Особенности организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жигимонт С. Н. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1146–1150. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54493.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. Автор анализирует динамику социально-психологической адаптации, тревожности и фрустрированности старшеклассников в процессе подготовки к Единому государственному экзамену, что позволяет определить необходимость внедрения программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, а также выделить периодичность соответствующих воздействий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жигимонт Светлана Николаевна,преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», филиал в г.Тихорецкеzhigimontsv@bk.ru

Особенности организации психологопедагогического сопровождениястаршеклассниковв период подготовки к ЕГЭ

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации психологопедагогического сопровождениястаршеклассниковв период подготовки к ЕГЭ. Авторанализирует динамику социальнопсихологической адаптации, тревожности и фрустрированности старшеклассников в процессе подготовки к единому государственному экзамену, что позволяет определить необходимость внедрения программы психологопедагогического сопровождения старшеклассников и также, выделить периодичность соответствующих воздействий.Ключевые слова: психологопедагогическое сопровождение, социальнопсихологическая адаптация, тревожность, фрустрированность.

Централизовано проводимый в Российской федерации единый государственный экзамен, служит одновременно выпускным экзаменом школы и вступительным экзаменом в учреждения высшего профессионального образования.В соответствии с этим, у старшеклассников на первый план и на новом уровне выступают проблемы, связанные с подготовкой к сдаче единого государственного экзамена. От итоговых результатов зависит реализация планов профессионального самоопределения, определяющего возможность занять определенную социальную нишу. Эта задача диктуется наряду с усложнением, в частности технологическим, всей жизни, теми высокими требованиями, которые современное развитое общество предъявляет к уровню профессионального образования и личностной зрелости.Проблема сдачи единого государственного экзамена оказывается настолько аффективно значимой, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевает все остальные. Это переживание сопровождается изменениями в личностной сфере старшеклассников, поэтому социальнопсихологической службе школы важно контролировать такие личностные характеристики как социальнопсихологическая адаптация, фрустрированность, тревожность и некоторые другие, и оказывать своевременную и адекватную помощь учащимся. Единый государственный экзамен –это новая реальность в образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ –это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Подготовка к единому государственному экзамену –период напряженной работы, эмоционального подъема, полный тревоги ожиданий, который можно назвать стрессовым в жизни выпускников и их родителей. Напряжение во время подготовки и сдачи экзаменаможно сравнить с работой на пределе физических возможностей. Как защитная реакция, стресс стимулирует, помогает сконцентрироваться здоровым учащимся, но эмоциональнонеустойчивых учащихся, (и тем более больных) приводит в ступор. Абсолютно здоровых детейсейчас не более 30%, а среди выпускников –менее 10%.При проведенииЕГЭ достаточно много случаев демонстрации признаковнервного перенапряжения, стрессового состояния, неадекватного поведения учащихся во время самого экзамена. В некоторых случаях требуется немедленная медицинская помощь. Поэтому особенно важно помочь старшеклассникам адаптироваться к сдаче ЕГЭ, чтобы повысить эффективность подготовки к экзаменам. Сдача экзамена в формате ЕГЭ становится единственной формой аттестации при поступлении в вузы. Каждому старшекласснику необходимо определенное время для качественной подготовки к экзамену. Адаптация учащихся к этойформе аттестации должна проходить постепенно, в течение всего обучения в школе. Но для наилучшей концентрации, в непосредственный год перед сдачей, важен психологический настрой. Поэтому реализация проекта психологического сопровождения возможна и необходима в каждом учебном заведении. Результаты психологического сопровождения следующие:

формирование личности, владеющей навыками саморазвития, проявляющей деятельную, творческую активность;

формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов;

