Межпредметная интеграция как условие формирования ИКТ-компетентности школьников в условиях внедрения новых ФГОС ООО (из опыта разработки и преподавания интегрированных курсов в КГБОШИ «Бийский лицей-интернат Алтайского края)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Назарова С. Н., Стригин В. Л. Межпредметная интеграция как условие формирования ИКТ-компетентности школьников в условиях внедрения новых ФГОС ООО (из опыта разработки и преподавания интегрированных курсов в КГБОШИ «Бийский лицей-интернат Алтайского края) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 621–625. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54242.htm.
Аннотация. В данной статье авторы представляют модели интеграции географии и информатики, содержание интегрированных курсов «География туризма» и «Экономическая и социальная география мира», апробированных в инновационном многопрофильном общеобразовательном учреждении Бийский лицей Алтайского края.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Назарова Светлана Николаевна,кандидат педагогических наук, заместитель директора по научнометодической работе,учитель географии, КГБОШИ «Бийский лицейинтернат Алтайского края», г. Бийскblmetod@mail.ru

Стригин Владимир Леонидович,заместитель директора по информатизации,учитель информатики, КГБОШИ «Бийский лицейинтернат Алтайского края», г. Бийскstriginvl@yandex.ru

Межпредметная интеграция

как условие формирования ИКТкомпетентности школьников в условиях внедрения новых ФГОС ООО (из опыта разработки и преподавания интегрированных курсов в КГБОШИ «Бийский лицейинтернат Алтайского края)

Аннотация.В данной статье авторы представляют модели интеграции географии и информатики, содержание интегрированных курсов «География туризма» и «Экономическая и социальная география мира», апробированных в инновационном многопрофильном общеобразовательном учреждении Бийский лицей Алтайского края.Ключевые слова:интеграция предметов, география, информатика, информационнокоммуникативная компетентность.

В соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования необходимо сформировать у выпускников школ компетенции, позволяющие применять знания в реальных жизненных ситуациях. Особое внимание в условиях информационного общества следует обратить на формирование информационнокоммуникативной компетентности (ИКТкомпетентности) школьников.

ИКТкомпетентность –это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества [1].

Общий принцип формирования ИКТкомпетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах [2].

Для создания оптимальных педагогических условий формирования ИКТкомпетентности необходимо не только обучение школьников на уроках информатики, но и разработка учебных задач на других предметах, решение которых предполагает применение информационнокоммуникативных знаний и умений. Поэтому в современной педагогике интеграция предметов становятся одним из ключевых элементов инновационных образовательных технологий.В педагогической зарубежной и отечественной практике накоплен значительный опыт интеграции на уровне межпредметных связей. Одним из направлений совершенствования содержания современного образования является более сложный уровень интеграции создание интегрированных курсов. В настоящее время разработаны и преподаются интегрированные курсы «Естествознание», «Обществоведение», «Мировая художественная культура». Универсальным связующим звеном, позволяющим разрабатывать интегрированные курсы, является информатика. Значение информатики в современном образовании трудно переоценить. В связи с формированием информационного общества выпускники школ вступают в жизнь, в которой любая профессиональная деятельность так или иначе будет связана с информатикой, информационными и коммуникационными технологиями. Вопросам изучения данных технологий в общеобразовательной школе посвящается большое количество, публикаций и выступлений на различных семинарах и конференциях.В национальном докладе России на II Международномконгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» отмечалось, что одним из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления реформирования образовательной системы России, является ее информатизация. Одним из направлений информатизации образования является создание интегрированных курсов информатика + какойлибо профильный курс или курс базового учебного плана. Информатику как учебную дисциплину сегодня нельзя рассматривать изолированно от других школьных предметов. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения. [3]. Вышесказанное свидетельствует об актуальности интеграции информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами с целью более эффективного формирования информационнокоммуникативной компетенции учащихся.В Бийском лицее для учащихся социальноэкономического профиля разработаны и успешно апробирован и преподается с 2008 года интегрированный (география, информатика) курс «География туризма» (11 класс), с 2012 года апробируется интегрированный курс «Экономическая и социальная география мира» с элементами геоинформатики (10 класс).Интегрированный курс «География туризма» (11 класс)Педагогическая идея создания курса

использовать интеграционный потенциал географии и информатики для профессиональной ориентации учеников, выбирающих сферой своей деятельности туристический бизнес, увеличения мотивации к изучению предметов.

