Место педагогических блогов в информационно-образовательном пространстве учебного заведения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Максимова
Н.
А. Место педагогических блогов в информационно-образовательном пространстве учебного заведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2346–2350. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54733.htm.
Аннотация. В статье излагается современное видение понятия информационно-образовательной среды, приводится статистика по применению информационных технологий в учебном процессе, рассматриваются основные положения концепции развития единой информационно-образовательной среды. Тенденции развития современного общества, его ярко выраженная информатизация объясняют необходимость все более широкого использования информационных технологий в сфере образования. В настоящее время культурному человеку независимо от его профессии и особенностей деятельности необходимо обладать умениями работы с электронными средствами обработки и передачи информации. Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации.
Ключевые слова:
электронный учебник, педагогический процесс, информационно-образовательное пространство, педагогический блог, система обучения
Текст статьи
Максимова Наталья Александровна,кандидат педагогических наук, доцент, ФБГОУ ВПО «Смоленский государственный университет», СмоленскRutabaga@yandex.ru
Место педагогических блогов в информационнообразовательном пространстве учебного заведения
Аннотация.В статье излагаются современное видение понятия информационнообразовательной среды, приводится статистика по применению информационных технологий в учебном процессе, рассматриваются основные положения концепции развития единой информационнообразовательной среды. Тенденции развития современного общества, его ярко выраженная информатизация объясняют необходимость все более широкого использования информационных технологий в сфере образования. В настоящее время культурному человеку независимо от его профессии и особенностей деятельности необходимо обладать умениями работы с электронными средствами обработки и передачи информации. Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации.Ключевые слова:информационнообразовательное пространство, педагогический блог, электронный учебник, система обучения, педагогический процесс
Федеральные программы развития образования в Российской Федерации в первом десятилетии XXI века дали мощный толчок развитию ИКТ и информационной среды в образовании, создали элементы общероссийской единой образовательной информационной среды. Это способствовало повышению международных рейтингов России. Так, в международном рейтинге развития ИКТ Россия переместилась с 70го (2007 г.) на 38е место (2012г.); в рейтинге развития Интернета в странах мира –заняла 31е место (2013г.), по уровню интенсивности использования Интернета–24е место[1,2]. Обеспечение модернизации образовательного процесса привело к значительному увеличению расходов на образование. На сегодняшний день поданным мониторингаразличных компаний, в среднем по России:
показатель «Доля учреждений, у которых есть хотя бы один мультимедийный проектор (от общего количества общеобразовательных учреждений)» составляет 91,76%,показатель «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одним мультимедийным проектором (от общей численности учащихся)» составляет 98,3%,показатель«Доля учреждений, у которых есть хотя бы одна интерактивная доска (от общего количества общеобразовательных учреждений)»составляет 74,70%,показатель «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одной интерактивной доской (от общей численности обучающихся)», по Российской Федерациисоставляет 90,34% .В среднем по России выход в сети Интернет на скорости не менее129 Кб/с имеют 69% образовательных учреждений и 59,35% учащихся. Выход в сеть Интернета на скорости не менее 2 Мб/с обеспечен в среднем в 25,86% образовательных учреждений России для 38,98% учащихся. Более 40% образовательных учреждений имеют выход на скорости на скорости не менее 2Мб/с в Нижегородской области, Республике Татарстан, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, г. СанктПетербург, г. Москва, Свердловской области, Челябинской области, Ярославской области, Астраханской области(в мониторинге принимали участие 44 598 образовательных учреждений)[2,3,4]. Общее количество компьютерных классов в образовательных учреждениях России составляет 63120единиц. Общее количество компьютеров равно 1 406 656единиц. В среднем в России на одно образовательное учреждение приходится 1,4 компьютерных класса, на один компьютер 9,5 учащихся. Эти показатели развития ИКТинфраструктуры в школе уже практически догнали среднеевропейские. При этом школы и органы управления образованием столкнутся с вопросами поддержки и развития ИКТинфраструктуры в образовательных целях.