2020». Непосредственно для выставки был подготовлен видеоролик, содержательно отражающий тематическую ретроспективу; ‬на выставке «Образование от А до Я. Карьера2013», УрГПУ награжден дипломом лауреата в номинации «Образование»: «За большой вклад в развитие науки и образования на Урале и подготовку квалифицированных специалистов»Тираж журнала ‬500экз.Тираж 3000 экз.Аудитория ‬научная и педагогическая общественностьОбразовательная деятельностьВ целях актуализации у обучающихся УрГПУ интереса к истории педагогического образования на Урале, углубления знаний по истории УрГПУ организованы конкурс творческих работ в жанреэссе «100 лет высшему педагогическому образованию на Урале» иолимпиада «История образования на Урале» в рамках конкурса «Педагогический дебют».Для студентов УрГПУ в течение сентябряоктября 2012 г.проводились актовыелекции по истории образования.На каждой выставке стенд УрГПУ посещалиболее 1500‬2000человек

Воспитательная деятельностьОформлена тематическая витрина в Музее истории УрГПУ, которая стала одной из точек экскурсии для стипендиатов Губернатора Свердловской области 15 ноября 2012 г.Силами центра культуры и досуга снят фильм«УрГПУ с новой строки»

Аудитория студенты УрГПУ и других образовательных учреждений более 150 человекНаучная деятельностьИтоговым мероприятием проекта стало проведение 15 ноября Всероссийской научнопрактической конференции «Педагогическое образование на Урале: история и современность, актуальные вопросы воспитания молодежи», с докладами на которой выступили ведущие ученыеФильм размещен на сайте УрГПУСоздание и обновление странички проекта на сайте вуза, рассылка прессрелизов об основных мероприятиях в областные СМИ иинформагентстваСборник статей и тезисовПодведение итогов, публикация результатов, награждение участников

Фаза завершения проекта

Разработанный и реализованный Уральским государственным педагогическимуниверситетом проект «100 лет высшего педагогического образования на Урале» был интересени с культурологической, и с исторической, и с воспитательной точек зрения. Реализуя такие проекты, университет объективно обеспечивает преемственность и неразрывную связь передаваемых из поколения в поколение традиций учительства, формирует позитивный имидж учреждения с богатыми историческими традициями. С помощью разнообразных средств коммуникации и презентационныхметодов о проекте узнали несколько тысяч человек, а активными участниками стали более трехсот. Это свидетельствует о том, что, информационные проекты являются эффективной формой реализации информационной политики вуза и способствуют повышению его конкурентоспособности.

Ссылки на источники1.Дегтерев В.А. Конкурентоспособность ‬категория педагогическая // Педагогическое образование в России. ‬2011. ‬№4. ‬С. 65.2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ‬URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html‬свободный // Сайт RG.RUРоссийская газета (дата обращения:01.07.2014).3.Иваненко М.А. К вопросу о качестве образования в высшей школе // Педагогическое образование в России. ‬2013. ‬№2. ‬С. 93‬96.4.Павлов С.Н. Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза:монография. ‬М.:Изд. дом «Академия Естествознания», 2011. ‬213 с.5.Лейнвебер О.Ю. Разработка интегрированных маркетинговых коммуникаций вуза на основе корпоративных проектов: автореф. дис. … канд. экон. наук. ‬Омск, 2011. ‬20 с.6.Вифлеемский А.Б. Экономика образования:пособиедля повышения квалификации работников образования: [в2 кн.]. ‬М.:Народное образование,2003.

7.Социология:словарь /сост. Т.Е.Зерчанинова. ‬Екатеринбург:УрАГС, 2006. ‬64 с.8.Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования, 2006 г. // Национальная энциклопедическая служба.‬URL:http://didacts.ru/dictionary ‬свободный //Национальная энциклопедическая служба (дата обращения:25.06.2014).9.Кузнецова И.В., НикулинаТ.Г., СветенкоТ.В. Обучение социальному проектированию:глоссарий. ‬М., 2007. ‬216 c.10.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».11.Дорохова Т.С. Развитие навыков самовоспитания в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов // Педагогическое образование в России. ‬2011. ‬№4. ‬С. 39‬43.12.Мазур И.И., ШапироВ.Д., ОльдероггеН.Г. Управление проектами:учеб. пособие/под общ. ред. И.И. Мазура. ‬М.:ОмегаЛ, 2004. ‬664 с.

Ekaterina Karpova,

Head of Information projects of federal state educational institution of higher professional education USPU,graduate student of the Institute of Social Educationof Federal state educational institution of higher professional education ‮Ural State Pedagogical University ,Yekaterinburg

katrinkar@yandex.ru The role of information projects in the information policy of the university Abstract. The article discusses the information policy of the university on the example of the Ural State Pedagogical University. As a means of improving the competitiveness of the university the method of information projects is considered. The analysis of the information project "100 years of higher professional education in the Urals" in pedagogical high school developed and implemented in USPU. Keywords: information policy of the university, project, information project, management of information policy.

Рекомендовано к публикации:

БеляевойМ.А., докторомпедагогических наук, доцентомИнститута социального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург