Образовательная программа художественно-образовательной направленности по учебной дисциплине «Мир на ладони» как средство воспитания толерантности посредством познания культур разных народов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Головкина Е. М. Образовательная программа художественно-образовательной направленности по учебной дисциплине «Мир на ладони» как средство воспитания толерантности посредством познания культур разных народов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 291–295. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54166.htm.
Аннотация. Образовательная программа «Мир на ладони» направлена на воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, и толерантного отношения к представителям других национальностей и культур. В статье предложен последовательный календарно-тематический план, указаны цели и задачи, планируемые результаты, методическое обеспечение программы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Головкина Елена Михайловна,преподаватель,МКОУ ДОД «Детская школа искусств», п.Первомайский Кировской области elena.golovkina.89@mail.ru

Образовательная программа художественнообразовательной направленности по учебной дисциплине «Мир на ладони»

как средство воспитания толерантности посредством познания культур разных народов

Аннотация.Образовательная программа «Мир на ладони» направлена на воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, и толерантного отношения к представителям других национальностей и культур. В статье предложен последовательный календарнотематический план, указаны цели и задачи, планируемые результаты, методическое обеспечение программы. Ключевые слова:межпредметная интеграция, толерантность, русская культура, нравственность, познание мира.

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Воспитаниетолерантности может быть осуществлено на основе познания культур разных народов, создавая, тем самым, предпосылки взаимопонимания и уважения, укрепляя позиции конструктивного и цивилизованного сотрудничества, что является залогом социальной и межнациональной стабильности. Сегодня современный человек на многое смотреть подругому. Это относится и к прошлому нашего народа. Большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой, с тем, как жили русские люди, как работали и отдыхали, что их радовало, а что тревожило, какие они соблюдали традиции и обычаи, чем украшали свой быт, как одевались, какие игры были у детей, какие праздники. Ответить на эти и подобные вопросы –значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Дляэтого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создана первая часть программы «Путешествие к истокам». Это способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.Дальнейшим этапом является знакомство с историей и культурой других стран, изучением особенностей быта, обрядов, праздников, учит не только ориентироваться в «безбрежном океане» мировой культуры, но и формирует основы культуры межнациональных отношений. Знать как можно больше о других народах –основа воспитания и развития толерантности. Новизна программы заключается в ее построении на основе межпредметной интеграции с историей, географией, искусством. Особенностьюданного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшихинформационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры.Использование компьютерных технологийпозволяет максимально учитыватьиндивидуальныеособенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательногоинтереса, возникает желание познавать мир. Цель программы заключается в воспитании высоких духовных ценностей и культурных традиций у детей, развитие толерантного отношения к представителям других национальностей и культур.Задачи программы:Обучающие:

вызвать интерес к культурному наследию стран мира через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

познакомить детей с русской народной культурой и искусством;

совершенствовать умения и навыки в области работы с информационнокоммуникационными технологиями;

на основе систематического знакомства с памятниками культуры получить представление о целостной и многомерной картине духовного развития человечества.

приобретение навыков учебноисследовательской работы.Воспитательные:

воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю;

воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

формировать у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним;

формировать нравственные качества для установления позитивныхмежличностных отношений;Развивающие:

способствовать развитию воображения и фантазии ребенка как основы его творческого развития, воспитанию творческого отношения к произведениям искусства

формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности.Программа предназначена для детей 68 лет сроком обучения на 2 года. Специфика программы «Мир на ладони» заключается в следующем:1. Преобладание практических занятий. Последние, в свою очередь, представлены разнообразными творческими заданиями.2. В качестве иллюстративного материала широко используютсярепродукции, видео и аудиоматериалы, презентации и др.;3. При изучении предмета «Мир на ладони» делается акцент на развитие широкого кругозор учащихся, основанное на базовых знаниях русского искусства и культуры, культуры и искусства стран мира;4. Использование диалогического метода обучения с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизации познавательного общения и побуждения учащихся к умственной или практической деятельности.5. Создание условий для активизации творческих возможностей учащихся при помощи поручения им интересных и нетрадиционных заданий в ходе учебного процесса.Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира. Постоянная работа с источниками информации позволит сформировать самостоятельность, повысится интерес к предмету и желание познавать мир, расширится кругозор в области народной культуры и повысится уровень знаний национальных культур. Прохождение программы предполагает овладениеучащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Предполагаем, что в ходе учебных занятий учащимися произойдет овладение когнитивными, эмоциональными способами поведения, ведущими к позитивным изменениям вобщении. Наша работа будет способствовать развитию интереса детей к мировой истории, культуре. У детей повысится интерес к предмету и желание познавать мир, расширится кругозор в областинародной культуры и повысится уровень знаний национальных культур. Исходя из этих представлений и построена структура программы. Знакомство с новой дисциплиной («Путешествие к истокам») начинается с изучения исторического прошлого русского народа, мест проживания, особенностей строительства, быта и основных занятий русских людей. Дошкольники исследуют устройство русского деревянного дома, знакомятся с былинами и образами богатырей в произведениях изобразительного искусства. В процессе изучения мест проживания людей детям предлагается вспомнить известны детям сказки, мультфильмы, в которых они видели изучаемые виды жилых строений, что позволяет им использовать уже известную им информацию и сопоставлять с получением новой информации о таких постройках, как терем, палаты, изба, дворец, землянка. Серия занятий посвящена изучению основных занятий русских людей, знакомству с профессиями плотника, ткача, кузнеца, бортника, столяра, сапожника и других. При знакомстве с русским народным костюмом, мужской и женской обувью и историей головных уборов учащимся предлагается воссоздать (спомощью родителей) мужской или женский костюм, используя полученные знания, в различных техниках. Несколько уроков направлены на изучение русских народных традиций и народных праздников согласно земледельческому календарю славян. Изучение праздников тесно связано со знакомством и анализом русских народных пословиц и поговорок, умением сопоставлять традиции празднования, символы непосредственно с праздниками.Отдельным блоком идет изучение русских народных промыслов: дымковская игрушка, хохлома, филимоновская игрушка, жостовская роспись, вологодское кружево, гжель, городецкая роспись, палехская миниатюра, вышивка, лоскутное шитье –с использованием интерактивной презентации. Она включает в себя не только информацию о народных промыслах, истории возникновения, отличительных особенностях, но приемы росписи.В форме экскурсии, с использованием интерактивных презентация, печатных картигр происходит знакомство с городами «Золотого кольца» России, Москвы и Московского кремля, достопримечательностями СанктПетербурга. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое и создана первая часть программы. Она способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.Таким образом, к концу первого года учащиеся должны знать и уметь