В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационныхи телекоммуникационныхтехнологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексовуправления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.Важнейшие задачи информатизации образования[5,6,8]:повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;разработка информационных технологий дистанционного обучения;совершенствование программнометодического обеспечения учебного процесса.В настоящее время в России разработана концепция развития единой информационнообразовательной среды,статьи о формировании которой уже включены в новый закон «Об образовании». Данный документнаправлен на обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального, материального положения семей обучающихся, самих обучающихся, а также обеспечение максимально равной доступности образовательных программ всех ступеней образовательного процесса. В немопределяются цели, задачи, основные направления функционирования, архитектура и результаты развития единой информационной образовательной среды[1,7]. Новые формы работы в данной среде предполагают видоизменение и сокращение персональных контактов преподавателя и учащегося, в связи с этим актуальны задачи создания качественных электронных образовательных ресурсов, а также технологий и методик их использования.При проектировании возникают проблемыорганизации виртуального образовательного пространства на новом информационном уровне. Основной задачей на этом уровне становится обеспечение целостности образовательной информационной среды. Существуют трудности вовлечения работников образования в создание такой среды. Практический опыт показывает, какие усилия требуются, чтобы ориентировать преподавателей организаций образования на создание собственных информационных ресурсов. Большинство педагогов очень консервативны. Однако, это качество обуславливает трудности с внедрением принципиально новых методов работы. В процессе формирования готовности педагогов к использованию средств ИКТ в обучении школьников еще большим тормозом, чем консерватизм преподавателей, является инертность организационной структуры учебных заведений. В доказательство этого утверждения достаточно сослаться на пробелы в деятельности администрации школ, приводящие к недостаточности времени у преподавателей для работы по информатизации учебного процесса, нехватке соответствующего учебновспомогательного персонала, дефициту одобрения и поощрения новаторской конструктивной деятельности учителей.Нередки случаи, когда достаточно квалифицированные специалисты, занимающиеся управлением образованием, не видят необходимости выработки политики и стандартов по отношению к обучению с использованием средств ИКТ и придерживаются негативной позиции невмешательства. Задача наполнения среды информационными ресурсами учебного назначения является сегодня самой важной и проблематичной.Создание электронного образовательного ресурса –это сложный процесс интеграции описания изучаемой предметной области со специальными дидактическими приемами и информационными технологиями. Все три составляющие тесно связаны друг с другом. Богатые презентационные возможности компьютера позволяют использовать в образовательном ресурсе развитые дидактическиесредства, к которым педагоги практически не готовы. Одним из таких средств взаимодействия является ведение блогов. Блоги –сетевые дневники Сетевые дневники –блоги –получили широкую известность во «всемирной сети» благодаря американскому проекту LiveJournal.com в середине 90х годов[2]. В русскоязычной части Интернета этот проект получил название «Живой журнал» или «ЖЖ» и стал самым популярным блогсервисом в первом десятилетии XXI века.Автор такого дневника может оставлять короткие заметки, выстроенные в определенном хронологическом порядке. В отличие от личного дневника, который ведется, прежде всего, для себя, в сетевом дневнике автор старается привлечь к своим записям внимание наибольшего числа читателей. Неслучайно самые популярные блоги, насчитывающие десятки тысяч читателей, приравниваются к средствам массовой информации. Автор блога публикует в сети свои заметки или творческие работы и рассчитываетполучить отзывы от своих читателей, иногда сознательно провоцируя их на это. Тогда блог может стать дискуссионной площадкой или средой общения. Другая платформа –набирающий популярность сервис Blogger (http://blogger.com), на которой создается блог, позволяет размещать на страницах блога текстовую, графическую, да, практически, любую мультимедийную информацию. На страницах блога можно разместить ссылки на интернетресурсы и даже интегрировать туда различные внешние приложения –флешролики, новостные ленты, тренажеры, тесты, гаджеты и т. д.Blogger –это очень удобный и универсальный инструмент, позволяющий сделать свой блог необычайно привлекательным для пользователей всех категорий: для детей, подростков, взрослых читателей. Серьезный материал здесь удачно можно совместить с учебным, занимательным и игровым. Сейчас в интернете насчитывается более 30 миллионов блогов, и их число увеличивается ежесекундно. Зная, что цель создания любого блога –передать информацию от автора к читателям, перечислим главные, на наш взгляд, причины, влияющие на быстрый рост популярности сетевых дневников.