Индивидуальный подход при обучении французскому как второму иностранному языку: работа с одаренными детьми
Выпуск:
ART 54228
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрова
М.
Л. Индивидуальный подход при обучении французскому как второму иностранному языку: работа с одаренными детьми // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
571–575. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54228.htm.
Аннотация. Статья посвящена современным технологиям педагогической поддержки одаренных детей. Автор предлагает проводить систематическую и последовательную индивидуальную работу с одаренными детьми при обучении французскому как второму иностранному языку. Приводит примеры из своего опыта работы в школе.
Ключевые слова:
одаренные дети, индивидуализация образования, обучение французскому как второму иностранному языку, из опыта работы.
Текст статьи
Петрова Мария Лукинична,учитель французского языка, МБОУ «Якутский городской лицей», г.Якутскpetmariya@yandex.ru
Индивидуальный подход при обучении французскому как второму иностранному языку:работа с одаренными детьми
Аннотация. Статья посвящена современным технологиямпедагогической поддержки одаренных детей. Автор предлагает проводить систематическую и последовательную индивидуальную работус одаренными детьмипри обучении французскому как второму иностранному языку. Приводит примеры из своего опыта работы в школе.
Ключевые слова: индивидуализация образования,одаренные дети,обучение французскому как второму иностранному языку, из опыта работы.
Изменения в общественной, политической и экономическойжизни влияют на развитие образования, на роль и место иностранного языка в школе. Введение второго, а подчас и третьего иностранного языка вучебные планы школ, как инновационного типа, так и массовых общеобразовательных стало реальным шагом на пути гуманизации и гуманитаризации среднего образования. Введение второго иностранного языка в общеобразовательных школах стало для нас, учителей французского языка, выходом из создавшегося трудного положения, когда числошкольников, изучающих французский язык значительно,сократилось какв нашей республике, так и по всей России. Сейчас у наспоявилась отличная возможность сохранить изучение французского языка и дать возможность школьникампознакомиться с Францией, страной с богатой культурой и историей. Первым иностранным языком в ЯГЛ является английский язык. Начиная с 6 класса обучающиеся выбирают немецкий или французский в качестве второго иностранного языка.Занятия проходят один раз в неделю
идлится в виде учебной пары из двух уроков по 35 мин. В 10 классе проводится итоговый экзамен, который завершает 5 летний курс обучения, так как в11 классе выпускники нацелены на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗы. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания грамматическихконструкций, общеучебные компетенции, полученные при изучении первого иностранного языка. Лингвистический опытшкольника характеризуется синтезом знаний, навыков и умений не только в родном языке, но и первом иностранном, оказывает положительное влияние на усвоение второго иностранного языка, несмотря на наличие интерферирующего действия первого иностранного языка, он позволяет быстро и осознанно овладевать понятиями и терминами.В данной статьея рассматриваю более подробноиндивидуальную работу с одаренными детьми, у которых высокая мотивация к изучению второго иностранного языка и особые способности к языкам.
Такие ученики имеют более высокие по сравнению с другими сверстниками интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, активную, познавательную потребность. Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Условно выделяютсятри категории одаренных детей:Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).Дети с признаками специальной умственной одаренности одаренности в определенной области науки (точные или гуманитарные) (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).Учащиеся, не достигающие по какимлибо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихсяраскрываются в старшем школьном возрасте).[1]Из трех вышеизложенных категорий в нашем лицее я работаю с детьми второйкатегории, чья одаренность проявляется в подростковом возрасте. В первые годы изучения французского языка учащиесязанимаются все примерно на одном уровне. Но в течение последующих лет в среднем учебном звене постепенно выявляются те дети, которые увлечены вторым иностранным языком. В 8 классе при делении на профильные классы у ребят происходит более четкое определение интересов и мотивации по определенным предметам. По результатам внутришкольной олимпиады в 8классах проводится отбор одаренныхучениковс высокой мотивацией к изучениюфранцузского языка.В работе с талантливыми учащимися яруководствуюсьследующими принципами:принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.[2]Начиная с9 класса,
мы проводим
целенаправленную подготовку одаренных детейк участию в городских и республиканских олимпиадах, т.к. в них нет деленияучащихся на тех, кто изучает французский язык как основнойили как второй иностранный язык. За короткий период времени учащиеся должны освоить программу не только обычной общеобразовательной школы, но и специализированной. И главным способом решения данной задачи, является применение интенсивного метода обучения. В условиях средней школы интенсивная методика в силу своей гибкости, приспособляемости и высокой результативности обучения может быть использована на любом этапе обучения. Специально для одаренных детей в нашем лицее проводятся дополнительные учебные занятия в виде индивидуальных консультаций или элективныхкурсов.В этом учебном году ИЗФИР СВФУпредложил нашему лицею сотрудничество в проведении спецкурсапреподавателями, носителями языка,для одаренных учащихся. В течение учебного года французские преподаватели занимаются с ребятами, проводя занятияпо устной речи. Сначалаучащиеся испытывали некоторые трудности в общении с иностранцами: смущала высокая скорость речи, большой объем информации, отсутствие практики общения на таком высоком уровне. Но в середине учебного года прогресс уженалицо: у учениковснятпсихологический барьерпри общении
с иностранцем и быстро развиваются практическиенавыки коммуникации с носителем языка. На спецкурсе основной акцент делается на страноведческий материал: проводится сравнениекультур и традиций Франции и России. Ребята обсуждают такжепроблемы молодежи, политику и историю двух стран. Здесь четко прослеживаются метапредметные связи между географией, историей и французским языком. ПриподготовкемыиспользуемдополнительнуюлитературузарубежногоиздательстваCLEINTERNATIONAL: «VocabulaireprogressifduFrançais(niveauintermédiaire)» ClaireLeroyMiquel, AnneGoliotLété, «Vocabulaire en dialogues(niveau intermédiaire)» Evelyne Siréjols, «GrammaireprogressiveduFrançais(niveaudébutant)»ClaireLeroyMiquel.Особенностью данных учебных пособий является то, что материал дается компактно, доходчиво с помощью простых, наиболее ярких правил и примеров, сопровождающихся забавнымииллюстрациями, которые очень нравятся ребятам.
Благодаря гибкости и автономности своего учебного материала они стали отличным подспорьемпри более углубленном обучении французскому как второму иностранному языку. Результатом кропотливой работы является то, что наши ребята выступают на городских и республиканских олимпиадах наравне с учениками общеобразовательных школ, где французский язык является основным иностранным языком, и ежегодно становятся призерами и победителями. Самой большой наградой является участие наших ребятв финальном этапе Всероссийской олимпиады по французскому языку в 2005 (г. Орел), 2007(г. Нижний Новгород), 2010 (г. Великий Новгород) и 2011(г. Смоленск) гг. В целях развития своего творческого начала наши ученики участвуютво всероссийской
дистанционной эвристической олимпиаде по французскому языку «Эйдос». Целями этойолимпиады являетсяпредоставлениевозможности учащимся из разных школ и городовстраны реализовать свои знания и творческие умения во французском языке; популяризация творческого отношения учеников и учителей к французскому языку; подготовка к поездке во Францию. Все предлагаемые задания имеют творческий характер: ребята должны придумать и написать историю из заданных выражений, пословиц; сделать литературный перевод стихотворения или песни; написать письмо президенту Франции. Во время выполнения задания можно пользоватьсясловарямии справочниками. Оргкомитет оценивает, прежде всего,оригинальнуюидею и нестандартный подход в решении поставленной задачи. На выполнение уходит примерно 68 часов, что составляет нашу учебную нагрузку на месяц. Таблица1Участие во Всероссийскойдистанционной олимпиаде «Эйдос»
Учебный год
Приняли участие
Призёры
2006200729
200820091012011201210220122013101
Для выпускников, желающихпоступать в один из французских вузов илиустроиться на работу во Франции, необходимо будетсдаватьмеждународный экзамен на знание французского языка, например, DELFили DALF. Международные экзаменыDELF(Diplômed'EtudesenLangueFrancaise) и DALF(DiplômeApprofondideLangueFrançaise) являются основными экзаменами по французскому языку и официально признаны во всем мире. Их сдаютв более чем 120 странах мира.
