Интегрированное обучение как средство повышения качества обучения учащихся в условиях ФГОС второго поколения (из опыта работы)
Выпуск:
ART 54135
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нестеренко
Е.
В. Интегрированное обучение как средство повышения качества обучения учащихся в условиях ФГОС второго поколения (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
146–150. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54135.htm.
Аннотация. В данной статье автор уделяет внимание особенностям интегрированного обучения в начальной школе и приводит пример интегрированного урока.
Текст статьи
Нестеренко Елена Васильевна,учитель начальных классов,МБОУ «Ефремкинская СОШ №8», с. Ефремкино Республики Хакасияnectel@mail.ru
Интегрированное обучение как средство повышения качества обучения учащихся в условиях ФГОС второго поколения (из опыта работы)
Аннотация.В данной статье автор уделяет внимание особенностям интегрированного обучения в начальной школе и приводит пример интегрированного урока.Ключевые слова:интегрированное обучение, ФГОС, начальная школа.
В своей работе я уделяю особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами. Интегрированный подход всё больше осознается как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации.На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей. Меня всегда волновал вопрос «Как сформировать у ребёнка целостное представление об окружающем мире?». Ответ на него я нашла в интеграции. Примером послужит авторская разработка интегрированного урока.Предмет: Русский язык, окружающий мир(интегрированное обучение).УчительНестеренко Елена Васильевна, учитель начальных классов Ефремкинской СОШ №8.село Ефремкино, республика ХакасияВозраст учащихся9 лет, 3 класс.Тип уроказакрепление и систематизация знанийФорма урокапутешествие Тема урока: «Родовые окончания имен прилагательных.»Урок "Родовые окончания имён прилагательных" проводится в 3 классе. Класс занимается по программе «Школа России». Данный урок это урокпутешествие, в конце которого дети должны обобщить и систематизировать знания о правописании родовых окончаний имён прилагательных. Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи. Интересно то, что задания для детей «готовят» лесные жители. Дети вместе с ними вспоминают правила поведения в лесу.Тема:«Родовые окончания имен прилагательных.»Задачи:*обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;* формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;* развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливатьсвязь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;* расширять словарный запас детей;* развивать внимание и логическое мышление;* воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе.Ход урока1.Орг . Момент.Долгожданный дан звонок,Начинается урок.2.Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами продолжим говорить об имени прилагательном и о родовых окончаниях имен прилагательных. На уроке нам предстоит выполнить много интересных заданий, которые для нас приготовили лесные жители. Но сегодня никто из них не пришел к нам . Они приглашают нас к себе в гости в свое «Лесное царство». Вы хотите отправиться в путешествие? Тогда в путь! Нас уже ждут жители леса. И сегодня мы встретимся с животными, которые живут в лесах нашей республики Хакасии. Именно они приготовили для нас много интересных заданий.1.Прежде чем отправиться в гости, давайте повторим правила поведения в лесу.(ответы детей)Нельзя рвать цветы!Не ломайте ветки деревьев!Нельзя ловить бабочек!Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!Не разоряйте гнезда птиц!Не трогайте птенцов руками, их покинет мать!Не берите животных из леса домой!Не оставляйте мусор в лесу!Не оставляйте костров в лесу!Не шумите! Шум пугает животных.Лесэто природное сообщество. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.Человек не должен вмешиваться в жизнь леса и изменять ее. В лесу все идет по законам природы.В природе не существует полезных и вредных животных и растений.2.Итак, мы отправляемся в путь!Мы в лес, словно в сказку,Поедем, друзья.Возьмем с собой знанья:Без них нам нельзя.Нас ждут приключенья, загадки, успех…Ведь лес это чудоИ сказка для всех!Давай пройдемся медленно по лесуИ «здравствуй» скажем, каждому цветку.Я должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показать.(Самед Вургун)3. И вот нас ждет первое задание. А приготовил для нас его….У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода кора. (ответы детей)Ну конечно, это заяц. Заяц питается растительностью, живет под кустами.А задание такое: Расскажите мне об имени прилагательном.Ответьте на вопросы. А свои вопросы он спрятал под грибочками.Что такое имя прилагательное?Как изменяются имена прилагательные?
