Криминологическая характеристика экологической преступности и браконьерства на зверей и птиц в Туве
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Минаев
А.
В.,
Куулар
Т.
Ч. Криминологическая характеристика экологической преступности и браконьерства на зверей и птиц в Туве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
101–105. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54280.htm.
Аннотация. Охрана окружающей среды определяется как «деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий».
Ключевые слова:
природная среда, уголовный кодекс, правонарушения, экологические преступления, браконьерство, меры предупреждения
Текст статьи
Минаев Александр Викторович,заведующий кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», доцент кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук, докторант РАНХиГС при ПрезидентеРФ,член Ассоциации юристов России, член Российской академии юридических наук,профессор Академии военных наук, г. Кызылaleksanmina@mail.ru
Куулар Татьяна Чамыяновна,студентка юридического факультета,ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»,г. Кызыл
Криминологическая характеристика экологической преступности и браконьерства на зверей и птиц в Туве
Аннотация.Охрана окружающей среды определяется как «деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий».Ключевые слова:природная среда, уголовный кодекс, правонарушения, экологические преступления, браконьерство, меры предупреждения.
На сегодняшний день охрана природной среды, окружающей человека —это одна из актуальных и глобальных проблем всего мирового сообщества. Влияние человеческой деятельности на природную среду настолько возросло и продолжает стремительно нарастать, чтооно достигает глобального измерения и сопоставимо с общепланетарными масштабами многих естественных процессов, или даже превосходит их. Поэтому мировое сообщество в качестве важнейших составляющих международной (всеобщей) и национальной безопасности отводит и экологической безопасности, которая предусматривает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и окружающей природной среды от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий[5].Охрана окружающей среды в Российской Федерации и в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами является самостоятельным видом государственной и общественной природоохранной деятельности.Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды определяется как «деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий»[2].Среди всех видов правонарушений, влияющих на криминогенную ситуацию в России,являются экологические правонарушения и преступления. При этом экологические правонарушения и преступления являются существенным фактором, представляющим опасность для национальной безопасности РФ[4].В Уголовном кодексе РФпредусматривается специальная глава об ответственности за эти преступные деяния —глава 26 «Экологические преступления». Данная глава включает 17 статей (ст. 246–262 УК), которые предусматривают свыше 30 составов преступлений. К числу экологических преступлений относятся такие общественно опасные деяния, которые посягают на общественную экологическую безопасность, экологический правопорядок и здоровье население, а именно: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК); загрязнение атмосферы (ст. 251 УК); загрязнение морской среды (ст. 252 УК); порча земли (ст. 254 УК); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК); незаконная охота (ст. 258 УК); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК) и др.[3].Криминологическая характеристика экологической преступности представляет комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных причин, детерминирующих как отдельные экологические преступления, так и в совокупности с другими преступлениями корыстного, организованного и коррупционного характера, и состоит из разноплановых и многочисленных факторов. Наиболее общие и постоянно действующие причины вытекают из социальноэкономических противоречий, присущих общественным отношениям. К причинам экологической преступности в России принято относить: неблагоприятную социальноэкономическую ситуацию в стране (предусматривающая антиобщественную жизненную установку личности, руководствующаяся принципом —для достижения поставленной личной цели хороши все средства, в том числе и противозаконные; достаточно низкий технический уровень производства во всех сферах (промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т. д.); несправедливый характер распределения материальных благ среди населения;высокая степень коррупционности органов государственной и муниципальной власти и др.); несовершенство и непоследовательность в реализации законодательства в области охраны окружающей среды, недостаточноэффективное взаимодействие правоохранительных органов с природоохранными по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и других экологических правонарушений; слабое информационное обеспечение деятельности правоохранительных и природоохранных органов по организации борьбы с экологическими правонарушениями; достаточно низкую экологическую культуру значительной части населения, многих должностных лиц и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, зачастую невысокий уровень их правосознания; недостаточную материальнофинансовую обеспеченность государственной и общественной природоохранной деятельности по предупреждению и пресечению экологических правонарушений; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологической преступностью и др.[6].
