Организация туристско-краеведческой деятельности в МБОУ СОШ с УИОП №5 г.Котельнича

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Земцова Е. Г., Зайцева С. Л. Организация туристско-краеведческой деятельности в МБОУ СОШ с УИОП №5 г.Котельнича // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 651–655. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54249.htm.
Аннотация. Аннотация. В МБОУ СОШ с УИОП №5 г.Котельнича педагогический коллектив творчески организует туристско-краеведческую работу с учетом накопленного опыта. В школе создана система работы по туризму и краеведению, направленная на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей через использование разнообразных форм туристско-краеведческой деятельности. В статье рассказывается о созданной системе туристско-краеведческой работы в школе, которая позволяет обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования; создавать условия самовыражения, самоопределения каждого конкретного ребенка; воспитывать такие качества личности как инициативность, самостоятельность, индивидуальность.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Земцова Екатерина Геннадьевна,заместитель директора повоспитательной работе, учитель математики,МБОУ «СОШ с УИОП №5», г.КотельничКировской областиegekaty@mail.ru

Зайцева Светлана Леонидовна,заместитель директора по учебной работе, учитель биологии, МБОУ «СОШ с УИОП №5»,г.КотельничКировской областиzaicischka_72@mail.ru

Организация туристкокраеведческой деятельности в МБОУ СОШ с УИОП №5 г.Котельнича

Аннотация. ВМБОУ СОШ с УИОП №5 г.Котельнича педагогический коллектив творчески организует туристскокраеведческую работу с учетом накопленного опыта. В школе создана система работы по туризму и краеведению, направленная на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей через использование разнообразных форм туристскокраеведческой деятельности. В статье рассказывается о созданной системе туристскокраеведческой работы в школе, которая позволяет обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования; создавать условия самовыражения, самоопределения каждого конкретного ребенка; воспитывать такие качества личности как инициативность, самостоятельность, индивидуальность.Ключевые слова:туристкокраеведческая деятельность, интеграция, краеведение, туризм, программа развития.

1. Цели и задачи программы1.1 Пояснительная записка

«Главные задачи современной школы раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Субъективные условия социализации это жизнь каждого человека, его неповторимая история познания опыта. Люди от природы поразному наделены памятью, темпераментом, задатками к аналитическому мышлению, подражанию. Настоящая программа направлена на создание системы широкого использования туристскокраеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном и воспитательном процессе школы на основе изучения родного края, воспитания патриотизма, гражданской позиции, социализации личности. Туристскокраеведческой деятельностью в нашей школе охвачены учащиеся 111 классов. Данный вид деятельности осуществляется в рамках школьной программы развития «Управление качеством образования черезреализацию проекта «Школа образовательный центр» на 2011 –2016 уч.гг.».Программа является составной частью воспитательной системы школы.1.2 Законодательная и нормативная база1.2.1. Программа развития образования школьников Кировской области средствами туристскокраеведческой деятельности «Отечество –Земля Вятская» на 20112015 годы.1.2.2. Концепция воспитания в Кировской области.1.2.3. Программа развития «Управление качеством образования через реализацию проекта 1.2.4. «Школа методический центр»1.2.5. Воспитательная система школы.1.3Цель программы: Развитие и совершенствование школьной системы образовательновоспитательной деятельности по формированию гражданских и патриотических качеств личности в условиях изучения и исследования родного края.1.4 Задачи:

Вовлечение в туристскокраеведческую деятельность детей и развитие у них стабильного интереса к познанию своего края;

получение дополнительных знаний школьниками о природе, а также географии, истории и культуре родного края;

воспитаниеэкологической культуры;

воздание банка краеведческих материалов в учебных кабинетах школы;

сохранение исторической памяти на основе пополнения материалов музея школы;

совершенствование нравственного и физического воспитания школьников;

развитие творческого потенциала на разных ступенях становления личности ребенка и его самореализация;

патриотическое воспитание учащихся средствами туризма и краеведения.Актуальность, новизна, краткое обоснование необходимого нововведения

Системный, комплексный подход к сохранению физического и психического здоровья участников педагогического процесса рассматривается нами как наиболее эффективный.

В любом образовательном учреждении выполняется минимум требований к созданию благоприятных условий для осуществленияучебновоспитательного процесса.

