Реализация программы «Одаренные дети» в МАОУ Гимназия №2 г. Красноярска (из опыта работы)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Штейнберг И. Г. Реализация программы «Одаренные дети» в МАОУ Гимназия №2 г. Красноярска (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 211–215. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54150.htm.
Аннотация. В статье представлены основные результаты реализации программы работы с одаренными детьми за последние три года, которая охватывает главные аспекты обучения и воспитания одаренных детей в условиях муниципального автономного общеобразовательного учреждения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Штейнберг Ирина Геннадьевна,директор, МОАУ «Общеобразовательное учреждение гимназия №2», г. КрасноярскGym2@inbox.ru

Реализация программы «Одаренные дети»в МАОУ Гимназия №2г. Красноярска(из опыта работы)

Аннотация. В статье представлены основные результаты реализациипрограммыработы с одареннымидетьмиза последние три года, которая охватывает главные аспекты обучения и воспитания одаренныхдетейв условиях муниципального автономного общеобразовательного учреждения.Ключевые слова: программа, одаренные дети, образование, воспитание.

В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Согласимся с определением одаренности А.И. Доровского: одаренность —своеобразное сочетание способностей у человека. Единство, которое они составляют в своем взаимодействии, приводит к высоким достижениям [1]. Одаренный ребенок —это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.В процессе реализации Программы работы с одарёнными детьми«Одаренные дети» на 2011 –2015 годы в рамках деятельности Гимназии № 2 предполагается создание новой модели работы с одаренными детьми, с целью развития потенциала каждого ребенка,получения качественного образования, удовлетворения социального заказа родителей, адаптации обучающихся в современном обществе, выработке положительной системы мировоззрения.Цель работы с одаренными детьми –систематизацияработы с одаренными детьми, направленной на их личностное развитие и успешность в дальнейшем построении своей образовательной траектории.Программа «Одаренные дети» гимназии №2 опирается на основные положения Проекта концепции работы с одаренными школьниками в Красноярском крае до 2015 года «Одаренные дети Красноярья», в котором отмечается, что при организации работы с одаренными детьми необходимо опираться на следующие принципы:доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;личностная ориентация образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциалаодаренных детей;многоуровневость и многофункциональностьпрофессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимыхусловий для их развития;открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми; адекватность предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психологопедагогическом сопровождении [2].Создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детейв гимназии №2включает:олимпиадное движение, включающее всероссийскую олимпиаду школьников; краевую университетскую олимпиаду; олимпиады, вошедшие в федеральный перечень; краевые олимпиады школьников, обучающихся по программам развивающего обучения; интернетолимпиадыдля школьников;деятельность научных обществ учащихся, ориентированных на научноисследовательскую деятельность и научнотехническое творчество школьников;конкурсную деятельность, включающую конкурсы, вошедшие в федеральный перечень; краевые, муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;научнопрактические конференции школьников «Дни науки»;творческиемастерские учащихся; деятельность «Электронный клуб иностранных языков» и творческой лаборатории «Эрудит», литературнодраматический клуб «Зеленая лампа»;предметные погружения в каникулярное время и выходные дни;организацию работы профильныхотрядов припришкольном летнем лагере;организацию заочных школМФТИ, участие в очной школесимпозиуме СибГТУ;детские общественные организации и ассоциации (СОГИ,совет гимназистов, совет командиров) и волонтерское движение школьников; участие в районных, городских, краевых фестивалях детского художественного творчества;районные, городские и краевые выставки изобразительного искусства, научнотехнического творчества;спортивные соревнования, состязания по военноприкладным видам спорта, военноспортивные игры;организацию деятельности физкультурноспортивногоклуба «Тонус».Целый комплекс мероприятий по организации работы с одаренными учащимися дал высокиерезультаты.Таблица №1Достижения учащихся во внеучебнойдеятельности (по итогам городских, краевых, всероссийских, международных конкурсов, олимпиад)

Учебный годКоличество мероприятийКоличество участниковКоличество победителей и призеров20092010601987237 20102011652005247 201120121003500402201220131254200501

Имена двух учащихся гимназии (Трофимова Екатерина, Цыганкова Анастасия) занесены в общероссийскую энциклопедию «Одаренные дети –будущее России».