Какие родовые окончания имеют?Вы справились с заданием. И он дает нам такую букву. (М) Храните все буквы. В конце урока вы из этих букв должны будете составить слово!4.Мы отправляемся дальше. И нас ждет другой лесной житель.А кто же это?У кого из всех зверейХвост пушистей и длинней?(Лиса)А какая лиса? Что вы можете о ней сказать? Запишите это слово.А теперь послушайте задание: Вот несколько слов, но вот незадача, гласные пропали. Попробуйте догадаться, какие это слова?Мдвдь, грд, мбль, брз, мшн.Какое слово лишнее? Почему? Какой частью речи является это слово? Определите род имени прилагательного. Какое окончание имеет? Почему?
Измените это слово по родам.Составьте несколько предложений с этим именем прилагательным.А у лисички для вас еще одно задание:Запишите предложение: Застучали частые капли дождя.Пушистые снежинки закружились в воздухе.Найдите имя прилагательное, определите род.(Нельзя определить род) Какую цифру можно поставить в конце предложения? (2 или 4?)Разберите предложение по членам предложения.(С заданием справились. Получите еще одну букву) (О)7.Наше путешествие продолжается.Кто по елкам ловко скачетИ влезает на дубы?Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)
Белка живет на сосне, питается семенами из шишек сосны.
И она приготовила свое задание. Но снова чтото случилось. Сильный ветер вдруг подул, Окончания в кучу сдул. Окончание подберите И порядок наведите.Вставьте окончания АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЙ ОЕ ЕЕ в следующие словосочетания, укажите род и число имен прилагательных.
Смешн.. котенокСильн.. метельСветл.. пальто
Красив.. цветокВечерн.. заряСин.. небо
Беленьк.. зайчик
С заданием справились. Получите букву.(Л)Но это не единственное ее задание.Работа по карточкам(индивидуальная)
Для 1 ряда(на доске)Для 2 ряда (на доске)Карточки носят дифференцированный характер (для «сильных»пар с пропуском орфограмм).
Таблица 1
г..рячийв..дазн..комыйул..цасч..стливыйж..зньприлежныйуч..никни..кийтуман
Получите еще одну букву. (о)8.Самостоятельная работа. Хозяин лесной просыпается весной,Азимой под вьюжный войСпит визбушке снеговой.(Медведь)Он предлагает вам поработать самостоятельно.Запишите имя прилагательное:Варенье из малиныРоща из березСалат из овощейСуп с грибамиРазберите каждое имя прилагательное по составу.Хорошо, с этим заданием справились. Нобукву пока нам не дают.
У медведя для вас еще одно задание.9.Работа по учебникуНайдите в словаре 4 двусложных словарных слова.Составьте с ними словосочетания: сущ. + прилаг., определите род, выделите окончания.Получите еще одну букву.(Д)10.От имен существительных образуйте имена прилагательные м.р., ж.р, ср.р.Выделите родовые окончания.малина малиновыйвиноград …сирень …Образуйте и запишите прилагательные женского родаабрикос …клубника …Образуйте и запишите прилагательные среднего родаарбуз …звезда …КлубникаОрех\РыбаЗемляникаЛесГораС заданием справились. Получите букву (Ц)
11. Серый, страшный и зубастыйПроизвел переполох.Все зверята разбежались.Напугал зверят тех... волк.Волк живет в логове в овраге, питается всемимелкими животными.Именно он приготовил следующее задание.
Вставить в предложения имена прилагательные. Выделить окончания, определить род:1.Мальчик бежит по лесу.2. Волк питается животными.3. В лесу растут цветы.Получите еще одну букву.(Ы)12. Обобщение. Итог урока.Вы хорошо потрудились. Выполнили много заданий. И давайте еще раз вспомним сами и напомним всем лесным жителям родовые окончания имен прилагательных.(заполнение таблицы)Родовые окончания имен прилагательных.Таблица 2
м.р.ср.р.ж.р.ойоеаяыйееяяий
Вам понравилось путешествие.?Мы побывали в лесу и вспомнили, что лес и его обитатели украшают землю. Лес воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить все: зверей, птиц, растения в этом красота жизни!Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь... Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь!В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить...Природой называется все это, Давайте же с природою дружить!Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым...Все это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим!(Самед Вургун)
Ссылки на источники1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическоепособие к комплекту «Русский язык: 3 класс». М.: Просвещение, 2012 год 2.Л. Ю. Комиссарова Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса (14) М.: Баласс, 1997.
