Методический проект «Адаптация заданий учебника русского языка для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова с ориентацией на формирование коммуникативной компетентности»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чурина В. В. Методический проект «Адаптация заданий учебника русского языка для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова с ориентацией на формирование коммуникативной компетентности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54128.htm.
Аннотация. В статье автор описывает методический проект, созданный для обучения учеников 6-х классов в рамках коммуникативной компетенции. Цель проекта – адаптация учебника русского языка под редакцией М.Т. Баранова.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чурина Валентина Викторовна,учитель русского языка и литературы, МКОУ СОШ,с. Пасегово Кировской областиchurinavalentina@mail.ru

Методический проект «Адаптация заданий учебника русского языка для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова с ориентацией на формирование коммуникативной компетентности»

Аннотация.В статье автор описывает методический проект, созданный для обучения учеников 6х классов в рамках коммуникативной компетенции. Цель проекта‬адаптация учебника русского языка под редакцией М.Т. Баранова.Ключевые слова:урок русского языка, 6 класс, средняя школа, коммуникативная компетентность, учебник М.Т.Баранова.

Методический проект ‬это учительское исследование. Оно направлено на изучение собственного опыта, собственной профессиональной деятельности, организуемой в целях модернизационного обновления образования.Как родилась идея методического проекта? Вопервых, из обобщения опыта по методической теме, вовторых, из потребности поновому организовать коммуникативно

деятельностное обучение на уроках русского языка. Если наши отношения с учащимися начинаются со слова, значит, живое общение, языковая коммуникативность ‬это фундамент, на котором развивается личность.Любой проект, в том числе и методический, рождается из проблемы. В ней противопоставлено желаемое ‬необходимость овладеть всеми видами речевой деятельности, умением использовать язык в различных сферах и ситуациях общения ‬и действительным ‬низким реальным уровнем речевой культуры, неумением выразить мысль, что не способствует самореализации личности. Где идея, которая поможет решить проблему? Если пишут учебники ‬значит это комунибудь нужно… Все ли задания упражнений учебника решают задачи формирования коммуникативной компетентности? Может некоторые задания нужно адаптировать, чтобы на их материале организовать коммуникативнодеятельностное обучение? Поиск ответов на эти вопросы вывел на тему методического проекта «Адаптация заданий учебника русского языка для 6 класса с ориентацией на формирование коммуникативной компетентности».Актуальность темы очевидна. В современном обществе существует тенденция потери общения между людьми. Практически коммуникативное общение становится бедным или вообще отсутствует, что приводит к разобщенности и потере речевых контактов. Если наши отношения с учащимися начинаются со слова, значит, живое общение, языковая коммуникация ‬это фундамент, на котором развивается личность. И именно школа, учитель, организуя коммуникативное общение на школьном уроке, решают вопрос снижения дефицита общения. В школьной практике сложился стереотип требований к преподаванию русского языка, когда о деятельности учителя судят, главным образом, по результатам контрольного диктанта, а не потому, какдети умеют воспринимать услышанное, прочитанное, как умеют говорить и писать. А жизнь требует культуры общения в семье, культуры речевого поведения, культуры профессионального общения.Поэтому стандарты основного общего образования по русскому языку требуют овладения всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умений и навыков использовать язык в различных сферах и

ситуациях общения, соответствующих опыту и интересам, психологическим особенностям учащихся.Актуальность темы определяет цель: формирование коммуникативной компетентности через модификацию упражнений учебника, способствующих становлению коммуникативной компетентности. И действительно, если организовать на уроке коммуникативное общение, используя коммуникативноориентированные упражнения как основу для развития всех видов речевой деятельности, то это будет оптимальное средство, формирующее коммуникативные способности.Проект позволит решить задачи:1.Проанализировать упражнения учебника под редакцией М.Т.Баранова с точки зрения возможностей для формирования всех видов речевой деятельности. 2.Внести коррективы в планирование урока по русскому языку с учетом коммуникативнодеятельностного подхода.3.Систематизировать упражнения по видам речевой деятельности в каждой теме курса русского языка в 6 классе. 4.Дополнить систему тренировочных упражнений учебника дидактическим материалом, на основе которого можно создавать речевые ситуации с учетом возраста и индивидуальных особенностей учащихся. 5.Создать условия каждому ученику для его продвижения в овладении речью, конкретным коммуникативноречевым умением.В основе проекта лежат концептуальные идеи личностно ориентированного обучения (И.С.Якиманской), основной частью которого является социальнокоммуникативный компонент.Организуя коммуникативнодеятельностное обучение, учитываем возможности, которыми располагает ребенок и то, что необходимо развивать, совершенствовать и обогащать.Принцип коммуникативности способствует и нравственному развитию, основная идея которого: знаниечерез общение и общение через знания.Таким образом, в основе коммуникативноориентированного преподавания лежат следующие идеи:учить общению общаясь;создавать в процессе обучения языку условия речевого общения;учить русскому языку ‬«значит развивать духовные способности учащегося» (Ф.И.Буслаев);создавать условия каждому ребенку для реализации его речевых возможностей жизненного самоопределения.Идея коммуникативноориентированного преподавания, разработанная ученымиметодистами, представляющими два направления: коммуникативное и риторическое. Первое, разработанное М.Т.Барановым, выявляет закономерности функционирования языка как средства общения, второе, созданное Т.А.Ладыженской, помогает осуществить связь обучения языку с общечеловеческими нравственными ценностями, способствует развитию устной речи учащихся. Основная характеристика этих двух направлений: учить общению общаясь. Созданы новые учебники и пособия под редакцией В.В.Львова и С.И.Львовой, реализующие коммуникативный подход. Методическая наука,опыт учителейпрактиков помогают осознать, что в процессе обучения языку необходимо создавать условия речевого общения.Ожидаемый результат: организация системной целенаправленной работы по становлению коммуникативной компетентности ученика, способствующая самореализации его личности.

