Конкурс «Я - Лидер» как фактор повышения качества профессионального образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Надеждина
Е.
Ю.,
Масленникова
О.
Г. Конкурс «Я - Лидер» как фактор повышения качества профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1356–1360. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54535.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме профориентации школьников старших классов. Авторы рассматривают основные характеристики инновационных идей, подходов, новых технологий и активных методов профессионального самоопределения. Примером одного из активных методов профессионального самоопределения является конкурс «Я - лидер», направленный на формирование личности будущего специалиста, способного успешно ориентироваться в поликультурном пространстве и осознавать его ценности, собственную профессиональную позицию.
Похожие статьи
Текст статьи
Масленникова Ольга Георгиевна,старший преподаватель кафедры иностранных языков международного факультета управления, Национально исследовательского Томского государственного университета, г. Томскpro77@mail.ru
Надеждина Елена Юрьевна,кандидат педагогических наук, зав. кафедрой иностранных языков международного факультета управления, доцент Национально исследовательского Томского государственного университета, г. Томскnadezhdina_elena_tsu@mail.ru
Конкурс «Я
Лидер» как фактор повышения качества профессионального образования
Аннотация:Статья посвящена проблеме профориентациишкольников старших классов.Авторы рассматривают основные характеристики инновационных идей, подходов, новых технологий и активных методов профессионального самоопределения.Примером одного из активных методов профессионального самоопределения является конкурс «ЯЛидер»направленныйна формирование личности будущего специалиста, способного успешно ориентироваться в поликультурном пространстве и осознавать его ценности, собственную профессиональную позицию.Ключевые слова:профориентация, самоопределение, становление личности, конкурс, «Я –Лидер».
«Проблема самоопределения есть, прежде всего,проблема определения своего образа жизни».С.Л. Рубинштейн
К сегодняшним выпускникам средних школ предъявляются высокие требования, а именно к уровню их компетенций и умению. Каждый вуз ждёт на первый курс студентов с активной жизненной позицией. Предполагается, что они сделали осознанный выбор будущей профессии на основе своих интересов, способностей и особенностей личности. Что у них имеется высокий уровень образовательной подготовки, выработаны навыки ведения научноисследовательскойработы, что они легко адаптируются к условиям обучения в вузе [2]. В концепции модернизации российского образования определены основные направления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны сотрудничать, отличаются мобильностью, динамизмом конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»[3].
Таким образом, старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию послепервого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.Исследования, проведенные социологами под научным руководством И.М. Ильинского, П.И. Бабочкина, [4] показали, что довольно значительная часть студентов разочаровывается в избранной профессии. Немало юношей и девушек руководствуются при выборе профессии не призванием, а престижностью вуза, модой и т.п. Социологические исследования также показывают, что ряд студентов, проучившись более двух лет, отсеивались из желания сменить профессию. Ошибки неизбежны, немало и тех. кто, разочаровавшись в выборе профессии, продолжают занимать чужие места в вузах, мучить себя и других.В широком смысле слова профориентация система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.Профориентация в личностном смысле длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2х уровнях общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.Профессиональная ориентация в школе и вузе это система учебновоспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социальноэкономических и психофизических характеристиках профессий.В педагогической литературе выделяется целый спектр инновационных идей, подходов, новых технологий и активных методов профессионального самоопределения. Основное отличие активных методов от традиционных состоит в том, что благодаря им старшеклассник из объекта постепенно превращается в субъекта своего профессионального самоопределения. Говоря об основных характеристиках активных методов в профориентации, можно выделить следующее:
активные методы в профориентации предполагают смещение акцента с профинформации и профдиагностики на анализ и решение профориентационных проблем, так как именно постановка перед подростком проблемы может стимулировать его собственную активность по её решению;
активизация профессионального самоопределения предполагает включение ценностносмыслового компонента самоопределения в профориентационную работу. Благодаря активным методам можно развивать новые и трансформировать уже существующие личностные качества подростков;
активные методы включают в себя активизирующую диагностику, целью которой является не столько получение информации о подростке (что характерно для традиционной психодиагностики), сколько стимулирование его размышлений о перспективах личностного и профессионального самоопределения;
активные методы предполагают использование интерактивных форм работы, таких как тренинг, дискуссия, ролевая и деловая игра и другие. А, как известно, именно такие формы работы являются наиболее эффективными, особенно для«неподготовленной» аудитории.Перечисленные выше методы организации педагогической деятельности в рамках профориентации, на наш взгляд, являются эффективными, в первую очередь потому, что они помогают будущим абитуриентам стать субъектами своего профессионального самоопределения, т.е. автономной личностью способной «ориентироваться в мире профессий: осознавать смысл профессиональной деятельности, знать требования профессий и перспективы их развития, быть способной согласовать профессиональную деятельностьс другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби)». Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути[1].
