Урок биологии "Обмен веществ и энергии"

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова С. В. Урок биологии "Обмен веществ и энергии" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 546–550. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54222.htm.
Аннотация. При изучении нового материала на уроке в 6 классе по теме «Обмен веществ и энергии» используются проблемные задачи, эксперименты по биологии. Совершенствуются навыки учащихся работы с текстом, таблицей, биологическим рисунком. Развивается логическое мышление при объяснении экспериментов, речь. Вырабатываются навыки выполнения заданий ГИА, части В. У учащихся формируется научная картина мира о взаимосвязи живых организмов разных царств живой природы и с окружающей средой.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Светлана Владимировна,учитель биологии МБОУ СОШ № 15,г. Нерюнгриsh15@nerungri.edu.ru

Урок биологии"Обмен веществ и энергии"

Аннотация. При изучении нового материала на уроке в 6 классе по теме «Обмен веществ и энергии» используются проблемные задачи, эксперименты по биологии. Совершенствуются навыки учащихся работы с текстом, таблицей, биологическим рисунком. Развивается логическое мышление при объяснении экспериментов, речь. Вырабатываются навыки выполнения заданий ГИА,части В. У учащихся формируется научная картина мира о взаимосвязи живых организмов разных царств живой природы и с окружающей средой.Ключевые слова: биология, 6 класс, проблемная задача, биологический эксперимент.

Целевая аудитория: 6класспо программе Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»Тип урока:изучение нового материалаЦели урока:Образовательные:усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”,“Выделение”.Развивающие:совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;развитие логического и системного мышления;развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником. Воспитательные:совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем;совершенствование эстетического восприятия, бережноеотношениекокружающейсреде.совершенствованиевнимательностиприработес биологическимиобъектами.Таблица 1План урока

№Этап урокаСодержание \целиВремя1.Организационный момент.Проверка готовности к уроку.1 мин.2.Мотивация.СловаписателяВ.В. Бианки3 мин.3.Целеполагание.Цели урока для учащихся.2 мин4.Изучение нового материала.Работа с текстом учебника.Составление вопросов по тексту.5 мин10 минРаботас таблицей. Решениепроблемныхзадач.10 мин5.Закрепление изученного материала.Выполнение заданий на рабочих листах.10 мин6.Рефлексия.Самооценивание работы. Выставление отметок.3 мин7.Домашнее задание.§14.1 мин.

Ход урока. В.В.Бианки говорил, что «к самым таинственным, призрачным дверям всегда найдется простой вещественный ключ. Умей его только найти. Сокровища будут твои».«Вещественный ключ» это знание природы. Он откроет все ее сокровища, которые будут служить человеку. Чтобы найти этот ключ, надо любить и понимать природу.Определение темы и задач урока через актуализацию опорных знаний.(Учащиеся отвечают на вопросы, учитель кратко записывает их ответы на доске).1.Вспомните и перечислите признаки, характерные для живых организмов.(Питание, дыхание, выделение, обмен веществ, размножение, раздражимость, рост и развитие, движение).2. Какие из них мы уже изучили?(Питание, дыхание, транспорт веществ, выделение).3.Попробуйте сформулировать понятие каждого из них.4. Питание, дыхание, выделение ‬всё это стороны одного самого главного признака живых существ, какого?Самый главный признак живых организмов ‬это обмен веществ.Вот мы и определили темунашего урока. Тема урока ‬Обмен веществ.Задачи,которые нам предстоит решить.Какие вещества поступают в растения и животным из среды? Для чего они используются? Какие вещества организмы выделяютв среду? Как происходит обмен веществ у растений и животных? ит.д.Обратите вниманиенарисунок(работа в группах по методике «Дерево решений»).

Рис. 1.Ответпоплану: Чтодоказываетопыт?Объяснитеданныйпроцесс.Какиефизиологическиепроцессы, протекаютворганизме? Попробуйте сформулировать понятиепитание, дыхание, выделение. (Учащиеся отвечают на вопросы).Проблемные задачи.(работа впарах.)Задача 1. Учёные измерили температура листа, испаряющего воду и не испаряющего воду. В результате они выяснили, что температура испаряющего воду листа на 7 градусов ниже, чем не испаряющего. Какой вывод можно сделать из этого исследования?Задача 2.Влажность воздуха изменяется в течение дня, недели, лета. Как влияет изменение влажности воздуха на испарение воды растением? В каких условиях интенсивность испарения выше: при высокой температуре или низкой влажности?Задания к самостоятельному изучению темы «Обмен веществ и энергии уживотных»

работай индивидуально.Какие вещества животное поглощает из окружающей среды?Используйте текст учебника на стр. 91

93. (Белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли, кислород) Учитель дополняет: Животные, в отличие от растений, потребляют готовые Органические вещества (гетеротрофы).Что выделяют животные в окружающую среду?(Вода, углекислый газ, мочевина).Что происходит с веществами (белками, жирами, углеводами) в теле животных? Какая система органов принимает в этом участие? (Превращения (пищеварение) ‬переводятся в более простые соединения, растворимые в воде, и уже в таком виде усваиваются клеткой). Используйте текст на стр. 91, 5 абзац. Укажите систему органов.Какие два противоположных процесса происходят в клетке с поступившимив неё веществами? ответ на стр.92.(Из простых образуются другие сложные вещества, т.е. они превращаются в вещества своего тела, распад сложных на простые,при этом выделяется энергия).Проблемные задачи(работа впарах).На чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по сетке. Примерно через 30 минут после начала опыта чашка с мышью поднялась вверх. Почему?Ответ: Масса тела теряется за счет выдыхания углекислого газа и паров воды, которые образуются при расщеплении веществ пищи для получения энергии.Работас таблицей.

Рассмотритетаблицувучебникенастр.94 иобъясните: Почемуобменвеществумлекопитающихпротекаетболееактивно, чему рыб? Почемуптицмынаблюдаем

натерриторияхсразнымиклиматическимиусловиями?Задание(работа впарах).Выберите правильные утверждения.Обмен веществ происходит у всех живых организмов.Обмен веществ складывается из двух противоположных процессов.В обмене веществ у растений принимают участие только листья.В растения из окружающей среды поступают кислород, углекислый газ и вода.В обмене веществ у животных принимают участие только органы дыхания и кровеносной системы.В результате фотосинтеза образуются органические вещества и кислород.Теплокровные животные имеют постоянную температуру тела.Змеи и лягушки ‬это теплокровные животные.Медведь ‬холоднокровное животное, так как впадает в зимнюю спячку.Зимой у птиц обмен веществ протекает медленно, потому что температура окружающей среды низкая.Активный обмен веществ у птиц и млекопитающих способствовал их широкому распространению на Земле.Обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма.Правильные утверждения: 1, 2, 4, 6, 7, 11, 12.

Составрассказпобиологическомурисунку.

Рис. 2.Рефлексия: Закончифразу.

Яузнал…

Японял…Ясомневаюсь…

Яхотел быузнать…

Яневерю…Домашнее задание.Составитьпищевуюцепочку. Объяснить,какпротекаетобменвеществвданнойпищевойцепи.