Воспитание гражданского самосознания в контексте ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соина О. А. Воспитание гражданского самосознания в контексте ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 626–630. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54243.htm.
Аннотация. В статье автор делится опытом воспитания гражданского самосознания у младших школьников с учётом последнего ФГОС.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Соина Ольга Александровна,учитель начальныхклассов, МБОУ «Гимназия №1», г.Норильскo.soina@yandex.ru

Воспитание гражданского самосознания в контексте ФГОС

Аннотация. В статье автор делится опытом воспитания гражданского самосознания у младших школьников с учётом последнего ФГОС.Ключевые слова:гражданское самосознание, начальная школа, ФГОС.

Вселенский опыт говорит, Что погибают царстваНе оттого, что тяжек бытИли страшны мытарства,А погибают от того(И тем больней, чем дольше),Что люди царства своего Не уважают больше.(Б. Окуджава)

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависитот гражданских качеств подрастающего поколения и требует от него приобретения опыта гражданского поведения, умений применять цивилизованные средства борьбы за соблюдение прав человека, участвовать в управлении государством и в работе общественных институтов. На нынешнем этапе развития российского общества гражданское образование школьников и воспитание их гражданского самосознания становится предметом государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Проблема воспитания гражданского самосознания является в современном обществе актуальной, т.к. уже в младшем школьном возрасте, в период духовноличностного становления, можно обнаружить симптомы расчетливости в ценностной сфере развивающейся личности ребенка. Кроме того, современные дети находятся под влиянием разноплановых факторов: традиционных ценностей поколения родителей и так называемых «рыночных»ценностей западного общества (влияние СМИ и интернета).При написании статьи я ставиласледующую цель:представление опыта работы по воспитанию гражданского самосознания учащихся младшего школьного возраста через различные виды деятельности.В документах, определяющих программу школьного образования и воспитания (ФГОС) указывается на значимость формированияу учащихся гражданской позиции, чувства патриотизма, к этому призывает нас президент России в своих выступлениях.Тем не менее, каждый из нас посвоему воспринимает мир, посвоему определяет свою жизненную и гражданскую позицию. Именно поэтому воспитание гражданского самосознания направлено на нравственное развитие младших школьников, формирование их духовной сферы и правовой культуры. Оно создает условия для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей, для приобретения ребенком опыта самопознания, для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.

В своём труде «Рождение гражданина» Сухомлинский В. А. говорит: «Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё

Отечество». Гражданинэто не только человек, который уважает законы своей страны и готов к труду на благо общества, но и человек, который осознает себя свободным и равноправным членом этого общества, участвует в общественной жизни страны, обладает совокупностью прав и находится под защитой закона. Прежде чем стать гражданином России, надо стать гражданином своего класса.Большинство психологов и педагогов сходятся на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности ребенка и начало развития таких качеств личности как:ответственность за собственные действия;патриотизм;интернационализм;верность традициям своей страны;демократичность;физическое совершенствование;Развитие этих качеств ведется постепенно, начиная с первого класса, через следующие блоки:Формирование гражданского самосознания школьника на основе социальных, культурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.Воспитание личности гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики,жизни и деятельности выдающихся личностей.Формирование потребности соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности и жить по законам нравственных ценностей.Создание условий для реализации интересов учащихся в различных видах деятельности. Прежде всего, классный руководитель должен разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование гражданского самосознания младших школьников, изучить психологические особенности данного возраста, индивидуальные особенности членов классного коллектива, показывать пример владения собой, проявления толерантности.1Для реализации поставленных задач можно предложитьследующие формы работы: организация и проведение традиционных праздников (класса, школы, города, государства); организация и проведение тематических классных часов и бесед, смотров –конкурсов, тематических выставок плакатов, рисунков, стенгазет; организация и проведение экскурсий в музеи и другие культурные учреждения города и др.ПРОЕКТ « Я гражданин России»Объект проекта:«Учебно–воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на воспитание гражданского самосознания».Актуальность проекта:в ФГОС сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Понимание проблемы воспитания гражданского самосознания нашло своё отражение в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании» и других нормативноправовых документах Российской Федерации. 1