Необходимо также отметить, что формы профориентационной работы определяются в соответствии с возрастными особенностями:
89 классы период развития профессионального самоопределения учащихся. Это период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показательсформированности достаточногоуровня самоопределения –адекватная самооценка. В этот период можно использовать различные формы профориентационной работы: информация о профессиях, с правилами выбора профессии и т.д.
1011 классы период уточнения социальнопрофессионального статуса учащихся. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии учебного заведения. И здесь основной акцент необходимо делать на ценностносмысловую сторону самоопределения.Внастоящее время в образовательном пространстве г.Томска активно происходит процесс оформления системы профориентационной работы в школе как определенного социального института.Одним из примеров такого процесса является конкурс «Я –Лидер»проводимый на международном факультете управления Национально исследовательского Томского государственного университетаКонкурс проводится среди учащихся 911 классов между школами, студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Проект направлен на формирование личности будущего специалиста, способного успешно ориентироваться в поликультурном пространстве и осознавать его ценности, собственную профессиональную позицию.Целью конкурса является выявление среди учащихся молодых талантливых лидеров, способных творчески мыслить, и самостоятельно улучшать качество своего образования и развивать свои творческий потенциал.Основными задачами конкурса являются:•создание условий для развития молодых талантливых лидеров;•содействие развитию лидерских компетенций будущего специалиста в области управления;•воспитание культуры личности, толерантности и взаимоуважения людей разных культур, рас, национальностей, вероисповеданий;•создание кросскультурной площадки для интернационального общения представителей разных культур и рас, а также оптимально благоприятной среды для профессионального развития и раскрытия творческих способностей личности;•информирование участников о международных проектах, грантах, конкурсах, программах, школах при поддержкеМеждународного факультета управления ТГУ и\или самостоятельно.Конкурс проводится в 5 этапов:1 этап. Мы ищем лидеров! Данный этап предполагает регистрациюучастников на сайте проекта с целью прохождения тестирования в рамках следующего этапа.Регистрируясь учащиеся не только знакомятся с условиями конкурса, но и имеют возможность детально познакомиться со структурой факультета и университета.2 этап. Тестирование.После регистрации на сайте http://tsumfu.wix.com/mfuschoolв личном кабинете учащемуся необходимо пройти тестирование, которое включает в себя:•блок по обществознанию 30 вопросов;•блок вопросов по одному из иностранных языков (английский, немецкий, французский), включающий в себя аудирование, чтение и лексикограмматическое тестирование по одному из иностранных языков–60 вопросов;•блок вопросов от партнеров конкурса (культурологическая и страноведческая тематика) –30 вопросов.За каждый правильный ответ в тестировании участник получает по 1 баллу.Время прохождения тестирования ограничено 2 попытками. 3 этап. Видеорезюме. На заключительном этапе конкурса участники готовят видеорезюме. Участник, представивший видеорезюме на иностранном языке, получает дополнительные баллы. В положении о конкурсе детально прописаны требования к содержанию видеорезюме, основной целью которого является самопрезентация. Видеорезюме это бизнеспортрет специалиста, который дает возможность заочно продемонстрировать свои личные и деловые качества.Пример общихтребований,предъявляемыхк оформлению видеорезюме:•Формат презентации .avi;•Продолжительность –не более трех минут. Подача материала должна быть максимально информативной и лаконичной;•Видеорезюме не должно представлять собой чтение текста с листа;•Необходимо избежать внешних шумов за пределами камеры, которые могут испортить общее впечатление от видеорезюме;•Приветствуется нестандартность подхода к заданию;•В выступление можно включить информацию о своих достижениях, увлечениях и т.