Основные особенности новых педагогических технологий при внедрении ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соболева Г. В. Основные особенности новых педагогических технологий при внедрении ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2191–2195. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54702.htm.
Аннотация. В современном мире практически все развитые страны осознали необходимость реформирования своих систем образования, с тем чтобы учащийся действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность ученика находилась в центре внимания педагогов-исследователей и разработчиков программ образования, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Соболева Галина Владимировна,учитель математики, МБОУ ООШ №8, г. Славянскна Кубани, п. Садовыйgala.soboleva2015@yandex.ru

Основные особенности новых педагогических технологий при внедрении ФГОС

Аннотация. В современном мире практически все развитые страны осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы учащийся, действительно стал центральной фигурой учебного процесса. Чтобы познавательная деятельность ученика находилась в центре внимания педагоговисследователей и разработчиков программ образования, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.Ключевые слова:ФГОС, педагогические технологии, учебный процесс.

Инновационные технологии при внедрении ФГОСРазвитие и модернизация структуры нашего общества не могли не отразиться на системеобразования. В настоящее время активно обсуждаются введенные в школу Федеральные государственные стандарты нового поколения.Возникает вопрос: что изменилосьв школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт основногообщего образования?Новый стандарт внес изменения втребования, которым обязанысоответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условияи результат обучения.Так что же конкретно изменилось? Инновации в системе образования прослеживаются:

• в цели, содержании, методах и технологии, формах организации и системеуправленияучебным процессом;

• в стиляхпедагогической деятельности;• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в системефинансирования;

• в учебнометодическом обеспечении;

• в системевоспитательной работы;

• в учебномплане и учебных программах;

• в деятельностиучащегося и преподавателя[1]. В стандарте нового поколения содержание образования не описываетсядетально, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. Основнаязадача системы образования теперь делать все необходимоедля достижения положительныхрезультатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети. Для достижения наилучшего результата преподавателю необходимо применять педагогические технологии.

Педагогические технологии и подходы в учебновоспитательном процессе

развивающее обучение;

проблемное обучение;

коммуникативное обучение;

проектная технология;

игровые технологии;

диалог культур;

информационнокоммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен овладеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для решения различных задач, работать со всеми видами информации и т.д.В настоящее времяучитель должен осознавать, что в информационном обществеон пересталбыть единственным носителем знаний, как это было раньше иего роль–это в большей степени роль проводника в мире информации.

дидактическая многомерная технология;

групповые технологии;

КСО

компетентностный подход;

деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться);

личностноориентированный подход Применениеинновационныхразвивающих технологий, позволит сформировать базовые компетентностисовременного человека:

информационную(умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Инновационные методики обученияРазвивающее обучениеОсновой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Понятие ввел советский психолог Л.С. Выготский[2]. Основнаяидея состоит в том, чтознания, которыеполучает учащийся, делятся на три вида. Первый видвключает в себя то, что ученик уже знает. Третий –этото, что ученику неизвестно. Второйвиднаходится в промежуточном положении между первым и вторым. Это и есть зона ближайшего развития. Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода. Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми.Инновационный поиск новых средств приводит учителейк пониманию того, что нам нужны проблемные,практикоориентированные, деятельностные, групповые, игровые, ролевые,рефлексивныеи прочие формы и методы обучения.Проблемное обучениеПроблемная ситуация это интеллектуальное затруднение человека, которое возникает, когда онне знает, как логически объяснить возникшее явление илифакт, действительности, не может решить задачуизвестным ему способом действия. Этонастраиваетчеловека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация являетсязакономерностью припродуктивной, познавательной и творческой деятельности. Она ведет к началумышления, вызывает активную, мыслительную деятельность, которая осуществляетсяв процессе постановки цели длярешения задачи[3].Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей пробудитьучебнопознавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения учащегося заключается в организации такой учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого учится самостоятельно «добывать знания».Педагогический опыт многих учителей показывает, что возникновение проблемной ситуации и понимание её сутиучащимися может возникнутьпри изучении многих тем. Как определить готов ли ученик к проблемному обучению? Еслиучитель наблюдает способность учащимся увидеть и осознать суть поставленной перед ним проблемы, а также готовностью искать пути для его решения, то можно смело применять данную методику обучения. В проблемной ситуации школьниксталкиваетсяспротиворечиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.Решение задачявляется важным фактом повышения познавательной деятельностиучеников. Наглядность же служит инструментом «улавливания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий. Современный мирнаходиться в постоянном развитии, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества ребят.Учить, используя традиционные формы, уже не оптимально. Поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы[4]..Метод проектов на уроках основнойшколеВедущее место среди инновационныхметодов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежитметоду проектов.Основойметода проектов являетсяидея о направленности учебнопознавательной деятельности учащихся на результат,который получается при решении той или иной практической или теоретическойзадачи.Результат решения этой задачиможно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.Опыт деятельности при решении задачи становится бесценным достояниемучащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.Роль же учителя заключаетсяв выборепроблем для проектов, которыенеобходимо брать из окружающей действительности, из реальной жизни.Метод проектов зародился во второй половине ХIХ векав сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философидеалист Джон Дьюи (1859 –1952)[5]. Рассмотрим каждый из проектов подробнее.Практикоориентированный проектнацелен на социальные интересы участников проекта или внешнего заказчика.Продукт определен заранее,и он может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города или дажегосударства. Шкала использованияразнообразна –от дидактического материала для учащихсядо разработкиплана по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта в реальной жизнии его способность решить поставленную задачу.Информационный проектнаправлен на сбори обработкуинформации о какомлибо объекте или явлении. Основной целью являетсяее анализ, обобщениеи представления для широкой аудитории.Результатомтакого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Исследовательский проектпо структуре являетсяистиннымнаучнымисследованием.Проектвключает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.Творческий проектоснован на максимально свободном и нетрадиционномоформлениирезультатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративноприкладного искусства, видеофильмы и т.п.Ролевой проектпо реализации самый сложный. Участвуя в нем, участникиберут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?По комплексности(иначе говоря, по предметно –содержательной области) можно выделить два типа проектов.1) Монопроектыпроводятся, как правило, в рамках одного предмета илиодной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.2) Межпредметные проектывыполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.ПрезентацияпроектовОдним из важных этапов осуществления любого учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта –задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообщеговоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов –артистических, художественных, конструкторскотехнических, организационных и т.п.)Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

