Использование системы творческих заданий для развития креативности в младшем школьном возрасте
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жаркова
В.
В. Использование системы творческих заданий для развития креативности в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
311–315. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54322.htm.
Аннотация. В статье рассматривается понятие «креативность», структура, классификация, требования и условия, предъявляемые к творческим заданиям.
Ключевые слова:
креативность, компоненты, творческие задания, показатели креативности, классификация
Текст статьи
Жаркова Виктория Владимировна,учитель начальных классов,МБОУ «СОШ №6»,г. Ангарскvki.viktorya2010@yandex.ru
К вопросу использованиясистемы творческих заданий для развитиякреативности в младшем школьном возрасте
Аннотация.В статье рассматриваетсяпонятие «креативность», структура, классификация, требования и условия, предъявляемые к творческим заданиям.Ключевые слова: креативность, творческие задания, показателикреативности,компоненты, классификация.
Одной из актуальных общенаучных проблем,носящих междисциплинарный характер,является проблема креативности. Она рассматривается на философском, педагогическом, психологическом и других уровнях. В работах отечественныхи зарубежных исследователей, таких как Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Л.Б. ЕрмолаеваТомина, Я.А. Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, К. Роджерс идругих представлен глубокий анализ проблемы креативности[2,4,5,8,9,10].На современном этапе развития общества человеку необходимо развиваться, чтобы быть востребованным и успешно самореализоваться. Креативность позволяет человеку легче и быстрее адаптироваться к меняющимся условиям и требованиям, осваивать чтото новое, самосовершенствоваться.Кроме того, благодаря креативности создаются предпосылки для развития личности в целом. Но все это имеет значение не только для взрослого человека, но и для ребенка тоже. Значительный потенциал для умственного и творческого развитиясодержит младший школьный возраст. Поэтому сейчас происходит активный поиск средств развития мыслительных способностей детей младшего школьного возраста, связанных с творческой деятельностью.Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов,определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа –это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребёнке. Творчество –естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности.В работе В.С. Юркевича "Одаренный ребенок: иллюзии и реальность" отмечено, что творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности. Многие исследователи (В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, П. Торранс и др.) считают, что с возрастом у детей происходит снижение креативности, которое происходит вследствие поступления ребенка в школу.По мнению А.М. Матюшкина «в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 67 до 1213 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления». Однако считается, что это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют "латентным", у некоторых школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на младший период, точнее дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.Следует отметить, что единства среди исследователей относительно возрастного диапазона для этих двух пиков не существует, тем более что спад вербальной креативности и образной может происходить в разное время. Чаще всего период спада приходится на этап младшего школьного возраста.Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностноориентированное обучение). Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.На данный момент в психологии развития существуют и дополняют друг друга три подхода к проблеме развития креативности:1. Генетический, отводящий главную роль в детерминации психических свойств наследственности.2. Средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия.3. Генотипсредового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.При диагностике творческих способностей необходимо исследовать креативность учащихся в различных видах деятельности: нагляднообразной и словесной (вербальной).В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником были сформулированы основные социальнопедагогические условия развития креативности:1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:–
гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;–
творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;–
общности интеллектуальных интересов членов семьи;–
ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости
2. Социальнопедагогические условия развития креативности в школе:–
применяемые программы, приемы и методы, направленные на развитие креативности;–
доверительные отношения в классе;–
разрешение и поощрение множества вопросов;–
стимулирование ответственности и независимости;–
акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;–
социальное подкрепление творческого поведения.Согласносовременным исследованиям, особенностью развития креативности детей младшего школьного возраста является то, что наблюдаемая динамика как креативности в целом, так и ее отдельных составляющих определяются не только возрастом, но и уровнем интеллектуального и личностного развития.Отличительной чертой развития креативности детей младшего школьного возраста является специфическое изменение в соотношении уровня проявления структурных составляющих креативности: снижение оригинальности образной и вербальной креативности при повышении тщательности и беглости. На направленность изменений в структуре креативности отдельных ее составляющих влияют условия организации учебного процесса: снижение оригинальности обусловлено жесткой регламентацией деятельности учащегося, ориентацией на образцы и заданным алгоритмам действий; повышение тщательности обусловлено требованиями к детализации и отработкой навыков в учебном процессе. Многие исследователи проблемы творчества учащихся отмечают, что в значительной мере способствует развитию индивидуальности младших школьников –самостоятельное решение системы постепенно усложняющихся задач, суть которых состоит в том, что данных и требований, предъявленныхученику в задаче, ондолжен найти решение проблемы, используя приемы творческой деятельности.Исследователи И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и другие определяютсистему заданий как компонент структуры процесса обучения.Структурными элементами этой системы выступают познавательные или учебные задачи, позволяющие творчески применять знания, формировать опыт творческого мышления, осуществлять изучение нового и закрепление учебного материала [7].
