Существенные различия понятий «мораль» и «нравственность»

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ширшов В. Д. Существенные различия понятий «мораль» и «нравственность» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 951–955. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54454.htm.
Аннотация. В статье раскрываются исторические истоки понятий «мораль» и «нравственность». Мораль отражает общественные требования к личности в виде обычая, традиций, норм права. Соблюдение морали связано с познанием законов, с умениями их выполнять в соответствии с общественным положением личности. Нравственность имеет в основе религиозные требования к личности, где важнейшим является суд собственной совести. Главным в нравственном воспитании является формирование ведущих отношений к миру, другим людям и к самому себе. Мораль – изменчивое понятие, нравственность – вечная категория.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ширшов Владимир Дмитриевич,доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности,«Уральский государственныйпедагогический университет», г. Екатеринбургshvd66@mail.ru

Существенные различия понятий «мораль» и «нравственность»

Аннотация.В статье раскрываются исторические истоки понятий «мораль» и «нравственность». Мораль отражает общественные требования к личности в виде обычая, традиций, норм права. Соблюдение морали связано с познанием законов, с умениями их выполнять в соответствии с общественным положением личности. Нравственность имеет в основе религиозные требования к личности, где важнейшим является суд собственной совести. Главное в нравственном воспитании является формирование ведущих отношений к миру, другим людям и к самому себе. Мораль ‬изменчивое понятие, нравственность ‬вечная категория.Ключевые слова мораль, нравственность, знания, умения, поведение, религия, право.

Различные словари и энциклопедии разъясняют понятия «мораль» и «нравственность» как тождественные. Так, «Советский энциклопедический словарь» трактует «мораль» ‬1. Нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения)» [1, с.828]. Основываясь на исследованиях происхождения и исторического развития морали, можно считать установленным, что первоначально мораль возникает как объективно ценное содержание стихийно складывающихся форм поведения индивидов в обществе, как объективное качество целесообразного способа взаимодействия людей. На этом этапе мораль еще не знает должного, это скорее объективная предпосылка морали, а не сама мораль.Элементы должного в морали появляются в Древней Греции в виде «культуры стыда». Соперничество, подражание лучшим, общественное одобрение и общественное порицание ‬это были критерии оценки поведения индивида в социуме. Страх показаться глупым и смешным принадлежал к числу важнейших мотивов, определяющих поведение в обществе. Второй стороной «культуры стыда» было стремление быть лучшим среди многих. Доблесть проявлялась на поприще войн и соревнований на Олимпийских играх, на конкурсах красоты и в сфере социальной помощи. Постепенно стихийно складывающаяся мораль приобретает признаки узаконенной морали.Марка Туллия Цицерона (10643 г. до н.э.) ‬древнеримского оратора, писателя и философаэклектика можно считать основателем понятия «мораль», когда удовлетворение интересов индивидов должно совмещаться с интересами общества. При этом регуляция поведения осуществляется посредством строгих норм и психологического принуждения и контроля. Основой здесь выступают ментальные факторы, связанные с общественной оценкой поведения человека. Развивающаяся умственная деятельность человека обеспечивает обществу прогресс в науке, технике и технологии, что формирует достаток в жизни людей. Вместе с достатком появляются зачатки новыхморальных отношений, как в отдельных стратах, так и у большинства населения. В жизнь общества, дополняя обычаи, приходит право,которое оформляет возникновение новых взаимоотношений людей в обществе. Право закрепляет идею добра и зла в духовной жизни общества. Рост социального неравенства, появление имущих и неимущих людей в обществе негативно влияет на исполнение моральных норм.Имущие начинают бороться за больший достаток, за власть над другими людьми. Рождается и развивается моральная ненадежность человека, когда он поступает в соответствии с обычаями только при условии принуждения, а не по собственной воле. В 1750 г. до н. э.в Древнем Вавилоне (Врата Бога) царь издал ряд законов, чтобы регламентировать жизнь царства. Среди этих законов были положения, которые обязывали соотечественников в дни тяжких испытаний помогать друг другу, защищать сирот, вдов и бедняков. В основе этихзаконов лежали заклинания и отмечались грехи, за которые должны следовать наказания: неоказание помощи нуждающимся; внесение раздора в семью; ложь и обман; неуважение стариков и родителей.В эпоху Нового царства (2040 ‬1640 гг. до н.э.) в Египте появилось судопроизводство со всеми его атрибутами: судьи, писцы, которые составляли договора, завещания, деловые контракты. При судопроизводстве использовались свидетели, перекрестные допросы, наказания лжесвидетельств. Впервые появился принцип презумпции невиновности, то есть никого нельзя назвать преступником, пока его вина не будет доказана. В качестве наказаний использовались штрафы, телесные наказания, каторжные работы, увечье, ссылка и смертная казнь. Важно отметить, что тюрем в те времена еще не было и осужденные отбывали наказание в храмах, не было и адвокатов и невинно осужденных некому было защищать они должны были защищаться самостоятельно.Развитие моральных норм имело свои особенности в Древней Руси. Важное событие произошло в 988 году ‬крещениеРуси. Христианство вело к смягчению нравов на Руси, так как запрещалось человеческое жертвоприношение, ритуальные убийства, прославлялись князья, которых сажает на царствие сам Бог, а от князя требовалась ответственность за свой народ. Став христианами, славяне ощутили себя русскими, к какому племени они бы не относилисьВ ХI‬ХIIвв. появляется свод законов ‬«Русская Правда», которую в 1016 г. дополнил сын князя Владимира Ярослав Мудрый. Свод законов состоял из 37 глав по уголовным и социальным вопросам, что было необычно для того времени. Как видим, с развитием общества появляется необходимость в защите социальных интересов и усилении моральных запретов для индивидов. Социальная природа порождает моральные запреты в виде божественного образа. Боги возникли, чтобы запрещать, предупреждать или наказывать человека за моральное зло, которое человек может нанести обществу. Так возникает религия. «В религиозном страхе наказания скрыта охранительная функция религии по отношению к обществу» [2, с.70].

