О значимости принципа историзма в методологии истории социальной педагогики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дорохова Т. С. О значимости принципа историзма в методологии истории социальной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S25. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14794.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются принципы социальной педагогики как науки, практики и направления профессиональной подготовки; обосновывается необходимость применения в исследованиях в области истории социальной педагогики принципа историзма как одного из методологических оснований данной науки посредством выявления положительных и отрицательных сторон данного принципа. При этом принцип историзма понимается как принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дорохова Татьяна Сергеевна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры психологии и социальной педагогикиИнститута социального образованияФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург70571@mail.ru

О значимости принципа историзма в методологии истории социальной педагогики

Аннотация. В статье рассматриваются принципы социальной педагогики как науки, практики и направления профессиональнойподготовки; обосновывается необходимость применения в исследованиях в области истории социальной педагогики принципа историзма как одного из методологических оснований данной науки посредством выявления положительных и отрицательных сторон данного принципа. При этом принцип историзма понимается как принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.Ключевые слова: принцип, принципы социальной педагогики, принцип историзма, методологическая компетентность, история социальной педагогики.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Развитие общества существенно отличается от развития науки, и одним из основных признаков этого отличия является понимание людьми тех движущих сил, благодаря которым осуществляется исторический процесс. Историческая реконструкция выступает особым типом теоретического знания и оказывается тесно связанной с ценностными основаниями науки. Вособенности это относится к педагогической науке, в том числе социальной педагогике. В этом плане в процессе изучения истории социальной педагогики актуализируется вопрос о методологических основаниях данного изучения,методологических подходах и принципах.Понятие «принцип» происходит от латинского “principum”, которое означает «основа», «начало». В педагогике данное понятие употребляется как основное, исходное положение педагогической теории, концепции, определяющее содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы [1]. В педагогической науке принципы играют двоякую роль. Вопервых, они выступают центральным понятием, которые представляют обобщение и распространение какоголибо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. Вовторых, принципы являются неким нормативом, предписанием к действию [2]. Иногда понятие «принцип» употребляется как синонимичное с методологическим подходом. В частности,методологи педагогики отмечают, что подход какобщенаучная категория может рассматриваться в качестве исходной позиции, основного положения или убеждения, положенного в основу исследовательской деятельности, т.е.принципа [3]. Статья публикуется при поддержке гранда РГНФ: региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2014 –Свердловская область. Заявка № 141666047. Проект «Социальнопедагогическое сопровождение детей группы риска в контексте внедрения ФГОС основного общего образования в Свердловской области».

Социальная педагогика выступает в трех ипостасях (как область научного знания, практическая деятельность и как направление профессиональной подготовки), и в каждой из них опирается на определенные принципы. Принципы социальной педагогики как практики обусловливают организацию и реализацию социальнопедагогической деятельности. Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой эффективности социальнопедагогической деятельности. В частности,можно выделить такие принципы гуманизма, природосообразности, культуросообразности, народности, социальности, самодеятельности и др.Принцип гуманизма (от лат. humanitas –человечность, humanus –человечный)–один из базовых как в общей, так и в социальной педагогике. Он предполагает приоритет ценности человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.Гуманизм часто воспринимается как любовь педагога к детям и позволяет ценить его интересы превыше всего. Природосообразность –это принцип, сформулированный и обоснованный великими педагогами Я.А. Коменским, раскрытый в трудах Ж.Ж. Руссо, Л.Н.Толстого [4]. Согласно этому принципу социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития человека, а социальнопедагогическая деятельность основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, направлена на формирование у негоответственности за развитие самого себя, природы и общества. Принцип культуросообразности опирается на положение, выдвинутое А. Дистервегом, о том, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился, и в которых ему предстоит жить, культуру в широком смысле. Для социальной педагогики данный принцип имеет особое значение, так как, постулируя взаимосвязь обучения и воспитания ребенка с культурой, он утверждает значимость социализации (как процесса и результата усвоения ребенком компонентов культуры того социума, в котором ему предстоит самореализовываться) [5]. С принципом культуросообразности непосредственно связаны принципы народности и социальности. Принцип народности, сформулированный К.Д. Ушинским, означает необходимость в процессе воспитания учитывать своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями [6]. В свою очередь,принцип социальности предполагает принятие педагогом социальной природы человека, его тесной взаимосвязи с социумом как основополагающих факторов его жизнедеятельности. Принцип самодеятельности актуализирует необходимость для ребенка самостоятельно решать возникающие проблемы, активно включаться в процесс социальнопедагогической деятельности. В рамках одной статьи даже вкратце рассмотреть все принципы, лежащие в основе социальной педагогики как практики. Их многообразие объясняется как, сложностью и многоаспектностью социальнопедагогической практики, так и некоторым субъективизмом и историчностью. Они были обоснованы различными педагогами (теоретиками и практиками), стремившимися повысить результативность социальнопедагогической деятельности, и были привязаны к конкретному историческому периоду и конкретной социокультурной среде, аследовательно, эволюционировали вместе с ней. Профессионализация социальной педагогики привела к возникновению потребности в подготовке специалистов в данной области. Многие из принципов социальнопедагогической практики являются также основой профессиональной подготовки. Специфическими являютсяпринципы педагогики высшей школы, которые имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы.Принципы социальной педагогики как науки имеют общеметодологический характер и включают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление того или иного закона. Многиеиз них носят универсальный характер, а потому являются основанием для различных наук, в частности не только социальной педагогики, но и истории. К ним относят принципы научности, объективности, системности, развития, историзма, связи с практикой и др. С углублением знания в той или иной области науки и практики принципы развиваются, совершенствуются, конкретизируются, превращаются в методологические концепции. Поэтому система принципов (в частности,социальнопедагогических) является открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении [7]. Указанные выше принципы формировались у социальной педагогики в процессе ее становления как науки и практики, что актуализирует изучение истории социальной педагогики в процессе профессиональной подготовки специалистов данной сферы.

