Рефлексивный практикум как одно из эффективных условий формирования Эмпатийно-рефлексивной культуры будущих учителей
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саламатина
Ю.
В. Рефлексивный практикум как одно из эффективных условий формирования Эмпатийно-рефлексивной культуры будущих учителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
591–595. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54382.htm.
Аннотация. В статье раскрыта сущность понятия эмпатийно-рефлексивной культуры учителя, а также охарактеризовано структурное содержание рефлексивного практикума, описано его значение при формировании данного вида культуры.
Ключевые слова:
рефлексия, эмпатия, тренинг, эмпатийно- рефлексивная культура, рефлексивный практикум
Текст статьи
Саламатина Юлия Валерьевна,соискатель, учитель английского языка, МКОУ Лицей №1, г. Шадринскoptimistic86@mail.ru
Рефлексивный практикум как одно из эффективных условий формирования эмпатийнорефлексивной культуры будущих учителей
Аннотация.Встатье раскрыта сущность понятия эмпатийнорефлексивной культуры учителя, а также охарактеризовано структурное содержание рефлексивного практикума, описано его значение при формировании данного вида культуры.Ключевые слова:эмпатия, рефлексия, эмпатийнорефлексивная культура, тренинг, рефлексивный практикум.
Происходящие в последние десятилетия социальноэкономические и политические изменения в жизни общества повлияли на повышение требований к подготовке будущих учителей в учреждениях высшего образования. Это выражается в том, что сегодня недостаточно иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными знаниями и технологиями. Российской школе нужен учитель высокой культуры, способный к эмпатии, рефлексии, прогнозированию и коррекции своих действий, учитель, умеющий не только говорить, но и слушать, понимать ученика. На фоне социальнополитических изменений и ориентиров современного общества возникает необходимость в разработке инновационных форм освоения личностных и профессиональных качествах будущего учителя, восприимчивых к творческому труду,мобильных, способных к поиску новых эффективных форм организации своей деятельности, взаимоприемлемых ценностей. В связи с этим актуальной становится проблема формирования эмпатийнорефлексивной культуры у будущих учителей.Известно, что эмпатия и рефлексия неразрывно связаны друг с другом. Соотношение рефлексии и эмпатии в педагогической деятельности является по характеру неделимой целостностью, а по содержаниюпсиходинамическим единством, теснейшим образом взаимосвязанных процессов. На генетическое родство эмпатии и рефлексии указывает механизм эмпатийного действия, т.е. того, как человек может мысленно идентифицироваться с другим, «войти» в его чувства, осознать его переживания. Включая эмпатию в число возможных коррелятов профессиональной рефлексии учителя, мы полагали также, что она обогащает рациональность и объективность его рефлексивного анализа глубиной эмоционального инсайта в пониманиидругого человека, тем более ребенка.В процессе общения человек познает себя (рефлексия) через понимание другого (эмпатия). Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии.Сходя из этого, мы пришли к выводу, что следует объединить эмпатийную и рефлексивную культуру и рассматривать как одно профессионально значимое качество учителя.Внутреннее содержание эмпатийнорефлексивной культуры будущих учителей включает мотивационноценностный, эмоциональный, когнитивный, и деятельностный компоненты.Мотивационноценностныйкомпонент эмпатийнорефлексивной культуры. В состав данного компонента входит любовь к педагогическому труду, чувство ответственности, стремление к совершенствованию эмпатических навыков, потребности в общении, принятие педагогической профессии как ценности.Стремление к совершенствованию эмпатических и рефлексивных навыков, приобретение эмпатического опыта. Это внутренний мотив, побуждающий будущих учителей к осуществлению педагогической деятельности эмпатийнорефлексивного характера, заставляющий их верить в себя. Он убеждает студентов в том, что обладая определенной суммой эмпатийнорефлексивных знаний, умений, навыков, они смогут овладеть техникой эмпатийного поведения и рефлексией.Эмоциональный компонент эмпатийнорефлексивной культурывыражается в перцептивной способности эмоционально отзываться на переживания другого ученика, совместно с ним настраиваться на единую эмоциональную волну, а также в способности оценивать и прогнозировать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием ученика; умение корректировать выбранные способы взаимодействия.