знать особенности русского народного быта, своеобразие мужского и женского костюмов

ориентироваться в народном календаре, знать русские народные праздники, время их празднование и отличительные особенности;

уметь отличать и знать специфические особенности русских народных промыслов;

иметь представление о истории создания и главных архитектурных сооружениях Московского Кремля; владеть информацией о наиболее известных достопримечательностей СанктПетербурга и его окрестностей;

знать достопримечательности родного города и области;

иметь первоначальные представления о единствеи многообразии культурного пространства России;

уметь в творческой форме воспроизводить полученные теоритические знания по теме.Второй год обучения –«Путешествие по миру», предполагает знакомство с историей и культурой других стран, изучение особенностей быта, обрядов, праздников других народов. Знать как можно больше о других народах –основа воспитания и развития толерантности. Учащиеся знакомятся с культурой и историей Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, получают возможность воссоздать«артефакты» ушедших эпох –сделать лавровый венок, пирамиды Хеопса, нарисовать интерьер древнегреческого дома, сшить традиционный римский костюм.При знакомстве с историей и культурой стран Востока и Запада, учащиеся получают информацию о национальных праздниках, достопримечательностях, природном мире, особенностях кухни, национальном составе стран, особенностях костюма учатся находить общие и различное в изучаемых странах, сравнивать и сопоставлять полученные знания. Часть занятий посвящена знакомству с музеями мира и их шедеврами, древними и современными чудесами знаний, что позволяет расширить кругозор учащихся, способствует развитию интереса к окружающему миру. К концу второго года учащиеся должны знать и уметь

знать особенности развития культуры и искусства Древнего мира;

знать основные достопримечательности стран мира, их характерные особенности;

владеть информацией о культурном и национальном разнообразии стран мира;

иметь первоначальные навыки разрешения спорных ситуаций;

уметь позитивно оценивать свои творческие возможности;

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия произведений культуры и искусства;

уметь осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (мультимедийные презентации, работа с интерактивной доской, пособия на электронных носителях).В ходе знакомства с культурой родной страны и стран мира планируются следующие личностные результаты:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование уважительного отношения к культуре других народов;

развитие мотивов учебной деятельности, принятие и освоение социальной роли обучающего;

развитие этических чувств, доброжелательно и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Для определения результативности в течение учебного года проводятся контрольные занятия, которые позволяют выявить сформированные знания и умения по пройденным темам. Разновидностями промежуточного контроля является поурочный контроль, а также тематический контроль, охватывающий содержание ряда уроков.По окончании четверти проводится контрольный урок с использованием разнообразных форм и методов проверки знаний материала четверти. Подведение итогов реализации образовательной программы по каждому году обучения осуществляется с помощью открытого занятия для родителей, проведения экскурсии с участием детей в роли гида. Экзаменов по данному предмету нет.Основными формами контроля являются: интерактивные тесты, викторины, устные опросы, тематические кроссворды, «угадайки» с использованием иллюстраций, групповые выполнения творческих заданий, зачеты и др.;Учебные занятия в рамках дисциплины предполагают с одной стороны содействие тому, что бы человек осознал свои корни и темсамым мог определить место, занимаемое им в мире, а с другой –воспитать в нем уважение к другим культурам.

Ссылки на источники1.Евладова, Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания дополнительного образования / Е.Б.Евладова, Т.И.Петракова –М., 19942.Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб.пособие / Е. Ю. Клепцова. М. :Академ. проект, 2004. 173 с.