Реализация компетентностного подхода через проектную деятельность учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бердникова В. В. Реализация компетентностного подхода через проектную деятельность учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 301–305. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54168.htm.
Аннотация. В данной статье автор рассказывает о преимуществах проектной деятельности учащихся, которая была реализована на уроках информатики в гимназии №1 города Ангарска.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бердникова Вера Владимировна,учитель информатики 1 квалификационной категории, МБОУ «Гимназия №1», г. Ангарскberdnikova57@mail.ru

Реализация компетентностного подхода в обучении информатике

через проектную деятельность учащихся

Аннотация.В данной статье автор рассказывает опреимуществахпроектной деятельностиучащихся, которая была реализована на уроках информатики в гимназии №1 города Ангарска.Ключевые слова:компетентностный подход, обучение информатике, проектная деятельность учащихся, гимназия № 1 г. Ангарска.

Информационнокоммуникационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности. Проектная форма деятельности учащихся система учебнопознавательных действий школьников, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Индивидуальный или групповой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую, иную). Проектная деятельность в МБОУ «Гимназия №1» является одной из форм деятельности для учащихся всех ступеней обучения и основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов. Проект выполняется под руководствомучителя,педагога дополнительного образования, психолога,рецензируется и представляетсядля защиты, гдепо результатам его выполнения оценивается освоение гимназистами определенного учебного материала, развитие УУД.

В 2013 2014учебном году выполнение индивидуальной проектноисследовательской работы обязательно для каждого обучающегося 8 класса гимназии.Выполнениеи защита проекта в конце учебного года является одним из условий выбора направления для профильного обучения в 1011 классах.Длязащиты проекта учащиеся должны подготовить:1.Реферат (требование к реферату см. приложение №1)2.Презентацию (требование к презентации см. приложение №2)3.ДокладВ течение всего года ученик ведет дневник, в котором отражает все шагисоздания проекта.По предмету информатика в разработке исследовательских проектов в 20122013учебном году участвовало 8 учащихся. Все работы были групповые. На группы ребята разделились по интересам. На факультативных занятиях ученики изучали создание Web–страниц на языке гипертекстовой разметки НТМL. Результаты своих исследований и творческих изысканий они выложили на страничках своих сайтов. Самая интересная работа оказалась про АЭС. Двое учащихся Тюндеров Кирилл и Федоров Максим, выполнившие этот проект, работали весь год с большим увлечением. Им очень нравилось создавать что –то новое на своих Web–страничках, находить все новый и новый материал на выбранную тему. Они реализовали свой творческий, активный, ответственныйпотенциал. Поэтому, после защиты проекта прошедшей 19 апреля 2013, работу «Сайт: «АЭС за и против» комиссия рекомендовала представить на Муниципальной научно –практической конференции «Ломоносовские чтения –ЮНИОР», где учащиеся со своей проектной работой заняли второе место на секции информатика –математика. Первая и вторая группы работы свои защитили, но создание проекта не вызвало у них большой заинтересованности. Хотя темы они выбирали самостоятельно. Поэтому проекты выполнены, но на низком уровне. Возможно, причины низкого уровня мотивации в работе над проектом обозначается недостаточным развитием регулятивных умений учеников. Инициативная группа, во главе с Дьячковой Е.В. и в которой состою я, учитывая ошибки прошлого года, составили циклограмму работы с учащимися 8ых классов по созданию проектов.С сентября месяца начали проводить организационную работу с восьмиклассниками: 1.объяснили им все требованияпо созданию проектов;2.пригласили девятиклассников, чтобы они поделились опытом и рассказали о своих трудностях и достижениях при создании проекта.До 15 октября учащиеся должны составить список своих проектов и их руководителей. И до апреля месяца начнется кропотливая работа учащихся по поиску, систематизации и обработке информации. А в апреле месяце наши восьмиклассники порадуют нас своими творческими работами. Работа учащихся «Сайт: «АЭС за и против», которая начиналась в 8 классе, в октябре 2013 года была представлена ужедевятиклассником на XVIIIнаучно практической конференции «Ломоносовские чтения». Тюндеров Кирилл получил диплом IIстепени и благодарственное письмо за научно –исследовательскую работу с учащимися получила Бердникова В.В.Мы научимучащихся самостоятельному, критическому мышлению научимразмышлять, опираясь на знание фактов, осуществлять поиск информации. Каждый проект –вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть Первая группа выбрала тему «Оружие ВОВ»;

Вторая группа –

тему «Сражения ВОВ»;

Третья группа –

тему «АЭС за и против».

затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желаниеработать. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться в реальной жизни, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

Ссылки на источники1.Положение о проектноисследовательской деятельности обучающихся предпрофильных классов. Составлено в соответствии ООП ООО; локального акта «Положение о проектной деятельности в МБОУ «Гимназия №1» город Ангарск.2.Проектная деятельность как средство обеспечения качества образования (ФГОС НОО)Каблашова Олеся Васильевна3.Требования выставлены на страничке:http://www.proshkolu.ru/user/berdnikova57/folder/729426/