В процессе восприятия субъект фиксирует у объекта как физические характеристики, так и социальные. К физическим характеристикам относятся: телосложение, рост, возраст, пол, невербальные выражения, которые могут соответствовать либо временному состоянию, либо являются общей характеристикой личности. Социальные характеристики включают в себя: внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура ее мотивов и т.д.).Когнитивный компонентэмпатийнорефлексивной культуры предполагает: формированиеготовности будущих учителей к постоянному повышению образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способности самостоятельного познания и овладения педагогическими знаниями, отражающими сущность и содержание эмпатийнорефлексивной культуры.Когнитивный компонент получение новой информации, ее структурирование, анализ. Свойствами мыслительных процессов, участвующих в развитии эмпатийнорефлексивной культуры, являются: гибкость обеспечивает решение мыслительных задач, связанных с познанием субъектов образовательного процесса; темп т.е. как быстро осуществляются решения поставленных задач; самостоятельность способность поставить новую задачу и найти способы ее самостоятельного решения, не прибегая кпомощи других людей; глубина обеспечивает умение будущего учителя проникнуть в сущность сложнейших вопросов, увидеть проблему, пути ее решения; критичность умение будущего учителя объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.Деятельностный компонентэмпатийнорефлексивной культуры предусматривает формирование способности подвергать рефлексии действия и поведение ученика, осмыслять их и уже согласно этому строить дальнейшие межличностные отношения.Деятельностный компонент эмпатийнорефлексивной культуры реализуется, как готовность помочь другому, базируется на эмоциях сопереживания и сочувствия, а также на адекватном понимании состояния объекта. Деятельностная эмпатиявключает в себя сотрудничество и содействие. Содействие, или совместные действия, только тогда можно назвать эмпатийным, когда, в отличие от содействия других видов, оно подразумевает комплекс альтруистических актов, основанных на сопереживании, сочувствии. Сотрудничество выступает как эмпатийное взаимодействие сторон через вчувствованиепроникновение к пониманию партнера по общению [2].Все четыре компонента педагогической эмпатии находятся в неразрывном единстве и взаимодействии и формируют такое качество, как эмпатийное понимание способность понимать не только формальную сторону сказанного, но и вчувствоваться в скрытый смысл слов, в состояние партнера по общению, отражаемое всеми невербальными средствами. Эмпатийное понимание, непосредственно связанное с эмпатийной наблюдательностью, эмпатийной интуицией, эмпатийным слушанием это состояние сознания, фиксируемое как уверенность в адекватности воссоздания партнеров и внутренней сущности рассматриваемых явлений [3]. Таким образом,охарактеризовав внутреннее содержание эмпатийнорефлексивной культуры, можно сделать вывод, чтоподэмпатийнорефлексивной культуры учителя мы понимаемвид его профессиональной культуры, обеспечивающий успешное взаимодействие субъектов образовательного процесса, посредством эмоциональной идентификации, самоанализа и конструирования своего поведения на основе личностнопрофессиональных ценностей.При формировании эмпатийнорефлексивной кульутры будущих учителей следует учитывать тот факт, что данный вид культуры не может формироваться естественным образом, для ее формирования нужны специальные условия. Одним из таких условий мы выделили применение рефлексивного практикума, который в нашем исследовании состоит из двух разделов: практического и комплекс тренинговых упражнений.Первый раздел: практический состоит из заданий и упражнений по овладению и закреплению полученных теоретических знаний об эмпатии и рефлексии. При составлении данного раздела мы использовали интерактивные методы и их приемы(анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, дискуссии и т д.)Так, например, представлена педагогическая ситуация (обычно диалог между субъектами образовательного процесса) и будущим учителям предлагается оценить эмпатийное поведение субъектов, решить, кому из них удалось построить межличностные отношения, проявить обратную связь? При этом следует аргументировать свой ответ.