Немного о конструктивном взаимодействии
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чебыкина
О.
А. Немного о конструктивном взаимодействии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
296–300. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54319.htm.
Аннотация. В статье рассматривается теоретическая часть проблемы конструктивного взаимодействия. Конструктивное взаимодействие проявляется в личностных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической. Выделено три признака конструктивного взаимодействия: целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированность. Конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития: осознание цели; теоретическое решение задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана; анализ и проверка результативности организации этого взаимодействия. Авторы выделили в структуре конструктивного взаимодействия четыре компонента и их показатели: когнитивно-коммуникативный компонент - коммуникативные умения, навыки; ценностно-мотивационный компонент – представление о ценностях и мотивах; аффективно-волевой; рефлексивный компонент – способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия; деятельностный компонент – поведенческий.
Ключевые слова:
взаимодействие, конструктивное взаимодействие, конструкция, типы взаимодействия, показатели взаимодействия, проявления конструктивного взаимодействия, структура конструктивного взаимодействия
Текст статьи
Чебыкина Ольга Альбертовна,педагогпсихолог,МКОУ «Лицей №1», член федерации психологов образования России, член Российского психологического общества,аспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО«Шадринского государственного педагогического института», г.ШадринскOOLGA85@YA.RU
Немногоо конструктивном взаимодействии
Аннотация.В статье рассматривается теоретическая часть проблемы конструктивного взаимодействия. Конструктивное взаимодействие проявляется в личностных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической. Выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированность. Конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития: осознание цели; теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана; анализа и проверки результативности организации этого взаимодействия. Выделили в структуре конструктивного взаимодействия четыре компонента и их показатели: когнитивнокоммуникативный компонент коммуникативные умения, навыки; ценностномотивационный компонент–представление о ценностях и мотивах; аффективно –волевой; рефлексивный компонент –способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия; деятельностный компонент–поведенческий.Ключевые слова:конструкция, взаимодействие,типы взаимодействия,показатели взаимодействия,конструктивное взаимодействие,проявления конструктивного взаимодействия, структура конструктивного взаимодействия.
Прежде чемприступить к анализу психолого педагогических исследований по проблеме конструктивное взаимодействие, необходимо обратиться к анализу этимологии слова «конструктивный». Оно происходит от латинского constructivus, что означает созидательный, и применяется в европейских языках в его французскойтрактовке constructif. По мнению Н. Е. Яценко[13],конструктивность деловой, реалистический подход к поискам путей и способов решения проблемы. Проблема взаимодействия стала активно разрабатываться в последние десятилетия учеными в области психологии (А. А. Бодалев,В. А.Петровский, А. У.Хараш[12]).Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.Э. Бернвыделил: официальные социальные события; случайные эпизодические встречи; формальные контакты на работе и в быту; асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).Т. Парсонс считает, что в основе социальной деятельности, лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. В психологопедагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения данного явления существенное значение имеет определение, основанное на организации совместной деятельности. В отечественной психологии фундаментально разрабатываются идеи о влиянии других людей на индивидуальную деятельность человека. В работах А. В.Петровскогоговорится о том, что только в условиях взаимодействия с другими людьми раскрываются индивидуальные возможности человека. «Взаимодействие» напрямую связано с «действием» и «деятельностью»; соответственно методологическую основу исследования составляет теория деятельности (М. Я. Басов, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) [10].По С. Л. Рубинштейнув основе взаимодействия лежит деятельность, раскрывая суть деятельностного подхода, он выделяет существенные особенности деятельности:
её субъектность, т.е. то, что она всегда осуществляется субъектом, точнее субъектами;
её самостоятельность
её содержательность, реальность, предметность;
её неразрывную связь с творчеством.Взаимодействие проявляется в организации совместной деятельности, где важно обменяться информацией и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. В психологии определение взаимодействие дается через «воздействие»: процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленностъ и связь» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский[9]).По мнению А. А. Бодалева[4]познание и взаимное воздействие людейдруг на друга обязательный элемент любой совместной деятельности.Проанализируем точки зрения различных авторов понятия «взаимодействие».Зацепин В. В.отмечает, взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.Иванкина И. Ю. определяет взаимодействие как координацию действий и операций его участников, согласованность их функциональноролевых позиций, влияющих на успешность конечного результата.С точки зрения Н. Е. Яценко взаимодействие всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.Л. В. Байбородова уточняет, что взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, приводящее каждое звено в качественно новое состояние. Согласно М. И. Рожкову и Л. В. Байбородовой«взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками, между педагогами и учащимися, между учителями.Согласно К.А. АбульхановойСлавской взаимодействие основной отличительный признак совместной деятельности; система действий, при которой, действия одного человека или группы лиц обуславливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых. По мнению Р. Л. Кричевского (Забелина) взаимодействие единица совместной деятельности, включающая в себя инструментальные и аффективнокоммуникативные компоненты и отмечает, что реализация совместной деятельности предусматривает совместные воздействия на общий предмет труда, воздействия участников друг на друга.Н. И. Шевандрин определяет взаимодействие в широком смысле, как «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контактдвух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок», и в узком смысле, как «систему взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных».Проанализировав различные трактовки понятия «взаимодействие», автор работы систематизирует их по смысловому содержанию в табл.1.Таблица1Понятие взаимодействие в трактовках различных авторов
Авторы
Содержание понятие «взаимодействие»процесс воздействия,порождающий взаимную обусловленность и связькоординация действий и операцийвсеобщая форма связи тел, явленийуниверсальная форма развитияотличительный признак совместной деятельностиединица совместной деятельности
личностный контакт «система взаимно обусловленных индивидуальных действийВ. В. Зацепин, 1996 +
И. Ю. Иванкина, 2005
+
Н. Е. Яценко
+
Л. В. Байбородова, 2000
+
К.А. АбульхановаСлавская, 1980
+
Р. Л. Кричевской, 2007
+
Н. И. Шевандрин, 1995
+Примечание. «+» означаетприсутствие содержания при определении дефиниции понятия «взаимодействие», предложенного автором.
