Педагогические условия формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хорошилова Н. А. Педагогические условия формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 681–685. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54259.htm.
Аннотация. В статье дается комплексный анализ педагогических условий формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Анализ проблемы позволил выделить характерные для детей проявления любви и бережного отношения к природе. Наиболее яркие из них – радость и удовольствие от общения с природой, устойчивое желание к такому общению, которое дополняется живым, непосредственным познавательным интересом дошкольников к животным, растениям, к самым разнообразным природным явлениям.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хорошилова Надежда Александровна,отличник народного просвещения,заведующий,МБОУ«Детский сад комбинированного вида № 59», г. Белгородmdou59@yandex.ru

Педагогические условия формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

АннотацияВ статье дается комплексный анализпедагогических условий формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Анализ проблемыпозволил выделить характерные для детей проявления любви и бережного отношения к природе. Наиболее яркие из них –радость и удовольствие от общения с природой, устойчивое желание к такому общению, которое дополняется живым, непосредственнымпознавательным интересом дошкольников к животным, растениям, к самым разнообразным природным явлениям.Ключевые слова:экология, воспитание, дошкольник, природоохранительные знания.

В условиях современного мира правильное экологическое воспитание подрастающего поколения –настоятельная необходимость. Это социальный заказ современного общества. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе является одной из задач нравственного воспитания, одной из сторон формирования гуманистической направленности личности ребенка. В определении педагогических условий воспитания любви, бережного и заботливого отношения к природе необходимо исходить из понятия «отношения» и их места в структуре сознания –философия и психология утверждают, что отношение к миру является важнейшим компонентом сознания. Оно тесно связано и взаимодействует со знаниями и действиями, в которых формируется и проявляется сознание. Отношение включает: потребности, мотивы, чувства и интересы. Эти виды отношений и не функционируют изолированно, а взаимопроникают и взаимообуславливают друг друга. Так, удовлетворение потребностей или интереса вызывает определенные чувства, оно же может являться мотивом действий и поступков и т.д. Следовательно, и процесс формирования того или иного вида отношения должен проходить с учётом этой сложной системы взаимодействиямежду их видами и компонентами сознания [1,с. 246].С учётом особенностей и возможностей детей дошкольного возраста образовательные программы ставят задачу воспитания у них любви, бережного и заботливого отношения к природе. Каково содержание этих понятий применительно к детям дошкольного возраста?Несомненно, что эти понятия тесно взаимосвязаны и могут рассматриваться в их единстве. Любовь к природе лежит в основе бережного и заботливого отношения к ней и в свою очередь сама проявляется в них [5,с. 32]. Анализ исследований и опыта воспитателей позволяет выделить характерные для детей проявления любви и бережного отношения к природе. Наиболее яркие из них –радость и удовольствие от общения с природой, устойчивое желание к такому общению, которое дополняется живым, непосредственным познавательным интересом дошкольников к животным, растениям, к самым разнообразным природным явлениям. Интерес, в свою очередь, находит отражение в детской художественной деятельности –в содержании изобразительной деятельности, в избирательном отношении к объектам и явлениям природы. Бережное и заботливое отношение к растениям и животным у дошкольников проявляется и в заботе об обитателях уголка природы и участка детского сада: в систематическом и посильном труде детей, направленном на выращивание растений, в уходе за растениями и животными. Детям по силам овладение правилами общения с объектами природы, запретами и ограничениями. Основное из них –не причинять вреда живому: не нарушать его целостности, а, значит, и оберегать его жизнь, не нарушать условий его существования, по возможности оказывать помощь попавшим в беду живым организмам и т д.О достаточном уровне сформированности бережного отношения к природе свидетельствует устойчивость указанных проявлений, которая нарастает у детей с возрастом, а у старшего дошкольника должна стать нормой его поведения. Важным показателем этого является степень активности самостоятельности детей в труде по уходу за животными и растениями уголка природы, участка детского сада и ближайшего природного окружения, постоянная готовность принять участие в нем. При этом основным мотивом труда должно быть желание позаботиться, оказать помощь. Проявление инициативы в такой заботе может служить показателем самостоятельности детей и их активности [3,с. 64].В большинстве случаев дети старшего дошкольного возраста проявляют бережноеотношение к природе. Однако часто это отношение носит пассивный характер: дети стремятся в своей деятельности не наносить вреда, ущерба растениям и животным, но не проявляют необходимой заботы о них или делают это только по предложению взрослых. У некоторых детей любовь и бережное отношение распространяются на ограниченное количество объектов –на домашних животных, на растения только ближайшего природного окружения (уголка природы, участка детского сада, парка), Часто дети, которые бережно относятся к животным, не распространяют свое доброе отношение на растения. Встречаются случаи непродуманного вмешательства в жизнь животных, особенно мелких (прежде всего насекомых: они изымаются из их естественной среды, помещаются в коробочки и т.