Особенности проявления страхов у дошкольников 6-7 лет
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ионова
Н.
В.,
Горбунова
В.
А. Особенности проявления страхов у дошкольников 6-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1391–1395. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54542.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения особенностей проявления страхов у детей 6-7 лет. Авторы выделяют преобладающие страхи детей данной возрастной группы и формулируют причины их возникновения.
Похожие статьи
Текст статьи
Ионова Наталья Владимировна,кандидат филологическихнаук, доцент кафедры дошкольного образованияФГБОУ ВПО «Череповецкийгосударственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru
Горбунова Вера Александровна,студент 1 курса, кафедра дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкийгосударственный университет»,г.Череповец
Особенности проявления страхов у дошкольников 67 лет
Аннотация:Статья освящена проблеме изучения особенностей проявления страхов у детей 67 лет. Авторы выделяют преобладающие страхи детей данной возрастной группы и формулируют причины их возникновения.Ключевые слова:Страх, тревожность, дошкольник.
Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от социальных, экономических, психологических, культурных и других факторов. Ребенок наиболее подвержен разнообразным внешним отрицательным воздействиям. Самыми распространенными являются детские страхи и тревожность. Длямаленьких детей характернореальное восприятие окружающего мира, поэтому и их страхи носят выраженный реальный характер.Все малышив своем психологическом развитии переживаютнемалосходных страхов, независимо от национальной принадлежности: в раннемвозрасте
страх отделения от мамы, в младшем дошкольном возрасте страх перед неизвестными или реальными животными, темноты, в 67лет страх смерти. Это служит убедительным доказательством наличия единыхзакономерностей психического развития. Созревающие мыслительныеструктуры, складываясь под влиянием социальных факторов,становятся базойдля проявления сходных страхов. То, насколько будет выражен конкретныйстрах, и появитсяли он вообще, зависит от индивидуальных и личностных особенностей развития, от определенныхсоциальных условий, в которых будет проходить формирование личности конкретного ребенка.Таким образом, на протяжении нескольких десятковлет изучения, такая проблемапсихологии, как детские страхи, остается очень актуальной.Страхи, возникающие у детей, рассматривают и изучают как отечественные, так и зарубежные психологи. В научной литературе исследование страхов связано с пониманием важности того, насколько мощно эмоциональноесостояниеребенкаможетвлиятьна адекватноепротекание всех познавательныхпроцессов и развитие личности ребенка. Многие не замеченныестрахи у ребёнка могут серьезно затруднять его учебную и игровую деятельность, а также мешать нормальному общению со сверстниками. Также страхи могут стать главнойпричиной нарушения детскородительских отношений, отрицательно сказатьсяна социальной активности и сотрудничестверебенка свзрослымии другими детьми. Результаты страхов разнообразны, но очевидно, что неблагоприятные изменения происходят со всеми ведущими психологическими сферами.Главным образомстрадаетсфера эмоций, так как при страхевсе чувства окрашиваются тревогой. Например, могут исчезнуть некоторые виды положительных эмоций,такиекак смех, удовлетворенность жизнью, жизнерадостность. В последнее время специалистыв области детской психологииотмечаютбурный рост страхов у детей дошкольного возраста, а также настаивают, что наличие страхов в детском возрасте не следуетоставлять без внимания, так как это может стать серьезнойпричиной необратимых измененийв развитии личности ребенка.
