Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника
Выпуск:
ART 54149
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шатунова
Е.
Ю. Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
206–210. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54149.htm.
Аннотация. Статья посвящена серьёзной проблеме - создание ситуации успеха в обучении и воспитании младшего школьника. Представлены новые технологии и активные методы обучения и воспитания.
Ключевые слова:
проектная деятельность, индивидуализация, метод, статус, принцип, ситуация успеха, нестандартные формы, интернет.
Текст статьи
Шатунова Елена Юрьевна,учитель начальных классов,МБОУ «Школа №113»»,г.Казаньalena160667@yandex.ru
Создание ситуации успеха
в учебновоспитательном процессе младшего школьника
Аннотация.Статья посвященасерьёзной проблеме создание ситуации успеха в обучении и воспитании младшего школьника.Представлены новые технологии и активные методы обучения и воспитания.Ключевые слова:ситуация успеха, принцип,метод,индивидуализация, нестандартныеформы, статус, проектная деятельность, Интернет.
Главная задача современной школы–это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма –самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
В новой школе нужныновыетехнологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка.Одним из таких условий является создание ситуации успеха.Задача учителя –создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогдабудет происходить саморазвитие личности.Учитель, используя профессиональноличностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.Внимание этой проблеме уделяли в своих работах В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, В.Ю Титюков, Н.Е Щуркова.
В их педагогических трудах выделены условия, способствующие созданию ситуаций успеха, своеобразие ситуаций успеха и пути их реализации.1.Теоретические основы использования ситуаций успеха в учебновоспитательном процессе
Понятие ситуации успехаДать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства –это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости –источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее –успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.
Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.Ситуация –это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.Ситуация успеха –это переживание субъектом своих личностных достижений.
Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.
Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенноесли это касается учебы.
Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении –это его духовная жизнь, его внутренний мир.
Ребёнок не только узнает чтото, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает.
Создание ситуации успехана уроке
Важным принципоммоей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортнои учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапностьи высокий темп уроковдаёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности. Как известно, отдых –это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помогают используемыев работе технологии:
игровая,
элементы исследовательско
проектной,
информационнокоммуникационной,
личностноориентированный подход.
Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я использовала систему Г.С. Коротаевой, которая предусматривала работу по 4 блокам, которая рассматривается всистеме.
Все ситуации успеха были направлены на получение максимально высокого результата в обучении, воспитании и развитии личности.
Первый блок:Индивидуализация в процессе обучения.1. Коррекционные занятия:2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с классом:3. Индивидуальные задания на уроке, вне урокаВторой блок:Использование нестандартных форм и методов работыс детьми привело к повышению творческой активности, интереса к учению, повышало качество знаний.Этому способствовала
Работа учащихся в парах, в группах, создание специальных ситуаций интеллектуальногозатруднения и их разрешение.
Третий блок:Повышение статуса ребёнка в коллективе.1. Комментируемое управление.
2. Диалог.
3.Сотворчество.