д.) Очень немногие дети (но они есть) проявляют жестокость сами –бьют собаку, кошку, отрывают конечности у насекомых –или оправдывают жестокость других: «Дети гонятся с палкой за собакой –они поступают правильно, она, наверно, их укусила». Часто дети оправдывают излишне потребительское отношение –сое, других детей, взрослых –к дикорастущим растениям: собирают огромные букеты, а затем выбрасывают их, и т.д. [10,с.31].Иногда дети наносят вред живым организмам непроизвольно, даже из добрых побуждений приносят выпавшего из гнезда птенчика домой, в детский сад, кормят животных излишней или неподходящей пищей, при поливке комнатных растений заливают их и т.д.Как показывает анализ изученной литературы, причины негативных поступков детей самые разнообразные. Основными среди них являются: недостаток знаний о растениях и животных, отсутствие или недостаточная сформированность трудовых навыков, неумение видеть состояние растений и животных(недостаточная наблюдательность), эстетическая глухота, отсутствие познавательного интереса к природе и др.Недостаточная устойчивость положительного, бережного отношения к природе связана с недостаточным опытом общения детей с природой, особенно в условиях города, и с отсутствием разработанной системы воспитания. Оказывают воздействие и отдельные отрицательные примеры некоторых школьников и взрослых [9,с. 67].В основу разработки системы воспитания у детей любви, бережного и заботливого отношения к природе должен быть положен ряд педагогических условий, вытекающих из сущности отношения как компонента сознания и вместе с тем учитывающих своеобразие формирования личности дошкольника, особенности проявления отношения детей к природе.Одним из основных условий является формирование у детей элементарной системы знаний о живом организме.Программа этих знаний (исследование И.А.Хайдуровой, Е.Ф.Терентьевой, П.Г.Саморуковой, Н.Н.Кондратьевой) включает знания об основных признаках живых организмов и особенностях их взаимодействия со средой. У детей формируются конкретные представления о растениях и животных организмах. Формируется умение видеть в них признаки живого организма: способность к питанию, дыханию,движению, росту, развитию и размножению. Живой организм нуждается в воздухе, свете, оптимальной температуре, наличии пищи и пространстве для обитания. Необходимо научить видеть своеобразие потребностей и способов их удовлетворения у представителей разных групп растений и животных. На основании этих знаний дети осваивают представления о том, что удовлетворять свои потребности, а, следовательно, существовать растения и животные могут только в определенных условиях среды –каждый вид живого организма приспособлен к той или иной среде. Нарушение условий среды приводить его к гибели. Необходимо сформировать знания и о том, что жить, расти и развиваться организмы могут только при условии своей целостности. При нарушении ее растения и животные гибнут. Следует научить детей видеть индивидуальную неповторимость живого существа –каждое растение и животное живет только раз, восстановить живой организм нельзя [7,с. 148] .Таковы основные направления в формировании природоохранительных знаний у дошкольников. Они определяют и конкретное содержание знаний о конкретных растениях и животных, и доступные детям обобщения. Система знаний о живом организме при условии достаточной степени их осознания может стать одной из ведущих основ формирования у дошкольников бережного и заботливого отношения к природе.Однако детей следует знакомить не только с особенностями живого организма, но и со способами охраны животных и растений, с правилами поведения человека в природе с учетом требований её сохранения. Поэтому, следующим условием экологического воспитания дошкольника является обучение детей навыкам ухода за растениями и животными и организация систематического труда детей в природе.Надо особо подчеркнуть, что формирование трудовых навыков и умения ухода за живыми существами должно основываться на понимании того, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных. Заботиться о растениях и животных –значит создавать и улучшать условия их существования. Забота о живом должна стать привычкой ребенка. Только в этом случае труд станет средством формирования бережного и заботливого отношения детей к растениям и животным. Для того чтобы эта забота ребенка распространялась на широкий круг животных существ, в содержании труда следует предусматривать заботу о растениях и животных за пределами групповой комнаты и участка (подкормка птиц, уход за декоративными насаждениями вокруг памятников и др.) [8,с. 149].Труд становится подлинным средством воспитания бережного и заботливого отношения детей к природе и при условии его самостоятельности: дети должны сами определять и понимать необходимость того или иного труда, отбирать средства и т.д. Самостоятельность детей, в первую очередь, опирается на степень сформированности навыков, что обеспечивается обучением навыкам и постоянством повседневного труда. Самостоятельная постановка цели, определение необходимости того или иного трудового действия требуют умения видеть состояние животного или растения. Это умение определяется не только знаниями, но и степенью развития наблюдательности: способностью видеть предметы во всем разнообразии свойств и качеств, особенностей и проявлений. Развитие этой способности обеспечивается использованием наглядных методов в процессе образовательной работы с детьми, как на занятиях, так и в повседневной жизни.