Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гатиатуллина Л. К. Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 541–545. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54221.htm.
Аннотация. Статья посвящена обучению младших школьников на основе здоровьесберегающих технологий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гатиатуллина Лилия Камилевна,учитель начальных классов, МБОУ «Школа №113», г. КазаньLiliya.gatiatullina@gmail.com

Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитаниимладших школьников

Аннотация. Статья посвящена обучению младших школьников на основе здоровьесберегающих технологий.Ключевые слова:здоровьесбережение, адаптированность, воспитательно образовательная среда, мотивация.

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение.Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Наша школа работает по программе «Обучение здоровью», финансируемой Европейским Союзом и направленная на развитие обучения здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации. Главным партнёром проекта является Министерство образования РФ.Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы, Педагогический коллектив чётко осознаёт, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей детей. Здоровье, которое понимается как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.Предложенная проектом новая методика работы с детьми, учителями и родителями снимает сразу несколько проблем: перегрузку, гиподинамию, дискомфорт, депрессию... Причём роль учителя при Обучении Здоровью это роль не наставника, а роль партнёра, помощника, советчика, собеседника. чем ярче и богаче собственный опыт учителя, тем интереснее и доступнее становится он детям.В настоящее время состояние здоровья детей показывает, что проблема здоровьесбережения ещё далека от решения. Организационное направление работы включает в себя создание здоровьеформирующей воспитательнообразовательной среды: совокупность условий, организуемых администрацией школы и педагогическим коллективом при обязательном участии учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Для создания такой среды в школе необходимо выполнение ряда условий: понимание всеми участниками образовательного процесса необходимости укрепления здоровья школьников; благоприятное воздействие учителя на своих учеников; обеспечение необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья. Отсюда вытекает методический аспект проблемы, который состоит в активизации здоровьеформирующего потенциала традиционного образования, расширении возможностей образования в формировании ЗОЖ, использовании специальных методов и приёмов преподавания, сочетании теоретическихаспектов обучения с практической деятельностью детей.Современная валеология связывает эффективность укрепления здоровья детей с формированием их мировоззренческой и социальной активности, развитием мотивационнопотребностной сферы, обусловливающей создание установки на ЗОЖ и воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье близких людей. Для формирования установки необходимы два условия: наличие потребностей и возможность их удовлетворения. Потребности формируются на подсознательном уровне, «... известен только один способ прямого воздействия на подсознание сила непосредственного примера, базирующегося на потребности в подражании, особенно ярко выраженной в детском возрасте» (Симонов П.В, Мотивированный мозг). Отсюда вытекает необходимость тесного сотрудничества семьи и школы.Основная задача программы формирование представления о ценности собственного здоровья, бессмысленности табакокурения и алкоголизма, о стратегических ошибках цивилизации и важности предпринимаемых сообществом усилий для будущего планеты.Главная цель программы способствовать укреплению здоровья школьников путём создания комплексного подхода к воспитанию на базе профилактических программ.Основные направления внутренней политики школы для реализации программы:1.Содействие развитию активного самоуважения и гражданской активности учащихся.2.Создание хороших взаимоотношений между персоналом школы и учащимися.3.Улучшение окружающей обстановки школы.4.Предоставление учащимся широких возможностей для самореализации.5.Способствовать установлению прочных связей между школой, домом и сообществом.6. Установление прочных связей, преемственности между начальной и средней школой для планирования последовательного обучения здоровью.7.Определение роли персонала школы как примерадля подражания в вопросах, связанных со здоровьем.8.Рассматривать роль рационального питания как неотъемлемую часть планирования обучения здоровью.9.Реализация потенциала возможностей сообщества для привлечения услуг специалистов, для получения поддержки и советов в обучении здоровью.Учебный план обучения здоровью, представленный в программе "Обучение здоровью школьников":

помогает учащимся получить актуальные знания и понимание не просто того, что представляет собой человеческое тело и как оно функционирует, но и социальных и психологических факторов, которые воздействуют на здоровье

побуждает учащихся делать выбор, основанный на знаниях , и принимать соответствующие решения

укрепляет связь между школой, семьёй и обществом таким образом, что все оказываются вовлечёнными в коллективную ответственность за содействие хорошему состоянию здоровья.Обучение здоровью школьников расширяет возможности и способности школьников сделать более правильный выбор, с точки зрения здоровья –не только в детстве, но и в последующей взрослой жизни. Программа «Обучение здоровью школьников» руководствуется интегрированным подходом, при котором соединяются усилия медицинского и воспитательного персонала, преподавателей, учащихся, родителей в совместной работе по укреплению здоровья.Программа «Обучение здоровью» состоит из взаимосвязанных модульных блоков:

Здоровье сохраняющие и развивающие технологии.