Обратившись к психологической литературе,мы изучили различные подходы к понятию страх, а также выяснили, что существуют различные классификации страхов.Многие исследователи разрабатывали понятие страха, следовательно,оно имеет разные трактовки.По З.Фрейду, страх это «состояние аффекта объединение определённых ощущений с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия»[1]. Исходя из этого определения, мы можем сделать вывод, что страх –это всегдаотражение некого значимого события для конкретного субъекта.Р.В.Овчарова подразумевает под страхом «эффективное отражение в сознании человека определеннойугрозы для его благополучияи безопасности» [2].Этот подход к пониманию сущностистраха, позволяет нам определить данное явление как определенноеэмоциональное состояние, которое возникаетв ситуациях явной угрозы физиологическомуили социальному благополучию конкретного индивида. Страх –это состояние,направленное на источник реальной либовоображаемой опасности.А.И.Захаров убежден, что страх это одна из основополагающихэмоций человека, появляющаясяв ответ на воздействие угрожающего ему стимула. Он считает, что если всестороннерассмотреть эмоцию страха, можно понять, что страх выполняет различные функции в жизни личности. В процессе эволюции человека страх выступал какустроительборьбы людей со стихиейи природными катаклизмами.Естественно, страх играл и защитную роль, поэтому можно утверждать, что он позволяет избежать серьезной опасности. Также А.И. Захаров рассматривает страх как «естественное и постоянное сопровождение психического развитияиндивида»[1].В психологической и педагогической литературе существует немало различных классификацийстрахов.Р.В. Овчарова подразделяет страхина две большие группы: возрастные и невротические [2].По её мнению, страхи, возникающие с возрастом,отмечаются у чувствительныхи эмоциональных детей как отражение особенностей их индивидуальногои личностного развития. Появление их обусловлено страхами у родителей, тревожностьюв отношениях с ребёнком, избыточным предохранениемего от опасностей и изоляцииот общения со сверстниками.
Вторая группа её классификации невротические страхи.Они характеризуютсяповышеннойэмоциональной интенсивностью и напряжённостью, продолжительным течением во времени или постоянством, неблагоприятным воздействиемна формирование личностии характера человека в целом, взаимосвязью с иными невротическими расстройствами, избеганием конкретного объекта страха. Данный вид страхов можетявлятьсязакономерным результатом напряженных и неразрешимых переживаний. Особенно это характерно для чувствительных, эмоциональных детей, испытывающих сильное давление со стороны родителей, особенно, если ихдетскоепредставление о себе искажено неблагополучными экспансивнымипереживаниями в семье либодеструктивными конфликтнымивзаимоотношениями с родственниками. Такиедети здесь не могут полагаться на взрослых, как на источник комфорта, благополучия, безопасности, авторитета и любви.Наиболее полно классификацию страхов мы можем рассмотреть у А. Захарова [1]. По определённым качествам и признакам, он сгруппировал виды в категории. Поэтому его классификация состоит из видов и категорий. Например: по характеру –выделяются социальные, ситуативные, природные, личностныестрахи;постепени реальности –воображаемые,реальные;по степени интенсивности –хронические, острые.Для тогочтобы разобраться в спецификепроявлениястрахов малышей67 лет, сначала нужно рассмотреть возрастныеособенности детей данного периода.Вопервых, основной признакстаршего дошкольного возраста заключается в том, что именно в этот период происходит активноеразвитие образного мышления, формируется способность к обобщениям, анализу, классификациям, происходит осознание категории времени и пространства, идет интенсивный поиск ответов на самые различные вопросы. Вовторых,в данный период развития ребёнка происходит формированиеопытамежличностных отношений, основанногона умении ребенка принимать игровыероли, планировать действия сверстника, понимать его чувства и намерения. На этом этаперазвития отношения с другими людьмистановятся более гибкими, целенаправленными, формируется целостная система мировоззрения ребенка.Именно в этот период у детей появляются страхи, причины, возникновения которых имеют различные основания.При изучении страхов у детей, учёные выделили ряд причин актуализациистрахов в дошкольном возрасте.
Прежде всего,основной причиной появления страхов могут статьконкретные случаи, вызвавшие неприятные ощущения уребенка (укусила злая собака, захлебнулся водой в реке). Такие страхи проще остальныхподдаются коррекции. Во многом это зависит отособенностей характера и личности ребёнка, его внутреннего мира.Самыми распространенными признаются внушённые страхи. Их могут ненамеренно формировать близкиелюди, окружающие малыша
родители, дедушки, бабушки, педагоги, которые настойчиво иэмоционально, предупреждают егооб опасности, часто не замечая, что именно напугало большеребенка: ситуация либо неадекватная реакция на нее самого взрослого.
