Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пьянкова
Н.
Г.,
Матвиюк
В.
М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1741–1745. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54612.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности. Авторы дают развернутый анализ педагогических условий, касающихся реализации рассматриваемых вопросов, и предлагают возможные пути их реализации.
Ключевые слова:
творческий потенциал, деятельность, ценности, рефлексия, проектирование, креативность, мотивация к деятельности
Текст статьи
Пьянкова Нина Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин, кандидат педагогических наукфилиалаФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»в г.Тихорецкеn_g_p@bk.ru
МатвиюкВиталий Михайлович,преподаватель СПОфилиалаФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»в г.Тихорецке.vitmatviyuk@mail.ru
Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности
Аннотация.Статья посвящена вопросам совершенствования подготовкибакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности. Авторы дают развернутый анализ педагогических условий, касающихся реализации рассматриваемых вопросов и предлагают возможные пути их реализации.Ключевые слова: деятельность, мотивация к деятельности, ценности,творческий потенциал, креативность, рефлексия, проектирование.
В педагогике условия, не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабляют действие причины. Поэтому в своем исследовании мы рассматриваем условия как обстоятельства, оказывающие существенное влияние на эффективность подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности.В качестве таких условий нами были выделены:1) мотивация студентов к учебной и инновационнопрофессиональной деятельности;2) развитие творческого потенциала студентов и инновационных способностей обучающихся;3) развитие рефлексивного потенциала обучающихся;4) формирование знаний студентов об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности;5) овладение студентами опытом инновационной деятельности.Итак, первым условием совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности нами обозначена мотивация к деятельности. В трактовке Э.Г.Юдина [1, С. 174] «деятельность это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры». Кроме того, автор выделяет деятельность в категорию так называемых объяснительных принципов и замечает, что «деятельность как объяснительный принцип может описать всю реальность», тогда как любой конкретный предмет всегда есть проекция этой реальности. В работах отечественных психологов (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) в качестве основных компонентов деятельности выделяются: потребность мотив условия. В структуру же деятельности включаются действия и операции.С психологической точки зрения отношение человека к любой деятельности проявляется в его потребностях. Все окружающее человека вызывает к себе определенное отношение в том случае, когда выступает как значимый мотив для удовлетворения его потребностей. По В.В.Давыдову [2, С. 12] мотивы это «конкретизация тех или иных потребностей в случае, когда человек поставил перед собой задачу и для ее решения предпринимает определенные действия». Иными словами, любые действия человека, входящие в состав деятельности, обусловливаются определенными мотивами, которые для личности имеют ценностный характер.Ценности по характеру их отношений к потребностям можно разделить на две группы конечные и промежуточные, т.е. ценностицели и ценностисредства. Одни из них служат средством достижения поставленных целей, а другие обладают устойчивыми «потребностными» свойствами. Сами по себе ценностисредства могут быть безразличны для человека, т.к. то, что окружает нас, может способствовать или мешать достижению поставленной цели. В целом личность обладает единой системой мотивации и, несмотря на огромное разнообразие конкретных мотивов и мотиваторов, они могут быть объединены в универсальные блоки, не зависящие от содержания деятельности. Иными словами, вполне возможна такая группировка мотивов, которая будет пригодна и для учебной, и для профессиональной деятельности. Более того, поскольку даже конкретные потребности могут удовлетворяться в разных деятельностях, то возможно их совпадение и на этом уровне.Исходя из вышеизложенного, мотивы учебной (в дальнейшем и профессиональной) деятельности студентов можно разделить на две большие группы:1) Непосредственные мотивы включенные в сам процесс деятельности и соответствующие ее социально заданным целям и ценностям. Они включают в себя познавательные мотивы и мотивы развития личности, расширение возможностей ее самореализации и самосовершенствования;2) Опосредованные мотивы связанные с целями и ценностями, лежащими вне самой деятельности, но хотя бы частично в ней удовлетворяющиеся. В эту группу мотивов вошли социальные мотивы, мотивы достижения успеха и стимульные мотивы.Следовательно, можно говорить о полимотивированности учебной деятельности. При этом следует иметь в виду, что, сколько бы других видов деятельности студенты не осуществляли (научноисследовательская, общественная, культурномассовая и др.) и как бы эти деятельности не были важны для них, с точки зрения общества учеба остается центральным звеном. Причем общество заинтересовано в том, чтобы процесс учения студентов был максимально эффективным. Однако, как свидетельствует практика, добиться этого одними лишь организационными мерами невозможно, т.к. студент личность со специфической, присущей именно ей системой ценностей. Поэтому эффективность учения в каждом конкретном случае в значительной мере будет зависеть от содержания и силы мотивации учения.В контексте цели и задач исследования проблема мотивации учебной деятельности студента рассматривается нами как проблема обретения им адекватного личностного смысла будущей профессиональной деятельности. При отсутствии такого смысла профессиональный труд будет лишен элемента личностного саморазвития, творчества и превратится из имеющего самостоятельную личностную ценность лишь в средство заработка. Таким образом, чтобы профессиональная деятельность будущего специалиста была ориентирована на инновационность, со всей очевидностью существенное значение имеет мотивационный компонент учебной деятельности студента.Мотивы учения образуют сложную и испытывающую постоянные изменения систему, в которой наряду с общими, фундаментальными, имеющими непреходящее значение, появляется и исчезает масса других, обусловленных особенностями жизненной ситуации. Во всем этом разнообразии не всегда удается разобраться даже самой личности, в сознании которой многие мотивы присутствуют как смутные влечения, а иногда они и вовсе не осознаются ею.Проведенные нами исследования показывают, что:
вопервых, непосредственные мотивы для студента имеют большее значение, чем опосредованные;
вовторых, среди первых наиболее значимы для студентов мотивы развития личности;
втретьих, среди опосредованных мотивов первостепенное значение имеют мотивы достижения. Два блока мотивов развития личности и достижения (успеха) явно превосходят по значимости все остальные и, следовательно, играют ведущую роль в подготовке студентов к инновационной профессиональной деятельности. Рассмотрим их более подробно.Опросы студентов показывают, что в блоке мотивов «развитие личности» наибольший вес для них имеют такие мотивы, как «стремление расширить свой кругозор и эрудицию» и «стремление повысить свой общекультурный уровень». В совокупности эти два мотива мы рассматриваем как конкретизацию ценностисредства «образованность», которая входит в число наиболее значимых инструментальных ценностей. Высокие веса данных мотивов показывают, что студенты достаточно остро ощущают недостаток общей культуры и эрудиции, хотят стать более образованными. Иначе говоря, тяга к культурным ценностям, к знаниям и к самой новейшей информации продолжает сохраняться и влиять на формы активности молодежи. В этом же блоке выделяются еще два мотива, обладающие довольно большим весом и побуждающие студентов к учению. Одним из них является потребность хорошо делать свое дело и желание стать настоящим специалистом. Мы относим эти мотивы к данной группе, хотя в них и проглядывают соображения престижа, забота о поддержании собственного социального и психологического статуса. Но все делать хорошо можнопо двум причинам чтобы тебя похвалили или потому, что ты просто не можешь делать плохо. Точно также можно рассматривать и второй мотив. Ведь главное не то, что человек хочет стать хорошим специалистом, а почему он этого хочет. Поэтому эти мотивы можно отнести, как к группе мотивов развития личности (что мы и сделали), так и к группе мотивов достижения. В блоке мотивов достижения основными являются мотивы достижения успеха в профессии. Это именно тот случай, когда мотивы внешние по отношению к основнойдеятельности, становятся внутренними по отношению к самой личности. Лидирующий мотив «понимание того, что знания пригодятся для достижения успеха в жизни» относится к числу таких, которые можно назвать мотивами с «отложенным» результатом действия. Э. Хаген, вводя понятие «инновационной личности», одной из главных ее характеристик выделил способность к творчеству [3].В работах Э. де Боно [4] отмечается, что стимулом творческого поведения могут стать ожидания со стороны общества: человек понимает, что он (и никто другой) должен взять на себя ответственность за дело и от его действий будет зависеть благополучное решение ситуации. Таким образом, ответственность мотивирует творчество.Мотивационный компонент в контексте подготовки студентов к творчеству и инновационной деятельности можно рассматривать в двух планах:
с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов личности;
с точки зрения потребности личности в новшествах, их восприимчивости, что определяет содержательную сторонунаправленности профессиональной деятельности.Вторым условием совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности мы считаем развитие творческого потенциала и инновационных способностей обучающихся.Творчество возможно и необходимо практически в любом виде профессиональной деятельности. Многие исследования отечественных ученых базируются на понимании сущностных характеристик потенциала личности как системы возобновляемых ресурсов, которые способствуютне только повышению эффективности деятельности, направленной на получение социально значимых результатов, но и прогрессивному развитию самой личности. В таком понимании потенциал рассматривается не только как природнообусловленные, а, прежде всего, как восполняемые ресурсы, но восполняемые не «автоматически», а направляемые самой личностью в соответствии с поставленными целями, в том числе ориентированными на ее прогрессивное развитие. В психологической литературе используется понятие «раскрытие потенциала личности», понимаемое как условие, как начальный этап процесса развития личности. С педагогической точки зрения такая трактовка сущности понятия предполагает выявление путей, методов и технологий раскрытия потенциала личности.По нашему мнению, раскрытие потенциала личности в первую очередь связано с развитием ее способностей, особенно тех, которые имеют отношение к инновационной деятельности. Вслед за другими исследователями, под способностями нами понимается «сложное синтетическое образование, котороевключает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какойнибудь конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [5, С. 345]. Когда речь идет о формировании готовности студентов к инновационной деятельности, приоритет следует отдавать развитию их интеллектуальных способностей. В процессе интеллектуального развития пополняются знания, расширяется кругозор, формируются интеллектуальные умения, что реализует возобновляемую составляющую потенциала. Это, в свою очередь, способствует формированию новых интеллектуальных потребностей, целей, мотивов, т.е. процесс развития существенным образом интенсифицируется. Студент приобретает качества, которые становятся значимыми личностными преимуществами, что очень важно в свете обсуждения проблемы формирования готовности будущего специалиста к инновационной профессиональной деятельности.Известно, что потенциал личности обладает свойствами системного качества (К.К.Платонов). Это позволяет утверждать, что в образовательном процессе необходимо ориентироваться на иерархию потенциалов обучающихся биологический потенциал, психический потенциал, характерологический потенциал, потенциал опыта, потенциал направленности личности.Рассмотрение целостного потенциала личности с системных позиций как состоящего из отдельных взаимосвязанных подструктур позволяет решать прикладные задачи, в том числе связанные с развитием творческого потенциала субъектов образовательного процесса.Творческий потенциал это системное качество личности. В числе его основных характеристик исследователи (Н.В.Васина, Е.В.Козиевская, В.Н.Толмачев, Б.Н.Хелмицкий и др.) указывают:
созидательная направленность профессиональных интересов;
потребность в новаторской деятельности;
склонность к инновациям;
высокий уровень общего и некоторых специальных видов интеллекта;
склонность к формированию ассоциативных связей;
развитое воображение;
сильная волевая регуляция поведения и деятельности;
самостоятельность;
умение управлять своим состоянием, в том числе саморегулировать свою творческую активность.Начиная с 60х гг. ХХ в., в англоамериканской психологической литературе появился термин «креативность» для обозначения способности, отражающей свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. В дальнейшем креативность стали рассматривать через призму творческих достижений личности. Дж. Гилфорд [6, С.433456] в своих работах перечисляет 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них особо следует упомянуть: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мышления (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи,отличающиеся от общепризнанных взглядов); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); способность к разработке гипотезы; иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). В отечественной психологии креативность рассматривается как творческость, творческие возможности личности [7], которые вполне поддаются развитию. Доказано, что большое влияние на развитие креативности оказывают личностные особенности индивида, его эмоциональные и мотивационные факторы. На личностном уровне все многообразие качественного проявления личности можно рассматривать с позиций выяснения ее инновационности. В целях выявления характерных качественных черт инновационного типа личности целесообразно осуществить аналитическое совмещение имеющихся в литературе представления о «современной» личности, «творческой» личности и «инновационной» личности. Как нам представляется, такой исследовательский подход оправдан тем, что модель современной личности отражает черты, востребованные прогностическими тенденциями развития общества, в то время как творчество является атрибутивным качеством современной личности и инновации одновременно, а инновационность находит выражение в особом сочетании специфических черт личности.В той или иной интерпретации обозначенные черты современной личности повторяются в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. В них подчеркивается, что интегральным качеством современной личности является способность не адаптивного самоизменения, а способность к такому смыслопорождению, которое равно устремлено как на изменение условий социальной жизни, так и на самоизменение. Эта характерная особенность творчества определяет, как совокупность личностных черт, так и общие характеристики творческого мышления атрибутивного признака инновационного типа личности. В работах М.Крозье [8] указываются некоторые типологические черты инновационной личности способность к инициативе, быстрому обновлению, к нововведениям. Что касается российских авторов (Ф.Ю.Дудкин, А.А.Мешков и др.), то, характеризуя новое поколение специалистов, они выделяют такие качества личности, как: высокий уровень общественного интеллекта; наличие креативности; эмоциональная устойчивость; высокая мотивация достижений; ориентация на будущее; индивидуализм.В свою очередь, самоопределяясь в отношении инновационного типа личности, на который необходимо ориентироваться в процессе обучения студентов в вузе,мы выделили следующие черты:
потребность в переменах, умение уйти от власти традиций;
наличие творческости и креативного мышления;
