Исчисление таможенных платежей
Выпуск:
ART 14868
УДК
339.543
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васильев
А.
М. Исчисление таможенных платежей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S31. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14868.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен современный этап человеческого развития государства, где они взаимодействуют друг с другом в различных областях, в том числе и в экономических. Между государствами с каждым годом наращиваются экономические отношения, вследствие чего происходит увеличение количества внешнеэкономических связей и, следовательно, товарно-денежных отношений. Все они нуждаются в надлежащей организации, упорядочивании и контроле со стороны государств.
Текст статьи
Васильев Алексей Михайлович,доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессоркафедры уголовного права, процесса и криминалистикифилиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецк alexey771977@mail.ru
Исчисление таможенных платежей
Аннотация.В статье рассмотрен современный этап человеческого развития государства, где они взаимодействуют друг с другом в различных областях, в том числе и в экономических. Между государствами с каждым годом наращиваются экономические отношения, вследствие чего происходит увеличение количества внешнеэкономических связей и, следовательно, товарноденежных отношений. Все они нуждаются в надлежащей организации, упорядочивании и контроле со стороны государств.Ключевые слова:человек, закон, транспорт, имущество, государство, экономика, таможенная граница.Раздел: (04) экономика.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (п. 1 ст. 75 ТК ТС). Товар–любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государствчленов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу [1].Базойдля исчисления таможенных пошлин является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика). Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения[2].Исчисляются таможенные платежи в рублях самостоятельно их плательщиками, за исключением некоторых случаев. Например, при взыскании таможенных платежей их исчисление производится таможенным органом; также таможенные сборы исчисляются таможенным органом самостоятельно в отношении товаров для личного пользования и другое.Заметим, что в соответствии с ТК ТС общая сумма ввозных пошлин, налогов не может превышать сумму пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы эти товарыбыли выпущены для внутреннего потребления без учета льгот, пеней и процентов, за исключением случаев, когда подлежащая уплате сумма увеличивается вследствие изменения ставок, при применении ставок, действующих на день принятия декларации при заявлении иной таможенной процедуры. Сама сумма подлежащих уплате или взысканию пошлин устанавливается путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки. Для исчисления налогов применяются ставки, установленные НК РФ, если на территории РФ товары помещаются под таможенную процедуру или выявлен факт их незаконного перемещения через таможенную границу. По общему правилу, для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации,еслииное не предусмотрено ТК ТС и/илимеждународными договорами государств союза. Ставки ввозных таможенных пошлин установлены ЕТТ, а ставки вывозных таможенных пошлин–Правительством РФ в соответствующих постановлениях.Заметим, что если будет установлен (подтвержден) факт нахождения товаров, помещенных под таможенный транзит, на территории другого государства союза, таможенные пошлины, налоги исчислению таможенным органом этого государства и по ставкам, предусмотренным его внутринациональному законодательству.Отдельно сажем об уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через таможенную границу. В случае незаконного перемещения товаров пошлины, налоги подлежат уплате (без учета тарифных преференций и льгот по уплате):1)при ввозе товаров–в размерах, которые подлежали бы уплате при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок, действующих на день пересечения товарами границы, а если этот день не установлен–на день выявления факта незаконного перемещения;2)при вывозе товаров–в размерах, соответствующих суммам вывозных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру экспорта, исчисленным исходя из ставок пошлин действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен–на день выявления факта незаконного перемещения товаров.
При незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на основании достоверных сведений при их помещении под заявленную таможенную процедуру на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру (за исключением таможенного транзита). При этом фактически уплаченные при декларировании суммы пошлин, налогов повторно не уплачиваются и не взыскиваются, а излишне уплаченные или взысканные–подлежат возврату. Для исчисления сумм таможенных сборов затаможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации, за таможенное сопровождение–действующие на день регистрации транзитной декларации, а за хранение–действующие в период хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа.Необходимым элементом для исчисления таможенных платежей является определение таможенной стоимости товаров. Сам порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из России, установлен Законом РФ «О таможенном тарифе» [3], а определение стоимости товаров при ввозе в Россию, осуществляется в соответствии с Соглашением «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»[4]. Ответственным за определение таможенной стоимости товаров являются декларант либо таможенный представитель, а в некоторых случаях дажетаможенный орган.Таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию России, определяется, если эти товары фактически пересекли таможенную границу и впервые помещаются под таможенную процедуру (за исключением таможенного транзита). В случае изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является стоимость определенная на день принятия декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения границы. Данное положение не применяется к товарам, перемещаемым через таможенную границу для личного пользования.Таможенная стоимость товара определяется одним из перечисленных в Соглашении «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» или Законе РФ «О таможенном тарифе» способом. В ст. 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» указанно, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:1)метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;2)метода по стоимости сделки с идентичными товарами;3)метода по стоимости сделки с однородными товарами;4)метода вычитания;5)метода сложения;6)резервного метода[5].В Соглашении «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» предусмотрены те же самые методы, но «резервный метод» называется по иному: «методов, совместимый с принципами и положениями настоящего Соглашения».Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Анализ судебной практики за 2011–2012гг.показал, что при использовании такого метода таможенными органами допускаются следующие нарушения требований законодательства РФ и нормативных правовых актов: нет предоставления доказательства невозможности применения данного метода; не дается надлежащая оценка документам, предоставленным при таможенном оформлении товаров, на предмет их достаточности и достоверности и другие[6].В случае не возможности применения описанного выше метода применяется следующий метод–по стоимости сделки с идентичными товарами, а при невозможности его применения применяется следующий–по стоимости сделки с однородными товарами.Если же таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с однородными товарами, то по выбору декларанта применяется методов вычитания или сложения, а в случае невозможности их применения используется резервный метод определения таможенной стоимости товаров (или «метод, совместимый с принципами и положениями Соглашения»).Если при декларировании товаров точная величина их стоимости не может быть определена в связи с отсутствием подтверждающих точные сведения документов, необходимых для ее расчета, допускается отложить определение стоимости товаров. При этом допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата пошлин, налогов исходя из заявленной стоимости. Таможенные органы осуществляют контроль за таможенной стоимостью товаров до и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками. По окончанию контроля таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости либо о её корректировке.Решение о корректировке принимается при обнаружении таможенным органом или декларантом недостоверности сведений о стоимости товаров (неправильно определена таможенная стоимость товаров или/инеправильно выбран метод её определения). При принятии таможенным органом решения о корректировке до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить пошлины, налоги в размере, исчисленном с учетом корректировки до выпуска товаров. При невыполнении данного требования в выпуске товаров таможенный орган отказывает. При принятии таможенным органом решения о корректировке после выпуска товаров декларант осуществляет корректировку недостоверных сведений и уплачивает пошлины, налоги в объеме, исчисленные с учетом корректировки. При несогласии декларанта с этим решением корректировка заявленной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате платежей, осуществляется таможенным органом самостоятельно.В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о их стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. До принятия по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможеннойстоимости товаров считается незавершенным. Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров, но их выпуск втаком случае осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты пошлин, налогов.Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок их представления.Декларант обязан представить такие документы и сведения либо письменное объяснение причины, по которой они не могут быть представлены. Если декларант не выполнил данное требование, либо предоставляемые им документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган принимает решение о корректировке заявленной стоимости товаров на основании имеющейся в его распоряжении информации. Декларант наделен правом доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.