Таким образом, способствующие совершению экологических преступлений причины —это система негативных социальных явлений и процессов, сложившихся в социальноэкономическом развитии России и детерминирующих экологическую преступность.ВРоссии число зарегистрированных экологическихпреступлений за 1991 год составляло 3097 преступлений, а за2003 год —26097 преступлений, показатели позволяют прогнозировать рост количества экологических преступлений к 2015 году по сравнению с 1990 годом в 25,8 раза, т. е. 88050 преступлений.Согласноофициальной статистике в России за 2012 год всего зарегистрировано 2302,2 тыс. преступлений, в том числе 27,58 тыс. экологических преступлений.[7].Общеизвестно, что многие виды преступности, в том числе и экологические преступления, характеризуется высокой латентностью, поэтому в официальной статистике по экспертным оценкам отражается только одна вторая (или третья) часть совершаемых преступлений данной категории, а общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по фактам выявленных преступных деяний в сфере охраны окружающей среды явно не соответствует числу сообщений о них, известных природоохранным и правоохранительным органам.В настоящее время полная и достоверная информация о совершаемых экологических правонарушениях и преступлениях отсутствует. Анализ правоприменительной практики по экологическим преступлениям, как на федеральном, так и на региональном уровнях свидетельствует, что из всех регистрируемых преступлений данной категории по их количеству от наиболее распространенных к менее выявляемым можно представить следующими видами уголовно наказуемых деяний —незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК), незаконная охота (ст. 258 УК) и незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов(ст. 256 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК); порча земли (ст. 254 УК); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК) и т. д.[3]. Безусловно, указанные экологические преступления и другие ее виды, а также их количественные и качественные показатели зависят от регионального фактора.Представляют значительную общественную опасность и такие преступные деяния как незаконная охота (браконьерство на зверей и птиц). Браконьерство прямо угрожает существованию краснокнижных зверей и птиц. В это число входят такие звери, как амурский (уссурийский) тигр, леопард, барс, все виды медведей, кабарга, зубр, джейран, тур, марал, архар, снежный баран и др., а также птицы —дальневосточный и черный аист, черный журавль, тундровый лебедь, черный гусь, мраморный чирок, белая куропатка, кавказский тетерев, белая чайка, беркут, степной орел и др. Так, по экспертным оценкам в России браконьерами добывается около 300 белых и свыше 400 бурых медведей, около 30–50 амурских тигров, из которых половина шкур каждый год реализуется через Интернет[4].Обратим внимание на следующие факты: 28 браконьеров поймалисотрудники Охотнадзора Тувы на территории заповедника Тоджа. Если судить по их рассказам, республика превращается в центр «браконьерского туризма», куда приезжают нелегальные охотники и рыбаки со всех ближайших регионов.Масштабы браконьерства поражают, в заповеднике обнаружили даже засекреченный нелегальный аэродром с хорошей взлетнопосадочной полосой. Он мог принимать такие самолеты как Ан2. Один из таких самолетов с грузом рыбы, добытой браконьерами, задержала полиция. Тогда и стало известно о существовании аэродрома.Но это случай из ряда вон. А обычных «туристовбраконьеров» на Тоджеловят пачками. Каждый рейд, организованный Охотнадзором –это 3040 пойманных браконьеров. Из озеро Тоджа, которое и дало название заповеднику, берет начало река ТораХем, приток Енисея. Здесь обитает щука, сиг, хариус, таймень, язь, налим, елец. А так же редкие виды животных и птиц.Четыре из16краснокнижных соколовбалобанов, которых изъяли узадержанных вТуве браконьеров, погибли. Браконьеров поймали вночь на7сентября вТесХемском районе Тувы иизъяли уних 16соколовбалобанов, занесенных вКрасную книгу. Птиц отправили наэкспертизу вгоскомитет поохоте ирыболовству для подтверждения того, что они относятся кредкому виду, после чего ихрешили выпустить наволю. Уже 8сентября сотрудники Госкомохоты вместе сучеными повезли птиц встепь, чтобы выпустить. Следует отметить, что внастоящее время уученых нет возможности проводить сбалобанами «послешоковую» реабилитацию—для этого нужны огромные вольеры. При этом взлететь смогли невсе птицы. Самому маленькому ислабому первому развязали лапы, некоторое время онпросидел накрыше машины иумер. Всего изшестнадцати отобранных убраконьеров балобанов умерли четыре. «Никто немог сразу взлететь. Сначала они сидели накрыше машины. Потом ихподкидывали ввоздух. Пролетев несколько метров, соколы тяжело садились наземлю»,—передает «Туваонлайн».Борьба с браконьерами отнимает у Государственного комитета по охоте и рыболовству РТ немало сил, между тем, потратить их можно было бы на природоохранные мероприятия. Так или иначе, нонезаконная охота не стала пока бичом для республики, потому и численность диких животных самой природой регулируется. Так, численность лосей на территории республики составляет порядка 4 тыс. особей, марала 8 тыс. косули 20 тысяч, кабарги 15 тыс., кабана пяти тысяч, сибирского горного козла трех тысяч, лисицы 2,5 тысяч, бурого медведя 34 тысяч, соболя 13 тысяч, белки сегодня насчитывается порядка 32 тысяч особей, число особей белки зависит от интенсивности охоты на нее. Охота на волков давно сталаголовной болью для ведомства Александра Новикова. Упадок, который пережило в последние годы сельское хозяйство страны, привел к тому, что численность волка увеличилась многократно. Таким числом волк давит не только домашний скот, но и нападает на людей. ВРоссии число особей «серого зверя»насчитывается, по разным оценкам, до 52 тысяч. В соседней же с нами Монголии обитает сегодня до сотни тысяч волков, оттуда и совершают они к нам свои набеги. В пределах же Республики Тыва и «собственных»волков обитает порядка трех тысяч особей.Волк зверь очень умный и считается высокоорганизованным. Для успешной охоты на него нужно знать все его повадки. Для ведения такой работы сегодня в Госкомитет по охоте и рыболовству привлечен даже егерьволчатник, своим опытом борьбы с «серым зверем»делились и приезжавшие в Туву инспекторы из Белоруссии и Литвы.В ходе организованной охоты на волков в 2011 году было уничтожено порядка 700 голов серого зверя. За шкуру убитого волка сегодня дают 7 тыс. рублей. В Якутии и того больше до 30 тысяч. В республике сейчас для охотников готовится к печати карта волчьих троп.