К вопросу организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусева И. В. К вопросу организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S26. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14808.htm.
Аннотация. В статье описан подход к организации психолого-педагогической, медицинской помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии в условиях санаторной школы-интерната.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ГусеваИрина Викторовна,кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбургpopova_ira_78@mail.ru

К вопросу организации комплексного психологомедикопедагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Аннотация. В статье описан подход к организации психологопедагогической, медицинской помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии в условиях санаторной школыинтерната.Ключевые слова: трудности обучения, комплексное психологопедагогическое сопровождение детей, компенсирующее обучение, коррекционноразвивающее обучение, дети группы риска.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Проблема организации обучения, учитывающего различия в развитии и способностях учащихся–одна из наиболее острых в педагогике и практике образовательного учреждения.Из года в год по разным причинам увеличивается количество детей, отстающих в учёбе и адаптации к учебным требованиям. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в общеобразовательный процесс в массовой школе психологомедикопедагогического сопровождениядетей, испытывающих значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации поведения к социальным требованиям общества в условиях образовательного учреждения. Отсюда возникла необходимость специального обучения детей указанной категории.Психологомедикопедагогическое сопровождение в массовом и специальном образовании различается по содержанию и направленности. В специальной школе акцент смещается на адаптацию ребенка к школьным условиям и задачам. Специфика содержания сопровождения определяется значительно более широким кругом решаемых задач помощи и поддержки (формирование социальных навыков, учет психофизического статуса ребенка).Сущность сопровождения ребенка с нарушениями в развитии методологически раскрыта в работах И.И. Мамайчук, М.М. и Н.Я.Семаго. Согласно И.И. Мамайчук, психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии–это деятельность психолога, направленная на создание комплексной системы клиникопсихологических, психологопедагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Это динамический процесс, включающий следующие компоненты: систематическое отслеживание клиникопсихологического и психологопедагогического статуса ребенка в динамике его психического развитиясоздание социальнопсихологических условий для эффективного развития детей в социуме;систематическая психологическая помощь детям в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;систематическая психологическая помощь родителям детей с нарушениями в развитии;организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом его психических и физических возможностей[1].По М.М. и Н.Я. Семаго (2005), сопровождение–постоянное поддержание оптимальной адаптированности ребенка к образовательной среде. Авторы понимают сопровождение как двусторонний процесс приспособления ребенка к образовательной среде и среды к возможностям ребенка–взаимоадаптации, которая является основной характеристикой комплексного сопровождения ребенка. Основная цель сопровождения–непрерывное поддержание силами всех специалистов равновесной ситуации между возможностями ребенка и образовательными воздействиями со стороны остальных субъектов образовательногопроцесса[2].Цель психологического сопровождения в специальном образовательном учреждении–обеспечение максимальной социальнопсихологической адаптации ребенка в образовательной среде, содействие развитию индивидуальноличностного потенциала учащегося в разнообразных видах деятельности, с учетом типа, степени дефекта, индивидуальнопсихологических особенностей. Программа психологопедагогического сопровождения строится, исходя из специфики специального образовательного учреждения, имеющихся условий (кадровых, материальных). На основе предложенных разными авторами моделей сопровождения ребенка в образовательном процессе можно рассматривать этапность психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии с учетом специфики их состояния и социальной ситуации развития.Подготовительныйэтап включает в себя теоретикометодологическую разработку проблемы и разработку организационных аспектов психологического сопровождения школьников.Диагностический этап предполагает углубленное обследованиешкольников, выявление проблем и трудностей.Поисковыйэтап содержит в себе анализ полученной информации, поиск путей и способов решения проблемы, а также уточнение программы психологического сопровождения.Деятельностныйэтап включает в себя проведение коррекционных мероприятий, просветительскую и консультативную работу с воспитателями, учителями и другими специалистами, работающими с ребенком.Заключительный или обобщающийэтап направлен на подведение итогов. Включает в себя совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендациями по поводу дальнейшей деятельности.Все выделенные этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход[3].Психолог в системесопровождения осуществляет следующие функции: обследует, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у учащихся дефекта, комплектует группы для занятий с учётом психологического состояния детей, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и их максимальной коррекции, работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки; консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии; способствует пониманию развития и функционирования общества в целом и отдельных составляющих его социальных систем, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выборуи освоению профессиональных программ; использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов; реализует образовательные программы; обеспечивает уровень подготовкиобучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию. Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогомпсихологом ведут карты сопровождения учащихся.Наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые). Категория умственно отсталых детей представляет собой весьма разнородную группу. Дети этой группы характеризуются разным темпом и разной динамикой психофизического развития, потенциалом к коррекционнопедагогическому воздействию и социализацией в общество. Негативное влияние органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационнопотребностная, социальноличностная, моторнодвигательная; эмоциональноволевая сфера, а также когнитивные процессы–восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержкесроков возникновения и незавершенностивозрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Исходя из сложной структуры нарушений у детей указанной категории, усилия специалистов направлены на поиск и определение подходов к созданию педагогических условий для организации процесса обучения и воспитания, разработке образовательного маршрута для каждого ребенка.Если калькулировать частоту случаев интегрирования учащихся с нарушенным развитиемв общеобразовательные учреждения, то наиболее включенной в общеобразовательное пространство категорией окажется группа детей с задержкой психического развития. Согласно статистике, приведенной в Государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации. 1996 год», 92,7% детей этой группы обучается в общеобразовательных учреждениях [4]. Одна из причинэтого –большое количество этих детей в детской популяции. По данным Министерства образования РФ,в 2000 г.число дошкольников с ЗПР составляло 25% от детской популяции. И если, согласно общей тенденции, количество учащихся с умственной отсталостью снижается, то количество детей с ЗПР увеличивается [5].В рамках дифференцированного подхода к детям с трудностямив обучении в массовой школе, в настоящее время функционируют два типа обучения: коррекционное(в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития) и компенсирующее (в классах компенсирующего обучения для детей «группы риска»). Их назначение –создание условий коррекции отклонений в развитии школьников, преодоление отставания в учёбе. Два разных подхода к обучению детей, испытывающих стойкие трудности в традиционных условиях общеобразовательной школы, отражены в разных нормативных документах (Приказ № 103 Совмина СССР от 3 июля 1981г. иПриказ № 333 МО РФ от 8 сентября 1992 г.). В отечественной науке задержка психического развития (далее ЗПР) рассматривается как нарушение развития, которое проявляется в трудностях обучения и адаптации к учебным требованиям (Т.А. Власова, Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев, В.В.Ковалёв, К.С. и В.В. Лебединские, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.) [6]. Учёные указывают на то, что изучениеЗПР имеет особую значимость. Это связано с большой вариативностью и выраженностью дизонтогенетических проявлений. Умственное развитие детей с ЗПР характеризуется замедленным темпом формирования высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, речи), отставанием в созревании эмоциональноволевой сферы, снижения познавательной активности. Это нарушает процесс выполнения учебного задания уже на этапе его восприятия [7].Основываясь на положительном опыте работы классов выравнивания для детей с задержкой психического развития и классов компенсирующего обучения, С.Г.Шевченко утверждает, что при соответствующей организации и своевременном выявлении возникающих у ребёнка проблем можно получить хорошие результаты. Так, 50–60% детей с ЗПР после окончания начальной школы (с дополнительным годом обучения) готовы к обучению в массовых классах и переводятся в 5е классы, успешно обучаются, как правило, до 9го класса[8].Другая часть может продолжить обучение вплоть до 9гокласса только в условиях социального класса выравнивания, если ЗПР имеет более стойкие формы (церебральноорганического происхождения). При этом большинство подростков после 9 класса идут в ПТУ, техникумы, в вечерние школы, но не в 10йкласс.Наполняемость таких классов12–15 человек [9].Вместе с тем можно ожидать, что в специальных условиях обученияразвитие детей указанной категории будет особенно эффективным.В связи с этим,в Оренбургской области с целью оказания комплексной психологопедагогической, медицинской и социальной помощи детям было создано Государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторная школа–интернат № 4 г.Оренбурга, с ослабленными по здоровью детьми.Вшколеинтернатепроходяткурсреабилитационноголечебнопрофилактическогооздоровленияиобученияучащиесясовсей Оренбургской области.Учащиеся поступают винтернат помедицинским показателям,ипонаправлению управленияобразования,атакже детис неоднородным, неравномерным психическим развитием. Основной состав учащихся интерната–это дети «группы риска» (дети семейсоциальнонеблагополучных), а также дети с неоднородным, неравномерным психическим развитием.Такие дети характеризуются нестабильностью эмоциональноволевой сферы, недостаточностью сформированности интеллектуальнопознавательного уровня, обусловленного не только ослабленным здоровьем, но и сопутствующими соматическими заболеваниями. При оформлении в школуинтернат учащиеся имеют направление областной психологомедицинскойпедагогической комиссии (ПМПК) с целью определения программы обучения и направления соответствующей коррекционноразвивающей программы.

