Образовательная программа художественно-образовательной направленности по учебной дисциплине «Мир на ладони» как средство воспитания толерантности посредством познания культур разных народов
Выпуск:
ART 54166
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Головкина
Е.
М. Образовательная программа художественно-образовательной направленности по учебной дисциплине «Мир на ладони» как средство воспитания толерантности посредством познания культур разных народов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
291–295. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54166.htm.
Аннотация. Образовательная программа «Мир на ладони» направлена на воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, и толерантного отношения к представителям других национальностей и культур. В статье предложен последовательный календарно-тематический план, указаны цели и задачи, планируемые результаты, методическое обеспечение программы.
Ключевые слова:
межпредметная интеграция, нравственность, толерантность, русская культура, познание мира.
Текст статьи
Головкина Елена Михайловна,преподаватель,МКОУ ДОД «Детская школа искусств», п.Первомайский Кировской области elena.golovkina.89@mail.ru
Образовательная программа художественнообразовательной направленности по учебной дисциплине «Мир на ладони»
как средство воспитания толерантности посредством познания культур разных народов
Аннотация.Образовательная программа «Мир на ладони» направлена на воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, и толерантного отношения к представителям других национальностей и культур. В статье предложен последовательный календарнотематический план, указаны цели и задачи, планируемые результаты, методическое обеспечение программы. Ключевые слова:межпредметная интеграция, толерантность, русская культура, нравственность, познание мира.
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Воспитаниетолерантности может быть осуществлено на основе познания культур разных народов, создавая, тем самым, предпосылки взаимопонимания и уважения, укрепляя позиции конструктивного и цивилизованного сотрудничества, что является залогом социальной и межнациональной стабильности. Сегодня современный человек на многое смотреть подругому. Это относится и к прошлому нашего народа. Большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой, с тем, как жили русские люди, как работали и отдыхали, что их радовало, а что тревожило, какие они соблюдали традиции и обычаи, чем украшали свой быт, как одевались, какие игры были у детей, какие праздники. Ответить на эти и подобные вопросы –значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Дляэтого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создана первая часть программы «Путешествие к истокам». Это способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.Дальнейшим этапом является знакомство с историей и культурой других стран, изучением особенностей быта, обрядов, праздников, учит не только ориентироваться в «безбрежном океане» мировой культуры, но и формирует основы культуры межнациональных отношений. Знать как можно больше о других народах –основа воспитания и развития толерантности. Новизна программы заключается в ее построении на основе межпредметной интеграции с историей, географией, искусством. Особенностьюданного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшихинформационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры.Использование компьютерных технологийпозволяет максимально учитыватьиндивидуальныеособенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательногоинтереса, возникает желание познавать мир. Цель программы заключается в воспитании высоких духовных ценностей и культурных традиций у детей, развитие толерантного отношения к представителям других национальностей и культур.Задачи программы:Обучающие:
вызвать интерес к культурному наследию стран мира через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
познакомить детей с русской народной культурой и искусством;
совершенствовать умения и навыки в области работы с информационнокоммуникационными технологиями;
на основе систематического знакомства с памятниками культуры получить представление о целостной и многомерной картине духовного развития человечества.
приобретение навыков учебноисследовательской работы.Воспитательные:
воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю;
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
формировать у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним;
формировать нравственные качества для установления позитивныхмежличностных отношений;Развивающие:
способствовать развитию воображения и фантазии ребенка как основы его творческого развития, воспитанию творческого отношения к произведениям искусства
формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности.Программа предназначена для детей 68 лет сроком обучения на 2 года. Специфика программы «Мир на ладони» заключается в следующем:1. Преобладание практических занятий. Последние, в свою очередь, представлены разнообразными творческими заданиями.2. В качестве иллюстративного материала широко используютсярепродукции, видео и аудиоматериалы, презентации и др.;3. При изучении предмета «Мир на ладони» делается акцент на развитие широкого кругозор учащихся, основанное на базовых знаниях русского искусства и культуры, культуры и искусства стран мира;4. Использование диалогического метода обучения с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизации познавательного общения и побуждения учащихся к умственной или практической деятельности.5. Создание условий для активизации творческих возможностей учащихся при помощи поручения им интересных и нетрадиционных заданий в ходе учебного процесса.Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира. Постоянная работа с источниками информации позволит сформировать самостоятельность, повысится интерес к предмету и желание познавать мир, расширится кругозор в области народной культуры и повысится уровень знаний национальных культур. Прохождение программы предполагает овладениеучащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Предполагаем, что в ходе учебных занятий учащимися произойдет овладение когнитивными, эмоциональными способами поведения, ведущими к позитивным изменениям вобщении. Наша работа будет способствовать развитию интереса детей к мировой истории, культуре. У детей повысится интерес к предмету и желание познавать мир, расширится кругозор в областинародной культуры и повысится уровень знаний национальных культур. Исходя из этих представлений и построена структура программы. Знакомство с новой дисциплиной («Путешествие к истокам») начинается с изучения исторического прошлого русского народа, мест проживания, особенностей строительства, быта и основных занятий русских людей. Дошкольники исследуют устройство русского деревянного дома, знакомятся с былинами и образами богатырей в произведениях изобразительного искусства. В процессе изучения мест проживания людей детям предлагается вспомнить известны детям сказки, мультфильмы, в которых они видели изучаемые виды жилых строений, что позволяет им использовать уже известную им информацию и сопоставлять с получением новой информации о таких постройках, как терем, палаты, изба, дворец, землянка. Серия занятий посвящена изучению основных занятий русских людей, знакомству с профессиями плотника, ткача, кузнеца, бортника, столяра, сапожника и других. При знакомстве с русским народным костюмом, мужской и женской обувью и историей головных уборов учащимся предлагается воссоздать (спомощью родителей) мужской или женский костюм, используя полученные знания, в различных техниках. Несколько уроков направлены на изучение русских народных традиций и народных праздников согласно земледельческому календарю славян. Изучение праздников тесно связано со знакомством и анализом русских народных пословиц и поговорок, умением сопоставлять традиции празднования, символы непосредственно с праздниками.Отдельным блоком идет изучение русских народных промыслов: дымковская игрушка, хохлома, филимоновская игрушка, жостовская роспись, вологодское кружево, гжель, городецкая роспись, палехская миниатюра, вышивка, лоскутное шитье –с использованием интерактивной презентации. Она включает в себя не только информацию о народных промыслах, истории возникновения, отличительных особенностях, но приемы росписи.В форме экскурсии, с использованием интерактивных презентация, печатных картигр происходит знакомство с городами «Золотого кольца» России, Москвы и Московского кремля, достопримечательностями СанктПетербурга. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое и создана первая часть программы. Она способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.Таким образом, к концу первого года учащиеся должны знать и уметь
знать особенности русского народного быта, своеобразие мужского и женского костюмов
ориентироваться в народном календаре, знать русские народные праздники, время их празднование и отличительные особенности;
уметь отличать и знать специфические особенности русских народных промыслов;
иметь представление о истории создания и главных архитектурных сооружениях Московского Кремля; владеть информацией о наиболее известных достопримечательностей СанктПетербурга и его окрестностей;
знать достопримечательности родного города и области;
иметь первоначальные представления о единствеи многообразии культурного пространства России;
уметь в творческой форме воспроизводить полученные теоритические знания по теме.Второй год обучения –«Путешествие по миру», предполагает знакомство с историей и культурой других стран, изучение особенностей быта, обрядов, праздников других народов. Знать как можно больше о других народах –основа воспитания и развития толерантности. Учащиеся знакомятся с культурой и историей Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, получают возможность воссоздать«артефакты» ушедших эпох –сделать лавровый венок, пирамиды Хеопса, нарисовать интерьер древнегреческого дома, сшить традиционный римский костюм.При знакомстве с историей и культурой стран Востока и Запада, учащиеся получают информацию о национальных праздниках, достопримечательностях, природном мире, особенностях кухни, национальном составе стран, особенностях костюма учатся находить общие и различное в изучаемых странах, сравнивать и сопоставлять полученные знания. Часть занятий посвящена знакомству с музеями мира и их шедеврами, древними и современными чудесами знаний, что позволяет расширить кругозор учащихся, способствует развитию интереса к окружающему миру. К концу второго года учащиеся должны знать и уметь
знать особенности развития культуры и искусства Древнего мира;
знать основные достопримечательности стран мира, их характерные особенности;
владеть информацией о культурном и национальном разнообразии стран мира;
иметь первоначальные навыки разрешения спорных ситуаций;
уметь позитивно оценивать свои творческие возможности;
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия произведений культуры и искусства;
уметь осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (мультимедийные презентации, работа с интерактивной доской, пособия на электронных носителях).В ходе знакомства с культурой родной страны и стран мира планируются следующие личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательно и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Для определения результативности в течение учебного года проводятся контрольные занятия, которые позволяют выявить сформированные знания и умения по пройденным темам. Разновидностями промежуточного контроля является поурочный контроль, а также тематический контроль, охватывающий содержание ряда уроков.По окончании четверти проводится контрольный урок с использованием разнообразных форм и методов проверки знаний материала четверти. Подведение итогов реализации образовательной программы по каждому году обучения осуществляется с помощью открытого занятия для родителей, проведения экскурсии с участием детей в роли гида. Экзаменов по данному предмету нет.Основными формами контроля являются: интерактивные тесты, викторины, устные опросы, тематические кроссворды, «угадайки» с использованием иллюстраций, групповые выполнения творческих заданий, зачеты и др.;Учебные занятия в рамках дисциплины предполагают с одной стороны содействие тому, что бы человек осознал свои корни и темсамым мог определить место, занимаемое им в мире, а с другой –воспитать в нем уважение к другим культурам.