Таблица2
Международныеэкзаменына знание французского языка DELFи DALF
Уровнивладения французским языкомУровень начального владенияУровень продвинутого пользователяУровень опытного пользователяДипломDELFA1DELFA2DELFB1DELFB2DALFC1
DALFC2Срок изучения франц.языкапосле 12 лет изучения франц.язпосле 34 летпосле 45 лет изученияпосле 56 лет изучения
Классы58 классы
911 классы
студенты,специалисты
Отличаются эти экзамены друг от друга лишь по уровню сложности. Экзамен DELF
общий языковой экзамен и подразумевает базовый уровень владения языком, в то время как DALF
экзамен повышенной сложности, и для того чтобы его успешно сдать, необходимо иметь продвинутый уровень.Экзамены DELFи DALFбыли разработаны Министерством Образования Франции в 1985 году, и в настоящий момент контроль качества проведения этих экзаменов осуществляет одно из государственных образовательных учреждений в Париже Центр Международного Образования CIEP(CentreInternationald'EtudesPedagogiques). DELFи DALFофициально признаны и Европейским Советом Иностранных Языков. Последние три года продвинутые учащиеся сдают международный экзамен на знаниефранцузского языка DELFна базе французского ресурсного центра Института зарубежной филологии и регионоведения (ИЗФИР)СевероВосточного Федерального Университета (СВФУ).
Таблица3
Сдача экзамена на международный сертификат DELF
Учебный годСдавшиеВсегоDELFА2DELFB1DELFB22009201055
2010201174
3201120121257
20122013624
Особое место в работе с одаренными детьми занимает проведение научноисследовательскойдеятельности в целях конкретного воплощения творческих идей учащихся, развития их научных способностей и применения своих знаний на практике. Главным образом, ребята интересуются проблемами межкультурной и языковой коммуникации и темы для исследования выбирают соответственно:
«Невербальное общение»: язык жестов французов», «ЕГЭ и бакалореат: сравнение выпускных экзаменов школьников в России иФранции», «Сравнительный анализ французских и русских поговорок и пословиц с названиями животных», «Французские заимствования в русском языке».
Инаши ученики успешно выступают нанаучнопрактических конференциях школьногои городского уровней.
Итогом последних пяти лет работы является желание некоторых учащихся сдавать ЕГЭ по французскому языку, а не по английскому. За все годы проведения ЕГЭ его сдали 7 учащихся. Это совсем немного, но результаты очень неплохие.
Таблица4
РезультатысдачиЕГЭ по французскомуязыку
Учебный годКоличество сдавших ЕГЭБаллы2003200419620062007185200820091842009201019420092010393, 91,86
Двевыпускницы,сдавшие ЕГЭ по французскому языку,поступили в языковые вузы по специальности французский язык.А некоторые выпускники, поступив в неязыковойВУЗ,выбирают для изучения французский, а не английский, являющийся для них первым иностранным языком.Только при такой кропотливой совместной работе стакими одаренными детьмиможно достичьположительныхрезультатов. Изучение иностранного языка не является самоцелью для большинства учащихся данной школы. Язык рассматривается ими как вспомогательный инструмент в последующей профессиональной деятельности. Действительно, если не свободное владение, то приличное знание двух иностранных уже сейчас является обязательной частью образования хорошего специалиста. И именно систематическая и последовательная индивидуальная работа с одаренными детьми в школе позволяет в полной мере реализовать данную идеюи приводитк успешным результатам.Тем самыммы выполняем одну из приоритетных задач современного общества создание условий, обеспечивающих выявлениеи развитие одаренных детей, и реализациюих потенциальных возможностей.