Вопервых, простота при создании блога и легкость публикации материала.Вовторых, легкость в организации и обеспечении интерактивного взаимодействия между авторами и читателями; возможность создания сетевых сообществ. Втретьих, растущая доступность интернета и быстрота распространения информации.Можно создавать профессиональные блоги, которые будут иметь непосредственное отношение к предмету: к уроку, секции, к методике преподавания, к классному руководству, к подготовке учащихся к экзаменам, к работе с родителями, коллегами.Современная типология образовательных блогов может быть представлена следующим образом[2,3].Блог одного урокаили темы может содержать как основной,так и дополнительный текстовый, аудиоили видеоматериал, подобранный педагогом в сети. Блог учителяпредметника–коллекция учебного материала, тематическая коллекция. С годами работы каждый педагог создает огромное количество авторских разработок. Это презентации, сборники заданий и тестов, листовки, методические рекомендации ученикам и коллегам.Через блог педагоги имеют возможность отфильтровать учебный материал, перенаправить нужные информационные потоки на свой блог, создав необходимый образовательный контент.Технология создания блога позволяет разместить на собственных вебстраницах коллекции авторских учебных материалов (аудиои видеоматериалы, ссылки на нужные и интересные сайты, текстовые материалы, задачи, практические работы, материалы для подготовки к ЕГЭ и прочее). Блог класса или блог классного руководителяможет стать «доской информации» для учеников и их родителей. Такой блог может содержать фотоальбомы классных мероприятий, дискуссии и обсуждения различных тем, планы, полезные ссылки. Блог –учебный проектможет быть полезен ученикам в проектной или исследовательской работе. Вопервых, здесь могут быть размещены все инструкции и этапы работы над проектом, ссылки на полезные ресурсы и приложения, которые могут быть востребованы в работенад проектом. Вовторых, это может стать местом для публикации отчета –результатов работы учеников. Кроме этого, на страницах блога всегда можно организовать дискуссию (через комментарии). Блог ученика или электронная тетрадь ученика. Это электронное пространство учащегося, где он может размещать собственные материалы: презентации, рисунки, творческие домашние задания. Такой блог создается учеником и может быть продемонстрирован учителям. У ученика появляется возможность:–опубликовать свою работу в электронном виде;–предъявлять отчет (или результат работы) в широком спектре форматов, в которых он может быть выполнен;–для творческого самовыражения (за счет публикации материалов своего увлечения или творчества);–не использовать дополнительные электронные носители;–доступа к материалам вне школы в любое время.Такой блог может стать электронным портфолио учащегося, где будут не только выполненные домашние задания, но и материалы обо всех достижениях ученика, его интересах, электронные инструментыдля его общения с друзьями. Блог позволяет расширить образовательное пространство ученика. Школа перестает быть единственным источником учебной информации, происходит изменение учебной среды. Появляются другие «пространства», где учащимся будет предоставляться возможность получать навыки общения и сотрудничества, поведения в обществе. Блог для дистанционной поддержки ученика. Это блог, созданный для учащихся, временно не посещающих школу или находящихся на домашнем обучении. Особенность таких блогов состоит в том, что они ведутся несколькими педагогами и содержат учебный материал по нескольким предметам. Это может быть базовый учебный материал для самостоятельного изучения или материал повышенного уровня сложности, материал для расширения кругозора. Интерактивные тесты, опросы, созданные с помощью сервисов Google, позволят фиксировать результаты их выполнения учащимся, проводить проверочные и контрольные работы дистанционно. Педагогический блог –это новая образовательная реальность. Главное: ведение педагогом блога может и должно стать способом самовыражения и одним из приемов осознания собственной профессиональной компетентности. Начав создавать свою блогосферу, педагоги сами начнут моделировать альтернативное образовательное пространство.