Таким образом, сопоставление взглядов различных авторов на определение сущности взаимодействия позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие характеризуется:
процессом воздействия, формой связии развития (В. В. Зацепин,Н. Е. Яценко Л. В. Байбородова);
координацией (И. Ю. Иванкина);
единицей и признаком деятельности (К.А. АбульхановаСлавская,Р. Л. Кричевской);
личностным контактом (Н. И. Шевандрин).Необходимо добавить, взаимодействие составляет сложное единство с категорией «общение». Существует тенденция объяснять общение через взаимодействие. Одной из сторон общения (интерактивной) называет взаимодействие Г. М. Андреева. Интерактивная сторонаобщения это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.В исследованиях А. А. Бодалева, определяя категорию взаимодействия как процесс восприятия и понимания человека человеком и разграничивая понятия деятельности и межличностного взаимодействия.
М. И. Лисинарассматривают взаимодействие как характеристику общения.Сторонники третьегонаправления (Г. М.Андреева, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Обозов) считают, что общение непосредственно обеспечивает взаимодействие.Рассматривая отношения взаимодействия и общения, Б. Ф. Ломов утверждает, что общение выступает как специфическая форма взаимодействия сдругими людьми, как взаимодействие субъектов.С точки зрения Н. Н. Обозова общение специфическая форма взаимодействия, готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности.В концепции Г. М. Андреевойвыделяются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная.Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности.Перцептивная сторона через восприятие и оценку людьми социальных объектов (другихлюдей, самих себя, групп, других социальных общностей).Интерактивная сторона представляет собой взаимодействие людей друг с другом (и воздействие) в процессе межличностных отношений.Отличительной особенностью взаимодействия, по мнению Г. М. Андреевой, служит тот факт, что в ходе организации совместной деятельности для ее участников чрезвычайно важно обменяться не только информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность [2].Таким образом, существуют различные точки зрения на соотношение общения и взаимодействия: одни ученые рассматривают взаимодействие как составную часть общения (А. В. Петровский и М. Т. Ярошевский), другие раскрывают общение через процесс взаимодействия, считая взаимодействие более широким понятием, чем общение (А. А. Бодалев).На наш взгляд, это связано с тем, что оба понятия в зависимости от контекста рассмотрения могут раскрываться поразному. Общение не только удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми оно, как и взаимодействие, порождается потребностями в совместной деятельности.Мы разделяем позицию А. А. Леонтьева, согласно которой взаимодействие людей в обществе невозможно без общения, но общение может быть непосредственно включенным в деятельность, оно может ее регулировать, аможет являться только предпосылкой взаимодействия. Иными словами, взаимодействие как предметная деятельность входит в структуру общения.М. И. Рожков и Л. В. Байбородова выделяют типы взаимодействий: по наличию или отсутствию цели деятельности, по степениуправляемости; по типу взаимосвязи; по содержанию деятельности (учебное, трудовое, эстетическое) [1].К. А. АбульхановаСлавскаявыделяет социально психологические типы взаимодействия:
сотрудничество: оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;
противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;
уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного взаимодействия;
однонаправленное содействие, когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;
однонаправленноепротиводействие, т.е. один из партнеров, препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником;
контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);
компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия. Коротаева Е. В.выделила виды взаимодействия: деструктивное, рефлективное, реструктивное и конструктивное.Деструктивный (разрушающий) вид взаимодействия: искажает форму и содержание образования.Реструктивный (ограничивающий) вид взаимодействия: осуществляется посредством строгого контроля за развитием отдельных качеств.Реструктивный (поддерживающий) вид взаимодействия: обеспечивает решение тактических, ближайших задач, необходимых для сохранения целостности личности. Конструктивный (развивающий) вид взаимодействия: обеспечивает целостность, субстанциальную связь[3].Согласно Л. В. Байбородовойсоциальное взаимодействие рассмотрено на трех уровнях:oК макроуровню отнесены все взаимосвязи человека сокружающиммиром.oМезоуровень ограничен только тем взаимодействием человекили группы людей, которое приводит к общественно значимому результату.oМикроуровень социального взаимодействия охарактеризован как взаимосвязь между людьми в процессе совместной деятельности и общения.М. Вебер, П. Сорокин определяют структуру взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга, и, как следствие этого, их изменения.Я. Шепаньский предложил характеристику структуры взаимодействия с точки зрения ступеней его развития. Важно заметить, показателями эффективности развития взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.Показатели эффективности развития взаимодействия представлены втабл.2.
Таблица2Показатели эффективности развития взаимодействия
Показатели Значение ВзаимопознаниеОбъективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и понять.ВзаимопониманиеПонимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач.ВзаимоотношениеПроявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга.Взаимные действияОсуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности.ВзаимовлияниеСпособность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения.
Таким образом, о показателях эффективности развития взаимодействияможно судить по обогащению содержания совместной деятельности и общения партнеров, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.Необходимо отметить,что конструктивным (рациональным, продуктивным) взаимодействие становится в том случае, если оно целенаправленно, построено на основе сотрудничества участников и представляет собой совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей.При разработке содержательной характеристики понятия «конструктивное взаимодействие» мы опирались на описание «Состояния Взрослый», конструктивных жизненных сценариев в концепции трансактного анализа (Э. Берн), «конструктивного мышления» Л. М. Рудиной, эффективность установления отношений в практике социальной работы (А. Пинкус и А. Минахан), конструктивное разрешение педагогических конфликтов (В. Ю. Питюков), конструктивные и неконструктивные стратегии поведения человека в трудной жизненной ситуации (Е. В. Алексеева).В рамках концепции трансактного анализа характеристике «конструктивный» соответствует «Состояние «Взрослый». Э. Берн отмечает, «Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Подход гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), указывает Л. А. Петровская, отличается характеристикой человеческой природы как изначально позитивной, лишённой деструктивных тенденций. К. Роджерса «отличает вера в человека, которогоон рассматривает как по сути своей конструктивного, кооперативного и т.д.». Согласно теории учебной деятельности, В. В. Давыдов, отмечает, «технологизация образования» накапливает сегодня «технологические регуляторы», «инструменты интеллектуальной деятельности» для конструктивных взаимодействий, актуализирующихся в образовании.Проблема конструктивного мышления разрабатывается в психологииделового взаимодействия, при анализе проблем принятия решения (Д.Херадствейт, У. Навесен, Д. Халперн, П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон).Ф. Ш. Терегуловотмечает, конструктивное взаимодействие как результат и процесс, который основан на высокоразвитой способности «конструирования (моделирования)[5].В психологическом и психологопедагогическом, аспектеконструктивное взаимодействие оптимальная деятельность психологически совместимых субъектов или необходимый для общения дисбаланс (асимметрия) субъектов; психотерапевтическая ситуация доверительного общения; развивающий, здоровьесберегающий тип взаимодействия индивида с другими людьми, характеризующийся: открытостью, миролюбием, коммуникативной активностью, доминантной направленностью сознания на формирование интерсоциальных качеств.Способность человека к конструктивному взаимодействию, как и к другим разновидностям социального взаимодействия, формируется в течение всей его жизни [6].Е. В. Алексеева, анализируя многообразие поведения человека в трудной жизненной ситуации, выделяет конструктивные и неконструктивные стратегии. Согласно С.И. Ериной конструктивное взаимодействие проявляется в личностной сфере: интеллектуальной, эмоциональной, волевой.Изучив проявление конструктивного взаимодействия в личностных сферах, автор работы систематизирует их в табл.3.Таблица 3
Анализ проявления конструктивного взаимодействия вличностных сферах
Личностные сферыСодержание Интеллектуальная сферапозволяет человеку продумать цель, задачи взаимодействия, его конечный результат, выбрать необходимые способы вступления в контакт.Эмоциональная сферапозволяет эмоционально окрасить взаимодействие в зависимости от ситуации: сделать его радостным, спокойным, вызывающим эмоции сочувствия, сопереживания.Волевая сферапозволяет человеку управлять своим поведением, совершать над собой волевые усилия, выдержать неприятный для себя разговор, проявить сдержанность. Наличие коммуникативных способностей позволяет быть приятным и востребованным в общении, позволяет ему легко и свободно вступать в контакт.
Таким образом, анализ проявления конструктивного взаимодействия в личностныхсферах показал, что интеллектуальная сфера включает: цель, задачи, результат, способы;эмоциональная сфера: спокойствие, сочувствие, сопереживание; волевая сфера: управление своим поведением и волевые усилия. Конструктивное взаимодействие, характеризуетсяс одной стороны, продуктивностью и результативностью совместной деятельности, а с другой эмоциональной удовлетворенностью процессом и результатом субъектов взаимодействия. Конструктивное взаимодействие формируется в разнообразных по составу участников, содержанию, организации и эмоциональной насыщенности ситуациях взаимодействия.Значит, конструктивное взаимодействие это целенаправленная, построенная на гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей партнера совместная деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социальнозначимому результату.Необходимо отметить, выделяют признаки конструктивноговзаимодействия: целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированностьконструктивного взаимодействия (рис. 1).
Рис. 1.Признаки конструктивноговзаимодействия(*авторская разработка)
Целенаправленность и мотивированностьсоставление планов выступлений, конспектов, программируя и осуществляя структурирование, обобщение, «расщепление», анализ, синтез, то есть операции логикосмысловой обработки информации и, используя их в деятельности «перекодирование», «свертывание», «упаковку» информации через разработку образовсхем и моделей, реализуют движение от абстрактного к конкретному, от терминов к понятиям и далее к «инвариантам» знания.
Признаки конструктивноговзаимодействияСогласованность и организованностьчеткое распределение функций осуществляется с установкой на взаимную поддержку и взаимообусловленность, на духовный и профессиональный рост каждого и сопровождается возрастанием ответственностей в любой из позицийролей.Целостность и структурированность
личность «самоопределяется», определяет ролипозиции каждого участника и постепенно втягивает в деятельность всех без исключения членов группы; используется рефлексия по содержанию предмета, процессу коммуникации, эмоциональному состоянию.