Рис.1.Модель интеграции географии и информатики в курсе «География туризма»

Главная цель данного курса охарактеризовать основные географические аспекты формирования географии современного туризма, рассмотреть информационные технологии в международном туризме. Эти аспекты многообразны. Они включают в себя природногеографическую, демографоэтноконфессиональную, культурноисторическую, социальногеографическую, политикогеографическую, информационную составляющие.В данном курсе выделяются две содержательные линии:1.Географическая(рассматривается классификация международного туризма, тенденции его развития, изучается рынок международного туризма, приводятся характеристики туристскорекреационных зон и крупных туристических районов мира). Особое внимание уделяется изучению рекреационного потенциала Алтайского края.2.Информационная (раскрывается сущность информации, рассматриваются виды информационных технологий в туризме, характеризуются способы представления информации о рекреационных объектах в электронном виде, анализируются состав и свойства систем автоматизированных информационных технологий (САИТ), реализованных в туристических сайтах Интернета, изучаются поисковые директории и наиболее посещаемые Webсайты туристических организаций.)Содержание курса «География туризма»Тема 1. Основные понятия международного туризма как системы (1ч.)Тема 2. Международный туризм как социальноэкономическое явление (1ч.)Тема 3. Международное сотрудничество в области туризма (1ч.)Тема 4. Рынок международного туризма (2 ч.)Тема 5. География международного туризма (8ч.)Тема 6. Туристические регионы мира (55 ч.)Тема 7. Информационные технологии и туризм (34 ч.) В данной теме изучаются следующий теоретический материал. Сущность информации и виды информационных технологий в туризме. Способы представления информации о рекреационных объектах в электронном виде Типы информации.

Способы представления информации о рекреационных объектах в электронном виде: презентации, компьютерная графика, цифровой звук, цифровое видео. Создание и обработка компьютерной графики. Программы верстки документов. Элементы рекламных проспектов. Видеомонтаж. Программы видеомонтажа. Обработка звука. Элементы и свойства способов представления информации о рекреационных объектах. Интернет. Принципы построения. Поиск информации в Интернете. Сайты туристических организаций.Интернеттехнологии в туристическом менеджменте. Состав и свойства систем автоматизированных информационных технологий (САИТ).Каждым учащимся разрабатываются проекты: рекламное обращение, рекламный видеоролик, рекламный проспект, рекламная брошюра, рекламная радиопередача, презентация рекреационной зоны, туристской фирмы, маршрута, туристского центра.Алгоритм изучения информационного блока1.Изучение способа представления информации.2.Изучение компьютерной программы.3.Изучение принципов и возможности для презентации географического материала о рекреационных объектах.4.Изучение и анализ примеров использования программы в указанных целях на материале Интернета.5.Разработка собственного рекламного продукта с использованием программы.Проиллюстрируем это некоторыми примерами преподавания интегрированного курса «География туризма».Тема «Основы компьютерной графики. Рекламный проспект. Рекламное обращение»

На уроках рассматриваются принципы компьютерной графики, изучается инструментарий векторного графического редактора, аксиомы создания и действия рекламы рекреационных объектов, туристических маршрутов, деятельности туристических фирм (AIDA): реклама должна привлекать внимание туриста (Attention),возбуждать интерес благодаря помещенной в ней информации (Interest), вызвать желание приобрести рекламируемый тур (Desire) и побудить к действию (Action), т.е. приобретению турпродукта.Состав рекламного обращения предполагает наличие заголовка, главного текста, иллюстраций, слогана (девиза), логотипа.В заключение изучения темы ученики получают творческие задания проанализировать рекламные обращения турфирм по данным, взятым из Интернета, самостоятельно разработать рекламный проспект туристической фирмы средствами программы CorelDraw, рекламный буклет средствами программы Publisher (рис.2).