Интегрированное обучение как средство повышения качества обучения учащихся в условиях ФГОС второго поколения (из опыта работы)
Аннотация.В данной статье автор уделяет внимание особенностям интегрированного обучения в начальной школе и приводит пример интегрированного урока.Ключевые слова:интегрированное обучение, ФГОС, начальная школа.
В своей работе я уделяю особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами. Интегрированный подход всё больше осознается как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации.На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей. Меня всегда волновал вопрос «Как сформировать у ребёнка целостное представление об окружающем мире?». Ответ на него я нашла в интеграции. Примером послужит авторская разработка интегрированного урока.Предмет: Русский язык, окружающий мир(интегрированное обучение).УчительНестеренко Елена Васильевна, учитель начальных классов Ефремкинской СОШ №8.село Ефремкино, республика ХакасияВозраст учащихся9 лет, 3 класс.Тип уроказакрепление и систематизация знанийФорма урокапутешествие Тема урока: «Родовые окончания имен прилагательных.»Урок "Родовые окончания имён прилагательных" проводится в 3 классе. Класс занимается по программе «Школа России». Данный урок это урокпутешествие, в конце которого дети должны обобщить и систематизировать знания о правописании родовых окончаний имён прилагательных. Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи. Интересно то, что задания для детей «готовят» лесные жители. Дети вместе с ними вспоминают правила поведения в лесу.Тема:«Родовые окончания имен прилагательных.»Задачи:*обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;* формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;* развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливатьсвязь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;* расширять словарный запас детей;* развивать внимание и логическое мышление;* воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе.Ход урока1.Орг . Момент.Долгожданный дан звонок,Начинается урок.2.Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами продолжим говорить об имени прилагательном и о родовых окончаниях имен прилагательных. На уроке нам предстоит выполнить много интересных заданий, которые для нас приготовили лесные жители. Но сегодня никто из них не пришел к нам . Они приглашают нас к себе в гости в свое «Лесное царство». Вы хотите отправиться в путешествие? Тогда в путь! Нас уже ждут жители леса. И сегодня мы встретимся с животными, которые живут в лесах нашей республики Хакасии. Именно они приготовили для нас много интересных заданий.1.Прежде чем отправиться в гости, давайте повторим правила поведения в лесу.(ответы детей)Нельзя рвать цветы!Не ломайте ветки деревьев!Нельзя ловить бабочек!Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!Не разоряйте гнезда птиц!Не трогайте птенцов руками, их покинет мать!Не берите животных из леса домой!Не оставляйте мусор в лесу!Не оставляйте костров в лесу!Не шумите! Шум пугает животных.Лесэто природное сообщество. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.Человек не должен вмешиваться в жизнь леса и изменять ее. В лесу все идет по законам природы.В природе не существует полезных и вредных животных и растений.2.Итак, мы отправляемся в путь!Мы в лес, словно в сказку,Поедем, друзья.Возьмем с собой знанья:Без них нам нельзя.Нас ждут приключенья, загадки, успех…Ведь лес это чудоИ сказка для всех!Давай пройдемся медленно по лесуИ «здравствуй» скажем, каждому цветку.Я должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показать.(Самед Вургун)3. И вот нас ждет первое задание. А приготовил для нас его….У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода кора. (ответы детей)Ну конечно, это заяц. Заяц питается растительностью, живет под кустами.А задание такое: Расскажите мне об имени прилагательном.Ответьте на вопросы. А свои вопросы он спрятал под грибочками.Что такое имя прилагательное?Как изменяются имена прилагательные?
