Школа и общество - социально-педагогический аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвиенко Л. М. Школа и общество - социально-педагогический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 601–605. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54384.htm.
Аннотация. Школа является ключевым элементом в цикличной системе подростков. Школьное воспитание ориентируется на поддержку и усиление государственного строя, его институтов и органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, законов и нравственных норм. Школа – не просто государственное учреждение, а социальный институт, призванный удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. В статье показана взаимосвязь школы и времени в ней пребывания; ее местоположения; внеклассной деятельности; ее размера, а также ее обязательного посещения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матвиенко Людмила Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоградmatviyenkolm1@rambler.ru

Школа и общество –социальнопедагогический аспект

АннотацияШкола является ключевым элементом в цикличной системе подростков. Школьное воспитание ориентируется на поддержку и усиление государственного строя, его институтов и органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, законов и нравственных норм. Школа –не просто государственное учреждение, а социальный институт, призванный удовлетворять образовательные запросы государстватой же мере, как общества иличности. В статье показана взаимосвязьшколы и времени в ней пребывания; ее местоположения;внеклассной деятельности; ее размера, а также ее обязательного посещения.Ключевые слова: школа, правовое воспитание, государство, подросток, правовая культура, преступность, насилие

Предметом особой заботы государственных институтов была и остается задача воспитания у молодежи активных потребностей в соблюдении правовых норм современного общества, высокой гражданской дисциплинированности и организованности. Развитие и моральное совершенствование общества неотделимо от правового воспитания, повышения правовой культуры личности, которая является частью общей духовной культуры человека. Вместе с тем, нестабильная общественная обстановка в стране в последнее десятилетие породила элементы новой идеологии. Недостаточное развитие духовности у части молодежи и наличие определенных ошибок в руководстве страной, правовой нигилизм, недостаточная эффективность правоохранительных органов и другие проблемы, потребовали переосмысления всего процесса воспитания и правового воспитания в частности. Особенно остро стоит вопрос о правовой культуре подростков, недостаток которой проявляется в наличии у нашей молодежи правовой безграмотности, нигилизма и цинизма. Правоваябезграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но вполне может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Основная мировоззренческая ошибка заключается в том, что все законодательство сводится только к уголовному праву, тогда как непосредственно каждого человека касается, прежде всего, гражданское, конституционное, административное, трудовое и другие отрасли права, без знаний которых легко заблудиться в дебрях повседневных трудовых, имущественных и иных отношений.Правовой нигилизм выражается в потере веры в регулирующую силу права, разочарования в его социальной роли, в возможности реального правопорядка. Правовой цинизмнаиболее характерен для различных асоциальных субъектов и выражается в явном пренебрежении правом, способности или желании использовать знания права для совершения различных преступлений. Считается, что в странах Западной Европы подобной проблемы не существует. Мы не раз слышали, чтонаселение этих стран соблюдает законы не потому, что за их неисполнениеследует ответственность различного рода, а потому, что «так требует закон», потому, что «так надо» (Dura lex, sed lex). Например, немцы никогда не переходят улицу на красный свет даже при отсутствии автомобилей и не мусорят на улицах. Однако на современном этапе и в этих странах детская и юношеская преступность принимает угрожающие размеры. В Западной Европе появились такие группировки как «Тедди бойз» в Великобритании, «Хальбштаркен» в Германии, «Черноблузники» во Франции, «Виттелони» в Италии, «Скунна фольке» в Швеции. Их участники собираются на площадях, скверах, во дворах, устраивают кровавые драки, совершают хулиганские нападения, кражи, ограбления и даже убийства.В США криминальные группы из среды учащихся действуют и в стенах учебных заведений. Идеологической «подпиткой» преступных молодежных групп нередко выступают лозунги националистического экстремизма и расизма. Даже в Японии, где ситуация в этой области до недавнего времени казалась наименее тревожной, теперь увеличивается с каждым годом число детских и юношеских преступлений, растут ряды школьниковнаркоманов, учащаются случаи грубого нарушения дисциплины в школах[1].Россия не стала исключением. В стране каждое восьмое раскрытое преступление совершается подростками. Каждое десятое преступление, совершенное подростками,связано с угрозой жизни и здоровью потерпевших, незаконным оборотом наркотиков и тому подобными “взрослыми” мотивами. Каждый шестой привлеченный к уголовной ответственности подросток имеет опыт преступной деятельности, а каждый восьмой ранее судим. И хотя по данным ГИАЦ МВД России подростковая преступность в стране снижается и это не может не радовать, однако хотелось бы высказать предположение, что связано это не столько с улучшением правового воспитания подростков в школах и успехами в работе правоохранительных органов и органов, занимающихся вопросами подростковой преступности и ее предотвращением, сколько с демографическим кризисом 90х годов, результатами которого является значительное уменьшение количества подростков1618 лет.