С развитием мировоззрения человека религиозный страх дополняется общественной оценкой поведения и действий человека. Обычаи и ритуалы приобретают обязательные формы реализации. В обществе появляются законы, которые регулируют моральные нормы поощрения и наказания Развитие общества не имеет какихлибо границ в своей модернизации, в нем постоянно складываются, развиваются различные социальные, экономические, культурные, государственные и другие отношения между людьми. Эти отношения меняются в зависимости от того,в каком слое (страте) находится человек. В каждой страте складываются моральные нормы поведения. В истории наблюдаются различные виды морали: мораль вельможи, рыцаря, купца, священнослужителя и т.д. Постепенно возникает вертикальная социальная мобильность, когда люди имеют возможность переходить из одного социальнопрофессионального слоя (страты) в другие. Переходя из одной страты в другую, меняются взгляды, поведение людей, трансформируются моральные требования к личности со стороны своей страты. В классовом обществе мораль имеет классовый характер. Принципы и нормы коммунистической морали были зафиксированы в «Моральном кодексе строителя коммунизма» в 1961году. В этом документе коммунистическая мораль трактуется как классовая, динамическая и выполняющаяидеологические функции.Анализ «Морального кодекса строителя коммунизма» показывает, что основные его положения (кроме коммунистической идеологии) соответствуют общечеловеческим моральным ценностям и требованиям христианской морали.В настоящее время моральное поведение проявляется в когнитивной сфере следующим образом:

в овладении рядом ключевых понятий правовых знаний, в оперировании юридической терминологией, в представлении правовых механизмов и регуляторов деятельности граждан;

во владении навыками поиска нужной правовой информации в различных правовых документах и её перевода из юридической знаковой системы в доступную для понимания отдельным гражданином, в выборе знаковых систем, которые будут адекватны познавательной и коммуникативной ситуации;

в умении находить примеры к теоретическим положениям правовой сферы, решать правовые задачи, моделировать проблемноправовые ситуации;

в способности сознательно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата.Ценностномотивационный аспект морального поведения можно обнаружить посредством:

установки на необходимость руководствоваться в собственной жизни действующим законодательством;

знаний основных моральных и правовых понятий, норм и правил;

умений применять эти нормы и правила к анализу и оценке различных правовых ситуаций;

понимание побудительной роли мотивов в правовой деятельности человека, места правовых ценностей и их значение в жизни человека и общества.Коммуникативный аспект моральных норм проявляется через:

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в правовой сфере;

умение использовать современные средства коммуникации для поиска и обработки необходимой правовой информации;