Представляет актуальное и практическое значение вопрос о предупреждении экологических преступлений. В криминологии под предупреждением преступности понимается узаконенная деятельность государственных и правоохранительных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан и иных лиц, прямо или косвенно, выполняющих предупредительные функции. При этом предупреждение преступности предполагает осуществление следующих возможных мероприятий —выявление, пресечение и предотвращение преступлений, изобличение и наказание виновных, их ресоциализацию как на общесоциальном, так и на специальнокриминологическим уровнях[4].К общесоциальным мерам предупреждения экологических преступлений относятся, общие меры предупреждения всех видов преступности, которые с одной стороны направлены на развитие и укрепление высокоорганизованной экономики России, создание и поддержание в обществе атмосферы стабильности, сохранение и создание новых рабочих мест, сокращение безработицы и расширение возможности трудоустройства, в том числе выпускников образовательных учреждений, повышение уровня благосостояния населения, стимулирование доверия населения к власти и готовности поддержать ее усилия по охране законности и правопорядка; с другой стороны, они рассчитаны на поддержку развития образования и культуры в обществе, правового воспитания и культуры населения, сохранение и развитие духовнонравственного наследия и т. д. К общесоциальным мерам предупреждения экологической преступности относятся: разработка и осуществление государственной экологической политики в экономике, образовании и других сферах; соблюдение международных договоров и соглашений, касающихся вопросов охраны окружающей среды; развитие и совершенствование законодательства и нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экологического благополучия граждан России, гарантии которого предусмотрены в ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»[1].По словам председателя Государственного комитета РТ по охоте и рыболовству, наша республика становится все более известной для страстных любителей охоты и рыбной ловли. Цену богатствам живой природы Тувы знают наши охотники и рыболовы. Главное брать у природы столько, сколько позволяет закон. Не вторгаясь, не разрушая первозданный ее мир.Всемирный фонд дикой природы (WWF) России совместно с фондом Citi (основан Ситибанком) будет выдавать жителям отдельных районов Западной Тувы микрозаймы на развитие малого бизнеса, программа направлена на сокращение случаев истребления редких животных, сообщает пресссекретарь АлтаеСаянского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Татьяна Иваницкая.Эксперты считают, что жители отдаленных сел, не имея возможности легально зарабатывать себе на жизнь, могут заниматься браконьерством. Программа фондов направлена на поддержку жителей таких сел. Программа стартовала в 2011 году в Горном Алтае. В этом году на программу выделяют 150 тысяч долларов (в 1,5 раза больше прошлогоднего финансирования.По результатам опроса WWF в Республике Тува, именно добыча пропитания (для собственных нужд или продажи), по мнению половины респондентов (47,8%) является основной причиной незаконной охоты. Соответственно, альтернативный заработок и доход от своего дела могло бы стать отвлекающим фактором для браконьеров и условием сохранения охотничьих и исчезающих видов животных. Предоставление новых знаний и умений по основам бизнеса, а также шанс получить займ при минимальных процентах и на льготных условиях вот основные возможности, которые дает даннаяпрограмма. В рамках программы населению будут выдавать займы для реализации таких проектов, как создание и развитие средств размещения туристов (организация и обустройство гостевых и зеленых домов, обустройство туристических стоянок, кемпингов), развитие сферы услуг (приобретение оборудования и средств для организации транспортных и информационных услуг, экскурсионного обслуживания, обустройство музеев и экспозиций, информационнотуристических центров).Российское уголовное законодательство не осталось в стороне от общей тенденции к экологизации различных отраслей внутреннего права. Свидетельством тому является проводившаяся на протяжении почти пяти лет работа по кодификации уголовноправовых норм, определяющих составы экологических преступлений и формы наказания за их совершение, которая вылилась в выделение экологических преступлений в самостоятельную главу 26 Уголовного кодекса РФ[3].Перечень экологических преступлений, содержащийся в главе 26 УК РФ, не должен рассматриваться как исчерпывающий. На это указывает либо содержащиеся в других разделах статьи с чисто экологическими составами преступлений (типичный пример ст.358 «Экоцид»), либо положения так называемого смежного законодательства[3].Большинство диспозиций норм об ответственности за экологические преступления остались бланкетными: законодатель широко использует оборот «нарушение правил...». В связи с этим проблема противоправности экологических преступлений как в теоретическом, так и в практическом аспектах не только не утрачивает, но приобретает еще большую остроту[3].Законодательство об административной ответственности за экологоправовые нарушения на уровне субъектов РФ имеет ряд недостатков. Это связано во многом, с позицией представительных органов власти того или иного субъекта. В отдельных случаях нормы регионального законодательства, устанавливающие административную ответственность за данный вид нарушений, находятся в прямом противоречии с КоАП РФ, что, безусловно, оказывает отрицательное воздействие на всю правовую систему России. Так, статья 25 закона Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений или грибов, занесенных в Красную книгу Челябинской области» в нарушение требований части 3 статьи 3.2 КоАП РФ предусматривало в качестве наказания конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения. Впоследствии закон был приведен в соответствие с требованиями КоАП РФ[8].Зачастую региональное законодательство об административных правонарушениях копирует положения КоАП РФ, что в последствии может привести к образованию юридических коллизий. Характерным примером может служить статья 4.23 КоАП г. Москвы, которая устанавливает ответственность за осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку. Данная статья находится в определенном противоречии с КоАП РФ, который устанавливает ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (Статья 8.28 КоАП РФ), т.к. пересадка зеленых насаждений без разрешения и самовольное выкапывание являются весьма сходными понятиями и на практике неразличимы.