Электронное методическое пособие «Изучение творчества Н.В. Гоголя в 9 классе»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савинова Д. Б. Электронное методическое пособие «Изучение творчества Н.В. Гоголя в 9 классе» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54127.htm.
Аннотация. В статье описывается электронное методическое пособие, которое может стать основным и единственным при подготовке и проведении уроков русского языка и литературы в 9 классе. Кроме того, предлагаются материалы и сценарий для проведения урока литературы и внеклассного мероприятия. Пособие может стать незаменимым помощником как для учителя, так и для ученика.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Савинова Диана Борисовна,замдиректора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри РС (Я)dsavinova@rambler.ru

Электронное методическое пособие «Изучение творчества Н.В. Гоголя в 9 классе»

Аннотация. В статье описывается электронное методическое пособие, которое может стать основным и единственным при подготовке и проведении уроков русского языка и литературы в 9 классе. Кроме того, предлагаются материалы и сценарий для проведения урока литературы и внеклассного мероприятия. Пособие может стать незаменимым помощником как для учителя, так и для ученика.Ключевые слова: изучение творчестваГоголя, русский язык, литература,9 класс.

Электронное методическое пособие «Гоголь девятиклассникам» предназначено прежде всего учителям русского языка и литературы, потому что содержит методические рекомендации и материалы для проведения уроков литературы в 9 классе по «Мёртвым душам» и русского языка в 9 классе при организации повторения орфографии и пунктуации в конце года на материале произведений Гоголя. Страница «Уроки литературы» содержит 15 уроков от изучения биографии до сочинения по творчеству писателя. Один из уроков ‬лабораторная работа по циклу «Арабески», и конкретно по повести «Невский проспект», во время которой учащиеся работают с фрагментами повести и проводят исследования писательских особенностей восприятия.

Лабораторная работа по циклу «Арабески». «Петербургские повести»Цель работы:познакомить учащихся с циклом «Петербургских повестей», дать представление учащимся об изображении Гоголем Петербурга в цикле; выяснить авторскую позицию; совершенствовать умение сопоставлять, делать выводы.Термины, необходимые для работы:аннотация, элементы сюжета, средства художественной выразительности, образ.1.Прочитайте определение слова арабески и аннотации к повестям Гоголя. Сделайте вывод о том, что означает название цикла, в который вошли перечисленные повести, а также «Коляска», «Шинель» и «Рим».Арабéска (арабéски) ‬вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного илинескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.«ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО»Титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, сорока двух лет, ведёт свои дневниковые записи на протяжении четырёх с лишним месяцев.В дождливый день вторника третьего октября 1933г. Поприщин в своей старомодной шинели отправляется, припозднившись, на нелюбимую службу в одно из отделений петербургского департамента в надежде разве что получить от казначея наперёд немного денег из жалованья. По дороге замечает подъехавшую к магазину карету, из которой выпархивает прелестная дочьдиректора департамента, где он служит. Герой нечаянно подслушивает разговор дочкиной собачонки Меджи с собачкой Фиделькой, принадлежащей двум проходящим мимо дамам. Удивившись сему факту, Поприщин вместо службы отправляется за дамами и узнаёт, что они живут в пятом этаже дома Зверкоа, что у Кокушкина моста. Расследование событий, связанных с этими собачками и женщинами, в одну из которых влюбляется Поприщин, занимает у него несколько месяцев. Он даже пытается коечто вызнать у собачек, которые от разговорауклоняются.Несчастная любовь вкупе с тревожными сообщениями газет окончательно повреждают рассудок Поприщина. Его волнует попытка упразднить испанский престол в связи со смертью короля. Эту тему он развивает дальше в своих записках и дописывается до того, что он, якобы, жертва политических интриг. Он пишет слёзное письмо матушке с мольбой о помощи, но шишка под самым носом у алжирского бея вновь отвлекает его бедное внимание.«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»Здесь встретишь всё, что хочешь. Утром он для служащих; с 12 ‬для гувернёров и детей; с 2х часов ‬для родителей, общества. Невский проспект ‬это выставка людей. В 3 часа здесь обедающие чиновники, а с 4х пусто, но вечером гуляют искатели счастья ‬молодые секретари.Так гуляли художник Пискарёв и поручик Пирогов. Увидели они дам, и пошёл каждый за своей…«НОС»Описанное происшествие, по свидетельству повествователя, случилось в Петербурге, марта 25 числа. коллежский асессор Ковалёв (более любивший именоваться майором), пробудясь утром с намерением осмотреть вскочивший давеча на носу прыщик, не обнаруживает и самого носа. Майор встречает нос потом в городе, становится свидетелем его карьерного взлёта (до такой степени, что сам же становится у него в подчинении). Необыкновенным же способом однажды утром нос вернулся на своё место.«ПОРТРЕТ»Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе Петербурга, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за неё последний двугривенный, принёс домой. Это был портрет старика, глаза которого были выписаны так правдиво, что казались живыми. Эти глаза как будто всюду следили за молодым художником. И вот чудесным образом в его руках оказываются деньги, которые даёт художнику во сне этот старик. Деньги делают своё губительное дело ‬Чартков умирает ужасной, мучительной смертью.Портрет старика оказывается на аукционе, цена за него растёт, но вдруг появляется человек, который заявляет свои права на этот портрет.Он рассказывает завораживающую историю, и, почти доказав своё право, обнаруживает, что портрет исчез…2.Прочитайте экспозицию повести «Невский проспект» и её финал. Как соотносятся начало и концовка повести?3.Какими средствами рисует Гоголь образ Невского проспекта?4.По словам Гоголя, Невский проспект ‬«всеобщая коммуникация Петербурга». Найдите в экспозиции намёк на то, что объединить всех жителей в одно общее целое не удаётся, что дистанция между ними сохраняется. Объединяет или разъединяет людей Невский проспект?Страница «Уроки русского языка» содержит 12 уроков повторения в конце года (синтаксис и пунктуация, орфография, в том числе сложные случаи правописания, лексика и заключительный особенный, лирический урок, посвящённый анализу последнего лирического отступления, урок, на котором необходимо говорить о том, что делает это лирическое отступление таким запоминающимся, как сумел писатель сделать так, что его слово входит в нашу душу, создавая неповторимый и вечный образ «птицытройки», летящей по дороге…) на материале произведений Н.В. Гоголя.В пособии представлены иллюстрации Боклевского и Агина к главному произведению 9 класса ‬«Мёртвым душам».На странице «Интересное» собраны крылатые выражения и афоризмы Н.В. Гоголя, интересные (в том числе необъяснимые) факты из его биографии, интерактивные тест и кроссворд, а также сценарий вечеринки, посвящённой 200летию со дня рождения великого писателя.