Или же предлагаются вопросы, на которые должны ответить будущие учителя после ознакомления с ситуацией, также предлагаются варианты поведения учителя в той или иной ситуации, задача будущих учителей выбрать наиболее подходящий с точки зрения проявления эмпатийнорефлексивной культуры.Также еще вид задания в практическом разделе рефлексивного практикума является разыгрывание ситуаций, например:Ситуация 1: Ученика вызвали к директору школы за то, что он сорвал урок.Ситуация 2: Мать одного из учеников пришла к учителю выяснить, почему ее сыну/дочери несправедливо ставят оценки.Ситуация 3: Один из учеников на уроке очень рассеян, а на замечания учителя реагирует грубо.После чего предлагается ответить на следующие вопросы:Какие чувства ты испытывал при общении с партнером? Проанализируй причины их возникновения; чего вы хотели добиться в этой ситуации, и удалось ли это вам; попробуйте описать, что представляет, с психологической точки зрения, личность своего собеседника и т д.В этом же разделе предлагается организовать ролевую игру на тему «Переговоры». Перед игрой каждому участнику дается карточка с описанием поведения, как он должен себя вести во время игры. Тем самым усложняется задача для тех, кто исполняет роль учителя.В конце данного раздела предлагается варианты самостоятельных работ: «Составить портрет идеального современного учителя», написать сочинение на тему: «Каким я вижу себя, и каким меня видят другие» или «Нужна ли эмпатийнорефлексивная культура учителям?» и др.Во втором разделе рефлексивного практикума представлено три блока, каждый из которых состоит из тренинговых упражнений направленных на развитие компонентов эмпатийнорефлексивной культуры: 1 блоксензитивный (формирование деятельностного компонента);2 блокраспознование невербального общения (формирование эмоционального компонента);3 блокэмпатическое слушание (формирование когнитивного компонента).Следует также отметить, что в конце первого раздела, а также после каждого тренинга идет рефлексивное позиционирование, где будущим учителям предлагается ответить на вопросы, такие как: что нового я узнал о себе и о группе? Произошла ли смена представлений о способах и средствах развития эмпатийнорефлексивной культуры? Как я оцениваю свой уровенькоммуникативной компетентности? Насколько мое представление о качествах и свойствах своей личности соответствует точки зрения других людей? Какое значение имеют проведенные практические занятия для меня? и др. Все ответы будущие учителя записывают в рефлексивный дневник, целью которого является развитие чувствительности к себе и способности к рефлексииважнейших профессиональных качеств педагога, играющих существенную роль в формировании компонентов эмпатийнорефлексивной культуры.В процессе внедрения рефлексивного практикума новые профессиональные качества первоначально возникают и закрепляются в модельных ситуациях, а затем переносятся в реальные профессиональные условия.Алгоритмизированная последовательность введения практических занятий позволяет включать студентов в саморазвитие, актуализировать имеющиеся теоретические знания, создавать мотивацию для успешного включения студентов в разработку собственного развития [4[.Рефлексивный практикум как условие формирование эмпатийнорефлексивной культурыбудущих учителей в нашем исследовании выполняет следующие функции: 1.Познавательная функция рефлексивного практикума обеспечивает связь междувнешней средой, интеллектом, эмоциями, действиями через определение необходимости и достаточности объема информации, что обусловливает оценку ситуации, принятие решения, самооценку, выполнение профессиональных действий [5].2.Ценностноориентирующая функциярефлексивного практикума заключается в организации сотрудничества, активного взаимодействия студентов, в процессе которого, у них формируется готовность к пониманию и принятию других людей, сотрудничеству с ними, при котором, будущие учителя учатся соотносить свои ценности с ценностями других, у них формируется готовность к ценностному самоопределению.3.Эмоциональнообогащающая функция заключается в обогащении всего спектра положительных, прежде всего, эмоциональных состояний студентов в ходе любого вида работы. Эмоциональное состояниепсихические состояния, которые возникают впроцессе жизнедеятельности субъекта иопределяют нетолько уровень информационноэнергетического обмена, ноинаправленность поведения.