понимание языка правовой коммуникации, умение различать правовые факты, аргументы, оценочные суждения;

владение навыками ведения диалога, участия в дебатах;

способности аргументировать и отстаивать свою правовую точку зрения.[3.с4243] В российском обществе наблюдается правовой нигилизм. Мало кто интересуется законами до тех пор, когда совершается какоелибо их нарушение. Остается не в чести и сама Конституция Российской Федерации. Конституция‬важнейший юридический документ, который никто не читает, хотя его должны знать все граждане. Необходимо заметить, что пропаганда Конституции в РФ отсутствует. Конституция продается в виде книги, но в средствах массовой коммуникации, в образовании нет пропаганды её в игровой, учебной форме, в виде мультфильмов и т.д.

На основании наших исследований мы считаем, что важную роль в появлении понятия «нравственность» играло христианство. С принятием христианства в Западной Европе стала господствующей культурная парадигма ‬«культура вины».Эта «культура вины» существенно отличается от господствующей парадигмы Древней Греции и Древнего Рима ‬«культуры стыда», при которой системой внутренней ценности для человека становиться суд собственной совести, а не суд толпы. Идея суда собственной совести проходит через библейские каноны и является основой христианского мировоззрения. С этих идей начинается сфера нравственной свободы личности, когда общественные требования должны совпадать с внутренними мотивами поведения человека. Cсамого начала церковь строилась на канонических положениях, которые никогда не должны меняться, тогда и нравственность, как внутренний императив для человека, становится вечным идеалом.Развитие идей нравственности в России мы находим в «Домострое», написанном известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного ‬попом Сильвестром. В «Поучении сыну Анфиму» даются советы по соблюдению христианской нравственности, по соблюдению обрядов, по верности на «службе государевой». Сильвестр советует сыну трудиться, помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой, с любовью.

«Домострой» отражает сугубо русскую педагогическую мысль, густо окрашенную в православные тона. В первой части «Домостроя» излагаются правила общежития и наставления о сохранении души своей: «В тайны божии веруй, в тело его и в кровь веруй, им причащайся со страхом для очищения и освещения души и тела…». С развитием моральных норм и религиозных учений формулируются заповеди, имеющие религиознонравственное предписание. Заповеди иудаизма, ислама, христианства обязательно носят нравственный характер и направлены на многочисленные слои населения Земли.В отличие от знаний моральных норм и умений действовать согласно этим знаниям, в нравственности возникают требования к формированию ведущих отношений. Отношения при этом представляют собой более сложные психологопедагогические образования.На основании анализа философской, психологопедагогической литературы мы считаем, что структуру нравственного поведения определяет ведущаядеятельность и отношения, которые отражены в Схеме №1. НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Общественногосударственная и патриотическая деятельность

Отношение к Родине, Конституции РФ и законам

Деятельность в сфере глобальных проблем современности

Отношение к глобальным проблемам

Деятельность в сфере материального производства и ценностей

Отношение к труду, к ценностям и ресурсам

Деятельность в научной и духовной сферах

Отношение к культуре своего народа и других стран

Деятельность общения

Отношение к людям и самому себе

Религиозная деятельность

Отношение к БогуВ нравственном воспитании отражается не только то, что уже достигнуто, но и то, что нужно достичь в будущем, поэтому нравственные нормыобщественной жизни должны быть воплощены в опыт растущего человека уже с ранних лет. Положительный или отрицательный опыт детства, знание основных нравственных понятий и нравственные убеждения оказывает влияние на всю жизнь человека.Идеалом нравственнойличности, считает В.В. Байлук, является неутомимый деятель, смелый в решениях, точный в исполнении, стяжающий успех [4 c.13].Нравственность лежит в основании всей самореализацииличности: такой человек сам ищет путь в своей жизни, определяет род занятий, выбирает стиль общения с другими людьми и несет ответственность за свое поведение. Китайский философ Конфуций на вопрос: «Что есть жизнь?» ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».Нравственная самореализация отражает внутреннее желание жить нравственно. Началу нравственной самореализации служит нравственное самопознание: 1. Каков я с нравственной точки зрения, каковы мои положительные и отрицательные черты характера?2.Как я отношусь к добру и злу? (оценочные суждения).3. С оценочного суждения должен начаться процесс самовоспитания. Целью самовоспитания является необходимость формирования нравственных установок и привычек быть толерантным к другимлюдям. Личность при этом должна обладать положительными нравственными чертами характера: честность, доброжелательность, скромность и т.д. Самовоспитание всегда предполагает столкновение сил добра и зла при решении какихто реальных жизненных событий. 3. На основе критической самооценки должен возникнуть вопрос: « Какова моя идеальная модель нравственного поведения в будущем?».4. На основе нравственного идеала строится нравственное поведение, где нравственное познание превращается в регулятивную,управляющую функцию. Нравственное поведение при этом оценивается посредством общественного мнения. Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. [5, с. 420].