Обучение ведётся дифференцированно по личностноориентированной модели обучения. Часть учащихся с сохранной интеллектуально–познавательной сферой обучается по общеобразовательной программе обучения (это классы с литерой«А»), часть учащихся, с ЗПР, обучаются по соответствующей программе в коррекционных классах с литером «Б». Срок обучения в школеинтернате–9 лет.1яступень: начальное образование (1–4еклассы)–программа «Гармония».

2яступень: основное образование (5–9еклассы)–программы обучения рекомендованы Министерством образования и науки РФ.Образовательный процесс учреждения осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждённого учреждением самостоятельно. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учётом круглосуточного и круглогодичного пребывания детей в учреждении.

Вшколеинтернатефункционируюттворческиедетскиеколлективы: художественноэстетическойитехническойнаправленности, ведётсякружковая,спортивнаяи оздоровительная работа.Участие в различных формахтрудовойдеятельностииспортивномассовыхмероприятиях основывается на принципе добровольности.

Образовательная программа школыинтерната, качество образования, условия и материальнотехническая база, как показывают результаты анкет и опросов, в целом удовлетворяют родителей.Организация дифференцированного и индивидуального подхода в обучении невозможна без отслеживания психологического развития каждого ребёнка и хода педагогического процесса в целом, что является важным аспектом профилактической работы психолога [10]. На мой взгляд, также необходимо учитывать специфические особенности учебного заведения при планировании работы на год. Психологическое сопровождение подготовки детей, воспитывающихся в учреждении интернатного типа, предполагают систему целенаправленных специальных мероприятий, которые способствуют формированию, развитию различных видов психической деятельности учащихся, позволяют проводить психодиагностику и коррекционныевоздействия уже имеющихся, нарушений в сфере психологического здоровья школьников и достигая положительных результатов[11].В ходе психодиагностического обследования выявляются основные факторы, порождающие проблемы ребёнка в условиях санаторной школыинтерната,определяется уровень профессиональной готовности, формируются цели и структура психологической поддержки, определяются оптимальные вариантыметодических приёмов и средств, составляется коррекционная программа. В школеинтернате № 4 г. Оренбурга создана модель коррекционной работы с детьми с учетом следующих направлений деятельности:реализация оздоровительных программ основного общего образования и коррекционноразвивающегося обучения для детей с неоднородным, неравномерным психическим развитием по соответствующей программе с 1гопо 9йкласс;проведение лечебнопрофилактических мероприятий;формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания программ и др.Внедряются специально разработанные программы, учебные курсы, которые позволяет обеспечивать максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, повысить его двигательную активность, корригировать его эмоциональный тонус, дают возможность формировать основные этапы учебной деятельности (в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки).Фронтальное коррекционноразвивающее обучение, осуществляется учителем на уроках, позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне образовательного стандарта начальной школы.Существенной стороной коррекционноразвивающего педагогического процесса является индивидуальногрупповая коррекционная работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Взаимодействие психолога и педагога в совместной деятельности даёт положительный результат. Занятия проводятся педагогомпсихологом, но материалы занятий могут быть использованы и учителем, и воспитателем для развития школьниковв зависимости от проблем. С учётом психологических особенностей детей на занятиях чередуются различные виды деятельности, используются игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, поддержать интерес ребёнка к занятиям.