Ссылки на источники1.Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации http://minobr.govmurman.ru/opencms/export/sites/minobr/.content/docs/GLAS/koncepciya_eios.pdf2.http://www.pandia.ru/text/77/195/40596.php3.Максимова Н.А. Электронные средства учебного назначения /Ученые записки ИИО РАО. 2008.№27. С. 251252.4.Андреева А.В., Максимова Н.А. Проблемы формирования информационнообразовательной среды учебногозаведения / Информатика и образование. 2012.№8. С. 9091.5.Максимова Н.А. Система формирования технологической культуры учителя / Современные проблемы науки и образования. 2013.№1. С. 2666.Максимова Н.А. Методические особенности изучения дисциплины «аудиовизуальные технологии обучения информатике» / Информатика и образование. 2009.№3. С. 9799.7.Максимова Н.А.Технологическая культура учителя: принципы формирования с использованием инновационных технологий LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrüсken, Germany, 2012. С. 205.8.Anna Victorovna Andreeva, Elizaveta Nikolaevna Mazhar and Natalya Aleksandrovna Maximova. Some Aspects of Implementation of Information Technologies in the Teaching Process /MiddleEast Journal of Scientific Research 19 (1): 1923, 2014
Maksimova Natalya AleksandrovnaPhD, Smolensk state University, Smolensk, RussiaRutabaga@yandex.ruPedagogical blogs in the informationeducational space of the educational institutionThe paper highlights the modern perception of such a concept as informationbased educational space and draws the latest statistics on the implementation of information technologies in the process of education. It also examines the main concepts which make up the framework of building up a unified integrated informationbased educational environment. Current tendencies in the development of the modern society as well as its clearly marked informatization account for an arising need for a more extensive implementation of information technologies in the field of education. These days any educated person regardless of their professional occupation needs to have sufficient skills of working with various electronic means to process and transfer information. In the circumstances when there is an evident need for a more active and extensive implementation of innovative educational technologies, the system of basic and professional education itself acts as an accelerator of the informatization process in the modern society. It also serves as a tool of forming informational culture of any person and any educating specialist of the new formation.Key words:informationbased educational space, pedagogical blog, electronic textbook, system of education, teaching process.
Место педагогических блогов в информационнообразовательном пространстве учебного заведения
Аннотация.В статье излагаются современное видение понятия информационнообразовательной среды, приводится статистика по применению информационных технологий в учебном процессе, рассматриваются основные положения концепции развития единой информационнообразовательной среды. Тенденции развития современного общества, его ярко выраженная информатизация объясняют необходимость все более широкого использования информационных технологий в сфере образования. В настоящее время культурному человеку независимо от его профессии и особенностей деятельности необходимо обладать умениями работы с электронными средствами обработки и передачи информации. Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации.Ключевые слова:информационнообразовательное пространство, педагогический блог, электронный учебник, система обучения, педагогический процесс
Федеральные программы развития образования в Российской Федерации в первом десятилетии XXI века дали мощный толчок развитию ИКТ и информационной среды в образовании, создали элементы общероссийской единой образовательной информационной среды. Это способствовало повышению международных рейтингов России. Так, в международном рейтинге развития ИКТ Россия переместилась с 70го (2007 г.) на 38е место (2012г.); в рейтинге развития Интернета в странах мира –заняла 31е место (2013г.), по уровню интенсивности использования Интернета–24е место[1,2]. Обеспечение модернизации образовательного процесса привело к значительному увеличению расходов на образование. На сегодняшний день поданным мониторингаразличных компаний, в среднем по России:
показатель «Доля учреждений, у которых есть хотя бы один мультимедийный проектор (от общего количества общеобразовательных учреждений)» составляет 91,76%,показатель «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одним мультимедийным проектором (от общей численности учащихся)» составляет 98,3%,показатель«Доля учреждений, у которых есть хотя бы одна интерактивная доска (от общего количества общеобразовательных учреждений)»составляет 74,70%,показатель «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одной интерактивной доской (от общей численности обучающихся)», по Российской Федерациисоставляет 90,34% .В среднем по России выход в сети Интернет на скорости не менее129 Кб/с имеют 69% образовательных учреждений и 59,35% учащихся. Выход в сеть Интернета на скорости не менее 2 Мб/с обеспечен в среднем в 25,86% образовательных учреждений России для 38,98% учащихся. Более 40% образовательных учреждений имеют выход на скорости на скорости не менее 2Мб/с в Нижегородской области, Республике Татарстан, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, г. СанктПетербург, г. Москва, Свердловской области, Челябинской области, Ярославской области, Астраханской области(в мониторинге принимали участие 44 598 образовательных учреждений)[2,3,4]. Общее количество компьютерных классов в образовательных учреждениях России составляет 63120единиц. Общее количество компьютеров равно 1 406 656единиц. В среднем в России на одно образовательное учреждение приходится 1,4 компьютерных класса, на один компьютер 9,5 учащихся. Эти показатели развития ИКТинфраструктуры в школе уже практически догнали среднеевропейские. При этом школы и органы управления образованием столкнутся с вопросами поддержки и развития ИКТинфраструктуры в образовательных целях.В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационныхи телекоммуникационныхтехнологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексовуправления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.Важнейшие задачи информатизации образования[5,6,8]:повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;разработка информационных технологий дистанционного обучения;совершенствование программнометодического обеспечения учебного процесса.В настоящее время в России разработана концепция развития единой информационнообразовательной среды,статьи о формировании которой уже включены в новый закон «Об образовании». Данный документнаправлен на обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального, материального положения семей обучающихся, самих обучающихся, а также обеспечение максимально равной доступности образовательных программ всех ступеней образовательного процесса. В немопределяются цели, задачи, основные направления функционирования, архитектура и результаты развития единой информационной образовательной среды[1,7]. Новые формы работы в данной среде предполагают видоизменение и сокращение персональных контактов преподавателя и учащегося, в связи с этим актуальны задачи создания качественных электронных образовательных ресурсов, а также технологий и методик их использования.При проектировании возникают проблемыорганизации виртуального образовательного пространства на новом информационном уровне. Основной задачей на этом уровне становится обеспечение целостности образовательной информационной среды. Существуют трудности вовлечения работников образования в создание такой среды. Практический опыт показывает, какие усилия требуются, чтобы ориентировать преподавателей организаций образования на создание собственных информационных ресурсов. Большинство педагогов очень консервативны. Однако, это качество обуславливает трудности с внедрением принципиально новых методов работы. В процессе формирования готовности педагогов к использованию средств ИКТ в обучении школьников еще большим тормозом, чем консерватизм преподавателей, является инертность организационной структуры учебных заведений. В доказательство этого утверждения достаточно сослаться на пробелы в деятельности администрации школ, приводящие к недостаточности времени у преподавателей для работы по информатизации учебного процесса, нехватке соответствующего учебновспомогательного персонала, дефициту одобрения и поощрения новаторской конструктивной деятельности учителей.Нередки случаи, когда достаточно квалифицированные специалисты, занимающиеся управлением образованием, не видят необходимости выработки политики и стандартов по отношению к обучению с использованием средств ИКТ и придерживаются негативной позиции невмешательства. Задача наполнения среды информационными ресурсами учебного назначения является сегодня самой важной и проблематичной.