По мнению И.Э. Унта творческие задания представляют собой задания, которые требуют от учащегося творческой деятельности, когда ученик находит способ решения самостоятельно, применяет его и создает нечто новое[12].Г.В. Тереховарассматривает творческие задания как систему, в которой множество творческих заданий упорядочено и взаимосвязано, построено на основе иерархии методов творчества и направленных на развитие творческих способностеймладших школьников в учебном процессе.По своей структуре система творческих заданий, представляемая данным автором, включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты [13]. Содержательный компонент системы творческих заданий включаетв себя тематические группы задач, которые направлены на познание, создание, преобразование учащимисяразличных объектов, явлений, ситуаций. Построение таких тематических групп опирается на постановку своей цели, использование определенных методов, выполнение ряда функций –что в конечном итоге направлено на развитие креативности учащихся.
Регулятивный компонент отвечает за рефлексивные действия учащихся в процессе работы, когда система творческих заданий может изменяться в соответствии с дополнительной информацией о выполнении принятых в процессе выполнения решений, что вызывает необходимость контроля и регуляции своих действий.Содержание деятельностногокомпонента представлено формами организации творческих заданий (групповыми, индивидуальными, коллективными), факультативными занятиями. Другие исследователи, в частности Е.К. Лютова кзаданиям творческого характера относит проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Творческие задания требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По мнению автора, втрадиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких заданий предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов [6].Интереснуюклассификацию творческих заданий предлагает А.В. Хуторской. Творческие задания делятся на когнитивные, креативные и оргдеятельностные (или методологические).Когнитивныезадания направлены на формирование и развитие познавательных умений учащихся. Это умение задавать вопросы, умение чувствовать окружающий мир, проводить опыты и эксперимент, отыскивать причины возникновения явлений. Креативныезадания обеспечивают формирование у учеников креативных свойств личности: умение делать прогноз, чуткость к противоречиям, гибкость, фантазию, умение придумать новое.Оргдеятельностныезадания формируют способность осознавать и формулировать цели своей учебной деятельности,организовывать свой образовательный рост, умение осознавать результаты своего обучения, давать оценку и рецензию образовательного продукта своих одноклассников [13].На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, С.И. Гин, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
соответствие условия выбранным методам творчества;
возможность разных способов решения;
учет актуального уровня развития;
учет возрастных особенностей учащихся [1,3,7].