д;•Язык изложения материала должен быть понятен;•Предпочтительно направление материалов в архивированном виде (WinRAR).4 этап. Оценка жюри конкурсных работ5 этап Объявление результатов Призеры конкурса1 место –языковая стажировка в Лондонской школе бизнеса и финансов, Англия, Лондон (В стоимость обучения входит оплата за 25 часов английского языка, проживание в принимающей семье, сертификат о прохождении стажировки, студенческая карточка, доступ в библиотеку, доступ в студенческую зону отдыха, доступ в интернет, возможность посещения социальных мероприятий);2 место скидка на обучение на МФУ в размере 25% в течение года;3 место бесплатное обучение на интенсивных курсах иностранных языков "Lingvospectrum" МФУ ТГУ.Стоит отметить, что официальным партнером конкурса является Лондонская школа бизнеса и финансов, которая готовит профессионалов мирового уровня. Помогая школьникам определиться с выбором дальнейшей профессии, мы также ставилицель расширить культурный кругозор будущего абитуриента. Нельзя забывать тот факт, что именно после 9 класса у большинства школьников формируются представления относительно привлекательности выбора получаемого образования. Именно в этом возрасте появляется мотивация к изучениютребуемых для поступления дисциплин.Таким образом, конкурс «Я –Лидер» является, своего рода, двигателем в формировании определенной жизненной позиции ученика.Выбор профессии для каждого школьника это выбор своего места в жизни, последующего пути обучения и трудоустройства. Без преувеличения можно сказать, что для выпускников общеобразовательной школы это всегда проблема номер один. Участие в профориентационнонаправленных конкурсах дает возможность ученику познакомиться со своей будущей профессией за счет выполнениязаданий, к которым у них имеются способности и которые они с интересом выполняют. Профориентационная работа осуществляется с целью формирования готовности ученика к профессиональному самоопределению. Таким образом, проведение профориентационного конкурса«Я Лидер» имеет главную цель
активизировать ученика, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития. На основе анализа основных теорий и концептуальных положений относительно мотивационной сферы человека, практического опыта из проведения исследований изучения роли мотивации и роли системы ценностных ориентаций на выбор профессии можно сделать следующие выводы.Мотивация занимает основное место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения поведения и деятельности человека. В психологии мотивация помечает совокупность внешних и внутренних условий, которые побуждают субъекта к активности. Система мотивов, втом числе и мотивов профессионального самоопределения динамическая и изменяется в течение всей жизни. От детских слабых неразвитых мотивов, фантазий и мечтаний подросткового возраста к мотивам постоянного выбора с точки зрения способностей, интересов и ценностей. Существует большое количество разнообразных мотивов, которые влияют на эффективность процесса профессионального самоопределения. Рядом с экономическими (достойная заработная плата, наличие льгот) большое значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание окружающими людьми, моральное удовольствие работой. Данныевиды мотивов основываютсяна изучении потребностей человека. Мотивационная сфера личности не является только отражением ее собственных индивидуальных потребностей. Объективной основой являются реальные противоречия жизни, которые возникают в обществе. Общее направление реформ экономической и социальной жизни обусловило ситуацию и в отрасли высшего образования, в системе жизненных ценностей и иерархии мотивоввыбора профессии выпускниками школ. Согласно статистическим данным ведущиммотивом выбора профессиональной деятельности является социальная значимость профессиональной деятельности. Следует отметить, что наряду с решением проблемы профориентации будущего абитуриента, мы ставили цель показать насколько актуально в настоящее время знание иностранных языков и какие возможности открываются для «людей мира» способных изъясняться в разных профессиональных или бытовых ситуациях с представителями других культур и рас.