Еще одной частойпричиной страховбываетбурная детская фантазия. Ребенок нередко сам изобретаетсебе предмет страха. Следуетучитывать, что каждый малышможет поразному реагироватьна подобныефантазии. Один дошкольниксразу их забудет и быстро успокоится. У другогоребенка это может привести к непоправимым последствиям.Влияние на чувство страха оказывают и сложные внутрисемейные конфликты. Очень часто малышчувствует вину за проблемыродителей или опасаетсястатьих причиной.Зачастуюпричиной страха становится взаимоотношениясо сверстниками. Если детский коллектив по какимто причинам не принимает ребенка, сверстники не приглашают его в игры иобижают, малыш отказываетсяидти в детский сад, боясьунижения. Также это может стать серьезной причиной страхов среди детей.Далее рассмотрим, каковы же особенности проявления страхов у детей 67 лет.В каждом возрасте страхи имеют разное количество и качество. Максимальноеколичество страхов наблюдается у малышей в67лет. По сравнению с предыдущими возрастными периодами, резко уменьшается интенсивностьсвязей между страхами, но при этом каждый конкретный страх большепсихологически мотивирован и несет в себе сильныйпознавательный заряд.Удетей старшего дошкольного возраста тревожность, как следствие появления и проявлениястрахов, еще не является неизменнойчертойхарактера и относительно устранимапри организации соответствующей психологопедагогическойработы.
Многие страхи ребенка 67 лет формируются под влиянием взрослых людей. Например, в старшем дошкольном возрасте на возникновение страхов могут повлиять неоправданная строгость,физические наказания,излишняяжестокость родителей, игнорирование чувства собственного достоинствамалыша. В этом случае у дошкольникаможет возникнутьстрах смерти основной дляданногоэтапа развития. Данный страхимеет тесное взаимодействие со страхами нападения, войны, темноты, сказочных персонажей (появляющихся ещев 35 лет), смерти родителей (67 лет), стихии, огня, пожараи других[1]. Последние виды страхов наиболее характерныдля старшего дошкольного возраста. Они несут максимальнуюугрозу для жизни человека в прямом или косвенном виде.Если у ребенка доверительные отношения с родителями, то к 6 7 годам ондолжен осознавать, что смерть это нечто неизбежное в жизни любого человека.Анализируя страхи старших дошкольников по половой принадлежности, можно сделать вывод, что у девочек страховзначительно больше, чем у мальчиков, при этомстрахи очень тесно связаны между собой. Такжеони продолжаютсерьезновлиятьдруг на друга, не только в дошкольном, нои уже в школьном возрасте. То есть, страхи у девочек прочно объединеныс формирующейся структурой личности, особенно сэмоциональной сферой. Страхи старшего дошкольника напрямуюзависятот отношений, которые складываются в семье, то есть от типа детскородительских отношений. Очень важно чтобы родители и педагоги вовремя смогли заметить изменения, происходящие с ребенком, и смогли помочь ребенку справиться с эмоциями. От этого будет зависеть эмоциональное, психическое и физическое состояние ребенкаи его благополучие в целом.С целью изучения особенностей проявления страховв старшем дошкольном возрастенами был проведен эксперимент. В исследовании приняло участие 14 детей 67 лет из подготовительной группы МБДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 116»города Череповца, из них 6 девочек и 8 мальчиков.Сначала мы провели методику Захарова А.И. и Панфиловой М.А «Страхи в домиках» с целью выявления общего количества страхов у детей.Процедура методикисостоитв том, что взрослый рисует контур двух домиков(на двух листах): один черного цвета, другой красного. Малышам предлагаетсярасселить в домики страхи из предложенного списка. В черный домик ребенок размещаетстрашные страхи, а в красныйдомик–не очень страшные. После выполнения работы ребенку предлагается закрыть черный дом на замочек, а ключ выбросить. Это необходимо, чтобы успокоить малыша. В результате эксперимента, выяснилось, что у 65% детей количество страхов превышает норму. Максимальное количество страхов –21 страх, оказался как у одного мальчика, так и у одной девочки. Самым преобладающим можно выделитьстрах собственной смерти и смерти родителей, также частотны, оказались страхипожара и войны, стихии, то есть страхи из группы причинения вреда собственному здоровью.Наименее выбираемыми являются пространственные страхи –глубины, высоты, а также страх больших улиц.Далее нами была проведена проективная методика «Мои страхи» А.И Захарова.Суть методикизаключается в том, что после предварительной беседы, целью которой является актуализация воспоминаний малышао том, что его пугает, ребенку предлагается налистебумаги с помощью цветных карандашей нарисовать его страхи. В процессе анализа обращается внимание на объекты рисунка, а также на цвета, которые используются ребенкомв процессе рисования. По окончании работы малышапросят рассказать о том, что же он нарисовал, то есть выразить страх словами. Интерпретация рисунков ведется по критериям, используемых впроективной методике«Несуществующее животное».