Творческие задания позволяютсформировать у младших школьников следующие важные умения:
осуществлять классификацию объектом по различным основаниям;
устанавливать причинноследственные связи;
делать предположения и выстраивать простые гипотезы;
выделять признаки объекта;
выделять противоречия и формулировать их;
представлять пространственные объекты;
ориентироваться в воображаемом пространстве;
представлять объект на основании выделенныхпризнаков и др.В развитии креативности учащихся важное значение имеет система оценки их творческой деятельности. Для педагогической оценки может быть использована шкала «Фантазия», разработанная Г.С. Альтшуллером для определения уровня творческого воображения изобретателей, адаптированная к младшему школьному возрасту М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук, включающая пять показателей:
новизну (оценивается по 4уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явлении), качественное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления);
убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);
гуманность (определяетсяпо позитивному преобразованию, направленному на созидание);
художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится –не нравится).Требования к оцениванию выполнения творческих заданий детей выстраивается на основе следующих положений:1. Выполнение закона гуманности: видеть не только себя, но и другого человека личностью. Необходимо организовать беседу о нормах общения, входе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я, научиться понимать друг друга «с полуслова».2. Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я ≠ Я). Спомощью выполнения серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов необходимо показать возможность развития органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.3. Создание ситуации успеха: творческие решения не могут быть «правильными» или «неправильными». При оценивании результатов творческой деятельности, прежде всего, обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.Условиями использования системы творческих заданийдля развития креативности младших школьников могут выступать следующие:
построение заданий необходимо осуществлять на интегративной основе, когда задание позволяет развиватьмногие психическиепроцессы одновременно: мышление, внимание, воображение, память.
подбор заданий целесообразно производить с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частичнопоисковым, ориентированных на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющие рассматривать изучаемые явления с разных сторон.
система заданий должна вести к формированию беглости мышления, системности и последовательности, гибкости ума, умению выдвигать разрабатывать гипотезы, т.е. к развитию качеств творческого мышления.
По форме организации работы наиболее эффективно сочетать две формы: индивидуальную, при которой учащиеся выполняютодинаковые задания и групповую.Это было обусловлено тем, что для развития креативности необходимо вначале дать детям опыт раскрытия своего творческого потенциала, получения уверенности в своих возможностях, поэтому на начальном этапе индивидуальная работа более целесообразна. Затем, приобретя опыт и начальные умения, дети могут более эффективно участвовать в групповой работе.Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать следующие выводы. Креативность это относительно устойчивая характеристика личности, сущность которой составляют умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмысленному созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. Показателями креативности являются: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления. Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и говой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть соориентирована на развитие творческих способностей личности.Использование системы творческих заданий для развития креативности младшего школьника имеет важное значение, так как способствует не только развитию творческих способностей ребенка, но развитию его личности. Опираясь на требования к использованию творческих заданий, психологопедагогические условия организации данной работы учитель может достичь значительных результатов в развитии общего интеллектуальнотворческого потенциала каждого ученика.
Ссылки на источники1.Альтшуллер, Г.С., Верткин,И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности [Текст] /Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин Минск, Беларусь, 1994. 479с.2.Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. РостовнаДону., издво Ростовского унта, 1983. –174 с.3.Гин,С.И. Мир Фантазии: Метод. Пособие для учителей начальных классов. [Текст] /С.И. Гин / Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ –ШАНС. –Гомель, 1995. –128с.4.Дружинин, В.Н.Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. СПб., «Питер», 1999. –297 с.5.ЕрмолаеваТомина,Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности [Текст] / Л.Б. ЕрмолаеваТомина // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. –М.: Наука, 1990. –С. 117–130. 6.Лютова,Е.К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта [Текст]: автореферат дис.… канд. психол. наук / Е.К. Лютова. –СПб.: 2000. –18 с. 7.Матюшкин,А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. 270 с. 8.Пономарёв,Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1976. 302 с.9.Роджерс, К. Творчество как усиление себя [Текст] /К. Роджерс // Вопросы психологии. –1990.№ 1. –С. 194 –198.10.Рубинштейн, С.Л.Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб., 2002. –728 с.11.Терехова,Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе [Текст]: автореферат дисм… кандидата пед. наук / Г.В. Терехова. Челябинск, 2002. 17 с. 12.Унт,И.Э.Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. –М.: Педагогика, 1990. –226с.13.Хуторской, А.В. Как обучатьтворчеству? [Текст] / А.В. Хуторской // Дополнительное образование. 2001. №1. С. 410. 14.Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 2015 годы”15.ИА"ГАРАНТ": http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/#ixzz2sVB8amUt
Viktoria Zharkova,
Primary school teacher MBOU "school № 6",Angarskvki.viktorya2010 @ yandex.ruTo the question of creative system tasks for development of creativity in primary school ageAbstract.The article discusses the concept of "creativity", the structure, classification, requirements and conditions imposed on thecreative tasks.Keywords:creativity, creative tasks, indicators of creativity, components, classification.
