Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулина Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S32. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14880.htm.
Аннотация. В данной статье дано понятие сочинения, рассмотрена роль сочинения в речевом развитии младшего школьника, представлены общие сведения о специфике написания сочинений в начальной школе. Автор подробно останавливается на методических особенностях написания самого трудного вида сочинений в начальной школе – сочинении по демонстрационной картине.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакулина Галина Александровна,доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Киров

Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников

Аннотация.В данной статье дано понятие сочинения, рассмотрена роль сочинения в речевом развитии младшего школьника, представлены общие сведения о специфике написания сочинений в начальной школе. Автор подробно останавливается на методических особенностях написания самого трудного вида сочинений в начальной школе –сочинении по демонстрационной картине. Ключевые слова:сочинение, речевое развитие младшего школьника, виды сочинений, сочинение по демонстрационной картине.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Одной из главных задач обучения в начальной школеявляется развитие связной (устной и письменной) речи учащихся. Самыми эффективными способами решения данной задачи справедливо считается написание изложений и сочинений.Сочинение–это самостоятельная письменная работа, предусматривающая сообщение школьником собственных мыслей, суждений, переживаний. Она направлена на совершенствование монологической речи учащихся, на обогащение опыта их речевой деятельности.Сочинения являются очень важным воспитывающим и обучающим средством. Они учат осмысливать и оценивать жизненные явления и ситуации; развивают наблюдательность, учат анализировать и делать необходимые выводы и, по меткому выражению М.Р. Львова, «дисциплинируют мысль», делают её чёткой и точной. В сочинениях для школьника приобретают смысл изучаемые разделы русского языка: грамматика, орфография, пунктуация, лексика, все изучаемые грамматические понятия. Работая над сочинением, школьники приобретают ряд важнейших умений:умения, связанные с пониманием темы, её границами, раскрытием темы;умения, связанные с накоплением материала для письменного высказывания, его отбором, систематизацией;умения, связанные с составлением плана и письмом по плану;умения, связанные с языковой подготовкой текста;умение выражать в сочинениях свою позицию, передать идею;умение создавать текст и записывать его;умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.Письменное сочинение–самый сложный, но, при правильной организации, самый эффективный вид творческой деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе.Сложность этой деятельности многоаспектна:1.Сообщение собственных мыслей, чувств, впечатлений гораздо труднее, чем передача содержания чужого текста, как это, например, имеет место в изложении.3Большое разнообразие видов сочинений, написание которых должны освоить дети, обучаясь в начальной школе.Специфическая структура каждого вида сочинения, необходимость её теоретического осознания и практического освоения.Возрастание требований к проведению сочинений с позиций новых стандартов, которые ориентируют учителя на усиление деятельностного подхода в обучении, на активизацию речемыслительной деятельности учащихся, увеличения активности и осознанности детей в организации и проведении уроков по развитию речи.Сочинения классифицируются по разным критериям.По источникам материалавыделяются:сочинения по личным наблюдениям (о пережитом, увиденном, услышанном самими детьми);сочинения по прочитанным произведениям, картинкам, демонстрационным картинам, по просмотренному кинофильму или спектаклю;по нескольким источникам одновременно (по картине и личным наблюдениям, по произведению и сюжетным картинкам и др.).По темамимеют место сочинения о природе, о семье, о друзьях, о труде, об истории Родины, об увлечениях, о школе, о необычных предметах окружающей действительности и т. п. На уроках развития речи важно обеспечивать разнообразие тем для написания сочинений.