Как видно из рис. 6, выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность иорганизованность, целостность и структурированность, каждый из которых имеет свою характеристику.Конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития:1) этап осознание цели такого взаимодействия;2) этап теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана (собственное взаимодействие);3)этап анализа и проверки результативности организации этоговзаимодействия.Кроме того, конструктивное взаимодействие успешно осуществляться при наличии готовностик ее выполнению.По В. В. Серикову, «готовность к труду» базируется на определении структуры и функций деятельности, овладеть которой намерен субъект. Психологическая готовность есть установка личности на то, чтобы действовать определенным образом, она помогает человеку правильно использовать свои знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий [11].Состояние психологопедагогической готовностиимеет сложную динамическую структуру и включает компоненты: мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности педагога); операционный (владение знаниями, способами и приемами проектирования и осуществления деятельности); волевой (самомобилизация, умение управлять действиями); оценочный (самооценка и оценка процесса решения профессиональных задач в соответствии с оптимальным образом) результата.В психологопедагогических исследованиях отмечают большое влияние структурных компонентов конструктивного взаимодействия, выделяя когнитивноличностный, эмоциональноповеденческий, организационнодеятельностный компоненты (М. Т. Громова, А. К. Маркова); конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты (A. A. Деркач,И. А. Зимняя, В. А. Сластенин) [7].На основе изученного теоретического материала мы выделили следующие структурные компоненты конструктивного взаимодействия: когнитивнокоммуникативный, ценностномотивационный, рефлексивный,деятельностный.Для исследования структурно –содержательной характеристики конструктивного взаимодействия автором выделяются следующие показатели компонентов, представленные в табл.4.Таблица4Структура конструктивного взаимодействия
КомпонентыПоказателиКогнитивнокоммуникативный
Знание форм, видов, средств и способов коммуникации; умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать,анализировать, организовывать и поддерживать диалог, коммуникативноорганизационные способности, познавательная активность, самостоятельность, инициативностьЗнание основ конструктивного взаимодействияЦенностномотивационныйЦенностные установки личностиСтратегия психическойзащиты в общении (основано наопыте взаимодействия)Рефлексивный Способность к самоанализу, потребность в саморазвитии, самоактуализации, проявление эмпатии, взаимопонимание, взаимоподдержка, учет мнения другогоДеятельностныйСовместная деятельность,Согласованность и координация действий,Организационные умения: ориентировочные и визуальнопрезентативные, информационноаналитические и прогностические, креативные и полемические,организаторские.Таким образом, структурными компонентами конструктивного взаимодействия являются: когнитивнокоммуникативный проявляется в сложившихся представлениях о человеке, сущности, характере, структуре конструктивного взаимодействия.Ценностномотивационный компонентвключает мотивацию, личностные свойства, сознание, обусловлен направленностью личности (гуманистической мотивы общения; «самоактуализирующей» мотивы самореализации и достижений; профессионально педагогической потребность воспитывать, развивать других людей).Рефлексивный способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия, самооценка, потребность в саморазвитии, самоактуализации.Деятельностный умениястроить, организовывать, поддерживать и развивать конструктивное общение и совместную деятельность с кем –либо.Следовательно, данные компоненты взаимосвязаны, и их сформированность определяет успешностьконструктивного взаимодействия [8].Таким образом, можно констатировать, что в психолого педагогической литературе, несмотря на наличие предпосылок к дифференциации исследуемого феномена конструктивного взаимодействия, на сегодняшний день не существует точных определений, выражающихся в количественных и качественных характеристиках показателей компонентов конструктивного взаимодействия.Анализ структурно –содержательно характеристики конструктивного взаимодействия позволил сделать следующие выводы:конструктивное взаимодействие проявляется в личностных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической;
конструктивное взаимодействие совместная деятельность направлена на понимание индивидуальных особенностей партнера заинтересованных друг в друге личностей; стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социальнозначимому результату;
выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированность;
конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития: этап осознание цели; этап теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана; этап анализа и проверки результативности организации этого взаимодействия;
наименее разработанным в психологической науке является вопрос о структуре конструктивного взаимодействия и его содержательной наполненности компонентов;считаем правомерным выделение в структуре конструктивного взаимодействия четырех компонентов и их показателей: когнитивнокоммуникативный компонент коммуникативные умения и навыки (коммуникативноорганизационные способности, познавательная активность, самостоятельность, инициативность); ценностномотивационный компонентпредставление о ценностях и мотивах (ценностные установки личности); аффективно –волевой (стратегия психическойзащиты в общении); рефлексивный компонент способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия, самооценка, потребность в саморазвитии, самоактуализации, проявление эмпатии, взаимопонимание, взаимоподдержка, учет мнения другого); деятельностный компонент–поведенческий (совместная деятельность, согласованность и координация действий, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла, контроль и оценка своих собственных действий).
Ссылки на источники1.Атватер И. Я вас слушаю (Пер. с англ.) М.: Прогресс, 19842.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей (Пер. с англ.) М.: НПО "Прагма", 1993.3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер.с анг./ Изд.: Промед. С.992.4.БодалевА.А., Криволан Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимся на их эмоциональный опыт. // Проблемы общения и воспитания.Тарту, 1974.,ч.15.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Черо, 1999г.Лекции педагогапсихолога «Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина» «Эффективное взаимодействие педагога с родителями» Толченицыной И.В.6.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия сдетьми и подростками М.:Генезис, 20007.Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины М.: Генезис, 20008.ПетровскийВ.А. и др. Личносторазвивающее взаимодействие. РостовнаДону, 1993.9.ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологииМ.,1998.10.Рахматшаева В.А. Грамматика общения. М.: Семья и школа, 1995.11.СериковВ.В. Личностно —ориентированное образование / В.В.Сериков// Педагогика. 1994. № 5. с. 1 16.12.ХарашА.У. «Другой» и его функции в развитии «Я». //Общение и развитие психики. Сб. науч. тр./Под ред. А.А.Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 198613.ЯценкоН.Е. Толковыйсловарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.528с.