повышение эффективности образовательного процесса, его результативности за счет комплексногоиспользования интеллектуальных и психофизических возможностей организма [1].Исследование проводилось с целью изучения динамики социальнопсихологической адаптации, тревожности и фрустрированности старшеклассников в процессе подготовки к единому государственному экзамену. Тем самым оно может определить необходимость внедрения программы психологопедагогического сопровождения старшеклассников и также, выделить периодичность соответствующих воздействий. В исследовании принимали участие 80 учащихся 11х классов средних общеобразовательных учреждений в возрасте 16 –17 лет. Исследование проводилось в несколько этапов в течение учебного года. Этапы были выделены в соответствии с учебной программой подготовки к единому государственному экзамену.1й этап –Исследование социальнопсихологической адаптации, тревожности и фрустрированности в начале учебного года (в сентябре).2й этап –Исследование социальнопсихологической адаптации, тревожности и фрустрированности в период написания итоговых контрольных работ за первое полугодие по основным предметам (в декабре).3й этап –Исследование социальнопсихологической адаптации, тревожности и фрустрированности в период выбора дополнительных предметов и написания заявления на их сдачу (в начале марта).4й этап –Исследование социальнопсихологической адаптации, тревожности и фрустрированности в период написания пробного ЕГЭ по основным и выборочным предметам (в конце апреля).Для достижения цели исследования подобран комплекс методик диагностики социальнопсихологической адаптации, тревожности и фрустрированности старшеклассников, проводимый в течение нескольких дней на каждом этапе исследования.1.Опросник социальнопсихологической адаптации (СПА) разработанный К. Роджерсом, Р. Даймондом в модификации А.К. Осницкого. 2.Тестопросник самооценки тревожности, разработанный Ч.Д..Спилбергером, Ю.Л. Ханиным. Шкала самооценки тревожности состоит из 2х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ) и личностную (ЛТ) тревожность. 3.Опросник самооценки психических состояний разработанный Г.Айзенком предназначен для экспрессдиагностики 4х характеристик: тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. 4.Вербальный фрустрационный тест для старшеклассников (ФВТ) разработанный Л.Н. Собчик. Позволяет выявить иерархию фрустрируемых ценностей, а также выраженность фрустрирующего состояния.Результаты исследования показателей социальнопсихологической адаптации: снижение на всех 4х этапах исследования практически всех показателей адаптации: адаптированности, самоприятия, приятия других, эмоционального комфорта; а по уходу от проблем –увеличение уровня. С приближением единого государственного экзамена слабеют адаптационные возможности учащихся, что вызывает все большее желание уйти от решения проблем и возможных трудностей. Нет гармонии и в эмоциональном плане, поэтому возникает риск роста внутренних проблем в период подготовки к экзаменам и их сдачи.Изменение уровнятревожности на всех этапах проводимого исследования. Мы наблюдаем последовательное увеличение показателей как реактивной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю.Н.Ханина, так итревожности по методике Г. Айзенка.Повышение тревожности оправдано, ведь сдача итогового экзамена является стрессовой ситуацией для каждого учащегося. С приближением экзаменастаршеклассник всё больше беспокоится и тревожится, и это во многом обусловлено внешними факторами, возникающими непосредственно в процессе подготовки к единому государственному экзамену: учащиеся пишут итоговые контрольные работы, определяются с дополнительными экзаменационными предметами, пишут заявления, участвуют в пробных экзаменационных испытаниях. Уровень фрустрированности также как и уровень тревожности последовательно увеличивается.С приближение итогового экзамена увеличивается острота проявления эмоциональных реакций, состояние фрустрации становится более устойчивым, что также ведёт к росту внутренних проблем, обусловленных неуверенностью в себе и своих силах.Показательными стали результаты по методике «Вербальный фрустрационный тест» Л. Собчик. Показатель фрустрированности по данной методике существенно не изменялся. Это не могло остаться без внимания, ведь фрустрационные состояния достаточно ярко выражены у старшеклассников по результатам методики Г. Айзенка. В связи с этим был проведен более подробный качественный анализ данных, который показал, что у некоторых испытуемых всё же наблюдается проявление реакции фрустрации. У большинства имеется фрустрированность по ценностям –внешний вид, характер, социальный статус, кругозор, при этом иерархия этих ценностей у испытуемых различна. Это выделяет значимость для обследуемых именно этих зон интересов, задевание которых может вызвать возникновение фрустрации.Выделения по определенным фрустраторам (родители, сверстники, учителя) не наблюдается, что говорит об их влиянии в соответствии с индивидуальностью испытуемых. При этом в исследуемой выборке проявляются как внешнеобвиняющие реакции, так и реакции обвинения направленные на самого себя и определяет значимость для отдельного испытуемого фрустрирующего лица (т.е. чем менее значим фрустрирующий, тем сильнее выражена внешнеобвиняющая реакция, и наоборот, если фрустрирующий значим, то выражена самообвиняющая реакция). Также у отдельных испытуемых по категории «Высказывания» не выявляется фрустрационные проявления, но выражены по категории «Чувства», что также выделяет наличие фрустрации, но внешнее проявление, которой контролируется рассудком, испытуемый стремится не проявлять свои эмоции открыто, старается сдерживать их.В соответствии с этим можно сделать вывод, что диагностика фрустрированности по Собчик Л.Н. не выявила предполагаемой динамики на всех этапах исследования, а именно то, что более глубокие личностные характеристики и свойства не могут, за выделенный период исследования, так ярко изменятся.Был проведен анализ различий в изменении показателей между всеми четырьмя этапами исследования. Различия практически между всеми показателями на первом, втором, третьем и четвертом этапах ярко выражены. Но не выявлены различияна всех этапах между показателями фрустрированности по методике Л. Собчик; это в очередной раз доказывает, что глубокие личностные характеристики и свойства не будут так быстро и ярко реагировать на незначительные внешние факторы. Также не выявлено различие между показателями адаптированности (СПА) на третьем и четвертом этапах.Старшеклассники во время подготовки и написания ЕГЭ сталкиваются с различными трудностями, среди которых условно выделяются три группы: когнитивные, личностные и процессуальные трудности.Когнитивные трудности –это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Причем если для педагога важен объем знаний, то с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями.Прежде всего, значительную трудность может представлять сама работа с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; оперироватьфактами и положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение, как правило, более контекстно, в большей степени делает акцент на умении выстраивать взаимосвязи врамках отдельной темы [2].Необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успешность в выполнении заданий ЕГЭ. Считается, что это преимущественно хорошая переключаемость и оперативная память. В отличие от традиционного экзамена, тесты, не имеющие логической связи между заданиями, требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую. Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Традиционно ситуация экзамена в школе во многом смягчается тем, чтодетей окружают знакомые люди. Вне зависимости от того, как учителя относятся к ребенку, их поведение предсказуемо, что во многом способствует снижению тревоги, которую испытывает ребенок. При сдаче ЕГЭ выпускники лишены такой поддержки. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании. При психологической помощи, прежде всего, очень важно предоставить достаточно информации о том, что такое единый государственный экзамен, уделив особое внимание его позитивным сторонам. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, можно провести работу, направленную на субъективное снижение значимости экзамена. Помощь в осознании выпускником, что оценка ЕГЭ не имеет фатального значения, способствует большей уверенности. Полезно также выяснение тех убеждений, которые существуют у детей по поводу ЕГЭ. Это может быть «мозговой штурм» или дискуссия, где дети смогут поделиться своими страхами и опасениями. Психолог в этом случае выступает в роли эксперта, помогающего оценить обоснованность и правдоподобность тех фантазий, которыми выпускники делятся друг с другом. Необходимо также привлечь к этой работе родителей и педагогов, так как они, вольно или невольно, могут поддерживать тревоги выпускников.Процессуальные трудности связаны с самой процедурой единого государственного экзамена.

трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;

трудности, связанные с ролью взрослого. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги –это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников;

трудности, определением стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. Это зависит от уровня притязаний(завышенный или заниженный уровень притязаний) и др. Психологическое преодоление процессуальных трудностей должно ориентироваться на овладение специфическими особенностями процедуры ЕГЭ. Это не только участие в тренировочном ЕГЭ, не просто рассказ о процедуре ЕГЭ, но ее проигрывание, причем в юмористической форме. Комическое представление пугающей ситуации способствует снижению у детей напряжения и тревоги. Такое проигрывание может также включать совместное с детьми сочинение комических вопросов и подготовку юмористических заданий друг для друга. Кроме того, психолог может помочь в выработке индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника [3].Важно выделить приемы совладания с экзаменационной тревожностью.1) Приспособление к окружающей среде. Опыт показывает, что мощным источником стресса для школьников, сдающих ЕГЭ, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги –члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки.Для того чтобы снизить тревогу школьников, связанную с присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации школы, стоит пригласить членов экзаменационных комиссий на встречу с учащимися. Цель этой встречи –демонстрация приглашенными педагогами доброжелательного отношения к детям, готовности к пониманию и поддержке их в предстоящем испытании.2) Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».3) Разговор с «самим собой». Часто школьников пугает неопределенностьпредстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с самими собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Ученику следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать, каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить.4) Систематическая десенсибилизация. Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию[4].Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе. Классный руководитель и психолог выделяют группы риска и совместно с родителями выпускников определяют пути и способы психологической поддержки. На этапе подготовки к экзаменам важно использовать различные формы психологической поддержки:

групповые психологические занятия для различных категорий детей (например, для детей с трудностями организации деятельности). Цель этих занятий –выработка необходимых навыков. Очень важно, чтобы эти занятия носили дифференцированный характер, то есть, чтобы в них принимали участие не все дети класса, а дети, имеющие специфические трудности;

индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности в большей степени имеют личностный характер.Экзамены –это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Важно выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научить учеников воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, приобрести новый опыт, стать более внимательными и организованными.

Ссылки на источники1.Темникова Н. Компетентность личностного самосовершенствования учащихся, как средство адаптации к единому государственному экзамену // Институт образовательной политики «Эврика». –2010. –С. 38 –45.2.Чибисова М. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка//Психолог в школе/М.Ю. Чибисова. –М.: Генезис, 2004. –С.34 –62.3.Там же.4.Ерхова М. Психопрофилактика экзаменов: приемы и рассуждения / М.Ерхова, С.Поляков // Школьный психолог –2012. –№ 8. –С. 34 –39.

Zhigimont Svetlanaateacher of chair of socialhumanitarian disciplines, «Kuban State University» branch in TikhoretskAbstract.The article is devoted to the organization of psychologicalpedagogical support of senior pupils in the period of preparation for the exam. The author analyzes the dynamics of sociopsychological adaptation, anxiety and frustrirovannosti high school students in preparation for the unified state exam, which allows to determine the necessity of introduction of the program of psychological and pedagogical support for students and also to allocate the frequency of the relevant impacts.Keywords:psychopedagogical support, sociopsychological adaptation, anxiety, frustrirovannosti.