Стоит согласиться с позицией некоторых авторов, в том, что в региональных законах нецелесообразно текстуально воспроизводить некоторые названия и формулировки, содержащиеся в КоАП РФ, так как местные законы адресованы не российскому обществу в целом, а населению определенного региона[9]. Например в примечании к статье 4 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», дается определение понятия «должностное лицо» отличного от предусмотренного КоАП РФ[10]. Еще одной проблемой нормативноправовой ответственности за экологические правонарушения является то, что в законах субъектов Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за экологоправовые нарушения.Характерным примером подобного может служить Закон Республики Тыва «Об административной ответственности на территории Республики Тыва»[11]. Данный нормативноправовой акт в отличие от законов других субъектов, устанавливающих административную ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, данный не содержит отдельной главы (раздела), регулирующего эту сферу общественных отношений. Предпосылкой такого положения стало, возможно, отношение регионального законодателя к экологической и природоохранной сфере как к отрасли законодательства, полностью урегулированного на федеральном уровне. Нужно отметить, что в указанном законе даже отсутствуют прямые нормы, устанавливающие ответственность за административные экологоправовые нарушения, что опять же является серьезным упущением законодателя. В региональных законах об административной ответственности также встречаются несоответствия определенным требованиям юридической техники; они не приводятся своевременно в соответствие с федеральным законодательством. Например, ряд статей Закона Республики Тыва «Об административной ответственности на территории Республики Тыва»[11], содержащих нормысанкции должны быть изменены ввиду того, что штрафы, указанные в них, исчисляются в МРОТ, что противоречит КоАП РФ[12].
Новым уголовным законодательством об ответственности за экологические преступления в значительной степени снята проблема разграничения уголовно и административно наказуемых деяний причем не только за счет общей отмены административной юрисдикции, но и за счет более тщательного описания элементов состава, обозначения последствий и т.п.Обращают на себя внимание существенные пробелы в отечественном экологическом законодательстве и масштабы предстоящей нормотворческой работы в рассматриваемой сфере. Вплоть до настоящего времени в России не приняты такие важнейшие законы, как закон об опасных веществах, об отходах производства и потребления, об экологически неблагоприятных территориях и т.д. В системе природоресурсного законодательства до сих пор отсутствует Закон «Об использовании растительного мира вне лесов», хотя проблема регулирования соответствующих отношений давно стоит весьма остро.Этот вывод с полным основанием может быть отнесен и к незнанию норм международного права, которые согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ имеют примат над национальным законом, являются частью правовой системы России (ч.1 ст.15 Конституции)[1], действуя на ее территории без какойлибо трансформации или какоголибо согласования с органами власти. К сожалению, такого рода незнание коснулось и корпуса российских законодателей, вследствие чего только в рамках исследованной нами проблематики были выявлены серьезные расхождения и неправильное понимание таких понятий, как «экоцид», «континентальный шельф», «исключительная экономическая зона», «суверенные права», «зонанациональной юрисдикции», а также появление в ст.11 УК РФ, повествующей о государственной территории, п.2, касающегося континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ[3].
Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации. —М.: Издательство Юрайт, 2011. —48 с.2.Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 21.11.2011 г.№ 331ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2002/01/12/oxranasredydok.html(дата обращения: 25.03.2013).3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63ФЗ (в ред. от 30.12.2012 № 312ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.4.Жадан В. Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений [Текст] / В. Н. Жадан // Молодой ученый. 2013. №4. С. 387393.5.Экологическая безопасность [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/; http://official.academic.ru/29885/(дата обращения: 25.03.2013).6.Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. Проблемы предупреждения экологических правонарушений. Монография. —М.: Издво Московского гуманитарного университета, 2008. —86 с.7.Клетнева Е. Г. Экологическая преступность в Российской Федерации: понятие, причины, условия и предупреждение: дисс…. канд. юрид. наук. —Казань, 2007. —260 с.8.Закон Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области» от 23.08.2007// электронный ресурс © Консультант плюс.9.Масленников М.Я. Каждому региональному закону об административной ответственности нужна базовая концепция// «Законы России: опыт, анализ, практика», №6 декабрь 2006. С. 40.10.Закон Удмуртской Республики от 16.11.2001 N 49РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» // "Известия Удмуртской Республики".23.11.2001. N 184.11.Закон Республики Тыва «Об административной ответственности на территории Республики Тыва» Принят законодательной палатой (Верховным Хуралом Республики Тыва) 20.12.2002// «Тувинская правда»,20.02.2003.12.Федеральный закон от22.06.2007 № 116ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение»//"Российская газета", N 135, 27.06.2007.
Alexander Minaev,
Head of Department of Criminal Law and ProcedureFaculty of Law of the Tuva State University ,Associate Professor of Criminal Law and Procedure,PhD,doctoral RANHiGS under the President,member of the Association of Lawyers of Russia,Member of the Russian Academy of Legal Sciences ,professor of the Academy of Military Sciencesaleksanmina@mail.ruTatiana Kuular,student of the Faculty of LawTuvan State UniversityCriminological characteristics of environmental crime and poaching of animals and birds in TuvaAbstract.Environmental protection is defined as "the activities of state authorities of the Russian Federation, bodies ofstate power of subjects of the Russian Federation , local authorities , public and other nonprofit organizations , businesses and individuals , aimed at the preservation and restoration of the natural environment, rational use and reproduction of naturalresources, prevent negative impacts of economic and other activities on the environment and the elimination of its consequences".Keywords: natural environment, the Criminal Code, offenses, environmental crime, poaching, prevention measures.