Задачей нашего исследования является выявление существенных различий понятий «мораль» и «нравственность» Так, Шитякова Н.П. утверждает, что мораль относитсяк сфере должного, идеального и выступает совокупностью требований к поведению человека. Нравственность же относится к сфере реального и отражает суть поступков в реальной жизни семьи, народа, государства [6,с.26]. Нравственность ‬это сама жизнь, то естьта часть жизни, которая связана с практическим поведением человека, его реальными поступками. Это всегда самооценка, которая не может зависеть от мнения социального окружения.Вместе с А.А. Корзинкиным мы определяем нравственность как более высокую позицию устроения человеческой природы, нежели мораль, ибо причинноследственные установки, подвергающие человека к действию на совершение добрых поступков, актуализируются не внешними требованиями морали, а внутренними убеждениями [7]. Мы согласны с мнением М.И. Ковалевой, утверждающей, что мораль является важным регулятором поведения людей в обществе, основой и критерием объективного отражения социальной действительности, в то время как нравственность ‬внутренний регулятор жизнедеятельности субъекта на основе принятия, усвоения, внутреннего утверждения им моральных ценностей [8]. Личность должна самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнение и проводить самооценку совершаемых поступков в форме рационального сознания нравственного значения совершаемых действий и эмоциональных переживаний.Действительно, можно согласиться с тем, что мораль фиксирует душевное взаимодействие человека с обществом, выступает как элемент нормативности, в то время как нравственность ‬личностное образование, присущее конкретному индивиду, на основе которого он добровольно, не оглядываясь на предписания, осуществляет поведенческую функцию. Таким образом, если моральные нормы в жизни общества подвержены изменениям, то нравственные заповеди остаются неизменными, можно даже сказать ‬вечными. В этом мы видим существенное отличие понятия «мораль» от понятия ‬«нравственность».

Ссылки на источники1. Советский энциклопедический словарь [Текст]. «Советская энциклопедия, М.: 1985.1600с.2.. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности [Текст]./В.Д. Шадриков. М.: 1999.3. .Ширшов, В.Д.Духовнонравственное воспитание. Учебное пособие; ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед.унт».Екатеринбург: 2013.222с.4. Байлук, В.В.Духовнонравственное воспитание и самовоспитание студентов//Духовнонравственная самореализация личности: Материалы студенческой н/практ. конф. ‬Екатеринбург: Россия.2007201с.5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] /С.И. Ожегов. М.: 1991.915с.6. Шитякова, Н.П. Теоретикометодологические основы и практика духовнонравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования [Текст]./Н.П. Шитикова. Монография. Челябинск: 2004.23с. 7. Корзинкин, А.А. Духовнонравственная концепция воспитания личности и современное образование [Текст]./А.А.Корзинкин. Автореферат канд. пед. наук. Курск: 1999.20с. 8.Ковалева, М.И. Нравственное воспитание учащихся старших классов [Текст]. М.И. Ковалева. Дисс.канд.пед.наук. Кемерово: 2003. 208с.

Shirshov Vladimir DmitrievichDoctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of life safety of the Ural state pedagogical University, Ekaterinburgshvd66@mail.ruAbstract.The article describes historical origins of the concepts of «morals» and «ethics». Morality reflects social demands on the individual in the form of custom, traditions, norms of law. Compliance with the morality associated with cognition of the laws, with the skills to carry them out in accordance with social status of the individual. Morality is based on religious demands on the individual, where the most important is the court's own conscience. The main thing in the moral education is the formation of leading relations to the world, other people and yourself. Morality is a changing concept of morality is an eternal category. Keywords

morality, ethics, knowledge, skills, behavior, religion, and law.