Журнал «Классный руководитель» № 4, 2010г

Гипотеза:Предположим, что разработанный комплекс воспитательных мероприятий будет способствоватьсамоопределению в жизненных ценностях и приобретению личностной позиции, чтопозволит учащимся младших классов лучше ориентироваться в окружающем мире.Цель проекта:приобретение ценностных установок, нравственных ориентиров и основ гражданской идентичности через циклограммуклассных часов и внеклассных мероприятий.Задачи:воспитывать человека, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире; формировать личность, активно содействующуюразвитию миролюбияи укреплению толерантности; воспитывать человека готового к сотрудничеству с другими людьми;развивать чувство самоуважения, самодостоинства, учить принимать самостоятельные решения в самых разныхситуациях; воспитывать ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми.Участники проекта:творческая группа педагогов; семья;непосредственное социальное окружение; коллективы, в которых происходит социализация личности; жизнеобеспечивающее пространство развития личности (микрорайон, район, улица и т.д.); образовательновоспитательные учреждения; общественные организации и объединения .Ожидаемые результаты:проводимая работа с учащимися будет способствоватьсамоопределению детей в жизненных ценностях и приобретению ихличностной позиции.Этапы реализации проекта:Организационный этап (май 2010 –сентябрь 2010 гг.) –изучение теоретического материала по теме проекта,разработка программы,разработка планамероприятий (1 раз в месяц), налаживание контактов с учреждениями дополнительного образования и культуры. Этап реализации (20102013 гг.)–связан с непосредственной работой сучащимися. На этом этапе планируется организация и проведение различных мероприятий, конкурсов.Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей.Завершающий этап(20132014 гг.)–предполагает провести контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решения и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.Формы и виды работы:анкетирование; классные часы; презентации; стенгазеты; внеклассные мероприятия; КТД; литературномузыкальные композиции; фотовыставки; экскурсии; конкурсы; деловые игры. Описание проекта:воспитание гражданского самосознания ребенка сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Он начинается у ребенка с отношения к семье, близким людям матери, отцу, бабушке, дедушке, школе,одноклассникам, жителям своего города, страны, планеты. Географическая замкнутость, психологическое давление полярной ночи —условия, в которых существуют младшие школьники Норильска. Поэтому необходимой частью процесса является культурный компонент. Исходя из вышесказанного, в содержании проекта выделено семь блоков и распределение мероприятий выглядит следующим образом:



Таблица 1

1.Воспитание любви к родителям, семейное воспитание, как часть патриотического воспитания.1класс«Пусть всегда будет мама» классный час + конкурс рисунков

2 класс«Моя семья. Фотографии в семейном альбоме» фотоальбом 3 класс«Семейные праздники»мероприятие совместно с родителями

4 класс«Профессии моих родителей» фотовыставка

2. Воспитание любви в дому, к родному городу, краю, стране.1класс«С чего начинается Родина?»КТД

2 класс«Край, в котором мы живем» конкурс рисунковГосударственная символика города, края, страны

3 класс«Что дает наш край стране?» классный час

«Наш город вчера и сегодня» экскурсия в музей 4 класс«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

конкурс презентаций

«О герояхземляках» классный час или экскурсия вкраеведческий музей

3.Воспитание любви к природе, экологическое воспитание в ходе экскурсий, на уроках и внеклассных мероприятиях.1класс«Путешествие капельки воды» КТД

«Осенины» утренник

«Растения и животные нашего края» занятия с сотрудниками музеязаповедника «Большой Арктический»2 класс«По тропинке в тундру» экскурсия по экологической тропе«Растения и животные нашего края» занятия с сотрудниками музеязаповедника «Большой Арктический»