Куулар Татьяна Чамыяновна,студентка юридического факультета,ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»,г. Кызыл
Криминологическая характеристика экологической преступности и браконьерства на зверей и птиц в Туве
Аннотация.Охрана окружающей среды определяется как «деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий».Ключевые слова:природная среда, уголовный кодекс, правонарушения, экологические преступления, браконьерство, меры предупреждения.
На сегодняшний день охрана природной среды, окружающей человека —это одна из актуальных и глобальных проблем всего мирового сообщества. Влияние человеческой деятельности на природную среду настолько возросло и продолжает стремительно нарастать, чтооно достигает глобального измерения и сопоставимо с общепланетарными масштабами многих естественных процессов, или даже превосходит их. Поэтому мировое сообщество в качестве важнейших составляющих международной (всеобщей) и национальной безопасности отводит и экологической безопасности, которая предусматривает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и окружающей природной среды от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий[5].Охрана окружающей среды в Российской Федерации и в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами является самостоятельным видом государственной и общественной природоохранной деятельности.Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды определяется как «деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий»[2].Среди всех видов правонарушений, влияющих на криминогенную ситуацию в России,являются экологические правонарушения и преступления. При этом экологические правонарушения и преступления являются существенным фактором, представляющим опасность для национальной безопасности РФ[4].В Уголовном кодексе РФпредусматривается специальная глава об ответственности за эти преступные деяния —глава 26 «Экологические преступления». Данная глава включает 17 статей (ст. 246–262 УК), которые предусматривают свыше 30 составов преступлений. К числу экологических преступлений относятся такие общественно опасные деяния, которые посягают на общественную экологическую безопасность, экологический правопорядок и здоровье население, а именно: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК); загрязнение атмосферы (ст. 251 УК); загрязнение морской среды (ст. 252 УК); порча земли (ст. 254 УК); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК); незаконная охота (ст. 258 УК); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК) и др.[3].Криминологическая характеристика экологической преступности представляет комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных причин, детерминирующих как отдельные экологические преступления, так и в совокупности с другими преступлениями корыстного, организованного и коррупционного характера, и состоит из разноплановых и многочисленных факторов. Наиболее общие и постоянно действующие причины вытекают из социальноэкономических противоречий, присущих общественным отношениям. К причинам экологической преступности в России принято относить: неблагоприятную социальноэкономическую ситуацию в стране (предусматривающая антиобщественную жизненную установку личности, руководствующаяся принципом —для достижения поставленной личной цели хороши все средства, в том числе и противозаконные; достаточно низкий технический уровень производства во всех сферах (промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т. д.); несправедливый характер распределения материальных благ среди населения;высокая степень коррупционности органов государственной и муниципальной власти и др.); несовершенство и непоследовательность в реализации законодательства в области охраны окружающей среды, недостаточноэффективное взаимодействие правоохранительных органов с природоохранными по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и других экологических правонарушений; слабое информационное обеспечение деятельности правоохранительных и природоохранных органов по организации борьбы с экологическими правонарушениями; достаточно низкую экологическую культуру значительной части населения, многих должностных лиц и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, зачастую невысокий уровень их правосознания; недостаточную материальнофинансовую обеспеченность государственной и общественной природоохранной деятельности по предупреждению и пресечению экологических правонарушений; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологической преступностью и др.[6].
Таким образом, способствующие совершению экологических преступлений причины —это система негативных социальных явлений и процессов, сложившихся в социальноэкономическом развитии России и детерминирующих экологическую преступность.ВРоссии число зарегистрированных экологическихпреступлений за 1991 год составляло 3097 преступлений, а за2003 год —26097 преступлений, показатели позволяют прогнозировать рост количества экологических преступлений к 2015 году по сравнению с 1990 годом в 25,8 раза, т. е. 88050 преступлений.Согласноофициальной статистике в России за 2012 год всего зарегистрировано 2302,2 тыс. преступлений, в том числе 27,58 тыс. экологических преступлений.[7].Общеизвестно, что многие виды преступности, в том числе и экологические преступления, характеризуется высокой латентностью, поэтому в официальной статистике по экспертным оценкам отражается только одна вторая (или третья) часть совершаемых преступлений данной категории, а общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по фактам выявленных преступных деяний в сфере охраны окружающей среды явно не соответствует числу сообщений о них, известных природоохранным и правоохранительным органам.В настоящее время полная и достоверная информация о совершаемых экологических правонарушениях и преступлениях отсутствует. Анализ правоприменительной практики по экологическим преступлениям, как на федеральном, так и на региональном уровнях свидетельствует, что из всех регистрируемых преступлений данной категории по их количеству от наиболее распространенных к менее выявляемым можно представить следующими видами уголовно наказуемых деяний —незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК), незаконная охота (ст. 258 УК) и незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов(ст. 256 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК); порча земли (ст. 254 УК); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК) и т. д.[3]. Безусловно, указанные экологические преступления и другие ее виды, а также их количественные и качественные показатели зависят от регионального фактора.