Необходимо затронуть вопрос и о незаконном перемещении товаров через границу. Так, если невозможно определить подлежащие уплате суммы, при незаконном перемещении товаров, то такая сумма определяется исходя из наибольшей величины, количества и/илистоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений. Если в последующем удастся установить точные сведения, то производится взыскание неуплаченных, либо возврат излишне уплаченных или взысканных сумм. Необходимо указать, что из всех жалоб, поданных в 2008 г. В ФТС России и РТУ, в 57% предметом обжалования было исчисление и взимание таможенных платеже, из них 54%–решения по таможенной стоимости[7].Что касается судебной практики, основными причинами признания арбитражными судами действий и решений таможенных органов о таможенной стоимости товаров незаконными и недействительными:1)непредставление в суд доказательств, подтверждающих правомерность решения таможенного органа о непринятии заявленной декларантом таможенной стоимоститоваров и/илио несогласии с избранным декларантом методом её определения;2)несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров (декларанту не предоставляется возможность воспользоваться другим методом определения таможенной стоимости, провести консультацию по выбору метода определения таможенной стоимости и т.д.);отсутствие доказательств правомерности определения таможенным органом таможенной стоимости товаров, в том числе обоснованности использованного им метода определения таможенной стоимости[8].В заключение данного раздела необходимо упомянуть о льготах по уплате таможенных платежей. Государство устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства[9]. В ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:1)тарифные преференции;2)тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);3)льготы по уплате налогов;4)льготы по уплате таможенных сборов[10].При ввозе товаров наединую таможенную территорию государств сторонами могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины[11]. Такие льготы не носят индивидуальный характер.Ст. 35 Закона «О таможенном тарифе» содержит случаи освобождения от уплаты пошлины. Например, согласно данной статье от уплаты пошлины освобождаются: товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений[12].Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран[13]. Перечни странпользующих такой системой тарифных преференций и соответствующий перечень товаров, происходящих этих стран, в отношении которых при ввозе на территорию союза предоставляются тарифные преференции, определяются КТС. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран–пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на территорию союза, включенных в перечень товаров, установленный КТС, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75процентов от ставок ввозных пошлин ЕТТ. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран–пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на территорию союза, включенных в перечень товаров, установленный КТС, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.Для некоторых товаров предусмотрено освобождение от их уплаты таможенных налогов (по НК РФ), например, товары, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административнотехнического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними.ФЗ РФ «О таможенном регулировании в РФ» предусматривает освобождение от уплаты таможенных сборов. Например, таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении наличной валюты государств союза, ввозимой или вывозимой центральными банками государств союза, за исключением памятных. Содержащийся в законе перечень товаров не исчерпывающий и подлежит расширению Правительством РФ.Ссылки на источники1.Подп. 35 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010) // СЗ РФ. –2010. –№ 50. –Ст. 6615.2.Ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. –1998. –6 авг.3.См.: О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 21.05.1993 г. № 50031 (ред. от 08.12.2010) //Российская газета. –1993. –5 июня.4.См.: Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от25.01.2008 // Российская газета. –2008. –26 дек.5.Бекяшев К.А.,МоисеевЕ.Г. Таможенное право: учеб.–2е изд., перераб. и доп. –М., 2009. –С. 222; Вчерашний Р.В. Гражданскоправовые договоры в государственных и муниципальных учреждениях // Актуальные проблемы юридической науки и практики: материалы II Межвузов.науч.практ.конф. /под общ. ред.Е. В. Королюк;Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке. –Тихорецк, 2014. –С. 41–43.6.Панова Е.А. Таможенная оценка товаров на современном этапе // Право и экономика. –2008. –№ 11. –С.88; Сирик С.Н. Становления таможенного дела России до конца XVII века // Ретроспективы и перспективы права: научный журнал. –Армавир. –2011. –№ 1. –С. 31.7.Сорокина М.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости // Право и экономика.–2009. –№ 10. –С.58.8.Русов С.В. Некоторые особенности рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров (на примере правоприменительной практике арбитражных судов южного федерального округа) // Ученые записки. Вып.5. –Краснодар,2007. –С.308–309.9.Хрешкова В.В. Институт таможеннотарифных льгот в Российской Федерации // Внешнеторговое право. –2008. –№ 2. –С. 10–11; Васильев А.М., Васильев А.А. Правовое регулирование индивидуального предпринимательства //Мир науки, культуры, образования. –2012.–№3. –С. 319–322.10.П. 1 ст. 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010) // СЗ РФ. –2010. –№ 50. –Ст. 6615.11.П. 1 ст. 5 О едином таможеннотарифном регулировании:Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 // СЗ РФ. –2010. –№ 24. –Ст. 2935.12.П. «е» ст. 35 О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 21.05.1993 г. № 50031 (ред. от 08.12.2010) // Российская газета. –1993. –5 июня.13.П. 1 ст. 7 О едином таможеннотарифном регулировании:Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 // СЗ РФ. –2010. –№ 24. –Ст. 2935.