Рис.2.Пример работы учеников. Рекламный буклет «Пора отдыхать»

Исходя из цели курса «География туризма», в процессе его изучения оцениваются:1.Теоретические знания и практические умения по географии.2.Теоретические знания и практические умения по информатике.3.Качество географического содержания и технического выполнения проектов туристического содержания. Способы оценки теоретических практических знаний по географии и информатике:1.Оценка устных ответов по изученной теме.2.Оценка практических заданий по анализу статистического и картографического материала (задания в рабочей тетради).3.Выполнение практических заданий в компьютерных приложениях.Для оценки каждого проекта разработаны критерии, которые оценивают как качество исполнения, так и географическое содержание.Пример оценки проектов по теме «Рекламный буклет»). Критерии оценки:полнота и грамотность географического содержания (оценивает учитель географии);наличие в буклете заголовка, слогна, логотипа, главного текста, иллюстраций (оценивает учитель информатики); стиль и дизайн исполнения, полнота использования средств программы Publisher (оценивает учитель информатики).4.Выполнение теста на компьютере.Тесты разработаны по всем темам в программе Artiсulate Quizmaker.Технические возможности программы позволяют предложить учащимся два виды тестов: для проверки теоретических знаний и для проверки знания карты размещение рекреационных ресурсов на карте мира (вопрос «горячая точка»). По курсу «География туризма» разработан учебнометодический комплект, включающий программу, учебнометодическое пособие, рабочую тетрадь для учащихся, электронное приложение. Презентация курса размещена на сайте Федерального конкурса проектов учителей, применяющих информационные технологии в учебной работе [4]. Подробно с материалами учебнометодического комплекта можно познакомиться на сайт лицея [5].Интегрированный курс «Экономическая и социальная география мира» с элементами геоинформатики (10 класс)Цель курса–получение знаний по экономической и социальной географии мираи создание геоинформационной системы «Экономикогеографическая характеристика стран мира». Геоинформатика новое научное направление, основанное на объединении информатики и наук о Земле, изучающее пространственно временные явления (структуру, связи, элементы, динамику) на Земле находится на передовом рубеже информационных технологий.Геоинформатика по сути является интегрированным направлением: географическая составляющая определяет область исследования объекты и явления, происходящие на земной, информационная составляющая определяет основной метод исследовании компьютерные технологии. Опыт преподавания курса геоинформатики в общеобразовательных школах в настоящее время незначителен. Это объясняется как не достаточным техническим оснащением, так и отсутствием необходимого количества часов в учебном плане школ. Однако знакомить учащихся с вопросами геоинформатики возможно в условиях профильного обучения, когда на изучение элективных и профильных предметов выделяется большее по сравнению с базовым планом количество часов. В Бийском лицее элементы геоинформатики включены в содержание курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира» (рис.3)Содержание курса.В интегрированном курсе «Экономикогеографическая характеристика стран мира» выделяются две содержательных линии: Географическая –изучение теоретического географического материала в соответствии с программой курса «Экономикогеографическая характеристика стран мира» для 10 класса В.П. Максаковского.Информационная–выполнение практических работ на компьютере с целью выполнения проекта «Создание геоинформационной системы (ГИС) «Экономикогеографическая характеристика стран мира» (рис.4). На изучение географической содержательной линии отводится 68 часов, информационной –34 часа.В создании итогового проекта участвуют все ученики класса посредством выполнения индивидуального проекта «Разработка ГИС «Сайт страны».

Рис.3.Модель интеграции географии и информатики в курсе «Экономическая и социальная география мира»

Для создания данной ГИС учащиеся выполняют ряд практических работ на компьютере: поиск информации в Интернет, обработка и анализ статистических данных средствами ИКТ, работа с Интернеткартами, создание тематических карт.

Рис.4. Виды практических работ на компьютере в курсе в курсе «Экономическая и социальная география мира»

Практические работы по обработке статистической информации.Ни в одной области знаний и практической деятельности обработка статистических данных не играет такой исключительно большой роли, как в экономике и экономической географии, имеющими дело с обработкой и анализом огромных массивов информации о социальноэкономических явлениях и процессах. Первым этапом в работе с данными является сбор данных. Следующий этап работы с информацией анализ данных. Чаще всего любой анализ количественных данных производится при помощи программы Microsoft Excel. Анализ данных в Еxcel позволяет значительно быстрее произвести все необходимые расчеты за счет наличия встроенных экономических, математических и финансовых формул [6]. В процессе изучения интегрированного курса учащиеся выполняют следующие задания по работе со статистической информацией: построение на основе статистических данных диаграмм, графиков с последующим их анализом, вычисления с использованием математических формул (расчет индекса развития человеческого потенциала, расчет ранга городов по правилу Ципфа и др.).Практические работы по созданию тематических картИнтеграция географии с картографическими сервисами приводит к созданию тематических карт. Тематические карты это карты, основным содержанием которых служат показатели какихлибо природных или общественных явлений, отображенных в их соотношении с основными элементами местности (географической основой).Тематические карты создаются используя готовую подложку, т.е. данные в виде интернеткарт или контурных карт. Выполняя задания по построению тематических карт, например, по теме «Сельское хозяйство мира» (рис.5) и др., учащиеся работают с программой СorelDRAW.