Программа развития школьников средствами туристскокраеведческой деятельности позволяет объединить и интегрировать работу всех специалистов школы, наиболее полно охватить все стороны школьной жизни.Данная программа дает возможность школьникам:1. расширить и углубить знания об окружающем мире;2. шире познакомиться с природой, историей, культурой родного края; 3. прийти к пониманию особенностей своего края и взаимосвязи с природой, историй и культурой страны в целом;4. раскрыть способности и таланты школьников, выявить потенциал одаренных детей;5. привить жизненно необходимые навыки, способствующие физическому и духовному развитию; 6. получить приемы самостоятельной исследовательской работы;7. стать патриотами родногокрая и страны, бережно относиться к природному и духовному наследию родного края.Сроки и этапы реализации программыIэтап –организационный (апрель –октябрь 2011 года);IIэтап –реализация программы 2011 –2014годы;IIIэтап –итоговый 2015 год.IэтапРазработка и реализация организационных программных мероприятий на уровне образовательного учреждения, направленных на развитие познавательных интересов учащихся в области краеведения, на расширение комплекса краеведческих материалов, развитие материальной базы.В результате реализации первого этапа ожидается: повышение активности школьников в поисковоисследовательской работе, развитие у них стабильного интереса к познанию своего края, широкое использование туристскокраеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе; расширение комплекса краеведческих материалов; приобретение туристического снаряжения и учебного оборудования для проведения работ исследовательского характера.IIэтапВторой этап предполагает реализацию всей программы: развитие системы образования на основе изучения родного края; создание условий для формирования ключевых мероприятий; модернизация материальной базы.IIIэтапАнализ, экспертиза и корректировка программы в соответствии с полученными результатами.2. Содержание программы2.1«Изучаем свой край»Задачи:2.1.1. Развитие познавательного и профессионального интереса к краеведению.2.1.2. Получение дополнительных знаний каждым школьником 111 классов о природе, географии, истории и культуре родного края.Содержание:

Преподавание и изучение учащимися учебных дисциплин с использованием краеведческого материала

Преподавание краеведения в рамках школьного компонента «Природа Кировской области» (8е классы), «Вятский край с древних времен до наших дней и история городаКотельнича» (9е классы)

Проведение учебнотематических экскурсий по предметам школьных программ

Проведение элективного курса «Основы проектной деятельности учащихся»

Внеурочная деятельность: экскурсии, походы, игры, путешествия, конкурсы, олимпиады, викторины, конференции, праздники2.2«Моя малая Родина»Задачи:2.2.1. Развитие интереса к углубленному изучению родного края2.2.2. Выявление одаренных детей, предоставление им возможности для реализации их способностейСодержание:

Работа школьного научного общества учащихся.

Создание профильных отрядов летнего школьного оздоровительного лагеря.

Создание школьных поисковых отрядов.

Организация поисковоисследовательской работы по направлениям краеведения («Историческое краеведение», «Природное краеведение», «Искусствоведческое краеведение», «Лингвистическое краеведение»).

Внеурочная деятельность: кружки, встречи, походы, экскурсии, работа в кабинете истории школы, в городских музеях, библиотеках и архивах.

Выпуск школьной газеты «Пятерочка», публикация статей краеведческого характера на школьном сайте.2.3«Одаренные дети»Задачи:2.3.1. Вовлечение творчески одаренных детей в процесс научноисследовательской деятельности.2.3.2. Создание условий учащимся для индивидуального творческого поиска и реализации своего потенциала.Содержание:

Работа школьного научного общества учащихся;

Участие в школьных, городских, областных, региональных и всероссийских научнопрактических конференциях, конкурсах, олимпиадах;

Написание творческих и исследовательских работ по избранной теме краеведческого характера;

Реализация социальных проектов;

Публикация статей в школьной газете «Пятерочка», городской газете «Котельничский вестник», «Земля Вятская», на школьном сайте, в областных СМИ.2.4«Туристское мастерство»Задачи:2.4.1. Развитие массовых видов туризма: пешеходного, водного, лыжного.2.4.2. Совершенствование спортивного мастерства юных туристов.2.4.3. Привлечение к активным занятиям туризмом учащихся всех возрастов.2.4.4. Укрепление здоровья.Содержание:

Совершение ежегодных учебных походов по родному краю, походов выходного дня;

Ежегодное проведение школьных соревнований по спортивному ориентированию, турслетов, Дней Здоровья (1 раз в четверть);

Приобретение необходимых туристских навыков;

Выполнениенормативов на значки «Юный турист России», «Турист России», разрядов;

Приобретение умений самостоятельно решать вопросы самообслуживания, оказания доврачебной помощи и организации быта в полевых условиях.2.5 «Школьный музей»Задачи:2.5.1. Вовлечение школьников в поисковособирательскую деятельность.2.5.2. Пополнение и обновление материалов кабинета истории школы.2.5.3. Воспитание школьников в духе патриотизма.Содержание:

Пополнение экспозиции кабинета истории школы в процессе краеведческой деятельности поисковых отрядов школы;

Пополнение мультимедийной базы данных по истории школы;

Оформление краеведческих материалов кабинета истории школы при использовании ИКТ;

Разработка классных часов на основе краеведческого материала кабинета истории школы;

