Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абдрахманова А. И. Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S32. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14881.htm.
Аннотация. Статья посвящена раскрытию психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем инициативы и исполнительности в процессе решения учебных задач. Рассматриваются понятия «инициатива», «интеллектуальная инициатива» и их особенности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абдрахманова Алена Ильфатовна,аспирант кафедры практической психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировilfatovna@mail.ru

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста

с разным уровнем проявления

интеллектуальной инициативы и исполнительности

Аннотация. Статья посвящена раскрытию психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем инициативы и исполнительности в процессе решения учебных задач. Рассматриваются понятия «инициатива», «интеллектуальная инициатива» и их особенности. Ключевые слова:инициатива, исполнительность, дети старшего дошкольного возраста.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Государственная политика в настоящее время направлена на поддержку социальной инициативы, творчества, активности. Поощряются гражданские, молодежные проекты, у креативных и талантливых появляется возможность воплотить свои идеи в жизнь. В системе образования на каждой ступени ставятся задачи формировать инициативу, самостоятельность, любознательность у детей. Проявление интеллектуальной инициативыи творчества в процессе обучения благоприятно сказывается на качество образования.Следовательно, необходимо знать актуальный уровень развития, психологические детерминантывыраженности инициативы и творчества каждого ребенка, способы и условия их развития. Поэтому целью статьи является охарактеризовать психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления инициативы и исполнительности.В статье мы описывали характеристики, выявляли типы и раскрывали особенности личности дошкольников с разными типами интеллектуальной инициативы. В научных исследованиях сформулированы определения понятий «инициатива» и «инициативность». При их анализе видно, что большее внимание уделяется изучению инициативности личности. Предметом нашего исследования является инициатива. Поэтому необходимо обозначить разницу между понятиями.Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов определяют инициативность как качество личности. П.А.Рудик пишет об инициативности как о способности «к самостоятельным волевым проявлениям»[1]. Понятие «инициатива» рассматривается в работах А. С. Макаренко, М.Вайсфельда, Б. А. Кадырова, А. И. Крупнова и др. В словаре С. И. Ожегова, Н.Ю.Шведова инициатива определяется как «почин, внутреннее побуждение, предприимчивость» [2], то есть инициатива ‬средство осуществления какойлибо деятельности, активности.Ряд исследователей раскрывают понятие «инициатива» в рамках активности. Например, В.Г.Маралов и В.А.Ситаров называют ее категорией социальной активности. Е. А. Погонина определяет инициативу как форму активности, «которая является причиной начала и развертывания деятельности» [3]. Характеристиками инициативы являются:Выход за пределы требуемого (В. Г. Маралов и В.А.Ситаров, Т.Г.Егоров, Л. С. Новикова).Принятие на себя меры ответственности (В. Г. Маралов и В.А.Ситаров).Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения (С.Л.Рубинштейн).В зависимости от вида деятельности ученые выделяют интеллектуальную, познавательную, социальную и другие виды инициатив.Интеллектуальная инициатива как разновидность социальной, по мнению В.Д.Шадрикова, проявляется в поиске учеником нового или усовершенствованию старого подхода к решению задачи. Возникновение этого качества возможно только в случае сформированности у ученика познавательного мотива, интереса и постановки цели деятельности.Д. Б. Богоявленская считает интеллектуальную инициативу «качественной характеристикой умственного развития, которая обеспечивает формирование интеллектуальных способностей личности», «продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого» [4; 5]. Мы видим, что В.Д.Шадриков, Д.Б.Богоявленская определяют это понятие в качестве характеристики умственного развития, средство формирования интеллектуальной способности.Противоположным инициативе качеством на наш взгляд является исполнительность.Отличие инициативы от исполнительности заключается в том, что инициатива реализует свои желания, а исполнительность ‬желания других, то есть исполнительность ведет за собой инициативу.Ранее мы писали о том, что инициатива является средством осуществления какой либо деятельности, активности. Опираясь на исследования В. Г. Маралова и В.А.Ситарова, представим классификацию типов социальной активности и социальной реактивности через сочетание инициативы и исполнительности [6]: 1йтип ‬инициативные и исполнительные дети.