Рис.5 Тематическая карта «Странылидеры по производству кукурузы»

Практические работы по работе с Интернет картамиЯндекскарты это поисковоинформационный сервис, предоставляющий пользователям возможность работы с географической картой мира. Для удобной работы с картами сервис предлагает различные инструменты измерение расстояний, печать карты, прокладка маршрута, хранение точек, выделение замкнутых областей. С помощью API ЯндексКарт можновстраивать карты на сайт или в блог, управлять их содержимым и создавать собственные приложения [7] (рис. 6).

Рис.6 Тематическая Яндекскарта «Странычлены ОПЕК»

Практические работы по созданию геоинформационной системы.ГИС можно определить каксистему сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информацией о необходимых объектах.В узком смысле ГИС инструмент (программный продукт), позволяющий пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например адрес здания, расположенные в здании организации, информацию о конструкционных и эксплуатационных особенностях постройки [8].Самыми простейшими и понятными примерами ГИС являются сервисы Яндекс.Карты, Карты Google, Google Планета Земля. Есть большое количество закрытых (не доступных в сети Интернет), специализированных ГИС, которые следят за погодой, пожарами, ледовой обстановкой, умеют рассчитывать ущерб от землетрясений в зависимости от магнитуды и типов зданий и т. д.На портале «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» для бесплатного использования в учебных учреждениях размещена школьная геоинформационная система для работы с цифровыми картами и космическими снимками (разработчик ЗАО "Конструкторское бюро "Панорама"), а также набор цифровых карт и космоснимки России и зарубежных территорий [9].Используя программу HTML, учащиеся могут сами создать геоинформационую систему. В Данном курсе создаются две ГИС: каждым учащимся разрабатывается индивидуальный проект «Экономкогеографическая характеристика страны мира (по выбору)» и общий проект класса –ГИС «Страны мира».В процессе преподавания интегрированных курсов формируются следующие элементы ИКТкомпетентности учащихся [10]:1.поиск информации: приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов. Практические работы (ПР) «Поиск информации в Интернет» в 10, 11 классах;2.организация хранения информации:a.

формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников (все практические работы);b.размещение информации в Интернет (ПР «создание тематической карты наЯндекскартах» в 10 классе, «Рекламный видеоролик» в 11 классе)3.запись изображений и звуков, их обработкаa.

цифровая фотография, обработка фотографий (проекты «ГИС страны» (фотогалерея) в 10 классе, Проекты «Рекламный буклет», «Рекламное обращение» «Презентация туристического маршрута» в 11 классе);b.цифровая звукозапись (проекты «Рекламный видеоролик», «Рекламная радиопередача» в 11 классе);c.цифровая видеосъемка, видеомонтаж и озвучивание видео сообщений (проекты «Рекламный видеоролик» в 11 классе);4.создание письменных текстов: сканирование текста, ввод текста; базовое экранное редактирование текста в проектах «ГИС страны» (10кл.), «Рекламный буклет», «Рекламное обращение» (11 классе);5.создание графических объектов:a.создание диаграмм и графиков (ПР «Структура ВВП», «Распределение численности городов по правилу Ципфа» в 10 классе);b.создание геометрических объектов(ПР «Теория Кристаллера» в 10 кл.);c.создание специализированных карт (ПР «Создание тематических карт»; «Создание тематических карт на Яндекскартах» в 10 классе);d.создание географических информационных систем (Индивидуальный проект «ГИС страны», групповой проект «ГИС «Экономикогеографическая характеристика стран мира» в 10 классе);e.поиск в базе данных, заполнение базы данных: создание базы данных «Статистика стран мира» 10 классе;6.анализ информации, математическая обработка данных:обработка статистических данных в программе MS Exel, ПР «Построение рейтингов стран по социальноэкономическим показателям», 10 классе; 7.моделирование и проектирование:a.