Olga Chebykina,
Educational psychologist of MKOU "Lyceum No. 1" Kurgan region city of ShadrinskGraduate student of chair of psychology of development and pedagogical psychology of faculty of correctional pedagogics and psychology of Shadrinsk state teacher training institute.OOLGA85@YA.RUAbstract.The article examines the theoretical part of the problem of constructive cooperation. The constructive cooperation manifested in personal areas: intellectual, emotional, volitional, mental. Three characteristic of constructive interaction: the focus and motivation, consistency and discipline, integrity and structured manner. Constructive interaction goes through three stages of development: a sense of purpose; theoretical solution of the tasks of entry into cooperation and development plan; analysis and review of the effectiveness of the organization of this interaction. Allocated in the structure of constructive interaction of four components and their indicators: cognitive and communicative component communicative skills; valuemotivational component understanding of values and motives; affective volitional; reflexive component ability to introspect, to achieve a positive constructive interaction; an active component is behavioral.Key words:design, interaction, interaction types, interaction indicators, constructive interaction, manifestations of constructive interaction, structure of constructive interaction.
Немногоо конструктивном взаимодействии
Аннотация.В статье рассматривается теоретическая часть проблемы конструктивного взаимодействия. Конструктивное взаимодействие проявляется в личностных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической. Выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированность. Конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития: осознание цели; теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана; анализа и проверки результативности организации этого взаимодействия. Выделили в структуре конструктивного взаимодействия четыре компонента и их показатели: когнитивнокоммуникативный компонент коммуникативные умения, навыки; ценностномотивационный компонент–представление о ценностях и мотивах; аффективно –волевой; рефлексивный компонент –способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия; деятельностный компонент–поведенческий.Ключевые слова:конструкция, взаимодействие,типы взаимодействия,показатели взаимодействия,конструктивное взаимодействие,проявления конструктивного взаимодействия, структура конструктивного взаимодействия.
Прежде чемприступить к анализу психолого педагогических исследований по проблеме конструктивное взаимодействие, необходимо обратиться к анализу этимологии слова «конструктивный». Оно происходит от латинского constructivus, что означает созидательный, и применяется в европейских языках в его французскойтрактовке constructif. По мнению Н. Е. Яценко[13],конструктивность деловой, реалистический подход к поискам путей и способов решения проблемы. Проблема взаимодействия стала активно разрабатываться в последние десятилетия учеными в области психологии (А. А. Бодалев,В. А.Петровский, А. У.Хараш[12]).Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.Э. Бернвыделил: официальные социальные события; случайные эпизодические встречи; формальные контакты на работе и в быту; асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).Т. Парсонс считает, что в основе социальной деятельности, лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. В психологопедагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения данного явления существенное значение имеет определение, основанное на организации совместной деятельности. В отечественной психологии фундаментально разрабатываются идеи о влиянии других людей на индивидуальную деятельность человека. В работах А. В.Петровскогоговорится о том, что только в условиях взаимодействия с другими людьми раскрываются индивидуальные возможности человека. «Взаимодействие» напрямую связано с «действием» и «деятельностью»; соответственно методологическую основу исследования составляет теория деятельности (М. Я. Басов, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) [10].По С. Л. Рубинштейнув основе взаимодействия лежит деятельность, раскрывая суть деятельностного подхода, он выделяет существенные особенности деятельности:
её субъектность, т.е. то, что она всегда осуществляется субъектом, точнее субъектами;
её самостоятельность
её содержательность, реальность, предметность;
её неразрывную связь с творчеством.Взаимодействие проявляется в организации совместной деятельности, где важно обменяться информацией и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. В психологии определение взаимодействие дается через «воздействие»: процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленностъ и связь» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский[9]).По мнению А. А. Бодалева[4]познание и взаимное воздействие людейдруг на друга обязательный элемент любой совместной деятельности.Проанализируем точки зрения различных авторов понятия «взаимодействие».Зацепин В. В.отмечает, взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.Иванкина И. Ю. определяет взаимодействие как координацию действий и операций его участников, согласованность их функциональноролевых позиций, влияющих на успешность конечного результата.С точки зрения Н. Е. Яценко взаимодействие всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.Л. В. Байбородова уточняет, что взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, приводящее каждое звено в качественно новое состояние. Согласно М. И. Рожкову и Л. В. Байбородовой«взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками, между педагогами и учащимися, между учителями.Согласно К.А. АбульхановойСлавской взаимодействие основной отличительный признак совместной деятельности; система действий, при которой, действия одного человека или группы лиц обуславливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых. По мнению Р. Л. Кричевского (Забелина) взаимодействие единица совместной деятельности, включающая в себя инструментальные и аффективнокоммуникативные компоненты и отмечает, что реализация совместной деятельности предусматривает совместные воздействия на общий предмет труда, воздействия участников друг на друга.Н. И. Шевандрин определяет взаимодействие в широком смысле, как «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контактдвух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок», и в узком смысле, как «систему взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных».Проанализировав различные трактовки понятия «взаимодействие», автор работы систематизирует их по смысловому содержанию в табл.1.Таблица1Понятие взаимодействие в трактовках различных авторов
Авторы
Содержание понятие «взаимодействие»процесс воздействия,порождающий взаимную обусловленность и связькоординация действий и операцийвсеобщая форма связи тел, явленийуниверсальная форма развитияотличительный признак совместной деятельностиединица совместной деятельности
личностный контакт «система взаимно обусловленных индивидуальных действийВ. В. Зацепин, 1996 +
И. Ю. Иванкина, 2005
+
Н. Е. Яценко
+
Л. В. Байбородова, 2000
+
К.А. АбульхановаСлавская, 1980
+
Р. Л. Кричевской, 2007
+
Н. И. Шевандрин, 1995
+Примечание. «+» означаетприсутствие содержания при определении дефиниции понятия «взаимодействие», предложенного автором.