2йтип ‬дети с преобладанием инициативы. 3йтип ‬исполнительные дети. 4й‬импульсивные дети. 5й‬пассивные дети.В. Г. Маралов дает характеристику типам [7]:1йтип‬инициативные и исполнительные дети. Дошкольники, входящие в эту группу, способны проявлять инициативу и исполнительность в различных видах деятельности. Например, в игре: задают тон, умеют придумать сюжет, организовать других детей, одновременно учитывают их интересы, проявляют творчество. В то же время старательны, четко, на высоком уровне выполняют игровые требования и правила, владеют игровыми действиями, способны доводить игру до логического конца.2йтип‬дети с преобладанием инициатив. Это дошкольники, способные к выдвижению качественных инициатив, но не всегда соотносящие их с собственным исполнением, а также те, кто может выдвинуть инициативу, но не владеет в достаточной мере операциональными сторонами исполнения или не обладает самостоятельностью. В результате их деятельность прерывается или выполняется некачественно. Например, с желанием включаются в работу на занятиях, задают вопросы, могут предложить свои варианты выполнения задания, но при этом интерес быстро падает, особенно, когда чтото получается плохо, часто отвлекаются, слабо владеют учебными умениями.йтип‬дети с преобладанием исполнительности. В эту группу входят такие дошкольники, которые способны качественно и на высоком уровне решать поставленные задачи, но не проявляют особых инициатив, ориентированы на указания, авторитет взрослого. Например, в игре не стремятся лидировать, выдвигать инициативы. Однако с желанием играют, качественно выполняют предписания,подчиняютсятребованиямиправилам,проявляют самостоятельность и ответственность.4йтип‬социально импульсивные дошкольники‬это дети, которые на первый взгляд проявляют высокую активность, включаются в самые разнообразные виды деятельности, но, как правило, инициативы их носят некачественный характер, а исполнительность далека от совершенства. Начатое дело они редко доводят до конца, вступают в конфликты, часто проявляя при этом неуравновешенность, эмоциональную возбудимость.5йтип‬социально пассивные дошкольники, наоборот, стараются «уходить» от деятельности, не проявлять никаких инициатив, исполнительский компонент также страдает низким качеством, непоследовательностью, отличается неразвитостью операциональных сторон деятельности.Характеристика типов описывает не только особенности социальной инициативы дошкольников, но и познавательной и интеллектуальной инициативы.Мы, исследуя интеллектуальную инициативу, более подобно изучали психологические особенности детейв процессе решения учебных задач.На базе МКДОУ детский сад №145 и МКДОУ «Центрразвития ребенка‬детский сад №202» нами было проведено исследование инициативы и исполнительности детей старшего дошкольного возраста.В исследовании приняло участие 71 дошкольник и 10 педагогов.Первым этапом исследования было выявление типов инициативы у дошкольниковс помощью диагностической методики «Методика выявления типов активности детей во взаимодействии» В. Г. Маралова [8].Второй этап заключался в разработке диагностического материала. На основе диагностической методики «Лабиринт» О. Н. Истратовой [9] и, мы разработали диагностический материал «Лабиринт» длявыявления особенностей детей, проявляющих инициативу в старшем дошкольном возрасте. На третьем этапе исследования мы апробировали диагностический материал и обобщали полученные данные. Процедура проведения заключалась в том, что детям предлагалось найти загаданный дом, последовательно двигаясь по обозначенным ориентирам. Работа осуществлялась в парах. Дети с разным типом активности взаимодействовали друг с другом.Инструкция для детей.Мы попали в неизвестный нам город. Путешествовать нам предстоит на машинах. Выберите себе транспорт (автобус, машина такси). Водителю грузовика следует доставить домой посылку, а водителю такси забрать из этого дома пассажира. У нас есть карта. Смотрите на нее. Надо ехать от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом ‬елочки. Найдите нужный домик.Качественнаяобработка данных осуществлялась по критериям:

быстрота включения в работу;

степень сосредоточенности;

оценка ситуации в целом;

проявление инициативы;

темп деятельности;

старательность.Полученные данные мы заносили в табл.1.Таблица 1Образец бланка фиксации результатов диагностики

Тип активностиПроявления ребенка1йтип2йтип2йтип3йтип2йтип5йтипНа основе этого были получены следующие результаты, представленные в табл.2.Таблица 2Результаты диагностики инициативы детей старшего дошкольного возраста

КритерийТипы инициативы и исполнительности

1йтип2йтип3йтип4йтип5йтип1.Быстрота включения в работуОбдумывает решение, поэтому включение в работу постепенноеВысокаяВысокаяВысокаяВысокая2.Степень сосредоточенности, старательностиСосредоточен, старателен. Следит за правильностью выполненияРазличная. Некоторые действия импульсивны.СредняяНизкая, что сказывается на качестве выполнения заданияНизкая3. Проявление инициативыЛидер, но умеет уступатьЛидируют, либо выполняют задание вместе с товарищемВедомы. Повторяют решение за товарищем.Инициатива ложна (проявляется не в решении задачи, а в управлении действиями другого)Ведомы и уступчивы4. Темп деятельностиТемп деятельности различен. Преимущественно быстрыйВысокий. Желание быстро получить результат

НевысокийВысокийМедленный5. Умение взаимодействоватьОказывает помощь товарищу в случае выполнения задания: «Подъезжай вот сюда». Легко находит общий язык с другимиВажен результат товарища‬соотносит свой результат и его результатомСоглашаются с действиями товарищейДавление над другими или независимая позиция относительно товарища

Нетерпеливы во взаимодействии с другими6. Оценка ситуации в целомДети первого типа преимущественно не зависят от другого. СпокойныВзволнованы, так как для этого типа важен хороший результатДля этого типа важно сотрудничество с другими субъектами деятельности. Эмоциональность различнаДети этого типа очень неустойчивы в своей деятельности ‬стремятся к лидерству, но оно в большинстве случаев неуспешноДети данного типа медлительны и преимущественно не заинтересованы в деятельности

Обобщим. Дети 1готипа(дети инициативные и исполнительные)больше времени тратят на включение в работу, поэтому решение задачи правильное и осмысленное. Их познание направлено вглубь, а не вширь. Они старательны и сосредоточенны. Проявляют лидерские качества, но и способны уступать. Работают динамично. Дети данного типа легко находят общий язык с товарищами, доброжелательны и готовы прийти на помощь. Оценка окружающих для них в меньшей степени важна, чем для детей других типов.Дети 2готипа (детис преобладанием инициативы) предпочитают сделать задание быстро, для них становится важным оценка окружающих, нацелены на результат. Могут быть лидером или осуществлять групповую работу.Дети 3готипа (дети с преобладанием исполнительности) ведомы, не самостоятельны. Им важно найти лидера, за которым они будут следовать.Дети 4готипа (импульсивные дети) проявляют низкую сосредоточенность при решении задачи. Инициатива ложная. Любят управлять действиями другого. У детей данного типа сильно выражено желание лидировать.Дети 5готипа(пассивные в интеллектуальной инициативе) несамостоятельны, не заинтересованы в деятельности, полагаются на решение товарища.По результатом диагностики было также замечены особые проявления в поведении дошкольников во взаимодействии с определенным типом.Эти данные представлены в табл.3.Таблица 3Закономерности проявления инициативы в парной работе детей с разными типами инициативы

ТипыЗакономерности2йи 3йтипСтремление ребенка 3готипа подражать в поведении ребенку со 2мтипом2йи 4йтипыРебенок 4готипа становится ведомым, проявляет особенности 5готипа3йи 5йтипыРебенок 3готипа создает препятствия другому, проявляет особенности 4 типа. Ребенок 5готипа проявляет себя как дети 2готипа3йи 5йтипыРебенок 3готипа не следит за результатом другого, проявляет самостоятельность как ребенок 2готипа