К вопросу использованиясистемы творческих заданий для развитиякреативности в младшем школьном возрасте
Аннотация.В статье рассматриваетсяпонятие «креативность», структура, классификация, требования и условия, предъявляемые к творческим заданиям.Ключевые слова: креативность, творческие задания, показателикреативности,компоненты, классификация.
Одной из актуальных общенаучных проблем,носящих междисциплинарный характер,является проблема креативности. Она рассматривается на философском, педагогическом, психологическом и других уровнях. В работах отечественныхи зарубежных исследователей, таких как Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Л.Б. ЕрмолаеваТомина, Я.А. Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, К. Роджерс идругих представлен глубокий анализ проблемы креативности[2,4,5,8,9,10].На современном этапе развития общества человеку необходимо развиваться, чтобы быть востребованным и успешно самореализоваться. Креативность позволяет человеку легче и быстрее адаптироваться к меняющимся условиям и требованиям, осваивать чтото новое, самосовершенствоваться.Кроме того, благодаря креативности создаются предпосылки для развития личности в целом. Но все это имеет значение не только для взрослого человека, но и для ребенка тоже. Значительный потенциал для умственного и творческого развитиясодержит младший школьный возраст. Поэтому сейчас происходит активный поиск средств развития мыслительных способностей детей младшего школьного возраста, связанных с творческой деятельностью.Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов,определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа –это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребёнке. Творчество –естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности.В работе В.С. Юркевича "Одаренный ребенок: иллюзии и реальность" отмечено, что творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности. Многие исследователи (В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, П. Торранс и др.) считают, что с возрастом у детей происходит снижение креативности, которое происходит вследствие поступления ребенка в школу.По мнению А.М. Матюшкина «в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 67 до 1213 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления». Однако считается, что это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют "латентным", у некоторых школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на младший период, точнее дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.Следует отметить, что единства среди исследователей относительно возрастного диапазона для этих двух пиков не существует, тем более что спад вербальной креативности и образной может происходить в разное время. Чаще всего период спада приходится на этап младшего школьного возраста.Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностноориентированное обучение). Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.На данный момент в психологии развития существуют и дополняют друг друга три подхода к проблеме развития креативности:1. Генетический, отводящий главную роль в детерминации психических свойств наследственности.2. Средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия.3. Генотипсредового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.При диагностике творческих способностей необходимо исследовать креативность учащихся в различных видах деятельности: нагляднообразной и словесной (вербальной).В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником были сформулированы основные социальнопедагогические условия развития креативности:1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:–
гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;–
творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;–
общности интеллектуальных интересов членов семьи;–
ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости
2. Социальнопедагогические условия развития креативности в школе:–
применяемые программы, приемы и методы, направленные на развитие креативности;–
доверительные отношения в классе;–
разрешение и поощрение множества вопросов;–
стимулирование ответственности и независимости;–
акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;–
социальное подкрепление творческого поведения.Согласносовременным исследованиям, особенностью развития креативности детей младшего школьного возраста является то, что наблюдаемая динамика как креативности в целом, так и ее отдельных составляющих определяются не только возрастом, но и уровнем интеллектуального и личностного развития.Отличительной чертой развития креативности детей младшего школьного возраста является специфическое изменение в соотношении уровня проявления структурных составляющих креативности: снижение оригинальности образной и вербальной креативности при повышении тщательности и беглости. На направленность изменений в структуре креативности отдельных ее составляющих влияют условия организации учебного процесса: снижение оригинальности обусловлено жесткой регламентацией деятельности учащегося, ориентацией на образцы и заданным алгоритмам действий; повышение тщательности обусловлено требованиями к детализации и отработкой навыков в учебном процессе. Многие исследователи проблемы творчества учащихся отмечают, что в значительной мере способствует развитию индивидуальности младших школьников –самостоятельное решение системы постепенно усложняющихся задач, суть которых состоит в том, что данных и требований, предъявленныхученику в задаче, ондолжен найти решение проблемы, используя приемы творческой деятельности.Исследователи И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и другие определяютсистему заданий как компонент структуры процесса обучения.Структурными элементами этой системы выступают познавательные или учебные задачи, позволяющие творчески применять знания, формировать опыт творческого мышления, осуществлять изучение нового и закрепление учебного материала [7].