Знание иностранных языков сегодня –это очень важный аспект современной жизни. Это и образование, и карьера, и полноценный отдых. Не говоря уже об огромном количестве интересной и полезной информации, которую можно узнать, владея иностранными языками.Согласно статистическим данным в настоящее время в российских ВУЗах наметилась тенденция роста роли английского языка, который является интернациональным во всем мире. В первую очередь, данная тенденция обусловлена Федеральным законом Российской федерации от 2012 года, в котором отводится отдельное место международному сотрудничеству в сфере образования, в частности участие студентов в программах академических обменов с зарубежными ВУЗами. Главным критерием отбора студентов для участия в таких программах является уверенное владение иностранным языком. Учитывая данные веяния, организаторы конкурса попытались решить сложную задачу –интегрировать тестирование профильнонаправленных предметов и иностранного языка, тем самым пытаясь показать профессиональное «родство» дисциплин.В заключении, следует сказать, что выбор верной профессии зависит не только от индивидуальных особенностей учеников, а от их познавательных интересов, способностей, наклонностей. Определить индивидуальные особенности учеников тяжелее, чемих интересы к тому или другому предмету, исходя из этого профессионально ориентированные конкурсы, такие как, например «Я –Лидер» являются тем звеном, которое помогает старшекласснику определить отрасль своей будущей деятельности.
Ссылки на источники1.Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества //Методологические проблемы исследования молодежи / сост. П.А. Ручкин, П.И.Бабочкин. –М., 1998; 2.Букреева И.А. Проблема осознанного профессионального выбора // Профессиональная ориентациямолодёжи в современных социальноэкономических условиях: состояние, проблемы, перспективы / Под общ. ред. Е.Ю. Пряжниковой. –СлавянскнаКубани: Издательский центр СГПИ, 2009. –С. 1581603.Зеер Э. Ф. и др. Профориентология: теория и практика : уч. пос. для высшей школы. –М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. –192 с. 4.Ильинский, И.М., Бабочкин, П.И. Идеалы, цели, принципы воспитания жизнеспособных поколений молодежи / И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин // Проблемы развития личности в современном российском обществе. М.: ИМ, 1996.С.718
Olga Maslennikova Senior lecture at the chair of foreign languages, International Department of Management, Tomsk State University, Tomskpro77@mail.ru
Elena Nadezhdina,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, the head of the chair of foreign languages, International Department of Management, Tomsk State University, Tomsknadezhdina_elena_tsu@mail.ru Competition "I Am a Leader" as a factor of quality improvement of professional education.Abstract:This paper is devoted to career guidance for senior school children. The authors examine the basic characteristics of innovative ideas, approaches,new technologies and active methods of vocational selfdetermination. As anexample of one of the active methods of vocationalselfdetermination authors describe the competition "I am a Leader"in details. The main aim of the competitionis to help senior school children to identify their needs and abilities as future specialists. Keywords:career guidance,selfdetermination , the personality contest, competition "I am a Leader".
Надеждина Елена Юрьевна,кандидат педагогических наук, зав. кафедрой иностранных языков международного факультета управления, доцент Национально исследовательского Томского государственного университета, г. Томскnadezhdina_elena_tsu@mail.ru
Конкурс «Я
Лидер» как фактор повышения качества профессионального образования
Аннотация:Статья посвящена проблеме профориентациишкольников старших классов.Авторы рассматривают основные характеристики инновационных идей, подходов, новых технологий и активных методов профессионального самоопределения.Примером одного из активных методов профессионального самоопределения является конкурс «ЯЛидер»направленныйна формирование личности будущего специалиста, способного успешно ориентироваться в поликультурном пространстве и осознавать его ценности, собственную профессиональную позицию.Ключевые слова:профориентация, самоопределение, становление личности, конкурс, «Я –Лидер».
«Проблема самоопределения есть, прежде всего,проблема определения своего образа жизни».С.Л. Рубинштейн
К сегодняшним выпускникам средних школ предъявляются высокие требования, а именно к уровню их компетенций и умению. Каждый вуз ждёт на первый курс студентов с активной жизненной позицией. Предполагается, что они сделали осознанный выбор будущей профессии на основе своих интересов, способностей и особенностей личности. Что у них имеется высокий уровень образовательной подготовки, выработаны навыки ведения научноисследовательскойработы, что они легко адаптируются к условиям обучения в вузе [2]. В концепции модернизации российского образования определены основные направления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны сотрудничать, отличаются мобильностью, динамизмом конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»[3].