Создание электронного образовательного ресурса –это сложный процесс интеграции описания изучаемой предметной области со специальными дидактическими приемами и информационными технологиями. Все три составляющие тесно связаны друг с другом. Богатые презентационные возможности компьютера позволяют использовать в образовательном ресурсе развитые дидактическиесредства, к которым педагоги практически не готовы. Одним из таких средств взаимодействия является ведение блогов. Блоги –сетевые дневники Сетевые дневники –блоги –получили широкую известность во «всемирной сети» благодаря американскому проекту LiveJournal.com в середине 90х годов[2]. В русскоязычной части Интернета этот проект получил название «Живой журнал» или «ЖЖ» и стал самым популярным блогсервисом в первом десятилетии XXI века.Автор такого дневника может оставлять короткие заметки, выстроенные в определенном хронологическом порядке. В отличие от личного дневника, который ведется, прежде всего, для себя, в сетевом дневнике автор старается привлечь к своим записям внимание наибольшего числа читателей. Неслучайно самые популярные блоги, насчитывающие десятки тысяч читателей, приравниваются к средствам массовой информации. Автор блога публикует в сети свои заметки или творческие работы и рассчитываетполучить отзывы от своих читателей, иногда сознательно провоцируя их на это. Тогда блог может стать дискуссионной площадкой или средой общения. Другая платформа –набирающий популярность сервис Blogger (http://blogger.com), на которой создается блог, позволяет размещать на страницах блога текстовую, графическую, да, практически, любую мультимедийную информацию. На страницах блога можно разместить ссылки на интернетресурсы и даже интегрировать туда различные внешние приложения –флешролики, новостные ленты, тренажеры, тесты, гаджеты и т. д.Blogger –это очень удобный и универсальный инструмент, позволяющий сделать свой блог необычайно привлекательным для пользователей всех категорий: для детей, подростков, взрослых читателей. Серьезный материал здесь удачно можно совместить с учебным, занимательным и игровым. Сейчас в интернете насчитывается более 30 миллионов блогов, и их число увеличивается ежесекундно. Зная, что цель создания любого блога –передать информацию от автора к читателям, перечислим главные, на наш взгляд, причины, влияющие на быстрый рост популярности сетевых дневников.Вопервых, простота при создании блога и легкость публикации материала.Вовторых, легкость в организации и обеспечении интерактивного взаимодействия между авторами и читателями; возможность создания сетевых сообществ. Втретьих, растущая доступность интернета и быстрота распространения информации.Можно создавать профессиональные блоги, которые будут иметь непосредственное отношение к предмету: к уроку, секции, к методике преподавания, к классному руководству, к подготовке учащихся к экзаменам, к работе с родителями, коллегами.Современная типология образовательных блогов может быть представлена следующим образом[2,3].Блог одного урокаили темы может содержать как основной,так и дополнительный текстовый, аудиоили видеоматериал, подобранный педагогом в сети. Блог учителяпредметника–коллекция учебного материала, тематическая коллекция. С годами работы каждый педагог создает огромное количество авторских разработок. Это презентации, сборники заданий и тестов, листовки, методические рекомендации ученикам и коллегам.Через блог педагоги имеют возможность отфильтровать учебный материал, перенаправить нужные информационные потоки на свой блог, создав необходимый образовательный контент.Технология создания блога позволяет разместить на собственных вебстраницах коллекции авторских учебных материалов (аудиои видеоматериалы, ссылки на нужные и интересные сайты, текстовые материалы, задачи, практические работы, материалы для подготовки к ЕГЭ и прочее). Блог класса или блог классного руководителяможет стать «доской информации» для учеников и их родителей. Такой блог может содержать фотоальбомы классных мероприятий, дискуссии и обсуждения различных тем, планы, полезные ссылки. Блог –учебный проектможет быть полезен ученикам в проектной или исследовательской работе. Вопервых, здесь могут быть размещены все инструкции и этапы работы над проектом, ссылки на полезные ресурсы и приложения, которые могут быть востребованы в работенад проектом. Вовторых, это может стать местом для публикации отчета –результатов работы учеников. Кроме этого, на страницах блога всегда можно организовать дискуссию (через комментарии). Блог ученика или электронная тетрадь ученика. Это электронное пространство учащегося, где он может размещать собственные материалы: презентации, рисунки, творческие домашние задания. Такой блог создается учеником и может быть продемонстрирован учителям. У ученика появляется возможность:–опубликовать свою работу в электронном виде;–предъявлять отчет (или результат работы) в широком спектре форматов, в которых он может быть выполнен;–для творческого самовыражения (за счет публикации материалов своего увлечения или творчества);–не использовать дополнительные электронные носители;–доступа к материалам вне школы в любое время.