Четвёртый блок:Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности:1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»).2.«Упреждающий контроль» Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться.Я делаю всё, чтобы мои ученики воспринимали изученное на уроках, как полезное и во всех отношениях приятное занятие.В этом –залог успеха.Создание ситуации успеха во внеурочной деятельностиНедостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферыдоброжелательности, взаимопонимания были проведены различные праздники, турпоходы, экскурсии, дни именинников. Для этого же использовала «Развивающие игры». Чаще всего праздники сопровождались конкурсами, состязаниями. При создании инициативных групп по подготовке коллективных дел учитывались интересы детей, их симпатии, в деятельность этих групп вовлекались и дети группы «риска». Договаривались, что больше внимание нужно обращать на хорошие качества, какоето время не замечать отрицательных проявлений характера.Для сглаживания острых межличностных отношений проводила игровое упражнение «Горячий стул», на котором ученику приходилось ответить на неудобный вопрос. Это упражнение позволяло раскрыть мотивы конфликтов, больше узнать о детях, раскрыть скрытые таланты детей. Понравилось детям игровое упражнение «Вентилятор». Дети сидели в кругу. Каждый подписал свой листочек и написал, что он думает о себе. Затем лист передавал соседу, который писал уже о том человеке, чей лист достался и так далее пока лист не вернётся к хозяину листа. Далее –озвучивание и обсуждение.Поздравляя с днем рожденья, дети учились говорить друг другу комплименты. У нас была традиция «доброго слова» и «сюрприза».Во внеурочное время работаю с детьми (помощь в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности, подготовка к олимпиадам, конкурсам, поиск информации в Интернете)Метод проектов очень актуален, т.к. он направлен на развитие самостоятельного мышления ребёнка и позволяет не простозапоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применить их на практике.Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебновоспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках так же положительно влияет на создание успеха в обучениии позволяет решать некоторые дидактические задачи.Основная цель воспитательной работы в классе –формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. В коллективе создаются благоприятные психологические условия для саморазвития личности каждого ребёнка и для раскрытия потенциала ученика и формированиесплочённого коллектива учащихся.В своей работе использую различные формы организации внеклассной работы: классные часы, беседы, праздники, конкурсы, уроки мужества, викторины, походы, экскурсии.
Традиционно в школе проходят предметные недели, во время которых мои учащиеся принимают активное участие в разнообразных конкурсах, викторинах, соревнованиях. Подготовка учащихся проходит во внеурочное время.
Работа с родителями
Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность, проводили совместные мероприятия. Родители помогали в оформлении класса, в изготовлении костюмов, в проведении конкурсов и затей.Проводила родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка» (о вовлечении детей в классные дела, о необходимости посещения занятий (кружков, секций) по интересам); «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др.В начале каждого года обучения на родительских собраниях давала методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома.Кроме общих родительских собраний были встречи отдельных родителей с учителем. Некоторым было предложено встретиться с психологом.Вывод: в классе заметно улучшился социальнопсихологический климат. Хотя, конечно, бывали и срывы, но их стало меньше.Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания для меня очень важно. Пожалуй, это в какойто степени и послужило толчком к тому, что я стала искать более «безболезненный» путь обучения. Ситуация успеха особенно была важна в работе с детьми, поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяла снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Я сталкивалась и с другой проблемой –когда благополучный и, в общемто, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, переставал прилагать усилия в учёбе, пускал всё на самотёк. Приходилось создавать ситуацию неуспеха вместе с ситуацией успеха.
2. Анализ результатов педагогической деятельности.
Созданные мной условия для формирования ЗУН обеспечили стабильность успеваемости и качества знаний учащихся.
В классе сложились свои традиции: совместное проведение праздников, турпоходов, экскурсий,выпуск газет, поздравление именинников. В мероприятиях каждый ребёнок имел возможность показать свои способности. Для этого использовала «Развивающие игры », в которых дети посвоему желанию проявляли себя как организаторы. В результате в классе заметно улучшился социальнопсихологический климат.
Благодарясозданию ситуаций успеха в деятельности учащихся мои ученики стали более активными, свободно высказываютсвои мысли, активно принимают участие в классных,общешкольныхи районных мероприятиях.
Использование современных информационныхтехнологий способствуетразвитию самостоятельности ученика в учебной деятельности, повышает его информационную культуру и формирует устойчивую мотивацию к изучению предметов, развивает творческий подходпри выполнении индивидуальных заданий на компьютере.Использование ИКТ на уроках в начальной школе способствует развитию у учащихся способности к самореализации, развиваетготовность ксотрудничеству. За счёт уникальных возможностей ИКТ повышается эффективностьи качество обучения. С помощью Интернетресурсов повышается уровень коммуникабельности, увеличивается словарный запас и расширяется кругозор. Внедряя новые информационные технологии в образовательный процесс, усиливается воспитательный потенциалмладшего школьника, повышается познавательный интерес, усиливается мотивация в обучении, а значит и повышается уровень усвоения учебного материала.