Исходя из результатовэксперимента, мы выделиличетыре группы преобладающих страхов у детей 67 лет:1.Страх вымышленных героев –4 рисунка.На рисунках дети изображали приведение, сатану, скелет.2.Страх смерти, пожара, войны (причинение вреда здоровью) –4 рисунка. 3.Страх животных –3 рисунка. Дети изображали злую собаку, волка, медведя в лесу. 4.Социально опосредованные страхи –3 рисунка. Два ребенка прокомментировали свой рисунок: «Я дома один остался». Страх оставаться дома одному –это социально опосредованный страх. Одна девочка, описывая свою работу, сказала: «Мама просит читать её букварь». Страх наказания также относится ксоциально опосредованномустраху.Таким образом, мы можем сделать вывод, что страхи, возникающие у детей 67 лет, являются страхами, характерными дошкольникамс яркими эмоциями, как отражение особенностейих индивидуальногои личностного развития. В этом возрасте наблюдается самое большое количество страхов у детей, при этомстрах становится более сложно,психологически мотивирован,и обусловлен особенностями познавательного и социального развития малышей.Следует помнить, что повышенная тревожность в 67 лет еще не является стабильнойчертойхарактера,и ее можно устранитьпри целенаправленной работе ребенка с психологом.
Ссылки на источники1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб, 2000. –224 с.2.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –М.,2003. 240 с.3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб, 2000.–448 с.
Natalia Ionova,Candidate of Philological Sciences, associate professor at the chair of Early Childhood Education, Cherepovets State University, CherepovetsVera Gorbunova,A firstyear student, the chair of Early Childhood Education, Cherepovets State University, CherepovetsFeatures manifestations fears preschoolers 67 yearsAbstract.Article consecrated problem of studying features of manifestation of fear in children 67 years old. The authors identify the prevailing fears of children in this age group and formulate their causes.Keywords:Fear, anxiety, preschooler
Горбунова Вера Александровна,студент 1 курса, кафедра дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкийгосударственный университет»,г.Череповец
Особенности проявления страхов у дошкольников 67 лет
Аннотация:Статья освящена проблеме изучения особенностей проявления страхов у детей 67 лет. Авторы выделяют преобладающие страхи детей данной возрастной группы и формулируют причины их возникновения.Ключевые слова:Страх, тревожность, дошкольник.
Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от социальных, экономических, психологических, культурных и других факторов. Ребенок наиболее подвержен разнообразным внешним отрицательным воздействиям. Самыми распространенными являются детские страхи и тревожность. Длямаленьких детей характернореальное восприятие окружающего мира, поэтому и их страхи носят выраженный реальный характер.Все малышив своем психологическом развитии переживаютнемалосходных страхов, независимо от национальной принадлежности: в раннемвозрасте
страх отделения от мамы, в младшем дошкольном возрасте страх перед неизвестными или реальными животными, темноты, в 67лет страх смерти. Это служит убедительным доказательством наличия единыхзакономерностей психического развития. Созревающие мыслительныеструктуры, складываясь под влиянием социальных факторов,становятся базойдля проявления сходных страхов. То, насколько будет выражен конкретныйстрах, и появитсяли он вообще, зависит от индивидуальных и личностных особенностей развития, от определенныхсоциальных условий, в которых будет проходить формирование личности конкретного ребенка.Таким образом, на протяжении нескольких десятковлет изучения, такая проблемапсихологии, как детские страхи, остается очень актуальной.Страхи, возникающие у детей, рассматривают и изучают как отечественные, так и зарубежные психологи. В научной литературе исследование страхов связано с пониманием важности того, насколько мощно эмоциональноесостояниеребенкаможетвлиятьна адекватноепротекание всех познавательныхпроцессов и развитие личности ребенка. Многие не замеченныестрахи у ребёнка могут серьезно затруднять его учебную и игровую деятельность, а также мешать нормальному общению со сверстниками. Также страхи могут стать главнойпричиной нарушения детскородительских отношений, отрицательно сказатьсяна социальной активности и сотрудничестверебенка свзрослымии другими детьми. Результаты страхов разнообразны, но очевидно, что неблагоприятные изменения происходят со всеми ведущими психологическими сферами.Главным образомстрадаетсфера эмоций, так как при страхевсе чувства окрашиваются тревогой. Например, могут исчезнуть некоторые виды положительных эмоций,такиекак смех, удовлетворенность жизнью, жизнерадостность. В последнее время специалистыв области детской психологииотмечаютбурный рост страхов у детей дошкольного возраста, а также настаивают, что наличие страхов в детском возрасте не следуетоставлять без внимания, так как это может стать серьезнойпричиной необратимых измененийв развитии личности ребенка.