Представляют значительную общественную опасность и такие преступные деяния как незаконная охота (браконьерство на зверей и птиц). Браконьерство прямо угрожает существованию краснокнижных зверей и птиц. В это число входят такие звери, как амурский (уссурийский) тигр, леопард, барс, все виды медведей, кабарга, зубр, джейран, тур, марал, архар, снежный баран и др., а также птицы —дальневосточный и черный аист, черный журавль, тундровый лебедь, черный гусь, мраморный чирок, белая куропатка, кавказский тетерев, белая чайка, беркут, степной орел и др. Так, по экспертным оценкам в России браконьерами добывается около 300 белых и свыше 400 бурых медведей, около 30–50 амурских тигров, из которых половина шкур каждый год реализуется через Интернет[4].Обратим внимание на следующие факты: 28 браконьеров поймалисотрудники Охотнадзора Тувы на территории заповедника Тоджа. Если судить по их рассказам, республика превращается в центр «браконьерского туризма», куда приезжают нелегальные охотники и рыбаки со всех ближайших регионов.Масштабы браконьерства поражают, в заповеднике обнаружили даже засекреченный нелегальный аэродром с хорошей взлетнопосадочной полосой. Он мог принимать такие самолеты как Ан2. Один из таких самолетов с грузом рыбы, добытой браконьерами, задержала полиция. Тогда и стало известно о существовании аэродрома.Но это случай из ряда вон. А обычных «туристовбраконьеров» на Тоджеловят пачками. Каждый рейд, организованный Охотнадзором –это 3040 пойманных браконьеров. Из озеро Тоджа, которое и дало название заповеднику, берет начало река ТораХем, приток Енисея. Здесь обитает щука, сиг, хариус, таймень, язь, налим, елец. А так же редкие виды животных и птиц.Четыре из16краснокнижных соколовбалобанов, которых изъяли узадержанных вТуве браконьеров, погибли. Браконьеров поймали вночь на7сентября вТесХемском районе Тувы иизъяли уних 16соколовбалобанов, занесенных вКрасную книгу. Птиц отправили наэкспертизу вгоскомитет поохоте ирыболовству для подтверждения того, что они относятся кредкому виду, после чего ихрешили выпустить наволю. Уже 8сентября сотрудники Госкомохоты вместе сучеными повезли птиц встепь, чтобы выпустить. Следует отметить, что внастоящее время уученых нет возможности проводить сбалобанами «послешоковую» реабилитацию—для этого нужны огромные вольеры. При этом взлететь смогли невсе птицы. Самому маленькому ислабому первому развязали лапы, некоторое время онпросидел накрыше машины иумер. Всего изшестнадцати отобранных убраконьеров балобанов умерли четыре. «Никто немог сразу взлететь. Сначала они сидели накрыше машины. Потом ихподкидывали ввоздух. Пролетев несколько метров, соколы тяжело садились наземлю»,—передает «Туваонлайн».Борьба с браконьерами отнимает у Государственного комитета по охоте и рыболовству РТ немало сил, между тем, потратить их можно было бы на природоохранные мероприятия. Так или иначе, нонезаконная охота не стала пока бичом для республики, потому и численность диких животных самой природой регулируется. Так, численность лосей на территории республики составляет порядка 4 тыс. особей, марала 8 тыс. косули 20 тысяч, кабарги 15 тыс., кабана пяти тысяч, сибирского горного козла трех тысяч, лисицы 2,5 тысяч, бурого медведя 34 тысяч, соболя 13 тысяч, белки сегодня насчитывается порядка 32 тысяч особей, число особей белки зависит от интенсивности охоты на нее. Охота на волков давно сталаголовной болью для ведомства Александра Новикова. Упадок, который пережило в последние годы сельское хозяйство страны, привел к тому, что численность волка увеличилась многократно. Таким числом волк давит не только домашний скот, но и нападает на людей. ВРоссии число особей «серого зверя»насчитывается, по разным оценкам, до 52 тысяч. В соседней же с нами Монголии обитает сегодня до сотни тысяч волков, оттуда и совершают они к нам свои набеги. В пределах же Республики Тыва и «собственных»волков обитает порядка трех тысяч особей.Волк зверь очень умный и считается высокоорганизованным. Для успешной охоты на него нужно знать все его повадки. Для ведения такой работы сегодня в Госкомитет по охоте и рыболовству привлечен даже егерьволчатник, своим опытом борьбы с «серым зверем»делились и приезжавшие в Туву инспекторы из Белоруссии и Литвы.В ходе организованной охоты на волков в 2011 году было уничтожено порядка 700 голов серого зверя. За шкуру убитого волка сегодня дают 7 тыс. рублей. В Якутии и того больше до 30 тысяч. В республике сейчас для охотников готовится к печати карта волчьих троп.Представляет актуальное и практическое значение вопрос о предупреждении экологических преступлений. В криминологии под предупреждением преступности понимается узаконенная деятельность государственных и правоохранительных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан и иных лиц, прямо или косвенно, выполняющих предупредительные функции. При этом предупреждение преступности предполагает осуществление следующих возможных мероприятий —выявление, пресечение и предотвращение преступлений, изобличение и наказание виновных, их ресоциализацию как на общесоциальном, так и на специальнокриминологическим уровнях[4].К общесоциальным мерам предупреждения экологических преступлений относятся, общие меры предупреждения всех видов преступности, которые с одной стороны направлены на развитие и укрепление высокоорганизованной экономики России, создание и поддержание в обществе атмосферы стабильности, сохранение и создание новых рабочих мест, сокращение безработицы и расширение возможности трудоустройства, в том числе выпускников образовательных учреждений, повышение уровня благосостояния населения, стимулирование доверия населения к власти и готовности поддержать ее усилия по охране законности и правопорядка; с другой стороны, они рассчитаны на поддержку развития образования и культуры в обществе, правового воспитания и культуры населения, сохранение и развитие духовнонравственного наследия и т. д. К общесоциальным мерам предупреждения экологической преступности относятся: разработка и осуществление государственной экологической политики в экономике, образовании и других сферах; соблюдение международных договоров и соглашений, касающихся вопросов охраны окружающей среды; развитие и совершенствование законодательства и нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экологического благополучия граждан России, гарантии которого предусмотрены в ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»[1].