Ссылки на источники1. Программа «Одаренные дети» . –URL: http://festival.1september.ru/articles/529610/2. Создание системы работы с одаренными детьми. URL:http://festival.1september.ru/articles/600712/pril1.doc
Индивидуальный подход при обучении французскому как второму иностранному языку:работа с одаренными детьми
Аннотация. Статья посвящена современным технологиямпедагогической поддержки одаренных детей. Автор предлагает проводить систематическую и последовательную индивидуальную работус одаренными детьмипри обучении французскому как второму иностранному языку. Приводит примеры из своего опыта работы в школе.
Ключевые слова: индивидуализация образования,одаренные дети,обучение французскому как второму иностранному языку, из опыта работы.
Изменения в общественной, политической и экономическойжизни влияют на развитие образования, на роль и место иностранного языка в школе. Введение второго, а подчас и третьего иностранного языка вучебные планы школ, как инновационного типа, так и массовых общеобразовательных стало реальным шагом на пути гуманизации и гуманитаризации среднего образования. Введение второго иностранного языка в общеобразовательных школах стало для нас, учителей французского языка, выходом из создавшегося трудного положения, когда числошкольников, изучающих французский язык значительно,сократилось какв нашей республике, так и по всей России. Сейчас у наспоявилась отличная возможность сохранить изучение французского языка и дать возможность школьникампознакомиться с Францией, страной с богатой культурой и историей. Первым иностранным языком в ЯГЛ является английский язык. Начиная с 6 класса обучающиеся выбирают немецкий или французский в качестве второго иностранного языка.Занятия проходят один раз в неделю
идлится в виде учебной пары из двух уроков по 35 мин. В 10 классе проводится итоговый экзамен, который завершает 5 летний курс обучения, так как в11 классе выпускники нацелены на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗы. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания грамматическихконструкций, общеучебные компетенции, полученные при изучении первого иностранного языка. Лингвистический опытшкольника характеризуется синтезом знаний, навыков и умений не только в родном языке, но и первом иностранном, оказывает положительное влияние на усвоение второго иностранного языка, несмотря на наличие интерферирующего действия первого иностранного языка, он позволяет быстро и осознанно овладевать понятиями и терминами.В данной статьея рассматриваю более подробноиндивидуальную работу с одаренными детьми, у которых высокая мотивация к изучению второго иностранного языка и особые способности к языкам.
Такие ученики имеют более высокие по сравнению с другими сверстниками интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, активную, познавательную потребность. Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Условно выделяютсятри категории одаренных детей:Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).Дети с признаками специальной умственной одаренности одаренности в определенной области науки (точные или гуманитарные) (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).Учащиеся, не достигающие по какимлибо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихсяраскрываются в старшем школьном возрасте).[1]Из трех вышеизложенных категорий в нашем лицее я работаю с детьми второйкатегории, чья одаренность проявляется в подростковом возрасте. В первые годы изучения французского языка учащиесязанимаются все примерно на одном уровне. Но в течение последующих лет в среднем учебном звене постепенно выявляются те дети, которые увлечены вторым иностранным языком. В 8 классе при делении на профильные классы у ребят происходит более четкое определение интересов и мотивации по определенным предметам. По результатам внутришкольной олимпиады в 8классах проводится отбор одаренныхучениковс высокой мотивацией к изучениюфранцузского языка.В работе с талантливыми учащимися яруководствуюсьследующими принципами:принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.[2]Начиная с9 класса,
мы проводим