4.Суть профессиональноадаптирующей функции рефлексивного практикума заключается в оптимизации взаимодействия будущих учителей с профессиональной деятельностью и профессиональной средой, в овладении студентами таких профессиональных качеств как тактичность, требовательность к себе и другим, умение достигать близости с учениками, творческий подход к работе [6].5.Практикоориентированная функция заключается в применении полученных эмпатийных знаний, умений и опыта на практике путем включения студентов в активную деятельность эмпатийного характера. Данная функция способствует развитию творческой активности и рефлексии, выражается в поощрении проявления инициативы, самостоятельности. Выполняя данную функцию, рефлексивный практикум развивает у студентов внутреннюю мотивацию учения, так как у студентов появляется возможность свободного выбора способов решения конкретной проблемы, будущие учителя ощущают собственную компетентность, переживают собственную автономию [7].6.Прогностическая функция обеспечивает внесение корректив в деятельность и эмпатийное поведение педагога на основе сложного анализа педагогической деятельности, с помощью педагогического прогнозирования, под которым понимается процессполучения опережающей информации об объекте, опирающийся на научнообоснованные положения и методы.Именно функции уточняют качественную характеристику рефлексивного практикума и предполагают сохранение, поддержание и развитие эмпатийной культуры будущих учителей как динамически развивающейся системы. Кроме того, функциональная характеристика рефлексивного практикума обеспечивает профессионализацию будущих учителей, а развитие функций влияет на продуктивность мышления, что обуславливает эффективность функционирования основных компонентов эмпатийной культуры [7].Результативность рефлексивного практикума определяется освоением общечеловеческих, нравственных ценностей, овладением рефлексивными знаниями, переводом их в неосознанные мотивы поведения. К наиболее важным особенностям общения специалистов, прошедших практикум, следует отнести диалогичность общения с подчиненными, проникновение, стремление и способность помочь при разрешении их личностных проблем [4].Специфика рефлексивного практикума определена принципиальной новизной образовательной ситуации, в которой разворачивается деятельность по подготовке будущего учителя. Рефлексивный практикум предполагает существенное изменение характера подходов к профессиональнопедагогической подготовке и обеспечивает решение актуальной задачи –развитие специалиста как высоконравственной, профессиональнозрелой, творчески активной личности. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от того, насколько целесообразно будут отобраны содержание, формы и методы организации учебнопознавательной деятельности студентов, от успешности внедрения форм, позволяющих формировать качества личности учителя, отвечающие требованиям современного образовательного пространства. Именно с этих позиций разрабатывается рефлексивный практикум, который ориентирован не только на формирование у студентов спектра базовых понятий в ходе аудиторных занятий, но и на организацию активного их включения в разнообразные виды деятельности, в результате которой будущие учителя приобретают индивидуализированный облик собственного профессионального Я [8].В отличие от стихийнопротекающего процесса саморазвития и совершенствования педагогов в профессиональной деятельности, формирование эмпатийной культуры в условиях применения рефлексивного практикума происходит мобилизация студентов к дальнейшему систематическому самообразованию, что существенно влияет на формирование эмпатийной культуры как личностной характеристики будущих учителей в системе профессионального сознания.
Ссылки на источники:1.Кузьмина, Н. Б. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н. Б. Кузьмина // Вопр.психологии.1984.№1.С. 2026.
2.Юсупов, И.М. Вчувствование, проникновение, понимание [Текст] / И. М. Юсупов. Казань: КГПИ,1993.199. 3.Насенкова, И. М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр [Текст] / И. М. Насенкова.Казань: КГУ, 1997.17с.4.Бизяева, А. А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия [Текст] / А. А. Бизяева.Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004.216с. 5.Мудрик А. В. Общение как фактор воспитание школьников [Текст] / А. В. Мудрик, М., Педагогика.1984.112с.
6.Кузнецов П. С. Адаптация как функция развития личности [Текст] / П. С. Кузнецов. Саратов: Издво Сарат. унта, 1991.76с.
7.Калугина, И. Ю. Стожко, Н. Ю. Практикоориентированная технология подготовки специалистов в области товароведения и питания [Текст] / И. Ю. Калугина, Н. Ю. Стожко // Интеграция науки, образования и производствастратегия развития инновационной экономики: материалы IМеждунар.науч.практ.конф.Екатеринбург: Издво УрГЭУ, 2011.Секция 3 «Стратегии развития системы непрерывного образования».С. 86898.Исаев, И. Ф. Внутривузовская рефлексивная программа формирования профессиональнопедагогической культуры [Текст] / И. Ф. Исаев // Исаев, И. Ф. Профессиональнопедагогическая культура преподавателя: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И. Ф. Исаев.М.: Академия, 2002.С. 172180
Yuliya Salamatinathe teacher of the English language, Lyceum №1, Shadrinsk, Kurganregion.Reflective training as one of the effective conditions of the formation of the empatheticreflexive culture of the future teacher.Abstract.The article describes the structural content of the empatheticreflexive culture of the future teachers, characterize the reflexive training, its meaning and importance in the process of the formation of that kind of culture.Keywords: empathy, reflection, empatheticreflexive culture, training, reflexive training.