Таким образом, мы видим, что во взаимодействии детей с преобладанием инициативы (2йтип) и с преобладанием исполнительности (3йтип) ребенок 3готипа стремится быть инициативным как ребенок со 2мтипом. При взаимодействии ребенка с преобладанием инициативы (2йтип) и импульсивного ребенка (4йтип) поведение импульсивного ребенка меняется и становится похожим на поведение ребенка с 5мтипом инициативы.Противоречие составляют детис 3ми 5мтипом инициативы во взаимодействии. Например, в первом случае ребенок с преобладанием исполнительности (3йтип) старается улучшить свои возможности и быть похожим на ребенка с преобладанием инициативы. Во втором случае инициатива у ребенка с преобладанием исполнительности снижается и приобретает характерные особенности 4готипа(импульсивные дети).Иными словами,в построении учебной деятельности на занятиях нежелательно в парной работе объединять детей с 3ми 5мтипом инициативы. А детей со 2мтипом инициативы желательно включать в работу с детьми 3го, 4го типов.На основании вышеизложенного сформулируем краткие выводы.1.«Инициатива»‬средство осуществления какойлибо деятельности, «инициативность»‬качество личности, предполагающее способность к волевым действиям.Отличие инициативы от исполнительности заключается в том, что инициатива реализует свои желания, а исполнительность ‬желания других, то есть исполнительность ведет за собой инициативу.3.Выделяют 5 типов социальной активности и социальной реактивности: 1йтип‬инициативные и исполнительные дети; 2йтип ‬дети с преобладанием инициативы; 3йтип ‬исполнительные дети; 4й‬импульсивные дети; 5й‬пассивные дети.

4.Инициатива дошкольника 1готипа составляет небольшой процент от общего количества, но их характеристики качественно отличаются от детей с другими типами инициативы.5.Дети с различными видами инициативы влияют друг на друга поразному. Например, дети 3готипа во взаимодействии с ребенком 5готипа увеличивают свои инициативы, а дети с 4мтипом во взаимодействии с детьми 2готипа ‬уменьшают. Это стоит учитывать при построении психологопедагогической работы.

Ссылки на источники1.Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащийся молодежи // Вестник Томского государственного педагогического университета.‬Томск, 2009. ‬№5. ‬С. 34‬39.2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.4е изд. ‬М., 1997.3.Шанц Е.А. Инициативность как одно из социальнозначимых качеств личности студента в общественнополезной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IIмеждунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). ‬Уфа: Лето, 2012.4.Шаповалова К. Л. Основные подходы к рассмотрению понятия «Инициативность» в историческом аспекте // Преподаватель XXIвек / Московский педагогический государственный университет. ‬2012. ‬№11. ‬С. 177‬184.5.Косачева Е. П. Педагогические условия развития познавательной инициативы будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки в вузе: дис. …канд.пед.наук : 13.00.01. ‬Череповец, 1999. ‬170 с. 6.Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (дошкольник ‬младший школьник). ‬М.: Прометей, 1990.

7.Маралов В. Г. Как научить ребенка быть терпеливым и внимательным к людям: пособие для воспитателей и детских практических психологов.‬М.: «Аркти», 2009.‬136 с.8.Там же.9.Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.‬Ростов/н Д.: Феникс,2006.

Alena Abdrakhmanova,

Рostgraduate student of the Department of practical psychology Vyatka State Universityof Humanities, Kirov

ilfatovna@mail.ruThe psychological portrait of preschool children with different levels of manifestation of intellectual initiative and commitment

Abstract.The article is devoted to the disclosure of the psychological characteristics of children of senior preschool age with different levels of initiative and diligence in the process of solving educational problems. The concepts of "initiative", "intellectual initiative and their features.

Keywords: initiative, diligence, children of senior preschool age.

Рекомендовано к публикации:

Вахрушевой Л. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»