Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовантельного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лобанова А. В., Кондракова Э. В., Бурсова А. П. Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовантельного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 481–485. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54360.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены подходы отношений к инвалидам и проблемы инвалидности в современном обществе, а также эмоциональное выгорание педагогов как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондракова Эльвира Васильевна,доктор медицинских наук, профессор кафедры социальногуманитарных дисциплин, филиалФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г.Тихорецкelvira_kondrakova@rambler.ru

Лобанова Анна Владимировна,кандидат психологических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин,филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г.Тихорецкannalobanova@bk.ru

Бурсова Алефтина Павловна,старший преподаватель кафедры спортивного образования,филиал ФГБОУ ВПО «КарачаевоЧеркесский госуниверситет им. У.Д. Алиева», г. Кропоткинaleftina.bursova@yandex.ru

Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовательного учреждения

Аннотация.В статье рассмотрены подходы отношений к инвалидам и проблемы инвалидности в современном обществе, а также эмоциональное выгорание педагогов, как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.Ключевые слова:инвалидность, коррекционная педагогика, эмоциональное выгорание.

Последние десятилетия наблюдается прогрессивное изменение общественного отношения к проблемам инвалидности и инвалидам, развитие системы их комплексной реабилитации, которое стало одной из приоритетных задач современной социальной политики Российского государства. Система комплексной реабилитации инвалидов стала самостоятельной областью научной и практической деятельности, способствующей восстановлению способностей инвалидов к социальному функционированию. Социальной реабилитацией детейинвалидов занимаются специалисты различных профессий и специальностей, эффективное взаимодействие которых возможно только на междисциплинарной основе.Личность педагога в учебновоспитательном процессе важна так, как и личность учащегося. Проблема сохранности эмоциональноличностной сферы педагога в коррекционном образовательном учреждении крайне важна для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Культура, психологическое здоровье, духовная организация педагога во многом определяют психосоматическое состояние воспитанника с отклонениями в развитии.Педагогу самому нужно постоянно развиваться, изменяться в реалиях современного общества, чтобы помогать развитию ребёнка. Этому процессу подчас серьёзно мешает негативное психологическое явление в виде эмоционального выгорания педагога.Эмоциональное выгорание исследователи рассматривают, как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип профессионального поведения. Оно позволяет педагогу дозировать свои эмоции, экономить энергетические запасы. При этом обязательно формируется профессиональная деформация личности. Среди основных причин этого феномена называют личностные особенности педагога[1].Традиционно феномен «выгорания» и его причины исследователи рассматривают на физиологическом и поведенческом уровнях. На физиологическом уровне педагог коррекционного образовательного учреждения может иметь темперамент, как врождённую особенность нервной системы, неприспособляемым к профессиональным требованиям коррекционного учреждения. Кроме этого, возрастные изменения, профессиональная усталость, профессиональные заболевания и кризисы, эмоциональная лабильность педагога, завышенные требования к нему со стороны администрации учреждения приводят к психофизиологической неспособности педагога работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья .Как отмечает А.В.Лобанова, при рассмотрении процесса профессиональной деформации педагогов, необходимо учитывать что это двусторонний процесс с очевидными маркерами взаимовлияния профессии и личности..Преподавательская деятельность относится к социономическим профессиям. Согласно исследованиям Э. Ф. Зеера, у представителей этих профессий профессиональные деформации проявляются на четырех уровнях: 1) общепрофессиональные деформации; 2) специальные профессиональные деформации; 3) профессиональнотипологические деформации; 4)индивидуализированные деформации.Согласно выделенным уровням, как отмечают в своих работах Е.В.Руденский, И. А. Хоменко, Е.Н.Смоленская, Ю. З. Шогенов и др., общепедагогические деформации, характеризуются сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью (воспитатели, учителя, преподаватели). Наличие этих деформаций делает педагогов, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность педагогапрофессионала. В данном случае происходит сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. Кроме того, педагогическаядеятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который в отличие от большинства профессий обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с субъектом педагог, используя свою личность как инструмент влияния на него, прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль. В результате в его личности появляются такие образования, как назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости, а также, по данным Е.Н.Смоленской, появляется безапелляционность, консервативность, закрытость в общения, оценочность суждений, что, как правило, переходит в черты характера.Специальныеили предметные деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какую дисциплину преподает данный педагог: информатику или физкультуру, математику или иностранный язык. Так Н.В. Кузьмина, Р.М.Грановская, Т.Н.Банщикова отмечают, что у филологов наблюдается непроизвольная болезненная реакция на ошибки не только студентов, но и коллег. У преподавателей естественных наук, информатиков, привыкших к однозначности и точности формулировок, развивается склонность обмениваться только конкретной информацией, что расценивается окружающими как педантизм.Типологическиедеформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими функциями, которые выполняет в педагогической деятельности в целостныепедагогические комплексы. Е.И.Рогов выделяет в педагогической деятельности четыре типологических комплекса проявлений профессиональной деформации личности: Кризис профессионального роста может временно компенсироватьсяразного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным. Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии.В исследованиях Н. В. Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что развитие профессиональной стагнации зависит характера труда. Жестко структурированный педагогический труд способствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.Также необходимо учитывать, что существует такой фактор как эмоциональная напряженностьпрофессионального труда. Профессиональная деятельность педагогов отличается от других категорий труда постоянным нервнопсихическим и эмоциональным напряжением, обусловленным как содержательной стороной педагогической деятельности, так и специфической обстановкой в которой она осуществляется. Детерминация профессиональных деструкций у представителей педагогической профессии осуществляется, в большей степени (86,7%), за счет таких субъективнообъективные факторов как: страх потерять работу; жесткое ролевое поведение; отсутствие права на ошибку; высокая ответственность за обучающихся; дисбаланс между интеллектуальноэнергетическими затратами и моральноматериальным вознаграждением; неудовлетворенность профессиональным статусом; недостаток условий для самовыражения и самореализации; конфликтные ситуации с администрацией, коллегами, студентами; частые изменения образовательных программ, нововведения в учебновоспитательный процесс и др. Эти и другие факторы обуславливают рост числа педагогов подверженных эмоциональному выгоранию, профессиональным деформациям, росту неврозов (по данным НИИ медицины труда около 60 % педагогов склонны к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью).Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом, стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкции. Рассматривая поведенческий уровень, следует обратить внимание на низкую коммуникативную компетентность педагога,несформированность диалогической и альтруистической