целенаправленную подготовку одаренных детейк участию в городских и республиканских олимпиадах, т.к. в них нет деленияучащихся на тех, кто изучает французский язык как основнойили как второй иностранный язык. За короткий период времени учащиеся должны освоить программу не только обычной общеобразовательной школы, но и специализированной. И главным способом решения данной задачи, является применение интенсивного метода обучения. В условиях средней школы интенсивная методика в силу своей гибкости, приспособляемости и высокой результативности обучения может быть использована на любом этапе обучения. Специально для одаренных детей в нашем лицее проводятся дополнительные учебные занятия в виде индивидуальных консультаций или элективныхкурсов.В этом учебном году ИЗФИР СВФУпредложил нашему лицею сотрудничество в проведении спецкурсапреподавателями, носителями языка,для одаренных учащихся. В течение учебного года французские преподаватели занимаются с ребятами, проводя занятияпо устной речи. Сначалаучащиеся испытывали некоторые трудности в общении с иностранцами: смущала высокая скорость речи, большой объем информации, отсутствие практики общения на таком высоком уровне. Но в середине учебного года прогресс уженалицо: у учениковснятпсихологический барьерпри общении
с иностранцем и быстро развиваются практическиенавыки коммуникации с носителем языка. На спецкурсе основной акцент делается на страноведческий материал: проводится сравнениекультур и традиций Франции и России. Ребята обсуждают такжепроблемы молодежи, политику и историю двух стран. Здесь четко прослеживаются метапредметные связи между географией, историей и французским языком. ПриподготовкемыиспользуемдополнительнуюлитературузарубежногоиздательстваCLEINTERNATIONAL: «VocabulaireprogressifduFrançais(niveauintermédiaire)» ClaireLeroyMiquel, AnneGoliotLété, «Vocabulaire en dialogues(niveau intermédiaire)» Evelyne Siréjols, «GrammaireprogressiveduFrançais(niveaudébutant)»ClaireLeroyMiquel.Особенностью данных учебных пособий является то, что материал дается компактно, доходчиво с помощью простых, наиболее ярких правил и примеров, сопровождающихся забавнымииллюстрациями, которые очень нравятся ребятам.
Благодаря гибкости и автономности своего учебного материала они стали отличным подспорьемпри более углубленном обучении французскому как второму иностранному языку. Результатом кропотливой работы является то, что наши ребята выступают на городских и республиканских олимпиадах наравне с учениками общеобразовательных школ, где французский язык является основным иностранным языком, и ежегодно становятся призерами и победителями. Самой большой наградой является участие наших ребятв финальном этапе Всероссийской олимпиады по французскому языку в 2005 (г. Орел), 2007(г. Нижний Новгород), 2010 (г. Великий Новгород) и 2011(г. Смоленск) гг. В целях развития своего творческого начала наши ученики участвуютво всероссийской
дистанционной эвристической олимпиаде по французскому языку «Эйдос». Целями этойолимпиады являетсяпредоставлениевозможности учащимся из разных школ и городовстраны реализовать свои знания и творческие умения во французском языке; популяризация творческого отношения учеников и учителей к французскому языку; подготовка к поездке во Францию. Все предлагаемые задания имеют творческий характер: ребята должны придумать и написать историю из заданных выражений, пословиц; сделать литературный перевод стихотворения или песни; написать письмо президенту Франции. Во время выполнения задания можно пользоватьсясловарямии справочниками. Оргкомитет оценивает, прежде всего,оригинальнуюидею и нестандартный подход в решении поставленной задачи. На выполнение уходит примерно 68 часов, что составляет нашу учебную нагрузку на месяц. Таблица1Участие во Всероссийскойдистанционной олимпиаде «Эйдос»
Учебный год
Приняли участие
Призёры
2006200729
200820091012011201210220122013101
Для выпускников, желающихпоступать в один из французских вузов илиустроиться на работу во Франции, необходимо будетсдаватьмеждународный экзамен на знание французского языка, например, DELFили DALF. Международные экзаменыDELF(Diplômed'EtudesenLangueFrancaise) и DALF(DiplômeApprofondideLangueFrançaise) являются основными экзаменами по французскому языку и официально признаны во всем мире. Их сдаютв более чем 120 странах мира.