Одной из причин роста подростковой преступности является сознательное уклонение родителей от воспитания детей. Эта проблема связана зачастую с тяжелым материальным положением в семье; отсутствием времени на воспитание детей и общение с ними; неполная семья, разводы.Еще одной причиной, способствующей росту противоправности среди несовершеннолетних, является жестокое обращение с детьми в семье, которое проявляется в физическом или психическом насилии, применении недопустимых приемов воспитания, унижения человеческого достоинства детей и т.д. Серьезной причиной совершения преступлений несовершеннолетними являются психические расстройства подростков. По данным МВД России, почти 80% преступлений совершается подростками, имеющими психические аномалии, стертые, неразвернутые формы психической патологии. Подростки нередко становятся жертвами преступлений и насилия, как внутри семьи, так и за ее пределами. Попадая на улицу, подросток чувствует себя изгоем и проявляет жестокость, что нередко ведет к нарушению закона. Если такой подросток, оставшись без семейной опеки, не посещает школу, он чаще всего попадает под влияние криминальной романтики и оказывается вовлеченным в преступную группировку[2]. Итак, можно сделать вывод, что семья и школа являются ключевыми элементами в цикличной системе жизнедеятельности подростков. Американские ученные в этой области (Снайд Сикмунд и его коллеги) сравнивают школу с насосом, который «выталкивает» подростков около 14 часов во внешнюю среду и потом «всасывает» их на следующее утро. Вечером в пятницу школа «отпускает» их на выходные и принимает назад в понедельник утром [3].

Ученые рассматривают влияние времени суток на количество преступлений. В младшем возрасте учащиеся посещают школу, потому что их туда приводят родители. В старшем возрасте, когда школьники более самостоятельны в своих передвижениях и не боятся пропускать уроки, они посещают школу и остаются в ней по разным социальным причинам (среди таких причин: я посещаю школу, чтобы получать знания –21%; меня заставляют родители –32%; в школе учатся мои друзья –15%; надо же гдето собираться –8%; здесь учится моя девушка или парень –21% и др. –12%). То, что большое количество молодежи собирается вместе под одной крышей, а затем выходит одновременно из школы, ставит перед обществом значительное количество проблем. Снайд Сикмунд и его коллеги установили, что динамика изменений количества преступлений с применением насилия и участием старшеклассников напрямую зависит от времени дня. Когда заканчиваются занятия в школе между 15.00 и 18.00 часами количество преступлений с применением насилия возрастает в 5 раз по сравнению с промежутком до и после этого времени. Заслуживает внимания рост количества преступлений в промежутке с 14.00 до 15.00 час. Авторы признаются, что не знают, совершались ли эти преступления теми, кто официально закончил школьный день до 15.00 или подростками, которые решили уйти из школы раньше по собственной инициативе. С 16.00 часов до 18.00 часов правонарушения все еще присутствуют, но их количество снижается ближе к концу вечера и сводится к минимуму после полуночи. Введение вечернего родительского «комендантского часа» для подростков значительно влияет на количество преступлений и правонарушений, большинство из которых совершается до этоговремени. Эти общие выводы совпадают с данными национального опроса членов молодежных организаций, проведенного Марсией Чейкен. Выяснилось, что дети и подростки более всего склонны к свершению преступлений или становятся их жертвами в промежутке между 14.30 и 20.30 часами вечера [3].

Местоположение школы также оказывает влияние на место совершения правонарушений. Ронсек и его коллеги (Roncek, Maier), в своих исследованиях «опасных мест», обнаружили, что городские кварталы со средней школой имеют более высокие показатели преступности, чем другие районы. Исследования Патрисии и Пола Брентингем показали роль школы в несколько другом плане. Они изучили, как местоположение школы связано с другими реалиями общественной жизни, в частности с теми, которые являются отличным объектом для преступления. Например, в районе, где школа расположена рядом с торговым центром (или другой торговой точкой) зафиксировано значительно больше преступлений по сравнению с районом, где такого соседства не обнаружено. Магазины являются идеальным местом для молодежи, которая собираться в них или поблизости. Такое расположение является неблагоприятным, как для школы, так и для торговой точки. С точки зрения торговых работников, учащиеся не только создают беспорядок, они занимаются магазинными кражами, наносят экономический ущерб магазину, отпугивая платежеспособных покупателей. С точки зрения педагогов, учащиеся не могут успешно заниматься, если они проводят перемену или уроки в торговом центре. С точки зрения учащихся, торговый центр,располагающийся рядом с учебным заведением, является удобным местом для встреч и общения, и в случае необходимости его близость позволяет им быстро вернуться в школу [4]. Нельзя не прийти к выводу, что посещение подростками школы меняет модель его поведения. Перед обществом встает важная дилемма. С одной стороны, школа является местом, где подростками совершаются преступления, начиная с раннего возраста. В последствии эти же проблемные подростки оказываются в обществе, и школа является как бы «инкубатором» дивиантного поведения. С другой стороны, школы обеспечивают строгий контроль и тем самым предотвращают значительное количество преступлений. Как бы мы не жаловались на школу и связанные с ней проблемы, следует признать, что еще больше вопросов возникает вне зоны ее контроля.Джексон Тоби, американский ученный, занимающийся подростковой преступностью, настаивает, что система образования в США могла бы улучшиться в значительной мере, отказавшись от обязательного посещения школы[5].Он подчеркивает, что молодые люди, которые категорически не хотят находиться в школе, доставляют беспокойство себе и окружающим, затрудняя процесс обучения. Вместо того, чтобы призывать прогульщиков вернуться в школу, Тоби поощрял бы их заняться чемлибо другим. Он считает, что тот, кто не желает учиться в школе, не будет там учиться в любом случае и предлагает приступать к занятиям только по желанию подростков. Его предложение усложняется двумя проблемами. Вопервых, нужно найти занятия для нежелающих посещать школу. Вовторых, ограничить посещение таких подростков территории школы, поскольку онибудут стремиться попасть туда в поисках обычного для себя общения [5].