По мнению И.Э. Унта творческие задания представляют собой задания, которые требуют от учащегося творческой деятельности, когда ученик находит способ решения самостоятельно, применяет его и создает нечто новое[12].Г.В. Тереховарассматривает творческие задания как систему, в которой множество творческих заданий упорядочено и взаимосвязано, построено на основе иерархии методов творчества и направленных на развитие творческих способностеймладших школьников в учебном процессе.По своей структуре система творческих заданий, представляемая данным автором, включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты [13]. Содержательный компонент системы творческих заданий включаетв себя тематические группы задач, которые направлены на познание, создание, преобразование учащимисяразличных объектов, явлений, ситуаций. Построение таких тематических групп опирается на постановку своей цели, использование определенных методов, выполнение ряда функций –что в конечном итоге направлено на развитие креативности учащихся.
Регулятивный компонент отвечает за рефлексивные действия учащихся в процессе работы, когда система творческих заданий может изменяться в соответствии с дополнительной информацией о выполнении принятых в процессе выполнения решений, что вызывает необходимость контроля и регуляции своих действий.Содержание деятельностногокомпонента представлено формами организации творческих заданий (групповыми, индивидуальными, коллективными), факультативными занятиями. Другие исследователи, в частности Е.К. Лютова кзаданиям творческого характера относит проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Творческие задания требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По мнению автора, втрадиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких заданий предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов [6].Интереснуюклассификацию творческих заданий предлагает А.В. Хуторской. Творческие задания делятся на когнитивные, креативные и оргдеятельностные (или методологические).Когнитивныезадания направлены на формирование и развитие познавательных умений учащихся. Это умение задавать вопросы, умение чувствовать окружающий мир, проводить опыты и эксперимент, отыскивать причины возникновения явлений. Креативныезадания обеспечивают формирование у учеников креативных свойств личности: умение делать прогноз, чуткость к противоречиям, гибкость, фантазию, умение придумать новое.Оргдеятельностныезадания формируют способность осознавать и формулировать цели своей учебной деятельности,организовывать свой образовательный рост, умение осознавать результаты своего обучения, давать оценку и рецензию образовательного продукта своих одноклассников [13].На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, С.И. Гин, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
соответствие условия выбранным методам творчества;
возможность разных способов решения;
учет актуального уровня развития;
учет возрастных особенностей учащихся [1,3,7].
Творческие задания позволяютсформировать у младших школьников следующие важные умения:
осуществлять классификацию объектом по различным основаниям;
устанавливать причинноследственные связи;
делать предположения и выстраивать простые гипотезы;
выделять признаки объекта;
выделять противоречия и формулировать их;
представлять пространственные объекты;
ориентироваться в воображаемом пространстве;
представлять объект на основании выделенныхпризнаков и др.В развитии креативности учащихся важное значение имеет система оценки их творческой деятельности. Для педагогической оценки может быть использована шкала «Фантазия», разработанная Г.С. Альтшуллером для определения уровня творческого воображения изобретателей, адаптированная к младшему школьному возрасту М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук, включающая пять показателей:
новизну (оценивается по 4уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явлении), качественное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления);
убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);
гуманность (определяетсяпо позитивному преобразованию, направленному на созидание);
художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится –не нравится).Требования к оцениванию выполнения творческих заданий детей выстраивается на основе следующих положений:1. Выполнение закона гуманности: видеть не только себя, но и другого человека личностью. Необходимо организовать беседу о нормах общения, входе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я, научиться понимать друг друга «с полуслова».2. Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я ≠ Я). Спомощью выполнения серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов необходимо показать возможность развития органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.3. Создание ситуации успеха: творческие решения не могут быть «правильными» или «неправильными». При оценивании результатов творческой деятельности, прежде всего, обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.Условиями использования системы творческих заданийдля развития креативности младших школьников могут выступать следующие:
построение заданий необходимо осуществлять на интегративной основе, когда задание позволяет развиватьмногие психическиепроцессы одновременно: мышление, внимание, воображение, память.