Ссылки на источники1.Евладова, Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания дополнительного образования / Е.Б.Евладова, Т.И.Петракова –М., 19942.Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб.пособие / Е. Ю. Клепцова. М. :Академ. проект, 2004. 173 с.
Образовательная программа художественнообразовательной направленности по учебной дисциплине «Мир на ладони»
как средство воспитания толерантности посредством познания культур разных народов
Аннотация.Образовательная программа «Мир на ладони» направлена на воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, и толерантного отношения к представителям других национальностей и культур. В статье предложен последовательный календарнотематический план, указаны цели и задачи, планируемые результаты, методическое обеспечение программы. Ключевые слова:межпредметная интеграция, толерантность, русская культура, нравственность, познание мира.
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Воспитаниетолерантности может быть осуществлено на основе познания культур разных народов, создавая, тем самым, предпосылки взаимопонимания и уважения, укрепляя позиции конструктивного и цивилизованного сотрудничества, что является залогом социальной и межнациональной стабильности. Сегодня современный человек на многое смотреть подругому. Это относится и к прошлому нашего народа. Большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой, с тем, как жили русские люди, как работали и отдыхали, что их радовало, а что тревожило, какие они соблюдали традиции и обычаи, чем украшали свой быт, как одевались, какие игры были у детей, какие праздники. Ответить на эти и подобные вопросы –значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Дляэтого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создана первая часть программы «Путешествие к истокам». Это способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.Дальнейшим этапом является знакомство с историей и культурой других стран, изучением особенностей быта, обрядов, праздников, учит не только ориентироваться в «безбрежном океане» мировой культуры, но и формирует основы культуры межнациональных отношений. Знать как можно больше о других народах –основа воспитания и развития толерантности. Новизна программы заключается в ее построении на основе межпредметной интеграции с историей, географией, искусством. Особенностьюданного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшихинформационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры.Использование компьютерных технологийпозволяет максимально учитыватьиндивидуальныеособенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательногоинтереса, возникает желание познавать мир. Цель программы заключается в воспитании высоких духовных ценностей и культурных традиций у детей, развитие толерантного отношения к представителям других национальностей и культур.Задачи программы:Обучающие:
вызвать интерес к культурному наследию стран мира через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
познакомить детей с русской народной культурой и искусством;
совершенствовать умения и навыки в области работы с информационнокоммуникационными технологиями;
на основе систематического знакомства с памятниками культуры получить представление о целостной и многомерной картине духовного развития человечества.
приобретение навыков учебноисследовательской работы.Воспитательные:
воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю;
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
формировать у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним;
формировать нравственные качества для установления позитивныхмежличностных отношений;Развивающие:
способствовать развитию воображения и фантазии ребенка как основы его творческого развития, воспитанию творческого отношения к произведениям искусства
формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности.Программа предназначена для детей 68 лет сроком обучения на 2 года. Специфика программы «Мир на ладони» заключается в следующем:1. Преобладание практических занятий. Последние, в свою очередь, представлены разнообразными творческими заданиями.2. В качестве иллюстративного материала широко используютсярепродукции, видео и аудиоматериалы, презентации и др.;3. При изучении предмета «Мир на ладони» делается акцент на развитие широкого кругозор учащихся, основанное на базовых знаниях русского искусства и культуры, культуры и искусства стран мира;4. Использование диалогического метода обучения с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизации познавательного общения и побуждения учащихся к умственной или практической деятельности.5. Создание условий для активизации творческих возможностей учащихся при помощи поручения им интересных и нетрадиционных заданий в ходе учебного процесса.Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира. Постоянная работа с источниками информации позволит сформировать самостоятельность, повысится интерес к предмету и желание познавать мир, расширится кругозор в области народной культуры и повысится уровень знаний национальных культур. Прохождение программы предполагает овладениеучащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Предполагаем, что в ходе учебных занятий учащимися произойдет овладение когнитивными, эмоциональными способами поведения, ведущими к позитивным изменениям вобщении. Наша работа будет способствовать развитию интереса детей к мировой истории, культуре. У детей повысится интерес к предмету и желание познавать мир, расширится кругозор в областинародной культуры и повысится уровень знаний национальных культур. Исходя из этих представлений и построена структура программы. Знакомство с новой дисциплиной («Путешествие к истокам») начинается с изучения исторического прошлого русского народа, мест проживания, особенностей строительства, быта и основных занятий русских людей. Дошкольники исследуют устройство русского деревянного