По проведенныммноюисследованиямбыли получены следующие результаты, по выявлению уровня сформированности школьной мотивации.
Рис. 1.
Из рисункавидно, что детей, у которыхучебная мотивация доминирует, стало больше к концу 4 класса.
Количество детей с объективной самооценкой увеличилось. А с завышенной и заниженной самооценкой сократилось. Я определяла самооценку школьников по методике «Я сам». Ученики, выполнив обычные учебные задания (перед тем как сдать на проверку учителю), сами оценивали результаты своего труда и выставляли соответствующий балл. Затем отметки учащихся сопоставляла с отметками учителя и выявлялась степень объективности первых отметок, которые учащиеся выставляли себе, неразрывно связаны со складывающейся у них самооценкой. Совпадают с оценкой учителя –формируется правильная самооценка. У тех детей, которые обычно оценивают свои работы выше, чем учитель –завышенная самооценка.Для формирования адекватной самооценки знакомила детей с критериями, нормативными требованиями выполнения той или иной деятельности, учила соотносить уровень притязаний школьника с его реальными фактическими результатами
Рис. 2. Диагностикасамооценки учащихся
Благодаря личностноориентированному подходу, созданию ситуаций успеха в деятельности учащихся мои ученики стали более активными,свободно высказываютсвои мысли, активно принимают участие в классных, школьныхимуниципальныхмероприятиях. Повысился уровень общеучебных умений и навыков. ЗаключениеУчение серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Конечно же, не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка.Характер отношения учащихся к учению зависит от характера самогопроцесса обучения, от отношений, складывающихся между педагогом и учащимися, от способов организации деятельности.Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания нахорошее в ребёнке, чем на его ошибки, 0%20%40%60%80%100%1 класс2 класс3 класс4 классУчебная мотивация0%20%40%60%80%1 четверть2 четверть3 четверть4 четвертьобъективнаязавышеннаязаниженнаяне забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру.Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментомоценки успешности учащихся может служитьслово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок –не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника.Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.
Ссылки на источники1.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 19912.Быныкина С. Конфликты в школе можно ли их избежать? // Воспитание школьников, 19973.Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 19914.Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.5.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1995 6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 19987.Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель –ученик". // Педагогика, 1998№68.Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997№2, с.42
Создание ситуации успеха
в учебновоспитательном процессе младшего школьника
Аннотация.Статья посвященасерьёзной проблеме создание ситуации успеха в обучении и воспитании младшего школьника.Представлены новые технологии и активные методы обучения и воспитания.Ключевые слова:ситуация успеха, принцип,метод,индивидуализация, нестандартныеформы, статус, проектная деятельность, Интернет.
Главная задача современной школы–это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма –самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
В новой школе нужныновыетехнологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка.Одним из таких условий является создание ситуации успеха.Задача учителя –создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогдабудет происходить саморазвитие личности.Учитель, используя профессиональноличностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.Внимание этой проблеме уделяли в своих работах В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, В.Ю Титюков, Н.Е Щуркова.
В их педагогических трудах выделены условия, способствующие созданию ситуаций успеха, своеобразие ситуаций успеха и пути их реализации.1.Теоретические основы использования ситуаций успеха в учебновоспитательном процессе
Понятие ситуации успехаДать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства –это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости –источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее –успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.
Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.Ситуация –это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.Ситуация успеха –это переживание субъектом своих личностных достижений.
Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.
Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенноесли это касается учебы.
Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении –это его духовная жизнь, его внутренний мир.
Ребёнок не только узнает чтото, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает.
Создание ситуации успехана уроке
Важным принципоммоей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортнои учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапностьи высокий темп уроковдаёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности. Как известно, отдых –это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помогают используемыев работе технологии:
игровая,
элементы исследовательско
проектной,
информационнокоммуникационной,
личностноориентированный подход.
Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я использовала систему Г.С. Коротаевой, которая предусматривала работу по 4 блокам, которая рассматривается всистеме.