Обратившись к психологической литературе,мы изучили различные подходы к понятию страх, а также выяснили, что существуют различные классификации страхов.Многие исследователи разрабатывали понятие страха, следовательно,оно имеет разные трактовки.По З.Фрейду, страх это «состояние аффекта объединение определённых ощущений с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия»[1]. Исходя из этого определения, мы можем сделать вывод, что страх –это всегдаотражение некого значимого события для конкретного субъекта.Р.В.Овчарова подразумевает под страхом «эффективное отражение в сознании человека определеннойугрозы для его благополучияи безопасности» [2].Этот подход к пониманию сущностистраха, позволяет нам определить данное явление как определенноеэмоциональное состояние, которое возникаетв ситуациях явной угрозы физиологическомуили социальному благополучию конкретного индивида. Страх –это состояние,направленное на источник реальной либовоображаемой опасности.А.И.Захаров убежден, что страх это одна из основополагающихэмоций человека, появляющаясяв ответ на воздействие угрожающего ему стимула. Он считает, что если всестороннерассмотреть эмоцию страха, можно понять, что страх выполняет различные функции в жизни личности. В процессе эволюции человека страх выступал какустроительборьбы людей со стихиейи природными катаклизмами.Естественно, страх играл и защитную роль, поэтому можно утверждать, что он позволяет избежать серьезной опасности. Также А.И. Захаров рассматривает страх как «естественное и постоянное сопровождение психического развитияиндивида»[1].В психологической и педагогической литературе существует немало различных классификацийстрахов.Р.В. Овчарова подразделяет страхина две большие группы: возрастные и невротические [2].По её мнению, страхи, возникающие с возрастом,отмечаются у чувствительныхи эмоциональных детей как отражение особенностей их индивидуальногои личностного развития. Появление их обусловлено страхами у родителей, тревожностьюв отношениях с ребёнком, избыточным предохранениемего от опасностей и изоляцииот общения со сверстниками.
Вторая группа её классификации невротические страхи.Они характеризуютсяповышеннойэмоциональной интенсивностью и напряжённостью, продолжительным течением во времени или постоянством, неблагоприятным воздействиемна формирование личностии характера человека в целом, взаимосвязью с иными невротическими расстройствами, избеганием конкретного объекта страха. Данный вид страхов можетявлятьсязакономерным результатом напряженных и неразрешимых переживаний. Особенно это характерно для чувствительных, эмоциональных детей, испытывающих сильное давление со стороны родителей, особенно, если ихдетскоепредставление о себе искажено неблагополучными экспансивнымипереживаниями в семье либодеструктивными конфликтнымивзаимоотношениями с родственниками. Такиедети здесь не могут полагаться на взрослых, как на источник комфорта, благополучия, безопасности, авторитета и любви.Наиболее полно классификацию страхов мы можем рассмотреть у А. Захарова [1]. По определённым качествам и признакам, он сгруппировал виды в категории. Поэтому его классификация состоит из видов и категорий. Например: по характеру –выделяются социальные, ситуативные, природные, личностныестрахи;постепени реальности –воображаемые,реальные;по степени интенсивности –хронические, острые.Для тогочтобы разобраться в спецификепроявлениястрахов малышей67 лет, сначала нужно рассмотреть возрастныеособенности детей данного периода.Вопервых, основной признакстаршего дошкольного возраста заключается в том, что именно в этот период происходит активноеразвитие образного мышления, формируется способность к обобщениям, анализу, классификациям, происходит осознание категории времени и пространства, идет интенсивный поиск ответов на самые различные вопросы. Вовторых,в данный период развития ребёнка происходит формированиеопытамежличностных отношений, основанногона умении ребенка принимать игровыероли, планировать действия сверстника, понимать его чувства и намерения. На этом этаперазвития отношения с другими людьмистановятся более гибкими, целенаправленными, формируется целостная система мировоззрения ребенка.Именно в этот период у детей появляются страхи, причины, возникновения которых имеют различные основания.При изучении страхов у детей, учёные выделили ряд причин актуализациистрахов в дошкольном возрасте.
