Методическая разработка «Здоровьесберегающий урок»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грибова Л. Н. Методическая разработка «Здоровьесберегающий урок» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 296–300. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54167.htm.
Аннотация. С 2007 учебного года работаю над проблемой «Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии» В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Грибова Людмила Николаевна, учитель биологии,МАОУ »Лицей №4»,г.Чебоксарыgribova62@list.ru

Методическая разработка«Здоровьесберегающий урок»

Аннотация.С 2007 учебного года работаю над проблемой «Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии» В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы.Ключевые слова:здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающий урок, индивидуальнодифференцированный подход.

«Только тот образ преподаванияверен,

которым довольны ученики»Ш.А. Амонашвили

В связи с тем, что состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу. И при этом наиболее значительное увеличение частоты всех болезней происходят в периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни.С 2007 учебного года работаю над проблемой «Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии».Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней.В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету. В связи с этимважно во время урока чередовать различные виды учебной деятельности;использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха.Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций на уроках и подвижных игр на переменах, разных форм уроков биологии. Дети включаются в творческий процесс, поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления. Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия материала, а компьютерное тестирование учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В связи с этим в структуру урока биологии внедряю физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), слежу за правильностью осанки учеников. При этом учитываются требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка:движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока. Знакомя учащихся со строением опорнодвигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития.При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Считаю,что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 7580 %; в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 47, а их смена осуществляться через 710 мин.; в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; в течение урока должно быть использовано не менее 2х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей; на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата –в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20ой и 35ой минутах урока, длительностью 1 мин., состоящие из 3х легких упражнений с 34 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых –растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.Задача обучить школьников заботе о своем здоровье неразрывно связана с другой задачей –сформировать у учащихся мотивацию ведения здорового образа жизни, воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.Гигиенические показатели, характеризующие урок1) обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма –47 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение –более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;3) средняя продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма –710 минут;4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма –не менее трех;5) чередование видов преподавания. Норма –не позже чем через 1015 минут;6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний « в субъектов действия по их получению и созиданию». Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;8) позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты ни уроке –их место, содержание и продолжительность. Норма –на 1520 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3 –повторениями каждого упражнения;10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация,прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;11) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;12) психологический климат на уроке;13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.В конце урока следует обратить внимание на следующее:14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма –не менее 60% и не более 7580%;15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма –не ранее чем через 2530 минут в 1м классе; 3540 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;16) темп и особенности окончания урока:

быстрый темп, нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока: учащиесяимеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).Таблица 1Гигиенические критерии рациональной организации урока

Факторы урокаУровни гигиенической рациональности урока



рациональныйнедостаточно рациональныйнерациональный

1.Плотность урокане менее 60% и не более 7580% 8590% более 90%

2.Количество видов учебной деятельности 47 23 12

3Средняя продолжительность различных видов учебной деятельностине более 10 мин 1115 мин.

Более 15 мин.

4.Частота чередования различных видов учебной деятельностисмена не позднее чем через 710 мин

смена через 1115 мин.

Смена через 1520 мин.

5.Количество видов преподаванияне менее 3х 2 1

6.Чередование видов преподаванияне позже чем через 1015 мин через 1520 мин.Не чередуются

7.Наличие эмоциональных разрядок (количество) 23 1 нет

8.Место и длительность применения ТСОв соответствии с гигиеническими нормамис частичнымсоблюдением гигиенических нормв произвольной форме

9.Чередование позыпоза

чередуется в соответствии с видомработы Учительнаблюдает запосадкой учся. Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролируетпосадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

Таблица 2Зависимость времени проветривания кабинета

от температуры воздуха на улице

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

ФМдля улучшения мозгового кровообращения: 1.Исходное положение (и.п.) сидя на стуле, 12 отвести голову назад и плавно наклонить назад, 34 голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 46 раз. Темп медленный. 2.И.п. сидя, руки на поясе. 1 поворот головы направо, 2 и.п., 3 поворот головы налево, 4 и.п. Повторить 6 8 раз. Темп медленный. 3.И.п. стоя или сидя, руки на поясе. 1 махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 и.п., 34 то же правой рукой. Повторить 46 раз. Темп медленный. ФМдля снятия утомления с плечевого пояса и рук: 1.И.п. стоя или сидя, руки на поясе. 1 правую руку вперед, левую вверх. 2 переменить положение рук. Повторить 34 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2.И.п. стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 12 свести локти вперед, голову наклонить вперед. 34 локти назад, прогнуться. Повторить 68 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3.И.п. сидя, руки вверх. 1 сжать кисти в кулак. 2 разжать кисти. Повторить 68 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 10.Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминутокна 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3х легких упражнений с 34 повторениями каждого.1 физкультминутка снеправильным содержанием илипродолжительностью отсутствуют11.Психологический климатпреобладаютположительныеэмоцииимеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентныйпреобладают отрицательные эмоции12.Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активностине ранее 40 минне ранее 3537 мин. до 30 мин.Температура воздуха на улицеВремя проветривания кабинета+100–+60410 минут+50–0037 минут00 –5025 минут50–10013 минутыНиже 0011,5 минуты1.И.п. стойка ноги врозь, руки за голову. 1 резко повернуть таз направо. 2резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 68 раз. Темп средний. 2.И.п. стойка ноги врозь, руки за голову. 13 круговые движения тазом в одну сторону, 46 то же в другую сторону, 78 руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 46 раз. Темп средний. 3.И.п. стойка ноги врозь. 12 наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 34 и.п., 58 то же в другую сторону. Повторить 68 раз. Темп средний. Комплекс упражнений гимнастики для глаз: 1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 45 раз. 2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 45 раз. 3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, замедленными движениями указательными пальцами вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 45 раз. 4.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 14, потом перенести взор вдаль на счет 16. Повторить 45 раз. 5.В среднем темпе проделать 34 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 16. Повторить 12 раза1) вертикальные движения глаз вверх –вниз; 2) горизонтальное вправо –влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5) на доске до начала урока начертить какуюлибо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) потягивание ушной раковины к наружи; 4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против. В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности: 1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние); 3) точка посередине верхнего края подбородка; 4) парные точки в височных ямках; 5) три точки на затылке в углублениях; 6) парные точки в области козелка уха.Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.ЗаключениеНа каждом уроке я создаю здоровье сберегающую среду, чтобы ученик сохранил свое здоровье. А здоровье ученика в норме, если:1.в физическом плане –умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;2.в интеллектуальном плане –проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; 3.в нравственном плане –честен, самокритичен, эмпатичен;4.в социальном плане –коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; 5.в эмоциональном плане –уравновешен, способен удивляться и восхищаться.Еще Сократ сказал: «Здоровье не все, но все без здоровья ничто».

Ссылки на источники1.Аршавский И.А. Принцип доминанты в обосновании системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста // Физиология человека. 1991. Т. 17. С. 5 16. 2.Безопасность образовательного пространства. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования: Сборник материалов региональной научнопрактической конференции. / Под общ. ред. профессора Н.А. Скляновой, И.В. Плющ. Новосибирск: Издво НИПКиПРО, 2002. 196 с. 3.Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей будущее народа. М., 1988. С. 4 17. 4.Зайцев Г.К. Валеологический подход в школьном образовании // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток, 1995. с. 1117.5.Здоровье человека: Материалы III международного конгресса валеологов. / Под ред. профессора В.В. Колбанова. СПб., 2002. 350 с. 6.Ковалева О.Б. Реализация валеологического подхода в гуманитарном образовании школьников. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. педаг. наук. СанктПетербург, 2002. 17с.