История социальной педагогики, являясь «дочерней»по отношению к социальной педагогике и собственно истории заимствует их принципы. Однако если педагогические принципы на сегодняшний день являются общепризнанными, их актуальность и объективность не вызывает у теоретиков и практиков педагогики никаких сомнений, то принцип историзма до сих пор носит дискуссионный характер. Между тем, изучая историю социальной педагогики в различные периоды, мы должны исходить из специфики того или иного периода и рассматривать социальнопедагогические явления, опираясь на принцип историзма. Для начала определимся, в каком значении понятие «принцип историзма» будет употребляться в данной статье. При этом мы лишь представим различные точки зрения по этому вопросу, не подвергая их критике.Следует отметить, что изначально данный принцип являлся предметом изучения не столько историков, сколько философов. Происхождение принципа историзма обычно связывают с эпохойПросвещения. Философия истории того времени выдвинула тезис об объективном характере исторического процесса. Дж. Вико иИ. Гердер разработали теоретические концепции единой истории. И. Кант использовал понятие «историзм» в своей работе «Всеобщая естественная история и теория неба». Принцип историзма разрабатывался в философских системах Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро [8].

Завершающим моментом развития классической философии истории можно считать философию истории Г. Гегеля, в основу которой были положены открытые им законы диалектики. Гегель систематизировал накопленные к тому времени представления об истории и показал диалектический характер исторического процесса. В дальнейшем на основе материалистического понимания истории принцип историзма был сформулирован К. Марксом. Суть его заключалась в том, что любое явление следует рассматривать с учетом его генезиса. В марксистскогегелевском подходе к истории доминирующее значение имели всеобщие (универсальные) законы развития –законы диалектики, а значимость отдельных культур и личностей оказывалась полностью детерминированной этими законами. Отличительная черта марксистскогоисторизма состоит в том, что он распространяется на все сферы существования объективной действительности –природу, общество и мышление [9]. Однако в самом материалистическом понимании принципа историзма содержались «подводные камни», которые и стали исходными посылками для его разнообразной критики. Не случайно в настоящее время он вновь стал предметом философского обсуждения. В частности, критике подвергаются присущие для марксистскогегелевского историзма универсализация исторического процесса, акцент на всеобщности и искусственное принижение отдельных культур, влияния личности на ход истории. Историзмом в «дурном смысле» принимается «отступление перед настоящим в прошлое», благодаря чему утрачивается истинная ценность фактов, и их значение становится относительным. Некоторые философы «обвиняют» сторонников историзма в культивировании мыслительной модели, прокладывающей дорогу тоталитарному утопизму [10]. Таким образом, вопрос о правомерности применения принципа историзма в процессе изучения общества в целом и его отдельных составляющих в настоящее время остается открытым.В данной статье мы будем понимать под принципом историзма основание познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Иначе говоря,опираясь на принцип историзма в процессе исследования тех или иных социальнопедагогических явлений и процессов необходимо учитывать факторы их возникновения и тенденции последующего развития, рассматривать их в аспекте как прошлого, так и настоящего. Приэтом учитывать необходимо весь спектр временных, природногеографических, социокультурных факторов, оказывающих влияние на изменение исследуемых объектов. В этом плане принцип историзма выступает как одно из базовых оснований методологии истории социальной педагогики.В современной педагогической науке обоснованность применения тех или иных методов и отношение к результатам исследования (в том числе в области истории социальной педагогики) характеризуется понятием «методологическая компетентность». При этом данное понятие, не смотря на то, чтодовольно давно употребляется в отечественной педагогической науке и практике образования, также не имеет однозначной трактовки. Так, можно выделить несколько исследовательских позиций по этому поводу.Вoпервых, методологическая компетентность может рассматриваться как свойство личности, характеризующееся системой знаний, умений, навыков, способностей, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности (прогностические, проективные, предметнометодические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные), а учащемуся –для приобщения к научному познанию и миропониманию. Вовторых, методологическую компетентность понимают как способность педагога использовать методологические знания и методологические умения, навыки по педагогике в научноисследовательскойили практической деятельности [11].