Рефлексивный практикум как одно из эффективных условий формирования эмпатийнорефлексивной культуры будущих учителей
Аннотация.Встатье раскрыта сущность понятия эмпатийнорефлексивной культуры учителя, а также охарактеризовано структурное содержание рефлексивного практикума, описано его значение при формировании данного вида культуры.Ключевые слова:эмпатия, рефлексия, эмпатийнорефлексивная культура, тренинг, рефлексивный практикум.
Происходящие в последние десятилетия социальноэкономические и политические изменения в жизни общества повлияли на повышение требований к подготовке будущих учителей в учреждениях высшего образования. Это выражается в том, что сегодня недостаточно иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными знаниями и технологиями. Российской школе нужен учитель высокой культуры, способный к эмпатии, рефлексии, прогнозированию и коррекции своих действий, учитель, умеющий не только говорить, но и слушать, понимать ученика. На фоне социальнополитических изменений и ориентиров современного общества возникает необходимость в разработке инновационных форм освоения личностных и профессиональных качествах будущего учителя, восприимчивых к творческому труду,мобильных, способных к поиску новых эффективных форм организации своей деятельности, взаимоприемлемых ценностей. В связи с этим актуальной становится проблема формирования эмпатийнорефлексивной культуры у будущих учителей.Известно, что эмпатия и рефлексия неразрывно связаны друг с другом. Соотношение рефлексии и эмпатии в педагогической деятельности является по характеру неделимой целостностью, а по содержаниюпсиходинамическим единством, теснейшим образом взаимосвязанных процессов. На генетическое родство эмпатии и рефлексии указывает механизм эмпатийного действия, т.е. того, как человек может мысленно идентифицироваться с другим, «войти» в его чувства, осознать его переживания. Включая эмпатию в число возможных коррелятов профессиональной рефлексии учителя, мы полагали также, что она обогащает рациональность и объективность его рефлексивного анализа глубиной эмоционального инсайта в пониманиидругого человека, тем более ребенка.В процессе общения человек познает себя (рефлексия) через понимание другого (эмпатия). Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии.Сходя из этого, мы пришли к выводу, что следует объединить эмпатийную и рефлексивную культуру и рассматривать как одно профессионально значимое качество учителя.Внутреннее содержание эмпатийнорефлексивной культуры будущих учителей включает мотивационноценностный, эмоциональный, когнитивный, и деятельностный компоненты.Мотивационноценностныйкомпонент эмпатийнорефлексивной культуры. В состав данного компонента входит любовь к педагогическому труду, чувство ответственности, стремление к совершенствованию эмпатических навыков, потребности в общении, принятие педагогической профессии как ценности.Стремление к совершенствованию эмпатических и рефлексивных навыков, приобретение эмпатического опыта. Это внутренний мотив, побуждающий будущих учителей к осуществлению педагогической деятельности эмпатийнорефлексивного характера, заставляющий их верить в себя. Он убеждает студентов в том, что обладая определенной суммой эмпатийнорефлексивных знаний, умений, навыков, они смогут овладеть техникой эмпатийного поведения и рефлексией.Эмоциональный компонент эмпатийнорефлексивной культурывыражается в перцептивной способности эмоционально отзываться на переживания другого ученика, совместно с ним настраиваться на единую эмоциональную волну, а также в способности оценивать и прогнозировать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием ученика; умение корректировать выбранные способы взаимодействия.В процессе восприятия субъект фиксирует у объекта как физические характеристики, так и социальные. К физическим характеристикам относятся: телосложение, рост, возраст, пол, невербальные выражения, которые могут соответствовать либо временному состоянию, либо являются общей характеристикой личности. Социальные характеристики включают в себя: внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура ее мотивов и т.д.).