По языкусочинения делятся на эмоциональнообразные (рассказ, очерк, зарисовка и др.) и деловые (объявление, письмо и др.). В начальных классах преобладают эмоциональнообразные сочинения, но в небольшом количестве обязательно проводятся и деловые.По типамтекста практикуются сочиненияповествования, сочиненияописания, сочинениярассуждения, сочинения смешанного типа (контаминированные).По жанрамвыделяются такие виды: сочинениерассказ,сочинениезарисовка, сочинениеимпровизация, сочинениеочерк, сочинениеобъявление, сочинениеписьмо, сочинениестатья (в газету, в журнал),сочинениерепортаж, сочинениеавтобиография, сочинениерецензия и др. В начальной школе преобладает сочинениерассказ, но важно познакомить детей с различными жанрами и их спецификой.По степени самостоятельности речевой деятельности учащихся различают сочинения коллективные и индивидуальные. Обучение сочинению начинается с коллективной работы с плавным переходом на индивидуальную.По месту проведениябывают сочинения классные и домашние. В начальной школе основными являются классные сочинения.По специфике подготовительной работыпишутся сочинения с длительной подготовкой (например, «Погода в марте»); с небольшой подготовкой (например, сочинение по демонстрационной картине); сочинение без предварительной подготовки (например, сочинениеминиатюра).По объёмуимеют место сочиненияминиатюры (12–65 слов); сочинения среднего объёма (от 18–20 до 85–120 слов); сочинения большого объёма (более 120слов). В начальных классах больше практикуются сочинения среднего объёма.Одним из самых непростых видов сочинений в начальной школе справедливо считается сочинение по демонстрационной картине. Работа над ним длится с первого по четвертый класс по нарастающей степени сложности. В первом классе дети овладевают умением в составлении письменного текста по сюжетным картинкам.Школьникам сообщается, что сюжет–это последовательность действий или событий, в которых раскрывается содержание того или иного художественного произведения. В данном случае художественным произведением являются картинки, созданные на определённую тему. Для лучшего уяснения детьми той особенности, что действия и события развиваются, следуя одно за другим, можно расположить картинки в нарушенной последовательности. После этого предложить школьникам поставить их в правильном порядке и определить, о чём в них рассказывается и каков их сюжет. Для сочинения выбираются яркие цветные картинки с доступным, привлекающим внимание учащихся содержанием, направленным на формирование личности первоклассника.Важно, чтобы первое восприятие картинок привлекло внимание учащихся, пробудило интерес к увиденному и настроило школьников на плодотворную работу. Написанию сочинения предшествует устная беседа учителя и учащихся, направленная нараскрытие содержания последовательно рассматриваемых картинок. К каждой картинке в среднем задаётся по два вопроса. Большая часть вопросов формулируется таким образом, чтобы при ответе на них учащиеся могли использовать основной лексический состав вопросительного предложения, добавляя в него однодва слова. Наряду с ними, в беседе должны иметь место такие вопросы, для ответа на которые дети самостоятельно подбирают все слова и выражения. Все вопросы беседы воспринимаются детьми на слух.Пример такой беседы на тему «Как мышка перехитрила кошку».Учль.Посмотрите на первую картинку. Скажите, кто играл шариком на лужайке?Учк.Мышка играла шариком на лужайке.Учль.Кто выбежал из кустов?Учк.Из кустов выбежал котёнок.Учль.Посмотрите на вторую картинку. Скажите, где спряталась мышка?Учк.Мышка спряталась за шарик.Учль.Что появилось в шарике?Учк.В шарике появилось отражение мышки.Учль.Посмотрите на третью картинку. Скажите, куда протянул котёнок лапу?Учк.Котёнок протянул лапу к отражению.Учль.Чем закончилась эта история?Учк.Шарик лопнул, а мышка убежала.Учль.Кто кого перехитрил?Учк.Мышка перехитрила котенка.Возможный вариант сочинения «Как мышка перехитрила кошку»: Мышка играла шариком на лужайке.Из кустов выбежал котенок. Мышка спряталась за шарик. В шарике появилось отражение мышки. Котенок протянул лапу к отражению. Шарик лопнул, а мышка убежала.