Таблица № 2 Участие гимназистов в олимпиадах, вошедших в утверждённыйМинистерством образования и науки РФ перечень олимпиад для школьников на 20122013 уч. год

Название олимпиадыКолво участниковКолво победителей, призеровVIБайкальская региональная олимпиада по АЯ среди учся 1011 кл42Турнир Юных Физиков61Многопредметная олимпиада «Юные таланты»10участиеВсесибирская олимпиада по физике, химии, биологии294Интернет –олимпиада школьников по физике153Межрегиональная олимпиада школьниковМПГУ по географии51 призер отборочноготураВсероссийская олимпиада по физике«Будущие исследователи будущее науки»: физика, история, обществознание1354Олимпиада «Ломоносов2013»101Межрегиональная олимпиада школьников«САММАТ»11«Физтех»11 призер отборочноготура

Таблица №3Победы гимназистов в конференциях 20122013 уч. года

Название конференцииУровеньРезультатКонкурс исследовательских работ им. Д.И. МенделееваВсероссийский1 призер Всероссийский конкурс проектов учащихся«Созидание и творчество»Всероссийский1 призерКонкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского Всероссийский1 дипломантКонкурс исследовательских работ «Совенокисследователь»Всероссийский1 дипломантКонкурсисследовательских работ «Юность, наука, культура»Всероссийский2 дипломанта6–ая Всероссийская научная конференция школьников и студентов с международным участием «Наука и общество: взгляд молодых исследователей»Всероссийский2 дипломантаВсероссийский юниорскийлесной конкурс«Подрост»

Всероссийский1 региональный призерНПК школьников «Эврика» Региональный1 призер Межрегиональная научнопрактическая конференция школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых «Экологическое образование и природопользование в инновационном развитии региона»Региональный2 призера12 открытая научнопрактическая конференцияцентра довузовской подготовки Красноярского КГПУ им. В.П. АстафьеваГородской5 призеровКонкурс инновационных образовательных проектов «Взгляд в будущее»Городской3 призераГородская научнопрактическая конференция «КосмотехXXI век»Городской1 дипломант Экологическая конференция школьников имени Е.А. КрутовскойГородской1 спец.призКонкурс «НТТМ2013»Муниципальный2 победителя, 1 призер11 учащихся гимназии являются лауреатами ПремииГлавы города Красноярска, 17 учащихся –лауреатами Премии Главы Центрального района городаКрасноярска.Более 95% учащихся гимназииактивно участвуют в различных дистанционных образовательных проектах:проект «Добро пожаловать в наш город» является грантополучателем муниципального конкурса проектов среди базовых школ;победа команды гимназии на детских компьютерных фестиваляхгорода Красноярска (2010, 2011, 2012 гг.);победа учащихся вгородском фестивале СМИ «Суперперо» (2012, 2013 гг.);победа учащихся в международной олимпиаде«Ломоносов2013» (2013 г.);победа в международной дистанционной викторине «Эрудит России» (2013 г.);победа учащихся во Всероссийской дистанционной олимпиаде по английскому языку, физике и истории, русскому языку (2011, 2012,2013 гг.);активное участие педагогов и размещение материалов в сетевых Российских конкурсах«Открытый урок», «Интерет педсовет», «Сеть творческих учителей» (2012, 2013 гг.);абсолютная победа гимназии на Городском Фестивале образовательных идей (2010 г.);победа учителей гимназии на городском конкурсе цифровых образовательных ресурсов (2010, 2011, 2012, 2013 гг.);победа научноисследовательской работы учащегося гимназии «Виртуальный классный журнал» на краевом форуме «Молодежь и наука» (2013 г.);призовые места на городской конференции образовательных проектов «Взгляд в будущее» (2011, 2012, 2013 гг.);призовые места на городской открытой научнопрактической конференции «Космотех XXI» (2013 г.);призовые места в конкурсенаучнотехнического творчества молодежи города Красноярска «НТТМ –2012» в рамках третьей общегородской ассамблеи «Красноярск. Технологии будущего» (2012 г.).Воспитательный процесс, внеурочная сфера, дополнительное образование.Гимназический информационный центр: пресс–центр (газета «theГимназия times» на двух языках (русском и английском) в печатном и электронном варианте), видеостудия, официальный сайт гимназии в сети Интернет (www.gymn2.ru).Телекоммуникации: сетевые проекты, олимпиады, конкурсы; электронная почта (gym2@inbox.ru); Интернетобщение.Досуг: видеотека, дискотека, медиатека.Итогамии результатами участия в вышеназванных мероприятиях являются:гимназии присвоено звание «академическая школа» в рамках Всероссийского конкурса «Академическая школа»;диплом лауреата Всероссийского конкурса «Школа высшей категории»;диплом Iстепени Всероссийского конкурса инноваций по присуждению общественных наград Национальной Премии «Элита Российского Образования»; членство в клубе «Лидеры качества образования»;благодарственное письмо Международного Красного Креста; проект МБОУ Гимназия № 2, направленный на улучшение учебных результатов школьников по предметам естественнонаучного цикла был отмечен грантом 800 000 рублей;проекты «Огромный мир в зерне песка», «Каникулы. Серьезная игра», «Театр жизни. Экология души»,«Школьный двор»,«Олимпийский школьный двор»были отмечены грантами в размере от 40 000 до 3 000 000 рублей. Учащиеся гимназии являются неоднократными призерами и победителями открытого первенства Сибирского федерального округа по киокушинкай каратэдо, Международного детскоюношеского турнира по киокушинкай каратэ, краевого открытого первенства по сноуборду «Олимпийские надежды», первенства Сибирского федерального округа по быстрым шахматам, открытого первенства Южного федерального округа по шахматам, первенства России по быстрым шахматам. В 20122013 учебном году результатами реализации программысталидостижения, представленные в таблице № 4. Таблица №4Достижения учащихся гимназии за20122013 учебный год