Все ситуации успеха были направлены на получение максимально высокого результата в обучении, воспитании и развитии личности.
Первый блок:Индивидуализация в процессе обучения.1. Коррекционные занятия:2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с классом:3. Индивидуальные задания на уроке, вне урокаВторой блок:Использование нестандартных форм и методов работыс детьми привело к повышению творческой активности, интереса к учению, повышало качество знаний.Этому способствовала
Работа учащихся в парах, в группах, создание специальных ситуаций интеллектуальногозатруднения и их разрешение.
Третий блок:Повышение статуса ребёнка в коллективе.1. Комментируемое управление.
2. Диалог.
3.Сотворчество.
Четвёртый блок:Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности:1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»).2.«Упреждающий контроль» Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться.Я делаю всё, чтобы мои ученики воспринимали изученное на уроках, как полезное и во всех отношениях приятное занятие.В этом –залог успеха.Создание ситуации успеха во внеурочной деятельностиНедостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферыдоброжелательности, взаимопонимания были проведены различные праздники, турпоходы, экскурсии, дни именинников. Для этого же использовала «Развивающие игры». Чаще всего праздники сопровождались конкурсами, состязаниями. При создании инициативных групп по подготовке коллективных дел учитывались интересы детей, их симпатии, в деятельность этих групп вовлекались и дети группы «риска». Договаривались, что больше внимание нужно обращать на хорошие качества, какоето время не замечать отрицательных проявлений характера.Для сглаживания острых межличностных отношений проводила игровое упражнение «Горячий стул», на котором ученику приходилось ответить на неудобный вопрос. Это упражнение позволяло раскрыть мотивы конфликтов, больше узнать о детях, раскрыть скрытые таланты детей. Понравилось детям игровое упражнение «Вентилятор». Дети сидели в кругу. Каждый подписал свой листочек и написал, что он думает о себе. Затем лист передавал соседу, который писал уже о том человеке, чей лист достался и так далее пока лист не вернётся к хозяину листа. Далее –озвучивание и обсуждение.Поздравляя с днем рожденья, дети учились говорить друг другу комплименты. У нас была традиция «доброго слова» и «сюрприза».Во внеурочное время работаю с детьми (помощь в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности, подготовка к олимпиадам, конкурсам, поиск информации в Интернете)Метод проектов очень актуален, т.к. он направлен на развитие самостоятельного мышления ребёнка и позволяет не простозапоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применить их на практике.Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебновоспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках так же положительно влияет на создание успеха в обучениии позволяет решать некоторые дидактические задачи.Основная цель воспитательной работы в классе –формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. В коллективе создаются благоприятные психологические условия для саморазвития личности каждого ребёнка и для раскрытия потенциала ученика и формированиесплочённого коллектива учащихся.В своей работе использую различные формы организации внеклассной работы: классные часы, беседы, праздники, конкурсы, уроки мужества, викторины, походы, экскурсии.
Традиционно в школе проходят предметные недели, во время которых мои учащиеся принимают активное участие в разнообразных конкурсах, викторинах, соревнованиях. Подготовка учащихся проходит во внеурочное время.
Работа с родителями
Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность, проводили совместные мероприятия. Родители помогали в оформлении класса, в изготовлении костюмов, в проведении конкурсов и затей.Проводила родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка» (о вовлечении детей в классные дела, о необходимости посещения занятий (кружков, секций) по интересам); «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др.В начале каждого года обучения на родительских собраниях давала методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома.Кроме общих родительских собраний были встречи отдельных родителей с учителем. Некоторым было предложено встретиться с психологом.Вывод: в классе заметно улучшился социальнопсихологический климат. Хотя, конечно, бывали и срывы, но их стало меньше.Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания для меня очень важно. Пожалуй, это в какойто степени и послужило толчком к тому, что я стала искать более «безболезненный» путь обучения. Ситуация успеха особенно была важна в работе с детьми, поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяла снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Я сталкивалась и с другой проблемой –когда благополучный и, в общемто, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, переставал прилагать усилия в учёбе, пускал всё на самотёк. Приходилось создавать ситуацию неуспеха вместе с ситуацией успеха.