Таким образом, сопоставление взглядов различных авторов на определение сущности взаимодействия позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие характеризуется:
процессом воздействия, формой связии развития (В. В. Зацепин,Н. Е. Яценко Л. В. Байбородова);
координацией (И. Ю. Иванкина);
единицей и признаком деятельности (К.А. АбульхановаСлавская,Р. Л. Кричевской);
личностным контактом (Н. И. Шевандрин).Необходимо добавить, взаимодействие составляет сложное единство с категорией «общение». Существует тенденция объяснять общение через взаимодействие. Одной из сторон общения (интерактивной) называет взаимодействие Г. М. Андреева. Интерактивная сторонаобщения это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.В исследованиях А. А. Бодалева, определяя категорию взаимодействия как процесс восприятия и понимания человека человеком и разграничивая понятия деятельности и межличностного взаимодействия.
М. И. Лисинарассматривают взаимодействие как характеристику общения.Сторонники третьегонаправления (Г. М.Андреева, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Обозов) считают, что общение непосредственно обеспечивает взаимодействие.Рассматривая отношения взаимодействия и общения, Б. Ф. Ломов утверждает, что общение выступает как специфическая форма взаимодействия сдругими людьми, как взаимодействие субъектов.С точки зрения Н. Н. Обозова общение специфическая форма взаимодействия, готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности.В концепции Г. М. Андреевойвыделяются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная.Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности.Перцептивная сторона через восприятие и оценку людьми социальных объектов (другихлюдей, самих себя, групп, других социальных общностей).Интерактивная сторона представляет собой взаимодействие людей друг с другом (и воздействие) в процессе межличностных отношений.Отличительной особенностью взаимодействия, по мнению Г. М. Андреевой, служит тот факт, что в ходе организации совместной деятельности для ее участников чрезвычайно важно обменяться не только информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность [2].Таким образом, существуют различные точки зрения на соотношение общения и взаимодействия: одни ученые рассматривают взаимодействие как составную часть общения (А. В. Петровский и М. Т. Ярошевский), другие раскрывают общение через процесс взаимодействия, считая взаимодействие более широким понятием, чем общение (А. А. Бодалев).На наш взгляд, это связано с тем, что оба понятия в зависимости от контекста рассмотрения могут раскрываться поразному. Общение не только удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми оно, как и взаимодействие, порождается потребностями в совместной деятельности.Мы разделяем позицию А. А. Леонтьева, согласно которой взаимодействие людей в обществе невозможно без общения, но общение может быть непосредственно включенным в деятельность, оно может ее регулировать, аможет являться только предпосылкой взаимодействия. Иными словами, взаимодействие как предметная деятельность входит в структуру общения.М. И. Рожков и Л. В. Байбородова выделяют типы взаимодействий: по наличию или отсутствию цели деятельности, по степениуправляемости; по типу взаимосвязи; по содержанию деятельности (учебное, трудовое, эстетическое) [1].К. А. АбульхановаСлавскаявыделяет социально психологические типы взаимодействия:
сотрудничество: оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;
противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;
уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного взаимодействия;
однонаправленное содействие, когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;
однонаправленноепротиводействие, т.е. один из партнеров, препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником;
контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);
компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия. Коротаева Е. В.выделила виды взаимодействия: деструктивное, рефлективное, реструктивное и конструктивное.Деструктивный (разрушающий) вид взаимодействия: искажает форму и содержание образования.Реструктивный (ограничивающий) вид взаимодействия: осуществляется посредством строгого контроля за развитием отдельных качеств.Реструктивный (поддерживающий) вид взаимодействия: обеспечивает решение тактических, ближайших задач, необходимых для сохранения целостности личности. Конструктивный (развивающий) вид взаимодействия: обеспечивает целостность, субстанциальную связь[3].Согласно Л. В. Байбородовойсоциальное взаимодействие рассмотрено на трех уровнях:oК макроуровню отнесены все взаимосвязи человека сокружающиммиром.oМезоуровень ограничен только тем взаимодействием человекили группы людей, которое приводит к общественно значимому результату.oМикроуровень социального взаимодействия охарактеризован как взаимосвязь между людьми в процессе совместной деятельности и общения.М. Вебер, П. Сорокин определяют структуру взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга, и, как следствие этого, их изменения.Я. Шепаньский предложил характеристику структуры взаимодействия с точки зрения ступеней его развития. Важно заметить, показателями эффективности развития взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.Показатели эффективности развития взаимодействия представлены втабл.2.
Таблица2Показатели эффективности развития взаимодействия
Показатели Значение ВзаимопознаниеОбъективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и понять.ВзаимопониманиеПонимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач.ВзаимоотношениеПроявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга.Взаимные действияОсуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности.ВзаимовлияниеСпособность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения.