Проведение вечеров, конкурсов, экскурсий, классных часов.2.5«Память сердца»Задачи:2.5.1. Гражданскопатриотическое воспитание школьников.2.5.2. Вовлечение детей в исследовательскую деятельность по военной и исторической тематике.Содержание:

Участие во Всероссийской Вахте Памяти;

Проведение дней памяти выпускников школы, погибших в чеченских войнах;

Проведение классных часов по гражданскопатриотической тематике в рамках краеведческого материала;

Знакомство с историческими памятниками Кировской области и Котельничского района посредством походов и экскурсий;

Организация и проведение встреч с участниками и детьми Великой Отечественной войны.Ожидаемые результаты программы

Обеспечение возможности для социальной адаптации школьников, воспитание у них потребности к здоровому образу жизни;

Пополнение и обновление материалов кабинета истории школы;

Подготовка и проведение 45летия школы;

Шефство над стелой к 40летию Победы в Великой Отечественной войне и парком Победы;

Воспитание патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

Обновление экспозиций кабинета истории школы к 70летию Победы в Великой Отечественной войне.3. Реализация программыТаблица 1Направление «Изучаем свой край»№МероприятияСрокиОтветственный1Преподавание и изучение учащимися учебных дисциплин с использованием краеведческого материалаВ течение годаЗам.директора по учебнометодической работе2Школьные компоненты краеведения

Природное краеведение «Природа Кировской области»

Историческое краеведение «Вятский край с древних времен до наших дней и история города Котельнича»В течение года

Учитель географии

Учитель истории3Элективный курс «Основы проектной и исследовательской деятельности»В течение годаУчителя –предметники4Учебнотематические экскурсии по предметам в рамках краеведенияВ течение годаУчителя –предметники5Внеурочная деятельность:1. Походы:

Выходного дня

Многодневные, двухдневные2. Путешествия (очные, заочные)3. Олимпиады:

Природноекраеведение

Историческое краеведение4. Внеурочная деятельность 13 классов спортивнооздоровительное направление «Азбука туризма»

В течение года

В течение года

В течение года

Классные руководителиКлассные руководители

Учителя географииУчителя историиМетодист городской станции туристовНаправление «Моя малая Родина»№МероприятияСрокиОтветственный1Организация школьного научного общества учащихсяСентябрьоктябрьЗам. директора по научнометодической работе2Создание профильных отрядов летнего школьного оздоровительного лагеряАпрельмайЗам. директора по воспитательной работе, организатор туристскокраеведческой работы3Создание школьных поисковых отрядовСентябрь Организатор туристскокраеведческой работы зав. Кабинета истории школы, классные руководители4Организация поисковоисследовательской работы по направлениям краеведения:

«Историческое краеведение»

«Природное краеведение»

«Искусствоведческое краеведение»

«Лингвистическое краеведение»

В течение учебного годаЗам. директора по воспитательной работе, организатор туристскокраеведческой работы,учителя –предметники,классные руководители.

Внеурочная деятельность:1. Кружки2. Встречи3. Походы4. Экскурсии5. Работа:

в кабинете истории школы

в городских музеях

в библиотеках

в архивахВ течение учебного годаРуководители кружков,организатор туристскокраеведческой работы, классные руководителиЗав. Кабинетом истории школы, классные руководители5Выпуск школьной газеты «Пятерочка»1 раз в четвертьРедактор газеты6.Пополнение школьного сайтаЕженедельно Отв. за сайтНаправление«Одаренные дети»№МероприятияСрокиОтветственный1Работа школьного научного общества учащихсяСентябрьоктябрьЗам.директора по научнометодической работе2Участие в школьных, городских, областных и всероссийских научнопрактических конференциях, конкурсах, олимпиадахВ течение годаОрганизатор туристскокраеведческой работы, учителяпредметники, заместитель директора по научнометодической работе3Написание творческихи исследовательских работ по избранной теме краеведческого характераНоябрьапрельЗам.директора по научнометодической работе, учителяпредметники4Создание социального проектаВ течение годаЗам. директора по воспитательной работе, организатор туристскокраеведческой работы,классные руководители.5Публикация статей в школьной газете «Пятерочка», городской газете «Котельничский вестник», «Земля Вятская», на сайте школыВ течение годаРедактор газетыНаправление «Туристское мастерство»№МероприятияСрокиОтветственный1Совершение ежегодных учебных походов по родному краю, походов выходного дняВ течение годаОрганизатор туристскокраеведческой работы, классные руководители, руководители кружков2Ежегодное проведение школьных мероприятий:

Соревнования по спортивному ориентированию

Турслеты

Дни Здоровья

Сентябрь, январь, майСентябрь, май1 раз в четвертьЗам. директора по воспитательной работе,организатор туристскокраеведческой работы учителя физкультуры3Приобретение необходимых туристских навыковВ течение годаОрганизатор туристскокраеведческой работы, руководители кружков4Выполнение нормативов на значки «Юный турист России», «Турист России», разряды по туризму и спортивному ориентированиюВ течение годаОрганизатор туристскокраеведческой работы5Приобретение умения самостоятельно решать вопросы самообслуживания, оказания доврачебной помощи и организации быта в полевых условияхВ течение годаОрганизатор туристскокраеведческой работы, руководители кружков, классные руководителиНаправление «Школьный музей»№МероприятияСрокиОтветственный1Пополнение экспозиции кабинета истории школы в процессе краеведческой деятельности поисковых отрядов школыВ течение годаЗав. кабинетом истории школы2Пополнение мультимедийной базы данных по истории школыВ течение годаУчитель информатики3Оформление краеведческих материалов кабинета истории школы при использовании ИКТВ течение годаЗав. кабинетом истории школы4Разработка классных часов на основе краеведческого материала кабинета истории школыВ течение годаОрганизатор туристскокраеведческой работы, зав. кабинетом истории школы5Проведение вечеров, конкурсов, экскурсий, классных часовВ течение годаЗав. кабинетом истории школы, классные руководителиНаправление «Память сердца»№МероприятияСрокиОтветственный1Участие во Всероссийской Вахте ПамятиАпрельмайПедагоги СЮТур, зам. директора по воспитательной работе2Проведение дней памяти выпускников школы, погибших в чеченских войнах:

Д. Чернятьев

Ю.Бусыгин

И. Голубев

4 декабря25 января3 мартаЗам. директора по воспитательной работе, классные руководители3Проведение классных часов по гражданскопатриотической тематике краеведческой направленностиВ течение годаКлассные руководители4Знакомство с историческими памятниками Кировской области и Котельничского района посредством походов и экскурсийВ течение годаОрганизатор туристскокраеведческой работы, классные руководители, руководители кружков5Мероприятия к 70летию Победы:

благоустройство парка Победы;

уборка Братского кладбища;

уроки –мужества «Память повинуется сердцу»;

операция «Ветеран живёт рядом»;

секция научнопрактической конференции, посвященная Великой Отечественной войны (начальная школа, основная школа, профильная школа);

интеллектуальный марафон, посвященный 70 летию Победы;

конкурс чтецов «Опаленные войной»конкурс сочинений «Война в судьбе моей семьи»;

фестиваль народного творчества «Салют, Победа»;

участие в вахте Памяти;

походы, посвященные юбилею Победы.

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители,

зам.директора по научнометодической работе, учителяпредметники,

учителя литературымузыкальный работник,организатор туристскокраеведческой работы.Организация контроля за выполнением программыКонтроль за выполнением программы включить в план ВШК, предусмотрев отчётность ответственных за выполнение плана работы (см.ниже)Формы и сроки контроля1. Контроль проведения мероприятий (по факту проведения);2. Предоставление отчетной информации классных руководителей (конец четверти);3. Предоставление отчетной информации ответственными за исполнение направлений программы (май июнь).Ответственные за исполнение:1. Зайцева С.Л. –внутришкольный контроль над краеведческими модулями в преподавании учебных дисциплин, проведения внеурочной деятельности в 13 классах по новым ФГОСНОО. 2. Земцова Е.Г. –внутришкольный контроль ТКД в школе, организация дополнительного образования.3. Безгачева Л.Н. –выполнение программы курса «Вятский край с древних времен до наших дней и история города Котельнича», руководство работой школьного музея.4. Халтурина Т.В. проведение походов, экскурсий, соревнований, турслетов, участие и подготовка туристскокраеведческих мероприятий.. 5. Самсонова Т.И. –работа научного общества учащихся школы, организация и проведение школьных НПК, проведение элективного курса «Основы проектной деятельности».6. Бородина М.А. выпуск школьной газеты «Пятерочка».7. Селезенева Т.И. –выполнение программы курса «Природа Кировской области»8. Дмитриева О.В. , пополнение и создание мультимедийной базы данных по истории школы. 9. Екатеринчев К. информационная поддержка сайта школыРазработчики программы:Зайцева С.Л –заместитель директора по учебной работе.Земцова Е.Г. –заместительдиректора по воспитательной работе школы.



















Рис. 1. Педагогическое руководство ТКД и школьное самоуправление

ДиректорЗаместительдиректора по воспитательной работеЗаместитель директора по учебной и научнометодической работеОрганизатор туристскокраеведческой работы

УчителяпредметникиКлассные руководителиКомиссия по туризму и краеведениюСовет старшеклассников

Турорг классаКомандир поискового отрядаФестиваль «Звездный дождь»(подведение итогов года по направлениям работы школы)