способность к поиску новых идей и использованию возможностей их оптимальной реализации;
способность к системному, прогностическому подходу к отбору и организации нововведений;
способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска;
готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий;
развитая способность к рефлексии, самоанализу.Безусловно, это не исчерпывающий ряд черт инновационной личности, но, на наш взгляд, необходимый и достаточный для обозначения инновационности как типологической характеристики специалиста, готового к инновационной деятельности.Третьим условием совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности мы считаем развитие рефлексивного потенциала обучающихся.В структуре инновационной деятельности важнейшим и необходимым компонентом является рефлексия (отлат. reflexioобращение назад). Термин «рефлексия» впервые в отечественных источниках стал использоваться в сороковых годах прошлого века. Понятие рефлексии возникло в философии и формулируется как процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании [9].В психологопедагогической литературе тезис о взаимосвязи творческой деятельности с рефлексией содержится во многих работах. Публикации В.В.Давыдова, Я.А.Пономарева, И.Н.Семенова, В.В.Столина, И.И.Чесноковой и др. раскрывают различные аспекты «выхода» личности в рефлексивную позицию. В последние годы исследователями (О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, И.Н.Семенов, И.Н.Яблоков и др.) разработаны представления о рефлексии как процессе, обеспечивающем продуктивность профессиональной деятельности. В этой связи некоторые авторы (О.А.Полищук, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов) используют понятие «рефлексивная компетентность» профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностнопрофессионального развития, повышает креативность деятельности. В своем исследовании мы рассматриваем рефлексию как особый род деятельности, точнее сторону любой деятельности. Именно поэтому, на наш взгляд, она может выступать как объект обучения, ее можно совершенствовать и развивать. Анализ литературных источников [10; 11; 12и др.] позволил заключить, что формирование и развитие рефлексивных умений в контексте инновационной деятельности, прежде всего, обеспечивается овладением субъектом учения общенаучными методами познания. При этом углубляется осознание им своей деятельности и ее результатов. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, овладевать, в конечном счете, системным подходом. Как отмечают В.А.Сластенин и Л.С.Подымова [13, С. 8586], различные уровни инновационной деятельности определяются различным содержанием рефлексии. Например, содержание процесса целеполагания определяется результатами рефлексии на мотивационнопотребностную сферу (знание о своем мотиве приводит к построению цели); целереализация возможна тогда, когда у субъекта существует план деятельности, построенный в результате рефлексии на целеполагание.Некоторые авторы (В.А.Петровский) при анализе деятельности выделяют два вида рефлексии ретроспективный и проспективный. Первый ее вид приводит к возникновению активности, направленной на ориентировку в системе условий, ведущих к жизненно значимому эффекту и построению соответствующего образа. Факторами проспективной рефлексии являются динамика переживания потребности в ходе осуществления деятельности и новизна в системе предметных условий. Поскольку инновационная деятельность носит творческий характер, она совсей очевидностью контролируется разными видами рефлексии (В.В.Давыдов, И.С.Ладенко, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов).Рассматривая рефлексивные процессы в контексте подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности, мы считаем возможным ориентировать их на следующие типы рефлексии: интеллектуальную, личностную, кооперативную и коммуникативную рефлексии. Возникновение новых идей, относящихся непосредственно к предмету профессиональной деятельности, являются результатом интеллектуальной рефлексии. Личностный тип рефлексии связан с переосмыслением собственного образа «Я», ценностей (в том числе профессиональных), самопознанием, т.е. тем, что обычно детерминирует изменение личностнопрофессиональной позиции. Кооперативный тип рефлексии связан с пониманием ролевых функций и позициональной организации коллективного взаимодействия в совместной деятельности. Коммуникативная рефлексия играет существенную роль в межличностных отношениях. На основе такой классификации рефлексивной компетенции в опытноэкспериментальной работе были апробированы соответствующие технологии ее развития в рамках рефлексивноинновационного тренинга, групповых практикумов и игромоделирования. При этом учитывались три уровня рефлексии: рефлексияописание; рефлексияанализ; рефлексияпрогноз. Все три уровня призваны были обеспечить развитие рефлексивной культуры будущего специалиста, которая приводит к следующему:
к активизации рефлексивноинновационного потенциала личности обучающегося;
к переосмыслению готовности к инновационной деятельности;
к повышению готовности к профессиональному творчеству;
к расширению актуального и потенционального полей рефлексии в профессиональной деятельности.В качестве четвертого условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности мы обозначили формирование знаний об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности.Подготовка студентов к инновационной деятельности невозможна без овладения ими комплексом знаний об инновациях и данном виде деятельности.В учебных планах вузов присутствуют четыре цикла учебных дисциплин: Б.1Гуманитарный, социально и экономический цикл; Б.2Математический цикл; Б.3Профессиональный ЦИК; Б.4 Физическая культура. Каждая изучаемая студентом дисциплина имеет не только свое место в учебном плане, но и выполняет свойственные ей функции, формирует определенные общекультурные и профессиональные компетенции. Все дисциплины учебного плана группируются в базовые и элективные (дисциплины по выбору). Исходя из того, что содержание профессиональной деятельности многомерно, мы предположили, что наиболее целесообразным подходом к формированию готовности студентов к инновационной деятельности станет специально разработанный и включенный в учебный план курс «Теоретические и практические основы инновационной деятельности», который вошел в группу дисциплин по выбору на всех факультетах вуза. Курс состоял из теоретической и практической частей, а общий объем трудозатрат студентов на его освоение составил 72 часа (2 зет). Из них на лекционные занятия отводилось 32 часа, на практические 20 часов. Самостоятельная работа студентов планировалась в объеме 20 часов от общего количества учебного времени (табл. 1).
Таблица 1Тематический план учебного курса «Теоретические ипрактические основы инновационной деятельности»№п/пНазвание темыТеоретич. занятия(час.)Практич. занятия(час.)1.Возникновение и развитие научных взглядов об инноватике. Социальная природа инноваций. Инновационностьодин из принципов развития постиндустриального общества. 2
2.Инновационная политика российского государства на современном этапе российских реформ. Субъекты инновационной политики.223.Законы развития инноваций. Виды и типы инноваций: технологические, процессные, организационноуправленческие.424.Инновационная инфраструктура. Финансовое обеспечение инноваций (общие, текущие, капитальные вложения).225.Инновационный тип личности: инновационные способности, инновационное мышление, мотивы поведения на рабочем месте, инновационная культура.226.Инновационная деятельность: цели, содержание, функции, сферы осуществления, результат. Информационные технологии и инновационная деятельность.427.Модели изобретательской и инновационной деятельности.228.Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях.429.Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании.4210.Развитие рефлексивноинновационного потенциала субъектов разных видов профессий.2211.Способы распространения инноваций. Правовые аспекты инноваций.Патентоведение.2212.Теория и практика управления инновационными процессами.2
Итого:3220Примечание:20 часов из общего объема трудозатрат на освоение учебной дисциплины (72 часа) выносятся на самостоятельную работу студента.