Тоби возможно прав в том, что разрешение свободного посещения учащимся улучшит качество образования в школе; его политика также может быть верной для уменьшения количества преступлений в самой школе. Но как повлияла бы такая политика на уровень преступности в обществе в целом?Алан Марлоу и Джон Питт, другие американские исследователи проблемы подростковой преступности, выступают с критикой позиции Тоби и высказываются за обязательное посещение школы, особенно для тех, кому не нравиться находится в ней и кто не многому там может научиться. Вот несколько причин:

даже несовершенный контроль школы уменьшает число проблем подростков, находящихся в ней. 30 часов занятий каждую неделю будутотвлекать «искателей приключений» от поиска новых проблем. Учебный процесс помогает сдерживать уровень преступности, по крайней мере, во время уроков. Обязательное посещение школы способствует наведению дисциплины и защищает остальную часть общества в течение этого времени;

количество объектов преступлений в школе значительно меньше, чем за ее пределами;

внутри школы легче подавить начало конфликта и не допустить его разрастания. Противоборствующие стороны очень быстро становятся очевидными, и урегулировать конфликт представляется значительно легче;

учителя контролируют проведение мероприятий. Учащиеся, склонные к принятию, например, алкоголя, вынуждены скрываться или вообще отказаться от этой затеи;

легче обнаружить и наказать за преступление в стенах школы, чем сделать то же самое за ее пределами;

часы работы школы известны всем. Прогуливающего учащегося, который в это время должен находиться в школе, можно заметить и принять меры[5].Алан Марлоу и Джон Питтсчитают, что точка зрения Тоби имеетпреимущества для повышения эффективности системы образования, но не могут с ней согласиться изза ее отрицательного влияния на уровень преступности в обществе в целом. Потому что те, кто нарушает дисциплину, а порой и законв школе, втягиваются в еще большие преступления за ее пределами. Безусловно, существует высокий уровень насилия в школе, но часто статистические данные о преступлениях, совершаемых в школах, неправильно истолковываются. Давайте обратимся к результатам исследования в области безопасности и охраны в государственных школах НьюЙорка. Учащимся 7 –12 классов был задан вопрос: подвергались ли они ограблению, где и когда это случилось? Около 54% ограблений случались во время уроков, которые занимают в среднем 56 часов. Складывается впечатление, что пребывание в школе очень опасно. Но следует также отметить, что 30% ограблений происходят по дороге из школы днем. Если дорога домой в среднем занимает полчаса, это составит максимум 3 часа риска в неделю. По дороге в школу утром случается куда меньше ограблений. Школьные мероприятия, приводимые во внеурочное время и в среднем составляющие 3 часа в неделю, порождают 10% ограблений. Если мы рассмотрим соотношение количества совершенных ограблений к продолжительности каждого из рассматриваемых временных отрезков, то получим совсем другую картину. Риск стать жертвой правонарушения наиболее велик по дороге из школы. Другими словами, час в школе является намного безопаснее часа по дороге домой, а час проведения внеклассных мероприятий в два раза опаснее, чем час во время занятий [5].

Далее рассмотрим, как размер школы влияет на количество преступлений. Известно, что меньшая по размеру школа имеет тенденцию к значительному уменьшению количества преступлений. Это подтверждается исследованиями в области безопасности и охраны, проведенными в государственных школах НьюЙорка Государственным департаментом образования в 1999. В школах, с более чем 1200 учениками, происходит на 75% больше краж, случаев вандализма, драк и других противоправных деяний, чем в школах с 500 учащимися и менее. Например, в школах с менее чем 300 учащихся 58% учеников сообщали, что преступления и угроза их совершения существуют в школе. Этот показатель возрастает до 68% для школ с численностью учащихся 300599 человек и 74% для школ с численностью учащихся более 600 человек [3].