Следует отметить, что в силу того, что деятельность наблюдения имеет широкие сенсорные основы, дошкольные возраст является наиболее сензетивным периодом для развития наблюдательности. Умение видеть состояние других –этоодно из нравственных качеств [2,–с. 153].Одним из мотивов бережного и заботливого отношения к природе является её красота.Поэтомуформирование у детей эстетического восприятия природы является и одним из педагогических условий воспитания любви и бережного отношения к ней. Красота природы, представленнаяи бесконечным разнообразием её свойств, форм, цвета, запаха, звуков и т.д., в гармоническом сочетании самых разнообразных ей объектов, в их неповторимости, в бесконечном изменении иразвитии, близка детям в силу из природной (возрастной) эмоциональной отзывчивости, сензетивности к развитию сенсорики. Многочисленные исследования показали, что развитие сенсорики у детей дошкольного возраста осуществляется через разнообразные виды продуктивной и познавательной деятельности. Обследовательские действия и сенсорные эталоны, которыми дети овладевают в ходе обучения и самостоятельной деятельности, они используют в процессе восприятия, наблюдения природы. Сами предметы и явления природы –неиссякаемый материал, обеспечивающий сенсорное развитие дошкольников.На основе развивающейся сенсорики происходит и формирование восприятия красоты природы, способности любоваться ею. Эстетическое восприятие отличается своей образностью, иногда метафоричностью. Использование в процессе наблюдения природных явлений художественного и в первую очередь поэтического слова, рассматривание живописных произведений помогает детям в восприятии красоты природы. Исследования Э.И.Залкинд, Э.В.Никитинойпоказали высокую степень развития эстетического восприятия детьми природы при этих условиях. Оно характеризуется стремлением детей отразить свои впечатления от встреч с природой в образной речи, в своей изобразительной деятельности. Наивысшим показателем становления у детей эстетического отношения к природе является их собственный труд, направленный на выращивание растений, создание и поддержание оптимальных условий для жизни своих питомцев в уголке природы, на участкеи в ближайшем природном окружении –труд, создающий и оберегающий красоту природы [11,175].Все это станет возможным, если будет соблюдено еще одно, очень важное условие –непрерывное общение детей с природой, близость к ней.Общение с природой должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями. Непосредственное общение с природой не может быть подменено ничем другим.Непрерывность общения с природой реализуется, прежде всего, в правильно организованном уголке природы, который необходимо использовать как место постоянного и систематического труда и наблюдений, Во многих городских детских учреждениях организованы кабинеты природы, обеспечивающие непрерывное пополнение групповых уголков природы. Хорошо спланированный, разнообразно озелененный и оборудованный участок значительно расширяет возможности общениядетей с природой: наблюдения, труд, игры с природным материалом проходят на таком участке ежедневно. Необходимо систематически совершать целевые прогулкив ближайшие скверы, парки, посещать (привлекая родителей) выставки, зоопарк, оранжерею, ботанический сад, особенно в весенний и летний периоды [8,с. 82].Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только должны учитывать это сами, но и значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какоголибо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду илидаже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей [6, с. 55].Родители воспитанников, как и педагоги, не отрицают важности и необходимости формирования у детей заботливости, однако часто не знают, где ребёнок может проявить её в семье, и не создают соответствующих условий.Лишь немногие родители учат детей ухаживать и заботиться о животных, имеющихся дома. Ещё реже привлекают детей к уходу за растениями. Это приводит к тому, что ребёнок не осознаёт собственную ответственность за всё живое, что его окружает.Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, должное внимание нужно уделить и работе с родителями [6,с. 57].Таким образом, понимание воспитателями основных условий воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе должно делать эту работу более целенаправленной и результативной. Вместе с тем взаимодействие условий, динамика формирования у детей бережного и заботливого отношения к природе требуют самостоятельного экспериментального исследования.

Ссылки на источники1.Бобылёва Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольника.// Дошкольное воспитание. –2005. –№7. –С. 1015.2.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.: Просвещение, 1980. –206с.3.Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг : учеб. пособие /Н. Ф. Виноградова,Т. А. Куликова.–М. : Просвещение, 1993. –128 с.4.Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. –РостовнаДону : Феникс, 1996. –460 с.5.Зенина Т.Н. Наблюдаем, познаем, любим/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание. –2003. –№7. –с. 3134.6.Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. –2009. № 6 (55). –авг. –С. 5457.7.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб.: Детствопресс, 2003. –319 с.8.Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. –М.: Новая школа, 1993. –163 с.9.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. –М.: Академия, 1999. –184 с.10.Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства :метод. рекомендации/ С. Н. Николаева. –Пермь : Экспресс, 1992. –216 с.11.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. –М. : Academia, 2002. –256 с.