По словам председателя Государственного комитета РТ по охоте и рыболовству, наша республика становится все более известной для страстных любителей охоты и рыбной ловли. Цену богатствам живой природы Тувы знают наши охотники и рыболовы. Главное брать у природы столько, сколько позволяет закон. Не вторгаясь, не разрушая первозданный ее мир.Всемирный фонд дикой природы (WWF) России совместно с фондом Citi (основан Ситибанком) будет выдавать жителям отдельных районов Западной Тувы микрозаймы на развитие малого бизнеса, программа направлена на сокращение случаев истребления редких животных, сообщает пресссекретарь АлтаеСаянского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Татьяна Иваницкая.Эксперты считают, что жители отдаленных сел, не имея возможности легально зарабатывать себе на жизнь, могут заниматься браконьерством. Программа фондов направлена на поддержку жителей таких сел. Программа стартовала в 2011 году в Горном Алтае. В этом году на программу выделяют 150 тысяч долларов (в 1,5 раза больше прошлогоднего финансирования.По результатам опроса WWF в Республике Тува, именно добыча пропитания (для собственных нужд или продажи), по мнению половины респондентов (47,8%) является основной причиной незаконной охоты. Соответственно, альтернативный заработок и доход от своего дела могло бы стать отвлекающим фактором для браконьеров и условием сохранения охотничьих и исчезающих видов животных. Предоставление новых знаний и умений по основам бизнеса, а также шанс получить займ при минимальных процентах и на льготных условиях вот основные возможности, которые дает даннаяпрограмма. В рамках программы населению будут выдавать займы для реализации таких проектов, как создание и развитие средств размещения туристов (организация и обустройство гостевых и зеленых домов, обустройство туристических стоянок, кемпингов), развитие сферы услуг (приобретение оборудования и средств для организации транспортных и информационных услуг, экскурсионного обслуживания, обустройство музеев и экспозиций, информационнотуристических центров).Российское уголовное законодательство не осталось в стороне от общей тенденции к экологизации различных отраслей внутреннего права. Свидетельством тому является проводившаяся на протяжении почти пяти лет работа по кодификации уголовноправовых норм, определяющих составы экологических преступлений и формы наказания за их совершение, которая вылилась в выделение экологических преступлений в самостоятельную главу 26 Уголовного кодекса РФ[3].Перечень экологических преступлений, содержащийся в главе 26 УК РФ, не должен рассматриваться как исчерпывающий. На это указывает либо содержащиеся в других разделах статьи с чисто экологическими составами преступлений (типичный пример ст.358 «Экоцид»), либо положения так называемого смежного законодательства[3].Большинство диспозиций норм об ответственности за экологические преступления остались бланкетными: законодатель широко использует оборот «нарушение правил...». В связи с этим проблема противоправности экологических преступлений как в теоретическом, так и в практическом аспектах не только не утрачивает, но приобретает еще большую остроту[3].Законодательство об административной ответственности за экологоправовые нарушения на уровне субъектов РФ имеет ряд недостатков. Это связано во многом, с позицией представительных органов власти того или иного субъекта. В отдельных случаях нормы регионального законодательства, устанавливающие административную ответственность за данный вид нарушений, находятся в прямом противоречии с КоАП РФ, что, безусловно, оказывает отрицательное воздействие на всю правовую систему России. Так, статья 25 закона Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений или грибов, занесенных в Красную книгу Челябинской области» в нарушение требований части 3 статьи 3.2 КоАП РФ предусматривало в качестве наказания конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения. Впоследствии закон был приведен в соответствие с требованиями КоАП РФ[8].Зачастую региональное законодательство об административных правонарушениях копирует положения КоАП РФ, что в последствии может привести к образованию юридических коллизий. Характерным примером может служить статья 4.23 КоАП г. Москвы, которая устанавливает ответственность за осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку. Данная статья находится в определенном противоречии с КоАП РФ, который устанавливает ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (Статья 8.28 КоАП РФ), т.к. пересадка зеленых насаждений без разрешения и самовольное выкапывание являются весьма сходными понятиями и на практике неразличимы.Стоит согласиться с позицией некоторых авторов, в том, что в региональных законах нецелесообразно текстуально воспроизводить некоторые названия и формулировки, содержащиеся в КоАП РФ, так как местные законы адресованы не российскому обществу в целом, а населению определенного региона[9]. Например в примечании к статье 4 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», дается определение понятия «должностное лицо» отличного от предусмотренного КоАП РФ[10]. Еще одной проблемой нормативноправовой ответственности за экологические правонарушения является то, что в законах субъектов Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за экологоправовые нарушения.Характерным примером подобного может служить Закон Республики Тыва «Об административной ответственности на территории Республики Тыва»[11]. Данный нормативноправовой акт в отличие от законов других субъектов, устанавливающих административную ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, данный не содержит отдельной главы (раздела), регулирующего эту сферу общественных отношений. Предпосылкой такого положения стало, возможно, отношение регионального законодателя к экологической и природоохранной сфере как к отрасли законодательства, полностью урегулированного на федеральном уровне. Нужно отметить, что в указанном законе даже отсутствуют прямые нормы, устанавливающие ответственность за административные экологоправовые нарушения, что опять же является серьезным упущением законодателя. В региональных законах об административной ответственности также встречаются несоответствия определенным требованиям юридической техники; они не приводятся своевременно в соответствие с федеральным законодательством. Например, ряд статей Закона Республики Тыва «Об административной ответственности на территории Республики Тыва»[11], содержащих нормысанкции должны быть изменены ввиду того, что штрафы, указанные в них, исчисляются в МРОТ, что противоречит КоАП РФ[12].