Деловая игра.

Демонстрация видеофильма –продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Диалог исторических или литературных персонажей.Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.

Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

Научная конференция.

Отчет исследовательской экспедиции.

Прессконференция.

Путешествие.

Реклама.

Ролевая игра.

Соревнования.

Спектакль.

Спортивная игра.

Телепередача.

Экскурсия.В самой презентации заложен большой учебновоспитательный смысл, обусловленный самим методом: школьникиучатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты того или иного метода, анализа индивидуальной и групповой самостоятельной работы, роликаждого участника проекта. Важно, чтобы учащиеся рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.Педагогической целью проведения презентации является развитие умений и навыковтаких как:

кратко и лаконично (укладываясь в 810минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

демонстрировать понимание проблемы проекта, цели и задач проекта, выбранный путь решения;

анализировать ход поиска решения;

демонстрировать найденное решение;

анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.Игровые технологииСтепень обучения и воспитания детей в школе значительно определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психологопедагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных способовразвития, творческих активовкаждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия индивидуальностиего личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении[6].Сэтим связано и возникновениеактуальности в разработкеигровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Более известными являются работыА.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».Изученный в процессе игровой деятельности материал усваиваетсяучащимися в большей степени, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Педагогическая игра обладает существенным признаком —наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебнопознавательной направленностью.

Исследовательская деятельностьЦель работыразвить интеллектуальнотворческийпотенциала школьника через совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

обучение проведению учебных исследований школьников;

развитие творческой исследовательской активности детей;стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам ознакомление с научной картиной реального мира;

вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс[7].Исследуя, мы выдвигаем гипотезуи ищем факты подтверждающие или опровергающиееё, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:Выбор темы.Постановка цели и задачисследования.Гипотеза исследования.Организация исследования.Подготовка к защите и защита работы.Специфика исследовательской работы в основнойшколе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя –увлечь детейидеей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.Вообще,для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Учитель должен четко иумело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Все перечисленные педагогические методики являются важнейшим механизмом в структуре образования, а особенно при переходе к стандартам нового поколения.Любая педагогическая технология подразумевает использование методики коллективных способов обучения, основанной на максимальной реализации возможностей учащихся.Существенноеобновление профессионального образования предполагает перестройку учебновоспитательного процесса с позиций направленности обучения на развитие личности учащегося посредством использования педагогических технологий.

Ссылки на источники1.Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения URL: http://shkolazhizni.ru

.[Дата обращения 8.01.2013].2.Выготский Л. С., Лурия А. Р.Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. —М.: ПедагогикаПресс, 1993. —224 с.3.Проблемное обучение URL:http://kopsch45.narod.ru–[Дата обращения 12.01.2013].4.Инновационные технологии при внедрении ФГОС: URL: http://kuvmetodist.ucoz.ru.[Дата обращения 18.01.2013].5.Проектная деятельность в начальной школе: URL:http://festival.1september.ru/articles/.

[Дата обращения 20.01.2013].6.Игровые технологии URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx

[Дата обращения 5.02.2013].7.

"Исследовательская работа в основной школе" URL: http://festival.1september.ru/articles/511559/

[Дата обращения 21.02.2013].

Soboleva Galina Vladimirovna, mathematics teacher, MBEE № 8 (Municipal Budget Educational Establishment Basic EducationalSchool), SlavyanskontheKuban, settlement Sadovy.Basic features of new pedagogical technologies at introduction of FSES (Federal State Educational Standards)Annotation.In the modern world almost all developed countries have realized the necessity of reformation of their education systems that a student really became the central figureof educational process.That cognitive activity of a student was in the center attention of teachersresearchers and developers of theeducation programs, instead of teaching, as it was still in the traditional training.Key words:new generation standards, new pedagogical technologies,systematically –active approach, allround training, results of education.