Какие родовые окончания имеют?Вы справились с заданием. И он дает нам такую букву. (М) Храните все буквы. В конце урока вы из этих букв должны будете составить слово!4.Мы отправляемся дальше. И нас ждет другой лесной житель.А кто же это?У кого из всех зверейХвост пушистей и длинней?(Лиса)А какая лиса? Что вы можете о ней сказать? Запишите это слово.А теперь послушайте задание: Вот несколько слов, но вот незадача, гласные пропали. Попробуйте догадаться, какие это слова?Мдвдь, грд, мбль, брз, мшн.Какое слово лишнее? Почему? Какой частью речи является это слово? Определите род имени прилагательного. Какое окончание имеет? Почему?
Измените это слово по родам.Составьте несколько предложений с этим именем прилагательным.А у лисички для вас еще одно задание:Запишите предложение: Застучали частые капли дождя.Пушистые снежинки закружились в воздухе.Найдите имя прилагательное, определите род.(Нельзя определить род) Какую цифру можно поставить в конце предложения? (2 или 4?)Разберите предложение по членам предложения.(С заданием справились. Получите еще одну букву) (О)7.Наше путешествие продолжается.Кто по елкам ловко скачетИ влезает на дубы?Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)
Белка живет на сосне, питается семенами из шишек сосны.
И она приготовила свое задание. Но снова чтото случилось. Сильный ветер вдруг подул, Окончания в кучу сдул. Окончание подберите И порядок наведите.Вставьте окончания АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЙ ОЕ ЕЕ в следующие словосочетания, укажите род и число имен прилагательных.
Смешн.. котенокСильн.. метельСветл.. пальто
Красив.. цветокВечерн.. заряСин.. небо
Беленьк.. зайчик
С заданием справились. Получите букву.(Л)Но это не единственное ее задание.Работа по карточкам(индивидуальная)
Для 1 ряда(на доске)Для 2 ряда (на доске)Карточки носят дифференцированный характер (для «сильных»пар с пропуском орфограмм).
Таблица 1
г..рячийв..дазн..комыйул..цасч..стливыйж..зньприлежныйуч..никни..кийтуман
Получите еще одну букву. (о)8.Самостоятельная работа. Хозяин лесной просыпается весной,Азимой под вьюжный войСпит визбушке снеговой.(Медведь)Он предлагает вам поработать самостоятельно.Запишите имя прилагательное:Варенье из малиныРоща из березСалат из овощейСуп с грибамиРазберите каждое имя прилагательное по составу.Хорошо, с этим заданием справились. Нобукву пока нам не дают.
У медведя для вас еще одно задание.9.Работа по учебникуНайдите в словаре 4 двусложных словарных слова.Составьте с ними словосочетания: сущ. + прилаг., определите род, выделите окончания.Получите еще одну букву.(Д)10.От имен существительных образуйте имена прилагательные м.р., ж.р, ср.р.Выделите родовые окончания.малина малиновыйвиноград …сирень …Образуйте и запишите прилагательные женского родаабрикос …клубника …Образуйте и запишите прилагательные среднего родаарбуз …звезда …КлубникаОрех\РыбаЗемляникаЛесГораС заданием справились. Получите букву (Ц)
11. Серый, страшный и зубастыйПроизвел переполох.Все зверята разбежались.Напугал зверят тех... волк.Волк живет в логове в овраге, питается всемимелкими животными.Именно он приготовил следующее задание.
Вставить в предложения имена прилагательные. Выделить окончания, определить род:1.Мальчик бежит по лесу.2. Волк питается животными.3. В лесу растут цветы.Получите еще одну букву.(Ы)12. Обобщение. Итог урока.Вы хорошо потрудились. Выполнили много заданий. И давайте еще раз вспомним сами и напомним всем лесным жителям родовые окончания имен прилагательных.(заполнение таблицы)Родовые окончания имен прилагательных.Таблица 2
м.р.ср.р.ж.р.ойоеаяыйееяяий
Вам понравилось путешествие.?Мы побывали в лесу и вспомнили, что лес и его обитатели украшают землю. Лес воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить все: зверей, птиц, растения в этом красота жизни!Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь... Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь!В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить...Природой называется все это, Давайте же с природою дружить!Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым...Все это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим!(Самед Вургун)
Ссылки на источники1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическоепособие к комплекту «Русский язык: 3 класс». М.: Просвещение, 2012 год 2.Л. Ю. Комиссарова Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса (14) М.: Баласс, 1997.