Формирование представлений о факторах успешности социализации учащихся в обществе.

Использование конфликта «Ребёнок

взрослый» для критики позиции родителей в отношении табака и алкоголя.

Использование стремления к самоутверждению в среде сверстников как способа игнорировать влияние толпы на личность.

Использование эмоционально чувственной сферы и желания любвидля формирования привычки быть приятным другим.

Использование системы научного общества учащихся по биологии для определения учащимися своего потенциала здоровья и прогнозирования сроков и качества своей жизни.Программа «Обучение здоровью» предусматривает контроль стресса, уровня тревожности и ряда других психических показателей учащихся для управления их психоэмоциональным состоянием за счёт дозирования умственных и физических нагрузок. Успешно обучаясь по этой программе, дети приобретают следующие навыки:

Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности способность познавать свой характер. Свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

Навыки позитивного общения способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье,

Навыки самооценки и понимания других способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть.

Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональным состояниями осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание обисточниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.

Навыки продуктивного взаимодействия способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

Навыки самостоятельного принятия решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.

Навыки решения проблемных ситуаций помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком даёт человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению сложных жизненных проблем.

Навыки работы с информацией способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.В организации учебно воспитательного процесса создавались:а) оптимальные условия двигательного режима учащихся: подвижные минутки на уроках, глазодвигательная гимнастика;б) формировались навыки здоровьесберегающего поведения: заботливое отношение к одноклассникам,педагогам и родителям, исключающие травматизм игры на переменах и после занятий, осуждение привычки к курению и алкоголю.Школа является одним из важных социальных институтов для ребенка, где он проводит одиннадцать важных для его развития и здоровья лет. У школьников, которые любят ходить в школу, чаще бывает положительная самооценка, хорошая субъективная оценка здоровья и чувство благополучия. Учебная деятельность и школьная атмосфера являются для детей и подростков одним из самых важных приоритетов в период с 78 до 1718 лет. Школьная атмосфера может служить одним из источников стресса для детей и подростков, и как следствие низкой субъективной оценки здоровья. С другой стороны, дети и подростки, которые оценивают своё здоровье положительно, могут чувствовать поддержку со стороны учителей. И здесь важно, чтобы качества учителя по отношению к ученикам носили помогающий, а не директивный характер. Таким образом, удовлетворенность школьной жизнью может повысить качество жизни и самооценку своего здоровья, или, наоборот, высокое качество жизни и высокая самооценка здоровья позволят высоко оценить школьную жизнь. И для того, чтобы чётко выявить причинноследственные связи, мы должны понимать, что индикаторв школьной жизни и индикаторы здоровья –комплексная и динамичная система множественных взаимосвязей.Очень часто связанные со здоровьем знания, умения и отношения, которым учат в школе, имеют тенденцию оставаться «школьным делом», не связанным с реальным миром, находящимся за школьными дверями. Поведение, связанное с образом жизни, часто ограничивается семьей, близкими друзьями, разного рода общественными учреждениями.Значительной задачей для школы является обеспечение того, чтобы соответствующие влияния, которые существуют за пределами школы, находились в относительной гармонии ссамой школой. В то время как семья остается якорем для большинства детей и подростков, важно распознать растущее влияние сверстников и близких друзей, которые все более и более начинают вытеснять ценности семьи.Таким образом, обновляя содержание естественнонаучного образования, создавая специальные условиядля активизации его здоровьеформирующего потенциала, можно добиться повышения уровня знаний детей о здоровье, сформировать мотивацию к ведению здорового образа жизни самими детьми и их родителями, повысить уровень практических умений и навыков здоровой жизни. Хочется верить, что, научившись ценить и беречь своё здоровье, дети будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду, и будут твёрдо убеждены в неприкосновенности чужого достоинства, комфорта и благополучия.