Сценарий вечеринки «Вечер с Гоголем», посвящённой 200летию писателя(Вечеринка проводится для старших классов 9 ‬11. К назначенному времени каждый класс готовит инсценирование самого страшного, самого весёлого, самого фантастического и т.п. эпизода из произведений Н.В. Гоголя. Кроме того, пропуском на вечеринку является элемент малороссийского костюма).Ведущий (в национальном украинском костюме), (звучит спокойная музыка). Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?.. Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.1. Назовите произведение Гоголя, из которого прозвучал отрывок. (Мёртвые души)Сегодня ‬200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. К этому дню выпущены новые книги, снят художественный фильм. Потому что день рождения ‬это праздник. Вот и мы с вами постараемся весело провести время! Танцуют все! (Звучит песня в исп. Верки Сердючки «Ну нэ будэм горювать ‬будем танцювати!»)…Писателя помнят по его произведениям. Я предоставляю микрофон каждому классу. (Каждый класс представляет инсценировку отрывка из произведения Николая Васильевича Гоголя.)…На нашей вечеринке работает караоке. Приглашаем к микрофону всех желающих! Позже мы проведём конкурс на самую длинную девичью косу и самого сильного парубка. Пусть всем будет весело!Звучит музыка, танцы…(Конкурс на самого сильного парубка: сначала выходят пары. Затем парень должен взять девушку на руки и держать сколько можно дольше. Если время затягивается, конкурс усложняется: девушку нужно взять на одну руку, как ребёнка.)Звучит музыка, танцы…

Данное пособие может стать полезно и учащимся, так как содержит 2 образовательные игры (кроссворд и тест по произведениям и биографии Гоголя), отрывки из критических статей В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Д.И. ОвсяникоКуликовского, а также фрагмент анализа поэмы «Мёртвые души» «В чём суть аферы Чичикова».