Таблица2
Международныеэкзаменына знание французского языка DELFи DALF
Уровнивладения французским языкомУровень начального владенияУровень продвинутого пользователяУровень опытного пользователяДипломDELFA1DELFA2DELFB1DELFB2DALFC1
DALFC2Срок изучения франц.языкапосле 12 лет изучения франц.язпосле 34 летпосле 45 лет изученияпосле 56 лет изучения
Классы58 классы
911 классы
студенты,специалисты
Отличаются эти экзамены друг от друга лишь по уровню сложности. Экзамен DELF
общий языковой экзамен и подразумевает базовый уровень владения языком, в то время как DALF
экзамен повышенной сложности, и для того чтобы его успешно сдать, необходимо иметь продвинутый уровень.Экзамены DELFи DALFбыли разработаны Министерством Образования Франции в 1985 году, и в настоящий момент контроль качества проведения этих экзаменов осуществляет одно из государственных образовательных учреждений в Париже Центр Международного Образования CIEP(CentreInternationald'EtudesPedagogiques). DELFи DALFофициально признаны и Европейским Советом Иностранных Языков. Последние три года продвинутые учащиеся сдают международный экзамен на знаниефранцузского языка DELFна базе французского ресурсного центра Института зарубежной филологии и регионоведения (ИЗФИР)СевероВосточного Федерального Университета (СВФУ).
Таблица3
Сдача экзамена на международный сертификат DELF
Учебный годСдавшиеВсегоDELFА2DELFB1DELFB22009201055
2010201174
3201120121257
20122013624
Особое место в работе с одаренными детьми занимает проведение научноисследовательскойдеятельности в целях конкретного воплощения творческих идей учащихся, развития их научных способностей и применения своих знаний на практике. Главным образом, ребята интересуются проблемами межкультурной и языковой коммуникации и темы для исследования выбирают соответственно:
«Невербальное общение»: язык жестов французов», «ЕГЭ и бакалореат: сравнение выпускных экзаменов школьников в России иФранции», «Сравнительный анализ французских и русских поговорок и пословиц с названиями животных», «Французские заимствования в русском языке».
Инаши ученики успешно выступают нанаучнопрактических конференциях школьногои городского уровней.
Итогом последних пяти лет работы является желание некоторых учащихся сдавать ЕГЭ по французскому языку, а не по английскому. За все годы проведения ЕГЭ его сдали 7 учащихся. Это совсем немного, но результаты очень неплохие.
Таблица4
РезультатысдачиЕГЭ по французскомуязыку
Учебный годКоличество сдавших ЕГЭБаллы2003200419620062007185200820091842009201019420092010393, 91,86
Двевыпускницы,сдавшие ЕГЭ по французскому языку,поступили в языковые вузы по специальности французский язык.А некоторые выпускники, поступив в неязыковойВУЗ,выбирают для изучения французский, а не английский, являющийся для них первым иностранным языком.Только при такой кропотливой совместной работе стакими одаренными детьмиможно достичьположительныхрезультатов. Изучение иностранного языка не является самоцелью для большинства учащихся данной школы. Язык рассматривается ими как вспомогательный инструмент в последующей профессиональной деятельности. Действительно, если не свободное владение, то приличное знание двух иностранных уже сейчас является обязательной частью образования хорошего специалиста. И именно систематическая и последовательная индивидуальная работа с одаренными детьми в школе позволяет в полной мере реализовать данную идеюи приводитк успешным результатам.Тем самыммы выполняем одну из приоритетных задач современного общества создание условий, обеспечивающих выявлениеи развитие одаренных детей, и реализациюих потенциальных возможностей.
Ссылки на источники1. Программа «Одаренные дети» . –URL: http://festival.1september.ru/articles/529610/2. Создание системы работы с одаренными детьми. URL:http://festival.1september.ru/articles/600712/pril1.doc