Во втором классе школьники делают первые шаги в написании сочинения по демонстрационной картинке. Дети знакомятся с картиной как видом искусства. У них формируются представления о некоторых его видах: о картинепейзаже («Золотая осень» И. С. Остроухова, «Грачи прилетели» А.К Саврасова); о картиненатюрморте («Букет цветов, бабочка и птичка» Ф.П. Толстого); о картине, созданной на основе русского народного творчества («Богатыри» В. М. Васнецова); о картине с бытовым сюжетом («За обедом» З. Е. Серебряковой). Школьники овладевают первичными практическими умениями «прочтения» картины, осмысления и передачи ее содержания в устной и письменной форме.Для общего развития и элементарного представления о жизни и творчестве художника учащиеся получают краткие, ёмкие сведения об авторе картины. (В сочинения биографические данные не вводятся.) В процессе аналитической беседы раскрывается содержание картины.Учль.Какое время года изображено на картине? Учк.На картине изображена весна. Учль.Какая изображена весна: поздняя или ранняя? Учк.На картине изображена ранняя весна. Учль.Какие признаки ранней весны вы видите на картине.Учк.Снег начал таять. Он потемнел и стал рыхлым.Учк.Появились проталины. Учк.Прилетели грачи. Учль.Что они делают? Учк.Они строят гнёзда, шумят, суетятся. Учль.Что можете сказать о небе? Какое оно: высокое или низкое? Какого оно цвета?Учк.Небо невысокое. Оно сероватоголубого цвета. На нём белые облака.Учль.Что находится за деревьями?Учк.За деревьями забор, дома и маленькая церковь.Учль.Нравится ли вам картина?Учк.Мне картинанравится.Возможный вариант сочинения второклассника по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»: на картине изображена ранняя весна. Снег потемнел, стал рыхлым и начал таять. Появились проталины. Прилетели грачи. Они строят гнезда на деревьях, шумят, суетятся. Небо невысокое. Оно сероватоголубого цвета. За деревьями забор, дома и маленькая церковь. Интересная картина.В третьем классе подход к написанию сочинения по демонстрационной картине существенно меняется.Вопервых, учащиеся получают более полныесведения о жизни и творчестве художника. Вовторых, в начале сочинения они очень коротко представляют автора картины (например,Передо мной картина «ЦаревнаЛебедь» известного художника М.А. Врубеля. Я с удовольствием смотрю на картину великого русскогохудожника В. А. Сероваи т. д.). Втретьих, школьники пытаются сформулировать общее содержание картины (например,Эта картина о красоте природы. Эта картина о ранней веснеи т. д.). Вчетвёртых, дети начинают овладевать композиционным анализом картины(на переднем плане картины изображено… ; на заднем плане картины мы видим... и т. д.).Пример беседы по картине В. М. Васнецова «Снегурочка».Учль.Скажите, какая картина и какого замечательного художника находится перед вами?Учк.Перед нами картина«Снегурочка» замечательного русского художника В.М. Васнецова. Учль.Какое время и какое место изображено на картине?Учк. Холодная зимняя ночь. Заснеженная лесная поляна. Тишина. Неяркий лунный свет освещает одинокую фигуру. Учль.Сказочная таинственная ночь. Царство Берендея. На заснеженную полянку льется мягкий лунный свет. Он освещает одинокую фигуру. (Работа в таблице.)Учль.Кто же это?Учк.Это Снегурочка.Учль.Во что она одета?Учк.Она одета в длинное светлое пальто.Учль.Чем украшено пальто?Учк.Пальто украшено узорами.Учль.Что ещё из одежды есть на девочке?Учк.На девочке шапка и тёплые варежки. (Работа в таблице.)Учль.Какая у Снегурочки фигура?Учк.У Снегурочки стройная фигура.Учль.В каком положениинаходятся руки?Учк.Руки разведены в стороны.Учль.Куда повёрнута голова?Учк.Голова повёрнута вправо, будто девочка к чемуто прислушивается. (Работа в таблице.)Учль.Куда идёт Снегурочка по заснеженному лесу? Учк.Снегурочка идёт по заснеженному лесу к людям. Учль.Что мы видим в её чудесных выразительных глазах? Учк.В чудесных выразительных глазах Снегурочки затаилась тревога и некоторая растерянность перед неизвестным будущим. (Работа в таблице.)Учль.Какие чувства и ощущения вызывает у вас эта картина?Учк.Хочется, чтобы люди встретили Снегурочку с радостью.Учк.Чудесен и прекрасен изображённый художником сказочныймир.Пример таблицы к сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка».