AlexeiVasiliev,Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor of Department of Criminal Law, Procedure and Criminalistics, branch FGBOU VPO "Kuban State University" in Tikhoretsk (Tikhoretsk)alexey771977@mail.ruCalculation of customs paymentsAbstract.The article describes the present stage of human development of the state, where they interact with each other in various areas, including economic. Between States every year increasing economic relations, resulting in an increase in the number of foreigneconomic relations and, consequently, commoditymoney relations. They all need proper organization, organizing, and control of the States.Keywords: people, law, transport, property, government, economy, customs border.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Исчисление таможенных платежей
Аннотация.В статье рассмотрен современный этап человеческого развития государства, где они взаимодействуют друг с другом в различных областях, в том числе и в экономических. Между государствами с каждым годом наращиваются экономические отношения, вследствие чего происходит увеличение количества внешнеэкономических связей и, следовательно, товарноденежных отношений. Все они нуждаются в надлежащей организации, упорядочивании и контроле со стороны государств.Ключевые слова:человек, закон, транспорт, имущество, государство, экономика, таможенная граница.Раздел: (04) экономика.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (п. 1 ст. 75 ТК ТС). Товар–любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государствчленов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу [1].Базойдля исчисления таможенных пошлин является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика). Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения[2].Исчисляются таможенные платежи в рублях самостоятельно их плательщиками, за исключением некоторых случаев. Например, при взыскании таможенных платежей их исчисление производится таможенным органом; также таможенные сборы исчисляются таможенным органом самостоятельно в отношении товаров для личного пользования и другое.Заметим, что в соответствии с ТК ТС общая сумма ввозных пошлин, налогов не может превышать сумму пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы эти товарыбыли выпущены для внутреннего потребления без учета льгот, пеней и процентов, за исключением случаев, когда подлежащая уплате сумма увеличивается вследствие изменения ставок, при применении ставок, действующих на день принятия декларации при заявлении иной таможенной процедуры. Сама сумма подлежащих уплате или взысканию пошлин устанавливается путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки. Для исчисления налогов применяются ставки, установленные НК РФ, если на территории РФ товары помещаются под таможенную процедуру или выявлен факт их незаконного перемещения через таможенную границу. По общему правилу, для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации,еслииное не предусмотрено ТК ТС и/илимеждународными договорами государств союза. Ставки ввозных таможенных пошлин установлены ЕТТ, а ставки вывозных таможенных пошлин–Правительством РФ в соответствующих постановлениях.Заметим, что если будет установлен (подтвержден) факт нахождения товаров, помещенных под таможенный транзит, на территории другого государства союза, таможенные пошлины, налоги исчислению таможенным органом этого государства и по ставкам, предусмотренным его внутринациональному законодательству.Отдельно сажем об уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через таможенную границу. В случае незаконного перемещения товаров пошлины, налоги подлежат уплате (без учета тарифных преференций и льгот по уплате):1)при ввозе товаров–в размерах, которые подлежали бы уплате при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок, действующих на день пересечения товарами границы, а если этот день не установлен–на день выявления факта незаконного перемещения;2)при вывозе товаров–в размерах, соответствующих суммам вывозных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру экспорта, исчисленным исходя из ставок пошлин действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен–на день выявления факта незаконного перемещения товаров.
При незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на основании достоверных сведений при их помещении под заявленную таможенную процедуру на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру (за исключением таможенного транзита). При этом фактически уплаченные при декларировании суммы пошлин, налогов повторно не уплачиваются и не взыскиваются, а излишне уплаченные или взысканные–подлежат возврату. Для исчисления сумм таможенных сборов затаможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации, за таможенное сопровождение–действующие на день регистрации транзитной декларации, а за хранение–действующие в период хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа.Необходимым элементом для исчисления таможенных платежей является определение таможенной стоимости товаров. Сам порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из России, установлен Законом РФ «О таможенном тарифе» [3], а определение стоимости товаров при ввозе в Россию, осуществляется в соответствии с Соглашением «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»[4]. Ответственным за определение таможенной стоимости товаров являются декларант либо таможенный представитель, а в некоторых случаях дажетаможенный орган.Таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию России, определяется, если эти товары фактически пересекли таможенную границу и впервые помещаются под таможенную процедуру (за исключением таможенного транзита). В случае изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является стоимость определенная на день принятия декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения границы. Данное положение не применяется к товарам, перемещаемым через таможенную границу для личного пользования.Таможенная стоимость товара определяется одним из перечисленных в Соглашении «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» или Законе РФ «О таможенном тарифе» способом. В ст. 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» указанно, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:1)метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;2)метода по стоимости сделки с идентичными товарами;3)метода по стоимости сделки с однородными товарами;4)метода вычитания;5)метода сложения;6)резервного метода[5].В Соглашении «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» предусмотрены те же самые методы, но «резервный метод» называется по иному: «методов, совместимый с принципами и положениями настоящего Соглашения».Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Анализ судебной практики за 2011–2012гг.показал, что при использовании такого метода таможенными органами допускаются следующие нарушения требований законодательства РФ и нормативных правовых актов: нет предоставления доказательства невозможности применения данного метода; не дается надлежащая оценка документам, предоставленным при таможенном оформлении товаров, на предмет их достаточности и достоверности и другие[6].В случае не возможности применения описанного выше метода применяется следующий метод–по стоимости сделки с идентичными товарами, а при невозможности его применения применяется следующий–по стоимости сделки с однородными товарами.Если же таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с однородными товарами, то по выбору декларанта применяется методов вычитания или сложения, а в случае невозможности их применения используется резервный метод определения таможенной стоимости товаров (или «метод, совместимый с принципами и положениями Соглашения»).Если при декларировании товаров точная величина их стоимости не может быть определена в связи с отсутствием подтверждающих точные сведения документов, необходимых для ее расчета, допускается отложить определение стоимости товаров. При этом допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата пошлин, налогов исходя из заявленной стоимости. Таможенные органы осуществляют контроль за таможенной стоимостью товаров до и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками. По окончанию контроля таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости либо о её корректировке.Решение о корректировке принимается при обнаружении таможенным органом или декларантом недостоверности сведений о стоимости товаров (неправильно определена таможенная стоимость товаров или/инеправильно выбран метод её определения). При принятии таможенным органом решения о корректировке до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить пошлины, налоги в размере, исчисленном с учетом корректировки до выпуска товаров. При невыполнении данного требования в выпуске товаров таможенный орган отказывает. При принятии таможенным органом решения о корректировке после выпуска товаров декларант осуществляет корректировку недостоверных сведений и уплачивает пошлины, налоги в объеме, исчисленные с учетом корректировки. При несогласии декларанта с этим решением корректировка заявленной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате платежей, осуществляется таможенным органом самостоятельно.В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о их стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. До принятия по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможеннойстоимости товаров считается незавершенным. Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров, но их выпуск втаком случае осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты пошлин, налогов.Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок их представления.Декларант обязан представить такие документы и сведения либо письменное объяснение причины, по которой они не могут быть представлены. Если декларант не выполнил данное требование, либо предоставляемые им документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган принимает решение о корректировке заявленной стоимости товаров на основании имеющейся в его распоряжении информации. Декларант наделен правом доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.Необходимо затронуть вопрос и о незаконном перемещении товаров через границу. Так, если невозможно определить подлежащие уплате суммы, при незаконном перемещении товаров, то такая сумма определяется исходя из наибольшей величины, количества и/илистоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений. Если в последующем удастся установить точные сведения, то производится взыскание неуплаченных, либо возврат излишне уплаченных или взысканных сумм. Необходимо указать, что из всех жалоб, поданных в 2008 г. В ФТС России и РТУ, в 57% предметом обжалования было исчисление и взимание таможенных платеже, из них 54%–решения по таможенной стоимости[7].