Проблема формирования компетентностной модели преподавателя современного вуза в условиях повышения квалификации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронкина Д. В., Малета С. В. Проблема формирования компетентностной модели преподавателя современного вуза в условиях повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1086–1090. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54481.htm.
Аннотация. С позиций компетентностного подхода рассмотрены проблема профессиональной деятельности и формирования компетентностной модели преподавателя высшей школы, а также условия формирования такой технологической модели в системе повышения квалификации преподавателя современного вуза.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малета Светлана Валериевна, аспирант кафедры теория и методика профессионального образования Тульского государственного университета, г.Тулаmaleta_sv@mail.ru

Воронкина Дарья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВПО «Российский государственный торговоэкономический университет»(Тульский филиал) , г.Тула.voronkinadv@yandex.ru

Проблемаформирования компетентностной модели преподавателя современного вузавусловияхповышенияквалификации

Аннотация:С позиций компетентностного подхода рассмотрена проблема профессиональнойдеятельности иформирования компетентностной модели преподавателя высшей школы. Условия формирования такой технологической модели в системе повышения квалификации преподавателясовременного вуза.Ключевые слова:модернизация системы образования, компетентность, компетенция, профессиональнаякомпетентностьпреподавателя, образовательные услуги,системаповышенияквалификациипреподавателейвысшейшколы.

В условиях процесса модернизации российского образования новые социальнопедагогические условия предполагают изменения и в профессиональном мышлении, и в деятельности педагога, следовательно, должны меняться и подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров. Обновлению содержания повышения квалификации педагогов способствуют такие факторы, как реализация компетентностного подхода в подготовке педагогических кадров, соответствие содержания образовательных услуг запросам педагогов, формирование заинтересованности и личной ответственности в повышении своей квалификации. На этом фоне ведутся давние и активные дискуссии о плюсах и минусах применения компетентностного подхода для системы образования, прежде всего высшего, что вызвано целым рядом факторов:глобализация, изменение структуры экономических рынков, развитие технологий и, как следствие, востребованность специалистов, способных и готовых работать в быстро меняющихся условиях;мобильные рынки труда предъявляют новые требования к выпускникам вузов: адаптивность, способность результативно работать уже на старте карьеры, готовность к обучению на протяжении всей жизни и т.д.;необходимостьразвития профессиональных квалификаций трудовых ресурсов для европейского рынка труда с целью усиления мобильности через создание общих сопоставимых уровней профессиональной компетентности и критериев оценки;интернационализация и интеграция европейских образовательных систем;развитие внеинституциональных рынков образовательных услуг;институциональные и структурные изменения в системах образования, связанные с востребованностью перехода от предметноориентированного обучения к обучению, нацеленному на результат, возможностью интеграции традиционного образования, профессиональной и практической подготовки; недовольство как со стороны работодателей, так и общества в целом в отношении качества подготовки специалистов в современных вузах.Компетентностныйподход –это подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Данный подход позволяет внести личностный смысл в образовательный процесс, проектировать и реализовать такие технологии, которые создавали бы ситуации включения обучающихся в разные виды деятельности.Сущность компетентностного подхода и технологии формирования ключевых компетенций отражены в научнотеоретических и научнометодических работах многих российских и зарубежных ученых.Успехи системы образования во многом определяются качеством научнопедагогических и управленческих кадров. Переход на многоуровневую систему подготовки, а также акцент на непрерывности образования и совместимости разных уровней и организационных структур требуют пересмотра методологических, организационных, психологических, педагогических основ проектирования инновационного образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей вузов.Конечная цель профессиональнопедагогической деятельности преподавателя задается конечной целью подготовки специалиста профессиональной компетентностью, готовностью к инновационной деятельности.Включение России в Болонский процесс и появление документов, определяющих направления развития российского образования с учетом мировых тенденций, послужили стимулом к разработке ГОС ВПО третьего поколения на основе компетентностного подхода. На законодательном, нормативном и формальномуровнях были обозначены критерии, позволяющие определять, измерять и оценивать качество подготовки специалистов в вузах с акцентированием качества образовательных программ.Следует подчеркнуть, что в документах международных организаций, и в отечественныхзаконодательных и нормативныхактах по проблемам высшего образования отмечается ключевая роль преподавательских кадров в образовательном процессе. Вопрос о необходимых компетенциях профессорскопреподавательского состава вузов, способного обеспечить получение необходимых компетенций студентами, крайне актуален. В Тульском государственном университете вконтексте реализации Президентской программы повышенияквалификации научных кадров, актуализируется задача подготовкикомплекса учебных модулей, ориентированных на преподавателей, обеспечивающих дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации инженерных кадров. В контексте решения этой задачи разрабатываются модули, посвященные теме «Психологические аспектымежличностного взаимодействия»)и тренинги по созданию сценариев интерактивных учебных занятий; в ТулГусформирована и успешно реализуется кафедрой ТиМПО комплексная система непрерывного развития педагогического профессионализма преподавателей университета,которая ориентирована на требования российских и международных стандартов, в том числе, таких как: государственные требования кпреподавателю высшей школы;педагогическиекомпетенции преподавателявуза, принятые Международным Мониторинговым комитетом IGIP. Система включает дополнительную образовательную программу «Преподаватель высшей школы». Краткосрочные программы(до 72 часов) повышения квалификации ориентированы на развитие ряда профессиональных компетенций преподавателей, прежде всего, таких как:способность научнопедагогических работников университета к разработке документов основных образовательных программв соответствии с требованиями ФГОСВПО; способность преподавателей продуктивно реализовать достижение компетентностноориентированных результатов обучения студентов;готовность преподавателей современного вузак созданиюи применению интерактивныхобразовательных ресурсов дляорганизации учебного процесса; готовность преподавателей реализовать продуктивное проектноорганизованное обучение в структуре интегрированного учебного плана, готовность преподавателей к проектированию, реализации иоценке качества самостоятельной образовательной деятельности студентов в личностноориентированной образовательной среде.Многие российские региональные Центры переподготовки и повышения квалификации специалистов различных профилей в условиях проектирования и реализации основных образовательных программ нового поколения, вситуации, когда закладываются основы образовательной модели выпускника исследовательского университета, появилась необходимость расширить спектр образовательных услуг в области повышения квалификации специалистов и оптимизировать технологии их реализацииосуществляют подготовку и реализацию различных программповышения квалификации«Менеджмент в реализацииобразовательных программвысшего профессионального образования: Компетентностный подход» Обучение по подобным программампозволяет расширить и углубить фундаментальную и практическую подготовку в сфере управления деятельностью факультетов и кафедр как основных структурных подразделений вуза, организующих образовательный процесс. Основными преимуществами таких программ являются: практическая ориентированность программы.Ориентация на компетентностную модель обучения, в ходе которого слушатели имеют возможность:

получить системные знания о менеджменте в высшем профессиональном образовании;

совершенствовать навыки креативных форм управления деятельностью факультетов и кафедр в контексте компетентностноориентированного образования;

освоить умения в области стратегического и тактического планированиядеятельности структурных подразделений вуза в современных условиях;

совершенствовать навыки разработки образовательных программ на основе компетентностного подхода;

овладеть навыками организации НИР, в том числе разработки заявок для участия в конкурсах образовательных проектов. Разработки по теме программы повышения квалификациигарантируют:

качество обучения от высококвалифицированных преподавателей системы ДПО;индивидуальный подход к организации обучения;

дидактическое сопровождение образовательного процесса, которое включает авторские учебники и учебные пособия, рекомендуемые УМО.Получение удостоверения о повышении квалификации по программе «Менеджмент в реализации образовательных программ высшего профессионального образования: компетентностный подход». (в объеме 72 часов).

Внедрениекомпетентностного подхода и связанных с нимгуманитарныхтехнологий в образовательную практику российских вузов происходит постепенно.Встраивание нового компонента обучения в образовательныйпроцесс может быть произведено различными способами и зависит от готовностипедагогического коллектива к изменениям и от мотивированностина эти изменения. Роль преподавателя при этом сохраняет свое значение, однако теперь она предусматривает более высокие уровни консультирования и мотивирования студентов, понимания и способности применять это знание,профиля, который должен быть достигнут, личных интересов, критического отбора материалов и источников, организации учебных ситуаций и т.д.«Языккомпетенций в силу своего появления извне высшего образования можно признать наиболее подходящим для консультаций и диалога с группами, непосредственно не вовлеченными в академическую жизнь»[В.И. Байденко«Болонский процесс»].

Списоклитературы1.Романова Л.М., Фролов А.Г. Компоненты профессиональной деятельности преподавателя вуза на должностных уровнях ассистента, и старшего преподавателя //Вестник Казанского гос. энергетического университета. 2009 №1.С 136142. 2. Романова Л.М., Матушанский Г.У. Компетентностная модель преподавателя вышей школы //Инновационная образовательная среда как фактор развития учебного заведения. Казань: Издво МОиН РТ, 2010. С. 133134. 3. Матушанский Г.У., Завада Г.В. Моделирование повышения квалификации преподавателя высшей школы на траекторииассистентст. преподавательдоцент //Аlmamater.2011. С. 4042.

MaletaSvetlana, Assistant of department theory and method of professional education in Tula State University, TulaVoronkina Daria, Candidate of economic sciences, associate professor,head of departmenteconomics, accounting and auditing, Russian State University of Trade and Economics(Tula branch), Tula.Importance of competence approach in training of modern higher school teacherAnnotation:This article deals with the question of professional activities of a lecturer at higher educational establishment. It defines a subjectmatter and a structure ofpedagogical competence of lecturers at technical higher educational establishments. The author determines criteria and levels ofpedagogical competence and develops an engineering model of its forming in the system of lecturers; advanced training.Keywords:competence, competenceprofessionalcompetenceofalecturer,pedagogicalcompetenceofalecturerathighereducationalestablishment, formingcompetenceofalecturerattechnicalhigherestablishment, systemoflecturers'advancedtraining.Educational.