поведенческих стратегий, а также неблагоприятный социальнопсихологический микроклимат в коллективе. Часто разочарование в профессии педагога, обесценивание профессиональной деятельности, потеря смысловой значимости в профессии ведут к развитию синдрома эмоционального выгорания и деструкции личности преподавателя.[2].Педагог, работающий в специальных коррекционных образовательных учреждениях, обязан проявлять особую чуткость, терпеливость, сострадание к детям с ограниченными возможностями здоровья. Педагогу приходится преодолевать значительное эмоциональное, физическое и душевное напряжение. Многими исследователями отмечено, что педагоги видят связь психическогоздоровья учителей и учащихся и влияние на психологическое здоровье не только физических, поведенческих, но и ценностносмысловых, духовнонравственных аспектов. Многие педагоги коррекционных образовательных учреждений при анкетных опросах связывают свои трудности с когнитивной, поведенческой и коммуникативной, гораздо реже с эмоциональной сферой личности учащихся. Сами педагоги определяют у себя бедность эмоций, деформацию отношений с родителями детей и другими людьми, снижение самооценки и значимости собственных достижений[3]. Патологическое развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями возникает в результате различных психических или хронических соматических причин. Оно проявляется в дисгармоничном складе характераребёнка инвалида, его темперамента и поведения, отчего страдает и сама личность, и окружающие. Наиболее часто у детейинвалидов встречается повышенная вспыльчивость, доходящая до вспышек гнева, ярости. В редкихслучаях наблюдается неуверенность в себе, снижение психической и физической активности, бесчувственность, фанатичность и настойчивость. В зависимости от преобладающих характерологических проявлений формируются различные типы психопатических расстройств у детейинвалидов. Медикопедагогическая реабилитация направлена на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение его к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. В коррекционных образовательных учреждениях имеющиесямедицинские средства, специальное обучение, профессиональная подготовка призваны устранить или хотя бы смягчить дефекты развития у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.Задачи реабилитации решаются в системе специализированных коррекционныхобразовательных учреждений, где особенности организации учебного процесса определяются спецификой аномального развития ребёнка.Существенным для детей с ограниченными возможностями здоровья является максимальноеовладение навыками самообслуживания, ориентациии адаптации в окружающем мире. Родителям, педагогам и другим специалистам необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обучения, воспитания, физического развития, обеспечивающие адаптацию таких детей в обществе.На формирование социальных связей детей с аномалиями развития значительно влияют сенсорные нарушения, интеллектуальная недостаточность, патология опорнодвигательного аппарата.Для правильно организованного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья родители должны иметь отчетливое представление о причинах аномального развития и о возможных его последствиях.Реакция родителей на болезнь ребёнка бывает различной: часть родителей отказывается признавать диагноз, неадекватно оценивая состояниеребенка или вследствие опасения испортить «ярлыком» его будущее, а у других родителей формируются так называемые рентные установки, когда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но требуют повышения социального статуса ребенку и семье, ожидая от обществатолько материальную подпитку. Работа с родителями детейинвалидов входит в круг вопросов, которые призваны решать педагоги, работающие в коррекционном образовательном учреждении.В современной психологической литературе приведены различные классификациистилей семейного воспитания. В семье выделяют следующие стили взаимоотношений: авторитарный, либеральный и демократический. А Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1999) предложили следующую классификацию нарушенных типов семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция; доминирующая гиперпротекция; эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; гипопротекция[4,5].Перечисленные реакции не конструктивны и могут быть лишь препятствием на пути реабилитации самого ребенка и его родителей. Наиболее правильной представляется совместная работа со специалистами по поиску рациональных путей социальной адаптации детей, забота об их будущем, воспитании, образовании, трудоустройстве, которое соответствовало бы реальным возможностям молодого человека (Иванов Е.С., Исаев Д.Н., 2000) [6].Педагогу важно научить родителей аномального ребёнка методическим приемам, которые они смогут применять в процессе воспитания своего ребенка. К ним относятся метод моделирования различных бытовых ситуаций, игровой метод, смена обстановки, доступные ребёнку творческие задания, тесное сотрудничество специалистов и семьи, арттерапия[4].Педагогу коррекционного образовательного учреждения порой сложнее бывает работать с родителями, особенно с мамами, чем с самим ребёнком. Психологи исследовали и выделили следующие четыре варианта матерей с разными стилями поведения: спокойная, уравновешенная мама, тревожная мама, тоскливая мама, уверенная, властная мама. Продуктивнее всего педагогу работается со спокойной уравновешенной мамой.Другие типы мам неадекватны в реабилитационном процессе и создают дополнительные сложности педагогам[4].Диагностический мониторинг по изучению признаков профессионального выгорания педагогического коллектива помогает выявить точки напряжения и спланировать профилактическую работу с педагогами с учётом результатов диагностики. В свою очередь, результаты профилактической работы показывают, какой диагностический мониторинг необходим для реализации следующего этапа психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов[3]. Так, изучение личностного потенциала, коммуникативной компетентности педагога, его ценностносмысловых ориентаций, показывает, насколько психологически здоров взрослый, настолько психологическииэмоционально будет здорови ребёнокс ограниченными возможностями. Результаты психологических исследованийпедагогов коррекционных образовательных учрежденийпоказали, помимо биологосоциального уровня, нужно продолжатьпрофилактическую работу с педагогами на ценностносмысловом, экзистенциальном уровне, который направлен на осознание педагогами своих возможностей и ограничений, на согласование своих жизненных ориентиров с целями и смыслами педагогического коллектива. Очень важна работапсихолога для снижения признаков эмоционального выгоранияпедагогов в коррекционном образовательном учреждении[3].