дома, знакомятся с былинами и образами богатырей в произведениях изобразительного искусства. В процессе изучения мест проживания людей детям предлагается вспомнить известны детям сказки, мультфильмы, в которых они видели изучаемые виды жилых строений, что позволяет им использовать уже известную им информацию и сопоставлять с получением новой информации о таких постройках, как терем, палаты, изба, дворец, землянка. Серия занятий посвящена изучению основных занятий русских людей, знакомству с профессиями плотника, ткача, кузнеца, бортника, столяра, сапожника и других. При знакомстве с русским народным костюмом, мужской и женской обувью и историей головных уборов учащимся предлагается воссоздать (спомощью родителей) мужской или женский костюм, используя полученные знания, в различных техниках. Несколько уроков направлены на изучение русских народных традиций и народных праздников согласно земледельческому календарю славян. Изучение праздников тесно связано со знакомством и анализом русских народных пословиц и поговорок, умением сопоставлять традиции празднования, символы непосредственно с праздниками.Отдельным блоком идет изучение русских народных промыслов: дымковская игрушка, хохлома, филимоновская игрушка, жостовская роспись, вологодское кружево, гжель, городецкая роспись, палехская миниатюра, вышивка, лоскутное шитье –с использованием интерактивной презентации. Она включает в себя не только информацию о народных промыслах, истории возникновения, отличительных особенностях, но приемы росписи.В форме экскурсии, с использованием интерактивных презентация, печатных картигр происходит знакомство с городами «Золотого кольца» России, Москвы и Московского кремля, достопримечательностями СанктПетербурга. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое и создана первая часть программы. Она способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.Таким образом, к концу первого года учащиеся должны знать и уметь
знать особенности русского народного быта, своеобразие мужского и женского костюмов
ориентироваться в народном календаре, знать русские народные праздники, время их празднование и отличительные особенности;
уметь отличать и знать специфические особенности русских народных промыслов;
иметь представление о истории создания и главных архитектурных сооружениях Московского Кремля; владеть информацией о наиболее известных достопримечательностей СанктПетербурга и его окрестностей;
знать достопримечательности родного города и области;
иметь первоначальные представления о единствеи многообразии культурного пространства России;
уметь в творческой форме воспроизводить полученные теоритические знания по теме.Второй год обучения –«Путешествие по миру», предполагает знакомство с историей и культурой других стран, изучение особенностей быта, обрядов, праздников других народов. Знать как можно больше о других народах –основа воспитания и развития толерантности. Учащиеся знакомятся с культурой и историей Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, получают возможность воссоздать«артефакты» ушедших эпох –сделать лавровый венок, пирамиды Хеопса, нарисовать интерьер древнегреческого дома, сшить традиционный римский костюм.При знакомстве с историей и культурой стран Востока и Запада, учащиеся получают информацию о национальных праздниках, достопримечательностях, природном мире, особенностях кухни, национальном составе стран, особенностях костюма учатся находить общие и различное в изучаемых странах, сравнивать и сопоставлять полученные знания. Часть занятий посвящена знакомству с музеями мира и их шедеврами, древними и современными чудесами знаний, что позволяет расширить кругозор учащихся, способствует развитию интереса к окружающему миру. К концу второго года учащиеся должны знать и уметь
знать особенности развития культуры и искусства Древнего мира;
знать основные достопримечательности стран мира, их характерные особенности;
владеть информацией о культурном и национальном разнообразии стран мира;
иметь первоначальные навыки разрешения спорных ситуаций;
уметь позитивно оценивать свои творческие возможности;
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия произведений культуры и искусства;
уметь осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (мультимедийные презентации, работа с интерактивной доской, пособия на электронных носителях).В ходе знакомства с культурой родной страны и стран мира планируются следующие личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательно и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Для определения результативности в течение учебного года проводятся контрольные занятия, которые позволяют выявить сформированные знания и умения по пройденным темам. Разновидностями промежуточного контроля является поурочный контроль, а также тематический контроль, охватывающий содержание ряда уроков.По окончании четверти проводится контрольный урок с использованием разнообразных форм и методов проверки знаний материала четверти. Подведение итогов реализации образовательной программы по каждому году обучения осуществляется с помощью открытого занятия для родителей, проведения экскурсии с участием детей в роли гида. Экзаменов по данному предмету нет.Основными формами контроля являются: интерактивные тесты, викторины, устные опросы, тематические кроссворды, «угадайки» с использованием иллюстраций, групповые выполнения творческих заданий, зачеты и др.;Учебные занятия в рамках дисциплины предполагают с одной стороны содействие тому, что бы человек осознал свои корни и темсамым мог определить место, занимаемое им в мире, а с другой –воспитать в нем уважение к другим культурам.
Ссылки на источники1.Евладова, Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания дополнительного образования / Е.Б.Евладова, Т.И.Петракова –М., 19942.Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб.пособие / Е. Ю. Клепцова. М. :Академ. проект, 2004. 173 с.