Сквозными задачами курса явились: формирование профессиональных знаний студентов об инновациях и инновационной деятельности; закрепление и углубление знаний об инновационной деятельности в процессе пробного ее выполнения; воспитание творческих качеств студентов и развитие инновационных способностей; выполнение дипломных работ по инновационной тематике.Спецкурс был дополнен тренингом, который состоял из четырех модулей: функциональный тренинг; перцептивный тренинг; интеллектуальный тренинг; тренинг специальных умений. Наконец, еще одним важным условием совершенствования подготовки студентов вуза к инновационной профессиональной деятельности мы считаем овладение опытом инновационной деятельностив процессе обучения. Существенную роль в освоении студентами этого опыта играют занятия, с включением в них учебного проектирования, игротехник и исследовательской работы.Авторы концепции проективного образования (Г.М. Гаджиев, Д.Дьюи, Г.Л.Ильин, В.Х.Килпатрик, Е.Паркхерст, Е.С.Полат, С.Т.Шацкий и др.) исходят из понятий проектной культуры и проективного творческого мышления. Особенностью проектной культуры, по их мнению,является стремление создать чтото новое в материальной и духовной сферах. Проективное творческое мышление представляет собой научное мышление на стадии возникновения, зарождения новых идей; на последующей стадии отбора идей включается критическое мышление. По мнению И.А.Зимней [14], проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления. Проектность рассматривается ею как образовательная тенденция будущего.В образовательной практике широко используется термин «проектный подход», под которым мы понимаем использование проектирования как компонента содержания обучения и как способа приобретения студентом опыта творческой деятельности в рамках активного обучения.Характерными особенностями проектного подхода к обучению в вузе мы считаем следующие:
обучение будущих специалистов проектированию такому виду деятельности, который необходим сегодня каждому работнику;
профессиональнодеятельностныйи контекстный подходы к подготовке специалистов;
построение процесса обучения не только и не столько в соответствии с логикой учебных дисциплин, а с логикой проектной деятельности;
основной ролью преподавателя становится роль тьютора, консультанта, менджера образовательного процесса;
возможность гибкого изменения содержания обучения и его направленности адекватно изменениям квалификационных требований к специалисту;
развитие творческого мышления обучающихся;
обеспечение индивидуальной траектории обучения специалиста;
применение современных образовательных технологий.Проектирование как компонент профессиональной подготовки студента к инновационной деятельности определяется нами следующим образом: это деятельность по созданию субъективно или объективно нового материального или духовного объекта, основанная на взаимосвязи теории и практики, системном подходе к решению проблемы, комплексном представлении таких процессов, как моделирование, прогнозирование, планирование, программирование и т.п.Существуют разные классификации выполняемых обучающимися проектов. На наш взгляд, в контексте рассматриваемого вопроса наиболее приемлемой является классификация, основанная на характере доминирующей деятельности (Е.С.Полат):
поисковый проект (поисковая деятельность);
исследовательский проект (исследовательская деятельность);
творческий проект (творческая деятельность);
игровой проект (ролевая деятельность);
практикоориентированный проект (прикладная деятельность);
ориентировочный проект (ознакомительноориентировочная деятельность).Организация проектной деятельности студентов включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу. В этой связи наиболее целесообразными формами организации образовательного процесса можно считать следующие:
лабораторные, лабораторнопрактические, лабораторнопроектные работы:
практика (учебная, стажерская, профессиональная);
самостоятельные работы обучающихся по различным дисциплинам или блокам дисциплин (бизнеспроекты, миниисследовательские проекты, учебные проекты и пр.);
учебное проектирование на практических занятиях;
курсовое и дипломное проектирование;
совместные научно исследовательские работы (проекты) студентов и преподавателей по темам, связанным с решением реальных производственных задач.Основными методами обучения студентов в контексте проектного подхода можно считать следующие:
методы активного обучения (деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, «лабиринт действий» и др.);
методы проблемного обучения (проблемнаялекция, проблемный семинар, решение проблемы и др.);
методы активизации творческого мышления («мозговой штурм», синектика, инверсия, эвристическая беседа, морфологический анализ и др.);
методы взаимообучения (коллективного, группового, парного).При реализации проектного подхода изменяется контроль и оценка деятельности студентов: главное внимание уделяется процессуальному аспекту получения знаний.Проектный подход в обучении позволяет студентам приобрести различные умения, которые обеспечивают готовность к инновационной деятельности:1. Умения, связанные с развитием интересов (анализировать свои интересы; определять новые интересы на основе развития прежних; сопоставлять свои возможности и интересы; отстаивать свои интересы).2. Умения находить интересные виды деятельности (определять для себя познавательные виды деятельности; задавать вопросы по интересующим видам деятельности; выбирать новый вид деятельности и исследовать его; отыскивать ответы на интересующие вопросы; делать обоснованные выводы).3. Умения исследовать условия инновационной деятельности (подмечать и определять условия инновационной деятельности, обсуждать инновационную деятельность; находить «ниши» инновационной деятельности).4. Умения подготовиться к инновационной деятельности на практике (определять и обосновывать необходимость осуществления инновационной деятельности в контексте собственных интересов; четко определять цели инновационной деятельности; определить и обосновать свои конкретные шаги по осуществлению инновационной деятельности).5. Умения оценить результаты своей деятельности (уметь представлять результаты своей деятельности; уметь оценить результаты, исходя из поставленных цели и задач).6. Умения делать выводы из результатов проектировочной деятельности (ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта; объяснять как положительный, так и отрицательный результаты; оценить и изменить свое поведение в соответствии с поставленными целью и задачами деятельности; осознать, оценить и принять во внимание значение инновационной деятельности в своем развитии, в индивидуальном образовательном маршруте).7. Умение установить общественную ценность инновационной деятельности (осознать, оценить и принять во внимание значение инноваций и инновационной деятельности для общества в целом).Выделенные и охарактеризованные нами условия легли в основу построения и апробации дидактической модели формирования готовности бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1.Юдин Э.Г.Системный подход и принцип деятельности // Методологические проблемы современной науки. М., 1978. 391 с.2.Давыдов В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. С. 4749.3.Hagen E. On Theory of Social Change. Homewood, 1962.4.Боно Э. Де. Латериальноемышление: СПб. : ПитерПресс, 1997. 384 с.5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2х т. Т. 1. М. : Педагогика, 1989.485 с.6.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления: Сб. переводов / Под ред. А.А.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433456.7.Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.8.Сrozier M. L'enterprise a L'ecounte. Apprendre le management postindustriale.P. 1991.9.Философский энциклопедический словарь /Редкол. С.С.Аверинцев и др. М., 1989. 815 с.10.Байер И.В. Развитие рефлексивноинновационного потенциала государственных служащих: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М. : РАГС, 1997.11.Пинегина Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Калуга: КГПУ, 1999.12.Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.: РАГС, 1996.13.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. С. 8586.14.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 484 с.
Nina Pyankova candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor of social humanitarian disciplines, candidate of pedagogical Sciences, branch of the Kuban state University in TihoretskVitaliy MatviyukTeacher, branch of the Kuban state Universityi in TihoretskPedagogical conditions of improvement preparation of bachelor's economy to an innovative professional activity Abstract.Article is devoted to improving the training ofbachelor‱s economy to innovative professional activities. The authors give a detailed analysis of the pedagogical conditions relating to the implementation of the issues and suggest possible ways to implement them. Keywords:activity, motivation for activity, values, creative ability, creativity, reflection, design.