подбор заданий целесообразно производить с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частичнопоисковым, ориентированных на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющие рассматривать изучаемые явления с разных сторон.
система заданий должна вести к формированию беглости мышления, системности и последовательности, гибкости ума, умению выдвигать разрабатывать гипотезы, т.е. к развитию качеств творческого мышления.
По форме организации работы наиболее эффективно сочетать две формы: индивидуальную, при которой учащиеся выполняютодинаковые задания и групповую.Это было обусловлено тем, что для развития креативности необходимо вначале дать детям опыт раскрытия своего творческого потенциала, получения уверенности в своих возможностях, поэтому на начальном этапе индивидуальная работа более целесообразна. Затем, приобретя опыт и начальные умения, дети могут более эффективно участвовать в групповой работе.Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать следующие выводы. Креативность это относительно устойчивая характеристика личности, сущность которой составляют умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмысленному созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. Показателями креативности являются: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления. Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и говой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть соориентирована на развитие творческих способностей личности.Использование системы творческих заданий для развития креативности младшего школьника имеет важное значение, так как способствует не только развитию творческих способностей ребенка, но развитию его личности. Опираясь на требования к использованию творческих заданий, психологопедагогические условия организации данной работы учитель может достичь значительных результатов в развитии общего интеллектуальнотворческого потенциала каждого ученика.
Ссылки на источники1.Альтшуллер, Г.С., Верткин,И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности [Текст] /Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин Минск, Беларусь, 1994. 479с.2.Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. РостовнаДону., издво Ростовского унта, 1983. –174 с.3.Гин,С.И. Мир Фантазии: Метод. Пособие для учителей начальных классов. [Текст] /С.И. Гин / Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ –ШАНС. –Гомель, 1995. –128с.4.Дружинин, В.Н.Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. СПб., «Питер», 1999. –297 с.5.ЕрмолаеваТомина,Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности [Текст] / Л.Б. ЕрмолаеваТомина // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. –М.: Наука, 1990. –С. 117–130. 6.Лютова,Е.К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта [Текст]: автореферат дис.… канд. психол. наук / Е.К. Лютова. –СПб.: 2000. –18 с. 7.Матюшкин,А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. 270 с. 8.Пономарёв,Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1976. 302 с.9.Роджерс, К. Творчество как усиление себя [Текст] /К. Роджерс // Вопросы психологии. –1990.№ 1. –С. 194 –198.10.Рубинштейн, С.Л.Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб., 2002. –728 с.11.Терехова,Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе [Текст]: автореферат дисм… кандидата пед. наук / Г.В. Терехова. Челябинск, 2002. 17 с. 12.Унт,И.Э.Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. –М.: Педагогика, 1990. –226с.13.Хуторской, А.В. Как обучатьтворчеству? [Текст] / А.В. Хуторской // Дополнительное образование. 2001. №1. С. 410. 14.Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 2015 годы”15.ИА"ГАРАНТ": http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/#ixzz2sVB8amUt
Viktoria Zharkova,
Primary school teacher MBOU "school № 6",Angarskvki.viktorya2010 @ yandex.ruTo the question of creative system tasks for development of creativity in primary school ageAbstract.The article discusses the concept of "creativity", the structure, classification, requirements and conditions imposed on thecreative tasks.Keywords:creativity, creative tasks, indicators of creativity, components, classification.