Что касается судебной практики, основными причинами признания арбитражными судами действий и решений таможенных органов о таможенной стоимости товаров незаконными и недействительными:1)непредставление в суд доказательств, подтверждающих правомерность решения таможенного органа о непринятии заявленной декларантом таможенной стоимоститоваров и/илио несогласии с избранным декларантом методом её определения;2)несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров (декларанту не предоставляется возможность воспользоваться другим методом определения таможенной стоимости, провести консультацию по выбору метода определения таможенной стоимости и т.д.);отсутствие доказательств правомерности определения таможенным органом таможенной стоимости товаров, в том числе обоснованности использованного им метода определения таможенной стоимости[8].В заключение данного раздела необходимо упомянуть о льготах по уплате таможенных платежей. Государство устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства[9]. В ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:1)тарифные преференции;2)тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);3)льготы по уплате налогов;4)льготы по уплате таможенных сборов[10].При ввозе товаров наединую таможенную территорию государств сторонами могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины[11]. Такие льготы не носят индивидуальный характер.Ст. 35 Закона «О таможенном тарифе» содержит случаи освобождения от уплаты пошлины. Например, согласно данной статье от уплаты пошлины освобождаются: товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений[12].Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран[13]. Перечни странпользующих такой системой тарифных преференций и соответствующий перечень товаров, происходящих этих стран, в отношении которых при ввозе на территорию союза предоставляются тарифные преференции, определяются КТС. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран–пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на территорию союза, включенных в перечень товаров, установленный КТС, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75процентов от ставок ввозных пошлин ЕТТ. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран–пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на территорию союза, включенных в перечень товаров, установленный КТС, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.Для некоторых товаров предусмотрено освобождение от их уплаты таможенных налогов (по НК РФ), например, товары, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административнотехнического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними.ФЗ РФ «О таможенном регулировании в РФ» предусматривает освобождение от уплаты таможенных сборов. Например, таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении наличной валюты государств союза, ввозимой или вывозимой центральными банками государств союза, за исключением памятных. Содержащийся в законе перечень товаров не исчерпывающий и подлежит расширению Правительством РФ.Ссылки на источники1.Подп. 35 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010) // СЗ РФ. –2010. –№ 50. –Ст. 6615.2.Ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. –1998. –6 авг.3.См.: О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 21.05.1993 г. № 50031 (ред. от 08.12.2010) //Российская газета. –1993. –5 июня.4.См.: Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от25.01.2008 // Российская газета. –2008. –26 дек.5.Бекяшев К.А.,МоисеевЕ.Г. Таможенное право: учеб.–2е изд., перераб. и доп. –М., 2009. –С. 222; Вчерашний Р.В. Гражданскоправовые договоры в государственных и муниципальных учреждениях // Актуальные проблемы юридической науки и практики: материалы II Межвузов.науч.практ.конф. /под общ. ред.Е. В. Королюк;Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке. –Тихорецк, 2014. –С. 41–43.6.Панова Е.А. Таможенная оценка товаров на современном этапе // Право и экономика. –2008. –№ 11. –С.88; Сирик С.Н. Становления таможенного дела России до конца XVII века // Ретроспективы и перспективы права: научный журнал. –Армавир. –2011. –№ 1. –С. 31.7.Сорокина М.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости // Право и экономика.–2009. –№ 10. –С.58.8.Русов С.В. Некоторые особенности рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров (на примере правоприменительной практике арбитражных судов южного федерального округа) // Ученые записки. Вып.5. –Краснодар,2007. –С.308–309.9.Хрешкова В.В. Институт таможеннотарифных льгот в Российской Федерации // Внешнеторговое право. –2008. –№ 2. –С. 10–11; Васильев А.М., Васильев А.А. Правовое регулирование индивидуального предпринимательства //Мир науки, культуры, образования. –2012.–№3. –С. 319–322.10.П. 1 ст. 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010) // СЗ РФ. –2010. –№ 50. –Ст. 6615.11.П. 1 ст. 5 О едином таможеннотарифном регулировании:Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 // СЗ РФ. –2010. –№ 24. –Ст. 2935.12.П. «е» ст. 35 О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 21.05.1993 г. № 50031 (ред. от 08.12.2010) // Российская газета. –1993. –5 июня.13.П. 1 ст. 7 О едином таможеннотарифном регулировании:Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 // СЗ РФ. –2010. –№ 24. –Ст. 2935.
AlexeiVasiliev,Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor of Department of Criminal Law, Procedure and Criminalistics, branch FGBOU VPO "Kuban State University" in Tikhoretsk (Tikhoretsk)alexey771977@mail.ruCalculation of customs paymentsAbstract.The article describes the present stage of human development of the state, where they interact with each other in various areas, including economic. Between States every year increasing economic relations, resulting in an increase in the number of foreigneconomic relations and, consequently, commoditymoney relations. They all need proper organization, organizing, and control of the States.Keywords: people, law, transport, property, government, economy, customs border.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»