Новым уголовным законодательством об ответственности за экологические преступления в значительной степени снята проблема разграничения уголовно и административно наказуемых деяний причем не только за счет общей отмены административной юрисдикции, но и за счет более тщательного описания элементов состава, обозначения последствий и т.п.Обращают на себя внимание существенные пробелы в отечественном экологическом законодательстве и масштабы предстоящей нормотворческой работы в рассматриваемой сфере. Вплоть до настоящего времени в России не приняты такие важнейшие законы, как закон об опасных веществах, об отходах производства и потребления, об экологически неблагоприятных территориях и т.д. В системе природоресурсного законодательства до сих пор отсутствует Закон «Об использовании растительного мира вне лесов», хотя проблема регулирования соответствующих отношений давно стоит весьма остро.Этот вывод с полным основанием может быть отнесен и к незнанию норм международного права, которые согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ имеют примат над национальным законом, являются частью правовой системы России (ч.1 ст.15 Конституции)[1], действуя на ее территории без какойлибо трансформации или какоголибо согласования с органами власти. К сожалению, такого рода незнание коснулось и корпуса российских законодателей, вследствие чего только в рамках исследованной нами проблематики были выявлены серьезные расхождения и неправильное понимание таких понятий, как «экоцид», «континентальный шельф», «исключительная экономическая зона», «суверенные права», «зонанациональной юрисдикции», а также появление в ст.11 УК РФ, повествующей о государственной территории, п.2, касающегося континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ[3].
Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации. —М.: Издательство Юрайт, 2011. —48 с.2.Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 21.11.2011 г.№ 331ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2002/01/12/oxranasredydok.html(дата обращения: 25.03.2013).3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63ФЗ (в ред. от 30.12.2012 № 312ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.4.Жадан В. Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений [Текст] / В. Н. Жадан // Молодой ученый. 2013. №4. С. 387393.5.Экологическая безопасность [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/; http://official.academic.ru/29885/(дата обращения: 25.03.2013).6.Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. Проблемы предупреждения экологических правонарушений. Монография. —М.: Издво Московского гуманитарного университета, 2008. —86 с.7.Клетнева Е. Г. Экологическая преступность в Российской Федерации: понятие, причины, условия и предупреждение: дисс…. канд. юрид. наук. —Казань, 2007. —260 с.8.Закон Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области» от 23.08.2007// электронный ресурс © Консультант плюс.9.Масленников М.Я. Каждому региональному закону об административной ответственности нужна базовая концепция// «Законы России: опыт, анализ, практика», №6 декабрь 2006. С. 40.10.Закон Удмуртской Республики от 16.11.2001 N 49РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» // "Известия Удмуртской Республики".23.11.2001. N 184.11.Закон Республики Тыва «Об административной ответственности на территории Республики Тыва» Принят законодательной палатой (Верховным Хуралом Республики Тыва) 20.12.2002// «Тувинская правда»,20.02.2003.12.Федеральный закон от22.06.2007 № 116ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение»//"Российская газета", N 135, 27.06.2007.
Alexander Minaev,
Head of Department of Criminal Law and ProcedureFaculty of Law of the Tuva State University ,Associate Professor of Criminal Law and Procedure,PhD,doctoral RANHiGS under the President,member of the Association of Lawyers of Russia,Member of the Russian Academy of Legal Sciences ,professor of the Academy of Military Sciencesaleksanmina@mail.ruTatiana Kuular,student of the Faculty of LawTuvan State UniversityCriminological characteristics of environmental crime and poaching of animals and birds in TuvaAbstract.Environmental protection is defined as "the activities of state authorities of the Russian Federation, bodies ofstate power of subjects of the Russian Federation , local authorities , public and other nonprofit organizations , businesses and individuals , aimed at the preservation and restoration of the natural environment, rational use and reproduction of naturalresources, prevent negative impacts of economic and other activities on the environment and the elimination of its consequences".Keywords: natural environment, the Criminal Code, offenses, environmental crime, poaching, prevention measures.