моделирование и проектирование с использованием средств программирования: построение модели размещения городов в ПР «Теория Кристаллера», проектирование сайта «ГИС страны» в программе HomeSite 10 классе;b.проектирование и организация индивидуальной и групповой деятельности с использованием средств ИКТ –все практические работы в 10, 11 классах.Результативность опыта внедрения интегрированных курсов.Опыт преподавания интегрированных курсов был представлен на научнопрактических конференциях регионального и Всероссийского уровней.. В 2010 г авторский коллектив стал победителем в номинации «Межпредметные проекты» Федерального конкурса учителей, применяющих информационные технологи в учебной работе, в 2011г. удостоен Премии Алтайского края в области науки и техники в номинации «Разработка высококачественных учеников для системы образования» за разработку УМК интегрированного курса «География туризма»Интегрированыный курс «География туризма» с использованием УМК «География туризма» преподается в Бийском лицее с 2008 года; в ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина» на естественногеографическом факультете; УМК используется в обучении студентов по специальности «Социокультурный сервис и туризм» при изучении рекламы в туристическом бизнесе с 2008 года; в АНО СПО «Бийский технологоэкономический колледж» в обучении студентовпо специальности «Туризм» с 2010 года; в КГБОЩИ ЛИ «Алтайский краевой педагогический лицей» в обучении учащихся очной формы обучения по специальности 100104 «Туризм».Электронное учебнометодическое пособие “Интегрированный (география, информатика) профильный курс «География туризма»» прошло экспертизу и зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр» номер государственной регистрации 0321000255, регистрационное свидетельство № 18618) и используется в дистанционном обучении детейинвалидов обучении в рамках работы краевого центра дистанционного обучения детейинвалидов (структурное подразделение КГБОШИ ЛИ АКПЛ). Опыт внедрения описанных выше интегрированных курсов позволяет сделать вывод о том, что интеграция учебных дисциплин повышает мотивацию к изучению географии и информатики (4,8 баллов по 5бальной шкале по данным психологической службы; ежегодно 100% успеваемость и качество знаний), создает более реальную и близкую перспективу использования получаемых учащимися знаний и умений. Изучение интегрированых курсов способствует более качественному формированию географической и информационнокоммуникативной компетентности учащихся.

Ссылки на источники1.Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая Семерка (Б7) Информационнокоммуникационная технологическая компетентность –М: НФПК, 2007,56с.2.Сбрник информационнометодических материалов о проекте «Информатизация системы образования» /под ред. Полякова, М:, Локуспресс, 2005, 52с.3.Э.Манушин, В.Меськов. На пути интеграции (к итогам II междунродного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» URL: http://wwwold.informika.ru/text/magaz/higher/4_96/11raz.html[Дата обращения 15.01.2014] 4.География туризма. Сайт «Федеральный конкурс проектов учителей, применяющих информационные технологии в учебной работе» URL: http://www.euroief.ru/works/detail.php?ID=2095&sphrase_id=13020[Дата обращения 15.01.2014]5.Проект «География туризма». URL:http://biyskliceum.ru/projects_stud/2009/geografiya_turisma/index.htm6.Роль статистики в управлении управленческих решений. Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Курган, издво Курганский ГСХА,2012. 226с.7.Что такое Яндекскарты.URL:http://help.yandex.ru/maps/8.Крылов А.И. Практика внедрения геоинформационных систем в школе URL: http://rtheryto.ucoz.ru/news/praktika_vnedrenija_geoinformacionnykh_sistem_v_sh/2013062331[Дата обращения 15.01.2014]9.Школьная геоинформационная система для работы с цифровыми картами и космическими снимками. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» URL:http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/47716220050d4d30b22ceae9a57fc61d/?interface=pupil&class[]=53&class[]=54&subject[]=28 [Дата обращения 15.01.2014]10.

Элементы образовательной ИКТ –компетентности. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. –URL: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/sistemaocenivaniyasformirovannostiiktkompetentnostiuchashchihsya[Дата обращения 15.01.2014]