Проведённые исследования показали, эмоциональное выгорание педагогов возникает в результате взаимодействиявнешних и внутренних стресс –факторов. Поэтому, с одной стороны, важно, чтобы проблема создания благоприятного социальнопсихологического климата в педагогическом коллективе решалась на уровне администрации коррекционного образовательного учреждения путем рационального распределения во времени школьных мероприятий и оказания внимания со стороны администрации не только к личности аномального ребёнка, но и к личности педагога, создания ситуации успеха в его профессиональной деятельности. С другой стороны, педагогуобязательно нужно сохранять эмоциональную устойчивость в напряжённых профессиональных ситуациях, что требует постоянной работы педагога над собой. Забота педагога освоём психологическом здоровье актуализируетего личностные качества, позволяет находить эмоциональное удовлетворениев своём нелёгком труде, подавляет развитие профессиональных деструкций, в конечном счёте, способствуети сохранению психологического здоровья детейс ограниченными возможностями здоровья.

Ссылки на источники1.Словарь по комплексной реабилитации инвалидов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Бронников, Т. В. Зозуля, Ю. И. Кравцов, М. С. Надымова; под науч. ред. В.А. Бронникова; Перм. гос. унт. – Пермь, 2010. –530 с. 2.Лобанова А.В.Профессионально обуслевленные деструкции преподавателя высшей школы и способы их коррекции. Дисс. канд.психол.н.Москва..20083.Редина Т. В. Эмоциональное выгорание педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений.Научный потенциал: работы молодых ученых. Ж. «Знание, понимание, умение». №1. 2010 год. Стр. 222227.4.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ Под редакцией Л. В. Шапковой. –М.: Советский спорт, 2004. –464 с.5.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. —СПб.: Питер, 1999.6.Иванов Е.С., Исаев Д.И. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. —СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. —20 с.

Elvira Vasilevna Kondrakova,doctor of medical Sciences, Professor of the chair of socialhumanitarian disciplines of branch «The Kuban State University», Tikhoretskelvira_kondrakova@rambler.ruAnna

Vladimirovna. Lobanova,candidate of psychological Sciences, associate Professor, chair of socialhumanitarian disciplines of branch «The Kuban State University», Tikhoretskannalobanova@bk.ruBursova Aleftina Pavlovna,senior teacher of the Department of sports education branch of Federal state educational institution «KarachaevoCherkess state University to them. U.D. Aliyev», Kropotkinaleftina.bursova@yandex.ruEmotional burnout teacher correctional educational institutionAbstract.The paper considers the relations to persons with disabilities and disability issues in modern society, as well as the emotional burnout of teachers as well as developed personality mechanism of psychological protection in the form of full or partial exemption emotions in response to your favorite stressful impact.Key words:disability, correctional pedagogy, emotional burnout.