Когнитивный компонентэмпатийнорефлексивной культуры предполагает: формированиеготовности будущих учителей к постоянному повышению образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способности самостоятельного познания и овладения педагогическими знаниями, отражающими сущность и содержание эмпатийнорефлексивной культуры.Когнитивный компонент получение новой информации, ее структурирование, анализ. Свойствами мыслительных процессов, участвующих в развитии эмпатийнорефлексивной культуры, являются: гибкость обеспечивает решение мыслительных задач, связанных с познанием субъектов образовательного процесса; темп т.е. как быстро осуществляются решения поставленных задач; самостоятельность способность поставить новую задачу и найти способы ее самостоятельного решения, не прибегая кпомощи других людей; глубина обеспечивает умение будущего учителя проникнуть в сущность сложнейших вопросов, увидеть проблему, пути ее решения; критичность умение будущего учителя объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.Деятельностный компонентэмпатийнорефлексивной культуры предусматривает формирование способности подвергать рефлексии действия и поведение ученика, осмыслять их и уже согласно этому строить дальнейшие межличностные отношения.Деятельностный компонент эмпатийнорефлексивной культуры реализуется, как готовность помочь другому, базируется на эмоциях сопереживания и сочувствия, а также на адекватном понимании состояния объекта. Деятельностная эмпатиявключает в себя сотрудничество и содействие. Содействие, или совместные действия, только тогда можно назвать эмпатийным, когда, в отличие от содействия других видов, оно подразумевает комплекс альтруистических актов, основанных на сопереживании, сочувствии. Сотрудничество выступает как эмпатийное взаимодействие сторон через вчувствованиепроникновение к пониманию партнера по общению [2].Все четыре компонента педагогической эмпатии находятся в неразрывном единстве и взаимодействии и формируют такое качество, как эмпатийное понимание способность понимать не только формальную сторону сказанного, но и вчувствоваться в скрытый смысл слов, в состояние партнера по общению, отражаемое всеми невербальными средствами. Эмпатийное понимание, непосредственно связанное с эмпатийной наблюдательностью, эмпатийной интуицией, эмпатийным слушанием это состояние сознания, фиксируемое как уверенность в адекватности воссоздания партнеров и внутренней сущности рассматриваемых явлений [3]. Таким образом,охарактеризовав внутреннее содержание эмпатийнорефлексивной культуры, можно сделать вывод, чтоподэмпатийнорефлексивной культуры учителя мы понимаемвид его профессиональной культуры, обеспечивающий успешное взаимодействие субъектов образовательного процесса, посредством эмоциональной идентификации, самоанализа и конструирования своего поведения на основе личностнопрофессиональных ценностей.При формировании эмпатийнорефлексивной кульутры будущих учителей следует учитывать тот факт, что данный вид культуры не может формироваться естественным образом, для ее формирования нужны специальные условия. Одним из таких условий мы выделили применение рефлексивного практикума, который в нашем исследовании состоит из двух разделов: практического и комплекс тренинговых упражнений.Первый раздел: практический состоит из заданий и упражнений по овладению и закреплению полученных теоретических знаний об эмпатии и рефлексии. При составлении данного раздела мы использовали интерактивные методы и их приемы(анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, дискуссии и т д.)Так, например, представлена педагогическая ситуация (обычно диалог между субъектами образовательного процесса) и будущим учителям предлагается оценить эмпатийное поведение субъектов, решить, кому из них удалось построить межличностные отношения, проявить обратную связь? При этом следует аргументировать свой ответ.Или же предлагаются вопросы, на которые должны ответить будущие учителя после ознакомления с ситуацией, также предлагаются варианты поведения учителя в той или иной ситуации, задача будущих учителей выбрать наиболее подходящий с точки зрения проявления эмпатийнорефлексивной культуры.