Обеспечение психологической безопасности дошкольников в условиях цифровизации образовательного процесса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Земляченко Л. В., Кечина М. А. Обеспечение психологической безопасности дошкольников в условиях цифровизации образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 1–18. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251017.htm.
Аннотация. В условиях цифровизации системы дошкольного образования существуют обоснованные риски в сфере психологической безопасности личности ребенка. Широкое использование цифровых ресурсов в процессе обучения, воспитания и развития дошкольника, несомненно, способствует более глубокому раскрытию творческого потенциала личности, интенсивному когнитивному развитию, стимулирует познавательный интерес и мотивирующую составляющую деятельности детей. Вместе с тем актуальным остается вопрос о негативном влиянии цифровизации на эмоциональную сферу дошкольника, активно погружающегося в цифровой мир. Цель статьи – выявление специфических особенностей применения электронного контента в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста в аспекте обеспечения их психологической безопасности на примере работы образовательного центра «Пеликан» МГПУ им. М. Е. Евсевьева. В ходе исследования использовались методы: теоретический и сравнительный анализ источников, экспериментальные и математические методы. Исследование выполнено на основе нескольких методологических подходов и принципов: личностно ориентированного, деятельностного подходов, принципов целесообразности, полимодальности, адаптивности, позволяющих рассматривать цифровые ресурсы и инструменты как эффективные и безопасные средства обучения, воспитания и развития ребенка. Понимание психологической безопасности личности как определенного состояния психики, проявляющегося в целостности, устойчивости развития, адаптивности и гибкости человека, умении владеть собой, привело авторов к мысли, что психологическая безопасность возможна лишь в комфортной образовательной среде, а также при условии выработки требований к использованию цифрового инструментария в работе с детьми дошкольного возраста. На основе данных требований в его содержание включены различные программные и цифровые продукты, подобранные в соответствии с образовательными областями дошкольного образования и актуальными направлениями дополнительного образования детей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и речевое, физическое развитие и спортивно оздоровительная направленность, развитие естественно-научного мышления и технического творчества. Авторами выявлена положительная динамика в уровне развития эмоционального интеллекта, тревожности и негативных эмоциональных состояний детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что удалось обеспечить психологическую безопасность дошкольников при активном использовании цифровых ресурсов и технологий. Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в выявлении методологических основ и специфики применения цифровых ресурсов в работе с дошкольниками без ущерба для психологической безопасности. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы будут способствовать совершенствованию процесса цифровизации дошкольного образования, обеспечению психологического комфорта личности ребенка при активном использовании цифровых ресурсов.
Финансирование
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева и Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы) по теме «Проектирование предметно-пространственной среды образовательного центра для детей дошкольного возраста в условиях педагогического вуза».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.