На наш взгляд, определяя понятие «методологическая компетентность» следует ориентироваться на видовые понятия «компетентность» и «методология научного познания». Если взять за основу трактовку В. В. Краевского, по мнению которого, методология представляет собой учение о принципах построения, формах и способах научноисследовательской деятельности [12], то под методологической компетентностью можно понимать готовность к осуществлению научноисследовательской деятельности, а именно к методологической рефлексии, научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению концепций и др.Данное понимание методологической компетентности актуализируетприменение в исследованиях по истории социальной педагогики принципа историзма, ведь именно он позволяет подходить к тем или иным социальнопедагогическим явлениям и процессам с точки зрения методологической рефлексии, представить и учесть многообразие факторов, влияющих на их изменение, выявляя причинноследственные связи в их эволюции. Это, в свою очередь, позволяет исследователю критически осмыслить специфику изучаемого объекта, с одной стороны, не вырывая его из исторической действительности, а с другой, акцентируя внимание на том ценном наследии, которое можно использовать в современной социальнопедагогической практике.В этом контексте принцип историзма, по сути, становится также фундаментом для применения в процессе исследования педагогическихпринципов (природосообразности, культуросообразности, народности, гуманизма).Ведь рассматривая процесс социализации с позиции данных принципов, исследователь не имеет права не учитывать специфику исторической эпохи, в которой он осуществляется. Более того, само понимание рассмотренных ранее принципов в различные эпохи было различным (так гуманизм в спартанском обществе кардинально отличается от христианского гуманизма,«коммунистического гуманизма» и гуманизма наших дней). Данные аспекты, которые, безусловно, необходимо учитывать в историкопедагогическом исследовании также актуализируются благодаря принципу историзма.Вышесказанное позволяет нам рассматривать принцип историзма как основу методологии истории социальной педагогики. Таким образом, исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим на основе принципа историзма не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных социальнопедагогических явлений и процессов, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованными прогностические предложения, устремленные в будущее.

Ссылки на источники1.ПолонскийВ. М. Словарь по образованию и педагогике. –М.:Высш. шк., 2004. –С.159.2.НовиковА. М. Докторская диссертация?:пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. –М.:Эгвес, 2003. –С. 31.3.ГалагузоваМ. А. Диссертационные исследования по педагогике:вопросы и ответы:науч.практ.пособие. –Екатеринбург:СВ96, 2011. –С.146.4.Дорохова Т.С.и др.История социальной педагогики:учеб. / под ред. М.А. Галагузовой. –М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2013. –300 с.

5.Там же.6.Там же.7.Там же.8.КостинА.Б. Принцип историзма и его роль в философии истории:дис. ... канд. филос. наук. –Воронеж, 2005. –213 с.9.Там же.10.Там же.11.ДороховаТ.С.,Галагузова М.А. К вопросу о научноисследовательской деятельности бакалавров и магистров // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. –Серия «Гуманитарные науки и образование». –Тольятти, 2011. –Вып. 8. –С.104–109.12.Краевский В. В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап:учеб. пособие для студ.вузов. –М.: Академия, 2008. –400 с.

Tatjana Dorokhova,

Associate Professor of Psychology and Social Pedagogy of Instituteof SocialEducationof Federal state educational institution of higher professional education “Ural State Pedagogical University”, Yekaterinburg70571@mail.ruThe importance of the principle of historicism in the methodology of the history of social pedagogy Abstract.This article describes the principles of social pedagogy, the science, practice and direction of training; substantiates the need for research onthe history of social pedagogy principle of historicism, as one of the methodological foundations of this science by identifying positive and negative manifestations of this principle. In this case, the principle of historicism is understood as a principle of knowledge of things and events in their growth and development, in close connection with generating their terms.

Keywords: principle, the principles of social pedagogy, the principle of historicism, methodological competence, the history of social pedagogy.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»