МатвиюкВиталий Михайлович,преподаватель СПОфилиалаФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»в г.Тихорецке.vitmatviyuk@mail.ru
Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности
Аннотация.Статья посвящена вопросам совершенствования подготовкибакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности. Авторы дают развернутый анализ педагогических условий, касающихся реализации рассматриваемых вопросов и предлагают возможные пути их реализации.Ключевые слова: деятельность, мотивация к деятельности, ценности,творческий потенциал, креативность, рефлексия, проектирование.
В педагогике условия, не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабляют действие причины. Поэтому в своем исследовании мы рассматриваем условия как обстоятельства, оказывающие существенное влияние на эффективность подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности.В качестве таких условий нами были выделены:1) мотивация студентов к учебной и инновационнопрофессиональной деятельности;2) развитие творческого потенциала студентов и инновационных способностей обучающихся;3) развитие рефлексивного потенциала обучающихся;4) формирование знаний студентов об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности;5) овладение студентами опытом инновационной деятельности.Итак, первым условием совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности нами обозначена мотивация к деятельности. В трактовке Э.Г.Юдина [1, С. 174] «деятельность это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры». Кроме того, автор выделяет деятельность в категорию так называемых объяснительных принципов и замечает, что «деятельность как объяснительный принцип может описать всю реальность», тогда как любой конкретный предмет всегда есть проекция этой реальности. В работах отечественных психологов (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) в качестве основных компонентов деятельности выделяются: потребность мотив условия. В структуру же деятельности включаются действия и операции.С психологической точки зрения отношение человека к любой деятельности проявляется в его потребностях. Все окружающее человека вызывает к себе определенное отношение в том случае, когда выступает как значимый мотив для удовлетворения его потребностей. По В.В.Давыдову [2, С. 12] мотивы это «конкретизация тех или иных потребностей в случае, когда человек поставил перед собой задачу и для ее решения предпринимает определенные действия». Иными словами, любые действия человека, входящие в состав деятельности, обусловливаются определенными мотивами, которые для личности имеют ценностный характер.Ценности по характеру их отношений к потребностям можно разделить на две группы конечные и промежуточные, т.е. ценностицели и ценностисредства. Одни из них служат средством достижения поставленных целей, а другие обладают устойчивыми «потребностными» свойствами. Сами по себе ценностисредства могут быть безразличны для человека, т.к. то, что окружает нас, может способствовать или мешать достижению поставленной цели. В целом личность обладает единой системой мотивации и, несмотря на огромное разнообразие конкретных мотивов и мотиваторов, они могут быть объединены в универсальные блоки, не зависящие от содержания деятельности. Иными словами, вполне возможна такая группировка мотивов, которая будет пригодна и для учебной, и для профессиональной деятельности. Более того, поскольку даже конкретные потребности могут удовлетворяться в разных деятельностях, то возможно их совпадение и на этом уровне.Исходя из вышеизложенного, мотивы учебной (в дальнейшем и профессиональной) деятельности студентов можно разделить на две большие группы:1) Непосредственные мотивы включенные в сам процесс деятельности и соответствующие ее социально заданным целям и ценностям. Они включают в себя познавательные мотивы и мотивы развития личности, расширение возможностей ее самореализации и самосовершенствования;2) Опосредованные мотивы связанные с целями и ценностями, лежащими вне самой деятельности, но хотя бы частично в ней удовлетворяющиеся. В эту группу мотивов вошли социальные мотивы, мотивы достижения успеха и стимульные мотивы.Следовательно, можно говорить о полимотивированности учебной деятельности. При этом следует иметь в виду, что, сколько бы других видов деятельности студенты не осуществляли (научноисследовательская, общественная, культурномассовая и др.) и как бы эти деятельности не были важны для них, с точки зрения общества учеба остается центральным звеном. Причем общество заинтересовано в том, чтобы процесс учения студентов был максимально эффективным. Однако, как свидетельствует практика, добиться этого одними лишь организационными мерами невозможно, т.к. студент личность со специфической, присущей именно ей системой ценностей. Поэтому эффективность учения в каждом конкретном случае в значительной мере будет зависеть от содержания и силы мотивации учения.В контексте цели и задач исследования проблема мотивации учебной деятельности студента рассматривается нами как проблема обретения им адекватного личностного смысла будущей профессиональной деятельности. При отсутствии такого смысла профессиональный труд будет лишен элемента личностного саморазвития, творчества и превратится из имеющего самостоятельную личностную ценность лишь в средство заработка. Таким образом, чтобы профессиональная деятельность будущего специалиста была ориентирована на инновационность, со всей очевидностью существенное значение имеет мотивационный компонент учебной деятельности студента.Мотивы учения образуют сложную и испытывающую постоянные изменения систему, в которой наряду с общими, фундаментальными, имеющими непреходящее значение, появляется и исчезает масса других, обусловленных особенностями жизненной ситуации. Во всем этом разнообразии не всегда удается разобраться даже самой личности, в сознании которой многие мотивы присутствуют как смутные влечения, а иногда они и вовсе не осознаются ею.Проведенные нами исследования показывают, что:
вопервых, непосредственные мотивы для студента имеют большее значение, чем опосредованные;
вовторых, среди первых наиболее значимы для студентов мотивы развития личности;
втретьих, среди опосредованных мотивов первостепенное значение имеют мотивы достижения. Два блока мотивов развития личности и достижения (успеха) явно превосходят по значимости все остальные и, следовательно, играют ведущую роль в подготовке студентов к инновационной профессиональной деятельности. Рассмотрим их более подробно.Опросы студентов показывают, что в блоке мотивов «развитие личности» наибольший вес для них имеют такие мотивы, как «стремление расширить свой кругозор и эрудицию» и «стремление повысить свой общекультурный уровень». В совокупности эти два мотива мы рассматриваем как конкретизацию ценностисредства «образованность», которая входит в число наиболее значимых инструментальных ценностей. Высокие веса данных мотивов показывают, что студенты достаточно остро ощущают недостаток общей культуры и эрудиции, хотят стать более образованными. Иначе говоря, тяга к культурным ценностям, к знаниям и к самой новейшей информации продолжает сохраняться и влиять на формы активности молодежи. В этом же блоке выделяются еще два мотива, обладающие довольно большим весом и побуждающие студентов к учению. Одним из них является потребность хорошо делать свое дело и желание стать настоящим специалистом. Мы относим эти мотивы к данной группе, хотя в них и проглядывают соображения престижа, забота о поддержании собственного социального и психологического статуса. Но все делать хорошо можнопо двум причинам чтобы тебя похвалили или потому, что ты просто не можешь делать плохо. Точно также можно рассматривать и второй мотив. Ведь главное не то, что человек хочет стать хорошим специалистом, а почему он этого хочет. Поэтому эти мотивы можно отнести, как к группе мотивов развития личности (что мы и сделали), так и к группе мотивов достижения. В блоке мотивов достижения основными являются мотивы достижения успеха в профессии. Это именно тот случай, когда мотивы внешние по отношению к основнойдеятельности, становятся внутренними по отношению к самой личности. Лидирующий мотив «понимание того, что знания пригодятся для достижения успеха в жизни» относится к числу таких, которые можно назвать мотивами с «отложенным» результатом действия. Э. Хаген, вводя понятие «инновационной личности», одной из главных ее характеристик выделил способность к творчеству [3].В работах Э. де Боно [4] отмечается, что стимулом творческого поведения могут стать ожидания со стороны общества: человек понимает, что он (и никто другой) должен взять на себя ответственность за дело и от его действий будет зависеть благополучное решение ситуации. Таким образом, ответственность мотивирует творчество.Мотивационный компонент в контексте подготовки студентов к творчеству и инновационной деятельности можно рассматривать в двух планах:
с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов личности;
с точки зрения потребности личности в новшествах, их восприимчивости, что определяет содержательную сторонунаправленности профессиональной деятельности.Вторым условием совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности мы считаем развитие творческого потенциала и инновационных способностей обучающихся.Творчество возможно и необходимо практически в любом виде профессиональной деятельности. Многие исследования отечественных ученых базируются на понимании сущностных характеристик потенциала личности как системы возобновляемых ресурсов, которые способствуютне только повышению эффективности деятельности, направленной на получение социально значимых результатов, но и прогрессивному развитию самой личности. В таком понимании потенциал рассматривается не только как природнообусловленные, а, прежде всего, как восполняемые ресурсы, но восполняемые не «автоматически», а направляемые самой личностью в соответствии с поставленными целями, в том числе ориентированными на ее прогрессивное развитие. В психологической литературе используется понятие «раскрытие потенциала личности», понимаемое как условие, как начальный этап процесса развития личности. С педагогической точки зрения такая трактовка сущности понятия предполагает выявление путей, методов и технологий раскрытия потенциала личности.По нашему мнению, раскрытие потенциала личности в первую очередь связано с развитием ее способностей, особенно тех, которые имеют отношение к инновационной деятельности. Вслед за другими исследователями, под способностями нами понимается «сложное синтетическое образование, котороевключает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какойнибудь конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [5, С. 345]. Когда речь идет о формировании готовности студентов к инновационной деятельности, приоритет следует отдавать развитию их интеллектуальных способностей. В процессе интеллектуального развития пополняются знания, расширяется кругозор, формируются интеллектуальные умения, что реализует возобновляемую составляющую потенциала. Это, в свою очередь, способствует формированию новых интеллектуальных потребностей, целей, мотивов, т.е. процесс развития существенным образом интенсифицируется. Студент приобретает качества, которые становятся значимыми личностными преимуществами, что очень важно в свете обсуждения проблемы формирования готовности будущего специалиста к инновационной профессиональной деятельности.Известно, что потенциал личности обладает свойствами системного качества (К.К.Платонов). Это позволяет утверждать, что в образовательном процессе необходимо ориентироваться на иерархию потенциалов обучающихся биологический потенциал, психический потенциал, характерологический потенциал, потенциал опыта, потенциал направленности личности.Рассмотрение целостного потенциала личности с системных позиций как состоящего из отдельных взаимосвязанных подструктур позволяет решать прикладные задачи, в том числе связанные с развитием творческого потенциала субъектов образовательного процесса.Творческий потенциал это системное качество личности. В числе его основных характеристик исследователи (Н.В.Васина, Е.В.Козиевская, В.Н.Толмачев, Б.Н.Хелмицкий и др.) указывают:
созидательная направленность профессиональных интересов;
потребность в новаторской деятельности;
склонность к инновациям;
высокий уровень общего и некоторых специальных видов интеллекта;
склонность к формированию ассоциативных связей;
развитое воображение;
сильная волевая регуляция поведения и деятельности;
самостоятельность;
умение управлять своим состоянием, в том числе саморегулировать свою творческую активность.Начиная с 60х гг. ХХ в., в англоамериканской психологической литературе появился термин «креативность» для обозначения способности, отражающей свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. В дальнейшем креативность стали рассматривать через призму творческих достижений личности. Дж. Гилфорд [6, С.433456] в своих работах перечисляет 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них особо следует упомянуть: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мышления (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи,отличающиеся от общепризнанных взглядов); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); способность к разработке гипотезы; иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). В отечественной психологии креативность рассматривается как творческость, творческие возможности личности [7], которые вполне поддаются развитию. Доказано, что большое влияние на развитие креативности оказывают личностные особенности индивида, его эмоциональные и мотивационные факторы. На личностном уровне все многообразие качественного проявления личности можно рассматривать с позиций выяснения ее инновационности. В целях выявления характерных качественных черт инновационного типа личности целесообразно осуществить аналитическое совмещение имеющихся в литературе представления о «современной» личности, «творческой» личности и «инновационной» личности. Как нам представляется, такой исследовательский подход оправдан тем, что модель современной личности отражает черты, востребованные прогностическими тенденциями развития общества, в то время как творчество является атрибутивным качеством современной личности и инновации одновременно, а инновационность находит выражение в особом сочетании специфических черт личности.В той или иной интерпретации обозначенные черты современной личности повторяются в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. В них подчеркивается, что интегральным качеством современной личности является способность не адаптивного самоизменения, а способность к такому смыслопорождению, которое равно устремлено как на изменение условий социальной жизни, так и на самоизменение. Эта характерная особенность творчества определяет, как совокупность личностных черт, так и общие характеристики творческого мышления атрибутивного признака инновационного типа личности. В работах М.Крозье [8] указываются некоторые типологические черты инновационной личности способность к инициативе, быстрому обновлению, к нововведениям. Что касается российских авторов (Ф.Ю.Дудкин, А.А.Мешков и др.), то, характеризуя новое поколение специалистов, они выделяют такие качества личности, как: высокий уровень общественного интеллекта; наличие креативности; эмоциональная устойчивость; высокая мотивация достижений; ориентация на будущее; индивидуализм.В свою очередь, самоопределяясь в отношении инновационного типа личности, на который необходимо ориентироваться в процессе обучения студентов в вузе,мы выделили следующие черты:
потребность в переменах, умение уйти от власти традиций;
наличие творческости и креативного мышления;
способность к поиску новых идей и использованию возможностей их оптимальной реализации;
способность к системному, прогностическому подходу к отбору и организации нововведений;
способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска;
готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий;
развитая способность к рефлексии, самоанализу.Безусловно, это не исчерпывающий ряд черт инновационной личности, но, на наш взгляд, необходимый и достаточный для обозначения инновационности как типологической характеристики специалиста, готового к инновационной деятельности.Третьим условием совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности мы считаем развитие рефлексивного потенциала обучающихся.В структуре инновационной деятельности важнейшим и необходимым компонентом является рефлексия (отлат. reflexioобращение назад). Термин «рефлексия» впервые в отечественных источниках стал использоваться в сороковых годах прошлого века. Понятие рефлексии возникло в философии и формулируется как процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании [9].В психологопедагогической литературе тезис о взаимосвязи творческой деятельности с рефлексией содержится во многих работах. Публикации В.В.Давыдова, Я.А.Пономарева, И.Н.Семенова, В.В.Столина, И.И.Чесноковой и др. раскрывают различные аспекты «выхода» личности в рефлексивную позицию. В последние годы исследователями (О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, И.Н.Семенов, И.Н.Яблоков и др.) разработаны представления о рефлексии как процессе, обеспечивающем продуктивность профессиональной деятельности. В этой связи некоторые авторы (О.А.Полищук, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов) используют понятие «рефлексивная компетентность» профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностнопрофессионального развития, повышает креативность деятельности. В своем исследовании мы рассматриваем рефлексию как особый род деятельности, точнее сторону любой деятельности. Именно поэтому, на наш взгляд, она может выступать как объект обучения, ее можно совершенствовать и развивать. Анализ литературных источников [10; 11; 12и др.] позволил заключить, что формирование и развитие рефлексивных умений в контексте инновационной деятельности, прежде всего, обеспечивается овладением субъектом учения общенаучными методами познания. При этом углубляется осознание им своей деятельности и ее результатов. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, овладевать, в конечном счете, системным подходом. Как отмечают В.А.Сластенин и Л.С.Подымова [13, С. 8586], различные уровни инновационной деятельности определяются различным содержанием рефлексии. Например, содержание процесса целеполагания определяется результатами рефлексии на мотивационнопотребностную сферу (знание о своем мотиве приводит к построению цели); целереализация возможна тогда, когда у субъекта существует план деятельности, построенный в результате рефлексии на целеполагание.Некоторые авторы (В.А.Петровский) при анализе деятельности выделяют два вида рефлексии ретроспективный и проспективный. Первый ее вид приводит к возникновению активности, направленной на ориентировку в системе условий, ведущих к жизненно значимому эффекту и построению соответствующего образа. Факторами проспективной рефлексии являются динамика переживания потребности в ходе осуществления деятельности и новизна в системе предметных условий. Поскольку инновационная деятельность носит творческий характер, она совсей очевидностью контролируется разными видами рефлексии (В.В.Давыдов, И.С.Ладенко, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов).Рассматривая рефлексивные процессы в контексте подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности, мы считаем возможным ориентировать их на следующие типы рефлексии: интеллектуальную, личностную, кооперативную и коммуникативную рефлексии. Возникновение новых идей, относящихся непосредственно к предмету профессиональной деятельности, являются результатом интеллектуальной рефлексии. Личностный тип рефлексии связан с переосмыслением собственного образа «Я», ценностей (в том числе профессиональных), самопознанием, т.е. тем, что обычно детерминирует изменение личностнопрофессиональной позиции. Кооперативный тип рефлексии связан с пониманием ролевых функций и позициональной организации коллективного взаимодействия в совместной деятельности. Коммуникативная рефлексия играет существенную роль в межличностных отношениях. На основе такой классификации рефлексивной компетенции в опытноэкспериментальной работе были апробированы соответствующие технологии ее развития в рамках рефлексивноинновационного тренинга, групповых практикумов и игромоделирования. При этом учитывались три уровня рефлексии: рефлексияописание; рефлексияанализ; рефлексияпрогноз. Все три уровня призваны были обеспечить развитие рефлексивной культуры будущего специалиста, которая приводит к следующему:
к активизации рефлексивноинновационного потенциала личности обучающегося;
к переосмыслению готовности к инновационной деятельности;
к повышению готовности к профессиональному творчеству;
к расширению актуального и потенционального полей рефлексии в профессиональной деятельности.В качестве четвертого условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности мы обозначили формирование знаний об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности.Подготовка студентов к инновационной деятельности невозможна без овладения ими комплексом знаний об инновациях и данном виде деятельности.В учебных планах вузов присутствуют четыре цикла учебных дисциплин: Б.1Гуманитарный, социально и экономический цикл; Б.2Математический цикл; Б.3Профессиональный ЦИК; Б.4 Физическая культура. Каждая изучаемая студентом дисциплина имеет не только свое место в учебном плане, но и выполняет свойственные ей функции, формирует определенные общекультурные и профессиональные компетенции. Все дисциплины учебного плана группируются в базовые и элективные (дисциплины по выбору). Исходя из того, что содержание профессиональной деятельности многомерно, мы предположили, что наиболее целесообразным подходом к формированию готовности студентов к инновационной деятельности станет специально разработанный и включенный в учебный план курс «Теоретические и практические основы инновационной деятельности», который вошел в группу дисциплин по выбору на всех факультетах вуза. Курс состоял из теоретической и практической частей, а общий объем трудозатрат студентов на его освоение составил 72 часа (2 зет). Из них на лекционные занятия отводилось 32 часа, на практические 20 часов. Самостоятельная работа студентов планировалась в объеме 20 часов от общего количества учебного времени (табл. 1).
Таблица 1Тематический план учебного курса «Теоретические ипрактические основы инновационной деятельности»№п/пНазвание темыТеоретич. занятия(час.)Практич. занятия(час.)1.Возникновение и развитие научных взглядов об инноватике. Социальная природа инноваций. Инновационностьодин из принципов развития постиндустриального общества. 2
2.Инновационная политика российского государства на современном этапе российских реформ. Субъекты инновационной политики.223.Законы развития инноваций. Виды и типы инноваций: технологические, процессные, организационноуправленческие.424.Инновационная инфраструктура. Финансовое обеспечение инноваций (общие, текущие, капитальные вложения).225.Инновационный тип личности: инновационные способности, инновационное мышление, мотивы поведения на рабочем месте, инновационная культура.226.Инновационная деятельность: цели, содержание, функции, сферы осуществления, результат. Информационные технологии и инновационная деятельность.427.Модели изобретательской и инновационной деятельности.228.Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях.429.Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании.4210.Развитие рефлексивноинновационного потенциала субъектов разных видов профессий.2211.Способы распространения инноваций. Правовые аспекты инноваций.Патентоведение.2212.Теория и практика управления инновационными процессами.2
Итого:3220Примечание:20 часов из общего объема трудозатрат на освоение учебной дисциплины (72 часа) выносятся на самостоятельную работу студента.