2. Анализ результатов педагогической деятельности.
Созданные мной условия для формирования ЗУН обеспечили стабильность успеваемости и качества знаний учащихся.
В классе сложились свои традиции: совместное проведение праздников, турпоходов, экскурсий,выпуск газет, поздравление именинников. В мероприятиях каждый ребёнок имел возможность показать свои способности. Для этого использовала «Развивающие игры », в которых дети посвоему желанию проявляли себя как организаторы. В результате в классе заметно улучшился социальнопсихологический климат.
Благодарясозданию ситуаций успеха в деятельности учащихся мои ученики стали более активными, свободно высказываютсвои мысли, активно принимают участие в классных,общешкольныхи районных мероприятиях.
Использование современных информационныхтехнологий способствуетразвитию самостоятельности ученика в учебной деятельности, повышает его информационную культуру и формирует устойчивую мотивацию к изучению предметов, развивает творческий подходпри выполнении индивидуальных заданий на компьютере.Использование ИКТ на уроках в начальной школе способствует развитию у учащихся способности к самореализации, развиваетготовность ксотрудничеству. За счёт уникальных возможностей ИКТ повышается эффективностьи качество обучения. С помощью Интернетресурсов повышается уровень коммуникабельности, увеличивается словарный запас и расширяется кругозор. Внедряя новые информационные технологии в образовательный процесс, усиливается воспитательный потенциалмладшего школьника, повышается познавательный интерес, усиливается мотивация в обучении, а значит и повышается уровень усвоения учебного материала.
По проведенныммноюисследованиямбыли получены следующие результаты, по выявлению уровня сформированности школьной мотивации.
Рис. 1.
Из рисункавидно, что детей, у которыхучебная мотивация доминирует, стало больше к концу 4 класса.
Количество детей с объективной самооценкой увеличилось. А с завышенной и заниженной самооценкой сократилось. Я определяла самооценку школьников по методике «Я сам». Ученики, выполнив обычные учебные задания (перед тем как сдать на проверку учителю), сами оценивали результаты своего труда и выставляли соответствующий балл. Затем отметки учащихся сопоставляла с отметками учителя и выявлялась степень объективности первых отметок, которые учащиеся выставляли себе, неразрывно связаны со складывающейся у них самооценкой. Совпадают с оценкой учителя –формируется правильная самооценка. У тех детей, которые обычно оценивают свои работы выше, чем учитель –завышенная самооценка.Для формирования адекватной самооценки знакомила детей с критериями, нормативными требованиями выполнения той или иной деятельности, учила соотносить уровень притязаний школьника с его реальными фактическими результатами
Рис. 2. Диагностикасамооценки учащихся
Благодаря личностноориентированному подходу, созданию ситуаций успеха в деятельности учащихся мои ученики стали более активными,свободно высказываютсвои мысли, активно принимают участие в классных, школьныхимуниципальныхмероприятиях. Повысился уровень общеучебных умений и навыков. ЗаключениеУчение серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Конечно же, не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка.Характер отношения учащихся к учению зависит от характера самогопроцесса обучения, от отношений, складывающихся между педагогом и учащимися, от способов организации деятельности.Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания нахорошее в ребёнке, чем на его ошибки, 0%20%40%60%80%100%1 класс2 класс3 класс4 классУчебная мотивация0%20%40%60%80%1 четверть2 четверть3 четверть4 четвертьобъективнаязавышеннаязаниженнаяне забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру.Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментомоценки успешности учащихся может служитьслово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок –не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника.Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.
Ссылки на источники1.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 19912.Быныкина С. Конфликты в школе можно ли их избежать? // Воспитание школьников, 19973.Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 19914.Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.5.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1995 6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 19987.Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель –ученик". // Педагогика, 1998№68.Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997№2, с.42