УровеньНазваниеРезультатМеждународный Программа по обмену учащимися “FLEX”, организованная представительством США по международному образованиюМельникова Анна, 9 А классМеждународная дистанционная викторина «Эрудит России»Ананьева Вероника, Сихварт Мария, 9Б класс (победитель)IV Международный конкурс авторов цифровых образовательных ресурсов «ITэффект»Рехлова Мария, 8А класс (победитель);

(победитель)ФедеральныйВсероссийский конкурс презентаций портфолио"Одаренные дети России"Рехлова Мария, 8А класс (победитель)Заочный конкурс «Познание и творчество» в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуальнотворческий потенциалРоссии» (5 –11 кл.).Сураева Юлия, 9Г,Садомова Вероника, 6Акласс(лауреаты)Всероссийский конкурс «Любимый английский язык»6 призеровВсероссийская играконкурспо информатике «Инфознайка 2013»12 победителейВсероссийский конкурс инноваций по присуждению общественных наград Национальной Премии «Элита Российского Образования»МБОУ Гимназия № 2 победитель Всероссийский игровой конкурс «КИТ»Чирков Глеб, 9Б класс (2 место) 21я Краевая зимняя политехническая школасимпозиум«Мы –будущее России» для учащихся 811 классовАндреева Катя, 9А,ШарковаОльга, 9Б,Карпов Максим, 9Г (призеры)Конкурс французской песни «Маленькая Звезда»Панова Ирина, 10В (победитель)Конкурс сочинений, эссе, стихов «Мы будущее Сибири»4 дипломанта



Городской Конкурс поэтическогопереводаАндреева Екатерина, 9А класс,Малинина Екатерина, 9В класс,Гордеева Лидия, 8Вкласс(призеры)Городской фестиваль школьных СМИ «Суперперо2012»Кухаренко Надежда, 9В класс (призер)Городской конкурс школьных работ «Код Сибири: взгляд изнутри»Пирогов Иван, 9Г класс (дипломант)Интеллектуальный турнир «Parisjet’aime»Победителями стали команды учащихся 6х, 8х классовГородской фестиваль «Leprintempstheatral»Победителями стали команды учащихся 8х, 10х классовКонкурс «Новогодняя карусель»Победители команда 6х классовГородской конкурс ландшафтных проектов школьных дворов в рамках общегородской кампании «Дни защиты от экологической опасности»МБОУ Гимназия №2 (победитель)Городской фестиваль школьных СМИ «Суперперо2013»Победа школьного прессцентра в 3х номинацияхОбщегородской ИКТ фестиваль.МБОУ Гимназия № 2(призер) Городская конференция образовательных проектов «Взгляд в будущее» Мельникова Анна, 9А класс (победитель)РайонныйФестиваль «ФИШКА», номинация «Художественное чтение. Младшая группа»2 победителя Командная математическая игра «Карусель» среди учащихся 5 –х классовПризеры команда 5х классовМуниципальный этап Краевой акции «Знай свои права —управляй своим будущим!»

Победители команда старшеклассников

В заключение отметим, что стратегия долгосрочного развитияГимназии № 2 определена как стратегия усиления позиций на рынке образовательных услуг, за счет производства «нового продукта» модели школы,направленной на развитие субъектности учащихся, развитие одаренностикаждого ребенка.

Ссылки на источники1.Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Рос. пед. агенство, 1997. с. 37.2.Проект концепции работыс одаренными школьниками в Красноярском крае до 2015 года «Одаренные дети Красноярья».URL: http://ru.convdocs.org/docs/index187060.html?page.[Дата обращения 15.01.2013].