Таким образом, о показателях эффективности развития взаимодействияможно судить по обогащению содержания совместной деятельности и общения партнеров, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.Необходимо отметить,что конструктивным (рациональным, продуктивным) взаимодействие становится в том случае, если оно целенаправленно, построено на основе сотрудничества участников и представляет собой совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей.При разработке содержательной характеристики понятия «конструктивное взаимодействие» мы опирались на описание «Состояния Взрослый», конструктивных жизненных сценариев в концепции трансактного анализа (Э. Берн), «конструктивного мышления» Л. М. Рудиной, эффективность установления отношений в практике социальной работы (А. Пинкус и А. Минахан), конструктивное разрешение педагогических конфликтов (В. Ю. Питюков), конструктивные и неконструктивные стратегии поведения человека в трудной жизненной ситуации (Е. В. Алексеева).В рамках концепции трансактного анализа характеристике «конструктивный» соответствует «Состояние «Взрослый». Э. Берн отмечает, «Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Подход гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), указывает Л. А. Петровская, отличается характеристикой человеческой природы как изначально позитивной, лишённой деструктивных тенденций. К. Роджерса «отличает вера в человека, которогоон рассматривает как по сути своей конструктивного, кооперативного и т.д.». Согласно теории учебной деятельности, В. В. Давыдов, отмечает, «технологизация образования» накапливает сегодня «технологические регуляторы», «инструменты интеллектуальной деятельности» для конструктивных взаимодействий, актуализирующихся в образовании.Проблема конструктивного мышления разрабатывается в психологииделового взаимодействия, при анализе проблем принятия решения (Д.Херадствейт, У. Навесен, Д. Халперн, П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон).Ф. Ш. Терегуловотмечает, конструктивное взаимодействие как результат и процесс, который основан на высокоразвитой способности «конструирования (моделирования)[5].В психологическом и психологопедагогическом, аспектеконструктивное взаимодействие оптимальная деятельность психологически совместимых субъектов или необходимый для общения дисбаланс (асимметрия) субъектов; психотерапевтическая ситуация доверительного общения; развивающий, здоровьесберегающий тип взаимодействия индивида с другими людьми, характеризующийся: открытостью, миролюбием, коммуникативной активностью, доминантной направленностью сознания на формирование интерсоциальных качеств.Способность человека к конструктивному взаимодействию, как и к другим разновидностям социального взаимодействия, формируется в течение всей его жизни [6].Е. В. Алексеева, анализируя многообразие поведения человека в трудной жизненной ситуации, выделяет конструктивные и неконструктивные стратегии. Согласно С.И. Ериной конструктивное взаимодействие проявляется в личностной сфере: интеллектуальной, эмоциональной, волевой.Изучив проявление конструктивного взаимодействия в личностных сферах, автор работы систематизирует их в табл.3.Таблица 3
Анализ проявления конструктивного взаимодействия вличностных сферах
Личностные сферыСодержание Интеллектуальная сферапозволяет человеку продумать цель, задачи взаимодействия, его конечный результат, выбрать необходимые способы вступления в контакт.Эмоциональная сферапозволяет эмоционально окрасить взаимодействие в зависимости от ситуации: сделать его радостным, спокойным, вызывающим эмоции сочувствия, сопереживания.Волевая сферапозволяет человеку управлять своим поведением, совершать над собой волевые усилия, выдержать неприятный для себя разговор, проявить сдержанность. Наличие коммуникативных способностей позволяет быть приятным и востребованным в общении, позволяет ему легко и свободно вступать в контакт.
Таким образом, анализ проявления конструктивного взаимодействия в личностныхсферах показал, что интеллектуальная сфера включает: цель, задачи, результат, способы;эмоциональная сфера: спокойствие, сочувствие, сопереживание; волевая сфера: управление своим поведением и волевые усилия. Конструктивное взаимодействие, характеризуетсяс одной стороны, продуктивностью и результативностью совместной деятельности, а с другой эмоциональной удовлетворенностью процессом и результатом субъектов взаимодействия. Конструктивное взаимодействие формируется в разнообразных по составу участников, содержанию, организации и эмоциональной насыщенности ситуациях взаимодействия.Значит, конструктивное взаимодействие это целенаправленная, построенная на гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей партнера совместная деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социальнозначимому результату.Необходимо отметить, выделяют признаки конструктивноговзаимодействия: целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированностьконструктивного взаимодействия (рис. 1).
Рис. 1.Признаки конструктивноговзаимодействия(*авторская разработка)
Целенаправленность и мотивированностьсоставление планов выступлений, конспектов, программируя и осуществляя структурирование, обобщение, «расщепление», анализ, синтез, то есть операции логикосмысловой обработки информации и, используя их в деятельности «перекодирование», «свертывание», «упаковку» информации через разработку образовсхем и моделей, реализуют движение от абстрактного к конкретному, от терминов к понятиям и далее к «инвариантам» знания.
Признаки конструктивноговзаимодействияСогласованность и организованностьчеткое распределение функций осуществляется с установкой на взаимную поддержку и взаимообусловленность, на духовный и профессиональный рост каждого и сопровождается возрастанием ответственностей в любой из позицийролей.Целостность и структурированность
личность «самоопределяется», определяет ролипозиции каждого участника и постепенно втягивает в деятельность всех без исключения членов группы; используется рефлексия по содержанию предмета, процессу коммуникации, эмоциональному состоянию.