Также еще вид задания в практическом разделе рефлексивного практикума является разыгрывание ситуаций, например:Ситуация 1: Ученика вызвали к директору школы за то, что он сорвал урок.Ситуация 2: Мать одного из учеников пришла к учителю выяснить, почему ее сыну/дочери несправедливо ставят оценки.Ситуация 3: Один из учеников на уроке очень рассеян, а на замечания учителя реагирует грубо.После чего предлагается ответить на следующие вопросы:Какие чувства ты испытывал при общении с партнером? Проанализируй причины их возникновения; чего вы хотели добиться в этой ситуации, и удалось ли это вам; попробуйте описать, что представляет, с психологической точки зрения, личность своего собеседника и т д.В этом же разделе предлагается организовать ролевую игру на тему «Переговоры». Перед игрой каждому участнику дается карточка с описанием поведения, как он должен себя вести во время игры. Тем самым усложняется задача для тех, кто исполняет роль учителя.В конце данного раздела предлагается варианты самостоятельных работ: «Составить портрет идеального современного учителя», написать сочинение на тему: «Каким я вижу себя, и каким меня видят другие» или «Нужна ли эмпатийнорефлексивная культура учителям?» и др.Во втором разделе рефлексивного практикума представлено три блока, каждый из которых состоит из тренинговых упражнений направленных на развитие компонентов эмпатийнорефлексивной культуры: 1 блоксензитивный (формирование деятельностного компонента);2 блокраспознование невербального общения (формирование эмоционального компонента);3 блокэмпатическое слушание (формирование когнитивного компонента).Следует также отметить, что в конце первого раздела, а также после каждого тренинга идет рефлексивное позиционирование, где будущим учителям предлагается ответить на вопросы, такие как: что нового я узнал о себе и о группе? Произошла ли смена представлений о способах и средствах развития эмпатийнорефлексивной культуры? Как я оцениваю свой уровенькоммуникативной компетентности? Насколько мое представление о качествах и свойствах своей личности соответствует точки зрения других людей? Какое значение имеют проведенные практические занятия для меня? и др. Все ответы будущие учителя записывают в рефлексивный дневник, целью которого является развитие чувствительности к себе и способности к рефлексииважнейших профессиональных качеств педагога, играющих существенную роль в формировании компонентов эмпатийнорефлексивной культуры.В процессе внедрения рефлексивного практикума новые профессиональные качества первоначально возникают и закрепляются в модельных ситуациях, а затем переносятся в реальные профессиональные условия.Алгоритмизированная последовательность введения практических занятий позволяет включать студентов в саморазвитие, актуализировать имеющиеся теоретические знания, создавать мотивацию для успешного включения студентов в разработку собственного развития [4[.Рефлексивный практикум как условие формирование эмпатийнорефлексивной культурыбудущих учителей в нашем исследовании выполняет следующие функции: 1.Познавательная функция рефлексивного практикума обеспечивает связь междувнешней средой, интеллектом, эмоциями, действиями через определение необходимости и достаточности объема информации, что обусловливает оценку ситуации, принятие решения, самооценку, выполнение профессиональных действий [5].2.Ценностноориентирующая функциярефлексивного практикума заключается в организации сотрудничества, активного взаимодействия студентов, в процессе которого, у них формируется готовность к пониманию и принятию других людей, сотрудничеству с ними, при котором, будущие учителя учатся соотносить свои ценности с ценностями других, у них формируется готовность к ценностному самоопределению.3.Эмоциональнообогащающая функция заключается в обогащении всего спектра положительных, прежде всего, эмоциональных состояний студентов в ходе любого вида работы. Эмоциональное состояниепсихические состояния, которые возникают впроцессе жизнедеятельности субъекта иопределяют нетолько уровень информационноэнергетического обмена, ноинаправленность поведения.