Таким образом, старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию послепервого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.Исследования, проведенные социологами под научным руководством И.М. Ильинского, П.И. Бабочкина, [4] показали, что довольно значительная часть студентов разочаровывается в избранной профессии. Немало юношей и девушек руководствуются при выборе профессии не призванием, а престижностью вуза, модой и т.п. Социологические исследования также показывают, что ряд студентов, проучившись более двух лет, отсеивались из желания сменить профессию. Ошибки неизбежны, немало и тех. кто, разочаровавшись в выборе профессии, продолжают занимать чужие места в вузах, мучить себя и других.В широком смысле слова профориентация система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.Профориентация в личностном смысле длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2х уровнях общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.Профессиональная ориентация в школе и вузе это система учебновоспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социальноэкономических и психофизических характеристиках профессий.В педагогической литературе выделяется целый спектр инновационных идей, подходов, новых технологий и активных методов профессионального самоопределения. Основное отличие активных методов от традиционных состоит в том, что благодаря им старшеклассник из объекта постепенно превращается в субъекта своего профессионального самоопределения. Говоря об основных характеристиках активных методов в профориентации, можно выделить следующее:
активные методы в профориентации предполагают смещение акцента с профинформации и профдиагностики на анализ и решение профориентационных проблем, так как именно постановка перед подростком проблемы может стимулировать его собственную активность по её решению;
активизация профессионального самоопределения предполагает включение ценностносмыслового компонента самоопределения в профориентационную работу. Благодаря активным методам можно развивать новые и трансформировать уже существующие личностные качества подростков;
активные методы включают в себя активизирующую диагностику, целью которой является не столько получение информации о подростке (что характерно для традиционной психодиагностики), сколько стимулирование его размышлений о перспективах личностного и профессионального самоопределения;
активные методы предполагают использование интерактивных форм работы, таких как тренинг, дискуссия, ролевая и деловая игра и другие. А, как известно, именно такие формы работы являются наиболее эффективными, особенно для«неподготовленной» аудитории.Перечисленные выше методы организации педагогической деятельности в рамках профориентации, на наш взгляд, являются эффективными, в первую очередь потому, что они помогают будущим абитуриентам стать субъектами своего профессионального самоопределения, т.е. автономной личностью способной «ориентироваться в мире профессий: осознавать смысл профессиональной деятельности, знать требования профессий и перспективы их развития, быть способной согласовать профессиональную деятельностьс другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби)». Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути[1].
Необходимо также отметить, что формы профориентационной работы определяются в соответствии с возрастными особенностями:
89 классы период развития профессионального самоопределения учащихся. Это период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показательсформированности достаточногоуровня самоопределения –адекватная самооценка. В этот период можно использовать различные формы профориентационной работы: информация о профессиях, с правилами выбора профессии и т.д.
1011 классы период уточнения социальнопрофессионального статуса учащихся. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии учебного заведения. И здесь основной акцент необходимо делать на ценностносмысловую сторону самоопределения.Внастоящее время в образовательном пространстве г.Томска активно происходит процесс оформления системы профориентационной работы в школе как определенного социального института.Одним из примеров такого процесса является конкурс «Я –Лидер»проводимый на международном факультете управления Национально исследовательского Томского государственного университетаКонкурс проводится среди учащихся 911 классов между школами, студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Проект направлен на формирование личности будущего специалиста, способного успешно ориентироваться в поликультурном пространстве и осознавать его ценности, собственную профессиональную позицию.Целью конкурса является выявление среди учащихся молодых талантливых лидеров, способных творчески мыслить, и самостоятельно улучшать качество своего образования и развивать свои творческий потенциал.Основными задачами конкурса являются:•создание условий для развития молодых талантливых лидеров;•содействие развитию лидерских компетенций будущего специалиста в области управления;•воспитание культуры личности, толерантности и взаимоуважения людей разных культур, рас, национальностей, вероисповеданий;•создание кросскультурной площадки для интернационального общения представителей разных культур и рас, а также оптимально благоприятной среды для профессионального развития и раскрытия творческих способностей личности;•информирование участников о международных проектах, грантах, конкурсах, программах, школах при поддержкеМеждународного факультета управления ТГУ и\или самостоятельно.Конкурс проводится в 5 этапов:1 этап. Мы ищем лидеров! Данный этап предполагает регистрациюучастников на сайте проекта с целью прохождения тестирования в рамках следующего этапа.