Прежде всего,основной причиной появления страхов могут статьконкретные случаи, вызвавшие неприятные ощущения уребенка (укусила злая собака, захлебнулся водой в реке). Такие страхи проще остальныхподдаются коррекции. Во многом это зависит отособенностей характера и личности ребёнка, его внутреннего мира.Самыми распространенными признаются внушённые страхи. Их могут ненамеренно формировать близкиелюди, окружающие малыша
родители, дедушки, бабушки, педагоги, которые настойчиво иэмоционально, предупреждают егооб опасности, часто не замечая, что именно напугало большеребенка: ситуация либо неадекватная реакция на нее самого взрослого.
Еще одной частойпричиной страховбываетбурная детская фантазия. Ребенок нередко сам изобретаетсебе предмет страха. Следуетучитывать, что каждый малышможет поразному реагироватьна подобныефантазии. Один дошкольниксразу их забудет и быстро успокоится. У другогоребенка это может привести к непоправимым последствиям.Влияние на чувство страха оказывают и сложные внутрисемейные конфликты. Очень часто малышчувствует вину за проблемыродителей или опасаетсястатьих причиной.Зачастуюпричиной страха становится взаимоотношениясо сверстниками. Если детский коллектив по какимто причинам не принимает ребенка, сверстники не приглашают его в игры иобижают, малыш отказываетсяидти в детский сад, боясьунижения. Также это может стать серьезной причиной страхов среди детей.Далее рассмотрим, каковы же особенности проявления страхов у детей 67 лет.В каждом возрасте страхи имеют разное количество и качество. Максимальноеколичество страхов наблюдается у малышей в67лет. По сравнению с предыдущими возрастными периодами, резко уменьшается интенсивностьсвязей между страхами, но при этом каждый конкретный страх большепсихологически мотивирован и несет в себе сильныйпознавательный заряд.Удетей старшего дошкольного возраста тревожность, как следствие появления и проявлениястрахов, еще не является неизменнойчертойхарактера и относительно устранимапри организации соответствующей психологопедагогическойработы.
Многие страхи ребенка 67 лет формируются под влиянием взрослых людей. Например, в старшем дошкольном возрасте на возникновение страхов могут повлиять неоправданная строгость,физические наказания,излишняяжестокость родителей, игнорирование чувства собственного достоинствамалыша. В этом случае у дошкольникаможет возникнутьстрах смерти основной дляданногоэтапа развития. Данный страхимеет тесное взаимодействие со страхами нападения, войны, темноты, сказочных персонажей (появляющихся ещев 35 лет), смерти родителей (67 лет), стихии, огня, пожараи других[1]. Последние виды страхов наиболее характерныдля старшего дошкольного возраста. Они несут максимальнуюугрозу для жизни человека в прямом или косвенном виде.Если у ребенка доверительные отношения с родителями, то к 6 7 годам ондолжен осознавать, что смерть это нечто неизбежное в жизни любого человека.Анализируя страхи старших дошкольников по половой принадлежности, можно сделать вывод, что у девочек страховзначительно больше, чем у мальчиков, при этомстрахи очень тесно связаны между собой. Такжеони продолжаютсерьезновлиятьдруг на друга, не только в дошкольном, нои уже в школьном возрасте. То есть, страхи у девочек прочно объединеныс формирующейся структурой личности, особенно сэмоциональной сферой. Страхи старшего дошкольника напрямуюзависятот отношений, которые складываются в семье, то есть от типа детскородительских отношений. Очень важно чтобы родители и педагоги вовремя смогли заметить изменения, происходящие с ребенком, и смогли помочь ребенку справиться с эмоциями. От этого будет зависеть эмоциональное, психическое и физическое состояние ребенкаи его благополучие в целом.С целью изучения особенностей проявления страховв старшем дошкольном возрастенами был проведен эксперимент. В исследовании приняло участие 14 детей 67 лет из подготовительной группы МБДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 116»города Череповца, из них 6 девочек и 8 мальчиков.