Содержательно занятия составлены по принципу «от простого к сложному».Социальнопсихологический норматив представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определённом этапе обучения. Выбор коррекционнойпрограммысцельюкоррекциииразвитиязависитот диагностическихисследований,предваряющихопределениеи обоснование для индивидуального маршрута развития ученика. Для оценки результативности проделанной работы 2 раза в год проводится обследование учащихся, подводятся итоги.Исследования учащихся санаторнойшколыинтерната №4 г. Оренбурга свидетельствуют о сенсорной депривации, о замкнутой сфере общения, о наличие основного и сопутствующего заболевания, о слабой мотивации к учению (преобладающий мотив–избегание неудач), о несформированности социальных навыков, об отсутствии ценностей, принятых в обществе, активной деятельности в жизни, о повышенном уровне тревожности и агрессии, неуверенности в себе, в подавлении самостоятельностии др.Дети нуждаются в специфической психологической помощи, перестройке системы отношений к ним со стороныродителей, педагогов и медицинского персонала.Вот почему важен комплексный подход при организации комплексной психологопедагогической, медицинской помощи детям, воспитывающихся в учреждении интернатного типа, в котором участвуют психолог, логопед, врач, опытный учитель. Необходима также совместная работа и единая тактика школыинтерната и семьи в помощи ребёнку, имеющему школьные проблемы.Таким образом, широкая сфера применения психологопедагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психологопедагогического сопровождения.











Ссылки на источники1.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. –СПб.: Речь, 2001.–220 с.2.СемагоН. Я.,Семаго М.М.Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. –2е изд., испр. и доп.–М.: АРКТИ, 2001. –208 с.3.КоролеваЮ.А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школеинтернате//Педагогика и психология: становление, ценности и приоритеты: монография/под общ. ред. О.И.Кирикова. –Воронеж: ВГПУ, 2011. –С. 84–98.4.Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1996 год». –М., 1997. –С. 34–35.5.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. –М., 2000.–257с.6.Лубовский В.И., Кузнецова Л.В. Психологические проблемы ЗПР //Дети с задержкой психического развития. –М.,1984.–256 с.7.Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития //Дети с отклонением в развитии. –М., 1966. –С.25–31, 70–76.8.Шевченко С. Г. Условия эффективности коррекции детейс трудностями обучения. –Б. м., 2008. –С.7–8.9.Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности: учеб.пособие для студ. и преподавателей. –М.: ТЦ «Сфера», 1999. –192с.10. Овчарова Р.В.Указ. соч.11. Кулагина И.Ю.Указ. соч.

Irina Guseva,TheCandidate of Psychological Siences, the Senior lecturer of the special psycology of Federal state educational institution of higher professional education “Orenburg State Pedagogical University”, Orenburg

popova_ira_78@mail.ruThe approach to the organization of the complex psychologicalpedagogical and medical assistance to children, with deviations in intellectual developmentAbstract.The approach to the organization of the complexpsychologicalpedagogical and medical assistance to children, who falls behind the psychological development, was written in thisparagraph.

Key words: learning difficulties,complex psychological and pedagogical assistance to children,compensating teaching,correctional and developing training,children of the risk group.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»