3 класс«Охранять природу, значит охранять Родину» классный час«Растения и животные нашего края» занятия с сотрудниками музеязаповедника «Большой Арктический»

4 класс«Земля мой родной дом» классный час

Виртуальное путешествие по Красноярскому краю —презентация

4. Воспитание любви к родной школе, к учителю, к товарищам.1класс«Чье имя носит наша школа» классный час + экскурсия вшкольный музей.«Ежели вы вежливы» игровая программа

«Дружим с добрыми словами»беседа

«Минута славы» конкурс талантов.2 класс«В дружбе сила» игровое занятие«Минута славы» конкурс талантов.3 класс«Презентация класса» классный час

«Минута славы» конкурс талантов.4 класс«Умники и умницы» викторина

«Минута славы» конкурс талантов.

5.Знакомство с фольклором, обрядами, народными промыслами.1класс«Элементы костюмовнародов России» выставка рисунков и поделок.2 класс«Элементы костюмовнародов России» выставка рисунков и поделок.3 класс«Велика русская земля, а всюду солнышко» беседа о народных промыслах. 4 класс«Праздники народов России» конкурсная программа.

6. Воспитание гражданского самосознания.1класс«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» классный час.2 класс«Школьные правила, надо ли их выполнять?» классный час

3 класс«Поговорим об этикете» классный час с элементами драматизации4 класс«Конституция страны основной закон» ознакомительная беседа«Самостоятельность, как проявление взросления»деловая игра«Выбор президента и кабинета министров класса» –деловая игра.

7. Воспитание уважительного отношения к народам других стран, знакомство со странами, соседями России.1класс«Традиции моей семьи» беседа.2 класс« Мир вокруг нас» виртуальное путешествие по городам и странам3 класс«По страницам газет и журналов» КТД 4 класс«Мы идем в гости» классный час о традициях других народов«Учимся работать с информацией: со справочной литературой, каталогами и т.п.»практикум

Реализация намеченных мероприятий проекта повысит уровень развития нравственных представлений учащихся, окажет положительное влияние на личностное развитие школьников (повышается их позитивная активность, развивается их эмоциональная сфера, повышается стремление к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопомощи), на их продвижение в первичной социализации.При этом сохраняется индивидуальность ребенка, физическое и психическое здоровье, формируется умение взаимодействия с окружающими.Таким образом, можно предположить, что в целом реализация комплексного подхода, представленного в форме проекта «Я —гражданин России»,предполагает накопление знаний по представленной проблемеи формирование прикладных навыков к их применению, а также является перспективным направлением формирования гражданского самосознания учащихся, их мировоззренческих ценностей и активной жизненной позиции.Анкетирование учеников 2класса, проведенное в начале учебного года, показало:На вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом?» ответы детей распределились таким образом(Рис.1)

На этот же вопрос черезполторагодаответы учеников распределились следующим образом (Рис.2)







Рис. 1.







Рис. 2.

ЗаключениеТаким образом можно сделать вывод,что проделанная работа эффективнаи даёт прогнозируемыерезультаты.

В заключении хочется отметить, что содержание процесса формированиягражданского самосознания младших школьников основывается на особенностях

детейэтоговозраста, которые необходимо учитывать при планированиизанятий.Ребенок должен стать заинтересованной стороной в развитии своих способностей и возможностей и попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом занятии рассматривается определенная сторона его гражданской позиции, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о социуме, а также проанализироватьсвои возможности и способности, применительно к окружающей действительности.

Ссылки на источники1.Бим –Бад Б.М. Мудрость воспитания. –М.: Педагогика, 1988 г.2.Гражданское самосознание как результат формирования активной социальной позиции россиянина: Сборник статей. –Норильск: Изд. КГОУ ДПО «Норильский институт повышения квалификации», 2008. –210 с. 3.Журнал «Классный руководитель» № 4, 2010г.4.Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. —М. : Просвещение, 2008.5.Рогов Е.И. Психология человека. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373)