4.Суть профессиональноадаптирующей функции рефлексивного практикума заключается в оптимизации взаимодействия будущих учителей с профессиональной деятельностью и профессиональной средой, в овладении студентами таких профессиональных качеств как тактичность, требовательность к себе и другим, умение достигать близости с учениками, творческий подход к работе [6].5.Практикоориентированная функция заключается в применении полученных эмпатийных знаний, умений и опыта на практике путем включения студентов в активную деятельность эмпатийного характера. Данная функция способствует развитию творческой активности и рефлексии, выражается в поощрении проявления инициативы, самостоятельности. Выполняя данную функцию, рефлексивный практикум развивает у студентов внутреннюю мотивацию учения, так как у студентов появляется возможность свободного выбора способов решения конкретной проблемы, будущие учителя ощущают собственную компетентность, переживают собственную автономию [7].6.Прогностическая функция обеспечивает внесение корректив в деятельность и эмпатийное поведение педагога на основе сложного анализа педагогической деятельности, с помощью педагогического прогнозирования, под которым понимается процессполучения опережающей информации об объекте, опирающийся на научнообоснованные положения и методы.Именно функции уточняют качественную характеристику рефлексивного практикума и предполагают сохранение, поддержание и развитие эмпатийной культуры будущих учителей как динамически развивающейся системы. Кроме того, функциональная характеристика рефлексивного практикума обеспечивает профессионализацию будущих учителей, а развитие функций влияет на продуктивность мышления, что обуславливает эффективность функционирования основных компонентов эмпатийной культуры [7].Результативность рефлексивного практикума определяется освоением общечеловеческих, нравственных ценностей, овладением рефлексивными знаниями, переводом их в неосознанные мотивы поведения. К наиболее важным особенностям общения специалистов, прошедших практикум, следует отнести диалогичность общения с подчиненными, проникновение, стремление и способность помочь при разрешении их личностных проблем [4].Специфика рефлексивного практикума определена принципиальной новизной образовательной ситуации, в которой разворачивается деятельность по подготовке будущего учителя. Рефлексивный практикум предполагает существенное изменение характера подходов к профессиональнопедагогической подготовке и обеспечивает решение актуальной задачи –развитие специалиста как высоконравственной, профессиональнозрелой, творчески активной личности. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от того, насколько целесообразно будут отобраны содержание, формы и методы организации учебнопознавательной деятельности студентов, от успешности внедрения форм, позволяющих формировать качества личности учителя, отвечающие требованиям современного образовательного пространства. Именно с этих позиций разрабатывается рефлексивный практикум, который ориентирован не только на формирование у студентов спектра базовых понятий в ходе аудиторных занятий, но и на организацию активного их включения в разнообразные виды деятельности, в результате которой будущие учителя приобретают индивидуализированный облик собственного профессионального Я [8].В отличие от стихийнопротекающего процесса саморазвития и совершенствования педагогов в профессиональной деятельности, формирование эмпатийной культуры в условиях применения рефлексивного практикума происходит мобилизация студентов к дальнейшему систематическому самообразованию, что существенно влияет на формирование эмпатийной культуры как личностной характеристики будущих учителей в системе профессионального сознания.
Ссылки на источники:1.Кузьмина, Н. Б. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н. Б. Кузьмина // Вопр.психологии.1984.№1.С. 2026.
2.Юсупов, И.М. Вчувствование, проникновение, понимание [Текст] / И. М. Юсупов. Казань: КГПИ,1993.199. 3.Насенкова, И. М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр [Текст] / И. М. Насенкова.Казань: КГУ, 1997.17с.4.Бизяева, А. А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия [Текст] / А. А. Бизяева.Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004.216с. 5.Мудрик А. В. Общение как фактор воспитание школьников [Текст] / А. В. Мудрик, М., Педагогика.1984.112с.
6.Кузнецов П. С. Адаптация как функция развития личности [Текст] / П. С. Кузнецов. Саратов: Издво Сарат. унта, 1991.76с.
7.Калугина, И. Ю. Стожко, Н. Ю. Практикоориентированная технология подготовки специалистов в области товароведения и питания [Текст] / И. Ю. Калугина, Н. Ю. Стожко // Интеграция науки, образования и производствастратегия развития инновационной экономики: материалы IМеждунар.науч.практ.конф.Екатеринбург: Издво УрГЭУ, 2011.Секция 3 «Стратегии развития системы непрерывного образования».С. 86898.Исаев, И. Ф. Внутривузовская рефлексивная программа формирования профессиональнопедагогической культуры [Текст] / И. Ф. Исаев // Исаев, И. Ф. Профессиональнопедагогическая культура преподавателя: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И. Ф. Исаев.М.: Академия, 2002.С. 172180
Yuliya Salamatinathe teacher of the English language, Lyceum №1, Shadrinsk, Kurganregion.Reflective training as one of the effective conditions of the formation of the empatheticreflexive culture of the future teacher.Abstract.The article describes the structural content of the empatheticreflexive culture of the future teachers, characterize the reflexive training, its meaning and importance in the process of the formation of that kind of culture.Keywords: empathy, reflection, empatheticreflexive culture, training, reflexive training.