Регистрируясь учащиеся не только знакомятся с условиями конкурса, но и имеют возможность детально познакомиться со структурой факультета и университета.2 этап. Тестирование.После регистрации на сайте http://tsumfu.wix.com/mfuschoolв личном кабинете учащемуся необходимо пройти тестирование, которое включает в себя:•блок по обществознанию 30 вопросов;•блок вопросов по одному из иностранных языков (английский, немецкий, французский), включающий в себя аудирование, чтение и лексикограмматическое тестирование по одному из иностранных языков–60 вопросов;•блок вопросов от партнеров конкурса (культурологическая и страноведческая тематика) –30 вопросов.За каждый правильный ответ в тестировании участник получает по 1 баллу.Время прохождения тестирования ограничено 2 попытками. 3 этап. Видеорезюме. На заключительном этапе конкурса участники готовят видеорезюме. Участник, представивший видеорезюме на иностранном языке, получает дополнительные баллы. В положении о конкурсе детально прописаны требования к содержанию видеорезюме, основной целью которого является самопрезентация. Видеорезюме это бизнеспортрет специалиста, который дает возможность заочно продемонстрировать свои личные и деловые качества.Пример общихтребований,предъявляемыхк оформлению видеорезюме:•Формат презентации .avi;•Продолжительность –не более трех минут. Подача материала должна быть максимально информативной и лаконичной;•Видеорезюме не должно представлять собой чтение текста с листа;•Необходимо избежать внешних шумов за пределами камеры, которые могут испортить общее впечатление от видеорезюме;•Приветствуется нестандартность подхода к заданию;•В выступление можно включить информацию о своих достижениях, увлечениях и т.д;•Язык изложения материала должен быть понятен;•Предпочтительно направление материалов в архивированном виде (WinRAR).4 этап. Оценка жюри конкурсных работ5 этап Объявление результатов Призеры конкурса1 место –языковая стажировка в Лондонской школе бизнеса и финансов, Англия, Лондон (В стоимость обучения входит оплата за 25 часов английского языка, проживание в принимающей семье, сертификат о прохождении стажировки, студенческая карточка, доступ в библиотеку, доступ в студенческую зону отдыха, доступ в интернет, возможность посещения социальных мероприятий);2 место скидка на обучение на МФУ в размере 25% в течение года;3 место бесплатное обучение на интенсивных курсах иностранных языков "Lingvospectrum" МФУ ТГУ.Стоит отметить, что официальным партнером конкурса является Лондонская школа бизнеса и финансов, которая готовит профессионалов мирового уровня. Помогая школьникам определиться с выбором дальнейшей профессии, мы также ставилицель расширить культурный кругозор будущего абитуриента. Нельзя забывать тот факт, что именно после 9 класса у большинства школьников формируются представления относительно привлекательности выбора получаемого образования. Именно в этом возрасте появляется мотивация к изучениютребуемых для поступления дисциплин.Таким образом, конкурс «Я –Лидер» является, своего рода, двигателем в формировании определенной жизненной позиции ученика.Выбор профессии для каждого школьника это выбор своего места в жизни, последующего пути обучения и трудоустройства. Без преувеличения можно сказать, что для выпускников общеобразовательной школы это всегда проблема номер один. Участие в профориентационнонаправленных конкурсах дает возможность ученику познакомиться со своей будущей профессией за счет выполнениязаданий, к которым у них имеются способности и которые они с интересом выполняют. Профориентационная работа осуществляется с целью формирования готовности ученика к профессиональному самоопределению. Таким образом, проведение профориентационного конкурса«Я Лидер» имеет главную цель
активизировать ученика, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития. На основе анализа основных теорий и концептуальных положений относительно мотивационной сферы человека, практического опыта из проведения исследований изучения роли мотивации и роли системы ценностных ориентаций на выбор профессии можно сделать следующие выводы.Мотивация занимает основное место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения поведения и деятельности человека. В психологии мотивация помечает совокупность внешних и внутренних условий, которые побуждают субъекта к активности. Система мотивов, втом числе и мотивов профессионального самоопределения динамическая и изменяется в течение всей жизни. От детских слабых неразвитых мотивов, фантазий и мечтаний подросткового возраста к мотивам постоянного выбора с точки зрения способностей, интересов и ценностей. Существует большое количество разнообразных мотивов, которые влияют на эффективность процесса профессионального самоопределения. Рядом с экономическими (достойная заработная плата, наличие льгот) большое значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание окружающими людьми, моральное удовольствие работой. Данныевиды мотивов основываютсяна изучении потребностей человека. Мотивационная сфера личности не является только отражением ее собственных индивидуальных потребностей. Объективной основой являются реальные противоречия жизни, которые возникают в обществе. Общее направление реформ экономической и социальной жизни обусловило ситуацию и в отрасли высшего образования, в системе жизненных ценностей и иерархии мотивоввыбора профессии выпускниками школ. Согласно статистическим данным ведущиммотивом выбора профессиональной деятельности является социальная значимость профессиональной деятельности. Следует отметить, что наряду с решением проблемы профориентации будущего абитуриента, мы ставили цель показать насколько актуально в настоящее время знание иностранных языков и какие возможности открываются для «людей мира» способных изъясняться в разных профессиональных или бытовых ситуациях с представителями других культур и рас.