План рассмотрения картиныРабочий материалПлан сочинения1. Сведения об автореЗамечательный русский художник1. Автор картины2. Зимняя ночьЗимняя ночьЛесная полянаТишинаЛунный свет2. Зимняя ночь3. Одежда девочкиДлинное пальтоУкрашено узорамиТеплые варежкиШапка3. Одежда снегурочки4. Фигура СнегурочкиСтройная фигураРазведены в стороныПовернута вправо4. Фигура девочки5. Путь девочкиСледы на снегуЧудесныеВыразительные глаза5. Дорога в будущее6. Чувства и ощущения от картиныВстретили с радостью чудесный сказочный мир6. Мои впечатления от картины

Тексты сочинений в 3м классе становятся объемнее и художественнее. Возможный вариант сочинения третьеклассника по картине В. М. Васнецова «Снегурочка». Я любуюсьчудесной картиной замечательного русского художника В. М.Васнецова.Холодная зимняя ночь. Заснеженная лесная поляна. Тишина. На темном небе мерцают маленькие звёздочки. Неяркий лунный свет освещает одинокую фигуру.Это Снегурочка. Она в длинном светлом пальто с узорами, в шапке и теплых варежках. У Снегурочки стройная фигура. Руки разведены в стороны. Голова повернута вправо, будто девочка к чемуто прислушивается.Снегурочка идет по заснеженному лесу к людям. В её чудесных выразительных глазах затаилась тревога и некоторая растерянность перед будущим.Хочется, чтобы Снегурочку люди встретили с радостью.В четвертом классе работа по демонстрационной картине приобретает в определенном смысле (на простейшем уровне) философскохудожественное наполнение. Дети учатся постигать глубину содержания произведений живописи, находить и выражать вложенную автором идею. У них формируется умение видеть и характеризовать детали картины. Обращается внимание школьников на цветовое решение картины, на сочетание содержания и выбранных автором художественных средств. Соответственно в беседе появляются новые подтемы. Примербеседы по картине И.И. Шишкина «Рожь»:Учль.Итак, какая картина и какого выдающегося мастера живописи находится перед вами?Учк.Перед нами картина «Рожь» выдающегося мастера живописи XIX века Ивана Ивановича Шишкина.Учль.Что изображено на переднем плане картины?Учк.На картине изображено поле созревающей ржи.Учль.Что напоминает колосящийся ржаной простор?Учк.Колосящийся ржаной простор напоминает безбрежное жёлтое море, которое спокойно катит свои мягкие волны.(Работа с таблицей.)Учль.Что находится посередине поля?Учк.Посередине поля вьётся убегающая вдаль дорога.Учль.Какие ощущения появляются при виде дороги?Учк.Она словно манит пройти вдоль поля, подышать его запахами, насладиться тишиной и покоем. (Работа с таблицей).Учль.Какие птицы летают низко над полем?Учк.Низко над полем летают быстрокрылые ласточки.Учль.Что они предвещают?Учк.Они предвещают надвигающийся дождь или даже ливень. (Работа с таблицей.)Учль.Посмотрите на задний план картины. Скажите, чтоещё показывает, что очень скоро пойдёт сильный дождь.Учк.Над полем тёмное, грозовое небо. На нем огромныедождевые облака. (Работа с таблицей.)Учль.Какое деревце особенно ждёт животворной влаги.Учк.Особенно ждёт животворной влаги маленькоеполузасохшее деревце, стоящее между могучих ветвистых сосен. (Работа с таблицей.)Учль.Что ещё предвещает скорую грозу?Учк.Напряжённая тишина и безветрие тоже предвещают скорую грозу или ливень. (Работа с таблицей.)Учль.Каких красок нет в картине? Какие краски в ней преобладают?УчкВ картине нет ярких красок. Жёлтое поле. Темнозеленые сосны. Белоголубая, переходящая в тёмносиний цвет небесная даль. (Работа с таблицей.)Учль.Какие чувства и ощущения появляются при видеобычного русского пейзажа?Учк.При виде обычного русского пейзажа появляется чувство единения с природой. Хочется оказаться на этой дороге среди золотых колосьев, вдохнуть тёплый ржаной запах, послушать тишину, ощутить бесконечность и красоту Вселенной. Иконечно же, не перестаёшь восхищаться талантом великого художника.Подобного рода беседы помогают школьникам сконцентрироваться на основных направлениях анализа картины, помогают установить логику речевого высказывания, увеличить силу его художественности и достаточный объем. Возможный вариант сочинения по картине И. И. Шишкина «Рожь».Долго смотрю и не могу оторвать глаз от картины «Рожь» выдающегося мастера живописи И.И. Шишкина. В ней простота, мудрость, широта русского раздолья.На картине изображено бескрайнее поле золотящейсясозревающей ржи. Колосящийся простор напоминает безбрежное жёлтое море, которое спокойно и величаво катит свои мягкие волны.Посередине поля вьётся убегающая вдаль дорога. Хочетсяпройти по ней и насладиться тишиной, покоем, хлебным запахом.Низко над полем летают быстрокрылые ласточки Они предвещают приближающийся дождь или дажегрозу.Об этом предупреждают огромные облака на тёмномнебе.Особенно ждёт влаги маленькое полузасохшее деревце, которое стоит на поле между могучих ветвистых сосен.В картине нет ярких красок. Жёлтое поле, тёмнозеленые сосны. Белоголубая, переходящая в тёмносиний цвет, небесная даль.Смотришь на этот простой пейзаж и не перестаешь удивляться, как необъятна, плодородна и прекрасна русская земля.Таким образом, систематическая, последовательная, правильно организованная работа по написанию сочинений, в основе которых лежит анализ демонстрационной картины, может служить мощной базой для развития устной и письменной связной речи младших школьников, а вместе с тем –для формирования их художественного вкуса, расширения кругозора, становления жизненных приоритетов и позиций.

Рекомендуемая литература1.Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 1 класс .–Киров: ООО «Кировская областная типография», 2013. –60 с.2.Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 2 класс .–Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014. –128 с.3.Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 3 класс .–Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014. –128 с.4.Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 4 класс .–Киров: ООО «Кировская областная типография», 2013. –128 с.

Galina Bakulina,

Doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and methodology of preschool and primary education of Vyatka State University of Humanities, KirovEssay on painting demonstration as a means of coherent speech development of Junior schoolchildrenAbstract.In this article, given the concept works, the role of composition in speech development of primary school children, presents General information about the specifics of writing in elementary school. The author dwells on the methodological peculiarities of writing the most difficult types of essays in elementary school –essay on the demo picture. Keywords:writing, speech development of primary school children, types of essays essay on the demo picture.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н. доктором педагогических наук, членом редакциооной коллегии журнала «Концепт»