Основное содержание проекта реализует поставленную цель через развитие устной разговорной речи (умение составлять устный рассказ, вести диалог), через работу с текстом упражнений учебника как средством формирования коммуникативной компетентности, через уроки развития речи. Реализация проекта началась с анализа заданий учебника. Не все они коммуникативноориентированные, но сам материал уже дает возможность использовать их как средство формирования коммуникативной компетентности.Как сделать задания упражнений учебника коммуникативноориентированными? Можно показать на примерах из проекта.1) §17 «Жаргонизмы». Вопрос учебника ориентирован на конкретный ответ: Встречали ли вы людей, которые говорят на жаргонном языке, т.е. на сленге? А может быть, вы слышали жаргонные словечки в речи сверстников или взрослых? Удачно было бы примерить здесь речевую ситуацию на основе столкновения разных точек зрения по отношению к сленгу. Одни зовут родителей предками, а другие черепами…И то и другое звучит неуважительно. Почему неуважительно? Ведь называем мы их так между собой, родители же не слышат.2) Устное выступление на одну из тем. Учебник предлагает подготовить устное выступление о происхождении слов. Дополняем задание, ставя коммуникативную задачу: Этимология ‬это увлекательная наука. Расскажите о ней ученикам младших классов, используя тему «История слова…» и текст «Кстати, о джинсах».3) §16 «Диалектизмы» В одном из упражнений задается вопрос: «Какие диалектные слова употребляются в той местности, где вы живете»

Мобилизуем жизненный опыт через создание речевой ситуации: Вы возвращаетесь домой, в купе с вами незнакомые люди. И вы слышите: «В гостяхто хорошо, а домато лучше». Почему повеяло родным, вятским. Продолжите рассказ от имени старушки, возвращающейся на родину в Вятку.4) §86 «Употребление наклонений» Задание упражнения 509 помогает повторить правила разговора по телефону. Актуализируем тему этого текста через создание речевой ситуации: Вы открыли глаза и сразу хватаете телефон. Вот он. Ваш спаситель от скуки, развлекатель, информатор, сообщатель потрясающих новостей, предупреждатель, подсказыватель. Телефончик, телефонушка, телефонище обожаемый. Поделитесь мнением, чем для вас является телефон?5) В теме «Имя прилагательное» развитие речи на основе упр. 271. Учебник предлагает определить, в каких предложениях выражена основная мысль каждого из абзацев. Усложним задачу: Сравните проблемы, поднятые в тексте, с проблемой стихотворения К.Ваншенкина и ответьте на вопрос текста «Кто сохранит потомкам хотя бы малую часть русского пейзажа?»В учебнике 6 класса представлены разные стили речи. Учимся писать заявления, объявления. В учебнике дается задание: По образцу составьте и запишите объявление, например, о туристском походе, о посещении музея. Моделируем речевую ситуацию: Вы потеряли ключи, или телефон, или книгу… Как попросить помощи в официальноделовом стиле? Конечно же, напишем объявление.Методический проект рассчитан на два года и призван способствовать системной целенаправленной работе по становлению коммуникативной компетентности ученика, самореализации его личности.

Ссылкинаисточники1.Ваншенкин К. Избранные стихотворения. В 2х томах. М., «Худож. Лит.», 1975г2.Заходер Б.В. Кто ходит в гости по утрам: стихи для детей, М.:Самовар, 2006г117с3.Рождественский Р.И. Избранные произведения. В 2х т.Т1М, Худож.лит. 1979г.

4.Русский язык: учеб.для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; изд. М.: Просвещение, 2010.5.СелевкоГ.К.Современныеобразовательныетехнологии: Учебное пособие. ‬М.: Народноеобразование, 1998. ‬256 с.6.Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике/ Сост.О.В. Сухомлинская .М.: Педагогика, 1990.304стр.7.ФГОСосновного общего образования от2004года

8.Шефнер В. Собрание сочинений: в 4х т. Т.1: Стихотворения Л.: Худож.лит; 1991г.9.Этикет от А до Я. Авторсоставитель Н.В.Чудакова.М.: Издательство АСТ, 1997 ‬112с