Несмотря на то, что школы больших размеров могут заинтересовать родителей просторными помещениями и озеленением, это не всегда положительно сказывается на уровне подростковой преступности. Британский исследователь Тим Хоуп показал, что это скорееспособствует ее повышению в школе. Вопервых, большая школа имеет больше укромных уголков, в которых можно спрятаться. Окружающие ее деревья предоставляют отличную возможность для укрытия, а многочисленные двери облегчают свободный вход и выход.Вовторых, школы с небольшим количеством учащихся находятся в отдельном 23х этажном здании, которое располагается на маленьком участке, что предоставляет учащимся ограниченную территорию для бесконтрольного там пребывания. Смежные залы и лестницы легко просматриваться. Кабинет директора стратегически расположен на нижнем этаже для проверки входящих и предотвращения нежелательных посещений. Небольшое количество зелени не оставляет места для укрывательства противоправных действий.Напротив, школы с большими размерами имеют большую внутреннюю и внешнюю площадь за счет прилегающей к школе территории. Даже если в такой школе намного больше учителей, в ней имеется значительно меньше учителей на единицу площади и обеспечение контролем затруднительно.Чем больше учащихся, тем меньше вероятности, что они знают друг друга, и школьная администрация оказывается в затруднительном положении при определении права заходящего в школу человека, находится в ней. Бюроуз, Шепленд, Уайлз и Лайтнер изучали этот же вопрос в Британских школах, большинство из которых имели менее 800 учащихся. Половина из опрошенных учителей заявили, что знают многих учеников, 30% учителей знают всех учеников или большинство из них. Около 65% сказали, что они смогли бы определить в человеке, заходящем в школу, незнакомца. В американской школе с численностью учащихся 2000 и более и с числом учителей более 75 человек решение этого вопроса оказалось затруднительным[3].Школа с большими размерами осложняет контроль педагогов и внесколько другом аспекте. Предположим, что 1% всех учащихся являются «трудными» подростками. Следовательно, в школе с 600 учащимися число таких подростков составит всего лишь 6 учеников. Учителя могут «разделять и властвовать» для того, чтобы свести к минимуму наносимый проблемными учениками вред. В школе с 3000 человек таких учеников будет 30; вместе они могут оказать более значительное отрицательное влияние на остальных учащихся [3].

Несмотря на то, что большие школы имеют более широкие возможности в выборе форм осуществления внеклассной деятельности, понятно, что школы меньшего размера способствуют значительно более высокому уровню занятости учеников. Причина кроется в том, что разнообразным клубам и кружкам не хватает определенного числа участников. Это вынуждает организаторов вовлекать практически всех учеников школы, что способствует всеобщей занятости, в то время как школы с большим количеством учащихся записывают в клубы и кружки только определенное количество детей. Это становится причиной бесконтрольного времяпрепровождения подростков, не попавшим в членство школьных организаций, что в свою очередь ведет к поиску «приключений» и вовлечению их в разнообразные неформальные группировки. Таким образом, данные американских и британских ученых показывают, что организованнаяурочнаяи внекласснаядеятельность подростказанимаетцентральное место в его повседневной занятости. От содержания этой деятельности, качества правового воспитания и от многих других факторов зависит уровень криминогенной обстановки в обществе в целом.

Ссылки на источники1. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: актуальныепроблемы /Б.Л. Вульфсон.М.: Московский психологосоциальный институт. 2008. –336с. –С.252. Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла /Л.М. Матвиенко Дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2004. С3. Marcus Felson. Crime and Everyday Life/ Second Edition, 1998. —p.108116.4. The Police Power, Procedures and Proprieties. Ed. by John Benyon and Cotin Bourn. Unty of Leicester. /Pergamon Press, 1986. —p. 85120.5. Planning Safer Communities. Ed. by Alan Marlow and John Pitts. / Russell House Publishing, 1998. —p. 97103.

Lyudmila Matviyenko Candidate of pedagogic sciences, associate professor of Volgograd State Social Pedagogical University, Volgogradmatviyenkolm1@rambler.ruSchool and society –social and pedagogical aspect Abstract: School is a key element in the adolescent circulatory system. School education is oriented to support and strengthen the government, its institutions and bodies, to form civil and social features based upon its laws and standards of morality. But school isn‱t only the government institution, but also the social institution aimed to satisfy the educational requirements of society and a person as well. In the article it is shown the interrelation of school and timing as the essence of delinquency, school and its location and temptations, school schedules and activities, school and its size, school and its compulsory attendance.Keywords:school, law education, government, juvenile, law culture, delinquency,violence