Сквозными задачами курса явились: формирование профессиональных знаний студентов об инновациях и инновационной деятельности; закрепление и углубление знаний об инновационной деятельности в процессе пробного ее выполнения; воспитание творческих качеств студентов и развитие инновационных способностей; выполнение дипломных работ по инновационной тематике.Спецкурс был дополнен тренингом, который состоял из четырех модулей: функциональный тренинг; перцептивный тренинг; интеллектуальный тренинг; тренинг специальных умений. Наконец, еще одним важным условием совершенствования подготовки студентов вуза к инновационной профессиональной деятельности мы считаем овладение опытом инновационной деятельностив процессе обучения. Существенную роль в освоении студентами этого опыта играют занятия, с включением в них учебного проектирования, игротехник и исследовательской работы.Авторы концепции проективного образования (Г.М. Гаджиев, Д.Дьюи, Г.Л.Ильин, В.Х.Килпатрик, Е.Паркхерст, Е.С.Полат, С.Т.Шацкий и др.) исходят из понятий проектной культуры и проективного творческого мышления. Особенностью проектной культуры, по их мнению,является стремление создать чтото новое в материальной и духовной сферах. Проективное творческое мышление представляет собой научное мышление на стадии возникновения, зарождения новых идей; на последующей стадии отбора идей включается критическое мышление. По мнению И.А.Зимней [14], проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления. Проектность рассматривается ею как образовательная тенденция будущего.В образовательной практике широко используется термин «проектный подход», под которым мы понимаем использование проектирования как компонента содержания обучения и как способа приобретения студентом опыта творческой деятельности в рамках активного обучения.Характерными особенностями проектного подхода к обучению в вузе мы считаем следующие:
обучение будущих специалистов проектированию такому виду деятельности, который необходим сегодня каждому работнику;
профессиональнодеятельностныйи контекстный подходы к подготовке специалистов;
построение процесса обучения не только и не столько в соответствии с логикой учебных дисциплин, а с логикой проектной деятельности;
основной ролью преподавателя становится роль тьютора, консультанта, менджера образовательного процесса;
возможность гибкого изменения содержания обучения и его направленности адекватно изменениям квалификационных требований к специалисту;
развитие творческого мышления обучающихся;
обеспечение индивидуальной траектории обучения специалиста;
применение современных образовательных технологий.Проектирование как компонент профессиональной подготовки студента к инновационной деятельности определяется нами следующим образом: это деятельность по созданию субъективно или объективно нового материального или духовного объекта, основанная на взаимосвязи теории и практики, системном подходе к решению проблемы, комплексном представлении таких процессов, как моделирование, прогнозирование, планирование, программирование и т.п.Существуют разные классификации выполняемых обучающимися проектов. На наш взгляд, в контексте рассматриваемого вопроса наиболее приемлемой является классификация, основанная на характере доминирующей деятельности (Е.С.Полат):
поисковый проект (поисковая деятельность);
исследовательский проект (исследовательская деятельность);
творческий проект (творческая деятельность);
игровой проект (ролевая деятельность);
практикоориентированный проект (прикладная деятельность);
ориентировочный проект (ознакомительноориентировочная деятельность).Организация проектной деятельности студентов включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу. В этой связи наиболее целесообразными формами организации образовательного процесса можно считать следующие:
лабораторные, лабораторнопрактические, лабораторнопроектные работы:
практика (учебная, стажерская, профессиональная);
самостоятельные работы обучающихся по различным дисциплинам или блокам дисциплин (бизнеспроекты, миниисследовательские проекты, учебные проекты и пр.);
учебное проектирование на практических занятиях;
курсовое и дипломное проектирование;
совместные научно исследовательские работы (проекты) студентов и преподавателей по темам, связанным с решением реальных производственных задач.Основными методами обучения студентов в контексте проектного подхода можно считать следующие:
методы активного обучения (деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, «лабиринт действий» и др.);
методы проблемного обучения (проблемнаялекция, проблемный семинар, решение проблемы и др.);
методы активизации творческого мышления («мозговой штурм», синектика, инверсия, эвристическая беседа, морфологический анализ и др.);
методы взаимообучения (коллективного, группового, парного).При реализации проектного подхода изменяется контроль и оценка деятельности студентов: главное внимание уделяется процессуальному аспекту получения знаний.Проектный подход в обучении позволяет студентам приобрести различные умения, которые обеспечивают готовность к инновационной деятельности:1. Умения, связанные с развитием интересов (анализировать свои интересы; определять новые интересы на основе развития прежних; сопоставлять свои возможности и интересы; отстаивать свои интересы).2. Умения находить интересные виды деятельности (определять для себя познавательные виды деятельности; задавать вопросы по интересующим видам деятельности; выбирать новый вид деятельности и исследовать его; отыскивать ответы на интересующие вопросы; делать обоснованные выводы).3. Умения исследовать условия инновационной деятельности (подмечать и определять условия инновационной деятельности, обсуждать инновационную деятельность; находить «ниши» инновационной деятельности).4. Умения подготовиться к инновационной деятельности на практике (определять и обосновывать необходимость осуществления инновационной деятельности в контексте собственных интересов; четко определять цели инновационной деятельности; определить и обосновать свои конкретные шаги по осуществлению инновационной деятельности).5. Умения оценить результаты своей деятельности (уметь представлять результаты своей деятельности; уметь оценить результаты, исходя из поставленных цели и задач).6. Умения делать выводы из результатов проектировочной деятельности (ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта; объяснять как положительный, так и отрицательный результаты; оценить и изменить свое поведение в соответствии с поставленными целью и задачами деятельности; осознать, оценить и принять во внимание значение инновационной деятельности в своем развитии, в индивидуальном образовательном маршруте).7. Умение установить общественную ценность инновационной деятельности (осознать, оценить и принять во внимание значение инноваций и инновационной деятельности для общества в целом).Выделенные и охарактеризованные нами условия легли в основу построения и апробации дидактической модели формирования готовности бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1.Юдин Э.Г.Системный подход и принцип деятельности // Методологические проблемы современной науки. М., 1978. 391 с.2.Давыдов В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. С. 4749.3.Hagen E. On Theory of Social Change. Homewood, 1962.4.Боно Э. Де. Латериальноемышление: СПб. : ПитерПресс, 1997. 384 с.5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2х т. Т. 1. М. : Педагогика, 1989.485 с.6.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления: Сб. переводов / Под ред. А.А.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433456.7.Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.8.Сrozier M. L'enterprise a L'ecounte. Apprendre le management postindustriale.P. 1991.9.Философский энциклопедический словарь /Редкол. С.С.Аверинцев и др. М., 1989. 815 с.10.Байер И.В. Развитие рефлексивноинновационного потенциала государственных служащих: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М. : РАГС, 1997.11.Пинегина Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Калуга: КГПУ, 1999.12.Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.: РАГС, 1996.13.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. С. 8586.14.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 484 с.
Nina Pyankova candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor of social humanitarian disciplines, candidate of pedagogical Sciences, branch of the Kuban state University in TihoretskVitaliy MatviyukTeacher, branch of the Kuban state Universityi in TihoretskPedagogical conditions of improvement preparation of bachelor's economy to an innovative professional activity Abstract.Article is devoted to improving the training ofbachelor‱s economy to innovative professional activities. The authors give a detailed analysis of the pedagogical conditions relating to the implementation of the issues and suggest possible ways to implement them. Keywords:activity, motivation for activity, values, creative ability, creativity, reflection, design.