Как видно из рис. 6, выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность иорганизованность, целостность и структурированность, каждый из которых имеет свою характеристику.Конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития:1) этап осознание цели такого взаимодействия;2) этап теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана (собственное взаимодействие);3)этап анализа и проверки результативности организации этоговзаимодействия.Кроме того, конструктивное взаимодействие успешно осуществляться при наличии готовностик ее выполнению.По В. В. Серикову, «готовность к труду» базируется на определении структуры и функций деятельности, овладеть которой намерен субъект. Психологическая готовность есть установка личности на то, чтобы действовать определенным образом, она помогает человеку правильно использовать свои знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий [11].Состояние психологопедагогической готовностиимеет сложную динамическую структуру и включает компоненты: мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности педагога); операционный (владение знаниями, способами и приемами проектирования и осуществления деятельности); волевой (самомобилизация, умение управлять действиями); оценочный (самооценка и оценка процесса решения профессиональных задач в соответствии с оптимальным образом) результата.В психологопедагогических исследованиях отмечают большое влияние структурных компонентов конструктивного взаимодействия, выделяя когнитивноличностный, эмоциональноповеденческий, организационнодеятельностный компоненты (М. Т. Громова, А. К. Маркова); конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты (A. A. Деркач,И. А. Зимняя, В. А. Сластенин) [7].На основе изученного теоретического материала мы выделили следующие структурные компоненты конструктивного взаимодействия: когнитивнокоммуникативный, ценностномотивационный, рефлексивный,деятельностный.Для исследования структурно –содержательной характеристики конструктивного взаимодействия автором выделяются следующие показатели компонентов, представленные в табл.4.Таблица4Структура конструктивного взаимодействия
КомпонентыПоказателиКогнитивнокоммуникативный
Знание форм, видов, средств и способов коммуникации; умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать,анализировать, организовывать и поддерживать диалог, коммуникативноорганизационные способности, познавательная активность, самостоятельность, инициативностьЗнание основ конструктивного взаимодействияЦенностномотивационныйЦенностные установки личностиСтратегия психическойзащиты в общении (основано наопыте взаимодействия)Рефлексивный Способность к самоанализу, потребность в саморазвитии, самоактуализации, проявление эмпатии, взаимопонимание, взаимоподдержка, учет мнения другогоДеятельностныйСовместная деятельность,Согласованность и координация действий,Организационные умения: ориентировочные и визуальнопрезентативные, информационноаналитические и прогностические, креативные и полемические,организаторские.Таким образом, структурными компонентами конструктивного взаимодействия являются: когнитивнокоммуникативный проявляется в сложившихся представлениях о человеке, сущности, характере, структуре конструктивного взаимодействия.Ценностномотивационный компонентвключает мотивацию, личностные свойства, сознание, обусловлен направленностью личности (гуманистической мотивы общения; «самоактуализирующей» мотивы самореализации и достижений; профессионально педагогической потребность воспитывать, развивать других людей).Рефлексивный способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия, самооценка, потребность в саморазвитии, самоактуализации.Деятельностный умениястроить, организовывать, поддерживать и развивать конструктивное общение и совместную деятельность с кем –либо.Следовательно, данные компоненты взаимосвязаны, и их сформированность определяет успешностьконструктивного взаимодействия [8].Таким образом, можно констатировать, что в психолого педагогической литературе, несмотря на наличие предпосылок к дифференциации исследуемого феномена конструктивного взаимодействия, на сегодняшний день не существует точных определений, выражающихся в количественных и качественных характеристиках показателей компонентов конструктивного взаимодействия.Анализ структурно –содержательно характеристики конструктивного взаимодействия позволил сделать следующие выводы:конструктивное взаимодействие проявляется в личностных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической;
конструктивное взаимодействие совместная деятельность направлена на понимание индивидуальных особенностей партнера заинтересованных друг в друге личностей; стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социальнозначимому результату;
выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированность;
конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития: этап осознание цели; этап теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана; этап анализа и проверки результативности организации этого взаимодействия;
наименее разработанным в психологической науке является вопрос о структуре конструктивного взаимодействия и его содержательной наполненности компонентов;считаем правомерным выделение в структуре конструктивного взаимодействия четырех компонентов и их показателей: когнитивнокоммуникативный компонент коммуникативные умения и навыки (коммуникативноорганизационные способности, познавательная активность, самостоятельность, инициативность); ценностномотивационный компонентпредставление о ценностях и мотивах (ценностные установки личности); аффективно –волевой (стратегия психическойзащиты в общении); рефлексивный компонент способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия, самооценка, потребность в саморазвитии, самоактуализации, проявление эмпатии, взаимопонимание, взаимоподдержка, учет мнения другого); деятельностный компонент–поведенческий (совместная деятельность, согласованность и координация действий, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла, контроль и оценка своих собственных действий).
Ссылки на источники1.Атватер И. Я вас слушаю (Пер. с англ.) М.: Прогресс, 19842.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей (Пер. с англ.) М.: НПО "Прагма", 1993.3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер.с анг./ Изд.: Промед. С.992.4.БодалевА.А., Криволан Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимся на их эмоциональный опыт. // Проблемы общения и воспитания.Тарту, 1974.,ч.15.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Черо, 1999г.Лекции педагогапсихолога «Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина» «Эффективное взаимодействие педагога с родителями» Толченицыной И.В.6.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия сдетьми и подростками М.:Генезис, 20007.Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины М.: Генезис, 20008.ПетровскийВ.А. и др. Личносторазвивающее взаимодействие. РостовнаДону, 1993.9.ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологииМ.,1998.10.Рахматшаева В.А. Грамматика общения. М.: Семья и школа, 1995.11.СериковВ.В. Личностно —ориентированное образование / В.В.Сериков// Педагогика. 1994. № 5. с. 1 16.12.ХарашА.У. «Другой» и его функции в развитии «Я». //Общение и развитие психики. Сб. науч. тр./Под ред. А.А.Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 198613.ЯценкоН.Е. Толковыйсловарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.528с.
Olga Chebykina,
Educational psychologist of MKOU "Lyceum No. 1" Kurgan region city of ShadrinskGraduate student of chair of psychology of development and pedagogical psychology of faculty of correctional pedagogics and psychology of Shadrinsk state teacher training institute.OOLGA85@YA.RUAbstract.The article examines the theoretical part of the problem of constructive cooperation. The constructive cooperation manifested in personal areas: intellectual, emotional, volitional, mental. Three characteristic of constructive interaction: the focus and motivation, consistency and discipline, integrity and structured manner. Constructive interaction goes through three stages of development: a sense of purpose; theoretical solution of the tasks of entry into cooperation and development plan; analysis and review of the effectiveness of the organization of this interaction. Allocated in the structure of constructive interaction of four components and their indicators: cognitive and communicative component communicative skills; valuemotivational component understanding of values and motives; affective volitional; reflexive component ability to introspect, to achieve a positive constructive interaction; an active component is behavioral.Key words:design, interaction, interaction types, interaction indicators, constructive interaction, manifestations of constructive interaction, structure of constructive interaction.