Сначала мы провели методику Захарова А.И. и Панфиловой М.А «Страхи в домиках» с целью выявления общего количества страхов у детей.Процедура методикисостоитв том, что взрослый рисует контур двух домиков(на двух листах): один черного цвета, другой красного. Малышам предлагаетсярасселить в домики страхи из предложенного списка. В черный домик ребенок размещаетстрашные страхи, а в красныйдомик–не очень страшные. После выполнения работы ребенку предлагается закрыть черный дом на замочек, а ключ выбросить. Это необходимо, чтобы успокоить малыша. В результате эксперимента, выяснилось, что у 65% детей количество страхов превышает норму. Максимальное количество страхов –21 страх, оказался как у одного мальчика, так и у одной девочки. Самым преобладающим можно выделитьстрах собственной смерти и смерти родителей, также частотны, оказались страхипожара и войны, стихии, то есть страхи из группы причинения вреда собственному здоровью.Наименее выбираемыми являются пространственные страхи –глубины, высоты, а также страх больших улиц.Далее нами была проведена проективная методика «Мои страхи» А.И Захарова.Суть методикизаключается в том, что после предварительной беседы, целью которой является актуализация воспоминаний малышао том, что его пугает, ребенку предлагается налистебумаги с помощью цветных карандашей нарисовать его страхи. В процессе анализа обращается внимание на объекты рисунка, а также на цвета, которые используются ребенкомв процессе рисования. По окончании работы малышапросят рассказать о том, что же он нарисовал, то есть выразить страх словами. Интерпретация рисунков ведется по критериям, используемых впроективной методике«Несуществующее животное».Исходя из результатовэксперимента, мы выделиличетыре группы преобладающих страхов у детей 67 лет:1.Страх вымышленных героев –4 рисунка.На рисунках дети изображали приведение, сатану, скелет.2.Страх смерти, пожара, войны (причинение вреда здоровью) –4 рисунка. 3.Страх животных –3 рисунка. Дети изображали злую собаку, волка, медведя в лесу. 4.Социально опосредованные страхи –3 рисунка. Два ребенка прокомментировали свой рисунок: «Я дома один остался». Страх оставаться дома одному –это социально опосредованный страх. Одна девочка, описывая свою работу, сказала: «Мама просит читать её букварь». Страх наказания также относится ксоциально опосредованномустраху.Таким образом, мы можем сделать вывод, что страхи, возникающие у детей 67 лет, являются страхами, характерными дошкольникамс яркими эмоциями, как отражение особенностейих индивидуальногои личностного развития. В этом возрасте наблюдается самое большое количество страхов у детей, при этомстрах становится более сложно,психологически мотивирован,и обусловлен особенностями познавательного и социального развития малышей.Следует помнить, что повышенная тревожность в 67 лет еще не является стабильнойчертойхарактера,и ее можно устранитьпри целенаправленной работе ребенка с психологом.
Ссылки на источники1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб, 2000. –224 с.2.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –М.,2003. 240 с.3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб, 2000.–448 с.
Natalia Ionova,Candidate of Philological Sciences, associate professor at the chair of Early Childhood Education, Cherepovets State University, CherepovetsVera Gorbunova,A firstyear student, the chair of Early Childhood Education, Cherepovets State University, CherepovetsFeatures manifestations fears preschoolers 67 yearsAbstract.Article consecrated problem of studying features of manifestation of fear in children 67 years old. The authors identify the prevailing fears of children in this age group and formulate their causes.Keywords:Fear, anxiety, preschooler