Такой блог может стать электронным портфолио учащегося, где будут не только выполненные домашние задания, но и материалы обо всех достижениях ученика, его интересах, электронные инструментыдля его общения с друзьями. Блог позволяет расширить образовательное пространство ученика. Школа перестает быть единственным источником учебной информации, происходит изменение учебной среды. Появляются другие «пространства», где учащимся будет предоставляться возможность получать навыки общения и сотрудничества, поведения в обществе. Блог для дистанционной поддержки ученика. Это блог, созданный для учащихся, временно не посещающих школу или находящихся на домашнем обучении. Особенность таких блогов состоит в том, что они ведутся несколькими педагогами и содержат учебный материал по нескольким предметам. Это может быть базовый учебный материал для самостоятельного изучения или материал повышенного уровня сложности, материал для расширения кругозора. Интерактивные тесты, опросы, созданные с помощью сервисов Google, позволят фиксировать результаты их выполнения учащимся, проводить проверочные и контрольные работы дистанционно. Педагогический блог –это новая образовательная реальность. Главное: ведение педагогом блога может и должно стать способом самовыражения и одним из приемов осознания собственной профессиональной компетентности. Начав создавать свою блогосферу, педагоги сами начнут моделировать альтернативное образовательное пространство.
Ссылки на источники1.Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации http://minobr.govmurman.ru/opencms/export/sites/minobr/.content/docs/GLAS/koncepciya_eios.pdf2.http://www.pandia.ru/text/77/195/40596.php3.Максимова Н.А. Электронные средства учебного назначения /Ученые записки ИИО РАО. 2008.№27. С. 251252.4.Андреева А.В., Максимова Н.А. Проблемы формирования информационнообразовательной среды учебногозаведения / Информатика и образование. 2012.№8. С. 9091.5.Максимова Н.А. Система формирования технологической культуры учителя / Современные проблемы науки и образования. 2013.№1. С. 2666.Максимова Н.А. Методические особенности изучения дисциплины «аудиовизуальные технологии обучения информатике» / Информатика и образование. 2009.№3. С. 9799.7.Максимова Н.А.Технологическая культура учителя: принципы формирования с использованием инновационных технологий LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrüсken, Germany, 2012. С. 205.8.Anna Victorovna Andreeva, Elizaveta Nikolaevna Mazhar and Natalya Aleksandrovna Maximova. Some Aspects of Implementation of Information Technologies in the Teaching Process /MiddleEast Journal of Scientific Research 19 (1): 1923, 2014
Maksimova Natalya AleksandrovnaPhD, Smolensk state University, Smolensk, RussiaRutabaga@yandex.ruPedagogical blogs in the informationeducational space of the educational institutionThe paper highlights the modern perception of such a concept as informationbased educational space and draws the latest statistics on the implementation of information technologies in the process of education. It also examines the main concepts which make up the framework of building up a unified integrated informationbased educational environment. Current tendencies in the development of the modern society as well as its clearly marked informatization account for an arising need for a more extensive implementation of information technologies in the field of education. These days any educated person regardless of their professional occupation needs to have sufficient skills of working with various electronic means to process and transfer information. In the circumstances when there is an evident need for a more active and extensive implementation of innovative educational technologies, the system of basic and professional education itself acts as an accelerator of the informatization process in the modern society. It also serves as a tool of forming informational culture of any person and any educating specialist of the new formation.Key words:informationbased educational space, pedagogical blog, electronic textbook, system of education, teaching process.