Знание иностранных языков сегодня –это очень важный аспект современной жизни. Это и образование, и карьера, и полноценный отдых. Не говоря уже об огромном количестве интересной и полезной информации, которую можно узнать, владея иностранными языками.Согласно статистическим данным в настоящее время в российских ВУЗах наметилась тенденция роста роли английского языка, который является интернациональным во всем мире. В первую очередь, данная тенденция обусловлена Федеральным законом Российской федерации от 2012 года, в котором отводится отдельное место международному сотрудничеству в сфере образования, в частности участие студентов в программах академических обменов с зарубежными ВУЗами. Главным критерием отбора студентов для участия в таких программах является уверенное владение иностранным языком. Учитывая данные веяния, организаторы конкурса попытались решить сложную задачу –интегрировать тестирование профильнонаправленных предметов и иностранного языка, тем самым пытаясь показать профессиональное «родство» дисциплин.В заключении, следует сказать, что выбор верной профессии зависит не только от индивидуальных особенностей учеников, а от их познавательных интересов, способностей, наклонностей. Определить индивидуальные особенности учеников тяжелее, чемих интересы к тому или другому предмету, исходя из этого профессионально ориентированные конкурсы, такие как, например «Я –Лидер» являются тем звеном, которое помогает старшекласснику определить отрасль своей будущей деятельности.
Ссылки на источники1.Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества //Методологические проблемы исследования молодежи / сост. П.А. Ручкин, П.И.Бабочкин. –М., 1998; 2.Букреева И.А. Проблема осознанного профессионального выбора // Профессиональная ориентациямолодёжи в современных социальноэкономических условиях: состояние, проблемы, перспективы / Под общ. ред. Е.Ю. Пряжниковой. –СлавянскнаКубани: Издательский центр СГПИ, 2009. –С. 1581603.Зеер Э. Ф. и др. Профориентология: теория и практика : уч. пос. для высшей школы. –М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. –192 с. 4.Ильинский, И.М., Бабочкин, П.И. Идеалы, цели, принципы воспитания жизнеспособных поколений молодежи / И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин // Проблемы развития личности в современном российском обществе. М.: ИМ, 1996.С.718
Olga Maslennikova Senior lecture at the chair of foreign languages, International Department of Management, Tomsk State University, Tomskpro77@mail.ru
Elena Nadezhdina,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, the head of the chair of foreign languages, International Department of Management, Tomsk State University, Tomsknadezhdina_elena_tsu@mail.ru Competition "I Am a Leader" as a factor of quality improvement of professional education.Abstract:This paper is devoted to career guidance for senior school children. The authors examine the basic characteristics of innovative ideas, approaches,new technologies and active methods of vocational selfdetermination. As anexample of one of the active methods of vocationalselfdetermination authors describe the competition "I am a Leader"in details. The main aim of the competitionis to help senior school children to identify their needs and abilities as future specialists. Keywords:career guidance,selfdetermination , the personality contest, competition "I am a Leader".